Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема 8. Культура Древней Греции
1. Под античностью принято понимать греческо-римские древности, получившие свое развитие с начала I тыс. до н. э. по V в. н. э. На достижениях античной культуры основана вся европейская цивилизация. В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония, они на века определили европейские каноны красоты. Чувство порядка и меры важнейшее для античности. Идеал античности свободный, гармонически развитый, прекрасный духом и телом гражданин. Расцвет в Древней Греции института гражданства в VIIV вв. до н. э. стал одновременно и золотым веком античной культуры, ее классикой.
Античная культура отличалась глубоко светским характером. При всем значении почитания богов в античном мире не религия, а само общество санкционировало существующий строй и этику. Античная культура была ориентирована не на царей и приближенных, а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива. Поэтому античная культура глубоко гуманна, она прославляет и возвеличивает человека.
В развитии истории и культуры Древней Греции принято выделять следующие периоды:
1. Гомеровский период (ХІІХ вв. до н. э.)
2. Архаический период (VIII VI вв. до н. э.)
3. Классический период (VIV вв. до н.э.)
4. Эллинистический период (конец IVI вв. до н.э.)
2. Главным источником наших знаний о гомеровском периоде выступают поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" (IXVIII вв. до н. э.). В основе этих памятников мировой литературы лежит сказание о походе греков в Трою. Но содержание этих эпических памятников не ограничивается только событийной стороной. В них находит отражение и греческий моральный кодекс. Гомер много внимания уделил и мифологии.
Мир греческих богов напоминал мир людей с идеалами греческой аристократии. Верховным правителем выступал Зевс. Кроме него божественной силой обладали и другие олимпийские божества: Гера, Аполлон, Артемида, Афина, Гестия, Деметра, Аид, Гермес, Посейдон, Арес, Дионис и Афродита. Со временем у греков появилась тенденция восхищаться и богоподобными героями Агамемноном, Аяксом, Гераклом и др.
Наиболее распространенным видом изобразительного искусства была вазовая роспись, где господствовал геометрический стиль. Образцами этого стиля являются дипилонские вазы, надгробные амфоры, найденные в Афинах (IX в. до н. э.). Узор на этих памятниках представлен геометрическими фигурами, а также персонажами и сценами из гомеровского эпоса.
Существенные изменения в Древней Греции происходят в архаическую эпоху. В этот период формируются основы классического рабства, системы денежного обращения и рынка, возникают основные формы политической организации полис, концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. В VIIIVI вв. до н. э. зародились этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы античности, а также такие основные феномены античной культуры, как философия и наука, ведущие литературные жанры, театр, ордерная архитектура и Олимпийские игры.
В VII в. до н. э. возникла система ордеров, т. е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструкции. Постепенно определились художественные особенности 2 ведущих архитектурных ордеров: дорического и ионического. Дорический ордер получил распространение в Южной Греции и отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой капителью, стремлением к монументальности, мужественности. Для ионического ордера характерно легкое изящество, прихотливость линий, капитель имела форму, похожую на рога барана. Дорические храмы этого периода храм Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Ионические (почти все уничтожены) святилище Артемиды в г. Эфесе, храм Геры на о. Самое, Аполлона в Дидимах (Малая Азия).
В скульптуре этого периода выделяется несколько обобщенных скульптурных типов. Это так называемые "куросы" (юноши), именуемые архаическими Аполлонами. До наших дней дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная статуя Аполлона из Теней. Женские статуи назывались "корами" (девушками) их изображали в длинных ниспадающих одеждах.
Совершенствуется вазовая роспись. Господствующими в этот период являлось два стиля: чернофигурный стиль на светлом фоне изображали черные фигуры (ваза Эксекия "Ахилл и Аякс, играющие в кости"); краснофигурный стиль светлые фигуры на темном фоне ("Эвтимид и Эвфрония"). На вазах изображают сцены из мифологии и повседневные занятия. Ощущается стремление художников к реализму в изображении, к гармонии между изображенными фигурами и формой сосуда.
