У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему Деловая активность и развитие гражданского общества Выполнила- студентка

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра управления и психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность» 

на тему «Деловая активность и развитие гражданского общества»

Выполнила:

студентка  гр. зиМУБ-032

Скиба А.А.

Руководитель:

                                                                                  

                                                                                               

Омск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введние

1. Понятие гражданского общества

2.  Исторические типы гражданского общества

3. Проблема гражданского общества

4. Генезис понятия гражданского общества

5. Современные институты гражданского общества

6. Социально-культурное значение деловой активности гражданского общества

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Понятия «гражданское общество», «гражданин» стали широко распространяться после Французской буржуазной революции XVIII века, уничтожившей сословность и провозгласившей Декларацию прав человека и гражданина. Утверждение этих терминов теснейшим образом связано с развитием классовой борьбы, стремлением трудового люда к социальному равенству. «Гражданин» стал явным политическим вызовом королям, попам, дворянам как символ равноправия личности. С этим понятием все чаще ассоциировались попытки обосновать взаимоотношения между личностью и обществом, государством. «Граждане» выступали как равноправные члены общества, начинающие осознавать свои личные интересы и соотносить их интересы с интересами общества, государства.

В гражданском обществе законом гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека; здесь нет монополии одной идеологии, одного мировоззрения, господствует свобода совести.

Экономической основой гражданского общества является многоукладная экономика с разнообразными формами собственности, регулируемыми рыночными отношениями. Тем самым здесь открывается простор деловой активности, предприимчивости, создаются мотивы плодотворного труда.

В политической жизни гражданское общество обеспечивает всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах. Здесь государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве закона и равенстве всех перед законом, т.е. существует правовое государство, где реализованы гражданские права человека на уровне международно-признанных норм.

1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО КРИТЕРИИ

Гражданское общество – это такое общество, где главным действующим лицом, субъектом развития является человек со всей его системой потребностей и интересов, соответствующей структурой ценностей. Исходя из такого подхода, гражданское общество должно, так или иначе, затрагивая совокупность общественных отношений, отражать взаимосвязь всех сфер общественной жизни человека. Вместе с тем, очевидно, что гражданское общество – это не любое общество. Поэтому встает задача определить критерий, в соответствии с которым те или иные общественные отношения и институты могут быть к нему отнесены.

Человек как индивид, личность имеет разнообразные потребности и интересы (материальные и нематериальные), удовлетворение которых является неотъемлемой предпосылкой, как его собственного развития, так и развития общества в целом. Эти интересы и потребности реализуются через соответствующие общественные отношения и институты, которые и представляют собой структурные элементы гражданского общества. Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных отношений (экономических, политических и др.), формальных и неформальных структур, в рамках которых имеет место удовлетворение многообразных потребностей и реализация интересов индивидов и их групп, адекватных достигнутому уровню общественного развития. Причем в систему потребностей и интересов включаются не только материальные и социальные интересы, но и общечеловеческие ценности и даже социально-психологическая сторона жизни человека.

Критерием отнесения общественных отношений и институтов к сфере гражданского общества является удовлетворение потребностей, реализация личности.

Признание этого критерия в качестве исходного делает неизбежным вывод об историчности гражданского общества. Полагают, что оно в ой или иной мере существовало всегда, принимая на каждом этапе исторического развития ту или иную конкретно-историческую форму, охватывая более или менее широкие массы населения, более или менее широкий круг общественных отношений. В таком понимании гражданское общество развивается в русле естественного и исторического процесса, основные закономерности которого были изложены классиками марксизма. С точки зрения этого процесса, революции в сфере производительных сил должны вызывать соответствующие революционные изменения в производственных отношениях, прежде всего в отношениях собственности. Они должны создать условия для удовлетворения системы исторически обусловленных потребностей и обеспечить тем самым структурное единство экономического базиса общества, а затем, через изменение последнего, адекватные преобразования в политической надстройке.

Что же имеется в виду под гражданским обществом? С одной стороны, оно рассматривалось в качестве формы общественной организации, достижение которых есть цель проводимых в стране преобразований. С другой стороны, применительно к нашей стране нельзя отрицать того факта, что какие-то формы, элементы гражданского общества, пусть неразвитые, все же существовали. Неправомерно считать, что гражданское общество -атрибут лишь западного общества, буржуазной демократии.

