Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

На тему- Возникновение и сущность сознания

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Всероссийский Заочный финансово- экономический институт

Контрольная работа

По философии

На тему: Возникновение и сущность сознания.

Проверила:              Голубева Н. А.

                                                                      Выполнила: Архипова Владилена

Владимировна

                                  Поток  : второй

                                                                    Специальность: финансы и кредит

                    Вечер

Содержание

  1.  Введение………………………………………………………………….3

  1.  Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность……………………………………………………………….4 -6

  1.  Структура сознания……………………………………………………7-8

  1.  Проблема «бессознательного»……………………………………….9-11

  1.  Ответ на вопрос :можно ли искусственно смоделировать сознание...12

  1.  Заключение………………………………………………………………13

  1.  Список литературы……………………………………………………...14

Введение

Изучив материалы двух тем: «социальная философия в поиске построения и обоснования теоретической модели общества» и «возникновение и сущность сознания». Я решила остановиться на второй: т.к. первую тема считаю в какой –то степени обобщающей , а «возникновение и сущность сознания»,более интересна для меня, хотя бы в плане того ,что поработав над ней я расширяю свой взгляд на , казалось бы давно знакомые нам слова:  сознание, мышление ,разум, человеческая психика но как окажется при дальнейшем ее изучении , все гораздо сложнее, чем на первый взгляд.

  В пунктах  контрольной работы:

  1.  Гипотезы происхождения сознания, его природная социокультурная сущность. Я раскрываю вопросы касающиеся : происхождения сознания ,что привело к его формированию, а также , определение отражения и его формы. Чем обусловлен социальный характер происхождения человеческого сознания.
  2.  Структура сознания , которая условно делится на четыре составляющих : а) Во первых сенсорные и перцептивные способности вместе с первичными, непосредственными знаниями б)    Во- вторых ,в структуре сознания можно выделить    мыслительную деятельность ,которая предполагает использование логико – понятийных способностей и , знания полученные с ее помощью, опосредованно. в) В –третьих , в сознании можно выделить такую составляющую, в которой представлены эмоции и волевые качества г)    В-Четвертых , составляющая сознания содержит в себе высшие мотивы деятельности , ее духовные идеалы и ценности, а также способности к их формированию и пониманию  

              Проблема  бессознательного  :  Фрейд , как психопатолог , исследуя           характер и причины нервозов, натолкнулся на ту область человеческой психики , которая раньше никак не изучалась , но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие бессознательного , исследование его структуры , влияние на индивидуальную общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда. Исследования в этой сфере продолжали его последователи.

  1.   Можно ли искусственно смоделировать человеческое сознание?

Гипотезы происхождения сознания 1.1.

   Важнейшей отличительной чертой человека , как социального существа является наличие у него сознания , с помощью которого он проникает в тайны Вселенной и своего собственного Я , прогнозирует результаты своей деятельности , создает материальные и духовные ценности , тем самым , осваивая и творя мир природы и мир социума .

    Философское понимание сознания

Точка зрения

Сознание или сверхсознание – это ракета , потухшие остатки которой падают в виде материи .

                                                                                             А. Бергсон

Психика настолько выходит за пределы сознания , что его легко можно сравнить с островом в океане .                                         

                                                                                             К. Юнг

Понятие сознания есть неопределенность , в которую западные интеллектуалы оказались вовлечены после того, как они , наконец , отказались от неопределенности ,каким было теологическое понятие Бога.

                                                                                            Р. Рорти

Сознание – это прежде всего, сознание иного.

                                                                                            М .Мамардашвили

 

 

   Большинство ученых и философов стоят на позиции эволюционного происхождения и его сознания . Эта позиция находит достаточно убедительное подтверждение в многочисленных фактах действительности , в результатах исследования различных отраслей обществоведения и естествознания .

   Как известно , многие миллионы лет материальный мир существовал как мир неживой природы . Но уже этот мир неживой природы обладал весьма специфическим свойством : любое взаимодействие материальных систем оставляло следы . Это могли быть механические деформации , изменение физического или химического состояния вещества в природе , результаты этих взаимодействий могли оставаться на долгое время . Это свойство , связанное со способностью одного объекта каким- либо образом воспроизводить структуру другого объекта в процессе их взаимодействия , называют отражением .

