Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- Педагогическая теория ЖанаЖака Руссо 17121778гг План- Общественнополитиче

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Тема:                      Педагогическая теория Жана-Жака Руссо (1712-1778гг)

План:

  1.  Общественно-политическое положение во Франции в середине XVIII века.
  2.  Жизненный путь Руссо, его социально-политические  и философские взгляды.
  3.  Педагогическая теория свободного воспитания человека.

Основной труд – «Эмиль или о воспитании» (1762г.)

Капиталистический строй складывался во Франции еще задолго до буржуазной революции 1789-1794г.г. В стране, в основном аграрной, во второй половине XVIII века широко распространилась капиталистическая мануфактура. Но феодальные отношения сильно препятствовали развитию капитализма. Все население страны делилось на 3 сословия:

  1.  Духовенство, обладавшее громадными землями. Оно было свободно от уплаты налогов и имело свой суд.
  2.  Дворянство, собственники значительной части земли.
  3.   Крестьянство (большая часть), ремесленники, рабочие, городская беднота и купцы, фабриканты, банкиры, занимавшие руководящие позиции.

Все они находились в оппозиции к феодальным порядкам. Буржуазия (с колебаниями), но присоединилась к мощному народному движению и возглавила его выступления против короля, привилегий духовенства и дворянства, сословной системы воспитания.

Народное движение оживило писателей, ученых. В своих сочинениях они громили феодальное мировоззрение, разбивали официальные религии задолго до наступления революции. Но после захвата власти буржуазия перешла в наступление против трудящихся.

Французские просветители верили в могучую силу воспитания. Они верили, что воспитав нового человека, они тем самым пересоздадут весь мир. Просвещение уничтожит ложь, предрассудки, невежество.

Жизнь Руссо. Родился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика. Систематического образования не получил, много скитался во Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий. В 30 лет приехал в Париж и познакомился с лучшими представителями интеллигенции – философами и публицистами. В 1749г. Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро он написал такую работу, в которой с критикой обрушился на культуру и науку феодального

2

общества, социальное неравенство. За эту работу получил премию академии. В 1755 году появляется его работа «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в которой причиной неравенства он называет частную собственность. В 1762году появляется работа «Общественный договор», в которой обосновал право народа на свержение самодержавия. Он доказывает, что неравенство росло вместе с цивилизацией. Руссо бичует тиранию, гнет эксплуататоров и доказывает, что власть, не отвечающая интересам народа, незаконна, она нарушает первоначальный общественный договор, по которому люди добровольно передали некоторые свои права ими же выбранным властям, обязанным служить народу.

В 1762 году выходит роман-трактат «Эмиль или о воспитании». В нем он показал путь воспитания свободного человека нового, т.е. буржуазного общества. Буря негодования со стороны аристократов и духовенства обрушилась на Руссо. Его книга была публично сожжена на одной из площадей Парижа, а Руссо бежал за границу. Лишь незадолго до смерти, больной и разбитый физически и морально, он вернулся на Родину. В 1778 году он умер.

Социально-политические и философские взгляды. Идеал Руссо – мелкобуржуазная трудовая собственность и общественное устройство, основанное на труде каждого с прогрессивным налогом на богатых. Рассматривая вопрос о восприятии окружающего мира, он рассуждал как сенсуалист: нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, через органы чувств. Он отрицал официальную религию, но был сторонником «религии чувства», полагая, что каждый человек свободен верить по-своему. Он стоял на позициях религиозного деизма. Все, что выходит из рук творца – хорошо, но это сам человек вырождает. Человек испорчен современным обществом, поэтому воспитывать человека надо вдали от него, на «лоне природы». Существование людей должно поддерживаться личным трудом. Человек должен жить плодами своих трудов, ценить свою свободу и защищать ее. Детей тружеников воспитывать не надо, они уже воспитаны самой жизнью. Надо перевоспитывать феодалов, аристократов. Поэтому его Эмиль из знатной семьи.

Главную цель воспитания Руссо видел в формировании, прежде всего человека. Он пишет: «Выходя из моих рук, молодой человек не будет ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком, который, который, как бы ни перемещала его с места на место судьба, он всегда будет на своем месте» (стр.205-206).

