Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера

Работа добавлена на сайт samzan.net:


10

Контрольная работа по истории искусств:

Введение в историю искусств

Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера

выполнил: 

проверил: 


План

Глава 1. Общие сведения о Древнем Шумере

1.1 Географическое положение и природные условия

.2 Население и история

.3 Письменность

Глава 2. Шумерский пантеон

Глава 3. Космогонические мифы

Заключение

Список литературы


Глава 1. Общие сведения о Древнем Шумере

1.1 Географическое положение и природные условия

От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией. Сейчас это в основном территория Иранской республики. Евфрат и Тигр берут свое начало на Армянском нагорье и впадают в персидский залив. Воды рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Однако для того, чтобы в долине междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Приходилось бороться с засоленностью почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву. Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям2.

1.2 Население и история

С уверенностью можно констатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии после появления письменности на рубеже IVIII тыс. до н.э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно Шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.

На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетие до н.э. шло разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки возникновения классового общества.

В начале III тыс. до н.э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIIIXXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. Следующий период (XXIVXXIII вв.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. Политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под властью кутиев, гегемония в Месопотамии переходит к Шумеро-Аккадскому царству3.

1.3 Письменность

Месопотамияодин из важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма (в кон. IV тыс. до н.э.), несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись стала стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все её аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись стала окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура (существовавшая до I в до н.э.). Однако её наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и вошли в сокровищницу современной мировой культуры4.


Глава 2. Шумерский пантеон

История формирования и развития мифологических представлений прослеживается на материалах изобразительного искусства приблизительно с сер. VI тыс. до н.э., по письменным источникамс нач. III тысячелетия5.

Шумерская художественная литература состоит из мифов, эпических поэм, гимнов, надгробных плачей, «летописей» и поучений. В настоящее время исследователям известны целиком или в большей своей части 20 шумерских мифов, повествующих о сотворении и устройстве вселенной, о рождении богов, об их дурных и добрых деяниях, о сотворении человека, о потопе, ниспосланном в наказание людям, о тайнах смерти и подземного царства6.

Ко времени образования первых шумерских городов-государств, видимо сформировалось представление об антропоморфном божестве. Божествапокровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производительных сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещённые с функциями жреца. В каждом городе-государстве сохранились свои божества-герои. До кон. III тыс. до н.э. не было единого систематизированного пантеона7.

В III тыс. до н.э. в Шумере можно насчитатьпо крайней мере, по именамнесколько сот богов. Главнейшими среди этих сотен божеств были бог неба Ан, бог воздуха Энлиль, водяной бог Энки и великая богиня-мать Нинхурсаг.

Бог неба Ан некогда считался у шумеров главным божеством всего пантеона, хотя в дошедших до нас источниках, восходящих примерно к 2500 г. до н.э., эта роль приписывалась уже богу воздуха Энлилю. Городом-государством, где находилось главное святилище Ана, был Урук.

Итак, главенствующим божеством стал бог воздуха Энлиль8.

Исследователь В. Емельянов утверждает: Ан –старейшина богов, существовавший ещё до отделения Неба и Земли. Он никогда не изображается действующим, но всегда советующим.

Энлиль (чьё имя переводится как «господин Дуновение») – божество со множеством функций, сводящихся к одному ядру. Он повелитель воздуха и ветра, властитель мира, расположенного между небом и землёй; он второй глава Собрания богов, утверждающий царя на престоле; он господин чужих стран; он предводитель всех внешних сил местности; он устроитель гибельного потопа. Энлильпокровитель естественных законов, и прежде всего законов биологического возраста, старения и смерти. Он устраивает потоп потому, что вечная жизнь шумерских городов была бы противоестественной. Город ЭнлиляНиппур.

Энкигосподин Земли») –сила, во многом противоположная Энлилю. Это, прежде всего, повелитель пресных и подземных вод; это создатель и покровитель человечества; это умелец, искусник и маг, обучающий своим хитрым искусством младших богов, с тем, чтобы они передали его премудрость людям. Энки любит преодолевать естественный закон. Энки лечит больного, восстанавливает чистоту осквернённого, покровительствует любой попытке изменить предопределение и исправить естественное положение дел9.

Четвёртым созидательным божеством, как пишет С. Крамер, была богиня-мать Нинхурсаг, известная также под именем Нинмахвысокая госпожа»). Кроме того, Нинхурсаг имела имя Нинтугоспожа, давшая жизнь»). Она считалась покровительницей всех живых существ, богиней-матерью10.

Димузиистинный сын») –божество весенних процессов и покровитель скотоводов (поощряет размножение скота). В канун летнего солнцестояния Димузи уходит в подземный мир, передавая земле свою плодоносную силу.

