Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Западноевропейская культура ХХ века По конспекту

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Блок 5. Западноевропейская культура ХХ века

По конспекту.

Культура постмодернизма обладает чертами эклектики, коллажа и субъективного соединения разнообразных стилей. Такая культура ориентирована на все слои общества, оказывает воздействие на внехудожественные сферы деятельности.

Развитие постмодернизма связано с индустриализацией общества и массовым потреблением, развитием средств массовой коммуникации требованиями рынка и рекламой. ХХ век стал веком становления не только европейской, но и мировой культуры, как следствие развития экономики и культурных контактов. Различные направления культуры своеобразно отразили указанные выше изменения.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве начала ХХ века традиции реализма продолжают поддерживать художники тех стран, где особенно важными оставались вопросы истории и национального самосознания. Главным в тематике реализма становятся бытовые сценки и национальный уклад жизни народа. Появились различные направления реализма в искусстве, в начале столетия формируются: «социальный реализм» Уолтер Керн, «живописный реализм» Остин  Джон, Андерс  Цорн.

Художники в начале ХХ века сохраняли интерес к тем явлениям прошлого, которые связаны с оригинальными находками в технике живописи (импрессионизм, пуантилизм). В художественной жизни Европы сформировалось салонное искусство, ориентированное на потребительские вкусы публики, носящее коммерческий характер.

Была разработана художественная программа национального романтизма, основанная на синтезе искусств, использовании народных ремёсел и промыслов, национальной идеи. Подобные взгляды воплотил в оформлении университета в Осло художник Эдвард Мунк. Неоклассицизм, популярный в начале века, вновь возродил интерес к античности. Таким предстаёт панно, созданное Антуаном Бурделем для Театра Елисейских полей в Париже.

В 10-20-ые гг. ХХ века в Германии, Франции и Италии зарождаются необычные направления модернизма. Исторически первым, открыто противопоставившим себя реализму в 1905 г. стал фовизм (от фр. «дикий»), несомненным лидером этого движения был Анри  Матисс 1869 – 1954. Художники – фовисты не выпускали манифестов, презирали классическое искусство и гордились тем, что их «нога не ступала в Лувр» Морис  Вламинк. Их объединяло скептическое отношение ко всем формам социальной жизни. Они стремились показать в картинах минутный эффект восприятия, цветовые контрасты. Особое отношение к цвету оказало существенное влияние на решение декоративных задач всего искусства.

В эти же годы в Германии формируется экспрессионизм (от лат. «выражение»). В июне 1905 года студенты Высшего технического училища в Дрездене объединились в группу «Мост», ставшую первой школой экспрессионизма. Вторым центром экспрессионизма стал Мюнхен, где Василий Кандинский и Франц Марк создали альманах, организовали выставку и объединение «Синий всадник». Они проповедовали уход от цивилизации в мир животных («Красные кони», 1911г.). Их творчество, полно ужаса перед действительностью и будущим; ощущений безнадёжности и беззащитности. После Первой мировой войны это направление распалось, одни его сторонники обратились к абстрактной живописи, другие сблизились с реализмом. Немецкий художник Отто Дикс весь ужас войны выразил в пятидесяти офортах серии «Война» и картине «Окоп» 1933 г., уничтоженной фашистами. Наиболее верным сторонником экспрессионизма остался Альфред Кубин,, создавший иллюстрации к произведениям Достоевского, Гофмана, в своеобразной мистической манере.

В 1907 г. в Париже состоялась выставка Поля Сезанна, открывшая путь идеям кубизма, а первой программной работой кубизма стала картина главного его теоретика Пабло Пикассо «Авиньонские девушки» (1907 – 1908 гг.). Сторонники кубизма в 1907 году создают объединение «Бато – Лавуар». Цветовая палитра кубизма была ограничена серыми и коричневыми, черными и белыми тонами. Пабло Пикассо (1881 – 1973) и Жорж Брак (1882 – 1963), их многочисленные последователи выступили против «старой эстетики», искажая поверхности геометрическими гранями, напоминающими форму куба. Кубисты изображали предметы, одновременно рисуя различные плоскости, соединяя их необычным образом, друг с другом.

