Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Библейская концепция истории.
В библейских текстах просматривавются два основных направления в трактовке исторического процесса евреецентрический и космополитический. Первое воплощено в религии иудаизма и изложено в Ветхом завете, второе в христианской религии и в основном представлено новозаветными текстами.В основе евреецентрических взглядов на исторический процесс лежит библейская идея о богоизбранности Израиля; в многочисленных стихах подчеркивается, что все народы ставятся в невидимую связь с древнееврейским народом. Ветхозаветные тексты пестрят «договорами» между богом и Израилем, в соответствии с которыми Яхве за послушание сулит евреям различные блага. От библейского бога в адрес евреев исходят также угрозы и проклятия за различные прегрешения и особенно за нарушения преданности своему богу, поклонение другим богам. Общий смысл ев-реецентристской концепции сводится к заверению, что Яхве не покинет свой народ, а его мессия расправится со всеми его врагами. Ветхозаветные пророчества наступления новой эры в истории Израиля рассматриваются как кульминационный пункт развития человечества. Мессия будет судить «бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине» (Ис., 11, 4). Всеобщий мир и благоденствие будут установлены не иначе, как под предводительством «богоизбранного» народа.Во взглядах на смысл исторического процесса христианство, опираясь на Библию, выработало свой космополитический подход. Оно рассматривает историю не сквозь призму конечных судеб Израиля, а сквозь призму судьбы мира и человечества вообще. В Новом завете подчеркивается, что «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни иеобрезаиия варвара, скифа, раба, свободного» . В христианстве бог покровительствует не только Израилю, но всему человечеству. Периодизация истории в христианстве (от Христа до «царства божьего») иная, чем в иудаизме (от сотворения мира до мессии). Сквозь призму Нового завета другую трактовку приобретают и ветхозаветные мифы. Если в иудаизме миф о грехопадении Адама и Евы не связывается со спасением человечества, то в христианстве с ним сопряжена необходимость спасительной миссии Христа. Этот миф становится центральным событием и отправным пунктом мировой истории. Пораженное первородным грехом человечество не может обрести спасения. В христианстве особый смысл приобретает догмат о том, что бог так возлюбил мир, что послал своего сына единородного, дабы каждый верующий в него имел жизнь вечную.Согласно новозаветным сказаниям, человечество спасется посредством пришествия Христа на землю. Картина грядущего космического переворота изображается в евангелиях от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, в новозаветных книгах Деяния апостолов и особенно в Апокалипсисе, где описываются в аллегорических и символических формах второе прПо содержанию и своему стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового Завета, там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света, Страшный суд.Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над Дьяволом увенчает тяжёлую борьбу. ишествие и страшный суд, которым завершается мировая история.Заканчивается книга Откровения словами «Ей, гряди, Господи Иисусе!», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.Откровение подводит итог всему тому, что было сказано об этом в библейской традиции. Иоанн прибегает в нём к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчёркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения.