Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

строки меню; 2

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

PAGE  9

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СРЕДА BORLAND PASCAL.

Основные теоретические сведения.

Набор, редактирование и запуск программы, написанной на языке Pascal, осуществляется в интегрированной оболочке Borland Pascal. Для запуска интегрированной среды следует дважды щелкнуть мышью по значку на Рабочем столе с надписью Borland Pascal (для операционной системы Windows) или набрать в командной строке C:\BP\turbo.exe (для дисковой операционной системы). После запуска интегрированной среды на экран будет выведено окно, состоящее из трех частей:                

1. строки меню;

2. рабочей зоны, в которой набирается текст программы на языке Pascal;

3. строки состояния, демонстрирующей некоторые из часто используемых

   операций и комбинации клавиш для их быстрого вызова.

Строка меню активизируется нажатием клавиши F10 (или щелчком мыши) и содержит имена следующих меню:

  •  File: позволяет выполнять все основные операции с файлами (создавать, загружать, сохранять, печатать). В меню File можно выбрать следующие команды:

New - создает и открывает новое окно редактора с именем NONAME00.PAS;

Open - открывает новое окно редактора и помещает в него указанный файл;

Save - записывает содержимое активного окна редактора в виде отдельного файла на диск;

Save as - записывает содержимое активного окна редактора в виде отдельного файла с новым именем на диск;

Save all - записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы на диске;

Exit - обеспечивает выход из интегрированной среды Borland Pascal.

  •  Edit: позволяет выполнять все основные операции редактирования текста (копировать, удалять, вставлять, восстанавливать);
  •  Search: позволяет осуществлять поиск фрагментов текста и при необходимость производить его замену;
  •  Run: позволяет запускать программу (сразу всю или пошагово), находящуюся в рабочей зоне;
  •  Compile (Ctrl+F9): позволяет осуществлять компиляцию программы, находящейся в рабочей зоне;

Alt+F5 – просмотр рабочего окна результатов программы

Alt+Х – выход из транслятора (закрытие окна Borland Pascal)

Задание.

Составить программу, с помощью которой выполнить следующие действия: 1. Вычислить значения: Y = √ x + A,   R = sin(x + π/4), Z = 10 + 4,5x, если A - целое число, x - действительное (вещественное). 2. Найти целый остаток OST от деления числа A на пять.

Пояснения к программе: Программа записывается с любой строки и с любой позиции. В одной строке можно помещать несколько операторов или описаний, допускается пропуск пустых строк. При наборе текста программы используются строчные и заглавные буквы. В изображении действительных чисел между целой и дробной частью ставится точка.

Программа начинается с комментария (текст, заключенный в фигурные скобки). В разделе описания констант Const задано значение Pi = 3.14. В разделе описания переменных Var указаны типы всех используемых в программе переменных: x, A (входные), R, Y, Z, OST (выходные).

Раздел операторов начинается со служебного слова Begin. Далее оператор writeln выводит на экран текст в апострофах (Введите через пробел значение A и x). Оператор readln (A, x) служит для ввода с клавиатуры числовых значений переменных А и х. Затем происходит вычисление выражений и присвоение результатов переменным Y, Z, R, OST. При этом используются стандартные функции sqrt (вычисление квадратного корня) и sin (вычисление синуса), а также операция mod (нахождение целочисленного остатка). После вычислений происходит вывод значений переменных Y, Z, R, OST с помощью оператора writeln. Программа заканчивается служебным словом End с точкой.

Наберите следующий текст программы в рабочей зоне интегрированной среды:

{ Вычисление арифметических выражений }

Const  pi = 3.14;

Var  x, Y, R, Z : real;

       A, OST : integer;

Begin

writeln ( ' Введите через пробел значения А и х ') ;read (A, x);

Y := sqrt(x + A) ;  R := sin(x + pi/4) ;

Z := 10 + 4.5*x ; OST := A mod 5 ;

writeln ; writeln (' Результаты вычислений :') ;

writeln ( ' Y = ' , Y:5:1 , '   R = ' , R:6:3, '   Z = ' ,  Z) ;

writeln (' Остаток = ' , OST:3) ;

readln;

    End.

Сохраните текст набранной программы на жестком диске. Для этого выберите из меню File команду Save as.. и в открывшемся окне задайте имя файла с вашей программой (например, свою фамилию). Нажмите клавишу Enter.

Сохраненную таким образом программу можно запустить,  нажав комбинацию клавиш Ctrl+F9. Если при компиляции обнаружены синтаксические ошибки, вы увидите сообщение о них (Error ...). Исправьте ошибки, сохраните текст (F2) и снова запустите программу (Ctrl+F9).

При запуске безошибочного варианта программы вы увидите на экране строку с текстом: Введите через пробел значения А и х. Произведите ввод значений с клавиатуры (например, 627 0.2), после чего нажмите Enter.

Просмотр результатов осуществляется нажатием комбинации клавиш Alt-F5. На экране будет выведен следующий результат:

Результаты вычислений:

Y= 25.0    R= 0.833    Z= 1.0900000000E+01

Остаток=  2

Лабораторная работа №1

ПРОГРАММИРОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ЛИНЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ.

Цель работы: Изучение структуры исполняемого файла, типов данных, операций  и функций ввода-вывода языка программирования Pascal.

Основные теоретические сведения.

Язык Pascal, названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662), был создан как учебный язык программирования в 1968-1971 годах Никлаусом Виртом. Целью работы Вирта было создание языка, который:

  •  строился на небольшом количестве базовых понятий;
  •  имел бы простой синтаксис;
  •  допускал бы перевод программы в машинный код простым компилятором (компилятор - это программа, которая проверяет текст исходной программы на наличие синтаксических ошибок и генерирует машинный код);

Pascal - язык программирования высокого уровня, в котором длинные и сложные последовательности машинных операций заменены одним-единственным обозначающим их словом - оператором.

Алфавитом языка программирования называется разрешенный к использованию набор символов, с помощью которого могут быть образованы величины, выражения и операторы данного языка.

Алфавит языка Pascal составляют:

1. Заглавные и строчные буквы латинского алфавита: A-Z, a-z.

2. Арабские цифры: 0, 1, ..., 9

3. Знаки операций:  + - * /    (арифметические)

                                 <>,  <=,  >=,  =, >, <  (сравнение)

                                 :=     (присваивания)

4. Ограничители:    ' , . : ; ( ) { } [ ]

Из символов языка создаются более сложные конструкции: идентификаторы, операторы, выражения, ...

В любой программе необходимо хранить исходные данные для того, чтобы можно было использовать их при вычислениях. Возможно, необходимо хранить промежуточные и окончательные результаты. Для этих целей введено понятие переменной.

Переменная - это поименованная ячейка памяти компьютера.

В качестве имени переменной можно использовать последовательность букв латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания, причем первым символом должна быть буква. Желательно, чтобы имя переменной было логически связано с ее назначением. Например:  Summa  Rezultat   X_1  A_33

В результате операции присваивания переменная получает значение:(А:=6;В:=1;). Выражение с операцией :=, в конце которого стоит символ ; называется оператором присваивания.

Постоянные величины, значение которых не меняется в процессе выполнения программы, называются константами. Константы могут быть представлены непосредственно своим значением либо именем.

Выражение состоит из знаков операций и операндов (например, s/r). Если между операндами стоит хотя бы одна из операций <  >  <=   >=   =  <>, то такие выражения называются отношениями: x1<x2-5;   rez<>0.

Арифметическое выражение может включать в себя константы, переменные, стандартные функции, которые разделяются скобками и знаками арифметических операций.  

     (b1+b2+b3)/100

   sun*0.75

Кроме стандартных арифметических операций (+ - / *) в языке Pascal доступны следующие операции над целыми числами:

div - вычисляет целое частное от деления

mod - вычисляет остаток от деления.

Например, 22 div 5=4, 22 mod 5=2.

Значение арифметического выражения может быть присвоено переменной с помощью операции присваивания:

   A:=b*8.34/5;

   x1:=(sqrt(x)-sin(x+1))/2;

Логические выражения представляют собой два или более отношения, связанные между собой логическими операциями (and, or, not).

(a+2*b<=5) and (a/b>b/a);

В арифметических и логических выражениях операции выполняются по приоритетам:

1. Выражения в скобках;

2. Логическое отрицание not;

3. Логическая операция and;

4. Логическая операция or;

5. Операции умножения и деления;

6. Операции сложения и вычитания;

7. Операции отношения.