В «Манифесте 1909г.» были представлены принципы направления в искусстве, названного футуризмом (от лат. «будущее»). Футуризм первым выступил откровенно враждебно по отношению к реализму, воспевал культ агрессии, урбанизации и машинной индустрии. «Искусство и война – великие проявления чувств, похоть – их цветок. Надо сделать из похоти произведение искусств», – так писали футуристы в своих работах. Их идеологом выступил итальянский писатель Филипо Томазо Маринетти. Подобные взгляды были реализованы в живописи и скульптуре Умберто Боччони, Джино Северини.

Еще одно направление модернизма, сложившееся в 10-е гг. ХХ в. – это абстракционизм или «беспредметное искусство». Один из его создателей, нидерландский живописец Пит Мондриан (1872 – 1944) считал, что «чистая пластика создает чистую реальность». Группа его последователей в Голландии объединилась вокруг журнала «Стиль», провозгласив создание универсального образа мира посредствам прямоугольников разного цвета на основе «денатурализации красок». Программные установки абстракционизма находят свое развитие в работе Василия Кандинского «О духовном в искусстве», а также в системе «супрематизм», созданной Казимиром Малевичем (1878 – 1955). Его знаменитая картина «Черный квадрат» стала символом парадоксальности и непонимания модернистских претензий в искусстве.

Второй период развития культуры (1917 – 1945 гг.) оказался связанным с революционными восстаниями, экономическими кризисами. Возникновением фашизма. Одним из существенных социальных явлений ХХ века, разделившим Европу и оказавшим влияние на искусство стала Октябрьская революция 1917 г. в России и последовавшие за ней события. Формируется советское искусство с его вечным вопросом о переоценке культурного наследия и отношении к искусству Западной Европы. Осмысление этих процессов способствовало обращению в культуре к интернациональным демократическим идеям. Таким было творчество Анри Барбюса и французской группы художников «Кларте». В Италии результатом творческих поисков стало обращение к неоклассике Феличе Казорати С другой стороны, появляются художественные объединения, такие как итальянское «Новеченто» (1921 г.), которые пользовались поддержкой фашистского государства, стремившегося создать единое «арте ди режиме».

Революционное искусство развивается как коллективное творчество в объединениях и группах, а самым значимым его достижением стала политическая графика (французская школа плаката). Плакатная живопись была основана на новой технике фотомонтажа, наглядности, особом стиле «Кассандра» (плакат «Звезда Севера», 1927 г.)

Необходимо вспомнить и то обстоятельство. Что достижения и оригинальные находки в культуре Западной Европы были сделаны эмигрировавшими из России, и Беларуси деятелями культуры Василием Кандинским, Марком Шагалом, Александр Бенуа и другими.

В 20-30 гг. формируется новое направление модернизма – сюрреализм (от фр. «сверхреальное»), вначале он был связан с литературой, а затем распространился на другие виды искусства. Особое влияние на взгляды художников оказали философские теории Анри Бергсона и Зигмунда Фрейда, которые пропагандировали сюрреалистические журналы такие как «Сюрреалистическая революция» за 1924 г. и «Первый манифест сюрреализма», написанный Андре Бретоном (1896 – 1966). Многие негативные явления жизни и особое проявление психики, культ смерти и агрессивные влечения стали темами произведений живописи Хуан Миро, Макс Эрнст и многих других. Наибольшую известность приобрело творчество испанского художника Сальвадора Дали 1904 – 1989, который приехал в Париж из Испании и стал лидером сюрреалистов. Своеобразно воспринимая события Гражданской войны в Испании, он пишет в 1936 – 1937 гг. картины «Предчувствие Гражданской войны», «Осеннее каннибальство». В годы Второй мировой войны сюрреализм выходит за европейские границы и его главным центром становится США, куда эмигрируют многие художники. Идеи сюрреализма нашли отражение в дизайне, декоративно-оформительском и прикладном искусстве и в других сферах художественной культуры.

Новый период искусства начинается в 1945 г., с победы над фашизмом во Второй Мировой войне. В это время возрастает значение научных открытий и технологий, происходит распад колониальной системы, образуются социалистические страны Восточной Европы. Искусство переживает множество кризисов, связанных с появлением таких его видов, которые ставят вопрос о сути самого искусства, его границах и новых функциях. Возникают вопросы о месте европейского искусства в мировой художественной культуре, о засилии  в нем массовой культуры США. В 6070-ые гг. в европейской культуре формируется постмодернизм, говоря о котором, западные теоретики отметили, что «появились контуры нового движения в искусстве, по сравнению с которым все эстетические революции, имевшие место в прошлом, выглядят игрушечными».

