Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

лат intuitio е составные лат in в внутри; лат

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Интуиция (позднелат. лат. intuitio — е (составные лат in — в, внутри; лат. tui — мочь, неметь (онеметь), ты, тебе; лат. ti(tum) — после, затем, потом), от лат. intueor — пристально смотрю), способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и таким образом моментально находить ответ на любой вопрос.

Этимология слова

Стремление различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή. Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского, а затем у Плотина, различавшего επιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений).

Перевод понятия επιβολή на латинский язык термином «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием.

В XIII веке немецкий монах  (1215—1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.

Кристиан Вольф перевел термин «intuitio, intuitus» на немецкий язык словом «Anschauung». Вольф также использовал выражение «anschauende Erkenntnis» — интуитивное познание. Именно в этом смысле термин употребляется у Канта.

Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung термином «интуиция» (франц., англ. — intuition, итал. — intuizione, исп. — intuicion). На русский Кантовское Anschauung переводится также термином «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».

История интуиции с точки зрения философии

В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».

Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.

Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (Баргсон), и как скрытый, бессознательный перво принцип творчества (З. Фрейд)

В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

HEMISYNC — это технология слухового восприятия, разработанная и запатентованная (1) Робертом А. Монро, вероятно известным российским читателям по переводу его книги "Путешествия вне тела". Эта технология позволяет человеку простым способом извлекать пользу из измененных состояний сознания. Коммерческая марка HEMISYNC означает процесс, процедуру, в которой участники добровольно прослушивают набор сложных аудиоритмов, в комбинации с музыкой и различными видами шума(2), выполняя при этом определенный вид концентрации. В большинстве случаев процесс HEMISYNC включает в себя дыхательные упражнения, направленную релаксацию, внушение и визуализацию. Элементом этого процесса являются бинауральные ритмы. Механизмом их воздействия является, вероятно, отклик в электрической (ЭЭГ) активности мозга на частоте, идентичной частоте бинаурального ритма.(3) Это присутствие резонансного отклика в теменных долях мозга в ответ на акустическое воздействие зафиксировано во многих ЭЭГ-исследованиях (Smith, Marsh, & Brown, 1975). Стимуляция бинауральными ритмами, вместе с другими элементами процесса HEMISYNC, облегчает доступ к измененным состояниям сознания. Эффективность HEMISYNC в вызывании измененных состояний подтверждается сообщениями тысяч пользователей HEMISYNC, а также документированными физиологическими изменениями, происходящими при этом.

Области применения HEMISYNC варьируют от релаксации, медитации, снятия стресса, боли, улучшения качества сна, укрепления общего состояния (Carter, 1993) и восприимчивости к обучению до усиления творческой активности, интуиции, дальновидения(4) (McMoneagle, 1993), телепатии(5) и внетелесных переживаний(6). Понимание технологии HEMISYNC включает в себя хорошо известные анатомические последствия контроля дыхания и прогрессивной релаксации, а также психологические приемы внушения и визуализации. Оно включает в себя также физику резонансных взаимодействий и электрофизиологию мозга. В данной заметке речь будет идти только о последних из упомянутых областей знания, поскольку первые обсуждаются во многих источниках.

Физика резонансных взаимодействий

Резонанс колебательных систем — хорошо исследованное и понятое в физике явление. Если возбудить камертон на частоте, скажем, 440 герц и поднести его к другому, невозбужденному, камертону с собственной частотой тоже 440 герц, то последний тоже начнет звучать. В этом случае говорят, что второй камертон заставил первый резонировать. Физика резонансного взаимодействия с таким же успехом применима и к биологическим системам. В нашем случае интерес представляют электромагнитные волны в мозге. Электрохимическая активность мозга приводит к появлению в нем электромагнитных волн, которые могут быть изучены с помощью специального оборудования. Частота этих волн зависит от активности нейронов в мозге. Поскольку нейронная активность носит электрохимический характер, функционирование мозга может быть изменено путем введения специальных препаратов (психотропных), путем электромагнитной индукции, или путем резонансного взаимодействия с внешними системами. Кофеин, никотин и алкоголь относятся к психотропным средствам. Гетеродинированные радио- и СВЧ-сигналы вокруг нас, а также бинауральные биения в технологии HEMISYNC являются средой резонансного взаимодействия.

