Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. Учебное пособие для вузов. М.: АСВ, 2001. 200 с., ил. (157 159)
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ (ДЕКОН)
На базе конструктивизма
Сформировавшийся на этой базе неомодернизм содержит ветвь, базирующуюся преимущественно на образах отечественного авангарда, называемого общим термином «конструктивизм». Эта ветвь неомодернизма основывается не на прямом заимствовании образов прошлого, а на их умышленной трансформации, в связи с чем получила наименование деконструктивизма (декон).
Некоторая деформация
В целом, при всём разнообразии индивидуальных творческих манер и кредо, мастера декона базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к их некоторой деформации («искажению абстракции»), что придаёт их композициям динамизм и остроту. В качестве источников разные авторы деконструктивизма избирают различные периоды и авторов русского авангарда.
Ориентация на поздний авангард
Так, например, Р. Коолхас и З. Хадид в своей работе ориентированы на поздний авангард и особенно на «антигравитационую» архитектуру И. Леонидова
Л. Леонидов. Проект института Ленина. 1927
Р. Коолхас включает в композицию своего театра
Р. Коолхас. Театр танца в Гааге. 1984 1987
объём опрокинутого золотого конуса, в котором размещает ресторан,
а З. Хадид подвешенный объём с клубными помещениями в конкурсном проекте
З. Хадид. Конкурсный проект «Пик-клаба» для Гонконга. 1983
Ориентация на ранний авангард
Других авторов, наоборот, привлекают динамичные архитектурные и живописные композиции раннего авангарда (Н. Ладовского, К. Малевича, В. Кандинского, Л. Поповой) или уравновешенные композиции А. и В. Весниных. (157)
Философ Жак Деррида
Мировоззренческой платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе «бытие как присутствие», абсолютизирующем настоящее время. Выход из этой метафизичности Ж. Деррида видит в отыскании её исторических истоков путём аналитического расчленения («деконструкции») самых различных текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох.
Хотя основные положения мирооззрения Дерриды опираются на его работу с языком и письмом (науку о письме он называет «граммотологией»), он применяет положения своей теории и к архитектуре деконструктивизма.
Проект парка Ла Виллетт
В этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта
Бернар Чуми. Проект генерального плана парка Ла Виллет в Париже
В проекте Б. Чуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно- двухэтажных павильонов «фоли» - ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда.
Фоли - металлические сооружения
Деррида пишет, что «фоли вносят в общую композицию ощущение сдвига или смещения, вовлекая в этот процесс всё, что до этого момента казалось давало смысл архитектуре... Фоли деконструируют прежде всего семантику архитектуры. Они дестабилизируют смысл, смысл смысла. Не приведёт ли это назад к пустыне «антиархитектуры», к нулевой отметке архитектурного языка, при которой он теряет сам себя, свою эстетическую ауру, свою основу, свои иерархические принципы?.. Бесспорно нет. Фоли ... утверждают, поддерживают, обновляют и «переписывают» архитектуру. Возможно они возрождают энергию, которая была заморожена, замурована, похоронена в общей могиле ностальгии» (21, с. 14).
Крупные сооружения парка
Наряду с фоли принципам декона подчинена композиция и ряда крупных сооружений парка ла Виллет. Так, например, в 6-этажном здании
К. Портзампарк. Здание «Город музыки». 1984 1990
криволинейное железобетонное покрытие «оторвано» от основного массива здания и «парит» над стеклянным витражом, заполняющим разрыв между массивными наружными стенами и покрытием.
Красный «железный ящик»
Приём фоли повторён немецкими архитекторами Шнайдером и Шумахером в здании
Шнайдер, Шумахер. «Инфо-бокс». Потсдамер-платц в Берлине 1996
на площадке строительства и реконструкции Потсдамер-платц в Берлине. Этот длинный красный «железный ящик» поднят над землей трехветвыми стальными опорами. По законам декона на углу железная стена разрушена и заменена большим светло-голубым витражом. В интерьере наружные стены отделены от перекрытий широким (до одного метра) зазором. (158)
Многоэтажный жилой дом
В качестве примера немецкого декона в архитектуре может служить и решение многоэтажного жилого дома,
П. Эйзенман. Жилой дом на углу Кох- и Фридрихштрассе. Берлин.
расположенного в центре Берлина, недалеко от разрушенной «Берлинской стены».
Этот 8-этажный дом построен по проекту арх. П. Эйзенмана. Светлозелёный объём углового дома с характерными для конструктивизма плоской крышей и крупными прямоугольными светопроёмами содержит такие характерные для деконструктивизма элементы композиции, как
подрезку угла здания с консолированием двух верхних этажей,
введение цвета с наложением на плоскость фасада трёх прямоугольных сеток облицовки белой, серой и розовой с разными размерами прямоугольных ячеек, что приводит к сбивке масштаба и зрительной деконструкции здания.
Витражная фактура стен
Той же визуальной деконструкции служит «нематериальная» витражная фактура стен первого этажа по углам дома. По замыслу автора первый этаж должен был перекликаться с Берлинской стеной, для чего был скоординирован с ней по высоте (3,3 м) и содержал плоские глухие участки наружных стен. Однако эта ассоциация осталась чисто литературной, образно не детерминированной.
Декон и постмодернизм
Интересно, что при декларативно излагаемой принципиальной разнице творческих программ, композиционные приёмы мастеров декона и постмодернизма в проектировании зачастую оказываются общими. Это положение легко подтвердить, сопоставив решение выше описанного дома Эйзенмана с композицией близко расположенного 7-этажного дома -
А. Росси. Жилой дом на углу Кохштрассе и Вильгельмштрассе. Берлин
возведённого по проекту одного из ведущих мастеров постмодерна Альдо Росси.
На углу двух улиц
Так же как и первый, этот дом занимает ответственное градостроительное положение, замыкая своим угловым объёмом перспективы пересекающихся улиц и поддерживая репрезентативность примыкающей застройки.
Витражные вставки
Композиционно дом расчленён на ряд грубо материальных кирпичных блоков «нематериальными» 5-этажными витражными вставками.
Цветовые контрасты
На фасадах кирпичных блоков применена перебивка масштабов проёмов, активно использованы цветовые контрасты
красный кирпич,
жёлтые пояса,
окрашенные в интенсивный зелёный цвет стальные надоконные перемычки.
Сбивка масштаба
В компоновке фасада характерная для декона «сбивка масштаба» - ряды обычных светопроёмов перебиваются крупными двухэтажными светопроёмами, объединяющими по четыре окна увеличенных размеров.
Угловая подрезка
Основным композиционным «ударом» служит глубокая и высокая (в 4 этажа) угловая подрезка с опиранием верхних этажей на одиночный столб гипертрофированного сечения. Активная композиционная роль столба подчёркнута и его цветом белый цвет контрастирует с красно-кирпичным фасадом.
Этот приём активной угловой подрезки, применённый Эйзенманом и Росси, не может не вызвать в памяти первоисточник. Впервые он был освоен выдающимся мастером отечественного конструктивизма И. Голосовым в его здании
И. Голосов. Клуб им. Зуева на Лесной ул. в Москве. 1927 1929 (159)
PAGE 2