Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

отчина и движимые живот различало наследственное

Работа добавлена на сайт samzan.net:


2. Гражданское право по псковской судной грамоте

1)Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые — «отчина» и движимые — «живот», различало наследственное ("вотчина") и условное ("кормля") землевладение. Это свидетельствует о высоком уровне юриспруденции. Для недвижимости установлен особый режим владения. Князья не могли отдавать землю в собственность по своему усмотрению, разрешалось выделить ее в управление гражданам с согласия администрации. Это называлось «временное держание».

Давность владения: раннее, подобного рода источник приобретения собственности не встречался ни в РП, ни в других источниках. В Пскове назначалась 4х и 5 летняя давность, в силу которой владевший землей и водой в течение 4-5 лет освобождался от притязаний на нее предыдущего владельца. По Псковскому закону давность назначалась только относительно возделанных или застроенных земель. По ПСГ нельзя искать земли по прошествии 4-5 лет только в том случае, если захвативший ее заселил или обработал. Давность же, напротив, не признавалась за необработанными землями, пускай даже кто-то владел ими 100 лет. Находка – если человек что-то купил на чужой земле или нашел, то дело решать так же, как и в случае иска о вещи, приобретенной на рынке. Пожалование – это пожалование земель в собственность. Приплод – дети от скота. Приплод от скота, после его покупки, принадлежал собственнику. Кормля – условное пожизненное владение. Существовал институт пожизненного пользования имуществом, именуемый кормлей. Пользователь имел право на доходы, но не мог распоряжаться имуществом и отчуждать его. Если продал кормлю, то человек обязан был выкупить землю обратно.

2)Обязательное право:

Объекты договоров: движимое и недвижимое имущество, деньги, земли.

Субъекты договоров: свободные граждане ( женщины наравне с мужчнами)

ПСГ выделяла 3 способа заключения договоров:

  1.  Устный договор – в присутствии свидетелей.
  2.  Запись – представляла собой письменный документ, копия которого сдавалась на хранение в архив Троицкого собора. Такая запись являлась в судебных спорах официальным документом, не подлежащим оспариванию.
  3.  Доска – простой домашний документ, записанный на доске. Копия такого договора не сдавалась в Троицкий собор. Давать деньги в долг по «доске» можно было в сумме 1 рубля. Но если кто-нибудь предъявлял иск в сумме свыше 1 рубля, то этот документ не имел силы.

Виды договоров:

  1.  Договор мены. Он признавался действительным между людьми, находящимися в трезвом состоянии. Если же кто продаст, купит или поменяет, будучи пьяным, то имеет право возвратить проданное или купленное, и закон в этом случае не полагает даже крестного целования. Торговые сделки допускались при свидетелях и без, и за порукой, но в случае иска , торговые сделки при свидетелях и за порукой имели на суде большее значение, чем сделки без свидетелей.
  2.  Договор дарения. Собственник мог дарить движимое и недвижимое имущество родственникам в присутствии священника или свидетелей. При составлении соответствующих документов новый собственник вступал во владение подаренным имуществом и в том случае, если он не был упомянут в завещании.
  3.  Договор имущественного найма. Существовал имущественный найм земли, лесов, водных угодий в форме аренды на несколько лет. Условия этих договоров и плата оговаривались сторонами.

3)Наследственное право:

1) Наследование по завещанию:

Владелец имущества мог написать в завещании — кому оставлял какую долю своего имущества. В завещании назначались душеприказчики как исполнители воли покойного согласно с его завещанием, а также прописывались все долги на покойном и долги его на других лицах. Завещание должно быть составлено при священнике и посторонних свидетелях и вполне утвержденное и скрепленное должно храниться в ларе Св. Троицы. По завещанию наследниками умершего могли быть как наследники по закону, так и те, которых без завещания закон не допустил бы к наследству. Первое наследство называлось "отморщиной", а второе — "приказом".. Умирающий мог и без завещания передать свое движимое имение или грамоты на свои вотчины кому хотел еще при жизни. По закону только требовалось, чтобы эта передача делалась при священнике и при сторонних лицах, свидетелях.

2) Наследование по закону:

1)Псковская судная грамота не ограничивает права наследства одной нисходящей линией, а простирает эти права на всех родственников нисходящей, восходящей и боковой линий. По псковскому закону не полагается даже различия относительно состояния наследников. По русской Правде, как мы знаем, у смерда полными наследниками были только сыновья, а дочери смерда получали из его имущества только часть; по Псковской же грамоте этого не было, — по ней как сыновья, так и дочери признавались полными наследниками и у бояр, и у крестьян.

