Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Илиада песнь об Илионе Трое и сказочнобытовая Одиссея повествующая о возвращении Одиссея одного из

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Архаический период . Гомеровский эпос. 28

Эпос как литературный жанр восходит к народной эпической песне (см. с. 55).

Сказания о троянской войне, происходившей, очевидно. в XIII—XII вв. до н. э., складывались в течение нескольких веков и облекались аэдами в художественную форму; исторические факты приобрели обобщенный и гиперболизованный характер; к ним были примешаны элементы мифологии. Так сложились две большие эпические- поэмы: военно-героическая «Илиада» (песнь об Илионе—Трое)  и сказочно-бытовая «Одиссея», повествующая о возвращении Одиссея, одного из героев войны, на родину. Их окончательная редакция приписывается одному из аэдов, которого предание называет Гомером.

Исторически типичный образ странствующего певца переплетается в предании, сохраненном для нас античными авторами, со всякого рода фантастическими измышлениями. Это говорит об отсутствии каких-либо достоверных сведений о Гомере уже в античное время. По свидетельствам древних, семь городов спорили за честь называться родиной Гомера: Смирна. Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины. Иногда называли другие города, так как двустишие, в котором они пере-

числялись, имело несколько вариантов. Источники сходятся только в том, что умер поэт на острове Иос.

Толкование имени Гомера занимало уже древних. Его считали нарицательным, означающим «слепец». Поздние исследователи толковали это имя по-разному: видели в нем и указание на тесно сплоченное сословие певцов, и имя древнего фракийского певца, и просто собственное имя поэта.

Гомеровский вопрос. Отсутствие каких-либо сведений о личности Гомера, а также наличие в поэмах противоречий, стилистического разнобоя и сюжетных неувязок породили «гомеровский вопрос», т. е. совокупность проблем, связанных с изучением «Илиады» и «Одиссеи», и в первую очередь с авторством этих поэм. Уже в 1664 г. французский аббат д'0биньяк высказал мысль о том, что «Илиада» составлена из отдельных эпических песен об осаде Трои и не является единым произведением одного автора.

В XVIII в., когда на смену классицизму приходит романтическое направление в литературе, пробуждавшийся интерес к народной поэзии, к прошлому привел к тому, что в «Илиаде» и «Одиссее» стали видеть произведения, созданные народом з глубокой древности, а в имени Гомерасобирательное, общее имя автора греческого эпического творчества.

В конце XVIII в. эту мысль поддержал немецкий ученый Ф. А. Вольф; в его книге «Введение к Гомеру», опубликованной з 1795 г., мы находим по-настоящему научную постановку вопроса, положившую начало систематическому исследованию гомеровского эпоса.

Вольф считал «Илиаду» сводом различных песен, сложенных в разные времена многочисленными поэтами, среди которых наибольшей известностью пользовался Гомер. Он аргументировал свое мнение главным образом отсутствием в гомеровские времена письменности и многочисленными противоречиями з тексте поэм. Первый аргумент не является до конца убедительным, так как с VIII в. до н. э. письменность постепенно входит в употребление, второй остается в силе по настоящее время.

Действительно, в поэмах есть противоречия и композиционные неувязки.

Так, в V книге «Илиады» Диомед ранит Афродиту и Ареса, а в VI книге он говорит:

Я никогда не дерзал с божествами Олимпа сражаться.' (Ил., кн. VI, ст. 129).

В III книге «Одиссеи» рассказывается, как Телемах и Афина, сопровождавшая его в облике Ментора, приходят в Пилос н видят много народа, собравшегося на жертвоприношение.

1 Цитаты из «Илиады» даются в переводе Н. И. Гнедича.

Вскоре, однако, оказывается, что перед ними просто семья Нестора.

Примерами композиционных неувязок могут служить следующие.

В III книге «Илиады» Елена, виновница войны, поднимается вместе с троянским царем Приамом на городскую стену и показывает ему знаменитых ахейских (греческих) героев, которые давно уже сражаются под Троей и несомненно известны Приа-му с начала войны. Поединок Париса с Менелаем, воспетый в III книге «Илиады», должен был бы, очевидно, состояться в начале войны, а не в конце ее.

В VII книге рассказывается о сооружении ахейцами стены, которая должна была оградить их корабли от нападения. Очевидно, что греки должны были построить эту стену если не сразу по прибытии под стены Трои, то, во всяком случае, не на десятом году войны.

Таким образом, хотя в «Илиаде» рассказ ведется о событиях 10-го года войны, ряд описанных в ней эпизодов по логике вещей должен был произойти раньше.

Х песнь «Илиады» повествует о ночной вылазке Одиссея и Диомеда, проникших во вражеский стан. Эта сцена совершенно не связана с общим сюжетом; единство поэмы не только не пострадало бы, но, вероятно, выиграло бы, если бы этот эпизод был изъят из текста.

Такого рода хронологические неувязки, введение мотивов, без которых можно было бы обойтись, позволили думать, что «Илиада» не является произведением не только одного или двух поэтов, но и индивидуального творчества вообще.

В дискуссии, разгоревшейся по гомеровскому вопросу, выделились две основные гипотезы: аналитическая, т. е. разъединявшая эпос на отдельные самостоятельные произведения, и унитарная, защищающая единство поэм. Ф. А. Вольф придерживался аналитической теории.

Унитарии выдвигают на первый план моменты единства и художественной целостности, а частные противоречия поэм объявляют, с одной стороны, позднейшими вставками, искажениями, с другойустным характером творчества поэта: исполняя песни «Илиады» и «Одиссеи» много раз, аэды, естественно, могли вносить дополнения, варьировать свой рассказ. Например, в эпизоде с делегацией, посланной Агамемноном к Ахиллу, употребляется не множественное, а двойственное число. Это указывает на то, что в первоначальном варианте текста посланцев было двое, а третье лицостарик Феникспоявилось позже: старик понадобился поэту для того, чтобы внести в речи делегации элемент назидания он рассказывает Ахиллу подобный случай, который произошел с ним в дни его молодости II окончился плохо. Мысль о внесении в текст речи

Феникса могла прийти поэту во время очередного исполнения «Илиады».

Некоторые хронологические неувязки унитарии объясняют художественными задачами поэта. Например, то, что Елена показывает Приаму героев ахеян, вызвано желанием поэта познакомить с ними свою аудиторию: ведь в поэме нет рассказа о начале войны, и автор вынужден рассказать о героях, описывая события 10-го года войны, т. е. в то время, когда Приам, несомненно, их знал.

Кроме аналитической и унитарной существовали и различные компромиссные теории. Например, сторонники теории «основного ядра» предполагали, что первоначальный текст постепенно обрастал допол.нениями, вставками, вносимыми разными поэтами; не один, а три-четыре поэта участвовали в составлении эпоса, отсюда первая, вторая, третья редакции и т. п. Представители другой теории видели в гомеровских поэмах объединение нескольких «малых эпосов». Например, Адольф Кирх-гофф считал, что в «Одиссее» четыре самостоятельных повествования: путешествие Одиссея до того, как он попал к Калипсо; путешествие от острова Калипсо до Итаки; путешествие Телемаха; возвращение Одиссея на родину (прибытие в образе нищего и расправа с женихами).

Существуют и другие точки зрения о происхождении «Илиады» и «Одиссеи», но все они так или иначе сводятся к вопросу о соотношении личного и коллективного творчества авторов гомеровского эпоса.

Большинство современных исследователей, и в частности советский ученый И. М. Тройский, автор фундаментального труда по истории античной литературы, придерживаются унитарной теории. Тем не менее конкретная история формирования гомеровского эпоса вопрос еще не решенный.

