У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тематический план курса Литературная и музыкальная жизнь России XIX века Тема I

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Тематический план курса

«Литературная и музыкальная жизнь России XIX века»

Тема I. Русский салон - феномен русской культуры XIX века

    Введение. Предмет и структура курса. XIX век - «золотой век» русской культуры. Развитие национальных литературных, музыкальных и театральных традиций. Особенности литературной и музыкальной жизни. Выдающиеся произведения литературы, музыки и драматического искусства. Выдающиеся деятели отечественной литературы и искусства. Роль русского салона в истории отечественной культуры. Салон сегодня как одна из форм учебной работы.

    История возникновения и развития салонов до XIX века. Возникновение и развитие салонов в России. Салон в отечественной культуре первой трети XIX века. История возникновения и развития салонов до XIX века (Древняя Греция, Рим, Византия, Франция).

    История дворянства как социокультурного слоя России от петровских времен до первой трети XIX века. Возникновение и развитие салонов в России.

    Признаки русского салона как социокультурного феномена. Структура и функции русского салона. Русский салон и его значение в русской культуре. Эстетическая, литературная, музыкальная, театральная и досуговая функции русского салона. Основные виды русского  салона  (на примере салонов Москвы первой трети XIX века). Салоны в литературной жизни Москвы  начала XIX века, философские салоны в Москве, литературно-философский салон госпожи А.П. Елагиной (1789-1877), литературно-музыкальный салон княгини З.А. Волконской (1792-1862), музыкальный салон графа М.Ю. Виельгорского (1788-1856).

Тема II. Пути русской поэзии, народного творчества и русского романса в XIX веке

    Значение русской классической поэзии. Ведущая роль поэзии в развитии литературного процесса. Периодизация русской поэзии XIX века. Влияние сентиментализма, романтизма и реализма на поэтическое творчество. Литературные общества в России. Личность и творчество К.Н. Батюшкова (1787-1855), И.А. Крылова (1769-1844), В.А. Жуковского (1783-1852), А.С. Пушкина (1799-1837), Е.А. Баратынского (1800-1844),  М.Ю.  Лермонтова (1814-1841), А.В. Кольцова (1809-1842), Ф.И. Тютчева (1803-1873), А.А. Фета (1820-1892), Н.А. Некрасова (1821-1878).

    Влияние народного творчества на русских поэтов. Поэтические и песенные формы народного творчества. Выдающиеся русские фольклористы А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, П.В. Киреевский, А.Н. Пыпин, А.Ф. Львов, И.Б. Прач.

    Русский романс в XIX веке, богатство жанровых разновидностей русского романса, взаимосвязь русской поэзии и русского романса.

    М.И. Глинка (1804-1857) - создатель классического русского романса. Романсы А.С. Даргомыжского (1813-1869), соратника и продолжателя дела Глинки. Романсы А.Л. Гурилева, А.Е. Варламова, А.А. Алябьева, П.А. Булахова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского.

Тема III. Исторические особенности отечественной прозы, симфонической и камерно-инструментальной музыки XIX века

    Отечественная проза XIX века. Значение русской классической литературы. Просветительство в литературе начала века, влияние классицизма, полемика по вопросам языка в художественной прозе, возникновение  романтического направления, литературные истоки русского романтизма, становление реализма. Литературные жанры прозы первой половины XIX века. Личность и творчество Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

    40-50-е годы, славянофильство и западничество. Отражение в русской литературе проблем исторических судеб России в спорах славянофилов  и  западников. Русская литературная критика (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев). Особенности литературной жизни России второй половины XIX века. Личность и творчество А.И. Герцена, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

    Симфоническая и камерно-инструментальная музыка русских композиторов XIX века. Обзор музыкальной культуры XIX века. Возникновение в первой половине XIX века классической русской музыкальной школы  как явления мирового художественно-исторического значения. Развитие и демократизация музыкальной жизни в первой половине XIX века. Воздействие передовой русской литературы  на  все области русского искусства, создание и развитие классической школы русской музыки в тесной связи с классической русской литературой. Великое историческое значение творчества М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Историческое значение «Камаринской» и «Вальса-фантазии» М.И. Глинки в русской симфонической музыке. Петербургская и Московская композиторские школы. Выдающаяся роль композиторского объединения «Могучая кучка». Симфонии и камерная музыка Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.А. Балакирева, произведения для симфонического оркестра М.П. Мусоргского. Симфоническое и камерно-инструментальное  творчество П.И. Чайковского (симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, программные сочинения). Произведения В.С. Калинникова, А.С. Аренского. Начало творческой деятельности С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина. Обзор сочинений русских композиторов для фортепьяно. Расцвет русской исполнительской школы, концертного исполнительства, музыкальной критики и нотоиздательства. Историческое значение  русского  классического симфонизма, особенно симфонического творчества П.И. Чайковского, для развития симфонической музыки в мировой музыкальной культуре.