2) Псковский закон, допуская к наследству всех родственников нисходящей, восходящей и боковой линий в мужском и женском поле, совершенно сравнял их в правах на наследство и оставил только одно различие, основанное на близости степеней родства; всем же родственникам одной степени дал совершенно одинаковые права на наследство — как мужчинам, так и женщинам, как замужним, так и незамужним. 3) Относительно наследства мужа после бездетной жены или жены после бездетного мужа псковский закон полагает, чтобы тот и другая были наследниками оставшегося имения только в пожизненное владение и до вступления во второй брак. По Русской Правде вдова делалась распорядительницей всего имущества своего мужа даже и в том случае, когда после него оставались дети, а часть, выданная собственно ей, оставалась за ней и по выходе ее во второй раз в замужество; по Псковской же грамоте вдова получала наследство после своего мужа только тогда, когда он умирал бездетным, и притом получала только в пожизненное владение и до второго замужества, стало быть, без права отчуждения, не в полную собственность.

4) Права наследования жены после бездетного мужа или мужа после бездетной жены псковский закон допускает только тогда, когда муж с женой жили отдельно от мужнина отца и его семейства, когда они имели свое особенное хозяйство. В случае же ежели муж с женой жили в нераздельной семье мужнина отца, то наследование жены после бездетного мужа не допускалось; жена или ее родственники могли в таком случае требовать только своего приданого и могли требовать даже судом. 5) Псковская грамота узаконяет и порядок исключения из наследства: сын, отделившийся при жизни отца и не кормивший отца и мать до смерти их, лишался отцовского наследства.

6) Наконец, Псковская грамота указывает и на последствия, проистекавшие от принятия наследства, или на те обязательства, которые принимал на себя наследник. По псковскому закону наследник известного имения, вступая во все права собственника этого имения, в то же время вступал и во все обязательства по нему. А поэтому, с одной стороны, он имел право начинать иск по всем долгам покойного на других, а с другой — обязывался отвечать по всем долговым искам на покойном, если только он не отказался совсем от наследства. Впрочем, такой отказ от всех прав на наследство закон допускал для наследников только в том случае, когда они жили с покойным не в одной семье и не в одном капитале.

3. Преступление по Псковской судной грамоте.

  1.  Общее понятие преступлений. В отличие от РП нет специального термина для обозначения преступлений. Преступление – это все то, что защищено уголовной формой, независимо от того, причинен ли материальный вред конкретному лицу. ПСГ считает преступлениями не только посягательства на личность и имущество, но и преступления против государства и его органов. Объект преступления – теперь помимо объектов преступления как личность и имущество появляются такие объекты преступления, как государство в целом и отдельные должностные лица. Субъект преступления – бояре, купцы, житые люди, посадские люди и различные категории феодальнозависимого населения – изорники, огородники, кочетники. ПСГ не упоминает о холопах вообще и об их убийстве в частности.
  2.  Система преступлений:
  3.  Против государства – государственная измена, за которую полагалась высшая мера наказания - смертная казнь.
  4.  против судавзятка («посул») судье, вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судьи. За вход в зал суда насильно или удар «подверника»-  полагался штраф: 1 рубль князю и 10 денег подвернику.
  5.  Против личности: убийство («головщина»), побои, оскорбление действием. Наиболее тяжкими считались — братоубийство и убийство родителей.
  6.  Должностные преступления – В ст.48 Псковской Судной Грамоты усматривается некое подобие ответственности за превышение служебных полномочий, когда насильственные действия по отнятию имущества со стороны князя, посадника приравнивались к грабежу. Иные неправомерные действия носителей власти запрещались под угрозой Страшного Суда во время второго пришествия Христа (ст. 4).. Среди прочих должностных злоупотреблений Псковская Судная грамота уже указывает на такое преступление как получение взятки. Псковская Судная Грамота содержит превентивный запрет на получение взятки. Взятка лишь осуждалась Псковской Судной Грамотой, но не влекла какого-либо наказания.
  7.  Наход – это вооруженное нападение на чужую землю с целью ее захвата. Относится к тягчайшим преступлениям, наравне с разбоем и грабежом. ПСГ имеет дело с вооруженной борьбой между частными земельными собственниками за их владения.
  8.  Грабеж это преступление против личности «человека».

4. Наказание по Псковской судной грамоте.

Система наказаний Русской Правды еще довольно проста и мягка. Здесь сказывается недостаточное обострение классовых противоречий, свойственное раннему феодализму.

Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае в разное время и в разных местах поток и разграбление понимались по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда — изгнание и конфискацию имущества, иногда — продажу в холопы.

Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь, то это называлось дикой вирой.

До второй половины XI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть, отмененная в Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого. За основную массу преступлений наказанием была так нарываемая продажа — уголовный штраф. Ее размеры были различны в зависимости от преступления.

Виры и продажи, шедшие в пользу князя, сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье. Вире сопутствовало головничество, размер которого нам неизвестен, продаже — урок.

