Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Статья рассматривает- диффузию государственных отношений в которых использовалась техника создания трад

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ОТ ИЗОБРЕТЕНИЯ ТРАДИЦИИ К ЭТНОГРАФИИ

ГОСУДАРСТВА: ПОДКАМЕННАЯ ТУНГУСКА,

1920-Е ГОДЫ

Цель статьи: смещение фокуса истории этнографии от «изобретения  традиции»  к  этнографии  государства. Исследование предела государства и жизни за этим пределом как государственной категории.

Предмет статьи: «этнографическая  правильность» в том виде, как она понималась в советской этнографии тех лет.

Статья рассматривает:  диффузию государственных отношений, в которых  использовалась техника создания традиции (текстуальные и политические приемы, характеризующие социальную организацию, этнографии, и государства на Севере тех лет).  Диффузия основана  на микроисторическом анализе  архивных материалов Комитета Севера – обсуждения «Временного положения  об  управлении  туземных народностей и племен Северных окраин» 1926 года и проектов земельно-водного устройства этих народностей на расширенном пленуме Комитета в 1928 году.

Одна из центральных проблем - конструирование этнографической подлинности и отношения власти между этнографами и объектами их изучения.

Главный фокус статьи: государство как отношение принимает форму знания, причем не просто информации о размерах населения или поголовья оленей, а знания о природе социальных отношений и экономики народов Севера, которое в процессе государственного  строительства  вырабатывает  и  себя  концептуально и эмпирически.

Содержание статьи:

  1.  рассмотрение заметок экспедиции Суслова на Подкаменную Тунгуску в 1926 году как окно в социальную жизнь этой этнографической перспективы.
  2.  обращение к  тем  этнографическим дискуссиям, которые  стояли  за наиболее интересными документами Комитета Севера – за «Временным положением об управлении туземных народностей и племен Северных окраин» 1926  года  и  обсуждением  земельно-водного  устройства  этих  народностей на расширенном пленуме Комитета Севера в 1928 году.
  3.  если отражение жизни такой, «как она есть», в этнографической и преобразовательной практике того времени следует считать не столько отражением, сколько созданием социальной реальности, то какова эта создаваемая реальность? Каковы социальные взаимоотношения и иерархии, создаваемые при помощи таких практик наблюдения, описания и надзора?

Процесс создания образа прошлого на примере фотографии

На фотографии, сделанной в 1926 году на берегу реки Подкаменная Тунгуска,  притоке  Енисея, Иннокентий  Суслов, запечатлел участников  эвенкийского  традиционного  танца (исполнялся по случаю общинных собраний кочевых родов эвенкских охотников и оленеводов). Фото не является «этнографически правдивым»: не  убрана брезентовая палатка, и фигура М. И. Ошарова находится в центре хоровода, фотограф Гричихин убрал с негатива и брезент, и фигуру Ошарова. Получился негатив этнографически правильный.

Данный снимок и комментарии – это один из ярких примеров того, какими приемами достигалось этнографическая правильность. Убирается брезентовая палатка – предмет слишком «современный» и не соответствующий образу традиций культуры. Главной мишенью редактирования являются видимые в оригинале приметы постановочности самого события.

С  какой  точки  зрения происходит  это редакторская правка реальности? В данном случае эта точка зрения одновременно и чисто описательная, и преобразовательная. В поле ее внимания не просто этнографические факты, но и новый общественный строй.

Как соотносились этнографическая и преобразовательная перспективы в экспедиционной практике Комитета Севера? Как понимать этнографически иерархии между преобразователями и преобразуемыми в их отношении к иерархиям между исследователями  и  исследуемыми –  этнографами  и  их  информантами? Они  разделялись  по  принципу  исторической  динамики: «первый снимок – нетронутая традиционная культура, второй – советское строительство»; при этом они составляли и единое целое, поскольку задачей  Комитета  было  создать  советские  институты  таким  образом, чтобы они органически соответствовали общинным и эгалитарным традициям народов Севера. Социальная организация эвенков уже была социалистической, требовалось преобразовать первобытный коммунизм в научный коммунизм («этнографический принцип социальных реформ»). Реформы Комитета Севера в этом смысле можно считать антропологической деятельностью, а его антропологию – реформаторской.