Бинауральные биения и физиология мозга

Бинауральные биения были открыты в 1839 году немецким экспериментатором Г.В. Дофе. Способность людей "слышать бинауральные биения возникла в результате эволюционной адаптации. Многие виды животных способны делать то же самое благодаря особенностям структуры своего мозга. Полоса частот, в которой животное может слышать бинауральные ритмы, зависит от размеров его черепной коробки. В случае человека это должна быть несущая частота(8) ниже примерно 1000 гц (Oster, 1973). Длина волны такого акустического сигнала не превышает размеров черепной коробки человека, таким образом, он огибает голову по принципу дифракции. Подобный эффект наблюдается при распространении радиоволн — низкочастотные радиосигналы (длинные и средние волны) доходят в любую точку планеты независимо от препятствий на их пути в виде гор, строений и т.п. Высокочастотные (короткие) радиоволны, типа УКВ и FM-радио, телевидения и СВЧ, распространяются по прямой линии и не могут огибать Землю. Горы и высокие здания блокируют их распространение.

Поскольку акустические сигналы с частотой менее 1000 гц огибают голову, их слышат оба уха. Но поскольку между ушами имеется определенное расстояние, мозг "слышит" сигналы, поступающие от них, с разными фазами, т.е. каждое ухо слышит свою часть волны, по мере того как она огибает голову. Именно эта разность фаз позволяет мозгу точно определять расположение источника звука при частоте менее 1000 гц. При частоте звука более 8000 гц с локализацией источника уже хорошо справляется внешнее ухо. Почти все звуки, издаваемые животными, имеют частоту ниже 1000 гц. Нетрудно понять, зачем им понадобилось умение точно вычислять расположение друг друга(10). В применении же к нашим задачам эта способность, присущая человеку, как раз и дает возможность слышать бинауральные биения.

Когда в правом и левом ухе присутствуют сигналы двух различных частот, мозг вычисляет разность фаз между этими сигналами. В нормальных условиях это дало бы информацию о направлении звука. Но в нашем случае, когда звук идет из наушников или стереодинамиков, мозг производит наложение этих двух сигналов, что в результате дает третью, "разностную", частоту биения, слышимую как бинауральный ритм. Он воспринимается как биения на частоте, равной разности частот, слышимых правым и левым ухом. Исследования показали, что пространственно эти биения возникают в верхнем оливарном ядре, расположенной в стволе мозга — первой точке контралатеральной интеграции органов слуха (Oster, 1973). Исследования позволяют также предположить, что резонансный отклик идет из нижнего холмика четверохолмия (inferior colliculus - Smith, Marsh, & Brown, 1975)" (Owens & Atwater, 1995). Эта активность передается в кору мозга, где ее можно зафиксировать с помощью ЭЭГ.

Бинауральные биения хорошо слышимы на низких частотах (менее 30 гц), что соответствует спектру ЭЭГ (Oster, 1973). Этот феномен, равно как и частотный отклик в мозге на бинауральные фонограммы (Hink, Kodera, Yamada, Kaga, & Suzuki, 1980) помогает понять, при каких условиях такого рода воздействие наиболее эффективно в плане достижения измененных состояний сознания. По поводу изменений в сознании, производимых бинауральными ритмами, существует огромное количество устных свидетельств и все возрастающее число попыток научных экспериментов. "Субъективные ощущения от прослушивания фонограмм с бинауральными ритмами могут быть как стимулирующими, так и успокаивающими, в зависимости от частоты ритма" (Owens & Atwater, 1995). Бинауральные ритмы в дельта- (1 - 4 гц) и тета- (4 - 8 гц) диапазонах связываются в отчетах с состояниями расслабления, медитации и творчества (Hiew, 1995), и используются в качестве средства, помогающего уснуть. Бинауральные ритмы с частотой альфа-волн (8 - 12 гц) возбуждают соответствующие волны в мозге (Foster, 1990), что соответствует состоянию спокойного бодрствования, а ритмы бета-диапазона (обычно 16 - 24 гц) связываются с повышенной сосредоточенностью и бодрствованием (Monroe, 1985), а также с улучшением памяти (Kennerly, 1994).