За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные наказания — эпитимьи. Так, византийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет «поститися и плакати»; легкой эпитимьей считались 500 поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной карой. По мнению С. В. Юшкова, церковь применяла кроме эпитимий членовредительные наказания и тюремное заключение.

В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо — вирник приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты виры, получая каждый день обильное натуральное содержание. В силу этого преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных гостей.

В Псковской и Новгородской судных грамотах и древнейших уставных излагаются уголовные постановления, весьма сходные с постановлениями Русской Правды: из преступлений отмечаются лишь частные: душегубство, нанесение ран, оскорбление чести (уже сословной), побои, татьба (и «свод» для отыскания вора), порча межевых знаков, поджог, разбой и грабеж. Наказания состоят преимущественно в денежных штрафах — «вире» или «продаже», равной частному вознаграждению; о вире упоминается только как о дикой {общинной), и именно в случае неотыскания общиной преступника. Смертная казнь введена в закон; но болезненные и чпеновредительные наказания еще не узаконены. Смертная казнь полагается за татьбу в третий раз, конокрадство, за татьбу храмскую, за поджог и земскую измену. В одном случае упоминается дыба за нарушение порядка в суде. Очевидное преобладание имущественных взысканий над уголовными карами и, кроме того, соразмерность уголовных штрафов с суммой частного иска весьма приближает уголовное право судных и уставных грамот к старой системе Русской Правды; впрочем, при этом не следует забывать, что денежные штрафы могут получить (и получили) чистокарательное значение; так, например, большое экономическое неравенство между классами общества, уже сложившееся в эту эпоху, заставило законодателя в некоторых случаях разнообразить денежные штрафы по состоянию преступников, а именно назначать тем больший штраф, чем выше состояние виновного. Поэтому одним преобладанием имущественных кар еще нельзя измерять степень близости уголовного права этой эпохи к прежней системе композиций. Существенным и главным вопросом является право наложения и отмены наказаний, поскольку в нем конкурирует частное потерпевшее лицо с государственной властью.

В северорусских памятниках XIV и XV вв. воля частного истца как в преследовании преступлений, так и в наложении наказания раньше и больше ограничивается правами государства, хотя в главных чертах остатки системы композиций проявляются так же, как и западнорусском праве, а именно: мировые по делам о татьбе воспрещаются раньше, чем по преступлениям против личных прав.

В древнейших северорусских уставных грамотах есть следующее постановление «о самосуде» как самостоятельном преступлении: «А самосуд то, кто, изымав татя с поличным, да отпустит, и себе посул возмет, а наместники доведаются до заповеди, ино то самосуд, а опричь того самосуда нет». Русская Правда взыскивала за самовольное наказание вора, здесь содержится запрещение самовольного освобождения от наказания, в чем нельзя не видеть дальнейшего развития уголовных понятий, вопреки мнению Б.Н. Чичерина, который полагает, что и в эту эпоху общество прикрывает преступников, а правительство преследует преступления лишь ради доходов (и потому система кормления наместников принесла будто бы громадную пользу)[1]. Запрещение самосуда вызвано, очевидно, не финансовыми целями государства, а сознанием государственного вреда преступлений. Запрещение мировых по делам о татьбе с поличным не следует понимать совершенно буквально, т. е. в том смысле, что по всем прочим преступлениям мировые оставались позволенными; нам известно, что под татьбой подразумевались и многие другие имущественные преступления (разбой, грабеж). Однако нет сомнения, что такое раннее запрещение мировых относилось преимущественно к татьбе и притом только к преступникам «ведомым», как именно говорят об этом последующие узаконения. Уставная книга разбойного приказа редакции 1566 г. постановляет, что если кто начнет иск пред губными старостами против разбойников и «татей ведомых», а затем предъявит старостам мировую, то такая мировая не имеет силы, а обвиненных судить «для земских дел, чтобы лихих вывести». Редакция 1617 г. той же книги назначила уже уголовное наказание за такие мировые. По отношению к преступлениям против личных прав и к лицам, не имеющим репутации заведомых воров и разбойников, мировые допускались долго. Во всяком случае, неполное запрещение мировых по уголовным делам, хотя и составляет важную особенность эпохи судных и уставных грамот, но указывает на продолжающееся значение частного лица в уголовном преследовании, т. е. продолжающееся применение системы композиций.

Таким образом, эпоха Русской Правды и современных ей памятников охватывает время от начала XI до конца XIII в. Мы пользовались памятниками всей этой эпохи в совокупности, отмечая хронологический рост уголовных постановлений в каждом отдельном случае.

  1.  Суд и процесс по Псковской судной грамоте.

Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. Стороны назывались «сутяжниками».При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.