Утопия сообщества, построенного согласно науке, представляет собой воображаемое будущее, то эта точка в прошлом – своеобразная «утопия наоборот», или «ретротопия». Такой ретротопией и кажется деятельность Комитета Севера. Картина редактирования и прямого преобразования реальности с целью получения  этнографической  подлинности находится в противоречии с репутацией этого Комитета в российской этнографии. В целом, советская политика по отношению к народам Сибири считается вмешательством в их жизнь в целях модернизации  и  контроля.

Иной взгляд на деятельность Комитета Севера: этнографическая правильность институтов советской власти создавалась представителями Комитета такой техникой редактирования и избирательного видения, которая очень похожа на редакцию фотографии Суслова, а участие местного населения в этих институтах было инспирированным и постановочным. Любой  этнографический факт избирателен и любая реальность избыточна по отношению к этому факту. В данном конкретном случае мы имеем сочетание этнографической ретротопии – видения того, «как было раньше» с  видением  того, «как  должно  быть» в будущем.

В 1920-е годы мы видим начала тех форм огосударствления жизни коренных народов Сибири, которое достигает  кульминации  в  позднесоветское  время,  когда «охотник»  или «чум работница»  становятся  формой  государственного  трудоустройства – да и государство вообще принимает особую и, как видно с позиций сегодняшнего дня, преходящую форму тотального трудоустройства.

Государство существует  в форме «перекочевок»  или  экспедиций,  которые  пересекаются  с  маршрутами  перекочевок  эвенков в точках, где воплощается практика новой государственности (органы советской власти переставали существовать, как только реформаторы покидали данный район, и  возобновлялись  во  время  следующей поездки).

Родовые советы на бумаге

В  экспедиционных  материалах  Суслова  большое  место  отведено созданию новых органов власти. Изображение создаваемых им местных советов также отредактировано, и фигура преобразователя также устранена с первого плана.

Рассматривается отчет о родовом собрании (суглане) на Стрелке-Чуне, фактории на Подкаменной Тунгуске выше Бакита, который Суслов провел в 1926 году. Социальная геометрия этого собрания представляет собой круг (обозначает коллективное собрание и родовую общину в целом). Суслов находится в центре, но в то же время и как будто вовне его. Здесь происходит объективизация видения, которое как бы не имеет автора – это «Реальность» с большой буквы. Суслов сам вел протокол заседания, но и из протокола нельзя точно сказать, где был он сам во время собрания или какую роль он играл. Аудитория самого изображения, а не изображенное собрание или танец эвенков, здесь и является объектом советизации. Советская идентичность этой аудитории поддерживается обеими практиками – чтением статьи и разглядыванием фотографии.

Далее рассматривается социальная геометрия означаемого – то, что репрезентировалось. Родовые советы и этнографические описания традиционной социальной структуры строились согласно родовой общинной организации народов Севера. Суслов подчеркивает, что  роды Чемдаль, Куркагир и Панкагир «не  административные управы, а кровные роды, первые два – местные на Подкаменной Тунгуске, Панкагиры – чужие, в этом причина их «этнографических» различий, поэтому роду Панкагир следовало создать совет отдельно от двух других.

Эвенкийские кровные роды были давно интегрированы в т.н. «административные роды», или «родовые управы», созданные царскими властями в целях выплаты пушной подати. Все три рода образовывали единую «Кежмскую волость» (основа общей местной идентичности), «кровная»  родовая идеология была под контролем местной элиты (этот административный слой местных социальных отношений, а также имущественное расслоение и считались тем налетом современности, от которого традиционная родовая организация должна была быть очищена  подобно  тому,  как  современные  предметы  могли  быть  удалены с фотографии традиционного танца; решение этой проблемы должно было «органически» исходить от самих членов родовых общин).

Персонаж исторического романа, написанного Трошевым, говорит о том, как новая жизнь будет, по сути соответствовать древним эвенкийский традициям. Именно новые советские институты следуют традициям родственной взаимопомощи, а вовсе не те отношения, которые кажутся «родственными», но в центре которых находятся местные богатеи.