Можно выделить следующие формы гражданского общества:

- абсолютное гражданское общество – как высшая цель и ступень общественного развития;

- относительное гражданское общество – как потенциально возможное в рамках существующего уровня развития производительных сил, как идеальная модель, где есть условия для удовлетворения определенной системы потребностей и специфических исторических интересов населения;

- реальное гражданское общество – как конкретно-историческая форма его существования в одной определенной стране.

Особенность абсолютной и относительной форм гражданского общества заключается в том, что обе они носят идеальный характер, а потом фактически не могут быть реализованы. Речь должна идти лишь о приближении к ним, подобно тому, как объективные законы общественного развития, отражающие единство всех составных элементов общественного процесса, действуют не как строгие закономерности, а лишь в качестве тенденций.

В действительности мы сталкиваемся с реальным гражданским обществом. Степень его зрелости на определенном этапе исторического развития в какой-либо конкретной стране определяется соответствием сложившейся совокупности общественных отношений той идеальной модели, потенциальные возможности для которой создаются достигнутым уровнем социально-экономического развития. Другими словами, общество «гражданственно» в той степени, в какой совокупность общественных отношений отвечает требованиям естественного исторического процесса тем самым создает условия для свободного развития производительных сил общества и, прежде всего его главной производительной силы – человека.

Единство выделенных форм гражданского общества представляет собой диалектику его развития.

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Анализ абсолютной, относительной и реальной форм гражданского общества ставит ряд вопросов: о типах гражданского общества; об общностях, адекватных тому или иному его типу; о роли и функциях государства в его развитии; о его институтах.

Для того чтобы выявит степень зрелости конкретного общества, следует рассмотреть эти формы не изолировано друг от друга, а соотносить реальную совокупность общественных отношений и институтов с требованиями, предъявляемыми относительной его формой.

Известные в истории три крупнейшие революции в развитии производительных сил (аграрная, промышленная, научно-техническая) привели к глубокому перевороту в системе ценностей общества. На их основе можно провести общую классификацию исторических типов гражданского общества.

Тиры общности, адекватные тому или иному гражданскому обществу, определяются тем уровнем, на котором возможны удовлетворения системы потребностей и реализация исторически обусловленной системы ценностей. Так, на ранних стадиях человеческой цивилизации удовлетворение системы потребностей происходило в пределах общины. Люди могли обеспечить свое существование только в рамках общины. Она и была формой гражданского общества, адекватной тому уровню развития в той мере, в какой индивид трудился на благо общины, он имел право участвовать в решении общинных дел.

 

Развитие производительных сил, дальнейшее разделение труда привели к появлению новых типов гражданского общества. С возникновением классоввозможность удовлетворения совокупности потребностей определялась принадлежностью индивидов к определенному, господствующему классу, а в условиях феодализма – к тому или иному замкнутому сословию.

Установление капиталистических производственных отношений, ликвидация внеэкономической зависимости производителей от собственников средств производства, юридическое равенство членов общества, предоставило возможность реализации системы интересов всем членам общества, тем самым, расширив рамки гражданского общества до масштабов всей страны.

Процесс социализации общественных отношений, рассматриваемый как историческая эпоха реального, ненасильственного преобразования общественных отношений, означает установление гражданского общества, объединяющего не только формально, но все более и более реально всех граждан той или иной страны.

На Сегодняшний день уровень развития мировой цивилизации настоятельно предполагает кардинальное расширение границ гражданского общества, возникновение нового, современного его типа. Научно-техническая революция объективно ведет к усилению взаимозависимости всех сфер общественной жизни не только в рамках одной страны, но и в масштабах всего мирового сообщества. Эта взаимозависимость все больше проявляется не только в сфере экономики, но и в других областях, например, в сфере экологии.

3. ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Проблема гражданского общества связана с практической невозможностью обеспечить полное и постоянное совпадение формальных принципов общественной организации с реальным общественным процессом. Такая ситуация является объективной, т. к. формализованные принципы по самой своей природе относительно стабильны, в то время как общественная жизнь постоянно изменяется.