Принадлежит ли окончательная обработка обеих поэм одному и тому же автору или разным в обоих случаях нужно считать, что «Илиада» была сложена раньше «Одиссеи», о чем свидетельствует картина материальной культуры и общественных отношений, изображенная в этих произведениях; на более позднее происхождение «Одиссеи» указывает более сложная композиция этой поэмы, а также прославление изворотливости ума в этой поэме и проявляющийся в ней интерес к чужим странам, характерные для общества, вступившего в фазу торговых отношений.

Время и место создания «Илиады» и «Одиссеи». Цицерон, Павсаний и другие античные авторы донесли до нас сведения о созданной афинским тираном Писистратом ученой комиссии, работавшей над творчеством Гомера и расположившей в нужном порядке разрозненные части «Илиады» и «Одиссеи». Это свидетельствует о существовании записи гомеровских поэм в VI в. до н. э. и означает, что завершение поэм относится

к VIII—VII вв. до н. э. Анализ отраженных в поэмах общественных отношений и материальной культуры приводит ученых к выводу, что вряд ли это произошло раньше.

Гомеровское обществоэто доклассовое общество, люди живут в племенных объединениях. Во главе племен стоят «цари»родовые старейшины, которые являлись военачальниками, жрецами и судьями, но их власть была ограничена: уже в первой книге «Илиады» рассказывается о том, что вопрос о выдаче Хрисеиды ее отцу решается народным собранием. И хотя Агамемнон недоволен его решением, все же приходится подчиниться ему.

Образ жизни царей довольно демократичен, они ведут себя как обыкновенные люди, их не боятся критиковать. В XIX книге «Илиады» Одиссей говорит:

Ты, Агамемнон могучий, вперед и к другому ахейцу Сам справедливее будь: унижения нет властелину С мужем искать примиренья, которого сам оскорбил он. (Ил кн. XIX, ст. 182—184).

О демократическом образе мыслей царей свидетельствуют слова самого Агамемнона:

Нет, на род не взирай ты, хотя б и державнейший был он. (Ил„ кн. X, ст. 239).

Все это указывает на родовой характер гомеровского общества, которое находится на грани разложения и перехода к рабовладельческому строю: уже налицо имущественное и социальное неравенство, разделение на «лучших» и «худых»; уже существует рабство, которое, правда, сохраняет патриархальный характер: рабыв основном пастухи и домашние слуги. среди которых есть привилегированные: такова Евриклея, няня Одиссея; таков пастух Евмей, который действует вполне самостоятельно, скорее как друг Одиссея, чем как его раб.

Торговля в этом обществе уже существует, хотя занимает очень малое место в мыслях автора.

Следовательно, создатель поэм представитель греческого общества VIII—VII вв. до н. э., находящегося на грани перехода к рабовладельческому строю.

Материальная культура, описанная в «Илиаде» и «Одиссее», убеждает нас в том же: автор хорошо знаком с употреблением железа, хотя, стремясь к архаизации (особенно в «Илиаде»), указывает на бронзовое вооружение воинов.

Поэмы написаны в основном на ионийском диалекте, с примесью эолийских форм. Это означает, что местом создания их была Иония острова Эгейского моря или Малая Азия. Отсутствие же упоминаний в поэмах о городах Малой Азии сви-

дегельствует об архаизаторских стремлениях поэта, воспевающего древнюю Трою.

Композиция «Илиады» и «Одиссеи». В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне, действительно происходившей, очевидно, в XIII— Х1-1.ВВ. до н. э. (см. с. 51—53).

«Илиада», военно-героическая поэма, повествует о событиях 10-го года войны, вызванных ссорой храбрейшего из участников похода Ахилла, царя Фтии, с предводителем войска Агамемноном,: который отобрал у Ахилла его пленницу Брисеиду. Ое.корбленный Ахилл отказался участвовать в сражениях и вернулся к войску лишь после гибели его лучшего друга Пат-рокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Пат-рокла, и убил его.

«Одиссея»сказочно-бытовая поэма. В ней рассказывается о обытиях, происшедших после окончания войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки, и о его многочисленных злоключениях.

В «ИлиадЬ» рассказы о действиях людей на земле чередуются с изображением сцен на Олимпе, где боги, разделившиеся на две партии, решают судьбу отдельных сражений (так как койечный исход войны давно предрешен). При этом события, происходящие одновременно, излагаются как происходящие последовательно, одно за другим (так называемый закон хронологической несовместимости). Завязкой действия «Илиады» является гнев Ахилла; события, излагаемые в поэме, вызваны этим гневом, и весь сюжет представляет собой как бы последовательное изложение фаз гнева Ахилла, хотя встречаются отклонения от основной сюжетной линии, вставные эпизоды. Кульминационный момент сюжета поединок Ахилла с Гек-тором; развязкавозвращение Ахиллом Приаму тела убитого .им Гектора.

•^Композиция «Илиады» отличается некоторой симметричностью в соответствии с нравственными установками поэта. В начале действия старик Хрис обращается к Агамемнону с:просьбой вернуть ему плененную дочь и получает надменный отказ, явно осуждаемый автором. Этот отказ повлек за собой и •гнев Ахилла, и многие кровавые события, разыгравшиеся у стен Троп. В конце поэмы другой старик, Приам, приходит к Ахиллу с просьбой вернуть ему тело Гектора н нс получает отказаэто поступок, достойный героя гуманного поэта.

«Одиссея» по композиции сложнее «Илиады»: 24 книги «Одиссеи» распадаются симметрично на четыре части: перваяОдиссей покидает остров Калипсо, скитается по морю и достигает страны феаков; втораяОдиссей в стране феаков: третьяОдиссей у себя на родине; четвертаяОдиссей в своем доме.

Но самое замечательное в структуре «Одиссеи»это первый в мировой литературе прием транспозиции изложение прошлых событий в виде рассказа Одиссея.

Заслуживает внимания та особенность, что рассказы о чудовищах и фантастических событиях сосредоточены в рассказе самого Одиссея; автор, стремящийся к рационализации мифа, как бы не участвует в этом искажении действительности.

Гуманизм Гомера. Одна из причин бессмертия гомеровского эпоса гуманизм, проявляющийся в прославлении жизни и человека с его высокими моральными качествами. Прежде всего Гомер прославлял мужество человека, доблесть, любовь к родине, верность в дружбе, мудрость в советах, уважение к старости и т. п. Хотя все эти качества в различные времена, в неодинаковых социальных условиях понимаются по-разному, но, данные в обобщенной форме, они оказываются созвучными всем эпохам и всем народам.

Главный герой «Илиады» Ахилл самолюбив, страшен в своем гневе: личная обида заставила его пренебречь своим долгом и отказаться от участия в боях; тем не менее ему присущи нравственные понятия, которые в конце концов заставляют его искупить свою вину перед войском; гнев же его, составляющий стержень сюжета «Илиады», разрешается великодушием.

Ахилл покинул ахейское войско, несправедливо обиженный Агамемноном. Но вот ахейцы попадают в тяжелое положение, им нужна помощь Ахилла, и Агамемнон посылает к нему своих людей, с просьбой вернуться и обещанием искупить нанесенную ему обиду. Ахилл отказывается вернутьсяэто психологически рерно: гордость, присущая Ахиллу, мешает ему сделатьэто. Но чувство долга, чувство патриотизма не позволяют ему примириться с поражением ахейцев, и он отдает доспехи своему другу Патроклу, чтобы тот отогнал троянское войско от греческих кораблей. Когда же Патрокл гибнет, Ахилл забывает о своем гневе: любовь к другу оказывается у него сильнее самолюбия. Он чувствует за собой двойную вину: нарушение долга перед войском и вину за смерть Патрокла. Теперь он не может не вернуться, как раньше он не мог вернуться. Он бросается в бой с удесятеренной силой, обращает в бегство троян-цев, убивает троянского полководца Гектора и оскверняет его тело, мстя за смерть друга: жестокость его оправдана чувством гнева горя.

Но когда приходит к нему старик Приамнесчастный отец, потерявший сына, и просит выдать ему тело Гектора для погребения, сердце Ахилла смягчается. Он тронут положением старца, его храбростью (ведь Приам пришел безоружным во вражеский лагерь), и гнев его разрешается великодушием. Дары II раскаяние Агамемнона не смягчают его, а слезы старика смягчают; это воспевание человечности героя одно из проявлений гомеровского гуманизма.

Жизнеутверждающее настроение поэм омрачается иногда скорбными мыслями о краткости жизни. Думая о неизбежности смерти, гомеровские герои стремятся оставить о себе славную память. Ахилл говорит:

Так же и я, коль назначена доля мне равная, лягу, Где суждено; но сияющей славы я прежде добуду! (Ил.,кн.ХУП1,ст.120—121).

В поэме прославляется военная доблесть, но автор отнюдь не одобряет войну, ведущую к худшему из зол смерти. Об этом свидетельствуют как отдельные реплики автора и его героев, так и явное сочувствие Гектору и другим защитникам Трои, которые в этой войне являются страдающей стороной. Вот что Зевс говорит своему сыну Аресу:

Ты, ненавистнейший мне меж богов, населяющих небо! Распря единая, брань и убийство тебе лишь приятны! (Ил., кн. V, ст. 890—891).

В X книге «Илиады» Нестор поучает Диомеда:

Тот беззаконен, безроден, скиталец бездомный на свете, Кто межусобную брань, человекам ужасную, любит! (Ил., кн. X, ст. 63, 64).

Одиссей, уговаривая воинов забыть о доме и продолжать войну, говорит о вынужденности такого поведения, о необходимости войны как тягостной миссии:

Тягостна брань, и унылому радостно в дом возвратиться. (Ил., кн. II, ст. 291).

Симпатии автора принадлежат воинам обеих враждующих стран, но агрессивность и грабительские стремления греков вызывают его осуждение. Во II книге «Илиады» поэт вкладывает в уста воина Терсита речи, клеймящие алчность военачальников. Хотя описание внешности Терсита указывает на стремление автора выразить свое осуждение его речам, однако речи эти убедительны и по существу никем не были опровергнуты, так что мы можем предполагать, что они созвучны мыслям поэта. Не следует забывать, что аэд был вынужден считаться с интересами аристократических кругов, которые не могли одобрить речи Терсита, ибо «вечно искал он царей оскорблять, презирая пристойность».

Но осуждение войны звучит не только в устах этого как будто отрицательного персонажа. Сам доблестный Ахилл, со-

бнраясь вернуться в войско, чтобы отомстить за Патрокла,'.го-ЕОрНТ:                                                 •••': "

О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею, . Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит! (Ил., кн. XVIII, ст. 107, 108).

Очевидно, что если бы прославление войны и мести было целью поэта, гнев Ахилла разрешился бы убийством Гектора, и на этом закончилось бы действие, как это было в одной из <киклнческих» поэм (см. с. 67). Но для Гомера важно не торжество победы Ахилла, а моральное разрешение его гнева.

Жизнь в представлении гомеровских героев настолько привлекательна, что Ахилл, встреченный Одиссеем в царстве мертвых, говорит, что он предпочел бы тяжелую жизнь поденщика царствованию над душами умерших в преисподней.

В то же время, когда нужно действовать во имя славы родины или ради близких людей, герои Гомера презирают смерть. Сознавая свою неправоту в том, что он уклонился от боевых действий, Ахилл говорит:

Праздный, сижу пред судами, земли бесполезное бремя. (Ил., кн. XVIII, ст. 194).

Гуманизм Гомера, сострадание человеческому горю, восхищение внутренней красотой человека, его мужеством, верностью патриотическому долгу я взаимной привязанностью достигает ярчайшего выражения в сцене прощания Гектора с Андро-махой («Илиада», кн. VI, ст. 390—496).

Художественные особенности гомеровского эпоса. Образы гомеровских героев статичны, т. е. характеры их освещены несколько односторонне и остаются неизменными от начала до конца действия поэмы, хотя каждый персонаж имеет свое лицо, отличное от других: в Одиссее подчеркивается изворотливость ума, в Агамемноненадменность и властолюбие, в Парисеизнеженность, в Еленекрасота, в Пенелопемудрость и постоянство жены, в Гекторемужество защитника своего города и настроение обреченности, так как он должен погибнуть, как его отец, и его сын, и сама Троя.

Односторонность в изображении героев обусловлена тем, что большинство их предстает перед нами только в одной обстановкев бою, где не могут проявиться все черты их характеров. Некоторое исключение составляет Ахилл, так как он показан и в отношениях с другом, и в битве с врагом, и в ссоре с Агамемноном, и в разговоре со старцем Приамом, н в других ситуациях.

Что касается развития характера, то оно еще не доступно Гомеру и литературе доклассического периода; попытки такого

изображения мы находим лишь в конце V в. до н. э., в трагедиях Еврипида.

Так же неопытен поэт в изображении психологии своих героев, их внутреннего мира. Обо всех внутренних импульсах этих людей мы узнаем из их поведения, из их слов; кроме того, для изображения движений души поэт использует весьма своеобразный прием: вмешательство богов. Например, в первой книге «Илиады», когда Ахилл, будучи не в силах стерпеть оскорбление, вынимает меч, чтобы напасть на Агамемнона, кто-то сзади вдруг хватает его за волосы. Оглянувшись, он видит Афину, покровительницу греков, которая не допускает убийства.

Другой пример. Афродита увела Париса с поля боя и приказала Елене, взошедшей на городскую стену, вернуться домой. Елена негодует на мужа, считая, что он бежал с поля боя и отказывается вернуться к трусу. Но богиня любви угрожает ей, и Елена покоряется.

Обычно вмешательством богов дается мотивировка сознательного решения, пришедшего на смену мгновенному порыву.

Отсутствие психологических характеристик героев объясняется отчасти задачами жанра: эпос, в основе которого лежит народное творчество, повествует обычно о событиях, о делах какого-то коллектива, а отдельной личностью интересуется мало. Психологический анализ жеявление, связанное с анализом характера индивида.

Боги Гомера антрономорфны: они обладают всеми человеческими слабостями и даже пороками, не свойственными героям «Илиады», отличаясь от людей лишь бессмертием и могуществом (да и то относительным, так как герои в боях иногда ранят богов),в основном гомеровский Олимп построен по образцу человеческого общества периода родового строя.

Стилистические средства, используемые поэтом, свидетельствуют об органической связи гомеровского эпоса с его фольклорными истоками; по обилию эпитетов поэмы Гомера могут сравниться только с произведениями народного творчества, где большая часть существительных сопровождается определениями. Только Ахилл в «Илиаде» наделен 46 эпитетами. Среди эпитетов «Илиады» и «Одиссеи» имеется большое число «постоянных», т. е. предназначенных для какого-либо одного героя пли предмета. Это тожефольклорная черта. В русских былинах, например, моревсегда синее, рукибелые, молодец-добрый, девицакрасная. У Гомера моремногошумное, Зевстучегонитель, Посейдонколебатель земли, Аполлонсребролукий, девы— тонколодыжные. Ахилл—чаще всего быстроногий, Одиссей хитроумный, . Гектор шлемоблещущий и т. п.

Подробность, детальность описаний, характерные для гомеровского эпоса, особенно ярко проявляются в таком часто упо-

требляемом поэтическом приеме, как сравнение: гомеровские сравнения так развернуты, что превращаются подчас в самостоятельные рассказы, как бы оторванные от основного повествования. При этом материалом для сравнений служат чаще всего природные явления: животный и растительный мир, ветер, дождь, снег и т. п.

Он устремился как лев горожитель, алкающий долго Мяса и крови, который, душою отважной стремимый, Хочет на гибель овец, в их загон огражденный ворваться; И, хотя перед оградою пастырей сельских находит, С бодрыми псами и копьями стадо свое стерегущих, Он, не изведавши прежде, не мыслит бежать из ограды; .-Прянув во двор, похищает овцу, либо сам под ударом Падает первый, копьем прободенный из длани могучей. Так устремляла душа Сарпедона, подобного богу. (Ил кн. XII, ст. 299—307).

С фольклором роднят гомеровский эпос гиперболы: в XII книге «Илиады» Гектор, атакуя ворота, швыряет в них такой камень, который и два сильнейших мужа с трудом приподняли бы рычагами. Голос Ахилла, бегущего вызволить тело Патрокла, звучит как медная труба и т. п.

О песенно-народном происхождении поэм свидетельствуют также так называемые эпические повторы: отдельные стихи повторяются полностью или с небольшими отклонениями, и таких стихов в «Илиаде» и «Одиссее» насчитывается 9253; таким образом, они составляют третью часть всего эпоса. Повторы широко применяются в устном народном творчестве потому, что они облегчают певцу импровизацию. В то же время повторымоменты отдыха и ослабления внимания для слушателей. Повторы облегчают и восприятие слышимого. Например, стих из «Одиссеи»:

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос (пер. В, А. Жуковского)

переключал внимание аудитории поэта на события следующего дня, так как означал, что наступило утро.

Приведенные выше цитаты могут дать представление и о звучании гексаметра поэтического размера эпоса, придающего несколько приподнятый, торжественный стиль повествованию.

В России интерес к Гомеру начал проявляться одновременно с усвоением византийской культуры  и особенно  возрос в XVIII в., в эпоху русского классицизма.

Первые переводы Гомера на русский язык появились во времена Екатерины II: это были либо прозаические переводы, либо

стихотворные, но не гексаметрические. В 1811. г. были опубликованы первые шесть книг «Илиады» в переводе Е. Кострова александрийским стихом, который считался обязательной формой эпоса в поэтике французского классицизма, господствовавшего в то время в русской литературе.

Полный перевод «Илиады» размером подлинника был сделан И. И. Гнедичем (1829), «Одиссеи»В. А. Жуковским (1849).

Гнедичу удалось передать и героический характер повествования Гомера, и его юмор, но перевод Гнедича изобилует славянизмами, так что уже к концу XIX в. он стал казаться слишком архаичным. Поэтому опыты перевода «Илиады» возобновились; в 1896 г. вышел новый перевод этой поэмы, сделанный Н. И. Минским на основе современного ему русского языка, а в 1949 г.перевод В. В. Вересаева в еще более упрощенной редакции.

Допущенные Жуковским неточности в переводе «Одиссеи» побудили П. А. Шуйского и В. В. Вересаева сделать новые переводы этой поэмы, первый появился в печати в 1948 г., второйв 1953 г. Однако перевод «Одиссеи» Жуковским до сих пор считается лучшим в художественном отношении.

Подробное изложение истории опытов перевода Гомера на русский язык и их анализ даны в книге А. Н. Егунова «Гомер в русских переводах XVIII—XIX вв.» (Л„ 1964).

Послегомеровский эпос. Гесиод

Из послегомеровских эпических поэм, пользовавшихся в свое время большой популярностью и служивших источником, из которого черпали свои сюжеты трагические поэты V—IV вв. (так называемые киклические поэмы), до нас не дошла ни одна. Сохранились лишь ничтожные отрывки из этих поэм, но их содержание нам известно из пересказов античных авторов («Хрестоматия» Прокла, «Библиотека», приписываемая Апол-лодору, и др.).

В этих поэмах были последовательно изложены события таких больших мифологических циклов, как фиванский и троянский: о судьбе фиванского царя Эдипа рассказывала «Эди-подня»; история троянской войны излагалась в «Киприях» (кн. 1—XI), в «Эфиопиде» (кн. 1—V), в «Гибели Илиона»; о судьбе рода Агамемнона говорилось в «Возвращениях», о приключениях Одиссея после его возвращения на Итакув «Те-легонии» и т. п.

Авторы этих поэм использовалд традиционный эпический стиль, и поэтому в свое время многие из них приписывались Гомеру, но позднейшая античная критика сумела установить различия между гомеровскими поэмами и «киклом», за которым она не признавала художественных достоинств.

Под именем Гомера до нас дошел сборник гимнов богам, тоже написанных гексаметром. Они исполнялись на празднествах рапсодами перед началом декламации эпических, поэм. Гра-диция требовала, чтобы на празднике звучал гимн тому божеству, которому посвящен праздник. Сохранились гимны, обращенные ко всем богам олимпийского пантеона. Их принято называть гомеровскими гимнами.

К послегомеровскому эпосу можно отнести творчество Ге-/ сиода. Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.)первое реальное имя в античной литературе. Под этим именем до нас дошли поэмы «Труды и дни» и «Теогония» («Родословная богов»), определяющие два новых направления в греческой литературе VII— VI вв. до н. э.дидактическое и генеалогическое.

Если гомеровский эпос сложился в восточной Греции (Малая Азия и острова Эгейского моря), где говорили на ионийском диалекте, то родина Гесиодаматериковая Греция; тем не менее Гесиод использовал в своих поэмах традиционный эпический язык, в основе которого лежит ионийский диалект.

Из поэмы «Труды и дни» мы получаем некоторые биографические сведения о ее авторе; в ней отражены привычки, нравственные понятия, уровень образованности поэта.

«Труды и дни» единственный дошедший до нас образец греческого дидактического (наставительного) эпоса. Поэма лишена сюжета. Она представляет собой поучения брату поэта Персу, который после смерти отца подкупил судей и присвоил себе большую и лучшую часть наследства. Но обращение к адресатулишь дань дидактической традиции. В действительности поэма была рассчитана на широкую аудиторию.

Гесиод выступает в поэме как моралист н поэт земледельческого труда. Сам он, по-видимому, земледелец среднего достатка, прибегающий к рабскому и наемному труду, но выполняющий основную работу в поле своими руками.

В конце VIII—начале VII вв. до н.э. в материковой Греции усиливается разложение родового строя, социальное расслоение; разбогатевшая аристократия (крупные землевладельцы) начинает закабалять и эксплуатировать мелких и средних землевладельцев отсюда оппозиция Гесиода, осуждение неправедных судей и века, в котором можно безнаказанно творить несправедливые дела.

Если автор гомеровских поэм уходит от реального мира в область мифа, то Геснод не порывает связи с обыденной земной жизнью. Он описывает скудное и полное тяжких трудов существование земледельца. Гесиод религиозен, даже суеверен, но главное в его мировоззрении высокое уважение к труду. Свои советы и рассуждения он иллюстрирует картинками мифологического характера, баснями.

В басне о соловье и ястребе он хотя и говорит о бесполезности борьбы с сильными мира сего, злоупотребляющими вла-

стью, хотя и призывает к покорности и терпению, но сами эти жалобы на общественную несправедливость, обличение неправедных судей есть акт социальной борьбы. Поэма «Труды и дни» является ценным историческим памятником социального протеста.

Пессимизм Гесиода нашел выражение в рассказе о пяти веках рассказе о постепенной деградации человечества и росте материальных трудностей. Мысль об ухудшении жизни на земле с каждым новым поколением иллюстрируется мифом о Пан-доре (см. с. 39). Этот пессимизм связан с растущим в Греции социальным неравенством, с делением людей на «лучших» и «.худых». Поэт живет надеждой на Зевса, который должен установить справедливый миропорядок, и полагается на труд как на основу благосостояния.

Описание трудов земледельца сопровождается практическими советами и излагается в поэме по дням, в календарном порядке. Поэт рассказывает, в какие дни лучше приступать к пахоте, в какиесобирать урожай. Для любого дела, как хозяйственного, так и семейного, существуют с его точки зрения «счастливые» н «несчастливые» дни:

Сев начинать на тринадцатый день опасайся всемерно; Но для посадки растений тринадцатый день превосходен. (Труды и дни, ст. 780—781; пер. В. В. Вересаева).

Гесиод дает советы по домашнему хозяйству, поучения насчет отношений с соседями, с женой. Это советы расчетливого, благоразумного, весьма экономного хозяина:

Только дающим давай; ничего не давай не дающим. (Труды и дни, ст. 354; пер. В. В. Вересаева).

Жгучего голода тот избежит, кто копить научился. (Труды и дни, ст. 363; пер. В. В. Вересаева).

Однако, призывая к накоплению богатства, Гесиод при всей своей расчетливости предостерегает против нечестных приемов в достижении этой цели:

Выгод нечистых беги: нечистаяявыгода—-гибель. (Труды и дни, ст. 352; пер. В. В. Вересаева).

Наряду с истинной народной мудростью мы находим в поэме нелепые, курьезные приметы, касающиеся самых различных сторон быта:

Мало хорошего, если двенадцатидневныи ребенок Будет лежать на могилелишится он мужеской силы. (Труды и дни, ст. 750—751; пер. В. В. Вересаева).

69

Гесиод использует гексаметр поэтический размер эпоса, придающий повествованию несколько приподнятый торжественный характер, но тон у него иной, нежели у Гомера, герои которого живут не трудясь, думают только об оружии, о боях и о добыче. И если автор в гомеровских поэмах не обнаруживается, будучи скован традиционной поэтической техникой, то личность автора «Трудов и дней» четко вырисовывается в поэме. По форме это эпическая поэма, но по содержанию нечто среднее между повествовательным и лирическим произведением. Это поэма, содержащая размышление и субъективное отношение к предмету разговора; она написана в форме обращения ко второму лицу; это в основном разговор о повседневной жизни, а не рассказ о прошлом; личный характер произведения делает поэму Гесиода жанром переходным от эпоса к лирике.

Приписываемая Гесиоду поэма «Теогония»это первая известная нам попытка греков систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира. Мифы, излагаемые поэтом, изобилуют грубо фантастическими деталями, отсутствующими у Гомера (например, описание сторуких великанов, Ехидны, Химеры и других чудовищ). Это указывает на более архаическое миропонимание автора «Теогонии» по сравнению с автором «Илиады» и «Одиссеи», явно стремящимся к упорядочению мифа, к отнесению его на периферию культуры. Несмотря на это, однако, мы находим в «Теогонии» стремление к жизненному правдоподобию, к логическому осмыслению окружающего мира. Как бы ни было фантастиччо, например, описание чудовища Тифона, оно нужно автору для объяснения природы вулканических извержений и землетрясений.

Лирика VII—VI вв. до н. э. Общая характеристика

В VIII—VII вв. до н.э. в жизни большинства греческих общин произошли значительные перемены. На территории общин возникают города. В них устремляются торговцы и ремесленники. В VII в. до н. э. появляются деньги. В руках торговцев и промышленников начинают скапливаться богатства. Представители родовой знати, аристократы крупные землевладельцы, считавшие себя потомками богов, требовали признания наследственной преемственности своих прав, называли себя единственными хранителями родовых традиций общины.

Господство аристократов тяжелым бременем ложилось на плечи малоимущих земледельцев. Многие из них разорялись и, лишаясь средств к существованию, шли в кабалу к аристократам или пополняли ряды городской бедноты. Торговцы II ремесленники стремились к политической вла-

сти. а земледельцы и городская беднота видели в них наряду с аристократами виновников своего разорения.

В результате этих социальных противоречий в течение VII и VI вв. до н.э. в Греции повсеместно совершаются перевороты, которые привели к потере аристократией своих былых при-1311легий, к отмене долговой кабалы, к установлению писаных законов.

Перевороты положили конец греческому родовому обществу и завершили формирование классового рабовладельческого общества. В Афинах, в Коринфе, в Сикионе и других греческих городах устанавливается тирания порядок, при котором власть сосредоточивается в руках тирана, предводителя масс, выдвигающегося из среды аристократов в борьбе малоимущих земледельцев с земельной знатью. Тирания была, однако, яялением временным; в Афинах власть тиранов была свергнута в конце VI в. до н. э.; на смену ей пришла демократия, достигшая своего расцвета к середине V в. до н.э. в связи с последовавшим за греко-персидскими войнами возвыыением Афин.

Обострившиеся в VII—VI вв. до н.э. в связи с идеологической борьбой противоречия между коллективом и личностью привели к преобладанию в литературе этого периода жанра лирики, предоставляющей возможность самовыражения личности.

Термин «лирика» происходит от названия музыкального инструменталиры, под аккомпанемент которой исполнялись произведения лирического жанра. Он введен александрийскими учеными, которые основывали свои определения на формальных признаках, в данном случае на характере аккомпанемента. В новое время этим термином определяли содержание поэтического жанра, сложившегося в Греции в VII—VI вв. до н. э. Поэтому лирическими сейчас называют стихотворения, передающие мысли и чувства автора, его настроения, его мгновенные душевные движения.

Греческую лирику VII—VI вв. до н. э. принято делить на три жанра: на элегию, ямб и медику (песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегий и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно; иногда ямбы сопровождались звуками флейты, а мелические произведения могли исполняться под звуки как лиры, так и флейты.

В основе лирики лежит преимущественно культовая и обрядовая фольклорная песня. За каждым видом (жанром) лирики, как и за всяким жанром греческой поэзии, был закреплен определенный стихотворный размер; только мелические поэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха.

Элегическая поэзия

Для элегии, развившейся согласно античной традиции из обрядовой заплачки, причитания, характерно чередование гек-саметра и пентаметра, которое мы называем элегическим дистихом. Вот как он звучит на русском языке:

Между дурными людьми никогда .не ищи себе друга. Гавань плохая они. Мимо свой путь направляй.

(Феогнид; пер. В. В. Вересаева).

Элегияэто, как правило, стихотворение наставительного содержания, не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия может содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: мы знаем военные, политические, любовные элегии.

Как и все другие виды лирики VII—VI вв. до н. э., элегии большинства поэтов этого времени сохранились в незначительных фрагментах. Более или менее свяяные отрывки дошли до нас от таких поэтов, как Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегияя, Солон (политическая элегия). Только творчество Феогнида (политическая элегия), в отличие от творчества других элегических поэтов, представлено объемистым сборником.

В поэзии Тиртея, спартанского поэта второй половины VII в. до н, э., мы находим патриотические призывы, В одном из дошедших фрагментов элегии «Советыы он сравнивает славную судьбу воина, павшего в бою за отечество, с жалкой судьбой труса, бежавшего с поля боя и вынужденного скитаться с сс.мь-ей в изгнании. Известна легенда о том, как Афины, в ответ на просьбу спартанцев о военной помощи, прислали им вместо полководца школьного учителя Тиртея, который своими элегияяи так воодушевил спартанцев, что они быстро одержали победу над мессенцамп. Эта легенда интересна тем, что хорошо иллюстрирует отношение греков к поэзии, которой они придавали большое воспитательное значение. Она свидет.ельствует также о том, что Тиртей перенес развившуюся в Ионии элегию в дорическую Спарту; хотя о происхождении Тиртея существуют разные сведения и не исключено, что он был родом из Ла-конии, однако элегии его написаны на традиционном для этого жанра ионийском диалекте с небольшой примесью доризмов.

1иртей писал также маршевые песни, с которыми спартанцы шли в бой. В походах его элегии читались во время общих обе дов, после молитвы богам, в мирной жизни использовались для воспитания юношества.