Подвергая присвоения «древних» эвенкийских традиций в угоду местным князьям и кулакам политической «редакторской правке», отслаивая и «отчуждая» их, реформаторы воссоздают «старый уклад» в его исконной форме, в то же время создавая базу для советских институтов.

«Этнографический принцип»

«Этнографический принцип» - оставшаяся утопичной, но авторитетная идея опоры на опыт, отраженный в культуре народов Севера, в строительстве нового общества и государства.

Моделируется не только опыт, но и сама этнография, которая в данном примере проговаривается через призму биологии. Эволюционные идеи легко переводимы и на язык классовой структуры нового общества, и, соответственно, марксисткой антропологии. Оленеводы, как представители самых бедных слоев царской империи, - естественные союзники рабочего класса. Будучи наиболее эволюционно «отстающими», они являлись и наиболее социалистически ориентированными.

Этнографическое наследие народничества: отсылка к народническому этнографическому опыту происходит через высказывания Маркса. Русская крестьянская община не является препятствием для социалистического развития, но может служить «точкой опоры социального возрождения в России», однако, для этого она должна быть избавлена от разрушительных влияний, а затем обеспечена нормальными условиями свободного развития.

Эта идея создает условия, при которых становится возможным не разрушение, а охрана органической чистоты традиционных общинных структур.

Создание нового административного деления: родовые советы должны были существовать внутри этнических автономий, а генеалогическое родство, как их основание, было одновременно и «элементарной частицей» общей национальной идентичности. Именно на уровне родовых советов и должна была происходить трансляция тысячелетнего эволюционного опыта в социализм.

Советский дискурс получает возможность включить в себя интеллектуальную генеалогию народничества, а советская этнография моделирует «хождения в народ» и российскую традицию длительного включенного наблюдения.

Способы моделирования: через моральный авторитет политической ссылки моделируется полевой авторитет – этнографическое знание, «свидетельствующее от первого лица». Этнографически подготовленные активисты отправляются на продолжительную работу на север от лица Комитет в кач-ве инспекторов, статистиков и преобразователей. «Каждое путешествие молодого человека по Северу должно стать добровольной ссылкой».

Единство познавательной и преобразовательной практики, стирание границ между объектом и субъектом. «Серьезная работа с туземцами есть не что иное, как настоящее отуземливание в соответствие с курсом партии.»

Государственный подход в этнографии

«Государственная школа»: с т.з. этой школы, эгалитарная сущность общины является не пережитком некоей исконной традиции, предшествующей гос-ву, а напротив, результатом целенаправленного гос-ного строительства и тонкой системы управления через круговую поруку и другие формы коллективной ответственности.

Бытование Указа об управлении инородцев:

  •  Свод положений Указа был принят тунгусами и другими коренными народами «в качестве их национального (обычного) права, хотя такие институты, как инородническая управа и общинные собрания членов рода были созданы в соответствии с управлением крестьян».
  •  Новые реформы делают продукты старых реформ своими. В общем праве, служившем базой для местного самоуправления внутри новой империи, исторически осведомленный этнограф мог бы усмотреть не органическую общину, но свод законов империи, потерпевшей поражение.
  •  «Родственная связь внутри рода совершенно утратилась». Ей на смену пришли территориальные связи, скрепленные целым рядом моментов экономического характера, но также и колониальными административными отношениями. Внутри общины создавалась близость, подобная кровной, родственной связи.
  •  Реакция местного населения на революцию подтверждала основные посылки государственного подхода. Общая идентичность, подкреплявшаяся обязательствами, которые управы накладывали на своих членов, оказывались под угрозой со стороны новых административных реформ или новой власти.
  •  В результате экономического кризиса зависимость «туземных трудовых масс» от «туземных эксплуататоров» еще более возросла, поскольку последние владеют в условиях развала торговли, крупными стадами и заготовленными запасами.
  •  Коренное население разделяется на «бедняков», «середняков» и «кулаков».

