Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Россия и Украина при переходе к рынку сравнение экономик.
Россия и Украина имеют не только общую историю, развитые технологические связи и производственную кооперацию. Они переживают одно и то жеосложнения от шоковой либерализации рынков и цен, отсутствие социальной почвы для приватизационных процессов, криминализацию, бездумное следование чужим советам и теориям в политике. Развал единого политического и экономического управления в сложном хозяйственном комплексе СССР породил стихийные процессы ломки и перестройки всех связей, оценок и пропорций. Цены предприятий на промышленную продукцию в России выросли в 2,7 тыс. раз, в Украине в 311 тыс. раз, а валовой внутренний продукт (ВВП) в России снизился на 41,4%, в Украине на 57%. Более глубокое падение Украины по уровню инфляции и объемам производства обусловлено ее большой сырьевой зависимостью
(прежде всего по энергоносителям) и высокой чувствительностью к потере рынков и кооперации (в силу меньших размеров и большей плотности промышленного освоения). Эти различия особенно видны при рассмотрении динамики по отдельным видам продукции.
Вопреки расхожему штампу «обвал объемов произошел из-за сво-рачивания ВПК» наиболее глубокое падение наблюдается по товарам народного потребления (индексы объемов 42% в России и 31,6% в Украине). Например, обуви Россия производит только 8,3% от уровня 1990 г., а Украина 4,8%. Это свидетельствует о более естественной причине падения низкой конкурентоспособности.
В результате уже семилетнего спада в обеих странах складывается типично полуколониальная структура экономики: преобладание сырьевых производств с соответствующей структурой экспорта, уменьшение удельного веса и технологический упадок обрабатывающих производств, угасание науки и высокотех-
нологичных производств. Особенно разительны эти деградационные сдвиги в Украине. Если в 1991 г. топливно-энергетический и металлургический комплексы составляли 17,6% промышленного производства, то в 1997 г. уже 48,7%. В то же время доля машиностроения снизилась с 23,4 до 15,4%. В России эти перепады меньше: доля топливно-энергетического и металлургического комплексов увеличилась с 37,4 до 50%, а доля машиностроения уменьшилась с 20,1 до 14,1%.
Утяжеляют положение экономики России специализированные тех-нополисы ВПК и северные промышленные районы, которые остались без работы и требуют снабжении.,
По производству ВВП в долларах (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения Россия опережала Украину в 1990 г. на 15%, а в 1997 г. на 93,4%. Украина «падает» быстрее и отстает в экономическом развитии. В обеих странах произошло значительное уменьшение капитальных вложений. Однако в России их спад с
1995 г. идет более медленно, чем в Украине. В 1997 г. индекс капитальных вложений составил 94,5%, тогда как в Украине только 78. Значит, экономика России до кризиса была ближе к оживлению.
Изначальным преимуществом России был положительный торговый баланс, что для Украины фундаментальная проблема. Однако, поскольку экспорт России носит в значительной степени сырьевой характер (топливо), он стал одним из источников нестабильности. Эта особенность присутствует и в экономике Украины (преобладающий экспорт продукция металлургии), но в меньшей степени.
Видимо, главной стратегической задачей обеих стран должен стать уход экономики от сырьевой ориентации и освоение более эффективных сегментов на мировом рынке. Иначе отсталость и неустойчивость будут вечным роком. Для Украины, например, такими сегментами могли бы быть транспортный транзит, авиастроение (в кооперации с Россией), поставки продовольствия (для России и СНГ), пищевое и горное машиностроение, судостроение, оборудование для некоторых инновационных технологий (сварочной, лазерной) и др.
В Украине по объемам производства несколько повысился удельный вес сельского хозяйства (за счет более глубокого спада в промышленности). Однако в силу понижающейся рентабельности его доля в валовой добавленной стоимости резко снизилась с 20,3% в 1992 г. до 6% в 1997 г. От-
расль стала убыточной. В России в прошлом году убыточными были 74% сельскохозяйственных предприятий, в Украине 87%.
По сути, сельскохозяйственное производство как современная отрасль хозяйства перестает существовать. Это подтверждается и динамикой тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в обеих странах. Хотя в России дальше продвинулись аграрные реформы и более развито фермерство, общего положения это не улучшает. Дело в том, что фермерские хозяйства малопроизводительны из-за плохой оснащенности техникой и отсутствия приспособленной для их нужд инфраструктуры.
На создание этих условий уйдет несколько десятилетий. Крупные же коллективные хозяйства, не имея административной и правовой «узды», стабильного рынка и финансово-кредитной поддержки, деградировали, восполняют отсутствие заработков растаскиванием коллективного добра, стали почти полностью убыточными. Сельское хозяйство не способно вернуть кредиты и имеет самую большую относительно доли в ВВП кредиторскую задолженность.