Представители этих направлений создателями подобного искусства называют Марселя Дюшана и Ива Клайна. Его сторонники создают оптическое искусство (оп-арт), лидером которого был художник Виктор Вазарели. Оп-арт творит свой особый мир, отказываясь от традиционных красок и холстов, манипулируя линзами, зеркалами и оптическими приборами. Так «Кинетическое искусство» создается различными гудящими вращающимися механизмами и машинами, имитирующими подобие реальности

Во второй половине ХХ в. складываются основы «минимального искусства», геореализма, концептуализма, гиперреализма, «искусства антиформы», «деструктизма», «психоделического искусства», происходит отказ от классических средств изобразительного искусства и поиск новых форм. «Искусство пространственных объектов» было рассчитано на осязательный эффект на основе имитации воссоздания реальных объектов. «Земляное искусство» стремится изменить мир, создавая траншеи и ямы, используя различную строительную технику. «Фотореализм» становится живописью визуальной документальности. Происходит отказ от самостоятельной эстетической ценности живописи, сферой деятельности многих художников становится прикладное искусство, связанное с рекламой, оформлением выставок, витрин.

Альтернативой модернизму ХХ века всегда становятся реализм, который представлен революционной графикой Кете Кольвиц, Теофиль Стейплена, Франс Мазореля. Именно это они в технике гравюры составили летопись современного мира имеется в виду серия «Красный путь человека», «Мой человек», «Город». Наибольшую известность получает творчество Кете Кольвиц – немецкой художницы и скульптора, которая серию «Крестьянская война». После Второй Мировой войны складывается «ангажированное» или политизированное искусство, главной темой которого становится идея «Война не должна повториться», над этой тематикой работали Борис Таслицкий, Ренато Гуттузо, Джакомо Манцу.

В это время обострилась конфронтация между двумя идейно-художественными течениями: реализмом и абстракционизмом. Многие демократические идеи нашли своё программное выражение в изобразительном искусстве реализма, героем которого стал народ, ведущий борьбу за свои права и место в жизни. Мастерами таких направлений были Жорж Минне, Эрнст Барлах. Это нашло своё воплощение в плакате, книжной графике, носивших демократический  характер. Абстрактная живопись в послевоенный период представлена многочисленными направлениями: технизированное, метафизическое, экспрессивное. Их последователи работают во многих странах Европы: во Франции – Пьер Сулаж, а Италии – Маурицио Реджани, в Швейцарии – Макс Билль.

Архитектура. Истоки архитектуры ХХ века связаны с идеями и практикой стиля модерн, сформировавшегося в ХІХ веке, который определил специфику и задачи новых направлений зодчества. Сложная ситуация в обществе начала века изменила взгляды на сущность и функции архитектуры. Сторонники модерна применяли свободную планировку, проекты необычных зданий, новые технические средства, создавали крупные гражданские проекты всемирных выставок, городских кварталов. Приверженцы модерна вели борьбу с нормативностью. Эталонностью в архитектуре и выступали за ее обновление. Одним из первых. Кто увидел новые возможности. Стали архитекторы Чарльз Рени Макинтош, Антонио Гауди. Еще в 1892 г. художники в городе Мюнхен объединились в организацию «Югенстиль» и представили новое понимание целей и задач архитектуры, занялись экспериментальными поисками. От решения эстетических задач эпохи средствами собственно архитектуры исследователи перешли к использованию данных науки и техники.

Изменения в архитектуре ХХ века стали возможны благодаря применению железобетона, стекла, особой технологии обработки металлов. Эти материалы применяли для создания различных инженерных сооружений. В 1910 г. Робер Майяр в городе Цюрих строит склад с применением необычных конструкций. Архитектор Эжен Фрейссине в аэропорту Орли (Франция) впервые возводит сборные железобетонные параболические ангары. Подобные опыты приобретают интернациональный характер, способствуют объединению усилий европейских архитекторов. В 1928 г. ими была подписана специальная Европейская декларация, созданы теоретические работы, пропагандирующие достижения «новой» архитектуры.

Происходит борьба сторонников техницизма и антитехницизма, поскольку даже те, кто принимал необходимость обновления в архитектуре, расходились в понимании средств и методов этих изменений. Множество непохожих друг на друга направлений в архитектуре ХХ века получили название модернизм. Перед специалистами стала задача решения вопросов, которых не знала архитектура предшествующих эпох: стихийный рост городов, увеличение численности населения, низкие темпы строительства, переуплотнение застройки, уничтожение зеленых массивов, экологические проблемы.