Любовь в творчестве большинства греческих лириков VII— VI вв. до н. э. изображается как чувство легковесное, не предполагающее ни глубокой привязанности к своему объекту, ни

уважения к нему. В нем преобладает чувственность, поэтому Мимнерма, поэта второй половины VII в. до н. э., уместно называть зачинателем не любовной, а эротической поэзии. Правда, он написал «Смирнеиду», военно-историческую поэму, и обрабатывал миф о походе аргонавтов, но преобладающей темой его творчества является любовь.

В отрывках, сохранившихся от его стихотворений, высказывается мысль, что любовь единственная радость жизни. Поэтому настроение Мимнерма постоянно омрачено думами о надвигающейся старости, которая влечет за собой только болезни, тяжкие заботы, иногда нищету. Человек, по его мнению, может быть счастлив только в юности.

После ж того, как пленительный этот окончится возраст, Стоит ли жить? Для чего? Лучше тотчас умереть! (Мимнерм; пер. В. В. Вересаева).

В другом фрагменте поэт выражает желание умереть не позднее 60 лет, когда его перестанут манить «тайные встречи и поцелуи».

Солон (VII—VI вв. до н. э.) в противоположность Мим-нерму не боится старости, так как он видит смысл жизни не в наслаждениях, а в полезной людям деяяельности, которая не прерывается с наступлением старости. Если Мимнерм пределом человеческой жизни считал 60 лет, то Солон говорит: «Смерть пусть приходит, когда минет десяток восьмой». Старость несет в себе мудрость, и поэт с гордостью отмечает: «В старости с каждым я днем многому снова учусь».

Будучи не только поэтом, но и демократическим законодателем, Солон видит смысл поэтического творчества в его воздействии на граждан. Очевидно, его законы, уничтожившие долговую кабалу, не всех удовлетворили, и в одном из стихотворений, написанных ямбическим размером (как и большинство поэтов. Солон не ограничивался в своем творчестве одним жанром), он старается доказать их справедливость:

Свидетельницей будет пред судом времен Из всех богинь Олимпа величайшаяя Святая наша матерь, черная Земля; Расставленных повсюду крепостных камней С нее я снял обузу, возвратил рабе Свободу. (Солон; пер. Ф. Ф. Зелинского).

Далее Солон рассказывает о проданных за долги на чужбину бедных соотечественниках, которых он вернул в Афины и сделал снова свободными гражданами, «сочетав силу с правдой». Он говорит:

...Что обещал, свершил я. Я сравнил затем Перед лицом закона добрых и худых, Тех и других заветам Правды подччнив.

(Солон; пер. Ф. Ф. Зелинского).

В своих наставительных элегиях Солон советует не приобретать богатства дурными путями: такое богатство непрочно. Аргументы его имеют по преимуществу религиозно-нравственный характер. Честный труд, стремление к добродетели, накопление знаний до самой глубокой старостивот цель жизни по мнению Солона.

Греки уважали и ценили Солона как политического деятеля и как поэта и при его жизни и в последующие века. Греческая традиция включает Солона в число семи мудрецов мира. И хотя список мудрецов античные авторы передают по-разному, четыре имени ни у кого не вызывали сомнения: Солон, Фалес, Биант и Питтак.

Об авторитете, который имел Солон у своих современником, свидетельствует следующий рассказ Плутарха: афиняне, потерпевшие поражение в войне за остров Саламин, открывавший им путь к морю, под страхом смерти запретили призывы к борьбе за Саламин. Солон явился под видом сумасшедшего на городскую площадь, в лохмотьях и в пыли и, встав на высокий камень, прочитал элегию, в которой говорилось о грядущем позоре афинян, предавших Саламин. Элегия заканчивалась призывом:

На Саламин! Поспешим и сразимся за остров желанный, Чтобы с отчизны стряхнуть горький и тяжкий позор. (Солон; пер. М. Л. Гаспарова).

Избрав вождем Солона, афиняне перебрались на остров, разбили застигнутого врасплох противника н вернули себе Саламин.

Феогннд (поэт-аристократ, живший в VI в. до н. э.), как и Солон, был автором нравоучительных политических элегий. Во время демократиччского переворота в Мегарах, где он родился, он лишился имущества и был вынужден покинуть родину и странствовать. После того как политические страсти утихли, он вернулся в свой город, но имущество назад не получил. Это озлобило поэта, и в своих элегиях он изливает свою обиду, ненависть к простому народу, представителей которого он называл «злыми» в противовес «добрым», т. е. аристократам.

Таким образом, мировоззрение Феогнида отличают культ родовой доблести, ненависть к победоносной «черни», зависть к новоиспеченным богачам, в руках которых оказалась власть. Эту зависть он вуалирует такими рассуждениями:

Лучше прожить с невеликим богатством, блюдя благочестье, Чем достояньем большим несправедливо владеть. (Феогнид; пер. В. В. Вересаева).

До нас дошел большой сборник элегий Феогнида (около 1400 стихов), большая часть которых содержит наставления любимцу поэта, мальчику Кирну. Он старается развить в Кир-ие осторожность и недоверие к людям. Даже друзьям и родственникам не всегда мож.но доверять, так как в беде многие друзья оказываются неверными и даже родственники отворачиваются от человека. Тем не менее дружбой, если это истинная дружба, надо дорожить и поддерживать друзей в беде. Есть в сборнике элегии эротического характера.

У Феогнида, несмотря на его религиозность, мы находим одно из первых в греческой литературе проявлений критики богов, на которых поэт возлагает ответственность за несправедливость, царяяую в жизни. Он обращается с упреками к Зевсу, попустительствующему беззаконию, унижению «добрых» и процветанию «злых». В одном из его обращений к Зевсу звучит страстное негодование:

Кто же, о кто же из смертных, взирая на все это, сможет

Вечных богов поччтать? Что перечувствует он, Видя, что злой человек, человек, что не ведает страха

Ни перед гневом людей, ни перед гневом богов

Гордый, кичится надменно богатством безмерным, а честный

В бедности жалкой влачит темные, тяжкие дни? (Феогнид; пер. А. Пиотровского).

Поэзию свою Феогнид ставил очень высоко, считая, что потомки оценят ее. Этот мотив бессмертия поэта был впоследствии заимствован Горацием, автором стихотворения, послужившего образцом «Памятнику» Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, В. Брюсова.

Ямбическая поэзия

Ямбографияодин из древнейших видов греческой поэзии, связанный с культом богини плодородия Деметры. Для праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых и обличительных песен. Такие песни и назывались ямбами.

Ар х и лох (VII в. до н. э.)крупнейший представитель этого жанра, писал двухсложным стихотворным размером, близким к разговорной речи. Этот размер мы теперь называем ямбом.

Архилоху пришлось пережить много невзгод и неудач: отец его был паросским гражданином, а матьрабыней. Оччвидно,

75

низкое происхождение повлияло на его судьбу; во всяком случае, нам известно, что Архилох вел суровую жизнь наемного воина, скитался, зарабатывая свой скудный хлеб по большей части военной службой. Все это ожесточчло его: он беспощаден к своим личным и политическим противникам, он издевается и над собственными неудачами, сопровождавшими его всю жизнь. Язвительные насмешки, циническая откровенность, грубая браньвсе это характерно для поэзии Архилоха. Демонстративно пренебрегая общественным мнением, он рассказывает, как бросил во время боя щит, что считалось в Греции величайшим позором. Вот как характеризует поэт свой образ жзни:

В остром копье у меня замешан мой хлеб. И в копье же Из-под Исмара вино. Пью, опершись на копье. (Архилох; пер. В. В. Вересаева).

Это стихотворение написано в форме элегии. Таким образом, Архилох был автором не только ямбических стихотворений, но и элегическим поэтом. Были у него и гимны богам, и эпиграммы.