На территории Украины больший, чем в России, удельный вес сельскохозяйственных угодий. Украина, разумеется, лучше обеспечена продовольствием, что особенно ярко проявилось в кризисных условиях.
редняяяяаяябяяняя яяаяя яяРяясяя яя яризиса была примерно в 2 раза выше, чем в
Украине. Это соответствует приведенным выше данным о различиях в уровнях ВВП на душу населения.
В табл. 1 показана средняя зарплата в долларовом исчислении для сопоставимости двух стран, но нужно учитывать, что ее рост иллюзия: покупательная способность доллара понижается. Динамика средней реальной зарплаты отражена в табл. 2.
До кризиса в Украине снижение уровня зарплаты еще продолжалось, в России началось повышение. Различие в состоянии потребления населения в определенной мере характеризует динамика розничного товарооборота. В России с 1990 г. он сократился на 13%, в Украине на 64%. А вот объем платных услуг населению уменьшился почти одинаково: на 76,4 и 76,6%. Комфортность быта большинства людей снизилась в обеих странах.
В силу воспринятой правительствами России и Украины концепции «либерализации внешней торговли» рынки обеих стран заполнены импортными товарами, а отечественные производители, даже способные выпускать вполне конкурентоспособную по качеству продукцию, не в состоянии подняться на ноги. Правительства России и Украины постепенно стали избавляться от иллюзий, связанных с либерализацией рынка и
Таблица 1
Средняя заработная плата, долл. США
Россия Украина
1995 г. 1996 г. 1997 г.
117 55
154 76
167 84
1 полугодие 1998 г.
180 82
^KSIf
Та |
6.1 нца 2 |
||||||
Динал |
им ко рос |
ъльной Cf. |
чеднем за |
рплаты |
в % к rep |
едыдуще |
му году |
Страна |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997r. |
11 полугодие 1998r. |
Россия |
-33 |
0,4 |
-8,0 |
-28,0 |
5,6 |
7,6 |
3,7 |
Украина |
-39 |
-51,2 |
-14,6 |
28,1 |
-13,8 |
-2,4 |
-5,2 |
более здраво подходить к установлению протекционистских барьеров (напомним, что в Америке, Европе и Японии эти барьеры намного плотнее и изощреннее ).
Основной экономической проблемой обеих стран является кризис спроса: низкая покупательная способность населения и предприятий, незагруженные мощности и высокая безработица. В качестве «лекарства» выбрана ограничительная кредитно-денежная политика. Но она действует в основном на ...подавление спроса, т.е. обостряет основную проблему. Эта экономическая несуразица (дополняемая засильем импорта) породила денежный голод и обусловила затянувшийся спад и депрессию.
Существенная девальвация гривны и рубля сделала импорт менее конкурентоспособным и во многом помогла решить проблему поддержки отечественных производителей. Как в России, так и в Украине последние годы проводилась политика реальной ревальвации, что вредило экспорту, притягивало импорт и отрицательно влияло на торговый баланс. Особенно это было болезненно для Украины, имеющей более ограниченные экспортные возможности. Так или иначе, но финансовая буря поставила некоторые макроэкономические соотношения на свое место (нет худа без добра!). Правда, девальвация потянула за собой инфляцию, которая сильно понизила покупательную способ-
ность населения, это снова бьет по внутреннему рынку и производству. Дальше все будет зависеть от умения дать импульс внутреннему производству.
Обе страны несколько лет вели политику сдерживания инфляции и стабильности обменного курса чисто монетарными методами. Из-за денежного дефицита не только приходило в упадок производство, но и накапливались неплатежи и задолженности, деградировали товарно-денежные отношения. Экономическая база под национальной валютой разрушалась. Обменный курс должен был постепенно девальвироваться в соответствии с реальной инфляцией. В данном случае под реальной инфляцией понимается не только повышение цен, но и накопление внутренних и внешних задолженностей (внешних в части, подлежащей выплате и превышающей базовый потенциал обслуживания).
Так, инфляция потребительских цен в Украине в 1997 г. была 110%, с учетом задолженности по зарплате 263%, а если принять во внимание задолженность по облигациям внутреннего займа, то 336%. Денежная же единица поддерживалась стабильно. Такие несоответствия в экономике могут удерживаться лишь некоторое время. Но рано или поздно должен произойти об-
вал. Что послужит толчком дело случая. Так и произошло. Сначала в России, затем и в Украине.