Спорной оставалась возможность использования архитектурного наследия, художественных стилей предшествующих эпох и их соответствие новым идеям. Поэтому в первую очередь споры велись относительно понимания традиционной архитектуры. Уже в начале века произошло разделение на два основных направления: модернизм и традиционную архитектуру. Они были крайне разнородными течениями, поэтому эти названия достаточно условны. Большинство зданий гражданского назначения строились в стилях неореализма, необарокко, неоромантизма.

Стиль неоклассицизм особенно развивался во Франции, Италии и Англии, где сохранялись классические традиции в искусстве. Совет лондонского графства, Ратуша в Осло и многие другие сооружения стали уже историей неоклассицизма. Национальный романтизм получил развитие в северных странах Европы. Его особенностью было использование мотивов народного искусства Национальная библиотека в Рейкьявике, вокзал в Хельсинки, архитектора Ээро Сааринена. В странах фашизма указанные течения использовались для пропаганды силы, превосходства, «величия нации». Это была одна из причин, по которой модернизм не был признан государственным стилем в Европе, а получил свое воплощение в частном строительстве, соединив идеи органической архитектуры: комфорт, функциональность, рациональность.

В пестром многообразии подобных взглядов, целей, идей модернизма особое значение приобретают те, которые получили популярность в различных странах Европы. Таким было рационалистическое течение в архитектуре, представленное двумя направлениями: конструктивизмом и функционализмом. Их представители отдавали предпочтение ее технической стороне, решению утилитарных задач. Функционализм сформировался в Германии, а его главой и идеологом стал Вальтер Гропиус 1883 – 1969, немецкий архитектор и дизайнер. Он основал теоретический центр и практическую базу новой архитектуры учебное заведение – Баухауз в Германии, представляющий высшую школу строительства и художественного конструирования. В 1933 г. он был закрыт по распоряжению фашистских властей. Наиболее известным представителем этого направления был Ле Корбюзье 1887 – 1967. Он пытался соединить  принципы проектирования с искусством, придавая большое значение решению социальных проблем.  Идеи рационализма поддерживали Мис Ван дер Роэ и немецкий архитектор Бруно Таут. В практику вошла  эстетическая теория, созданная Мис Ван Дер Роэ, главным девизом которой становится высказывание: «Красота – это функция сооружения, она способна преобразовать через архитектуру общество». Бруно Таут в книге «Распад городов» предложил заменить строительство крупных городов созданием посёлков на 500-600 жителей.

Влияние функционализма проявилось в создании новых типов построек, плоских покрытий крыш, квартир со встроенным оборудованием. Во многих странах были возведены многоэтажные здания и оригинальные коттеджи в элитных районах. Теоретиками «современного движения» в архитектуре – Генри Ричардсон и Паоло Портогези – разработаны основные идеи архитектуры, воплощённые в жизнь после окончания Первой мировой войны. Особое внимание архитекторами уделялось разработке основных типов учебных заведений: блочный, павильонный, городок.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт, выступив против функционализма, предложил проект «органической архитектуры», каждая постройка которой становилась неповторимой, уникальной, сливаясь с природой. Улучшение условий проживания людей, оздоровление городской среды, урбанизация и рост городов становятся главными проблемами градостроительства. Это способствовало формированию «социальной архитектуры», представители которой проводили реконструкцию районов в европейских городах, например бульвар Стивенса в Париже, 1926 г. С 1944 г. начали создавать города-спутники. Проект восьми таких городов в радиусе 30 – 50 км от Лондона принадлежал архитектору Патрик Аберкромби.

Антонио Сант-Элиа 1888 – 1916 и Ф. Маринетти 1876-1944 создают Манифест архитектуры футуризма, в котором отмечено, что дома будущего должны представлять собой гигантские машины, где отлажены механизмы, обеспечивающие потребности жильцов. Программной для многих архитекторов стала статья Адольф Лооса «Орнамент и преступление». Исследователи создавали архитектурные утопии, утверждавшие, что зодчество способно оказывать влияние на нравственность общества.