   Оно присуще не только неживой природе , но и всей материи в целом . По мере усложнения организации материи усложняются и формы отражения . Так с возникновением живой природы появляется и новая , более сложная форма отражения – биологическая , которая включает в себя раздражимость и чувствительность .

   Если раздражимость связанна со способностью изменять физиологическое состояние под  влиянием тех или иных факторов внешнего воздействия и является допсихической формой отражения, то чувствительность под  , которой понимают способность  к ощущениям , - это уже свидетельство возникновения у живых организмов элементарной сенсорной психики. На этой стадии развития организма появляются дифференцированные органы чувств , способные активно  , избирательно и целесообразно реагировать на сигналы биологически значимых раздражителей .

   Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению у живого организма мозга, центральной нервной системы , а вместе с ними – психики животного , и психики человека .

   Особенности психики проявляется в поведении высших животных и человека, в характере которого ученые обнаруживают у них много общего . Достаточно сложные поведенческие акты животное совершает на основе безусловных рефлексов, инстинктивно. Человек также во многих случаях жизни, действует инстинктивно , на основе врожденных форм реагирования на условия среды.

   В процессе своего развития, в своем индивидуальном опыте и животное и человек приобретает определенные – навыки – способы поведения. Естественно , что степень сложности навыков зависит от уровня развития психики, чем сложнее приобретенные навыки , тем меньше времени затрачивается на их формирование.

   Вместе с тем , психика животного и человека существенным образом различается. Для восприятия взрослого человека характерно, то что он обладает предметностью , константностью и осмысленностью. Память взрослого человека имеет свойство, которое психологи называют произвольностью. Для запоминания , хранения и воспроизведения информации человек применяет специальные средства . К тому же память животного ограничена , и воспользоваться оно может лишь информацией , полученной с помощью собственного опыта и т.д.

   Сознание человека качественным образом отличается от психики животного. Это отличие состоит прежде всего, в том , что оно является не только психическим но и социальным феноменом .

   Социальный характер происхождения сознания человека обусловлен тем , что коллективная орудийная деятельность людей требовала кооперации, общения и взаимодействия их друг с другом . Она была и остается невозможной без наличия общих цели , которой является предполагаемый продукт совместного труда .

   Итак , сознание есть продукт не только и не столько природного развития , сколько общественно  - трудовой деятельности , в процессе которой совершенствовались орудия труда , производство предметов духовной и материальной культуры , возникли язык и речь.

   Важнейшее различие сознания человека и психики животного

Поведение животных

Деятельность человека

Инстинктивно - биологическое

Направляется, познавательной потребностью и/или потребностью в общении

Отсутствует совместная ,целенаправленная деятельность

Смысл каждого действия определяется  его местом в коллективной деятельности людей и ее характером

В основе – наглядные впечатления

Программы поведения закреплены наследственно

Абстрагирует, устанавливает связи , отношения и причинные зависимости

Накопление, передача и закрепление опыта через социальные средства общения(прежде всего , с помощью знаково- символических систем)

Зачатки орудийной деятельности, не создают никаких новых операций

Изготовление орудий труда , создание новых способов и приемов труда.

   Сознание в силу своей многогранности изучается различными науками : социологией , психологией , нейрофизиологией , кибернетикой и теорией информации , юриспруденцией и психиатрией и т.д.

   В социологии сознание понимается как феномен духовной жизни , в котором отражаются представления людей о мире , условия их материального бытия , также их склонности и интересы.

   Сознание- это связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно – логических образах.

Структура сознания. 2.1.

   Сознание , как идеальная форма деятельности человека представляет собой разветвленную и относительно самостоятельную систему , которая объединяет в себе совокупность знаний о мире , психические процессы и состояния , субъект- объектное отношение  , возможность целеполагающей и оценочной деятельности и т. д.

    Исходя из этого , в структуре сознания можно выделить достаточно условно четыре составляющих. Во первых сенсорные и перцептивные способности вместе с первичными, непосредственными знаниями об окружающем человека мире и о себе самом как физическом , материальном теле , которые он получает с помощью различных видов ощущений , восприятий , а также репродуктивного и творческого представления (воображения). Все это оценивается сознанием с точки зрения целесообразности и полезности результата деятельности человека, конечно это пока не самая предварительная оценка , которая требует предварительного осмысления .