Наиболее глубокая причина возникновения проблемы гражданского общества, разрыва между относительной и реальной его формами связана с институтом государства. Сегодня гражданское общество чаще всего трактуется как противоположность, противовес государству. Действительно, с появлением государства происходит своего рода раздвоение элементов общественной жизни на чисто гражданские и государственные. Вместе с тем развитие государства вовсе не обязательно ведет к подавлению гражданского общества. Нет однозначной зависимости между существованием государства и наличием или отсутствием гражданских начал в жизни общества. Противопоставление гражданского общества и государства возникает тогда, когда последнее монополизирует не свойственные ему функции; когда государство, его аппарат превращаются в оторванную от общества корпорацию.

Вторая, непосредственно вытекающая из первой, причина заключается в несоответствии между реальными общественными процессами и их отражением в формализованных правовых нормах. Прежде всего, речь идет о несоответствии между реальным и формальным обобществлением производства, о навязывании форм и методов организации производства, не отвечающих объективным условиям  уровню развития производительных сил. Такое несоответствие возникает при достаточно высокой степени вмешательства государства в социально-экономические отношения; оно может выступать как в форме опережения формального обобществления реальным, так и реального – формальным. В обоих случаях имеет место насилие над естественноисторическим процессом, подавление потенциальных возможностей гражданского общества.

Опережение формальным обобществлением его реального уровня имеет перед противоположной ситуацией преимущество лишь в случае, когда оно осознается обществом. Это осознание должно проявляться в активной социально-экономической политике, в осуществлении мер, направленных на «подтягивание» объективных условий производства и общественного развития в целом, реальных форм обобществления к уровню, адекватному установленным передовым, опережающим естественноисторический процесс, формализованным принципам и отношениям.

Несоответствие реальных общественных отношений формальным, провозглашенным принципам общественной организации, деформация всей системы общественных отношений служат причиной несоответствия типов гражданского общества тем или иным общественно-экономическим формациям

Таким образом, проблема гражданского общества является конкретно-исторической проблемой. Представляется, что уровень развития этого общества, его масштабы и границы определяются, во-первых, отношениями собственности, реально существующими в обществе, во-вторых, уровнем и формой обобществления и уровнем развития производительных сил, т. к. последний далеко не всегда обуславливает соответствующие отношения собственности, в-третьих, конкретно-историческими условиями страны, системой общественных и, прежде всего политических институтов, характером их деятельности, политикой, проводимой правительством. Соотношение этих трех факторов дает представление о гражданском обществе в той или иной стране.

4. ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Понятие Гражданское общество» столь же древнее, как и политическая наука: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически противоречивое единство «аполитичного» гражданского общества и созданной им самим политической организации общества, в том числе государства. Свыше двух тысячелетий ученые изучают гражданское общество, анализируют и описывают его все более разносторонне, конкретно и достоверно.

В учении Аристотеля (384 – 322 года до н. э.) много внимания уделяет рассмотрению государства, государственных и политических отношений. Отождествление им совокупности  граждан и государства как формы и результата их политического общения затрудняет выявление сущности гражданского общества. Тем не менее, в трудах Аристотеля определенное разделение государства и гражданского общества. Поныне актуальны и его рассуждения о роли собственности в гражданском обществе: кто обладает собственностью, тот обладает добродетелью.

Николо Макиавелли (1469 – 1527) наиболее явственно различает государство и гражданское общество в рассуждениях о соотношении политики и нравственности. По его мнению, политическая власть и политическая деятельность безнравственны, ибо безнравственна сама природа политических отношений.

Аристотель и Макиавелли нащупали в сложном переплетении экономических, политических и духовных отношений государственно организованного общества наличие гражданского общества и предприняли попытки «развести» государство и гражданское общество. Они показали, что кроме государтсва есть еще нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное, а именно гражданское общество.

Томас Гоббс (1586 – 1679) уже использует понятие «гражданское общество» в прямом смысле, хотя и непоследовательно. С одной стороны, Гоббс утверждает, сто государство не связано гражданскими законами, обычаями, правом. Оно как бы отделено от гражданского общества. С другой – он считает, что государство, подобно библейскому чудовищу Левиафану подчиняет себе все и вся, и через понятие «гражданское общество» показывает, что именно подчиняется государству.

Джон Локк (1632 – 1704), активно  используя понятие «гражданского общества», провозглашает в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в том числе гражданского, он считает частную собственность. Государство, политическая власть – это не вечные атрибуты общества, они возникают лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у членов этого общества возникает необходимость в государстве.

Поныне актуально утверждение Дока, что ни для одного человека, живущего в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества («Два трактата о государственном правлении».)

Гражданское общество, по Шарлю Луи де Монтескье (1689 – 1755), есть общество вражды людей друг с другом, которое для предотвращения этой вражды преобразуется в государство. Он различает законы гражданские и государственные. Первые регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу – негосударственные, неполитические. Вторые регламентируют главным образом политические права и свободы граждан.

Принципиально новыми положениями обогащает рассмотрение проблемы гражданского общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831). Он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское общество имеет место наряду с государством и вместе с семьей составляет базис и способ существования государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, считал Гегель, гражданское же общество – это сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов. К государственной сфере Гегель относил правительственную власть, администрацию, к сфере гражданского общества – полицейскую и судебную власти. И если государство для поддержания законности вторгается в пределы гражданского общества, то оно как бы выступает против этого общества.

Понятие «гражданское общество» встречается в работах К. Маркса (1818 – 1883) и Ф. Энгельса (1820 – 1895). В их произведениях гражданское общество выглядит как общественная организация, развивающаяся непосредственно из производства и обращения, как совокупность экономических, производственных отношений, соответствующих производительным силам и образующих базис государства. Взаимоотношения между гражданским обществом и государством проявляются как отношения между индивидуальной свободой и публичной властью.

 

5. СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Считается, что в современных условиях к сфере гражданского общества могут быть отнесены следующие элементы:

- различного рода ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе

 реального самоуправления, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих

 органов, а также соответствующие органы;

- правовое государство, его аппарат;

- политические партии, положившие в основу своей деятельности принцип

 консенсуса с другими институтами гражданского общества в отношении  

 фундаментальных общественных ценностей;

- структуры, основанные на единстве интересов.

Сегодня на смену административным системам приходят ассоциации в различных сферах общественной жизни. Подобные ассоциации призваны выражать и реализовывать интересы их членов, как коллективных, так и индивидуальных.

Одним из институтов общественной жизни с давних пор является политические партии. Они составные гражданского общества, т. к. в основе их деятельности лежит общность политических интересов.

Основополагающие принципы гражданского общества требуют, чтобы при всех различиях во взглядах на те или иные проблемы общественного развития признавалась и необходимость согласия, консенсуса в отношении фундаментальных общечеловеческих ценностей. Здесь неприемлимы силовые приемы, а язык политических компромиссов является важнейшим показателем политической культуры.

Современное гражданское общество в качестве своего неотъемлемого элемента включает и  правовое государство. Его формирование означает преодоление всеобщего огосударствления общества, возврат государства в лоно гражданского общества, из которого оно в свое время вышло, развитие защищенной правом свободной личности.

А также широкое распространение получили представления, согласно которым государство неизбежно противостоит гражданскому обществу, подавляет его. Проблема сводится к предотвращению (или хотя бы к ограничению) таких форм организации, в том числе государственных, при которых внутренние интересы общества, интересы его членов подменяются оторванными от человека интересами какой-либо группы людей или аппарата.

Утверждение о принципиальной противоположности государства и гражданского общества неверно в методологическом плане.

Подавление гражданского общества имеет место там и тогда, где и когда какие-либо институты, органы в структуре общественной организации перестают выражать интересы тех слоев населения или группы общества, для отстаивания и защиты которых они были созданы, и начинают свое существование ради своего самосохранения. Такое положение может возникнуть не только в государственно-политической сфере, но и в общественных организациях, где аппарат оторвался от тех, чьи интересы он призван защищать, а членство в них ограничивается уплатой членских взносов для содержания аппарата.

Совокупность общественных институтов, входящих в гражданское общество, не является раз и навсегда данной. Она зависит как от уровня развития производительных сил, так и от реальных отношений в стране, в том числе и обусловленных сложившимися традициями. Вопросы здесь должны стоять следующие: чьи интересы выражает тот или иной социальный институт; какие потребности он удовлетворяет (и удовлетворяет ли вообще); на каких принципах функционирует; располагают ли его члены возможностью выражать свои интересы и добиваться их реализации. Ответы на эти вопросы позволяют судить, относится ли тот или иной общественный институт к сфере гражданского общества или нет.