Проекты застройки городов становились часто «бумажными фантазиями», отражавшими творческую индивидуальность архитекторов. Заглядывая в будущее, архитекторы стремились создать проекты различных городов, а их многочисленные варианты представлены в двух основных теориях: урбанизм и дезурбанизм. Идеи первой воплотились в творчестве Шарль-Эдуар Ле Корбюзье, предложившего строительство небоскрёбов сочетать с зелёными насаждениями и сложной сетью магистралей. Дезурбанизм представлен теорией Эбинизера Хоуарда, согласно которой основными городами должны стать «города-сады» со своеобразной планировкой улиц, невысокими зданиями, общественными парками и скверами. Его идеи, изложенные в книге «Завтра» были реализованы в ряде городов Англии. Сторонники дезурбанизма предложили разобщить пешеходные и транспортные потоки, что стало важнейшим принципом градостроительства. Главной целью становится создание архитектурных форм, на основе их рационального назначения. Новая система выразительных средств приобретает международный характер. В подобной архитектуре соединились технические, функциональные и художественные аспекты.

Многие планы и проекты оказалось возможным осуществлять после Второй мировой войны. Были предложены варианты расселения по районам всех социальных единиц общества, так называемые «соседства», например план района Лондона 1955 – 60 гг. арх. Луи Мартин. Однако, жизнь показала несостоятельность подобных идей. Архитекторы начинают вновь возвращаться к идее, что архитектура способна соединить человека с природой Алвар Аалто, финский архитектор.

В 1950 – 60-ые гг. «новая архитектура» представлена множеством самых необычных стилей. Новизна осуществлялась за счёт утраты собственно архитектурных форм, что привело к иррационализму и технизму. Здания, построенные таким образом, представляли фантастическое зрелище, а внешний их облик мало сочетался с функциональным значением. Популярностью пользовалась «символическая архитектура», центром которой были США. Она участвовала в создании стиля «большого бизнеса». Ещё одним экспериментальным направлением становится «необрутализм», который отказался от эстетического начала в архитектуре и использовал искажённые грубые формы Питера Смитсона.

От уникальных построек архитекторы переходят к решению задач практического домостроения, что привело к строительству стандартных безликих жилых массивов во многих европейских городах и поставило вопрос о необходимости архитектурного творчества. Многих архитекторов уже не устраивали теории модернизма, поэтому после Второй Мировой войны новая волна авангарда начинает борьбу с устаревшими идеями архитектуры модернизма. В центре этой борьбы находились идеи историзма в архитектуре и возможности возрождения стилей прошлых эпох. Подобные эксперименты проводили Франко Альбини, использовавший для строительства универмага стиль римской архитектуры, а также Филип Джонсон и Паоло Портогези.

Постепенно сформировался новый стиль, названный «постмодернизм». Его первыми идеологами стали Чарльз Дженкс и Роберт Вентури. Постмодернизм призывал демократизировать язык архитектуры, использовать суперграфику в оформлении зданий, отказаться от утопических проектов, учитывать вкусы будущих потребителей, привлекая их к участию в разработке проектов. Он использовал шокирующие формы, иронию, стремился применять реконструкцию построек для их нового функционального назначения. Специфика постмодернизма проявилась в строительстве «зданий-призраков» с зеркальными стенами Ганс Холляйн в Англии, Рикардо Бофилл во Франции. Многие здания создавались на основе особой символики и метафоры, приобретая неповторимый индивидуальный облик лепестков, парусников.

В 70-ые гг. архитекторы начинают широко использовать при оформлении зданий цветовые символы Эмиль Айо, Андре Вожанский. При создании подобных построек обязательной становится работа консультанта-колориста, цветовые исследования природной среды, составление цветовых таблиц. В этот период возникает стиль «хай-тех» (от английского high technology), использовавший технику как особый символ и декорацию в оформлении промышленных зданий. Многие архитекторы стали приверженцами стиля «метоболизм», соединившего национальные и технические символы.

Последние десятилетия ХХ века известны проектами фантастической архитектуры, разработанные «Венским авангардом». Конструктивные принципы архитектуры были заимствованы в природе и изучены специальной наукой – бионикой. Все известные направления модернизма и постмодернизма соединились в особом видении мира и осознании необходимости решения социальных задач средствами архитектуры.