Пассивное прослушивание фонограмм с бинауральными биениями не обязательно введет вас в измененное состояние сознания. Помните, что процесс HEMISYNC включает в себя несколько компонентов, и бинауральные ритмы — всего один из них. У каждого человека присутствует определенная инерция психофизиологического характера, связанная с гомеостазом, которая мешает воздействию на сознание бинауральных ритмов. Эти условия гомеостаза обычно контролируются условиями жизни, оставаясь в то же время подверженными волевым воздействиям, как сознательным, так и подсознательным, и это сопротивление надо преодолеть, если вы хотите изменить состояние сознания. Субъективные переживания воздействия бинауральных ритмов могут быть обусловлены целым рядом промежуточных факторов. Важны, например, желание и способность слушающего расслабиться и сфокусировать внимание. "Ультрадианные ритмы в нервной системе обуславливают периодические изменения степени пробужденности и состояния сознания в целом" (Rossi, 1986; Shannahoff-Khalsa, 1991; Webb & Dube, 1981). Эти естественные сдвиги в сознании, возможно, являются причиной некоторых устных свидетельств о непостоянстве воздействия бинауральных ритмов. Не исключено также влияние других внешних факторов."(Owens & Atwater, 1995) Например, говорят, что восприимчивость к бинауральному ритму усиливается при наложении на него белого шума (Oster, 1973), поэтому белый шум часто используется в качестве фона в подобного рода фонограммах. "Для усиления воздействия бинауральных биений на состояние сознания использовались и музыка, и направленное воображение, и словесные внушения" (Owens & Atwater, 1995). Для "слома" бессознательного внутреннего противодействия некоторых участников в качестве фона использовались также гудение, тонирование, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка и/или биообратная связь (Tart, 1975).

Ритмы мозга и сознание

Споры по поводу связи мозга, ума, сознания и тела не утихают со времен ранних греческих философов. Современные нейрофизиологи заперли сознание в мозге и считают его результатом электрохимической активности нейронов. Существуют, однако, свидетельства противоположного порядка, причем количество их все возрастает. Действительно, никакие нейрофизиологические исследования убедительно не показали, что высшие формы сознания (интуиция, озарение, творчество, воображение, мышление, понимание, суждение, умозаключение, намерение, решение, знание, воля, дух и душа) расположены в тканях мозга (Hunt, 1995). Разрешение противоречий, связанных с высшими формами сознания и самоосознанием, а также с взаимодействием ума-тела вообще, возможно, требует эпистемиологического сдвига, чтобы включить вне-рациональные способы познания (de Quincey, 1994), потому что не может быть произведено на основе только нейрохимических исследований мозга. Мы сейчас переживаем революционный период в исследовании сознания (Owens, 1995). Пенфилд, выдающийся современный нейрофизиолог, открыл, что ум человека продолжает работать даже при анестезии, несмотря на полностью подавленную активность мозга. Электрические волны в мозге при этом практически не фиксируются, хотя ум остается почти столь же активным, что и в бодрствующем состоянии. Единственная разница состоит в содержимом ума. Вслед за Пенфилдом другие исследователи (Hunt, 1995) подтвердили наличие сознания в коматозном состоянии, и все больше появляется данных о возможной деятельности сознания в условиях редуцированной кортикальной активности (Fischer, 1971; West 1980; Delmonte, 1984; Goleman 1988; Jevning, Wallace, & Beidenbach, 1992; Wallace, 1986; Mavromatis, 1991). Эти состояния описываются как трансовые, медитативные, измененные, гипнотические, гипнагогические и сумеречные (Budzynski, 1986). Обобщая, можно сказать, что самые различные формы измененных состояний имеют в своей основе поддержание активности сознания при сокращении физиологической активности, отмеченной парасимпатической доминантой (Mavromatis, 1991). Недавние исследования физиологии высоко гипнабельных испытуемых и мастеров медитации показали, что во всяком случае отдельные люди, действительно могут поддерживать деятельность сознания при подавленной кортикальной активности, либо в виде естественной способности, либо в виде выработанного навыка (Sabourin, Cutcomb, Crawford, & Pribram, 1993). Все большее число ученых выражают сомнение по поводу нейрофизиологической модели взаимодействия тела и сознания, поскольку она не может ответить на слишком большое число вопросов о наших обычных переживаниях, не говоря уже о мистических или духовных. Одних только научных данных, подтверждающих феномен дальновидения, уже достаточно, чтобы показать, что сознание и ум — отнюдь не локальные явления (McMoneagle, 1993).

