Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

деко Миколы Касперовича

Работа добавлена на сайт samzan.net:


модернизм в Украине

Украина, обладает богатейшей, утонченной культурой, художественно самобытной, абсолютно независимой. Ситуация усложняется этническим и географическим факторами, характерными для Украины, которая граничит c Россией, Польшей, Белоруссией, Молдовой, Словакией, Венгрией и Румынией, а также разнообразием ее культурных традиций, подверженных влиянию как Запада, так и России, от необарокко Олексы Новаковского до конструктивизма Василя Ермилова, от византийского наследия Михайла Бойчука до ар-деко Миколы Касперовича. Но если некоторые стороны ее традиционной культуры широко известны в мире (вышивка, пасхальные яйца, церковная архитектура), то другие ее достижения в области культуры, особенно украинского авангарда, еще ждут более глубокого изучения и оценки.

1910–1920-е годы были годами расцвета культурной жизни Киева, Одессы и ХАРЬКОВа. Там творили многие выдающиеся художники, многочисленные направления в искусстве часто носили необычный провокационный характер, художественная продукция была разнообразной и великолепной.

Давид Бурлюк — украинский отец русского футуризма. Заявление Д.Бурлюка под названием «Голос импрессиониста. В защиту живописи» можно считать первым манифестом русского авангарда, который носил по сути своей интернациональный характер. Армяне и грузины, евреи и поляки, русские и особенно украинцы составляли основу этого направления. Достаточно вспомнить, что многие выдающиеся представители так называемого русского авангарда (братья Бурлюки, Александра Экстер, Казимир Малевич, Владимир Татлин) были украинцами либо по рождению, либо по месту жительства или творчества.

Украинское искусство начала XX века, как и русское, развивалось в русле европейских течений: импрессионизм, ар-нуво, кубизм, футуризм и абстракционизм, — но при том оно обладало своими оригинальными чертами и направлениями. Очевидно, что особенности украинского пейзажа и сам стиль украинского быта (ширь степей, льющийся из глубины небес ослепительный свет, яркий колорит местного фольклора) оказывали сильное влияние на творческое экспериментирование таких художников, как Александр Богомазов и Виктор Пальмов, способствовали появлению близких к народной традиции работ художников Кирилла Костанди и Николая Пимоненкоодного из первых учителей Малевича. Украинские художники и шли в ногу со своими русскими, французскими, итальянскими и немецкими коллегами, и отдавали дань местным традициям.

Синтезу разностилевых течений, новых и старых, способствовала географическая мобильность самого украинского авангарда: А.Экстер жила в Киеве, Санкт-Петербурге и Париже; Д.Бурлюк — в Чернянке, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, других городах; а уроженцы Украины Никритин и Тышлер профессию художника получили в Москве, так же как и киевляне Исаак Рабинович и Нисон Шифрин; Михаил Андреенко и Соня Делоне творчески сформировались в Париже; А.Архипенко, В.Издебский и А.Маневич обосновались в Нью-Йорке. И несмотря на удаленность от родины, эти художники всегда подчеркивали свою прочную связь с культурным наследием Украины. Верно утверждение профессора Дмитрия Горбачева, что они всегда были вместе с Украиной, а Украина была всегда вместе с ними. Основная ось развития украинского авангарда проходила через Киев (А.Экстер и ее школа), Львов (О.Новаковский и его школа), Одессу (В.Издебский, его «Салоны» и выходивший в 1924 году журнал «Юголеф») и ХАРЬКОВ (Василь Ермилов, Мария Синякова, их кружки и издававшийся в 1927–1930 годах журнал «Новая генерация. Журнал левых направлений в искусстве».

В бурные послереволюционные годы Киев стал центром поразительно богатой культурной активности. Александра Экстер возглавила отдел искусств в Министерстве великорусских дел. Аронсон, Рабинович, Шифрин, Тышлер и другие стали учиться у Экстер кубизму и благодаря этому сумели достичь выдающихся успехов в живописи, в оформлении улиц и театральных спектаклей. После окончательного перехода Киева под власть большевиков в 1920 году некоторые из учеников Экстер, среди которых были Богомазов и Хвостенко-Хвостов, свой художественный дар поставили на службу новой политике, принимая участие в создании агитационных плакатов, афиш для УкрРОСТА.