Киноискусство. Кино, как известно, является самым сложным и синтетическим искусством. Через изображение, слово и звук оно охватывает практически все его виды. Несомненно, что возникновение кинематографа было подготовлено созданием в ХIХ веке множества своеобразных оптических приборов – фотоаппарата, фоторужья и других, что привело к появлению синематографа братьев Люмьер. Исследователи делят историю киноискусства на ряд периодов, отражающих качественные изменения в кинематографе. Его история начинается с демонстрации первого публичного киносеанса 28 декабря 1895 года в Париже. Фильмы братьев Люмьер были продолжительностью 24 минуты.

Постепенно кино в целях усиления своей популярности начинает осваивать богатый опыт  циркового и театрального искусства, чем прославился француз Жорж Мельес (18611938). Он использовал в своих постановках-кинофеериях приёмы комбинированной и трюковой съёмки, необходимые ему для изображения «волшебных превращений». Самым знаменитым его фильмом стала  кинолента «Путешествие на Луну» (1902 г.). Во Франции на базе фабрик фоторабот были организованы кинофирмы «Пате» и «Гомон».

Период с 1900 по 1908 года вошёл в историю как «ярмарочное» кино, поскольку на выставках и ярмарках организовывались временные павильоны для развлечения публики на киносеансах. Впоследствии были построены специальные кинотеатры, владельцы которых стремились реализовать спрос зрителей на просмотр немых фильмов.  Таким был фильм «Убийство герцога Гизе», выпущенный в 1908 г. В 1913 – 14 гг. режиссер Луи Фейад снимает пять фильмов о Фантомасе, открывая эру многосерийного синематографа. Экранизация популярной литературы позволила итальянским режиссёрам Джовани Пастроне и Энрико Гуаццони выпустить в 20-ые гг. фильмы на античные и библейские темы «Падение Трои», «Камо грядеши».

До 1914 г. мировой кинорынок был равномерно распределён между главными европейскими странами, которые в период Первой Мировой войны резко сократили кинопроизводство. Центр кинематографии переместился в США, куда иммигрировали деятели киноискусства, а многие кинофирмы европейских стран были разорены и перекуплены американцами. Только в Швеции оказалось возможным сохранить национальные традиции кинематографа и создать на основе литературных произведений Сельма Лагерлеф фильмов, которые прославили режиссёров Виктр Шострома и Бен Стиллера. После войны  были созданы специальные киножурналы, в которых обсуждались проблемы искусства и его влияния на общество, печаталась реклама и фотографии кинозвёзд.

В 1920 – 30 гг. в Германии особенно ярким явлением в кинематографе становится экспрессионизм с его обращением к фантастическому сверхъестественному миру. Экраны населили вампиры, призраки, убийцы. Самым ярким примером является фильм Роберт Вине «Кабинет доктора Калигари», выпущенный в 1919 г. Его успех способствовал созданию множества подобных версий: «Носферату» Фридрих Вильгельм Мурнау, «Голем» Пирс Вегнер.  

В этот период во Франции возникло движение за обновление киноискусства, за придание ему самобытных национальных черт. Его сторонники стремились к созданию реалистических фильмов таких, которые снимали режиссёры Рене Клер, Жак Фейдер, Жан Ренуар. Эстетику авангарда в кино во многом определили сценарии и теоретические разработки Луи Деллюка, создавшего стиль «фотогения». Для него характерны двойная композиция, ассоциативный монтаж, методы ускоренной и замедленной съёмок. Последним произведением немого кино, исчерпавшего арсенал его выразительных средств, является фильм датского режиссёра Карла Теодора Дреера «Страсти Жанны Д’Арк» (1927 г).

Новую эру в истории мировой кинематографии открыло звуковое кино. Первый подобный эксперимент – фильм 1927 г. «Певец из джаза», выпущенный в Голливуде, а первый европейский звуковой фильм «Под крышами Парижа» Рене Клер был снят во Франции. Звук  предъявил новые требования к работе режиссёров, операторов, художников, музыкантов. Он позволил расширить выразительные средства искусства, усилить возможности кинематографа в воспитательных и идеологических целях. Главным выразительным средством кинофильмов становится диалог, однако многие теоретики киноискусства пришли к выводу о необходимости более серьёзного применения звука  в кино: Георг Пабст «Трёхгрошовая опера», Марсель Карне «Набережная туманов» и другие. Многим фильмам «поэтического реализма» была свойственна тема фатализма и трагической судьбы человека.