К проблеме гражданского общества, взаимодействия его с государством нельзя подходить догматически. Ее анализ требует конкретно-исторического подхода. В странах с развитым гражданским обществом граждане довольно редко общаются со своим государством. И, наоборот, при слаборазвитом гражданском обществе граждане  вынуждены общаться со своим государством постоянно: оно все время что-то регламентирует, разрешает или запрещает. Это – две крайности, два предела, между которыми широкий спектр взаимоотношений гражданского общества и государства. В одних странах соотношение государственных и гражданских институтов близко к оптимальному, в других – роль государства чрезмерна, но оно все же способствует оптимизации соотношения государственных и гражданских отношений в обществе, в третьих, государство откровенно тормозит развитие гражданского общества.

Одним из ключевых понятий современного обществознания является понятие «гражданского общества», отражающее сложную и слабоизученную сферу человеческого бытия. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, духовной.

Широко известны достижения общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, оказания помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф, в разрушении диктаторских, тоталитарных режимов. Эти достижения – результат развития и активизации деятельности гражданского общества.

 

Беспристрастный анализ предпосылок высокого уровня экономики, демократии, социальной защищенности, духовной жизни в странах показывает, что в основе их успехов – высокая активность граждан и их добровольных обществ и организаций, а также неформальных объединений, что достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе.

Современные представления о гражданском обществе.

Гражданское общество представляет собой:

- наивысшую стадию и наиболее совершенную форму человеческой общности;

- совокупность негосударственных, неполитических отношений в обществе: экономических, национальных, духовных, социальных и др.;

-  это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;

- сферу самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденную законами от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством, с политической сферой жизнедеятельности людей. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном, тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму и его политической сфере.

Исторически гражданское общество формируется раньше государства. Оно появилось на заре человечества с возникновением простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов быта, защиты от зверей и врагов. В связи с развитием способа производства эти объединения становятся все более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми.

На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит его и в определенной мере контролирует, чему государство как может сопротивляется. Нока гражданское общество пребывает в аморфном состоянии, государство, набирая силу, в определенной мере поглощает его и становится единым вершителем судеб всех своих граждан.

По мере обострения социальных противоречий ускоряется развитие гражданского общества и формирования его различных структур. Гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством.

Достаточно высокоразвитое гражданское общество во многих государствах обеспечило значительное возрастание степени защищенности частных и общественных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Одновременно оно становится и основой стабильности политических режимов. Таким образом, гражданское общество самой жизнью было подведено к пониманию того, что прямая социальная помощь государства имеет объективные пределы, выход за которые приводит к обратному результату, что в основе благоденствия государства – высокоорганизованное и деятельное гражданское общество и, прежде всего личная заинтересованность каждого гражданина в результатах своего труда.

Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Но оно функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для того создаются благоприятные условия. В значительной мере их создает само общество, через государство и вопреки ему. Через государство – принятием необходимых законов, формированием демократических государственных структур, строгим соблюдением государством общепринятых демократических норм и процедур. Вопреки государству – образованием в рамках конституции противовеса государству в виде независимых общественных организаций и средств массовой информации, функционированием массовых демократических общественных движений. Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества служит обладание каждым его членом конкретной собственностью, право использовать ее и распоряжаться ей по своему усмотрению. Наличие собственности выступает базисным, фундаментальным условием свободы личности в гражданском обществе. Важным условием функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей богатство  и разноплановость интересов представителей различных групп и слоев. Многообразие социальной структуры должно иметь хорошо развитые вертикальные и особенно горизонтальные связи. Необходимое условие жизнедеятельности гражданского общества – достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самостоятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества. Он достигается в результате длительных процессов эволюционного и революционного развития общества.

Как же выглядит гражданское общество?

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, ассоциации кооперативов и другие объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социальная сфера гражданского общества включает: семьи, общественные организации и другие, организационно оформленные и неоформленные объединения; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов.

Духовная сфера гражданского общества предлагает свободу мысли, совести, слова, реальные возможности публично высказывать вое мнение, самостоятельность и независимость от государства и политических структур творческих, научных и других объединений.

Во всех трех сферах ведется непрерывная, настойчивая и принципиальная борьба с объективной тенденцией государственных структур к монополизации экономической, социальной и духовной жизни общества.

В нашей стране во времена культа личности, субъективизма и застоя были деформированы, разрушены и частично забыты даже те немногочисленные структуры гражданского общества, которые сложились в пореформенной, дореволюционной России в виде земств, различных союзов предпринимателей, кооперативов, институтов милосердия и культурных обществ. Процесс развития гражданского общества не только приостановился, но даже пошел вспять.