Но если ум и сознание не тождественны мозгу, почему наука связывает их с волнами в мозге? И почему HEMISYNC использует бинауральные ритмы для влияния на частоты этих волн? Первый вопрос можно свести к методике измерения — нет объективных инструментальных способов измерить ум или сознание. По-видимому, это феномены, обладающие свойствами поля, которое взаимодействует с телом и нервными структурами мозга (Hunt, 1995). Современное оборудование не позволяет измерить это поле непосредственно. С другой стороны, электрические потенциалы волн в мозге легко количественно измерить. Проблема здесь заключается в переупрощении наблюдения. Измеренные в мозге картины ЭЭГ являются результатом электрической активности нейронов мозга. Но эта активность не есть сознание и ум. То есть ЭЭГ — всего лишь непрямой способ доступа к взаимодействию ума-сознания с нейронными структурами мозга. При всей своей грубости, ЭЭГ была надежным способом оценки состояния сознания на основе пропорций определенных ЭЭГ-частот. Другими словами, определенные картины ЭЭГ исторически связаны c определенными состояниями сознания. Стоит иметь ввиду, если посмотреть современную литературу по ЭЭГ, что если возникает определенная картина на ЭЭГ, то она увязывается с определенным состоянием сознания.

Второй вопрос, поднятый в предыдущем абзаце, требует более сложного объяснения. Процесс HEMISYNC включает такое мощное средство как воздействие бинауральных ритмов потому, что изменение электрохимической среды мозга позволяет измениться уму-сознанию. Когда одновременно с поддержанием осознанности мозг захвачен низкими частотами, возникает уникальное состояние. Практикующие HEMISYNC называют это гипнагогическое состояние "ум бодрствует/тело спит". Наличие немного более высоких частот в мозге может привести к состояниям сверх-внушаемости. Состояния с еще более высокими частотами ЭЭГ связаны с бодрствованием и фокусированной умственной активностью, необходимой для оптимального выполнения многих задач. Воспринимаемая реальность зависит от состояния сознания воспринимающего (Tart, 1975). Некоторые состояния сужают это восприятие, в то время как другие, наоборот, расширяют. В большинстве своем состояния сознания изменяются в ответ на воздействие постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Например, состояние сознания могут изменить психотропные вещества и циркадные и ультрадианные ритмы (Rossi, 1986; Shannahoff-Khalsa, 1991; Webb & Dube, 1981). Особым состояниям сознания можно также научиться как разновидности адаптивного поведения (Green and Green, 1986). Процесс HEMISYNC обеспечивает доступ к широкому набору переживаний измененных состояний.

Более детальный взгляд на проблему

Термин HEMISYNC был выбран потому, что многие состояния сознания, достигаемые с помощью этой технологии, связаны с уникальной синхронностью работы полушарий мозга на определенной частоте. Синхронные колебания в мозге давно уже известны как особенность медитативных и гипнагогических состояний, однако уникальность HEMISYNC в том, что он может индуцировать и углублять такие состояния сознания. Причина этого лежит в области физиологии. Каждое ухо "привязано" в обоим полушариям мозга (Rosenzweig, 1961). Каждое ухо имеет своемедиальное коленчатое тело (звукообрабатывающий центр), которое получает сигналы от каждого уха. Когда такая физиологическая структура воспринимает бинауральный ритм, то в каждом полушарии возникает по стоячей волне одинаковой частоты и амплитуды. То есть бинауральный ритм способствует синхронизации полушарий, наблюдаемой в медитативных и гипнагогических состояниях сознания. Эти ритмы могут также улучшить функционирование мозга, поскольку помогают слушающему их сознательно налаживать межполушарные нервные связи на нужной частоте.

Два полушария мозга можно рассматривать как два отдельных модуля по обработке информации. Оба представляют собой сложные когнитивные системы; оба обрабатывают информацию как параллельно, так и независимо, причем взаимодействие их не является ни непрерывным, ни произвольным (Zaidel, 1985). Благодаря этому, состояния сознания (результат взаимодействия ума-сознания с мозгом) могут быть определены не только в терминах процентного соотношения мозговых волн определенных частот, но и как обособление и/или взаимодействие полушарий. Некоторые желаемые состояния сознания требуют свободного взаимодействия между полушариями, в то время как другие — использования особенностей обработки информации каждым из полушарий. Способ познания каждого индивидуума и, как следствие, его способность воспринимать реальность и взаимодействовать и с ней зависят от его способности испытывать различные состояния сознания. Процесс HEMISYNC дает возможность эту способность расширить.