Инаннагоспожа небо») –богиня планеты Венера, олицетворяет силу любовной и воинской страсти. Инанна воплощает стихийную силу природы и человеческие эмоции, а также во многом является олицетворением женского начала в природе и обществе11.

Во главе области мира мёртвых стояли супруги Нергал и Эрешкигаль, а решения принимали в нём грозные судьи людей Ануннаки12.

Второе поколение шумерских богов ярче всего представлено богами Луны (Нанна), Солнца (Уту) и мирного труда (Нинутра)13.

В. Емельянов определяет специфику шумерского понимания божества6 шумеры видели в своей религии прежде всего начало возвышенное, упорядоыенное и светоносное. Об этом говорит написание слова «бог» - знак, обозначающий одновременно небо, звезду и властителя небесных звёзд Ану. В божестве важна не сила и способность наделять мир различными благами, а удалённость от суеты здешней жизни, ясный свет, испускаемый с небес на землю, и обладание наглядно воспроизводимыми законами, которым должно подчиняться всё мироздание14.


Глава 3. Космогонические мифы

Понятий «вселенная», «космос» в шумерских текстах не существует. Когда есть необходимость говорить о целостности мира, употребляется составное слово Ан-КиНебоЗемля»). Считается, что до возникновения мира Небо и Земля были единым телом, из которого затем появились все сферы мира15. Вот что рассказывает об этом шумерский миф «Гора небес и земли»: 

«Когда-то небо и земля были слиты, и не было на них ни травы, ни тростника, на деревьев, ни рыб, ни зверей, ни людей. Были они как одна гора в пространстве, заполненном вечными водами дочери океана Намму, праматери всего сущего. Произвела она из себя Ану и Ки, сына и дочь, и поселила их раздельно. Ануна вершине горы, а Кивнизу, под её подножием. Когда дети подросли, они стали крутить головами и искать друг друга. И свела и Намму, соединила как мужа и жену. И родила Ки владыку Энлиля...

Потом Ки произвела на свет от Ану ещё семерых сыновей, семь могучих стихий, без которых не было бы света и тепла, влаги, роста и процветания. Затем по воли Анну у Ки родились младшие боги, помощники и слуги Анну – ануннаки»16.

Шумеры объясняли происхождение вселенной следующим образом:

  1.  Вначале был первозданный Океан.
  2.  Первозданный Океан породил космическую гору, состоявшую из земли, объединённой с небом.
  3.  Созданные как боги в обличье человека, бог Ан (небо) и богиня Ки (земля) породила бога воздуха Энлиля.
  4.  Бог воздуха Энлиль отделил небо от земли17.

«Разорвали Ан и Энлиль гору. Поднял вершину Ану вверх, а Энлиль опустил плоское подножие вниз. Так появилось небо в виде свода и Земля, как плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора был разорвана, а не разрезана ножом»18.

Брак Энлиля с матерью-землёй положил начало устройству мирасотворению человека, животных, растений и созданию цивилизации19.


Список литературы

Источники:

1. Немировский А. И. Мифы Древности: Ближний Восток. М., 2001.

Исследовательская литература:

2. Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001.

. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

4. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001.

Справочные издания:

5. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 1. М., 1991.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991.

2 История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 9899.

3 История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 100101.

4 История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 169.

5 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991. С. 647.

6 Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 85.

7 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991. С. 647648.

8 Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 102103.

9 Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 121123.

10 Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 110.

11 Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 123.

12 Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 119.

13 Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 123124.

14 Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 121.

15 Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 103.

16 Немировский А. И. Мифы Древности: Ближний Восток. М., 2001. С. 11.

17 Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 97.

18 Немировский А. И. Мифы Древности: Ближний Восток. М., 2001. С. 12.

19 Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 97.




1. Понятия о психологии
2. Измерение радиоактивности
3. то в истории болезни
4. Интеллектуальные информационные системы в образовании
5. Океанское марганценакопление в свете исторической тектоники
6. Тема- Создание графических изображений в векторном редакторе встроенном в Word 1Векторные изображения фор
7. Лабораторная работа ’ 8 Формування операцій з придбання послуг
8. 092501 ~~Автоматизоване управління технологічними процесами і виробництвами~
9. Государственный надзор за соблюдением норм трудового права
10. рассматривает явления с позиции всеобщей связи и взаимосвязи явлений их движения изменения развития С.
11. БГПУ имМАкмуллы М
12. тема знаний о сущности закономерностях культуры о механизмах функционирования культурных форм явлений
13. АвтостарТ с 06 января 2014 года по 11 янва
14. Экономическая эффективность информационных систе
15. Налоговая система Великобритании
16. Обеспечение высококвалифицированной специализированной консультативной и стационарной медицинск
17. Автоматизація та комп~ютерноінтегровані технології Спеціальність 7
18. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Київ ~
19. Базаров
20. К.- Центр духовної культури 2005