Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 5. Философия Нового времени XVII век начало формирования научного разума утро рационализма2

Работа добавлена на сайт samzan.net:


6

Лекция № 5. Философия Нового времени

XVII век - начало формирования научного разума, утро рационализма2. Центральным объектом науки была природа и способы ее постижения. В мировоззрении того времени все еще господствовала религия, поэтому одной из ключевых проблем эпохи Нового времени оставалась проблема отношения человека к Богу. Церковь не собиралась оставлять интеллектуальное поле без борьбы, и вслед за Дж.Бруно, сожженным на костре в Риме в 1600 г., были сожжены автор “Диалогов о природе” Л.Ванини (1619-Тулуза), атеист Ж.Фонтанье (1621-Париж). Эти процессы происходили на глазах у воспевавших силу разума мыслителей, которые не были абсолютными атеистами, а были скорее пантеистами и деистами3, что давало им возможность быть и философами.

В механистической картине мира И.Ньютона наука и религия не исключали друг друга, ибо в работе вселенского механизма принимает непосредственное участие Бог, трактуемый разными авторами по-разному, но обязательно присутствующий у каждого их них. Научной мысли в тот период приходилось преодолевать средневековый подход к миру, и это было трудной задачей.

Ядром новоевропейского познания выступают эксперимент и наблюдение, умение отличать ряд чувственных впечатлений от результатов целенаправленного экспериментального исследования природы. Именно единство эксперимента и математики привело к созданию первой научной картины мира И.Ньютоном (1643-1727). Проблема соотношения данных органов чувств и интеллектуальных рассуждений является, по сути дела, центральной проблемой эпохи Нового времени. В начале XVII в. европейская философия опиралась на идеи самоценности разума, с одной стороны, и идеи экспериментально-опытного изучения мира - с другой.

Эмпиризм4 Ф.Бэкона

Английский мыслитель, аристократ Френсис Бэкон, лорд Веруламский (1561-1616) был первым мыслителем, поставившем опытное знание в центр своей философии. Бэкону принадлежит основополагающая заповедь нового мышления: «Знание-сила». Знание, наука, по Бэкону - мощный инструмент социальных изменений. Для Бэкона природа - это объект науки, с помощью которой человек добывает средства для упрочения своего господства над силами природы. По Бэкону, наука  должна опираться на опыт. Истина тесно связана с практикой человека, при этом то, что в действии “наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно”.

Исходя из этого, Бэкон различает плодоносные и светоносные опыты. Плодоносные опыты приносят конкретный, полезный результат. Светоносные опыты не дают практической пользы, но проливают свет на глубокие связи, знание которых позволяет оптимизировать и плодоносные опыты. Наука не может быть сведена только к пользе, потому что она полезна в принципе. Теоретическая наука (философия) призвана выявить причины природных процессов, тогда как практическая наука направлена на создание орудий для преобразования природы. Говоря об ученых, Бэкон сравнивал их с «муравьями» –эмпириками, которые ведут наблюдение и собирают опытный материал; «пауками» – теоретиками, которые строят теории и опираются скорее на логику, чем на факты; и «пчелами», которые занимают промежуточное положение и являются примером настоящего ученого.

Истинное знание, по Бэкону, достигается с помощью познания причин. Причины он, вслед за Аристотелем делит на 4 вида. Задача философии, по его мнению, состоит в том, чтобы познать природу из самой природы, построить не искаженную субъективными привнесениями картину объекта. Для этого необходимо провести “очистительную работу” - критически исследовать природу человеческого ума и формы доказательства.

Для адекватного отражения мира Бэкон выделяет и анализирует 4 типа идолов (предрассудков или заблуждений человеческого ума) - идолы роды, пещеры, рынка, театра. Первые два он считает врожденными, связанными с естественными свойствами разума, тогда как идолы рынка и театра приобретаются каждым человеком в ходе индивидуального развития. Идолы рода проистекают из ограниченности человеческого ума и несовершенства его органов чувств. Человеческий разум похож на неровное зеркало, которое, отражая вещи, “смешивает свою природу и природу вещей”, что приводит к искажению истинной сути вещей. Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями  человека, который в силу своих эгоистических особенностей «видит мир как бы из своей пещеры» и с трудом отказывается от собственной, привычной точки зрений. Третий род идолов - идолы рынка - возникает в результате общения людей, которые перенимают друг от друга устаревшие понятия, суеверия, неправильное использование слов. Наконец, идолы театра возникают из-за слепой веры в авторитеты (церковные догматы и устаревшие философские системы). Люди думают, что мысль Аристотеля или Фомы Аквинского есть вершина человеческого познания и изначально ограничивают себя в познании. В результате они лишь воспроизводят уже известные схемы и не могут открыть ничего нового. Искусственность действий, проистекающих из этой веры похожа на театральную игру.

