Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Муниципальное образовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Реферат
по литературе
Тема поэта и поэзии в творчестве
А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Подготовила
выпускница 9 класса Б
Пермякова Яна
Руководитель
Халяпина Л.Н.
Первомайский 2010
ПЛАН
I.Вступление
1. Вступление..…………….……………………………………………...2
2. Слово об А.С.Пушкине..……….……………………………………..3
3. Страница биографии М.Ю.Лермонтова...………………………...5
II.Основная часть
1. Образ поэта в лирике Пушкина……………………………………..6
2.Образ поэта в лирике Лермонтова ………………………………....8
3.Поэтический венок великим гениям поэзии...………………...…11
III.Заключение
1.Выводы ………………………………………………………..……….14
2.Информационные ресурсы ………………………………………...15
Вступление
XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в очень сложных проблемах действительности.
В своем необъятном творчестве эти поэты затрагивали много тем, но особенно нужно выделить проблему поэта и поэзии.
А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности.
Эти поэты почти современники. Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года. Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30-е годы. “Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, происшедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым”1 писал А. И. Герцен. Поэтому у этих поэтов, живших в разные исторические эпохи, были свои особенности в постановке жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.
Страница биографии Александра Сергеевича Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.
Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».
После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году закончил поэму «Руслан и Людмила» первое крупное произведение.
За эпиграммы, вольные стихи, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинев, Одессу. Во время этой ссылки им были написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».
В 1824 году Пушкин был отправлен в северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его друзья, туда Пущин привез Пушкину «Горе от ума», находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, узнал и об их казни.
4 сентября 1826 года Николай I неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой. Уже в 1328 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.
В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.
15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». Пушкин сотрудничал в журнале «Современник», был его редактором, общался с Белинским, Гоголем, с художниками.
Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.
Страница биографии Михаила Юрьевича Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) русский поэт. Родился М.Ю.Лермонтов в семье офицера, воспитывался бабушкой.
Для Михаила Юрьевича после домашнего образования началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения поэта. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За стихотворение «Смерть поэта» был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано стихотворение Лермонтова «Бородино» к годовщине сражения.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”. За дуэль с Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.
Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Произведения Лермонтова «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник» считаются одними из лучших.
В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли настигла Лермонтова смерть.
Образ поэта в лирике Пушкина
Тема поэта и поэзии остро волновала А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Эта тема раскрывает назначение поэта в обществе, его роль в жизни своего народа.
Пушкин поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом?
По словам Пушкина, поэт избранник и провидец, должен своим творчеством пробуждать сознание народа, уметь жертвовать собой во имя своего народа.
Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении "Пророк (1826 год). Это была тяжелая для поэта пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов.
Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку является посланник Бога:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Явление "шестикрылого серафима" в "Пророке" помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия.
Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.
Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность. Наконец настает момент наивысшего духовного подъема: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Взамен "грешного" языка серафим вкладывает в уста пророка "жало мудрыя змеи", а вместо сердца вдвигает "угль, пылающий огнем". Поэт-пророк слышит голос, повелевающий ему:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Пушкин приходит к выводу, что стать истинным поэтом - пророком можно лишь отказавшись от мирских страстей и желаний, от земных благ и комфорта, полностью посвятив себя духовному совершенствованию, служению народу и Богу. Стихотворение «Пророк» создаёт образ идеального поэта, глашатая высоких помыслов, божественных идей пророка. Несомненно, образ пророка шире образа поэта, но истинный поэт, в понимании Александра Сергеевича, всегда пророк. Он не принадлежит себе, он исполняет волю Бога. Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.
Для Пушкина поэзия искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.
В стихотворении “Поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта.
В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей это оковы, мешающие проснуться его душе.
Проблема взаимоотношений певца чувств и общества очень важна для Пушкина, так как он сам поэт, который хочет донести людям прекрасное, сделать их серую жизнь цветной. Но вместе с тем он понимает, что в суете его талант, его благородная цель может погибнуть как сорванный и брошенный цветок. Именно поэтому первая часть стихотворения написана в таком пессимистическом настроении. Понять все чувства автора читателю помогают эпитеты, яркие и точные, н6есущие огромную эмоционально-смысловую нагрузку. Например, «суетный свет», «хладный сон»,»детей ничтожных
Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем:
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может всех ничтожней он.