   Во- вторых ,в структуре сознания можно выделить    мыслительную деятельность ,которая предполагает использование логико – понятийных способностей и , знания полученные с ее помощью, опосредованно. Это дает возможность выйти за пределы непосредственных чувственных данных и достичь сущностного понимания объектов , закономерностей их развития . Знания полученные различного рода рассуждениями (тех или умозаключений , доказательств или опровержений ) , формируются в понятиях и суждениях . И здесь полученные знания также подвергаются оценке . Но это оценка не с точки зрения полезности или целесообразности поведения человека как физического тела . Это оценка с точки зрения соответствия или не соответствия мыслей действительности ( истинность или ложность суждений ) , а также соответствия или не соответствия сложившимся в мышлении правилам логики и грамматики.

   В –третьих , в сознании можно выделить такую составляющую, в которой представлены эмоции и волевые качества. Эмоционально – волевая сфера сознания не связанна непосредственным образом с внешним миром . Она включает личностные переживания , воспоминания , чувства  и настроения различного рода эмоции (страх ,уныние , радость , скорбь , любовь ) .Роль эмоций состоит в том , что они служат своеобразным инструментом , с помощью которого жизненный процесс человека удерживается в оптимальных границах, что позволяет предупредить негативные последствия влияния каких – либо факторов на жизнедеятельность человека .

   В-Четвертых , составляющая сознания содержит в себе высшие мотивы деятельности , ее духовные идеалы и ценности, а также способности к их формированию и пониманию . Без ценностно- смысловой оценки предметная деятельность человека потеряла бы свою разумность и целенаправленность .  Она бы мало чем отличалась от рефлекторного поведения животного.

   Представленную структуру сознания можно изобразить с помощью схемы , которая удачно проецируется на левое и правое полушарие человеческого мозга . Как известно левое полушарие мозга отвечает  за рациональность , абстрактность мышления ,а правое за его конкретность ,образность , экспрессивность .

  Структура сознания

  

  Говоря о структуре познания нельзя обойти нельзя обойти стороной вопрос сущности самосознания .

   Самосознание- это особая форма сознания , которая состоит из способности человека осознавать и оценивать свои действия , чувства , мысли , мотивы поведения , интересы , свое положение в мире .

  Самосознание способствует тому , что у человека вырабатывается критический подход к самому себе , как к личности, к своему внутреннему миру , помогает его становлению и развитию , определению жизненного пути . Но если нарушено чувство меры и человек «наполнен только самим собой» , то это приводит к эгоцентризму и переоценке собственного «я» , а иногда к душевному расстройству (мания величия и т. п. ) . Кроме того самосознание играет роль социального регулятива ,помогая человеку осознавать свою личную ответственность за результаты своей деятельности.

  Самосознание представляет лишь часть сознания , а сознание являясь психическим феноменом , не сводится к психическому .  Понятие «психическое» ,по своему объему шире , чем понятие «сознание» , иначе говоря , сознание есть лишь одна из разновидностей психического, одна из форм его проявления .   

Проблема «Бессознательного» 2.2.

  Основоположник психоанализа австрийский врач – психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856 –1939) .Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания  , как они проявлялись у здорового человека. Фрейд , как психопатолог , исследуя характер и причины нервозов, натолкнулся на ту область человеческой психики , которая раньше никак не изучалась , но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

  Открытие бессознательного , исследование его структуры , влияние на индивидуальную общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда. Бессознательны по Фрейду , многие наши  желания и побуждения . Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях , сновидениях , каких –либо фактах нашего поведения :оговорках , описках , неправильных движениях и т. д. Согласно Фрейду , психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней : бессознательного , подсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом , соответствующим сути человеческой психики, а сознательное – лишь особой интуицией , надстраивающейся над бессознательным . Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов . «Оно» -глубинный слой бессознательного влечения – психическая  самость , основа деятельности индивидов , «Я» - сфера сознательного , посредник между  «Оно» и «внешним миром» , в том числе ,  , природными и социальными институтами . «Оно» с принципами реальности, целесообразность и внешнеполагаемой необходимостью ; сверх – я - (супер – ego ) внутриличностная  совесть , которая возникает , как посредник между «Я» и «Оно» в силу постоянно возникающего конфликта между ними . «Сверх» -«Я» является как бы высшим существом в человеке . Это внутренне усвоенные интериоризированные индивидом социально значимые нормы и заповеди , социальные запреты власти родителей и авторитетов.