Обвал в России начался раньше и пошел круче потому, что в ее экономике был сильнее «надут пузырь» портфельных инвестиций. Финансовое положение России было намного сложнее: внешняя задолженность составляла 182% объема экспорта (в Украине 49%), внутренняя задолженность соответственно 32 и 15% годового ВВП. Более резкими и чувствительными оказались потери России на внешних рынках. Падение цен на нефть, а также некоторые неосторожные действия политического руководства «спугнули» портфельных инвесторов, начался быстрый отток капиталов (по оценкам, ушло 15 млрд долл. ), что и послужило детонатором обвала. Встряска вызвала аналогичный обвал и в Украине, который проходит несколько мягче, потому что в Украине к началу кризиса было значительно меняше долгов, а политическая ситуация была более спокойной.
Пострадал раньше и сильнее тот, кто больше набрал портфельных инвестиций и долгов. «Доверие инвесторов» выходит боком. Отсюда мораль... Задолженности нужно соизмерять с ожидаемым приростом ресурсов для их обслуживания. Что не делалось в обеих странах. Обжегшись, оба правительства должны бы стать осторожнее.
В экономической политике акценты должны сместиться в сторону стимулирования производства и финансовой поддержки «точек роста», способных создать импульсы для подъема и, главное, сохранить опоры будущей экономики. Должно стать ясно, что монетарные методы
эффективны при сглаживании относительно небольших колебаний, поднять экономику из глубокого провала с их помощью невозможно.
После «черных» месяцев расчистки завалов и переоценки экономической политики могут начаться оживление и подаем. Но только при условии изменения политики. Сегодня мы наблюдаем не просто кризис экономических идей, а кризис механизмов воплощения этих идей. Наибольшая проблема сегодня для экономики как Украины, так и России заключается в неспособности государственного аппарата управлять экономикой роста. Беда ведь не только в отсутствии оборотных средств и инвестиций, но и в организационной и квалификационной неподготовленности к эффективной работе в условиях рынка. Поэтому многие предприятия, даже получив иностранные или государственные кредиты, не способны их с толком использовать и, значит, впоследствии отдать. Проблема ликвидности банковской системы в решающей степени проблема менеджмента предприятий. На государственном уровне (дефолт, потеря доверия) проявилось то, что ежедневно происходит на уровне предприятий. Бюрократия всех уровней приняла за аксиому, что к низкой заработной плате хорошей добавкой является рентная плата... за место в системе госуправления. Власть, в широком смысле слова, вместо ускорения реформ стала их тормозить. И списывается это на восточно-азиатский кризис, неурожаи, недоверчивость иностранных инвесторов к нам хорошим и на многое Другое.
Пока спад продолжаетсяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяных рынках и потери больших объемов капитала спад может быть глубже. Кризисное сокращение производства и лихорадочное урезание бюджетов с целью прекращения роста государственных долгов усилят безработицу. Инфляция усугубит нищету преобладающей части населения. Но самое страшное то, что в этих и без того бедственных условиях правительствам придется разгребать старые долги, прежде всего внутренние.
Обострится социально-политическая напряженность. В России усилится движение левых. В Украине недовольство подтолкнет к активности националистов, которые будут рваться «в Европу» (не хватало ей еще наших забот! ). В этих условиях не стоит рассчитывать на приток инвестиций. То, что нужно было делать раньше, больше рассчитывать на свои ресурсы и относиться к ним более бережно теперь жизнь заставит осуществлять в суровых условиях. Надежды на относительно скорый подъем за счет иностранных инвестиций не сбылись. Это плохо тем, что технологическое отставание продолжится.
На некоторое время между странами обострятся торговые противоречия, поскольку ценовые паритеты нарушены. Но в конечном счете надо заново разобраться, что выгодно экспортировать из России в Украину, и наоборот. Необходи-
мость больших усилий по выходу на внешние рынки и подъему высокотехнологичных отраслей усилит потребность в кооперировании и совместных пряяяяяяяяяя
яяяяяяяяяяитывать, что вековые связи сделали экономики России и Украины во многом взаимодополняемыми и технологически совместимыми. Они нужны друг другу, и никакие иные страны заменить их кооперирование в обозримом будущем не смогут. Поэтому движение «в Европу» и вообще вперед может опираться только на кооперирование и сотрудничество наших стран. Что не исключает расширения торговых и технических связей с другими странами. Но следует помнить, что на это потребуются десятилетия.
Сейчас бессмысленно обсуждать необходимость продолжения или сворачивания политики реформ, ее темпов. Наши народы уже давно проголосовали по этому вопросу, сформировав второй фронт рыночной экономики, в обиходе теневой сектор, «встав на тропу партизанской войны» с государством за свое выживание. По нашему мнению, нужно, во-первых, создавать гибкую, оперативную, реально ориентированную на реформы систему управления экономикой и, во-вторых, проводить экономические реформы не только на уровне правительства, ведомств и регионов, но и внутри самих предприятий.
Нужно на всех уровнях управления не только извлечь уроки из совершенных ошибок, но и, в конце концов, сделать хотя бы что-то полезное для наших стран и наших народов.