Проекты родовых Советов

Проект Д.Лаппо

  •  После устранения царского права и отношений неравенства «на месте» остается территориальная группа.
  •  Вытекает из предпосылок государственного подхода.
  •  Предлагалось создать местные советы среди туземного населения, именно там, где «практический» промысловый коммунизм может быть обнаружен у групп, привязанных к определенной территории.
  •  Эти народы должны были сформировать Советы в соответствии с расположением их миграционных путей, экономических отношений и единства языка.
  •  Основной критерий определения таких «мест» - «экономическое тяготение коренного населения к торговым постам». Они в будущем должны были стать центрами поселения и «культурного развития» кочевых групп.

Критика Суслова

Проект полон этнографических ошибок. Принять его означало бы легитимировать в новых политических условиях власть старых административных форм, в которых личность придавлена авторитетом старших, в которых родовой староста или князец принимался вместо отца с правом взыскания по обычаям племени. Организация родовых советов на основе исторических и этнических данных должны значительно изменить границы районов.

Критика Добровой-Ядринцевой

Следует отличать «кровный» род от «искуственного».

Проводить границы между родами в одних случаях совершенно невозможно, в других затруднительно, если территориальное единство рода и есть, оно формирует временное пространство пересечения: торговые пути – когда отправляются торговать.

Проект Д. Яновича

  •  После устранения царского права и отношений неравенства «на месте» остается кровный род.
  •  Вытекает из предпосылок органического подхода.
  •  Предлагается реконструкция генеалогических родов при деконструкции родов административных. Генеалогический род строится вокруг социального и территориального атома родовой организации – большой семьи.
  •  Органические социальные единицы являются первичным уровнем советской административной сети.
  •  Генеалогический метод как способ создать вторую ступень управления исходя из понятия района кочевания, если индивидуальные хозяйства оторвались от рода.
  •  Родовые советы должны устанавливать и менять правила землепользования, принимать и исключать членов, решать спорные вопросы и организовывать социальную взаимопомощь, поскольку они опираются на уже существующие родовые собщества, составляющие естественные деления туземных северных племен.
  •  Территории, занятые туземными племенами находятся в непосредственном владении Комитета.

Знание и власть формируют единую перспективу, центром которой является единая этнографическая точка зрения Комитет – она же политическая и преобразовательная. Редакции подвергается само этнографическое видение. Проекты редактируются с целью создать этнографическую правильность, которой соответствует некая исконная и естественная социальная организация.

Динамика советскости

Политика этнографической правдивости не имела успеха и очень скоро была вытеснена линией на коллективизацию, которая этнографически опиралась на понятие класса, а не кровного рода.

Сценарий преобразований:

  1.  Утверждение местным население «Временного положения об управлении туземных народностей и племен Северных окраин». Население данной территории приступало к формированию родового Совета, собрания принимали решение о том, что во внутренних вопросах общины родовой Совет и родовой суд будут следовать в соответствии с Временным положением, своему обычному праву. Голосовали за то, чтобы социализировать свой труд в интегральных кооперативах.
  2.  Территориальный раздел района на земли, принадлежащие различным генеалогическим родам. С целью создать территориальную базу для коллективных хозяйств и привести локальную идентичность в соответствие с национальным районарованием, происходившим в то же время.

Внедрение органического социализма было не вполне органическим, а напрямую зависело от подчистки первобытного коммунизма от его непосредственного контекста. Такая редакция выполняла функцию и сокрытия, и демонстрации центра политической власти, воплощенной в одной фигуре этнографа и преобразователя. Появилась жестокая конкуренция за право занять позицию такого центра.

Эвенки пребывали в значительном замешательстве по поводу спешки, с которой их регистрировали и перерегистрировали в различных местных Советах. «Разные начальники» торопились провести столько собраний, сколько возможно, за летний период – самое удобное для поездок время. Агенты Комитета конкурируют с местными властями из зон непосредственного экономического тяготения коренного населения.

Для всех заинтересованных сторон сложность заключалась в том, что организованные родовые Советы фактически исчезали с отъездом реформаторов, что не означало враждебного отношения эвенков к реформаторам.

Советская замена форм местной политической системы формами «научными» привела к еще большей политизации.