Например, условие существования треугольника со сторонами A, B, C можно записать в виде логического выражения:

(A+B>C) and (A+C>B) and (B+C>A)

Часто при вычислении значений арифметических выражений приходится использовать математические (тригонометрические) функции (cos, sin, ln, ...) или выполнять специальные математические операции (извлекать корень , выделять целую часть числа, округлять, и т.д.). Для выполнения всех этих действий в языке Pascal существуют стандартные функции (см. таблицу 1).

Таблица 1. Основные математические функции.

Обозначение функции

Описание функции

abs(x)

модуль аргумента х

arctan(x)

арктангенс аргумента х

cos(x)

косинус аргумента х

exp(x)

возведение числа е=2,71 в степень х

ln(x)

вычисление натурального логарифма (x>0)

log(x)

вычисление десятичного логарифма

round(x)

округление значения х до целого

sin(x)

синус аргумента х

sqr(x)

возведение в квадрат аргумента х

sqrt(x)

извлечение квадратного корня из х (x>=0)

trunc(x)

выделение целой части аргумента х

Random(n)

Генерирует случайное число из диапазона от 0 до n-1

Для возведения числа X в степень n рекомендуется пользоваться преобразованием вида:

Xn = e n ln X      exp(n*ln(X))

Любые данные в программе (константы или переменные) характеризуются своими типами.

К простым типам данных относятся:

  1.  целочисленный (byte) диапазона от 0 до 255
  2.  целочисленный (integer) диапазона от -32767 до +32768
  3.  вещественный (real):  примеры: 2.5  -59.987   88.0   0.01  1.8Е-9
  4.  символьный (char): '1'   'R'   '&'   'k'    
  5.  логический (boolean): имеет только 2 значения true  и false;

Типы всех переменных (входных, выходных, промежуточных), используемых в программе, необходимо описывать в начале текста программы в разделе var следующим образом:

 список переменных: тип ;

Например: var       a1, ket, pr: integer;

   sum: real;

  l, n: char;

Программы, написанные на языке Pascal, строятся в соответствии с определенными правилами. Любую программу можно условно разделить на 2 части:

1. раздел объявлений и соглашений (декларационная часть);

2. раздел основного блока.

В первой части программы объявляются метки (label 78, met;), константы (const  year=1995;), переменные (var f, g: integer; kol: real;)

Основной блок программы состоит из последовательности операторов. На одной строке программы могут находиться несколько операторов, каждый из которых заканчивается символом ;. Тело основного блока ограничено операторами (операторными скобками) begin и end.

  LABEL      ......  ;

  CONST     ......  ;

  VAR   .........  ;

  BEGIN                ....................

       ....................

   

                      END.      

В тексте программы могут присутствовать комментарии, необходимые для документирования (пояснения) программы. Комментарии представляют собой произвольный текст, ограниченный с двух сторон фигурными скобками { } либо скобками вида (*     *).

{ ввод исходных данных }      или         (* вычисление суммы *)

Для того чтобы произвести какие-либо вычисления в программе необходимо, прежде всего, ввести исходные данные.

Начальные значения переменным можно задать с помощью оператора присваивания (А:=5.76 ; Tet:=7; Mer:='%'). Но значительно удобнее вводить исходные данные в диалоговом режиме в процессе выполнения программы. Для этого необходимо вызвать процедуру ввода данных с клавиатуры read (readln) следующим образом:

read (имя1, имя2, ...) ;

readln (имя1, имя2, ...) ;

где имя1, имя2, ... - имена вводимых переменных.

В операторе readln окончание ln (line - линия) означает, что после завершения ввода значений переменных курсор должен переместиться к началу следующей строки на экране монитора.

read (M, G, k);  readln(n, m);

Если в списке вводимых переменных несколько, то они вводятся с клавиатуры либо через пробел, либо после каждого введенного значения нажимается Enter.

Вызов процедуры ввода данных может осуществляться без параметров, при этом оператор read; (readln;) будет ожидать нажатия любой клавиши на клавиатуре.

Для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных служит процедура write (writeln), вызвать которую можно следующим образом:

write ('сообщение' , x1, ...);

writeln('сообщение' , x1, ...);

сообщение - любой выводимый текст (не обязателен);

x1, ... - имя переменной, значение которой выводится (не обязательно).