3

Дети должны воспитываться естественно, свободно, сообразно с природой. В воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности, т.е. сообразовываться с законами физического, умственного и нравственного развития.

Воспитание можно получить из трех источников: 1) от природы (воспитание идет путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств); 2) от людей (это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов); 3) от вещей (это собственный опыт человека, приобретенный им от вещей, с которыми он сталкивается). Правильным будет воспитание, когда эти три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Направляющую роль он отводил учителю, который должен организовать все окружение, всю среду, чтобы они подсказывали определенное решение. Принуждение допускать нельзя.

Рядом с естественным воспитанием Руссо ставил и свободное воспитание, т.к. одно их первых естественных прав человека – свобода. А человек с рождения и до смерти испытывает стеснение, принуждение. Руссо пишет: «Человек гражданин родится, живет и умирает в рабстве: при рождении его затягивают в свивальник, по смерти заколачивают в гроб; пока он сохраняет человеческий образ, он скован нашими учреждениями». Он выступает против схоластики с ее зубрежкой и телесными наказаниями и требует уважать личность ребенка.

Руссо, исходя из принципа природосообразности, делит жизнь своего воспитанника на четыре периода: 1) от рождения до 2-х лет – в центре внимания в этот период должно стоять физическое развитие ребенка и его закаливание. Задача этого периода – научить ребенка есть, ходить, говорить. Лучше будет, если его  мать, а не кормилица, займется его вскармливанием, и если воспитанию младенца будет уделять внимание и отец. Он пишет: «Если у матери слишком мало здоровья, чтобы быть кормилицей, то у отца окажется слишком много дел, чтобы быть наставником. Дети, удаленные, разбросанные по пансионам, по монастырям, вынесут оттуда привычку ни к чему не быть привязанными». Младенца не следует крепко пеленать, т.к. импульс внутренних частей тела, стремящегося к росту, встречает непреодолимое препятствие. Ребенок действует бесполезные усилия, которые истощают его силы и замедляют их развитие. До 2-х лет через ощущения ребенок получает огромное количество информации об окружающем мире. Первые ощущения детей чисто аффективные (положительно или отрицательно эмоционально окрашенные) – они

4

ощущают только удовольствие или страдание. Т.к. они не умеют ходить, брать предметы, т.е. в начале жизни не могут иметь ощущений с характером представлений о размерах, форме окружающих вещей, то повторение аффективных ощущений приводит к их закреплению в привычку. Поэтому  с ранних лет надо приучать детей к виду новых предметов, даже безобразных, отвратительных, причудливых животных, с тем, чтобы он не боялся пауков, жаб, змей и т.п. Таким же образом ребенка надо приучать не бояться масок и темноты (иначе они будут плакать и кричать, как только окажется в темноте, т.е. закрепится аффективная реакция. Не нужно в этот период формировать у него каких-то привычек, он должен «быть господином самого себя».

Кроме того, ребенок, начинающий говорить, должен слышать только такие слова, которые может понять, и говорить толь такие, которые может выговорить членораздельно. Поэтому не следует ребенка торопить говорить, - он сам хорошо научится говорить по мере того, как почувствует полезность этого. Дети, которых торопят при обучении говорению, имеют невнятный выговор. У ребенка не должно быть больше слов, чем идей. Руссо пишет: «Одною из причин, почему ум крестьян вообще более точен, чем ум городских жителей, я считаю то обстоятельство, что словарь их не так обширен. У них мало идей, но они отлично их сопоставляют».

2) от 2-х до 12-ти лет (период «сна разума»). По мнению Руссо из всех человеческих способностей труднее и позже всего развивается разум. Поэтому правило Локка рассуждать с детьми, он считает неприемлемым. В этот период следует развивать «внешние чувства». А браться за разум – значит «начинать с конца, из работы делать инструмент, нужный для этой работы» Также в этот период ребенку недоступны нравственные ценности. Лишенный нравственного мотива в своих поступках, ребенок не может сделать ничего такого, что было бы нравственно злым и заслуживало наказания. Поэтому не следует заставлять ребенка просить прощения. Отвергая наказания, он выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если, например, он сломал стул, не ругайте его, но и не спешите дать ему другой. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если разбил стекло, пусть лучше мерзнет, если еще раз разбил стекло, то можно запереть его в темной комнате. Это не будет наказанием, а естественным последствием его поступка.

Нельзя учить детей ничему тому, в чем они не видят непосредственного для себя интереса. Чтение – бич детства. Руссо был против обучения чтению в этот период без желания ребенка. Заинтересовать чтением ребенка можно,

5

путем написания пригласительных записок на какое-то интересное мероприятие. Если ребенок в этот период научился читать, пусть первой и единственной книгой его будет «Робинзон Крузо», герой которой был предоставлен самому себе и развивался свободно. Т.е. учить ребенка в прямом смысле этого слова в этот период не следует. По мнению Руссо, из всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Именно их в это время и следует упражнять. Упражнять чувства – это не только значит пользоваться ими: это значит учить хорошо судить с их помощью. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду, т.е. развивает «внешние чувства».

3) с 12-ти до 15 –ти лет – это период умственного воспитания, удовлетворения интеллектуальных запросов и трудового обучения. При выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка. А его интерес направляется на то, что он видит, и поэтому его интересуют география, астрономия, природоведение. Руссо развивал  оригинальную методику получения этих знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Он ставит Эмиля в положение исследователя, открывающего научные истины (пример с изучением местоположения леса к северу от Монморанси стр.223). Помимо умственного воспитания в этот период, по Руссо, необходимо осуществлять трудовое воспитание, т.к. физический труд – это обязанность общественного человека. Руссо пишет: «Богатый или бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин – это плут». Труд должен удовлетворять ряду требований:

1) ремесло должно создавать не предметы роскоши, а общественно полезные вещи (поэтому он против обучения Эмиля лакированию, позолоте, написанию музыки, сочинительству книг и т.п.);

2) ремесло должно быть совместимо с достоинством человека;

3) ремесло должно соответствовать полу воспитанника;

4) ремесло не должно действовать отупляющее, оно должно состоять не из автоматических движений (вязание), а требовать расчетов и работы ума.

Свободный человек должен владеть различными видами ручного труда. Прежде всего это ремесло столяра. Оно опрятно, полезно, упражняет тело, требует от работника ловкости и изобретательности. Эмиль может быть башмачником и мостить большие дороги, заниматься сельскохозяйственным ремеслом. Но более глубоко Эмиль должен изучать одно ремесло, а все остальные только поверхностно. Обучая Эмиля ремеслу, следует один или два раза в неделю оставлять его у мастера на целый день. Он должен встать в один час с ним, прежде него приниматься за работу, за его же столом есть,

6

работать по его указаниям и, поужинав с его семьей, возвращаться спать на свою жесткую постель. Трудовое обучение и воспитание необходимо только для детей имущих классов. Дети же ремесленников получают трудовое воспитание дома, в семье.

Итак, к 15 годам Эмиль обладает знаниями естественных и чисто физических наук, трудолюбив, воздержан, терпелив, исполнен мужества, но он одинок и рассматривает себя без отношения к другим.

4) от 15 лет до вступления в брак. С этого периода следует начинать нравственное воспитание. Для этого Эмиль возвращается в город,  т.к. нравственное воспитание может проходить только в обществе. Отдельные нравственные моменты в Эмиле уже заложены. Руссо ставит задачей нравственного воспитания – воспитание человека, который:

1) обладает любовью ко всем остальным людям («Научите вашего воспитанника любить всех людей»);

2)не признает сословных привилегий и предрассудков («Человек один и тот же во всех сословиях).

Что надо воспитывать в человеке, чтобы он отвечал этим требованиям?

- воспитывать добрые чувства («воспитание сердца»).

Для этого надо знакомить  Эмиля с горем, бедой людей. Чтобы у него не притупилась чувствительность к человеческому горю. Эти картины человеческих бедствий не должны быть непрерывными. Человек должен совершать добрые, нравственные поступки, направленные на помощь этим людям. Благодаря этому возможно «воспитание доброго сердца на добрых примерах». Не должно быть никаких нравоучений при воспитании сердца.

- воспитание добрых суждений.

Эта задача выполнима при изучении истории. Особое внимание должно обращаться на биографии великих людей и четкое изучение фактов истории.

- воспитание доброй воли. 

