Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Правозащитная роль прокуратуры. 4
В нашей области, как и во всей Российской Федерации, используются различные формы правозащитной деятельности. Однако практика доказывает, что наиболее доступным органом для граждан в случае нарушения их прав остается прокуратура. Недавно общаясь по «прямой линии» с читателями «Комсомольской правды» в ее областном представительстве, я лишний раз убедился в этом. Вместо запланированного часа она продолжалась почти три. Жители области* жаловались на исполнительную власть, милицию, на волокиту в судах и просто консультировались по самым разным вопросам. Значит, прокуратуре верят, рассчитывают на ее помощь и защиту.
06 этом же говорит и тот факт, что ежегодно растет число обращений граждан в прокуратуру. О динамике роста таких обращений свидетельствуют следующие цифры; в 1994 г. - 14 тыс., 1995 г. - 16 тыс., 1996 г. 18 тыс. Каждое третье из них удовлетворено. Для сравнения: в судебные инстанции области поступило жалоб на незаконный арест, действия должностных лиц, административные взыскания и т. д. менее 2,8 тыс.
Конечно, люди жалуются не от хорошей жизни. Причиной тому неудовлетворительное состояние экономики, ошибки и просчеты в социальной политике, правовой нигилизм тех, от кого зависит исполнительская дисциплина на предприятиях, в регионе, в государстве в целом.
Удельный вес обоснованных жалоб растет. Например, по общенадзорным вопросам в 1994 г. таковой была каждая пятая, а в 1996 г. каждая третья. За этот же период утроилось, а по сравнению с 1995 г. удвоилось число судебных исков прокуратуры в интересах слабо защищенных слоев граждан. В 1996 г.
их было 1637, т. е. более половины всех исков, направленных прокуратурой в суды.
Чаще всего нарушается налоговое, земельное, жилищное, трудовое, административное законодательство, а также законы, предусматривающие предоставление льгот гражданам. Нередко издаются правовые акты, неправомерно ограничивающие права и свободы граждан, устанавливаются не предусмотренные законом штрафы, налоги, сборы.
Так, администрацией Саратова было издано постановление «О взимании платы за экологический ущерб и проезд по дорогам автотранспорта, не зарегистрированного в Саратовской области». Поскольку постановление противоречило Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека независимо от места жительства, а также ряду федеральных законов, прокуратурой оно было опротестовано.
В апреле текущего года в адрес губернатора области внесено представление о фактах нарушения законодательства в части предоставления права бесплатного проезда отдельным категориям граждан (инвалидам 3 группы, ветеранам труда); представление рассмотрено, права этих лиц восстановлены.
По вопросам, связанным с нарушением жилищных прав граждан, направлено в суды более 100 исковых заявлений, по невыплате заработной платы 1 тыс. исков.
В 19951996 гг. судами области рассмотрено 230 гражданских дел, связанных с нарушением законодательства о социальной защите престарелых, инвалидов, детей-инвалидов, 40 °о из них возбуждены по искам прокуроров. За 4 месяца текущего года в интересах наиболее незащищенной части населения (престарелых, больных, инвалидов, несовершеннолетних) предъявлено более 160 исков.
Как .известно, прокуратура посредством надзора за органами следствия и дознания обеспечивает про-
цессуальные гарантии гражданам при задержании, применении мер пресечения, привлечения их к уголовной ответственности. Каждая четвертая жалоба по этому виду надзора признана обоснованной.
Безусловно, жесткие меры по борьбе с преступностью необходимы. Но они не должны приниматься с нарушением закона и ущемлять права подозреваемых или обвиняемых. Это наша принципиальная позиция. Бесспорно, она не всегда вызывает объективную реакцию у тех, за чьей деятельностью мы осуществляем надзор. Приходится убеждать и словом, и делом, что перед законом все равны. В 1995 г. в отношении работников милиции было возбуждено 29 уголовных дел в связи с избиением граждан, в 1996 г. ~ 33. Увеличение их числа связано, по моему мнению, не с тем, что противоправные действия милиции получили более широкое распространение, скорее, это следствие активизации прокурорских мер.
Благодаря прокурорскому реагированию наметилась положительная тенденция к снижению в области числа лиц, освобожденных вследствие неподтверждения подозрения.
