Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ФОРМА-ЦВЕТ
Цвет и форма, несмотря на тесное соседство и почти неразлучное единство, все же являются в психологическом смысле антиподами. Форма и цвет воспринимаются раздельно; люди различного возраста и психического склада реагируют на цвет и форму по-разному и ценят их неодинаково. Схематически можно разделить людей на два типа: "рациональный" и "эмоциональный". Первый больше ценит форму, острее на нее реагирует, раньше замечает, второй же лучше воспринимает цвет. Если сравнивать взрослых и детей, мужчин и женщин, "классиков" и "романтиков", то первые окажутся в группе приверженцев формы, вторые - цвета. Среди живописцев всех времен, при всем их многообразии, можно также заметить "колористов" и "неколористов". У первых на почетном месте цвет, у вторых форма, рисунок, композиция, светотень.
Если подойти к проблеме с такой индивидуально-психологической точки зрения, то она сводится к проблеме одаренности мастера и восприимчивости зрителя. В любом стиле живописи есть и были художники, владеющие колоритом. В их произведениях цвет воздействует на зрителя прежде всего и сильнее всего. Форма, композиция, сюжет могут играть в таких произведениях второстепенную роль, будучи малоинтересными или даже банальными.
Цвет и форма могут действовать заодно, быть направленными к одной цели, а могут и вступать в противоречие или конфликт. Говоря конкретно: цвет в живописи или выявляет форму, или разрушает ее.
Вся древняя, средневековая и классическая живопись строилась на предмете формы. Цвет мог играть более или менее значительную роль, но никогда он не разрушал форму и не противопоставлял себя ей. Даже если форма теряла контур - она сохраняла массу, объем, и этот объем выявлялся цветом (барокко). В живописи барокко форма теряет четкость контура под напором экспрессии и динамики.
В романтических стилях живописи связь цвета и формы становится не столь тесной. Цвет проявляет тенденцию к преодолению формы и к автономии, хотя бы неполной. Так было в средневековой живописи, особенно в византийских мозаиках, в русской и византийской иконописи.
Решительная ломка формы цветом началась на заре Новейшего времени, т.е. в конце XIX века. Импрессионисты уже не стремятся к четкости контура (иногда он совсем пропадает), к выявлению объемности. Для них живопись - это прежде всего цвет, превратившийся в свет. Форма - лишь неизбежное поле, на котором размещаются красочные точки. Импрессионисты выпустили цвет на свободу, эмансипировали его от формы, и с тех пор началось победное шествие цвета в искусстве.
Человек XX века, жертва капиталистического способа производства и отчуждения личности. Под внешностью вещей не нужно больше искать ничего - т.к. там ничего и нет, кроме голой функции. С другой стороны, современный (особенно городской) человек не имеет ни досуга, ни стимула к тому, чтобы углубляться в сущность явлений, заниматься трудной мыслительной работой. Он благодарен художнику, если тот покажет ему явление в обнаженном виде, сорвет с него оболочки внешней формы или вообще анатомирует ее. Таким образом, форма окажется уже частично "переваренной" и более готовой к усвоению современным зрителем. Вместе с внешними покровами формы исчезает и подчиненный ей цвет, послушно лежащий на поверхности формы и совпадающий со всеми ее контурами и изгибами. Теперь цвет должен тоже выражать внутреннюю суть вещи или явления. Эта работа ему не трудна - ведь цвет исходит от чувства художника более непосредственно, чем форма, и чувству зрителя он может говорить прямо, минуя логику и рефлексию.
Максимальное уничтожение формы ради цвета достигается в таких течениях живописи, как оп-арт, орфизм, ташизм. Многие приемы, ставшие основными в этих стилях, были уже испробованы футуристами (Балла, Северини). В этих направлениях искусства цвет превращается из средства живописи в ее цель.
PAGE \* MERGEFORMAT 1