Излишняя политизация и огосударствление социальных отношений в обществе, фактическое формирование правящей партией и государством их важнейших структурных элементов, сверх политизация и огосударствление социальных институтов и структур, находящихся между человеком и партийно-государственной властью, привели к полному подчинению человека всесильным партии и государству, разрушив тем самым социальную сферу гражданского общества.

Огосударствление, ликвидация или значительное ограничение большей части негосударственной собственности, вытеснение из производственной сферы выходящей за государственные рамки деловой активности, предприимчивости и независимых субъектов производства, подорвали экономическую основу жизнедеятельности гражданского общества.

Под флагом партийности и морально-политического единства социального общества внедрялась жесткая регламентация духовной жизни общества, науки, литературы, искусства, культуры масс, ограничивалась деятельность творческих союзов и других самодеятельных объединений. Это привело к серьезному духовному застою гражданского общества.

В настоящее время человечество все больше осмысливает сущность и понимает необходимость развитого гражданского общества. В стране энергично совершенствуется законодательство, создающее условия для всестороннего развития гражданского общества: готовятся новые законы, направленные на демократизацию государства и экономической жизни, развитие предприимчивости граждан, гуманизацию социальной политики и усиление правовой защищенности граждан, раскрепощение духовной жизни общества.

Гражданское общество проявляет инициативу, настойчивость в подготовке и реализации законов, гарантирующих права и свободы граждан. Без инициативы и настойчивости гражданского общества многие законы не только не соблюдались бы, но и просто не появились.

6. СОЦАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Особенности взаимоотношения бизнеса и общества обусловлены местом и весьма существенными функциями бизнеса в современном обществе.

Прежде всего, это экономическая функция: вне зависимости от общественного уклада, политического режима, доминирующих религиозных взглядов, каждое общество способно существовать и успешно развиваться только при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство потенциала общества. А это предполагает эффективную деловую активность, управление ею. Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего – экономических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества.

В определенной степени, деловой мир, мир бизнеса выполняет по отношению к обществу лидерскую функцию - в том плане, что его состояние, цели, характер и способы осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т.д. Достаточно, в этой связи вспомнить социальные последствия финансового кризиса в России в августе 1998 года - как резко поменялась атмосфера в обществе, сколько людей пересмотрели свои ближайшие и перспективные жизненные планы, как изменились конкретные судьбы!? Не случайно бизнесмены и топ- менеджеры, наряду с политиками и известными деятелями культуры - главные «ньюсмейкеры», к которым приковано внимание общественности, средств массовой информации.

В этой связи можно говорить и о нравственной (этической) функции бизнеса и менеджмента. Этика деловых отношений играет исключительно важную, если не определяющую роль в динамике нравственной культуры общества. В отличие от национально-этнических традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни.

Культурально-духовные предпосылки и традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в противоречие с нравственностью, реализующееся в практике деловых отношений, складывается шизофреническая ситуация, формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и школьным воспитанием оказываются просто «словом», а эффективное «дело» строится на совсем других нормах и ценностях. И всегда, в конечном счете, побеждает жизнь, а не слова, не подкрепленные практикой и реальными результатами.

В свете сказанного, становится очевидным, что в современном обществе бизнес выполняет важнейшую модернизационную, а еще точнее - инновационную функцию, обеспечивая не только экономические условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и не основе реальной практики деловой активности.

Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская деятельность... - перечень форм социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но все они, в конечном счете, замыкаются на сотрудничество с конкретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами, отдельными предпринимателями, прочими бизнесменами.

Наука и искусство менеджмента, или корпоративного управления, - одно из важнейших достижений цивилизационного опыта. Это непрерывно совершенствующийся синтез теории и практики, анализа и интуиции, функциональных знаний и умения руководить подчиненными, способности плодотворно вести дела с партнерами и клиентами и поддерживать заинтересованность сотрудников в достижении целей компании.

Деловая активность (бизнес) - одна из наиболее динамичных и пластичных форм человеческой деятельности. Ее технология (менеджмент) менялась и радикально, особенно - за последнюю сотню лет.