Средствами развития доброй воли являются упражнения в деятельности. Это может быть помощь обездоленным. Эмиль должен постоянно совершать добрые дела.

Религиозное воспитание. До 16-17 лет ребенку ничего не говорим о религии. До этого возраста он не привык к абстрактному мышлению, и не поймет вопросов религии. И т.к. он жил до этого времени в деревне, то ничего не знает об элементах религиозного культа. С 16 лет он начинает задумываться о целесообразности в природе, у него просыпается «голос совести». Он сам приходит к осознанию высшей воли. Она представляется ему как некий высший разум, который создал мир и который управляет этим

7

миром. Во времена Руссо даже такие мысли были прогрессивными и кощунственными. Он преследовался католической церковью. 15-18 лет – это период бурь и страстей. В этот период Руссо уделяет внимание половому воспитанию. Надо устранять все то, что может преждевременно возбуждать половое чувство (книги эротического содержания, праздное препровождение времени) Юноша должен много заниматься физическим трудом. Руссо рекомендует охоту как физическое занятие на воздухе (ум занят объектом охоты, а тело естественно утомляется). Необходимо также соблюдать некоторые гигиенические требования – не носить тесную одежду, что может привести к повышенной чувствительности. Половое просвещение – также средство полового воспитания. Надо так вести воспитание ребенка, чтобы у него до определенного времени не возникало вопроса – откуда берутся дети? Если же такой вопрос возникнет, то лучше резко остановить его, но не обманывать. Воспитатель не должен допускать, чтобы ответы на подобные вопросы он узнавал на стороне. Все половое воспитание он должен осуществлять сам. В 15-18 лет Эмиль должен общаться только с мужчинами, контактов с женщинами не должно быть.

Воспитание женщины. Этот вопрос Руссо рассматривает на примере воспитания идеальной женщины Софии – будущей жены Эмиля. Пятая книга трактата Руссо посвящена женитьбе Эмиля и Софии. Назначение женщины в обществе – рожать детей, заниматься хозяйством, создавать семейный уют и счастье мужчин. Виды воспитания женщин:

  1.  физическое воспитание. Цель – помочь женщине стать красивой и грациозной и чтобы она могла рожать детей;
  2.  нравственное воспитание. Надо развивать кротость, послушание, умеренность, вежливость и опрятность.

Никаких серьезных занятий женщина не должна уметь и знать, т.к. некоторые науки чужды природе женщины и некоторые не соответствуют назначению женщины. Руссо считает, что женщина должна иметь ум приятный, но без блеска, основательный, но без глубины. София не читала ничего, кроме 2-х книг, которые ей подвернулись под руку, и не должна читать. Она должна интересоваться только мнением света. София руководствуется общественным мнением, а Эмиль – полезностью. Женщина должна подчиняться авторитетам, а Эмиль все должен изучать сам. При воспитании Софии в детстве авторитет матери – главное. Затем – авторитет отца, а потом – мужа. София испытывает отвращение к кухне, не любит она и огорода. В замужестве София может воспринять прогрессивный взгляд на мир у своего мужа. Но, тем не менее, она на протяжении всей своей жизни подчинена мужу.




1. Тема- Поиск алгоритма минимальной длины для исполнителя
2. задание к зачёту по дисциплине Введение в инженерное образование Выпол
3. . Поиск предпочтительной структуры акционерного механизма развития производства В главе 1 была показана мн
4. У акулы зубыклинья - Все торчат как напоказ
5. это понимание предвидение и управление поведением людей в рамках организаций Начало теории управлени
6. Наука и жизнь 2005.
7. тема гражданского права Понятие и значение системы гражданского права
8. Эластичность спроса и предложения
9. Общая характеристика группы пространственных искусств; их отличие от временных искусств
10. Реферат- Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети
11. Варианты ответов 1 Элементарной единицей информации является; А
12. Как лечебный метод электростимуляция известна давно.html
13. Новаторство драматургии Чехова
14. Реализм и антиреализм- теоретико-познавательный аспект
15.  Государственное управление как вид социального управления
16. Реферат- Физиологическая основа ощущений
17. Романский архитектурный стиль
18. Завещание
19. Диккенс Чарлз
20. Я дико извиняюсь но Индекс КК - 443028 УК находится в 33 доме это с обратной стороны напротив 32 дома