В операторе writeln окончание ln означает, что после завершения вывода значений переменных курсор перемещается к началу следующей строки на экране монитора. Пустой оператор writeln; просто перемещает курсор на строку вниз, не выводя никаких данных.

writeln ('Введите  исходные  данные ');

write (mm) ; write ('x1=' , x1, 'x2=' , x2) ;

                                 writeln ;

Вывод числовых данных можно осуществлять в заданном формате. При этом определяется ширина поля вывода следующим образом:

X : P : Q

X - имя выводимой переменной;

P - общее число выводимых символов, включая десятичную точку;

Q - число символов, отводимое под дробную часть (для целых чисел не указ.).

Например,   если х=123    writeln (x : 4) ;   

                    если х=0.519876501   writeln (x : 5 : 2) ;

              sin2 (x + γ) + cos x

Пример: Вычислить значение функции   Z = ————————   ;

                     x + y4 e |x - y|

при x=-2.31; y=5; γ =12

CONST

   x=-2.31;

   y=5;

  gamma=12;

VAR

 z: real;

BEGIN

/* исходные данные известны, поэтому вычисляем значение функции */

 z:=(sqr(sin(x+gamma))+cos(x))/(x+exp(4*ln(y))*exp(abs(x-y)));

/* вывод результата на экран монитора */

writeln(‘ z=’, z:6:2);  

END.

Задание.

Вычислить значение указанной функции при заданных значениях:

 вар.

 

Параметры

 

1.

                                       
                                          

x=-2,6; a=0,28; c=7

2.

                                                                 

              

a=3,36; b=7,09

3.

                               
                            

х=5; у=2,1

4.

                         

а=5; х=2,3

5.

                                                                 

a = 5; x = 2,3

6.

x = 0,333

7.

                                 

x = 0,55;b = -2,1;

8.

                          

x = 0,67

9.

x = 0,3

10.

                                                                                       4  

                              xyz – 3, 3 | x + y |

F =                   

                                    10 7 + lg xz

x = 2;  y= 15,4; z=1,25

11.

                                        + sin2 4

R = 

                                    cos 2 + |ctg |

= 0,345;

= 0,123

12.

b = e | x – y | + ln (1 + e) lg| tg 2|

 

x =-2,55; y = 7,87

13.

                            sin2(cos x + tg y3) + cos x

z = 

                           x + y e | x – y | + arctg (y – x)

x = 2;  y= 1,4;

14.

           

                                                              a b

p = sin(a + b)2 + a(a + b)3 +  

                                                              a + b

a=1,31; b=4,8

15.

T = sin (e | x – y | ) + ln (1 + cos5 (y-1))

x =-2,55; y = 7,87

16.

                                           sin2 (x – 1) + cos(x-1)2 

w = ln | x5 – 0,12|   

                                                     e | x – 0,21 |

x = 0,67

17.

                                                3   

v = x4  + 8 – sin3(x/3)

x = 0,447

18.

                                 + sin2 4

L =   - tg (-1)

                            cos 2 + |ctg |

= 0,345;

= 0,123

19.

                                             5 

f =  |1 + x 5   - | x + b2 | |

x = 0, 76; b = -2,1;

20.

                                  

                                |-ac + c|       3 

y  =    +  |ax| ;

                               ln x + c2

x=-1,3; a=0,88; c=6

21.

                                          

                                                   cos x + 1

f = sin (x4 – 0,4) + 

                                      x e | x – 1 | + arctg (3,12 – x)

x = 0,333

22.

                                                             

                           sin(x-y) – 4, 7 | x + y |

F = 

                                10 7 + tg lg (x +0,35)

x = 2; y= 15,4;

23.

w = ln | x5 – 0,12| + sin (x4 – 0,4)

x = 3, 0012

24.

                                                           

                                            cos x + 1

y = ln |arctg x – sin (a x) | +    

                                                              e | x – a |

x = 1,2; a = 2

25.

                                1 + sin2 4

Y =   - tg (-1)

                            cos + |ctg |

= 0,61; = 0,33

 

Лабораторная работа № 2

ПРОГРАММИРОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ РАЗВЕТВЛЯЮЩЕЙСЯ СТРУКТУРЫ.

Цель работы: Изучение приемов использования условного оператора if  в языке программирования Pascal.

Основные теоретические сведения.

Часто определенный фрагмент программы может выполняться только при соблюдении некоторых условий. Структура выбора в языке Pascal реализуется с помощью условного оператора, который позволяет выполнить одно из двух действий в зависимости от значения логического выражения.