А вторая часть это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.
Но все-таки, как бы ни различны были части стихотворения, в каждой из них Пушкин утверждает идею о том, что поэт это необычный человек, живущей своей, ни на чью не похожей жизнью и обладающий сложной, но вместе с тем прекрасной судьбой. Недаром Пушкин сравнивает душу поэта с пробудившимся орлом сильной, гордой и бесконечно свободной птицей…
Творчество Александра Сергеевича Пушкина продолжил М.Ю. Лермонтов. Во всех его стихотворениях чувствуется трудное взаимопонимание общества и творца. Михаил Юрьевич очень переживал о будущем своей современности, которая не хотела принимать его таким, какой он есть. Лермонтов осуждал людей и обвинял их в смерти А.С. Пушкина. Этот конфликт очень ярко отразился в стихотворении "смерть поэта", написанном вскоре после гибели Александра Сергеевича.
По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречён на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и погибает.
Пушкин погиб, потому что «Восстал он против мнений света…». Светское общество не понимает «его свободный, смелый дар». Лермонтов сравнивает Пушкина с Ленским из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
…И он убит и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…
Лермонтов этим стихотворением хочет показать, что в смерти Пушкина виновато светское общество, которое не понимало Пушкина, когда он был ещё жив. Но потом Лермонтов пишет:
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Вторая часть стихотворения это ответ на суждения тех, кто оправдывал убийц поэта:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов...
Лермонтов верит, что если не земной суд, то «божий суд»» накажет тех, кто оправдывал убийц поэта:
Лермонтов уважал Пушкина и брал с него пример, и не испугался написать это стихотворение, хотя знал, что может быть наказан.
Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов. Его творчество отражает эпоху после поражения восстания декабристов, крушения прежних иллюзий и надежд. Вот почему в поэзии Лермонтова звучит разочарование, тоска, сознание одиночества.
Лермонтовский «Пророк» написан в 1841г. Всего 15 лет отделяют лермонтовского «Пророка» от пушкинского. Но в нем ощутимо дыхание николаевской реакции. Общественный подъем сменили всеобщие подавленность и уныние.
Лермонтовский «Пророк» есть художественное воплощение трагизма целой эпохи.
Лермонтова пророк изначально владеет знанием небес:
С тех пор как вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока
Но эти высшие знания вызывают у людей только злобу:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Поэт бежит от непонимания общества в пустыню:
Посыпал пеплом я главу,
Из города бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи.
Лишь на лоне природы поэт находит отдых и успокоение.
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Поэт-пророк гоним. Единственное, что увидели в пророке, так это гордыню, но это неверно. Даже старцы детям говорят:
Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Написанное за несколько месяцев до смерти стихотворение «Пророк » оказалось пророческим для самого Лермонтова. Он погиб на дуэли, и его «чистые ученья» ушли с ним, но нам остались стихи, рассказывающие о непростой, порой трагичной жизни «одинокого» странника.
Поэтический венок Пушкину и Лермонтову
«При имени Пушкина, - сказал Н.В. Гоголь, - отчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»2.
В Пушкине русский человек явился как прообраз будущего. Потому-то, ссылаясь на слова Гоголя о том, что Пушкин есть единственное и чрезвычайное явление русского духа, Достоевский прибавлял и пророческое: «Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы…»3
Проводя в начале XX века итоги почти столетнего уже послепушкинского развития литературы, горький назвал Пушкина началом всех начал.
Недаром критик Аполлон Григорьев заявлял: «Пушкин наше все».
Никто лучше самого поэта не определил его эстетического универсализма:
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!
Достоевский сказал: «…в европейских литературах были громадной величины художественные гении Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, он народный поэт. Потому-то Пушкин во многом оказался для нас и школой мировой духовной жизни. Своеобразной всемирной энциклопедией, вместившей Овидия и Анакреона, Шекспира и Гете, Шенье и Байрона, Саади и Гафиза»4.
