Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Конспект к лекции №4 1 семестр
тема: Средства художественной выразительности современного этапа развития звукорежиссуры конец ХХ начало XXI века
В конце 70 годов ХХ века начался новый этап развития аудиотехники, в связи с научно-технической компьютерной революцией. Появились и стали активно развиваться такие направления как: цифровая звукозапись, цифровое радиовещание, телевидение, мультимедиа и др. Всё это позволило говорить о возникновении современного «цифрового» этапа в звукопроизводстве, что создало основу для развития новых направлений в музыкальной культуре.
Запись и обработка звука в цифровом формате имеет ряд преимуществ по отношению к аналоговым технологиям, она обеспечивает большой динамический диапазон, низкий уровень шумов, малые нелинейные искажения и другие параметры; а также удобство программирования и перепрограммирования; возможность быстрого копирования стабильность при изменении внешних условий; долговечность при хранении и эксплуатации звукового материала и др. Именно эти качества и обусловили её стремительное развитие за последние десятилетия.
Переход на цифровой формат звукозаписи послужил мощным толчком к развитию технических средств записи воспроизведения и обработки звука, таких как: цифровые лазерные проигрыватели и магнитофоны, компьютерные станции по обработке звука, цифровые микшерные пульты, процессоры спецэффектов, электронные музыкальные инструменты. Выпуском этой аппаратуры занимается в настоящее время огромная аудиоиндустрия.
Появление новых технических средств и технологических возможностей существенно изменило творческую деятельность звукорежиссёра, открыв перед ним расширенную палитру возможностей в выборе и использовании средств художественной выразительности.
В процессе создания первичной фонограммы, звукорежиссёр, учитывая все факторы и процессы, влияющие на качество записи, отводит основополагающую роль выбору и расстановке микрофонов и микрофонных систем. В современную эпоху пространственной звукозаписи выбор микрофонов и их конфигураций, обеспечивающих запись пространственной информации в различных формах, является одним из важнейших этапов, в значительной степени определяющим качество записи и передачи звука во всех элементах тракта. Именно поэтому вопросам совершенствования конструкции микрофонов и созданию специальных микрофонных конфигураций для записи в различных форматах отводится в литературе такое серьёзное внимание.
В развитии микрофонов на данном этапе можно выделить две тенденции: совершенствование параметров и технологии изготовления уже известных типов микрофонов, появившихся на первых двух этапах развития аудиотехники (ленточных, динамических, конденсаторных, электретных), и создание новых типов микрофонных систем для пространственной звукозаписи.
Наряду с микрофонами в современной студии звукозаписи существует ряд альтернативных источников звука, к числу которых относятся: цифровые магнитофоны, проигрыватели, синтезаторы, сэмплеры.
Цифровые и аналоговые студийные магнитофоны, используются в звукозаписывающих студиях и как источники звуковых сигналов, вводимых в микшерный пульт для последующей обработки, и как устройства для записи готовых фонограмм. Переход на цифровые носители в магнитной записи обеспечил значительное улучшение параметров: расширение частотного и динамического диапазона, снижение нелинейных искажений, устранение детонации и шумов ленты и т.д. Кроме того, это обеспечило сохранность фонограммы при многократных перезаписях. В цифровых магнитофонах используются те же физические принципы записи информации на движущуюся магнитную ленту с помощью электромагнитных головок, хотя требования к параметрам ленты и конструкции головок существенно меняются. Существует два принципиально разных способа записи, используемых в цифровых магнитофонах: первый это продольная многодорожечная запись с помощью неподвижных головок. Такой формат записи получил название DASH (digital audio stationary head format). Второй способ использует вращающиеся головки, осуществляющие на ленте наклонно-строчную запись. Одним из первых был принят в 1985 году, предложенный фирмой Sony, формат R-DAT (rotary head digital audio tape), это системы цифровой звукозаписи с высокой плотностью на магнитную ленту шириной 3.81 мм.
В настоящее время в студийной практике используются устройства записи на жесткие магнитные диски, позволяющие записывать огромные объёмы информации.
В студийной практике звукозаписи достаточно широко применяются цифровые лазерные устройства, использующие оптический метод записи и воспроизведения звуковой информации с компакт-дисков с помощью луча полупроводникового лазера. Кроме того, используется технология магнитно-оптической записи, которая объединяет в себе как некоторые свойства оптической, так и свойства магнитной записи. Разработка этой технологии позволила начать производство нового вида цифровой аудиоаппаратуры проигрывателей «мини-дисков» (MD).
Современные студии звукозаписи оснащены обычно электронными музыкальными инструментами, обеспечивающими создание, запись и редактирование электронной музыки. К числу таких устройств относятся синтезаторы, сэмплеры, секвенсеры.
Синтезаторы, устройства которые могут реализовывать различные варианты синтеза звука. В случае FM синтеза, используется генератор, усилитель и фильтр с управляемым напряжением. Может использоваться также Wave table syntesis синтез на основе волновой таблицы, а также синтез путём физического моделирования звучания музыкальных инструментов.
Сэмплер это устройства (выполненные программно или аппаратно), которые способны записывать в оперативную память образцы звуков (сэмплы) с любого внешнего источника, в затем воспроизводить эти звуки под управлением клавиатуры. Для сэмплеров можно использовать большое количество библиотек звуков на различных цифровых носителях.
Секвенсер программные или аппаратные устройства способные записывать, редактировать, сохранять и воспроизводить музыкальные события. Кроме того, имеется целый класс объеденных устройств, которые называются «рабочими станциями», включающие в себя синтезатор, сэмплер и сексенсер, размещённые в одном корпусе.
Принципиально новым этапом в развитии электронных музыкальных инструментов явилось создание цифровых «рабочих станций», использующих связь друг с другом и с компьютером по стандарту МИДИ.
MIDI (Musical Instruments Digital Interface) цифровой интерфейс музыкальных инструментов, был разработан и стандартизирован в 1983 году для обеспечения совместимости и стандартизации принципов управления синтезаторами разных моделей. Основное преимущество такого интерфейса заключается в том, что по нему передаётся не информация о самом звуковом сигнале, а только управляющая информация о действиях, которые выполняются на данном устройстве, что позволяет значительно сократить объём информации и обеспечить управление комплексом устройств в реальном времени.
Сигналы от всех источников в студии звукозаписи сводятся к микшерному пульту, который, по-прежнему, является центром всей студии и представляет собой наиболее важное и сложное устройство. Современный микшерный пульт позволяет выполнять до нескольких тысяч операции в процессе обработки звука. В настоящее время микшерные пульты работают как с аналоговыми, так и с цифровыми сигналами, обеспечивая форматы выходного сигнала от моно до Surround Sound 7.1.
С момента возникновения звукозаписи предпринимались попытки введения в записываемой звуковой сигнал добавочной реверберации. В настоящее время, в основном, используются цифровые ревербераторы в программах, которых предусмотрены варьируемые параметры. Наиболее прогрессивными являются алгоритмы воссоздания реверберационных процессов в помещении с помощью «свертки» импульсных характеристик сигнала с импульсными характеристиками помещения. Это дало новые перспективы при записи музыки, где музыкальное событие может быть воспроизведено с достаточной достоверностью в обстановке, наиболее соответствующей стилю и жанру исполняемого музыкального произведения. Например, для «Органной прелюдии» И.С.Баха возможно поместить её звучание, записанное на электроогране в условиях тон-ателье, после соответствующей звукорежиссёрской обработку, в акустику Домского собора.
Одним из важнейших технологических операций работы со звуковым материалом является монтаж. С развитием цифровой техники третьего периода появилась возможность осуществлять монтаж звука не деструктивным (не разрушающим) способом, не прибегая к механическому разрушающему воздействию на носитель звуковой информации. Цифровая техника, предоставила возможность многократного копирования фонограмм без ухудшения их технического качества.
Обязательным элементом оборудования в современной студии звукозаписи по-прежнему являются контрольные агрегаты или акустические мониторы. На современном этапе можно отметить значительный прогресс в области усовершенствования технологии и конструкции контрольных агрегатов, позволивших создать системы с уровнями искажений, приближающихся к слуховым порогам. Помимо стерео формата, на современном этапе развития широко используется формат Surround Sound 5.1, который требует установки в студии системы из шести контрольных агрегатов: левого, правого, центрально, двух тыловых и одного низкочастотного блока.
На третьем этапе развития звукорежиссуры появились принципиально новые возможности в творчестве звукорежиссёра, к числу которых можно отнести следующие: - возможность формировать ощущения реального трехмерного пространства и передавать их в звукозаписи; - способность изменять за счёт процессорной обработки основные «артистические» элементы звука; - возможность создавать новые пространства, оптимизируя их к конкретному жанру музыкального материала; - способность синтезировать новые несуществующие в реальности звучания.
Необходимо отметить, что первое направление в творчестве звукорежиссёра реализует потребность человека услышать в записи и погрузиться в реальный трёхмерный мир, в котором воспроизводимые техникой звуки максимально приближены к их естественному звучанию. Практическое воплощение этой потребности стало возможным только с внедрением цифровых систем пространственного звучания, которая в своём технологическом развитии, пройдя путь от моно к стерео и пространственному звуку (Surround Sound) стала мощным выразительным средством в творческой палитре современного звукорежиссёра. «Эффект присутствия» с использованием пространственного звука оказывает не только сильное эмоциональное воздействие, но и вызывает у слушателя гораздо более реальное, по сравнению с использованием стерео-звука, ощущение сопричастности к происходящим событиям «здесь и сейчас».
Огромный арсенал технических средств и новые цифровые технологии позволили звукорежиссёру в конце ХХ века перейти на принципиально новый этап творческой деятельности. Именно в этот период раскрываются в полной мере творческие и артистические аспекты этой профессии, а звукорежиссура становится полноправным направлением в развитии новых видов «технического искусства». Учитывая, что в настоящее время, подавляющее большинство слушателей воспринимает музыку в записи, становится очевидным насколько велика роль и ответственность звукорежиссёра в формировании эстетических вкусов целых поколений. Вместе с тем необходимо отметить, что современные технологии, несмотря на огромную палитру возможностей, которые они предоставляют, являются только новым этапом эволюции технических средств, они не заменяют творчество, талант и культуру композиторов, музыкантов и звукорежиссёров, которые становятся полноправными соучастниками творческого процесса.