  Глубинный слой человеческой психики , по мысли Фрейда , функционирует на основе природных инстинктов , «первичных влечений» с целью получения наибольшего удовольствия . В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения ,позднее  он заменяет их более общим понятием «либидо» ,которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь , дружбу и даже любовь к Родине  . В конечном счете он  выдвигает гипотезу , что деятельность человека обусловлена , наличием , как биологических , так и социальных влечений , где доминирующую роль играют так называемый – «инстинкт жизни» - эрос и «инстинкт смерти» - тонатос.

  Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью , которая противостоит в виде «Оно» , в нем выделяется «Я» , стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения , обращается за помощью «сверх –Я». Фрей не абсолютизировал силу бессознательного . Он считал , что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задачи психоанализа по его мнению , как раз состоят в том , чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям .

  Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда , а последствии один из критиков Карл Густав Юнг(1875-1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом  сводились к пониманию природы и формам бессознательного . Юнг считал , что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам , тогда , как инстинкты имеют не биологическую , а чисто символическую природу . Он предположил , что символика является составной частью самой психики и , что бессознательное вырабатывает формы или идеи , носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека . Эти форы не имеют внутреннего содержания , а являются , по мнению , Юнга , формальными элементами , способные оформиться в конкретное представление только , тогда , когда они проникают на сознательный уровень психики . Этим формальным элементам, неотъемлемо присущи всему человеческому роду , Юнг дает название архетипы. «Архетипы» представляют собой формальные образцы поведения или символические образы , на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы , соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека . «Архетипы» действуют в человеке инстинктивно . В своей знаменитой работе «архетип и символ»Юнг следующим образом разъясняет суть этого  понятия : «под архетипами , я понимаю  коллективные по свое природе формы и образцы , встречающиеся практически по всей земле составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения . Архетипичексие  мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме , которые передаются не только посредством традиции и миграции , а также с помощью наследственности . Эта гипотеза необходима , так как даже самые сложные архетипические  образы могут спонтанно производится без какой – либо традиции . Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков . Это так сказать , психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа».

  Понятие «архетипы» Юнг разъясняет на основе учения о коллективном , бессознательном Юнг приводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт  отдельного человека и состоит из переживаний , которые когда –то были сознательными , но утратили свой сознательный характер в силу забвения  или подавления . Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт , характерный  для всех рас и народов. . Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого , а также дочеловеческое животное состояние .. Оно зафиксировано в мифологии , народном эпосе  религиозных верованиях и проявляется т. е . выходит на поверхность, у современных людей через сновидения . Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность , в том числе и как врача психоневролога , которая концентрировалась на основе сновидений .

  Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты А.Адлер (1870 – 1937), Э .Фромм (1900-1980) на основе базовых идей этой философии пытались объяснить социальное устройство жизни людей . Так , если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание  на выявлении причины действий человека , то А. Адлер считал , что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений , «бессознательно желанный план» , при помощи которого он старается преодолеть напряжение  жизни и свою неуверенность . Согласно учению Адлера , индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов ( несовершенства человеческой природы ) испытывает чувство неполноценности и малоценности .  Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердится среди других , он актуализирует свои творческие концепции .  Эту актуализацию Адлер используя понятийный аппарат психоанализа , называет компенсацией или сверкомпенсацией . Сверкомпенсация – это особая форма реакции на чувство неполноценности

  Один из крупнейших представителей неофрейдизма Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа , марксизма и экзистенцизма . Он считал , что в личности нет ничего прирожденного . Все ее психические проявления – это средство погруженности личности в различные социальные среды.,

 

Можно ли искусственно смоделировать человеческое сознание  .3.1.

 

   Возможности сознания безграничны , нет предела для возникновения новых мыслей ,чем больше развивается и прогрессирует общество и технологии , тем многочисленнее будут возникать новые его формы .