3. Высшей точки культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н. э. Центр культурной жизни греческого мира переместился в Афины. Но время расцвета Афин продолжалось недолго, вскоре Афины вступили в войну со Спартой и проиграли ее. Поражение Афин отразились на общекультурной ситуации во всей Греции.
В этот период развиваются наука, театр, литература, а архитектура и скульптура достигают наивысшего расцвета. Ни один из периодов не дал в истории Греции такого количества мыслителей, как классический. Воплощением мудрости V в. до н. э. стали философы Анаксогор из Клазомены, родоначальник учения об атомах Демокрит из Абдеры, Сократ, избравший ради истины смерть, а также “отец истории” Геродот.
Театр занимал особое место в жизни греков, он выступал общественным институтом и выполнял воспитательные функции. Театральные представления зародились в связи с культом бога Диониса. Во время праздника Великих Дионисий в VI в. до н. э. стали ставиться сценки из мифов, которые сопровождал хор сатиров. Эти театральные действа стали зачатком трагедий. В V в. до н. э. появляются комедии. Славу греческой трагедии принесли три афинских драматурга Эсхил (“Персы”, “Прикованный Прометей”), Софокл и Еврипид. Расцвет комедии был связан с творчеством Аристофана (“Всадники”).
В архитектуре окончательно сложился классический тип храма (с одним рядом колонн по периметру). С 445427 гг. до н. э. в Афинах был воздвигнут архитектурный ансамбль Афинского акрополя, ставший символом античной Греции. Строительными работами руководил скульптор Фидий. Центральный храм акрополя Парфенон. Его создателями являются Иктин и Калликрат.
В ионическом ордере построен храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея Эрехтейон.
В скульпторе стремятся к передаче сложного человеческого тела. Утверждение человеческого достоинства и величия человека. Идеал человеческой личности был воплощен Фидием в статуе Зевс Олимпийский. Всемирно известен “Дискобол” скульптора Мирона. Огромное влияние на дальнейшее развитие скульптуры оказал Поликлет, создатель теории о пропорциях человеческого тела, которая сформулирована в его трактате “Канон”. Идеалы Поликлета нашли воплощение в мощных, величественных образах “Дорифора”, “Раненой амазонки”.
В Афинах основал свою школу ученик Сократа Платон. Среди учеников Платона незаурядностью мышления выделялся Аристотель, который выступил автором самостоятельного философского учения.
4. Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форму политической организации и социальной жизни народов Средиземноморья, Передней Азии. Начало этой эпохе положили походы Александра Македонского на Восток. Центрами этой культуры являлись острова Эгейского моря (Родос, Делос), Пергам в Малой Азии, Антиохия в Сирии и Александрия Египетская.
Искусство эпохи эллинизма приобрело более, светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и городов. А. Македонский основывал города, названные Александриями. Они имели прямоугольную форму и рациональную планировку. Особое развитие получает строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали от палящего солнца и от дождя. Афинская агора (рыночная площадь) была окружена тремя новыми портиками. Возникают каменные театры в Дельфах, Пергаме, Сиракузах. Спецификой эллинистической культуры считается появление нового типа зданий библиотек (в Александрии, Пергаме, Антиохии) и сооружений научно-практического уровня (Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах).
Скульптура оставалась в этот период неотъемлемой частью архитектурного убранства городов. Традиции Скопаса унаследовала одна из замечательных статуй эллинизма Ника Самофракийская. Особой славой пользовалась скульптурная группа "Лаокоон", изваянная мастерами Агесандром, Афинодором, Полидором (I в. до н. э.).
В начале нашей эры эллинистическая культура была унаследована римлянами, покорившими эллинистические государства во III вв. до н. э., затем Византийской империей, арабами, и вошла в золотой фонд общечеловеческой культуры.