Белинский и Лермонтов одновременно учились в Московском университете; конечно, они встречались в аудиториях, но познакомились не сразу (только в 1837 году). Они тогда не нашли общего языка и друг другу не понравились. Но это не помешало Белинскому положительно оценить напечатанное в 1838 году поэмы Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» и «Тамбовская казначейша».
Стихотворения Лермонтова не соответствовали тогдашним идеям критика, но они тем не менее поразили своей поэтической мощью. Именно Лермонтов, как писал в статье «Замечательное десятилетие» П.В. Анненков, «забросил в душу Белинского первые семена того позднейшего учения, которое признавало, что время чистой лирической поэзии, светлых наслаждений образами, психическими откровениями и фантазиями творчества миновало и что единственная поэзия, свойственная нашему веку, есть та, которая отражает его разорванность, его духовные немощи, плачевное состояние его совести и духа»5. Принятая Белинским формула Гегеля «Все действительное разумно», начала разваливаться под мощным воздействием таких стихотворений, как «Дума». Белинский со всей своей открытостью и страстью принял все новое, повеявшее на него от нового русского поэта.
«Боже мой! Каков роскошный талант! Право, в нем таится, что-то великое»6,- писал Белинский А.А. Караевскому. «Черт знает страшно сказать,- писал он В.П. Боткину в 1840 году,- а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт, и что Пушкин умер не без наследника7».
Суждения Белинского о Лермонтове настолько верны и глубоки, что до сих пор являются руководящими в историко-литературном изучении великого поэта.
«Недалеко то время, говорил Белинский о Лермонтове, когда имя его станет народным именем»8. Эти слова Белинского сбылись.
В круг окружения Лермонтова входил Вяземский Петр Андреевич. Ему нравились многие стихи Лермонтова, он понимал, какое значение имеет Лермонтов для русской литературы, но близких отношений между ними не сложилось. Стихи, которые Лермонтов написал на гауптвахте, - «Журналист Читатель и Писатель»9 - Вяземскому показались «прекрасными». Есть мнения, что в лице Читателя Лермонтов изобразил Вяземского.
Вяземский признавал в Лермонтове «великое дарование», но недооценивал его поэзию, считая ее «русским и слабым осколком Байрона»; по его мнению, Лермонтов «увлекательно и благозвучно» повторял Пушкина. И все же, когда Лермонтов погиб, Петр Андреевич занес в свою записную книжку следующие слова: « В нашу поэзию стреляют удачнее, чем в Людвига Филиппа: вот второй раз что не дадут промаха»10. Так Вяземский справедливо провел параллель между гибелью Пушкина и гибелью Лермонтова.
Заключение
Стихи о поэте и поэзии занимают особое место в русской поэзии. В них высказано гораздо больше, чем размышления мастеров о своем высоком искусстве. В этих стихах отношение русской поэзии к действительности, к государству, к миру, ко времени: история осознания поэтом своего места в обществе.
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, эти поэты ставят и разрешают следующие вопросы: какими духовными чертами должен обладать поэт, какова роль поэта в обществе, в чем сущность самого процесса творчества, каким должно быть отношение поэта к окружающему миру, в чем заключаются его заслуги перед обществом. Оба поэта убеждены в том, что необходимым условием творчества является свобода. Размышления Лермонтова и Пушкина о роли поэта и поэзии сыграли важную роль в формировании взглядов их последователей. Стихи о поэте и поэзии занимают особое место в русской поэзии. В них высказано гораздо больше, чем размышления мастеров о своем высоком искусстве. В этих стихах отношение русской поэзии к действительности, к государству, к миру, ко времени: история осознания поэтом своего места в обществе.
Информационные ресурсы
М.:Детская литература, 1982
1 http://www.litra.ru
2 Флоринский С.М. Русская литература учебное пособие для 9 класса средней школы М.:Учпедгиз, 1963
3 Афанасьев В.В., Боголепов П.К. Тропа к Лермонтову М.:Детская литература, 1982
4 5 6 7Флоринский С.М. Русская литература учебное пособие для 9 класса средней школы М.:Учпедгиз, 1963
5
6
7
8 Чистова И.С. М.Ю. Лермонтов М.:Правда, 1988
9 http://www.litra.ru
10 Флоринский С.М. Русская литература учебное пособие для 9 класса средней школы М.:Учпедгиз, 1963