  Человек , существо эмоциональное , обладающее разумом и чувствами , он наделен способностью представлять окружающий его мир  не только в масштабе улицы , города , планеты , вселенной . Все люди разные и каждый по своему воспринимает реальность.

  Моя  точка зрения на сегодняшний день- это, то , что смоделировать  или заменить человеческое сознание , с помощью искусственного  интеллекта невозможно ,т.к. принцип работы головного мозга всегда был , да и теперь остается для исследователей загадкой. Несмотря на фантастические достижения нейрохирургии , не существует даже какой - нибудь цельной теории его функционирования , так ,что, чтобы хотя-бы создать машину или программу ,которая могла бы принимать решения в различных ситуациях или мыслить самостоятельно,  ведь все варианты исходного события невозможно рассчитать с помощью чисел ибо не все всегда поддается логике.(мозг , которым сейчас обладает человек , опять же как считают ученые, сформировался в результате эволюционного процесса , в ходе которого от примитивного человеческого мышления , зависящего напрямую от способности к выживанию, добыванию пищи и размножению, он достиг сегодняшнего состояния ,для этого понадобился большой промежуток времени и несколько ступеней эволюции , по отношению к формированию простейшей жизни на земле или самой планеты это может быть и маленький срок, но для человеческой жизни это достаточно много , т.е. я хочу сказать , что все возможно, но я думаю до того ,как ученые смогут смоделировать или создать  искусственный интеллект пройдет много, лет столетий будет сделано много открытий в этой области, что –то возможно будет опровергнуто и возможно, даже мысли и сознание человека станут другими. )

 

Заключение:

  В заключении я бы еще раз хотела бы подчеркнуть , наличие сознания и разума , уникальная человеческая черта. Именно благодаря  ему человечество смогло занять господствующее положение  в биосфере , природа не наделила человека такими средствами защиты какими наделила животных ( способностью летать , быстро бегать , хорошо видеть ночью и т. д.) , но зато с помощью разума человек достиг вершины живой пирамиды.

   Изучение человеческого поведения в обществе , его психики продолжается и будет продолжатся , как философией ,так и многими науками…

Список литературы :

  1.  учебник по философии (под редакцией проф В.Н. Лавриненко ,проф. В.П. Ратникова ) издательство «юнити» Москва 2007

  1.  учебник по философии (под редакцией  : А. К. Рычков ,Б.Л. Яшин) издательство «владос» 2004

  1.  учебник по философии (под редакцией А.А Радугина ) издательство «владос» Москва 1995

  1.  журнал «вокруг света» №2 февраль 2007

                                                                                   

                                               

14




1. Контрольная работа по математике
2. тема наблюдения измерения регистрации и обобщения данных о хоз явлениях и операциях с целью их управления.
3. Мясные блюда и блюда из теста
4. Комп~ютерні технології в юридичній діяльності Ст
5. тематизации и компьютеризации; теоретизация и диалектизация науки; ускорение темпов развития науки в
6. помогите распространить эту книгу Просьба к издателям помогите опубликовать ПРЕДИСЛОВИЕ.
7. Адміністративну будівлю для будівництва в Чернігівській обл
8. І. Право являє собою досить складну багатошарову структуру
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Київ
10. 2008 Введение Стремительные социально~экономические изменения происходящие в современном обществе об
11. Її особливості в порівнянні з міфом релігією мистецтвом і наукою
12. на тему- Семейный бюджет источники его формирования Выполнил- Студент 1 курса
13. КШВСМ Кокорину M
14. Лекция 13 Динамический аспект общества и глобализация Часть 1
15. состоит в приравнивании теоретических моментов данного распределения соответствующим эмпирическим момен
16. или используя комплексную запись в виде ряда- Теорема о равномерной сходимости тригономе
17. Дипломная работа Особенности общественного питания в СанктПетербурге
18. . Быстрый скачкообразный переход от одного общественнополитического строя к другому называется 1 прогре
19. Gme hunter Godforsken plce cnnibl tngible indolently sensuous drowsiness extremity of nguish vitlity stccto opqueness leer deliberteness singulrly hndsome bizrr
20. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук Х