Каждое состояние сознание определяется далеко не единственным типом волн в мозге, оно включает в себя большое число смешанных типов волн. Причина этого — в самой структуре мозга. Мозг разделен не только по горизонтали (на полушария), но и по вертикали. Он включает в себя мозжечок, таламус, лимбическую систему и кору головного мозга. Кора, в свою очередь подразделяется на такие функциональные подобласти как лобные доли, теменные доли, височные доли и затылочные доли. Это, конечно самая грубая классификация, внутри каждой из этих долей существует более тонкое деление. Важно то, что для каждого определенного состояния сознания ум-сознание взаимодействует со всеми областями мозга, и каждая из областей резонирует на определенной, свойственной только этому состоянию, частоте (Luria, 1970).

Институт Монро занимается изучением измененных состояний сознания и технологией HEMISYNC на протяжении уже более 30 лет. Исследование эффективных стимулов для вхождения в эти состояния поначалу опиралось на применение биологической обратной связи одновременно с прослушиванием бинауральных ритмов, а в дальнейшем — с использованием техники ЭЭГ. В начале Роберт Монро протестировал в лабораторных условиях большое количество людей, чтобы изучить их реакцию на стимуляцию бинауральными ритмами. Велись записи об эффективности воздействия каждого ритма на каждого человека. Затем бинауральные ритмы смешивались, и опять наблюдалась реакция на них испытуемых. После месяцев (а в некоторых случаях, лет) экспериментов начали выявляться общие закономерности реакции испытуемых на определенные комбинации ритмов. Некоторые из этих комбинаций оказались более эффективными, чем ритмы одной определенной частоты.

Учитывая сложность работы мозга и гипотезу о том, что волны в нем возникают в результате одновременной работы многих генераторов колебаний, расположенных в различных зонах мозга, была разработана теория, согласно которой для вхождения в определенное состояние сознания человек должен идентифицировать эти сложные формы колебаний и имитировать их с помощью ряда уплотненных несущих частот, генерирующих при взаимодействии гетеродинированные бинауральные ритмы. Возможно, именно сложность стимулирующих сигналов делает процесс HEMISYNC таким эффективным. Теоретически, гетеродинированные бинауральные ритмы в этих уникальных сочетаниях позволяют разным частотам взаимодействовать с разными зонами мозга, что позволяет погружать разных людей в состояние сознания со сходными характеристиками.

Телепатия — передача мыслей и образов на расстоянии.

Ясновидение — явление, основанное на способности к сверхчувствительным восприятиям без помощи органов чувств.

Левитация — способность преодолевать притяжение Земли, то есть волевая потеря своего веса, что позволяет парить в воздухе и ходить по воде.

Биолокация (ранее именовавшаяся лозоходством) — способность при помощи ивового прута или проволочной рамки, стрелы обнаруживать подземные коммуникации, находить скрытые от глаз сооружения и даже определять зоны заболеваний у биологических объектов.

Телекинез — способность перемещать предметы и поднимать их посредством излучения, идущего от рук манипулирующего.