Тема IV. Развитие драматургии и оперного наследия русских авторов в связи с развитием русского театра XIX века

    Русская драматургия XIX века (обзор).

    Русский театр в культурной жизни России, его достижения в организации театрального дела, виды театров России того времени, создание официальной сцены, частные театры, в том числе провинциальные. Театральная политика правительства, система двойной цензуры, ограничение гражданских прав актера, иностранные труппы в России, утверждение театральной монополии. Театральные центры России, Московский Малый театр, его открытие в 1824 году. Связь Малого театра с передовой общественной мыслью эпохи, («второй Московский Университет»),  Петербургский Александринский театр 1832 года. Оперные театры (Московский Большой и Петербургский Мариинский театры).

    Театр в начале XIX века: влияние роста национального самосознания на развитие русской культуры, различные тенденции в развитии театральной жизни, значение войны 1812 года для развития русского театра, репертуар театра, героико-патриотические и гражданские темы в драматургии, трагедии В.А. Озерова (1770-1816), своеобразие неоклассицистской трагедии Озерова, трагедия «Дмитрии Донской» и ее значение для русского театра времени Отечественной войны 1812 года. Развитие комедии в этот период. Различные течения в русской комедии первой четверти XIX века. Комедии И.А. Крылова «Модная лавка» и «Урок дочкам» - лучшие произведения русской сатирической драматургии начала XIX века. Консерватизм комедий А.А. Шаховского (1777-1846). Развитие салонной дворянской комедии и водевиля. Виднейшие представители этого жанра комедии (Н.И. Хмельницкий, А.И. Писарев). Актерское искусство А.С. Яковлева (1773-1817) и Е.С. Семеновой (1786-1849). Особенности творчества Е.С. Семеновой, оценка творчества актрисы А.С. Пушкиным.

   Декабристы и театр. Роль А.С. Грибоедова в развитии русского театра. Комедия в стихах «Горе от ума» и ее роль в истории русского реалистического театра. А.С. Пушкин и его роль в развитии русского реалистического театра. Драматургия А.С. Пушкина. Влияние трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина на развитие русской драмы.

    Романтическая драма и мелодрама, водевиль. Н.В. Гоголь и театр. «Ревизор» - сатирическое  изображение общественного строя России того времени. Русская реалистическая драматургия второй половины XIX века. Значение творчества А.Н. Островского в развитии русского реалистического театра. Творчество А.В. Сухово-Кобылина и А.К. Толстого (историческая линия драматургии) - значительная веха русского театра. Л.Н. Толстой и его влияние на русский театр. Драматургия А.П. Чехова - новый этап развития реалистической драматургии.

    Русская опера в XIX веке. Основополагающее значение опер М.И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» в истории русской классической оперы. Опера А.С. Даргомыжского «Русалка». Ведущее положение жанра оперы в творчестве русских композиторов второй половины XIX века.




1. 65 Таможенное дело на установочную сессию -2013 2014 учебный год-
2. Список рекомендуемой литературы по курсу «Ботаника»-
3. Человеку и его потребностям Предмет и назначение дисциплины Человек и его потребности Филосо
4. БЭСМ-6
5.  Сутність потреб та їх роль у розвитку суспільства
6. САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТАЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
7. Контрольная работа- Міжнародні інтеграційні обьєднання
8. композитор мы другие Не пишем музыки хотя
9. Доклад- ММ Ковалевский Природа социологии и Понятие генетической социологи и ее метод
10. Тактический план
11. Реферат Організація суспільного та громадського моніторингу кому Потрібна така ініціатива
12. Реферат- Инвестирование в человеческий капитал
13. ЛЕКЦИЯ 24ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
14. Дніпропетровськ- Дніпропетровський державний університет внутрішніх справ 2008
15. Семенов Юрий Павлович
16. калибровочное оборудование
17. Экономика фирмы 2012 Теоретикометодологические основы экономической науки Общественное разделе
18. Лабораторная работа 4- Принципы решения неструктуризованных проблем
19. Женское здоровье Ответьте пожалуйста на ниже перечисленные вопросы которые помогут составить наиболе
20. Учет основных средств