В период оккупации фашистскими войсками Франции была организована кинофирма «Континенталь», который руководили немцы. Однако, французские режиссёры демократических взглядов стремились использовать любые аллегории для борьбы с фашизмом Марсель Паньоль «Дочь землекопа», 1940 г., Луи Клод Дакен «Мы – мальчишки», 1941г. и многие другие.

Английское киноискусство 30-ых гг. отмечено появлением документальных фильмов школы Джона Грирсона с идеей о том, что «документальный фильм является творческой интерпретацией современной действительности». Талантливые документалисты Роберт Флаэрти и Йорис Ивенс сумели взволнованно и поэтически показать жизнь простых людей. Увлечение историей Англии позволило режиссёру Александру Корда снять в 1933 г. фильм «Частная жизнь Генриха XVIII». Он стал первой английской картиной, демонстрировавшейся в США, и вошёл в десятку лучших фильмов мира. Особый интерес в английском кино представляли  музыкальные фильмы, мелодрамы, комедии с известными актёрами Джордж Формби, Урсула Хей. Однако, по сравнению с другими странами английский кинематограф не занимал лидирующих позиций, что потребовало от правительства принятия ряда законов в сфере кино. Подобные мероприятия позволили привлечь к работе американские киностудии и «Метро-Голдвин-Майер» и открыть к 1937 г. 23 национальные киностудии и 75 павильонов. В годы Второй Мировой войны студия «Корона» снимала летопись войны Дженнингс «Начались пожары», «Лондон выдержит это», 1943 г..

Особенностью киноискусства в 1930 – 40-ые гг. Германии и Италии является его постепенное подчинение пропаганде идеологии и диктату власти. Многие фильмы такие как «Концерт для флейт в Сан-Суси», Густава Урчицкого имели явную пропагандистскую направленность, что вызывало негативную оценку у публики и требования их запрета. Немецкая организация «УФА» подчинила себе европейский кинорынок, контролировала его деятельность и вела отбор лиц, работавших в сфере кино. Ряд фильмов снимали по личному распоряжению руководителей фашистской партии: «Юный гитлеровец Квекс», «Кадеты», «ГПУ», «Триумф воли», серия «О великих солдатах прошлого». Особое внимание придавалось коммерческому прокату и развлекательным фильмам, с помощью которых планировалось заполнить рынки Европы. Даже в таких условиях в Германии оставались режиссеры, доступными способами выступавшие за демократию – Фриц Ланг «Медере», Златан Дудов «Куле Вампе».

Многие особенности немецкого кинематографа были присущи и Италии, где в 1934 г. создана организация «генеральная дирекция по делам кинематографии», которой руководил зять Муссолини – граф Чиано. По модели Голливуда итальянцы построили в 1937 г. свой киногород Чинечитта.

Средства на постановку фильмов выдавались только после предоставления документов, подтверждающих благонадёжность членов киногруппы. Большое внимание уделялось истории Италии, шло постоянное сравнение с великим прошлым Рима. Грандиозными масштабами съёмок и участием в нём войск был знаменит фильм Клаудио Галлоне «Сципион Африканский» (1933 г.).

После Второй мировой войны кинематограф становится одним из лидеров в сфере искусств, совершенствуется его техническая база, проводятся эксперименты в области цветного изображения и объёмности звука. Возможность дублирования фильмов означала преодоления языковых барьеров, ограничивающих прокат фильмов. Во многих странах была принята программа «параллельного», т.е. независимого от государства кино, целью, которой стало отражение социальных проблем средствами кинематографа. Крайне обострилась борьба между европейским кинематографом и усиливающимся влиянием на его рынок кино США. Многие режиссеры стремились возродить дух национального  кинематографа, что отразила история московских, каннских и других послевоенных кинофестивалей.

Усилилась политизация в сфере кино Франции, что нашло отражение в фильмах Робера Брессона «Приговорённый к смерти бежал» (1956) и «Мушет» (1967). Молодые французские режиссеры объединились в организацию «Группа тридцати». Особых успехов добились Ален Рене, создавший сказки-поэмы, и Ален Рене – автор документальных фильмов «Герника», «Ночь и туман». Этот режиссер стал лидером движения «новая волна», а снятые его представителями киноленты посвящались анализу молодёжной ситуации и различным кризисам («Прошлым летом в Мариенбаде»). Популярностью пользовалось движение молодых документалистов, названное «киноправдой», где главным стал метод скрытой камеры.