Хотя его творчество дошло до нас только в виде небольших фрагментов, но сила темперамента Архилоха и его талант были таковы, что и в этих фрагментах личность поэта вырисовывается очень ярко.

В одном из отрывков Архилох откровенно признается в своей злопамятности и мстительности:

...В этом мастер я большой

Злом отплачивать ужасным тем, кто зло мне причинит. (Архилох; пер. В. В. Вересаева).

Сохранилась легенда о неудачной любви поэта к Необуле, которой он посвящает необычайно нежные стихи. Отец девушки отказался выдать дочь замуж за Архилоха, и тогда n'.w сочинил ямбы, содержавшие столь злую насмешку над Необу-лой и ее отцом, что Необула, ее сестра и отец покончили с си-бой от стыда.

Архилох погиб в бою, защищая свой родной Парос во время войны, которую жители этого острова вели с Наксосом.

Как современники, так и потомки Архилоха высоко ценили его поэзию, ставя его в один ряд с такими поэтами, как Гомер, Пиндар, Софокл.

Кроме Архилоха ямбические стихотворения писали Семоинд Аморгский, Гиппонакт Эфесский (VI в. до н. э.) и др.

Me л и ческа я поэзия

Медика (несенная лирика) была в большей степени связана с музыкальным сопровождением, чем ямб и элегия, постепенно превратившиеся в чисто литературный жанр и утратившие органическую связь с музыкой. В отличие от ямба и элегии, где чередовались стихи или двустишия одного размера (ямбы, дактили), мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф, сложных и разнообразных по размерам.

Мелическую поэзию Греции VII—VI вв. до н. э. принято делить на сольную (или монодическую) и хоровую.

Сольная мелика особенно развилась на острове Лесбос, родине двух крупных поэтовАлтая и Сапфо.

Алкей (конец VII—начало VI вв. до н. э.) был аристократом по происхождению и по своим убеждениям. Во время его жизни на Лесбосе шла ожесточенная борьба между родовой аристократией и городским демосом; несколько раз к власти приходили тираны. Алкей был активным участником этой борьбы; он был изгнан из родного города и несколько лет провел на чужбине. Ненависть к «черни» роднит его с Феогнидом, но Алкей более активен: в своих стихотворениях он не только жалуется на превратности судьбы, но и призывает к борьбе, к восстанию.

Медью воинской весь блестит, весь оружием убран дом

Аресу в честь. Тут шеломы, как жар, горят; и колышатся белые

На них хвосты. Там медные поножи на гвоздях поразвешены;

Кольчуги там.

Вот и панцири из холста; вот и полные, круглые Лежат щиты.

Есть булаты халкидские, есть и пояс и перевязь

Готово все.

Ничего не забыто здесь не забудем и мы, друзья, За что взялись! (Алкей; пер. Вяч. Иванова).

Хотя до нас дошли только фрагменты его лирики, нам известно, что ему принадлежал большой цикл стихотворений, под названием «Песни борьбы», в которых была отражена современная поэту политическая жизнь Митилен (главный город Лесбоса).

Победа демоса и изгнание сделали Алкея пессимистом. В одном из дошедших до нас отрывков он сравнивает свою родину с кораблем, попавшим в бурю. Но это не парализует

волю поэта к борьбе. Описывая бурю, символизирующую гражданскую войну, он призывает гребцов к мужеству:

Дружней за дело! И возведем оплот, Как медной броней, борт опояшем мы, Противоборствуя пучине, В гавань надежную бег направим.

(Алкей; пер. Я. Голосовкера).

Мотив корабля, гонимого бурей, как символ государства, страдающего от междоусобной войны, был заимствован у Ал-кея другими античными поэтами, в частности Горацием.

Алкей воспевает вино, но не как радость жизни, а как единственное средство утешения в полной тревог и несправедливостей жизни.

Прогоним зиму. Ярко пылающий Огонь разложим. Щедро мне сладкого Налей вина. Потом под щеку Мягкую мне положи подушку. (Алкей; пер. В. В. Вересаева).

По сообщениям античных писателей, кроме политической и застольной тематики большое место в лирике Алкея занимала тематика эротическая, но в сохранившихся фрагментах она почти отсутствует. До нас дошло одно четверостишие, содержащее робкое признание в любви поэтессе Сапфо.

Творчество Алкея интересно близостью к народным песням. Одна из строф, часто встречающихся в его лирике, получила название «алкеевой строфы». Ею охотно пользовался римский поэт Гораций. Приведенные выше переводы могут дать представление о звучании подлинника.

Сапфо (конец VII—первая половина VI в. до н. э.), как и Алкей, принадлежала к родовой аристократии, тоже жила долгое время в изгнании (на о. Сицилия), но в конце жизни вернулась на родину, где умерла, бросившись, по преданию, со скалы в море из-за безответной любви к юноше Фаону. Эта легенда отражает характер лирики Сапфо, главной темой которой была любовь.

Большинство стихотворений Сапфо посвящено подругам, многие из которых, как нам из)вестно, тоже писали стихи. Это было бы невозможно, если бы они жили, например, в Афинах, где женщина была затворницей и где ее занятие литературой вызвало бы только осуждение.

Политическая тема в творчестве Сапфо не получила отражения. Поэтесса редко выходит за рамки своих личных переживаний. Так, одно из наиболее известных ее стихотворений, в котором она жалуется Афродите на безответную любовь II просит ее помощи, составлено в форме гимна богам и содер-

"8

жит характерные для гимна художественные особенности: эпитеты божества, призывы и т. п. Замечательно стихотворение, обозначаемое как «второй фрагмент», где поэтесса описывает переживания, испытываемые ею в присутствии любимого человека. Хотя это еще нельзя назвать психологическим анализом чувства, а скорее описанием внешних его проявлений («... немеет тотчас язык, под кожей быстро легкий жар пробегает, смотрят, ничего не видя, глаза...»), тем не менее это более выразительное описание чувства, чем в дошедших до нас фрагментах других поэтов этого и более позднего времен, у которых мы не находим и попытки анализа, а лишь констатацию фактов наличия чувства и связанные с этим мысли.

Цветы, весна, солнце, золото, краски природы обычные мотивы поэзии Сапфо, которая, как и Алкей, одна из первых в греческой литературе описывает красоты природы. Сапфо славит красоту во всем: в природе, в людях, в одежде. Свою маленькую дочь она сраваивает с «золотистым цветочком». Но душевные качества ставятся поэтессой выше красоты:

Кто прекрасен одно лишь нам радует зрение, Кто ж хорошсам собой и прекрасным покажется. (Сапфо; пер. В. В. Вересаева).

В другом месте Сапфо говорит: «Красиво то, что мы любим».

В творчестве Сапфо много обрядовых песен, особенно эпиталам (свадебных песен). Это увеличивает ценность ее наследия, так как греческий фольклор «в чистом виде» до нас не дошел, и мы можем судить о нем по стихотворениям тех поэтов, которые вольно или невольно подражали народному творчеству. К таким поэтам принадлежала и Сапфо, у которой и любовь, как чаще всего бывает в народных песнях, носит скорбный характер: это по большей части мучительное, безответное чувство или горечь разлуки.

Поэзия Сапфо была очень популярна в последующие века, как в Греции, так и в Риме. Римские поэты Катулл и Гораций часто пользовались «сапфической строфой», т. е. одной из строф, созданных поэтессой, которая в русском переводе звучит так:

Богу равным кажется мне по счастью Человек, который так близко-близко Пе^ед тобой сидит, твой звучащий нежно Слушает голос.

(Сапфо; пер. В. В. Вересаева).

Третий представитель сольной медики, Анакреонт (VI в. до н. э.) жил по преимуществу при дворах тиранов. Главные темы его творчества вино и любовь, воспеваемые от имени

79

жизнерадостного старика, считающего, что чем ближе он к могиле, тем больше должен наслаждаться удовольствиями жизни.