Это обстоятельство, к сожалению, не всегда учитывается в российском общественном мнении, живущем до сих пор преимущественно представлениями о бизнесе середины позапрошлого столетия, бывшего предметом анализа. Но именно в последовавший за этим период бизнес проделал серьезную и радикальную эволюцию. А на наших глазах происходит эволюция культуры российского бизнеса.

В истории нет и не было ни одного народа, добившегося успеха, если он занимался самоуничижением и посыпанием головы пеплом, не искал позитивных начал в своих поражениях и катастрофах, не извлекал зерен подъема из собственных падений. Понимание этого открывает путь к ответственному диалогу с миром, к реализации вектора развития, ориентированного в будущее, а главное – диалогу внутри общества. Без социального согласия у России нет пути в будущее. В этой связи роль деловой активности, бизнеса - как мотора развития - выходит на первый план.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в гражданском обществе действуют нормы общечеловеческой морали и моральных заповедей, отдающих приоритет добру, справедливости, состраданию, милосердию, благотворительности. Преодолеваются искусственные барьеры между людьми различных мировоззренческих позиций, убеждений, взглядов. Члены такого общества стремятся лучше понять друг друга, защищают все то, что их объединяет, а не то, что их разделяет

Становление гражданского общества – один из важнейших этапов на пути к гуманному, демократическому социализму. Целью, как гуманного демократического социализма, так и гражданского общества является человек, создание оптимальных условий для его жизни и труда. В обоих случаях гарантируются социальная справедливость и социальная защищенность трудящихся, права и свободы, честь и достоинство человека. С формированием гражданского общества наша страна как бы заново освоит общечеловеческие ценности – не как нечто классово чуждое ей, а как нормальное состояние для нормального человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авен П., Экономический рост и общественная мораль. // КоммерсантЪ. № 34. 29.02.2008 г., с.8.

2. Адом, А.А., Зендриков К.Ю., Ивченко С.В., Либоракина М.И., Каминарская Н.Г. Социальные инвестиции российских компаний. М., 2004г.

3. Аронов А.А., Золотой век русского меценатства. М., 2009 г.

4. Бараулина А., Вернидуб А. Папка добрых дел. // Русский Newsweek. 2005г. – № 42 (72). – С. 36–38.

5. Власть, бизнес и гражданское общество. М., 2003 г.

6. Геллнер Э., Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. – М., 2004 г.

7. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. – М., 2006 г.

8. Акопян А., Балацкий Е. Графский, С. Дынин, А. Иванова Е., Либоракина М., Литовченко С., Мун Дж., Петров В., Флямер М., Якимец В. Доклад о социальных инвестициях в России. // Программа развития ООН, Ассоциация менеджеров России. – М., 2004 г. – 80 С.

9. Дранкина Е., Бизнес на языке искусства. // КоммерсантЪ Social Report. 2005 г. – № 230. – Бизнес и культура.

10. Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. – М.: Институт экономики города, 2003г.

11. Кузыченко А.С. Благотворительность на Северо-Западе России в 1861–1914 годах: формирование системы и практика. – 2005г.

12. Кузьминов Я.И., Радаев В.В., Яковлев А.А., Ясин Е.Г. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. М.: ГУ ВШЭ – 83 С.




1. тематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае прививаться соответственное отно
2. Тема 1 АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
3. Преступления против собственности
4. Тележка наполненная возвышающейся надо мной горкой из продуктов и подарков совершала выкрутасы еще похлещ
5. Реферат- Стиль барокко в русском искусстве, архитектуре, литературе и музыке
6. внешней сущности и выбираем пункт меню Edit Termintor чтобы редактировать его
7. средство обращения
8. ТЕМА 9 ДЕМОКРАТИЯ- ТЕОРИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Блок 1 1
9. цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении финансовых результата
10. Реферат на тему Шевченко Тарас Григорович 18141861поет художник мислитель Народився майбутній
11. Тема 1 Общественный сектор в современной рыночной экономике
12. Еспада2008 ББК51
13. Формы ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях
14. Структурное программирование предпосылки и назначение основные критерии оценки качества программы для ЭВМ
15. Відродження вживається для того щоб позначити прагнення провідних діячів цього часу відродити цінності т
16. самотека ОТ мезги на стекателях Рис
17. Мужская сила и Женская слабость 1
18. на тему- ldquo; КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА ldquo; Регистрационный
19. Морфологический анализ [2
20. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ ~ 1999 Дисертац