«Ясновидение — обнимает обширный ряд явлений, основанных на способности сверхчувствительного восприятия, т. е. получении впечатления из внешнего мира без помощи органов чувств, и в этом отношении совпадает с так называемой телепатией. Начиная с древнейших времен, существовала вера, что особо одаренным личностям удается, благодаря сверхъестественным способностям или благодаря содействию божественных или демонических сил, угадывать будущее или знать то, что происходит в данный момент на далеком расстоянии от них; другими словами — познавать вне условий времени и пространства то, что недоступно для простых смертных, от которых будущее сокрыто и для которых восприятие окружающего мира ограничено сферою деятельности органов внешних чувств, преимущественно зрения и слуха, а затем обоняния, осязания и вкуса. Само собою разумеется, что здесь речь идет лишь о познавании конкретных обстоятельств, а не о таком предвидении, которое зиждется на абстрактном мышлении. К этой группе явлений относятся оракулы, вещие сны, вещие предчувствия, вообще всякие виды точного предсказания будущих событий, например, чьей-нибудь смерти в определенный день; далее — угадывание мыслей, определение болезни отсутствующего лица без всяких реальных данных об ней, умение читать через непрозрачную обертку и т. п. Такие способности стоят в тесном родстве с волшебством, колдовством, магией, вообще с даром творить чудеса, представляющим по существу лишь активное применение тех же сверхъестественных сил, на которых основываются оракулы и ясновидение. Реальность подобных явлений всегда отвергалась положительной наукой, и факты, приводившиеся в доказательство их существования, сводились частью на вымысел, частью на обман и самовнушение. Но и в настоящее время последователи мистического миросозерцания, уж не говоря о спиритах, настаивают на их действительности, допуская обширный ряд так называемых оккультных (темных, таинственных) явлений, не поддающихся рациональному объяснению и совершающихся или благодаря участию духов, или особой психической силе, присущей некоторым людям (медиумам), или непосредственному взаимодействию между человеческими душами. В частности, ясновидение сделалось предметом исследования со стороны ученых и врачей в связи с явлениями гипнотизма, который в конце XVIII в. под названием животного магнетизма также был окружен мистическим ореолом. А именно, субъекты, погруженные в гипнотический сон, иногда впадают в своеобразное, так называемое сомнамбулическое состояние, во время которого они отвечают на вопросы и совершают различные сложные действия, подчиняясь приказаниям гипнотизера и обнаруживая чрезвычайно повышенную внушаемость. Когда в конце XVIII и начале XIX в. гипнотические (или магнетические) сеансы производились лицами, не подготовленными к научному анализу их и нередко приступавшими к делу с предвзятой идеей о проявлении таинственных сил в гипнозе, то своеобразное состояние сомнамбулического периода многих заставляло допускать у гипнотизируемых субъектов, преимущественно женского пола (сомнамбулы), способность ясновидения. Сеансы магнетизма в то время были особенно распространены во Франции, и заявления о ясновидении сомнамбул, рассказы о разных чудесных способностях их возникали с разных сторон с большим упорством, поднимая шум в обществе и в печати. Парижская медицинская академия в 1837 г. учредила премию в 3000 франков за фактическое доказательство ясновидения. Премия была обещана тому, кто сумеет прочитать заключенный в непрозрачный пакет текст, причем проверка производилась комиссией из семи членов академии. В течение 3 лет несколько сомнамбул выступили на это испытание, но ни одна из них не выдержала его, и в 1840 г. вопрос был снят с очереди. Затем в 80-х годах прошлого столетия ясновидение в связи с другими явлениями оккультизма (угадывание мыслей, внушение на расстоянии, вещие предчувствия, привидения и др.) подверглось экспериментальному исследованию со стороны английского общества для психических изысканий. Независимо от него французский физиолог Ришэ в это же время произвел ряд опытов над сомнамбулами, а также в Германии, где возродился интерес к оккультизму, занялись проверкой этих явлений. Опыты над ясновидением преимущественно заключались в том, что испытуемому лицу предлагали нарисовать или описать словами какой-нибудь неизвестный ему рисунок, заключенный в непрозрачную обертку. Сравнение оригинала с воспроизведением в гро^ мадном большинстве случаев давало отрицательные результаты, и лишь в редких случаях замечались намеки на отдаленное сходство, которое с большой натяжкой можно было приписывать сверхчувственному восприятию. Кроме того, Ришэ проверял способность сомнамбул определять болезнь отсутствующего лица без описания ее признаков, по клочку волос. И эти опыты дали результаты вполне отрицательные. Таким образом, надо признать, что попытки обосновать ясновидение на убедительных для научной критики данных, оказались несостоятельными» (т. 32, с. 805, 846, 847).

«Ясновидение — в мистических представлениях сверхъестественная способность предугадывать будущее, распознавать явления, недоступные восприятию обычных людей»

Сновиде́ние — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих). Сновидящий человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.

Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью. Толкованием сновидений на основе особых сонников занимались либо жрецы, либо особые профессионалы (как, например, в странах арабского мира). Так, целиком сохранился греческий сонник II—III века н. э. — «Онейрокритика».