Полная форма условного оператора выглядит следующим образом:

if  <логическое выражение>  then  <оператор_1>  else  <оператор_2> ;

Блок-схема полной формы условного оператора имеет вид:       

   +       _

Если значение логического выражения истинно (true), то выполняется оператор_1 (оператор_2 пропускается).  Если значение логического выражения ложно (false), то выполняется оператор_2 (оператор_1 пропускается). Далее в любом случае выполняется оператор, стоящий непосредственно за оператором if (оператор_3).

Логическое выражение может иметь и сложную структуру, например, когда для выполнения фрагмента программы необходимо соблюдение нескольких условий. Эти условия могут быть объединены любой логической операцией (or, and).

Условный оператор может не содержать конструкцию else, такая форма оператора называется сокращенной:

if  <логическое выражение>  then  <оператор_1> ;

Блок-схема условного оператора в сокращенной форме:

   

      +

    

          _

Если значение логического выражения истинно  (true), то выполняется оператор_1, если ложно (false) - выполняется оператор, следующий за оператором if (оператор_3).

Условный оператор может иметь вложенную структуру, когда после then или else используется также условный оператор. При этом справедливо следующее правило: else всегда относится к ближайшему слева оператору if.

Если после then или else требуется выполнить не один, а несколько простых операторов, то они объединяются операторными скобками (begin ...end) в один составной (сложный) оператор:

              begin

         оператор1 ;

         оператор2 ;

         оператор3 ;

     end ;

Пример. Найти наибольше из трёх чисел a,b,c.

Пример: Составить программу, вычисляющую корни квадратного уравнения  ax2 + bx + c = 0

var

a, b, c, d, x1, x2, x: real;

begin

writeln(‘Введите коэффициенты уравнения’);

readln(a, b, c) ;               /* ввод значения коэффициентов а, b и c */

d:=sqr(b)-4*a*c;            /*  вычисление дискриминанта  */

/* проверка знака дискриминанта */

 if  d>0      then  /* вычисление значений корней x1 и x2 */

      begin    

       x1 := (-b + sqrt(d)) /( 2* a) ;       

                           x2 := (-b + sqrt(d)) /( 2 *a) ;

                         /* печать результатов */

                        writeln(‘ Корни : x1 =’,x1:5:2,’  x2 =’, x2:5:2) ;

  end

           else    if d=0 then   begin

x:=-b/(2*a);

writeln(‘Корень: x=’, x:5:2);

    end

else  writeln(‘ Действительные корни отсутствуют.’) ;

end.

Задание.

1)

2)

3)

 

4)

5)

6)

7)

если x>y 

если
x<=y

8) С клавиатуры вводятся  координаты точки на плоскости (x, y). Определить, принадлежит ли эта точка заштрихованной области (б):

9) С клавиатуры вводятся  координаты точки на плоскости (x, y). Определить, принадлежит ли эта точка заштрихованной области (в):

10) С клавиатуры вводятся стороны треугольника: a, b, c.Если можно построить треугольник с такими длинами сторон, то вычислить его площадь по формуле Герона, иначе – вывести сообщение.

11) С клавиатуры вводятся переменные: a, b, c. Перераспределить переменные таким образом, чтобы a<b<c.

12) Даны координаты двух точек на плоскости (x1,y1)и (x2,y2). Определить, какая из них наиболее удалена от начала координат.

13) Вычислить корни квадратного уравнения по заданным коэффициентам a,b,c. Если действительных корней нет, то вывести сообщение об этом.Переменные a,b,c генерируются случайным образом из диапазона от -10 до 10.

14) Определить вид треугольника (равносторонний, равнобедренный, простой) по заданным сторонам a,b,c. Переменные a,b,c генерируются случайным образом из диапазона от 1 до 20.Если треугольник не существует, то вывести сообщение об этом.

15) Вычислить значение выражения:  

min(a3, |6b-1|, sin d)

a, b, d – ввести с клавиатуры 

16) Вычислить значение выражения:  

max(c2,100d, max(a-1,a))

a, c, d – ввести с клавиатуры

17) Вычислить значение функции y:

    x(a2+b2)            , если x 1

Y=    ln x/(a2+b2)         , если 0 < x < 1

         (a2+b2)x/|1+a|   , если  x < 0

18) Составить программу для вычисления значения переменной Z (x, y сгенерировать случаным образом):

           max(x, y)    при x<0

 Z =

           min(x, y)     при x0

19) Заданы с клавиатуры площади круга R и квадрата S. Составить программу определяющую,  поместится ли квадрат в круге (квадрат поместится в круге, если диагональ квадрата меньше или равна диаметру окружности).