Достижение истинного знания предполагает преодоление этих идолов, что возможно только с помощью опыта и индукции. Индуктивный метод состоит в продвижении от частных фактов к общим суждениям. В процессе объяснения следует постепенно идти от опытных данных к более общим положениям, называемым средними аксиомами. Дальнейшее обобщение средних аксиом приводит к появлению  генеральных аксиом. Бэкон различает полную и неполную индукции, индукцию через перечисление и истинную индукцию. Истинная индукция позволяет делать не только достоверные, но и новые выводы. При этом новые выводы базируются на систематическом анализе фактов, противоречащих доказываемому тезису.

Рационализм Р .Декарта

Французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650) считается основоположником классического рационализма, опирающегося на постулат причинности: все сущее имеет причину. Принцип всеобщей детерминации служит основанием теоретической модели, содержащей в себе знание как о настоящем, так и о будущем.

У истоков и в центре философии Декарта стоит человек, “я” как “мыслящая вещь”. Органы чувств иногда обманывают человека, и только разум делает человека человеком. Разумная природа в своем высшем выражении есть не что иное, как способность к осмысленному, самостоятельному решению. Сделав мышление исходным пунктом своей философии, Декарт начал новую эпоху. Основой новой философии, по Декарту, должно стать существование двух равноправных субстанций: материи и духа. Материя обладает атрибутом5 протяжения и существует по физическим законам; дух обладает атрибутом мышления и подчиняется законам логики.

Человек изначально обладает как телесной (физической), так и духовной природой, но рациональность, по Декарту, предпочтительнее.  В связи с этим, Декарт пришел к основному тезису своей философии:  я мыслю, следовательно, я существую Единственное, в чем нельзя усомниться, это в самом факте мышления, поскольку сомнение есть один из способов мышления. Процесс мышления, по Декарту, начинается с интеллектуальной интуиции, которую он называет “естественным светом ума”. Интеллектуальная интуиция позволяет схватить суть проблемы, а уж затем с помощью правил логического мышления обосновать интуитивно понятую истину. Декарт был сторонником теории врожденных идей, полагая, что любое знание изначально присуще человеку, а задача познания состоит в том, чтобы это знание сделать явным и логически стройным.

Доказательство могущества разума начинается Декартом с критики притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинности. Первая определенность философии, по Декарту, состоит в том, что “во всем должно сомневаться”. Первым условием философии Декарта является отказ от предрассудков и отвержение всех определений, основанных на авторитетах. Принципиальный характер универсального сомнения связан с особенностями эпохи, которая с трудом отказывалась от схоластики. И если господство этих традиций Ф.Бэкон преодолевал с помощью критики “идолов” и строил новое здание на основании опыта и индукции, то Декарт боролся с ними с помощью универсального методического сомнения.

По убеждению Декарта, наука должна строиться с помощью ясных и самоочевидных истин, а также дедукции - движения от общего к частному. При этом образцом рационалистической методологической программы Декарта выступает математика - символ ясности и дедуктивной строгости. Вся философия, по Декарту, подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика,  а ветви - все прочие науки. Всех их объединяет стремление к истине, которая достигается с помощью методов.