Интерес к научному изучению сновидений возник с новой силой в конце XIX начала XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Большее количество исследователей придерживалось мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

Фрейдистское толкование сновидений[править | править исходный текст]

Основная статья: Теория сновидений Зигмунда Фрейда

Другие исследователи отмечали определённую закономерность появления образов в сновидении и пытались её понять. Некоторыми учёными высказывалась мысль о том, что большинство образов сновидения связаны с бессознательным. На рубеже XIX и XX веков эти теории были обобщены и значительно развиты Зигмундом Фрейдом. Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций. Картина сна признаётся им несущественной. По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить всё, что, осмысленно или бессмысленно, влечёт за собой каждая из них. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанное желание сознания. Иными словами, он пришёл к выводу, что главная функция сновидения — осуществление подавленного цензурой рассудка желания, главным образом сексуального. При этом он уточнял, что мы сами можем не сознавать эти желания или же скрывать их от самих себя, считая непристойными или общественно опасными. В то же время Фрейд отмечал: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеют в своей основе сексуальный характер и дают выражение эротическим желаниям». С другой стороны, по Фрейду, сновидение, как правило, не раскрывает явно своего сексуального характера, и события, переживаемые во сне, могут выглядеть вполне невинно: путешествие по железной дороге, игра с маленьким ребёнком, шляпа странной формы.

Юнгианское толкование сновидений[править | править исходный текст]

Основная статья: Теория сновидений Карла Юнга

Карл Густав Юнг — ученик Фрейда — предложил более широкую концепцию для анализа снов. Юнг не разделял концепцию Фрейда, будто сновидения являются «шифром» кодирующим запретные импульсы либидо, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

Управление сновидениями[править | править исходный текст]

Основная статья: Осознанные сновидения

Сновидение, во время которого человек осознает, что спит, называется «осознанное сновидение». В осознанном сновидении, как правило, человек способен частично или полностью управлять сюжетом сновидения. У многих народов мира существовали или существуют по сей день традиции управления сновидениями (как правило, в рамках шаманизма). Шаманы многих народов используют сновидения или сноподобные состояния для предсказаний, общения с духами и т. д. Традиционные техники сохранения осознанности в сновидении многообразны. Некоторые из них: прямое вхождение в сновидение путём концентрации на образе сновидения, вхождение в транс, длительное бодрствование (более 3 суток), длительная аскеза (голодание, жажда), использование психоактивных веществ (например, отвар Калеи закатечичи). Всплеск интереса к осознанным сновидениям произошёл в середине XX века, в том числе со стороны психологов и физиологов. Наиболее известны работы американского психофизиолога Стивена Лабержа. Появились современные методы вхождения в осознанные сновидения, например, ведение дневника сновидений, использование специальных приборов (устройства, фиксирующие быстрые движения глаз, и посылающие световые сигналы на веки спящего, например, Novadreamer) и т. д. Способность людей проявлять осознанность в сновидении различна, некоторые люди от природы умеют управлять сновидениями, другим необходимо развивать в себе эту способность. Существуют попытки использовать осознанные сновидения в психотерапии.

Озарение — (др.рус.) – способность внезапно приходить к познанию истины в результате непосредственного понимания сути проблемы, вне ее логических доказательств. Это форма чувственного познания, инстинктивного понимания жизненных реалий.




1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ для студен.
2. Судно александр матросов
3. а УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО дисциплине психологическое консультирование и ПСИХОКоррекция
4. Курсовая работа- Гарантии прав человека в Евросоюзе
5. У ПЕЛЕВИНА ДФьюче Москва Калифорния Колорадо Москва рубеж тысячелетий
6.  Роль БП в предпринимательской деятельности
7. тематике умственно отсталых школьников.
8. Сон Смешного человека
9. тематика и информатика к
10. а Анатомические свойства человека- производны от роста и развития тканей организма.
11. устойчивыеиндивидуальнотипологические особенности сознательной регуляцииповедения
12. Лабораторная работа Разработка классного часа
13. Філософські погляди І
14. темами социальноэкономического организма; механизм самоорганизации и саморегулирования систем различн
15. Тема 100 S- Цель маркетинга - реклама - продажа - исследование спроса - удовлетворение потребностей кл
16. ЭВМ и одно устройство подготовки данных УПД
17. Модуль Виробнича практика Основні обов~язки та професійні дії медичної сестри педіатри
18. ИОЛА Основные понятия сети
19. Причины аварий строительных кранов
20. Юриспруденция МОСКВА ЮРИСТЪ 2001 Раздел первый КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА РОССИЙ