20)Даны три целых положительных числа I, J, K. Составить программу, определяющую лежат ли все эти числа в диапазоне от 2 до 10.


Лабораторная работа №
3

ПРОГРАММИРОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ЦИКЛИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

Цель работы: Изучение приемов использования оператора цикла for в языке программирования Pascal.

Основные теоретические сведения.

Если вычислительный процесс содержит многократные вычисления по одним и тем же математическим зависимостям, но для различных входных данных, то его называют циклическим.

Многократно повторяемые участки вычислений называют циклами.

Если число повторений в цикле заранее известно, то в программах используется параметрический оператор цикла for.

Первый вариант оператора цикла имеет вид:

for  параметр_цикла:=нач.знач. to  кон.знач. do  оператор;

параметр цикла – переменная типа integer или char;

нач.знач. кон.знач. – числа целого типа;

оператородин простой или составной оператор;

 Шаг изменения параметра цикла равен 1 и  начальное значение параметра цикла всегда меньше конечного значения: нач.знач<кон.знач

Зная начальное и конечное значение всегда можно определить количество итераций цикла (сколько раз выполнится тело цикла).

         К = |кон.знач. - нач.знач.|+1

Оператор цикла выполняется до тех пор, пока значение параметра цикла не превысит конечного значения.

Второй вариант оператора цикла имеет вид:

for  параметр_цикла:=нач.знач. downto  кон.знач. do  оператор;

Шаг изменения параметра цикла равен -1 и начальное значение параметра цикла всегда больше конечного значения, т. е. нач.знач>кон.знач

Блок-схема оператора цикла представлена на рис.

Пример: Среди целых чисел, не превышающих 100 выбрать и напечатать те, которые кратны трем.

Var

 i:integer;

begin

/* выбор всех целых чисел от 1 до 100 */

for i:=1 to 100 do

if     i mod 3 = 0 /*  если  остаток от деления числа на 3 равен нулю */

                      then write (i:4); /*вывод числа, кратного 3 */

end.

Пример: Вычислить сумму площадей N прямоугольных треугольников, если длины оснований одинаковы и равны Х, а длины высот образуют последовательность: 1, 1.5, 2, 2.5, ...

Если в программе необходимо провести некоторые повторные вычисления, однако число повторов заранее неизвестно, то используют оператор цикла с предусловием:

WHILE условие DO оператор ;

Условие – логическое выражение;

Оператор – один простой или составной оператор;

Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие истинно. Если условие заведомо ложно, то тело цикла не выполнится ни разу.

Пример:Протабулировать функцию y=2sinx×cos(x-1) и вычислить сумму её значений на отрезке [-2; 3] с шагом h=0,2.

Если в программе вычисляется сумма, то необходимо задавать начальное значение суммы равное нулю.

(*вычисление суммы значений функции *)

var 

   xn, xk, h, x, y, s : real ;

    i : integer ;

begin

  xn:=-2; xk:=3; h:=0.2;  s:=0 ; x:=xn;

writeln(‘x            y’);               (*заголовки солбцов абсцисс и ординат*) 

 while x<=xk   do begin

                             y:=2*sin(x)*cos(x-1) ;

  writeln(x:3:1, y:8:2);

                            s:=s+y ;

                            x:=x+h ;

                           end

 writeln (‘Сумма=’ , s:6:2 );

 end.

Задание.

 вари-анта

Задание

Примечание

1.

Составить программу выбора всех чисел из диапазона  от 1 до 100, в записи которых есть цифра d.

Число d ввести с клавиатуры

2.

Составить программу выбора всех нечетных  чисел  от   a до b.

a,b ввести с клавиатуры

3.

Составить программу выбора всех чисел, заканчивающихся или начинающихся  на цифру 5, от 1 до 500.

4.

Составить программу вычисления и вывода таблицы значений температуры в градусах Цельсия (С) и в градусах по Фаренгейту (F) в диапазоне C0 C CN с шагом HC.

F = 1,8C + 32.

C0=0

CN=100

HC=10

5.

Составить программу вычисления и вывода таблицы значений длины пути, заданной в километрах: S0 S SN, HS и ее перевода в мили, ярды, футы и дюймы, если 1км=0,62англ.миля=1093,64ярда, 1ярд=3фута=36дюймов.   

