Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Ропшин В. (псевдоним Савинкова Бориса Викторовича, 1879—1925) — писатель. Эсер, организатор ряда террористических покушений, участник и руководитель ряда восстаний против советской власти в период гражданской войны. В 1924 при переходе через советскую границу был арестован. В 1925 покончил жизнь самоубийством.
Как писатель Ропшин выступил в первые годы столыпинской реакции с романами из жизни террористов — «Конь бледный» (СПБ, 1909, изд. 3, 1914), «То, чего не было» («Заветы», 1912, отдельное издание, Москва, 1914, изд. 3, 1918). Оба произведения отражают упадочнические и ренегатские настроения буржуазной интеллигенции. Разоблачение «тайн» подпольно-террористической деятельности, настроения скепсиса и неверия в дело революции, переоценка былых революционных идеалов сообщили романам Р. характер сенсации и вызвали многочисленные отклики протестующее письмо в редакцию журн. «Заветы» за подписью ряда видных эсеров по поводу «То, чего не было»).
Написанный в субъективно-импрессионистической манере, роман «Конь бледный» в лице террориста Жоржа Ропшин дает образ одинокой, утратившей всякие социальные связи, деградирующей, упадочной личности. Поиски оправдания права на убийство, права «на кровь», столкновение индивидуалистически-ницшеанского своеволия с мистически окрашенными евангельскими идеалами образуют содержание обоих дореволюционных романов. В «То, чего не было» Р. отходит от декадентского импрессионизма «Коня бледного», попадая под влияние Л. Толстого. Р. усваивает наиболее реакционные стороны толстовского творчества, его пассивистско-фаталистическое мировоззрение, доказывая бессмысленность какой бы то ни было осознанной революционной деятельности.
Позднейшее произведение Р. «Конь вороной» (1924) изображает борющиеся против советской власти банды «зеленых». В форме дневника террориста Р. рисует предельную физическую и моральную депрессию, доходящую до цинизма внутреннюю опустошенность контрреволюции, одержимой неугасаемой бешеной ненавистью к пролетариату. Р. не осуждает своих героев, а пытается занять нейтральные позиции, оправдывая кровавую борьбу против России всепримиряющим националистским идеалом.
Список литературы
I. Кроме указанного в тексте: Франция во время войны, 2 чч., М., 1916—1917, Внутри круга. Очерки, «Русское богатство», 1909, VII
Из действующей армии, М., 1918
В тюрьме. Посмертный рассказ, предисл. А. В. Луначарского, М., 1921
Последние помещики. Посмертные рассказы, М., 1925
Посмертные статьи и письма, М., 1926
Воспоминания террориста, предисл. Ф. Кона, Харьков, 1926
Из рассказов о войне, «Красная новь», 1926, IV.
II. Войтоловский Л. Н., «Конь бледный» В. Ропшина, «Киевская мысль», 1909, № 48, 17 февр., Его же, Журнальное обозрение, там же, 1912, №№ 210 и 225, 31 июля и 15 авг., Щеголев П., Протест против романа В. Ропшина, «Современник», 1912, XII
По поводу романа Ропшина. (Письмо в редакцию и ответ редакции), «Заветы», 1912, VIII
Плеханов Г., О том, что есть в романе «То, чего не было», «Современный мир», 1913, II (ср. ответ Плеханову Войтоловского Л. Н., «Киевская мысль», 1913, № 65, 6 марта, Кранихфельда В., «Современный мир», 1913, II)
Шмидт В., Безответственная публицистика (Ропшин. То, чего не было). «Северные записки», 1913, VIII
Войтоловский Л. Н. То, чего не было и не могло быть, «Киевская мысль», 1913, № 160, 12 июня. П. М., «Правда», 1924 г., № 249, 31 октября (О «Коне вороном»).
III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4, М. — Л., 1924
Владиславлев И. В. Литература великого десятилетия, т. I, М. — Л., 1928.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru