Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

немецкий философ родился в Штутгарте герцогство Вюртемберг 27 августа 1770 года

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 годах Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 годах — во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 году сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").

После смерти отца в 1799 году Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы ("Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет"), а затем и саму диссертацию "Планетные орбиты" ("De orbitis planetarum") и в 1801 году получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 годах Гегель — приват-доцент, а в 1805-1807 годах экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал "Критический журнал философии" ("Kritisches Journal der Philosophie"), в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, "Феноменологию духа" ("Phanomenologie des Geistes", 1807), после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

Не дождавшись опубликования "Феноменологии", Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую газету" ("Bamberger Zeitung"), но меньше чем через два года отказался от "газетной каторги" и в 1808 году получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы — "Наука логики" ("Die Wissenschaft der Logik", 1812-1816).

В 1816 году Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник "Энциклопедия философских наук" ("Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 году Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.

Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831 года, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

Последней опубликованной работой Гегеля была "Философия права" ("Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse"), вышедшая в свет в Берлине в 1820 году (на титуле — 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832-1845 годах. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках "Философской библиотеки" и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером.

По его мнению, им был создан предельно рациональный объективный идеализм. Свои взгляды он изложил в ряде крупных произведений: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории».  В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания – диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории.  Ф. Энгельс отмечал, что основная заслуга Гегеля состоит в том, что он «впервые представил мир  в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку  раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития…».  Главное в его творчестве диалектика  как теория развития всего сущего и метод (способ) Философского мышления и познания объективной действительности.

Основным во все системе является понятие абсолютной идеи. Это некий мировой разум,  Этот разум есть исток всего сущего. Абсолютная идея  в «свернутом» виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. В ходе саморазвития мировой разум проходит ряд ступеней: природа, общества, человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен и закономерен. Поэтому «Все действительное разумно, все разумное действительно.

Вся философская система Гегеля состоит из трех частей (соответственно  трем стадия развития  Мировой  идеи):

  1.  Логика,  Философия идеи (развитие идеи в ее  собственном лоне).
  2.  Философия природы (раскрытие идеи в вещах и процессах)
  3.  Философия Духа (развертывание идеи в истории, обществе и мышления человека).

1. Логика.     Это  - «наука о чистой идее». Об этом Гегель  написал в работе «Наука логики».  Когда идея развивается сама в себе. И тоже проходит три этапа.   

 - Учение о бытии.  На этой стадии «ничто» превращается в «нечто». Это бытие приобретает качество и количество, как характеристики явлений.   Единство количества и качества есть мера. Если  изменять количественные показатели в определенных пределах, то качество не меняется, но стоит только выйти за эти пределы, как происходит изменение  качества предмета или явления (например, нагревать воду – изменять количество, со временем она превращается в пар – новое качество). Это происходит в виде скачка. Он может быть с ярко выраженной границей (извержение вулкана; переход от  здорового состояния в болезненное – накапливаются микробы, повышается температура -  человек заболевает -   (изменяются количественные показатели), и происходит переход в новое качество…(Другие примеры – действие лекарств).

Эта связь представляет собой закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Это – первый закон диалектики. Он показывает внутренний механизм развития.

Здесь же Гегель сформулировал и второй закон  диалектики – закон отрицания отрицания.  Отрицание – это преодоление старого новым. Со временем новое устаревает и заменяется новейшим – это отрицание отрицания. По Гегелю, отрицание происходит в форме триады: - тезис – антитезис – синтез. Закон отрицания отрицания фиксирует постоянный переход от низшего к высшему. Это закон раскрывает направление развития.  Простейшим примером таких связей является, по Гегелю, развитие растений (ячмень, овес) из зерна. Сложные изменения происходят как бы по спирали, образ которого символизирует  собой органическое единство круга («старое») и восхождение («новое»).

 - Учение о сущности.  Второй раздел Науки логики включает учение о сущности и иных философских понятиях.  В философии сущность  - обозначение основы  существования. Сущность формируется в процессе взаимодействия  противоположностей. Все явления и предметы состоят из противоположностей: + и -; жизнь – смерть; запоминание – забывание… Не возможно одно без другого…Т.о  закон  единства и борьбы противоположностей – третий закон диалектики,  раскрывает внутренний источник развития.  Противоречие носит всеобщий характер и существует в разных формах. Этот закон является сутью, ядром диалектики.

          Здесь же Гегель раскрывает смысл других философских понятий – форма и содержание, необходимость и случайность, причина и следствие, взаимодействие, свобода и необходимость.

     - Учение о понятии.

 

"Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно".

PAGE  3




1. вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант Время
2. на тему- ldquo;Роль української мови у створенні іміджу української держави на міжнародній ареніrdquo;
3. Христианды~ ж~не демократия
4. Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовых работ по дисциплине Криминалис
5. 17 Лабораторная работа 2
6. Средняя общеобразовательная школа 8 Обучающие задачи по географии мир
7. тема теории ТГиП Функции ТГиП Место ТГиП в системе юридических наук
8. Курсовая работа- Работа социального педагога
9. Знешняя палітыка Беларусі у 1990-2000-ыя гг. Адносіны паміж Беларуссю і краінамі СНД
10. Подпишите рисунок и обозначения на нем- На рисунке изображена ДНК 1 А
11. х гг. а ее основными инициаторами выступили психологи из США Мартин Селигман Э
12. завдання на екзамен Завдання 1
13. 2011 г 2011 г
14. Нормативно-правові акти
15. Б классе. Учитель первой квалификационной категории школы имени К
16. анасыны~ ~ам~орлы~ынсыз ~ал~ан балалар мен жас~спірімдерді аны~тау оларды отбасылар~а ~ор~аншылы~~а мемл.html
17. на тему- Статистикоэкономический анализ себестоимости молока на примере организаций Верховского Кромс
18. You shll not PSS Не знаю почему
19. Тема- Аналіз доходів комерційного банку
20. Права участников общества с ограниченной ответственностью