Сегодня можно констатировать, что защита прав подозреваемых и обвиняемых законодательно обеспечена. К сожалению, этого нельзя сказать о защите прав свидетелей и потерпевших. До настоящего времени не принят этот актуальнейший закон. Не защищены законом и иные лица, содействующие уголовному процессу. Чтобы изобличить преступника, от них требуется сегодня большое мужество. И это надо признать открыто. Потерпевший, свидетель, зачастую запуганный угрозами со стороны преступного мира, попросту боится давать показания. И бесполезно предупреждать об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний человека, которому мы не можем гарантировать физическую защиту жизни и здоровья. Думаю, что это государственная проблема и она заслуживает рассмотрения на самом высоком уровне. Мы же пытаемся привлечь к ней внимание в регионе через средства массовой информа-
ции. В последнее время стали достаточно активно использовать местную печать, радио, телевидение для надзора за соблюдением прав и свобод граждан.
Во-первых, отслеживаем в них факты, требующие проверки и принятия мер прокурорского реагирования. О результатах, как правило, сообщаем в редакцию.
Во-вторых, используем возможности средств массовой информации для обращения граждан к нам с. сообщениями о таких фактах. Например, в местной газете было опубликовано письмо из колонии с комментарием журналиста о тяжелом положении осужденных, больных туберкулезом. Провели проверку. Результаты обсудили на межведомственном совещании. Принятые меры позволили привлечь потенциал области для разрешения актуальной для нашего региона проблемы. 06 этом было сообщено через ту же газету.
Уже стали традиционными такие формы, как «прямая линия», прямой эфир с участием наших работников. Прокуратура области приняла участие в организации на областном телевидении еженедельной передачи «Вердикт», благодаря которой руководители, сотрудники правоохранительных органов, судьи, адвокаты ведут диалог с жителями области по актуальным проблемам состояния законности, правопорядка, защиты их прав и свобод.
Прокуратура области зачастую обращается к средствам массовой информации для привлечения общественного внимания к той или иной проблеме.
Так называемое омоложение преступности, ее причины побудили дать серию публикаций о жестоком обращении родителей с детьми, о детской беспризорности, о слабой воспитательной работе в школах, о нарушении прав несовершеннолетних. Одновременно были проведены межведомственные совещания с участием работников не только правоохранительных органов, но и здравоохранения, образования и других. Сейчас уже есть некоторые подвижки, которые вселяют надежду на улучшение положения дел в этом вопросе. Правительством 06-
ласти принята программа «Дети Саратовской области». По ряду ее разделов прокуратура осуществляет надзор, поскольку видим свою задачу не только в выявлении нарушений закона, но и в их профилактике.
Конечно, потенциальные возможности прокуратуры не всегда реализуются. И зачастую не по ее вине. К нам продолжают обращаться граждане в связи с нарушением их прав в судебных инстанциях. В нашем регионе, и, вероятно, не только в нашем, в следственные изоляторах содержатся граждане в ожидании приговора от 1 года до 3 лет. Есть пример, когда человек просидел 6 лет. И только после неоднократных обращений прокуратуры в судебные инстанции, Министерство юстиции России уголовное дело было рассмотрено, а осужденный освобожден по отбытии наказания.
Актуальность этой проблемы видна и из следующих статистических
данных. Если в 1991 г. с нарушением установленных законом сроков судами Саратовской области рассмотрено 1,6 % уголовных дел, то в 1996 г. их число выросло до 10,4 %. За этими цифрами стоят люди, чьи права нарушены. Но повлиять на положение не в компетенции прокуратуры.
Возникла парадоксальная ситуация, когда сроки следствия продлеваются по линии прокуратуры на самом высоком уровне, вплоть до Генерального прокурора, лишь до 1 года 6 месяцев, а районный судья может годами, не рассматривая дело, автоматически продлевать срок содержания под стражей без приговора. Полагаю, что необходимо либо вновь наделить прокурора правом осуществлять этот вид надзора, либо разрешить проблему законодательно в ходе проводимой судебной реформы. Вопрос волокиты при отправлении правосудия стоит остро и нуждается в скорейшем разрешении законодательным путем.