Под методом Декарт понимает “точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное”. Без метода нет науки, ибо наука всегда системна и является отражением целого. Метод в понимании Декарта выступает организующим началом, помогающим видеть за единичным целое, за отдельным - общее. Метод имеет характер алгоритма, т.к. с его помощью поиск истины становится непрерывным. В Работе “Правила для руководства ума” Декарт сформулировал свой алгоритм поиска истины. Подобно тому, как система Бэкона была и определенной методологией, так и система Декарта - не только философия бытия, но и определенный органон познания. Декарт выделяет 4 методолгических правила: 1. Истинным считается только то, что очевидно, ясно и не вызывает никаких сомнений. 2. Любую проблему следует разделять, членить на столько частей, сколько требуется для ее наилучшего решения. 3. Мыслить нужно по порядку, начиная с самых простых и легко познаваемых предметов и восходя как по ступеням к наиболее сложным проблемам. 4. Следует составлять максимально полные обзоры сделанного, чтобы быть уверенным, что ничто не пропущено.

Общественно-политические взгляды Т.Гоббса

Продолжателем материалистической традиции Ф.Бэкона стал английский философ Т.Гоббс (1588-1769). Он испытал на себе также влияние рационализма Декарта и определил философия как “рациональное познание”. Философия основывается на доводах разума и отрицает божественное откровение. В силу этого Гоббс отверг учение Декарта об интеллектуальной интуиции и врожденных идеях. Он считал, что основой знания выступает чувственный опыт. Гоббс высоко ценил математику, но полагал, что она явилась результатом не интеллектуальной интуиции и самоочевидных истин, а связана со словами человеческого языка. Гоббс называл слова знаками, именами, предназначенными для обозначения предметов. Называя слова именами, философ  отдает им роль условной метки, которая помогает оживить в памяти забытые мысли. Меткой может выступать любое событие, вещь, помогающая вспомнить о чем-либо (тучи-дождь, подарок-человек). Слова, по Гоббсу, существуют отдельно от вещей. Из слов-знаков образуются предложения, а из них - умозаключения. Гоббс понимал опасность абсолютизации слов, что имело место в средневековой схоластике. Он утверждал: “Для мудрых людей слова суть лишь марки, которыми они пользуются для счета, для глупцов же они полноценные монеты, освященные авторитетом какого-нибудь Аристотеля, Цицерона или Фомы”6.

Вместе с тем Гоббс больше известен не столько своей гносеологической7 концепцией, сколько как философ государства, написавший “Левиафан8” (1651). Государство, называемое Гоббсом Левиафаном, не вечно - оно создано человеком по своему образу и подобию. Этот искусственный человек могуществен, его власть неограниченна, что делает его земным божеством.

Согласно Гоббсу, все люди равны от природы. Однако все они эгоисты и стремятся не только сохранить свою свободу, но и подчинить один другого. Возникает ситуация “войны всех против всех”. Это естественное состояние человека, по Гоббсу. Это состояние делает жизнь “беспросветной, звериной и короткой”. В подобном обществе человек человеку волк. В обществе все процессы определяются инстинктами и страстями, а наиболее нужными качествами выступают коварство и сила. Чтобы выжить в этой войне люди объединяются, передавая полномочия центральной власти. Государство, таким образом, предстает как результат общественного договора. Договор между людьми завершается выбором правителя или верховного органа, что помогает положить конец войне. Отдельный человек не в состоянии бороться против государства. Наступает мир.

Выбор правителя способствует самосохранению и обузданию инстинктов, что ограничивает желание подчинять других. Тем самым мораль возможна только внутри государства. Только в государстве существует закон, обязательный для всех. Гоббс сравнивает верховную власть с душой, судебные и исполнительные органы с суставами, награды и наказания с нервами, советников с памятью, законы и справедливость с разумом, гражданский мир со здоровьем, смуту с болезнью, гражданскую войну со смертью. Только государство вносит порядок в беспорядочный поток человеческих страстей и инстинктов, с помощью закона обуздывая их, чтобы люди не могли вредить друг другу. Лучшей формой государства, по Гоббсу, является абсолютная монархия.

Теория познания и социальная философия Дж. Локка

Английский мыслитель Джон Локк (1632-1704) внес значительный вклад в обоснование тезиса о происхождении знания из чувств и сформулировал основные положения сенсуалистической теории познания. Основная цель главного труда Локка “Опыт о человеческом разуме” сводится к вопросу о происхождении, достоверности и объеме человеческого познания. Локк отрицает врожденные идеи и считает, что душа человека - это чистый лист бумаги (tabula rasa), на котором опыт оставляет свои сведения о мире. Мысль не является, по Локку, сущностью души, они лишь ее свойство. В связи с этой эмпирической установкой мысль оказывается малоконструктивной, а ее творческие возможности ограниченными ощущениями. Источником знания о мире выступают ощущения. Из ощущений затем возникают идеи. В связи с этим теорию познания Локка называют сенсуалистической9.