Инструкторы из Комитета прибывали, чтобы очертить границы между территориями семей и родов. Действуя в соответствии с линией расширенного пленума Комитета на социалистическое, но при этом органическое землеустройство.

Компания по закреплению территорий семей и родов обнаружила, что население кочует не по определенным маршрутам, а кто где желает. Вместо закрепления по отдельным участкам размечается максимальная зона этого общего пользования землей, что в точности повторяет проект Лаппо, отвергнутый Комитетом. Границы были очень условны.

Без систематической гос. поддержки  Советы распадались так же легко, как и создавались. Сложно было по факту сохранять очевидность генеалогических родов. Попытки ввести структурные принципы традиционного землепользования в структуру местного землепользования провалились.

Последствия:

Попытка опираться в реформах на генеалогические роды, как они представлялись реформаторам, привела к созданию иерархий в преобразуемом населении. Видим здесь как старую родовую элиту, так и новых активистов и этнографов. Сеть иерархий повторяет контуры карты экономического тяготения коренного населения. Но точками тяготения являются точки создания нового административного строя, а политический язык иерархий – язык не только особо понимаемой научной правды, но и обличений и доносов. Что создает новые формы противоборства и конкуренции. Происходит диффузия нового государственного языка.

Неудачи Комитета обнаруживают несостоятельность органического подхода перед марксистским, делают заметными властолюбивый характер и тенденцию демонстрировать собственную значимость у глав родовых советов. Родовой принцип построения Советов не достиг отчуждения старейших и лучших членов рода, но, напротив, создал почву для сохранения прежними лидерами своих полномочий и власти.

Труд в социальных отношениях внутри общины не был товаром, сложно было доказать, что неравенство имело не просто старорежимное, но капиталистическое происхождение.

Решения проблемы:

Относиться к иерархиям внутри общин как к подобным феодальным, когда землевладелец не выплачивает крестьянину заработную плату, но напротив, взимает с него дань.

Рассматривать отношения родственные и гендерные, а также отношения, основанные на обмене дарами, как аналогичные рыночным, скрытые налетом традиционной социальности, но в действительности производные от капиталистических форм эксплуатации.

Социальная структура внутри населения тайги и тундры дублировала модели классовых отношений между тайгой или тундрой с одной стороны, и торговыми факториями, - с другой: коренное население экономически тяготело к таким торговым точкам – так же, как внутри местных сообществ охотники и мелкие оленеводы тяготели к крупным оленьим хозяйствам.

Местные выборы основывались на классовых квотах. Советы были переименованы в туземные и кочевые, а отсылки к обычному праву были исключены из Временного положения. Интегральные кооперативы этого района были преобразованы в Простейшее Производственное Объединение, а позже стали обычными советскими колхозами.




1. местах шаговой доступности
2. Topiclity The smllest unit of informtion is- bit 1 byte is equl to- 8 bits 1 kilobyte is equl to- 1024 bytes 1 megbyte is equl to- 1024 kilobytes 1
3. Метод фиксации потенциала
4. Культура речи современной молодежи
5. Марксистская теория капитала
6. I. МОДЕЛЬ ЭРРОУДЕБРЕ Эта модель была предложена К
7. тематическом лагере участникам предлагалось 10 задач
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ Дисерта
9. Тема- Маркетинг 2013 Выполнил-
10. Аналіз технології виготовлення варених ковбасних виробів і проект мясопереробного підприємства потужністю 3 т виробів за зміну
11. БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
12. Экспертиза и декларирование безопасности опасных промышленных объектов
13. NSI-BOM Z65.11996 Stndrd for Mesuring Floor re in Office Buildings.html
14.  Проверка параметров протокола TCP-IP Сейчас вы используете две утилиты TCP-IP ipconftg и ping для проверки параме
15. ТАЛАНТ2014 г
16. Тема - ПРОЦЕСУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ Выполнил- Студент
17. Тема 6. ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
18. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук ІваноФранківськ.html
19. на тему- Особенности ведения бизнеса иностранными организациями в Нижегородской области на примере компании
20. РАБОТА С ПОЧТОВЫМ КЛИЕНТОМ