Однако по сравнению с Русской Правдой, роль суда усилилась:1) вызов ответчиков в суд осуществлялся через приставов. 2) Пристав вызывал ответчика на церковную площадь, где оглашал повестку о вызове в суд. 3) Неявка ответчика – оглашение повестки в присутствии священника. Грамота о доставке ответчика силой – в случае неявки в суд в течение 5 дней. 4) При доставке ответчика он не должен отбиваться от задержания, а истец не может применить к нему меры физического воздействия. Данный порядок был по наиболее важным делам.

Лица, исполняющие судебное решение: подвойские (городские приставы) и княжеские услуги – выполняли функцию судебных исполнителей. Они же проводили обыск и вызывали в суд свидетелей. Также налагали оковы на обвиняемых, участвующих в размежевании границ земельных участков , приводили в исполнение судебные решения. Письменный характер судопроизводства: в письменных доказательствах -записях, следницах. Решение суда – письменное – судница , бессудная грамота. Судница – решение суда по делу. Бессудница – решение суда, когда ответчик не явился на суд.

Появление института представительства сторон – пособничества. По Псковской грамоте при истце и ответчике допускались в суд и адвокаты или, по-тогдашнему, пособники и стряпчие. Но этот институт не пользовался в Пскове большим доверием и допускался только с большими ограничениями, именно: пособничество на суде допускалось только в таком случае, когда истцом или ответчиком была женщина или малолетний, чернец, черница, или больной, старый, глухой и т. п. При этом Псковской грамотой было постановлено, что один стряпчий не имеет права участвовать в двух делах в один день. Во всех же других случаях по псковскому закону строго запрещалось приводить в суд пособников, для чего при дверях судебных палат всегда находились два подверника - от князя и от земщины, обязанностью которых было наблюдать, чтобы, кроме истца или ответчика, никто не входил в суд.

Развитие системы доказательств – виды доказательств: 1)Собственное признание – старший брат приводился к присяге и если признавал долг, то выплачивал его из общего имущества. 2)Письменные доказательства. Записи – официальные документы, не подлежащие оспариванию в суде. Следница – платежная расписка. Если есть копия в Троицком соборе, то бесспорное доказательство. Иначе не имеет юридической силы. Доска – простой домашний документ. Мог быть оспорен и в некоторых случаях не считался достоверным документом.

3)Судебные поединки (поле). По псковскому закону истцу или ответчику малолетнему, больному, престарелому, чернецу, чернице, попу, увечному и т. п. предоставлялось выставлять вместо себя на судный поединок наемных бойцов. При судебных поединках в Пскове соблюдались некоторые обрядности, именно: во-первых, они могли быть не иначе как в присутствии двоих приставов - княжеского и городского, которые брали за это с виноватого или побежденного 6 денег, если поединок состоялся, и 3 деньги, если поединщики мирились, не вступая в бой; во-вторых, побежденный на поединке платил пеню или продажу князю; в-третьих, если один из тяжущихся выставит за себя наемного бойца, то другой мог или сам идти на бой, или также выставить наемного бойца. Но сами тяжущиеся во всяком случае поединком должны были целовать крест; в-четвертых, победивший на поединке, как доказавший правоту свою судом Божьим, признавался оправданным и брал свой иск, и сверх того, как победитель, брал с побежденного все то, в чем он вышел на бой; в-пятых, в случае спора между двумя женщинами, ни одна из них не могла выставлять за себя наемного бойца, а должны были сами выходить на бой. (В споре же с мужчиной женщина могла нанять бойца.)




1. законов вежливости хорошего тона или как чаще всего говорят этикета.
2. І Паєвського Здається портрет побудовано за тими ж композиційними канонами
3. рефератов по дисциплине Философия для сокращенной формы обучения Этапы и отличительные черты древне
4. Борис Годунов - реформатор России
5. Титаник Дирк Питт3 С БЛАГОДАРНОСТЬЮ МОЕЙ ЖЕНЕ БАРБАРЕ ЭРРОЛ БОШАМ ДЖЕНЕТ И РЭНДИ РИХТЕР И ДИ
6. Страдание ' общий удел мира конец страданий в нирване путь отказа от желаний ' это путь достижения нирваны.
7. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
8. Туз в рукаве. У меня уже сформировалась моя маленькая армия ~ я Жан его преданная ученица и помощница Г
9. Философия Индии и Китая
10. за незнания тех или иных простых правил поведения в обществе.html
11. Контрольная работа- Виктимология
12. . поселення вуличного типу
13. Разработка рабочего оборудования одноковшового погрузчика
14.  О Священном Писании
15. Управление развитием предприятия
16. Сергей Павлович Королев
17. Тема 10. Системы электронной коммерции в секторах G2C и G2B Понятие электронного правительства
18. первых регулируемые международным правом отношения возникающие между государствами а также между государ.
19. Реферат- Виникнення та еволюція соціальної роботи
20. тема и источники налогового права