Исходное основание теории познания Локка - опыт. Именно опыт доставляет человеку эмпирический материал, необходимый для размышлений. Локк делит опыт на внешний - предоставляемый предметами и вещами окружающего мира, и внутренний - возникающий вследствие наблюдения за собой и своими действиями. Внешний опыт служит основой чувственного познания, внутренний опыт связан с деятельностью души и служит основой мышления. Такимобразом, по Локку, “на опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит”.

На различение внешнего и внутреннего опыта опирается локковское учение о “первичных” и “вторичных” качествах. Первичные качества - это неотъемлемые ни при каких обстоятельствах свойства вещей: протяженность, форма, движение или покой, число, плотность.  Вторичные качества возникают в определенных обстоятельствах и могут исчезнуть вместе с обстоятельствами. Об их существовании свидетельствуют органы чувств: запахи, цвета, звуки, вкусы. Первичные качества принадлежат самим вещам и объективны, а вторичные качества - субъективны.

При решении социально-философских проблем Локк был близок либеральным10 традициям. Это нашло отражение в его двух трактатах о государственном правлении. В них он сформулировал свое понимание естественного и гражданского состояний. В естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. Там царят собственность и труд, без которых человек не может реализовать себя. Согласно Локку, естественному человеку свойственна собственность и эгоизм, а следовательно и индивидуализм. Но это не есть “война всех против всех” Гоббса. В естественном состоянии Локка все располагают одинаковыми правами и обязанностями. Из этого следует тезис о свободе как результате договора. В обществе первенствует естественный закон, согласно которому никто не имеет права ограничивать другого в жизни, здоровье, свободе, имуществе. Уже это показывает границы индивидуальной свободы. Она не абсолютна, а ограничена ответственностью человека перед другими. Договор, по Локку, отражает согласие сторон уважать следствия, вытекающие из естественного закона. И если какая-то сторона нарушает договор, например, правитель, то другая сторона тоже имеет право отказаться от принятых на себя обязательств.

Таким образом, Локк делает следующий вслед за Гоббсом шаг в обосновании прав людей перед государством и правителем. Если Гоббс выступил певцом прав государства, которому фактически никто не возразит, то Локк встал на защиту другой стороны - людей, утверждая их право отказаться от договора с государством - правителем, когда оно не соблюдает основные положения договора.

Частью политической философии Локка была этика, трактовка добра и зла как пути к удовольствию или страданию. Наибольшее удовольствие, по Локку, достигается с помощью частной собственности, права на которую неотделимы от человека. В частной собственности Локк видел основу цивилизации. Труд и прилежание - главные источники человеческого богатства. Как следствие, Локк выдвинул идею разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Проблема субстанции в философии Б.Спинозы и Г.Лейбница

Ярким представителем философии рационализма Нового времени был нидерландский мыслитель Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677). В основе его философии лежит единая протяженная и мыслящая субстанция. Субстанция имеет два атрибута (неотъемлемых свойства) - протяженность и мышление. Здесь Спиноза следует за Декартом. Под субстанцией Спиноза понимает всю природу. Вся Вселенная выступает как целостная система. Особенно важно то, что природа является причиной самой себя (natura causa sui), т.е. природа сотворенная и природа творящая совпадают.

Спиноза отождествляет нетолько субстанцию и природу, но и субстанцию и Бога. Бог Спинозы - это абсолютно бесконечное существо, субстанция, состоящая из множества атрибутов. Природа сама творит с помощью своих атрибутов и является причиной самой себя. Познание этих причин - цель науки. Согласно Спинозе, природа существует не ради какой-то цели, а ради самой себя. В мире господствует цепь причин и следствий. Эта связь не имеет разрывов, и в мире нет ничего случайного. Все происходит в силу необходимости. Столь жесткий детерминизм сводил случайность к субъекту, его языку и уровню его знаний о мире.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был немецким философом-рационалистом. Он выдвинул концепцию о монадах. Монады, согласно Лейбницу,  - это неделимые простые субстанции, своего рода кирпичики мироздания, “истинные атомы природы”.  Но в отличие от атомов Демокрита, монада - духовная единица бытия. Монады не уничтожимы и существуют вечно. Монады не только просты, но и замкнуты. У них нет “окон, через которые что-либо могло бы войти” внутрь монады или выйти из нее. Монады абсолютно индивидуальны и самостоятельны. Каждая из них находится в процессе постоянного изменения вследствие взаимодействия с другими монадами.

Основным атрибутом монады у Лейбница выступает сила. Сила - это ближайшая причина изменения тел. Такой подход существенно отличает концепцию Лейбница от взглядов других рационалистов - Декарта и Спинозы. Он вносит особый динамизм в картину мироздания. По Лейбницу, всякая подлинная субстанция только и делает, что действует”. Бесконечное количество монад воспроизводят Вселенную в индивидуальных формах. В мире властвует один закон - божественная предустановленная гармония. Эта мысль выражается Лейбницем так, что “повсюду и всегда существует одна и та же вещь с различными степенями совершенства”.

Контрольные вопросы

  1.  Что такое эмпиризм?
  2.  Что такое индукция?
  3.  Что Ф. Бэкон имел в виду под идолами?
  4.  Что такое рационализм?
  5.  Что такое дедукция?
  6.  Что такое сенсуализм?
  7.  Как Гоббс определяет “естественное состояние” человека?
  8.  Какой смысл имеет “естественное состояние” человека у Локка?

2 Рационализм (лат. Ratio – разум) – философское течение, полагающее, что основным источником знаний о мире выступает разум. Эта идея впервые была высказана Сократом, поддержана Платоном, но свое полноценное развитие она получила в творчестве Декарта. Р. Декарт считается родоначальником рационализма.

3 Деизм – философское учение, понимающее Бога не в смысле творца и создателя мира, а в смысле инженера-конструктора, который замыслил мир и сконструировал его по определенному проекту. Мир существует независимо от Бога по своим собственным законам, но движение, которое есть в мире, было дано Богом. Подобно часовщику, Бог дал мир первотолчок, и больше не вмешивается в мирские дела. Данное учение впервые было сформулировано Декартом и поддерживалось французскими материалистами: Вольтером, Дидро, Гольбахом, Руссо и др.

4 Эмпиризм (лат. Empireya – опыт, сноровка, мастерство) - философское течение, полагающее, что основным источником знаний о мире выступает опыт

5 Атрибут – неотъемлемое свойство чего-либо.

6 1. Гоббс Т. Избр. произведения: в 2-х т. - М., 1964. - Т. 2. С. 71.

7 Гносеология (гнозис – знание, логос – учение) – раздел философии, получивший название теории познания.

8 Левиафан – в греческой мифологии морское чудовище.

9 Сенсуализм (sensor – чувство, ощущение) – философское течение, полагающее, что основным источником знаний о мире выступают чувства и ощущения.

10 Liberty – свобода.




1. Культура речи Цицерона
2. тема систематически выходит из строя а у ремонтников нет никакой системы в работе
3. Данилевский Николай Яковлевич
4. 1лі2 компенсациялы~ А~ш1йды-2 инфляция ~~ралы А~2міз-2 Бізді~ таза экспорт~а айырбас~а шетелден т~сет
5. Про порядок роботи з проектами законодавчих актів та матеріалами що містять законодавчі пропози
6. Бизнес-план предприятия по выращиванию цыплят кросса HY-LINE
7. Стандартизация и сертификация продукци
8. Поняття та форми державного устрою
9. Статья 11. Способы создания политической партии 1
10. Своеобразие деловой культуры Японии
11. Понятие и назначение документационного обеспечения управления
12. Історія Західноукраїнської Народної Республіки
13. Новое время ~ тесты В концепции Г
14. Понятие банковской гарантии и поручительства как способов обеспечения обязательств
15. Тема урока- Выбор приветствия
16. Рассчет коэффициентов утраты и восстановления платежеспособности
17. тематична на власний ризик діяльність по виробництву продукції виконанню робіт наданню послуг та заняття т
18. Аббас Аб
19. Информация как средство манипуляции
20. формирование используется как обобщенное включающее в себя все виды детских организаций объединений дви