Глубоких и скорбных переживаний в эротической лирике Анакреонта нет; это обычно фиксация отдельного момента, внешнего факта; иногда это просто игривая шутка. Увлечения поэта легковесны, он легко мирится с любовными неудачами и переходит от одного объекта к другому. Иногда он иронизирует над своими любовными неудачами, но без особой горечи.

Воспевая легкое разбавленное вино, Анакреонт говорит об удовольствии, доставляемом дружеской застольной беседой и пирушкой. Мрачное настроение появляется у поэта только при мысли о приближающейся смерти.

Кроме стихотворений, поавященных любви и вину, были у Анакреонта гимны богам, элегии и эпиграммы, но они сохранились в ничтожных фрагментах.

До нас дошло довольно большое количество стихотворений под именем Анакреонта, но большинство их принадлежит не самому поэту, а его многочисленным подражателям. Они объединяются под названием анакреонтики.

Особенно тесную связь с культом и обрядом имела хоровая мелика. Она служила какому-либо коллективу, общине, городу в торжественных случаях, поэтому отличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимны богам, энко-мии (гимны в честь определенного лица), эпиникиипесни, прославляющие победителя на спортивных состязаниях, которые имели у греков общественное значение, так как победы атлетов составляли славу города, общины. Победитель воспевался в эпиникпях не только как личность, но и в еще большей степени как представитель рода.

Хоровая лирика достигла расцвета прежде всего в Спарте, поэтому в ней воспевались идеалы спартанской доблести: вся жизнь человека посвящена выполнению патриотического долга. Главное доблесть знати, доблесть, которая заставляет беречь незапятнанным славное имя, переданное от отцов к детям. Этой гордой суровой морали служит Пиндар, песни которогопочти единственное, что сохранилось от хоровой мелики.

Пиндар жил в VI—V вв. до н. э. Он родился в местечке Киноскефалы, близ Фив, получил хорошее образование. Музыкальное образование он завершил в Афинах; кроме Афин он побывал в Дельфах, в Сицилии, где жил при дворах сицилийских тиранов, в Македонии, на острове Эгина. По преданию, он умер в Аргосе, по год смерти его неизвестен.    

Пиндар был чрезвычайно плодовитым поэтом: ч.исло его произведений доходило до четырех тысяч. Среди них были эпиникии, дифирамбы, трены (плач.и) и другие виды лирики. Но прославился он главным образом эпикиниями, из которых полностью сохранилось 45. Все они отличаются друг от друга по своей метрической форме.

Эпнникии Пиндара написаны нарочито трудным языком, полным изысканных эпитетов, метафор, метонимий, гипербол, неясных намеков: аристократ по происхождению и по своим убеждениям, Пиндар пишет для избранных и потому не стремится сделать свои песни доступными для понимания народа. В своих ЭПИН11КИЯХ он подчеркивает наличие у прославляемого им атлета особой доблести, присущей лишь аристократам; только благодаря этой доблести атлет может добиться победы.

Многочисленные ссылки на мифы, которыми пестрят его эпиникии, нужны поэту прежде всего для того, чтобы возвести род победителя к божеству и тем са.мым еще более возвысить его. Миф нужен также для возвеличивания города, ибо победа атлета была и победой гоэода. Обычно город связан с именем героя, по преданию, основавшего его и имеющего в этом городе свой культ. Об этом герое говорится иногда больше, чем о личности победителя.

Основателем города бывает и тиран, современник поэта, II тогда Пиндар воспевает его как потомка, любимца богов, или достойного преемника их подвигов.

При этом Пиндар не излагает содержания мифа, а ограничивается упоминаниями о именах, о географических названиях, связанных с мифическим преданием, напоминает отдельные его эпизоды.

Так, в 1 Пифийском эпнникии, стремясь прославить Сира-кузского тирана Гиерона, основавшего город Этну, Пиндар говорит о победе Зевса над Тифоном, низвергнутым в подземные глубины горы, именем которой назван город. Говоря о грядущей славе города, залогом которого была победа Зевса над Тнфоном, Пиндар намекает на то, что виновник этой славыГиерон, основатель города, н, воспевая его прежние победоносные походы, проводит параллель с Филоктетом, без лука которого не было бы победы над Троей. Мы встречаем в этом эпи-1111КИИ имена Латоны, Аполлона, Муз, Ареса, Гефеста и другие мифические имена.

Будучи глубоко религиозным человеком, Пиндар критически перерабатывает миф, стремясь освободить богов от черт, сближающих их с людьми, и всячески оправдать их действия. Если Феогнид обращался с упреками к богам, допустившим социальную несправедливость, то у Пиндара боги добры, справедливы и делают все сообразно с надеждами и чаяниями людей. Поэт ищет в богах воплощения высокой нравственности, мудрости и могущества. Он, как Гомер, наделяет их пышными эпитетами (Зевс вершитель, Посейдон колебатель земли, Фебдлиннокудрый и т. п.), но в отличие от Гомера избегает упоминать в своих эпиникиях те мифы, которые могут изобразить бога в невыгодном свете. Там, где миф кажется ему унижающим достоинство богов, он смело изменяет его. Так, в III Пифпйском эпнникии он изменил миф о возлюбленной

Аполлона Корониде. У Гесиода и Овидия ворона приносит Аполлону весть об измене Корониды. Пиндар, очевидно, считал, что Аполлон не нуждается в содействии вороны: у него сам Аполлон узнает обо всем благодаря своему всеведущему духу.

У Гомера в XI книге «Одиссеи» мы находим беспросветно мрачную картину загробного существования; у Пиндара же во II Олимпийском эпиникни говорится о том, что праведные проводят жизнь в подземном царстве безмятежно и весело, тогда как нечестивцы подвергаются суровым, но заслуженным наказаниям. И если мысль о загробном наказании безбожников проникала в литературу до Пиндара, то мысль о воздаянии за добродетель впервые в греческой литературе появилась у него.

Названия од Пиндара («олимпийские», «пифийские», «не-мейские», «истмийские») даются по месту, где происходило состязание.

Кроме Пиндара из мелических поэтов большой популярностью у греков пользовались Вакхилид и Симонид Кеосский, которым, как и Пиндару, принадлежат стихотворения почти всех видов греческой лирики.




1. тема Бюджетного права
2. Социальное партнерство во имя развития на 2014 год Конкурс проводится в соответствии с Законом Краснояр
3.  1 ОФП общая физическая подготовка и ее значение для учебной и трудовой деятельности
4. гуманистов Несомненно их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия
5. тематического образования не получил.
6. центром всей гносеологии является человек то она широко использует данные философской антропологии этик
7. І. Загальні положення Рекомендації розроблено відповідно до рекомендацій Європейської комісії Ради Єв
8. Гуам
9. Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья обращает внимание читателей на наиболее значительные и
10. Кривая предложения труда со стороны отдельного работника
11. Городская община древней Руси
12. Памяти Соловьевой Евгении по Дзендо Zendo среди новичков 26 января 2014г
13. Конспект лекций Конспект лекций ~ Наталья Ольшевская Философия Введение Философия к
14. Мой руки перед едой а сам приходя с работы этого не делает то сколько бы малыша не ругали у него всегда бу
15. і 1 верасня у 4 гадзіны 45 хвілін у Польшчу уварваліся 62 нямецкафашысцкія дывізіі колькасцю 16 млн салдат i афіц
16. . Требование равномерной темперации
17. Бак Роджерс десять лет возглавлявший маркетинг IBM дает всестороннюю картину организации маркетинга самой
18. песенником сочинившим немало текстов для отечественных песен среди которых лучший городл земли и мн др
19. Реформирования органов государственной власти в период кризиса крепостной системы первой половине XIX века
20. Культура питания 2