S0=20

SN=200

HS=10

6.

Сгенерировать m случайных чисел из диапазона от 10 до 20. Вывести числа в столбик,  а рядом с каждым вывести квадрат данного числа и его квадратный корень.

7.

Составить программу вычисления и вывода таблицы значений степеней (k, k2, k3, k4) целых чисел в интервале     k0 k kn ; hk.

k0=0

kn=12

hk=1

8.

Составить программу вычисления и вывода таблицы значений корней n-ой степени (n=3, 4, 5) из x для x0xxn ; hx.

x0=1

xn=50

hx=5

9.

Составить программу для вычисления результата по формуле:                                      

 n          

   cos kx / sin kx

k=1     

x=0,5;  n=20.

10.

Составить программу вывода N случайных целых чисел диапазона от 0 до 50. Определить, сколько среди них четных, а сколько нечетных.

Число N вводить с клавиатуры

11.

Составить программу вывода всех трехзначных десятичных целых  чисел, сумма цифр которых равна данному целому числу R.

Число R вводить с клавиатуры

12.

Сгенерировать k случайных чисел из диапазона от a до b (a и b ввести с клавиатуры). Определить, сколько среди них чисел, кратных переменной m, введенной пользователем с клавиатуры.

Числа k, m вводить с клавиатуры

13.

Составить программу для вычисления произведения:        

p=(1-1/22)*(1-1/32)*…*(1-1/n2), n>2.

Число n вводить с клавиатуры

14.

Вычислить произведение ряда:

P = 5*10*15*20* …*5n

Число n вводить с клавиатуры

15.

Вычислить сумму ряда:

S=1+1/2+1/3+…. +1/n

Число n вводить с клавиатуры

16.

Составить программу нахождения значения первого отрицательного члена последовательности cos(2n),

где n=1, 2, 3,…

17.

Сгенерировать случайные числа из диапазона от -10 до 20 до первого встретившегося отрицательного значения. Вычислить количество таких чисел, а также их среднее арифметическое значение.

18.

Составить программу нахождения номера первого отрицательного члена последовательности cos(ctgn), где n=1, 2, 3,…;

19.

Найти V – суммарный объем N цилиндров высоты H, если радиусы их оснований имеют значения 3, 6, 9, 12, ..,3N.

Количество N вводить с клавиатуры

20.

Сгенерировать m случайных чисел из диапазона от 1 до 20. Это радиусы окружностей.  Вывести числа в столбик,  а рядом с каждым вывести длину окружности и площадь круга для заданного радиуса.

m ввести с клавиатуры


Список литературы.

  1.  Информатика. Базовый курс/ Симонович С. В. И др. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 640 с.: ил.
  2.  Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 480 с.: ил.
  3.  Турбо Паскаль 7.0 – К.: Издательская группа BHV, 2000. – 432 с.
  4.  Turbo Pascal/ С. А. Немнюгин. – СПб.: Издательство «Питер», 2001. – 496 с.: ил.




1. Ацтеки
2. В каком году был открыт симплексный метод- 1945г
3. Реферат- Маркетинг в период финасового оздоровления
4. тема в двух словах- о войне о природе о чувствах и т
5. Тема- ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ Витебского открытого акционерного общества Классика индустрии моды ПО СТЕПЕН
6. Социология МОСКВА ГАРДАРИКИ 2004 УДК 316 075
7. Customs nd trditions of Gret Britin
8. dmx 119964; dmin 119929 2
9. .2005 АААААААА А1кб5п А21бакру А2ба3~ А2б~4а А4апарам
10. НИИ ЭЧ и ГОС имени А
11. Екологічне нормування забруднень
12. экономических трудностей поскольку эти годы не были самыми неурожайными сколько результатом сталинской к
13. на тему- Характеристика Ніобію та його сполук ЗМІСТ ВСТУП
14. либо детали то даже на хорошо отполированной поверхности будут заметны микронеровности
15. докладов по вопросам семинарских занятий от сдачи экзамена с выставлением оценки отлично освобождаются-
16. Семья и брак на сломе эпох
17. ~ымбат а~ша саясаты экономикалык ауыт~уды~ ~ай кезе~інде колданылады~рлеу фазасы~да
18. Тема 10 Психологія злочинної діяльності План
19. Реферат- О техническом регламенте на автомобильный бензин и дизельное топливо
20. Боевые действия партизан Беларуси против немецко-фашистских оккупантов