В большей или меньшей степени кубистические работы Экстер, отмеченные печатью определенного лиризма, легли в основу самых разнообразных художественных стилей. Так, например, есть поразительное сходство между ранними работами и театральными эскизами Меллера, Петрицкого и даже Челищева. В основе эскизов костюмов Петрицкого середины 1920-х годов и Челищева 1919–1921 годов лежат скульптурные и зачастую спиральные структуры, которые напоминают эскизы костюмов, выполненные Экстер для театральных постановок Таирова. И в то же время Петрицкий, вводя в свои работы элементы фольклора, опирался на свои этнические корни. При этом он использовал большой набор материалов — золотую бумагу на холсте, геометрические мотивы на флюоресцирующем заднике и т.д. Вполне вероятно, что в этом удивительном диссонансе мы можем обнаружить истинный дух украинского авангарда, в котором профессионализм сочетается с примитивизмом, а конструктивизм с орнаментализмом. Как писал критик В.Хмурый в 1929 году, Петрицкий «придал декоративные функции конструктивной деформации», чему ярким подтверждением являются его работы для театра «Березиль» и театра Ивана Франко в Киеве и ХАРЬКОВе в 1920-х годах.

Кто-то может предположить, что самые крупные достижения украинского авангарда заключаются не в том, что он внес существенный вклад в развитие кубофутуризма и способствовал развитию абстрактного искусства в 1910-х годах, а в том что он повлиял на изменение и смену этих направлений в конце 1920-х годов. Если в Москве и Ленинграде энергия экспериментаторства довольно быстро иссякла под натиском социалистического реализма, то украинские художники пользовались радикальным языком живописи по крайней мере до первой половины 1930-х годов. Михаил Бойчук и его ученики-«бойчукисты», опираясь на художественные достижения итальянского кватроченто, французского кубизма и украинского примитивизма, сделали великолепные настенные росписи для Луцких армейских казарм неподалеку от Киева. За попытки ввести в свои работы национальные украинские мотивы М.Бойчука и его коллег обвинили в украинском национализме, арестовали и расстреляли в 1937 году.

Последние отблески украинского (и русского) авангарда можно было увидеть в ХАРЬКОВе, в тогдашней украинской столице. В период с 1927 по 1930 год, например, там выходили под знаменем супрематизма и конструктивизма (при участии Малевича и Матюшина) журнал «Новое поколение» и альманах «Авангард» (1929). Художник «Авангарда» В.Ермилов очень активно работал в ХАРЬКОВе в конце 1920-х годов над разработкой собственного видения конструктивизма.

Но особо важное значение для развития искусства авангарда в ХАРЬКОВе имела целая серия театральных постановок таких режиссеров, как Николай Фореггер, Лесь Курбас, Самуил Маргошин, с участием приглашенных ими художников. В 1926 году Лесь Курбас в поисках более подходящей обстановки для художественного эксперимента перевел свой театр «Березиль» из Киева в ХАРЬКОВ. Он активно поддерживал конструктивистскую сценографию Хвостенко-Хвостова, Меллера и Петрицкого. Декорации и костюмы Хвостенко-Хвостова для Смеральдины к готовящейся постановке оперы «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева передавали динамику той удивительно напряженной эпохи.

Столичный ХАРЬКОВ был центром Ассоциации современных украинских художников, и там впервые изданы знаковые монографии: роскошный альбом В.Хмурого «Анатолий Петрицкий. Театральный строй» (1929) и Р.Кутепова «Новые течения в живописи» (1931).

Но время, к сожалению, потекло вспять, хотя выдающийся художественный эксперимент на Украине длился дольше, чем русский авангард. Большая часть талантливейших художников и писателей была вычеркнута из истории культуры. Однако несмотря на то, что художественные и поэтические работы были выдворены из музеев и библиотек, отдельные следы их сохранились. Например, каким-то чудом в Славяногорске все еще стоит кубофутуристический рабочий Ивана Кавалеридзе (1926) — яркое свидетельство жизненности украинского авангарда, который пережил долгие годы притеснения, осмеяния и забвения.




1. Лечение Хирургическое лечение абсцесса твердого неба заключается в раннем разрезе до кости
2. Планування і організацій роботи з кадрами
3. Словарь по политологии
4. Приборы для измерения радиационного загрязнения
5. на тему Эпоха промышленного переворота и ее отражение в экономических исследованиях Д
6. Современные структурные и региональные сдвиги в развитии мирового хозяйства
7. На тему.html
8. Сущность издержек производства
9. тематической трактовке частота ее шагов в каждую секунду на экране должна быть одной и той же ей необходимо с
10. Проект производства работ на строительство жилого здания
11. за этого портятся отношения с коллегами и друзьями рушатся планы ухудшается самочувствие
12. тема подходит к границе заданного дневного бюджета она посылает сигнал об остановке объявлений
13. на тему- ldquo;Электрический привод системы ГДrdquo; Выполнил- ст
14. правового договора
15. Тема задания- Касательное ускорение точки при естественном способе задания движения 6.html
16.  КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАБОТЫ 1
17. Родина15 3
18. Курсовая работа- Проектирование сада и агротехнический уход за плодовыми насаждениями
19. вариантом задания см
20. тематического контроля как со стороны государства так и самих бюджетных учреждений ~ получателей этих сред