В послевоенной Германии основные фильмы снимались на двух киностудиях «УФА» и «Бавария». Вначале многие фильмы приносили убытки, но в 1962 г. утверждается «Кураториум молодого кино ФРГ», куда вошли 43 молодых кинорежиссёра, а снятые ими фильмы удостоились наград в Каннах и Венеции. Ежегодно снималось более 200 фильмов различных жанров: Вольфганг Штауде «Ярмарка», Бернхард Викки «Мост» и др. В ФРГ организовали новую систему кинопроката, а в 1967 г. власти приняли федеральный закон «О способствовании кинопрокату». Режиссёр Райнер Вернер Фасбиндер стал лидером немецкого модернизма в кино, а с его именем связано создание нового стиля «пост – Голливуд».

В конце 50-ых гг. английские режиссёры Карел Рейц, Линдсей Андерсон объединись в группу «Свободное кино», которая ориентировалась в своей деятельности на социальную борьбу, интерес к простым людям.  В союзе с писателями Джон Джеймс Осборном, Шон Делани, написавшими сценарии к кинофильмам, они открыли страницу английского реалистического кино. Английский кинематограф особое внимание уделял экранизации классических драматических произведений Оскара Уальда. Бернарда Шоу, Чарльза Диккенса. На их основе режиссёры Ассаяс Оливье, Дэвид Лин и другие воссоздали национальный характер, быт и историю Англии прошлых веков.

Итальянский неореализм в кино отразил борьбу реакционной идеологии и прогрессивного движения народа, его интересы и стремления. Это направление оказалось популярным в кинематографе многих стран мира. Первый фильм «неореализма» «Рим – открытый город» режиссёра Роберто Росселиани, вышел сразу после окончания Второй мировой войны. Анализу её уроков посвятили свои фильмы Лукино Висконти – «Гибель богов», «Рим» и Фредерико Феллини – «Амакорд». Значительным явлением в кинематографе Италии становиться политический детектив, представленный работами Франческо Рози «Дело Матеи» и Карло Лидзани «Бандиты в Милане». Они воссоздали картину реальных событий и вызвали в обществе сложную реакцию, поскольку затронули интересы мафии. Примером этому может служить фильм «Дело Матеи» во время съёмок которого, был убит журналист Эцио Мауро, представивший режиссёру материалы своего расследования. В 1975 г. при невыясненных обстоятельствах погиб режиссёр Пьер Пазолини Пазолини, снимавший антифашистские фильмы «Мама Рома», «120 дней Содома». В Италии был создан культ кинозвезд – Софи Лорен, Марчело Мастрояни, Анна Маньяни и др.

Кинематограф Швеции в 50-ые гг. стал известен благодаря творчеству режиссера Ингмара Бергмана («Седьмая печать», «Источник»), а испанское кино представлено в 60-ые гг. фильмами Карлос Сауры («Супружество», «Сестра Анжелика»). Оба этих режиссёра соединили реальность и фантазию, историю и современность в своих кинолентах.

Постмодернистское влияние после войны привело к созданию авангардных концепций кино, с их стремлением к поиску необычных средств художественной выразительности, с концепций анархизма и неверия  в идеалы. Таким стал французский фильм Маргеритс Дюрас «Грузовик», итальянская кинолента Марко Феррери «Мечта Обезьяны». Событием в мире кино стал вышедший в 1974 г. фильм английского режиссёра Питер Коллинсон «Открытие сезона», посвященный теме смерти. В нем рассказано о трёх молодых людях во время своего отпуска.  

Европейские режиссеры создают особый мир мультипликации. Высокая оценка их фильмов позволила, начиная с Каннского фестиваля 1957 г., присуждать особые призы за лучший мультипликационный фильм. В 60-ых гг. была проведена реформа в области мультипликации, изменилась техника съёмки на основе компьютерной графики.  Фильмы Ромен Серве «Хромофобия», Генри Томаса «Баллады для главаря мафии» 1974 г. показали, что мультипликация способна поднимать серьёзные проблемы.

Широкое знакомство с творчеством многих режиссёров оказалось возможным благодаря новым техническим изобретениям, позволившим начать с 1975 г. выпуск видеофильмов для домашнего просмотра. Первую модель видеомагнитофона «Бетамекс» выпустила японская фирма «Сони». В европейских странах в силу ряда причин видеотехника распространялась неравномерно. Этому способствовали традиции, а также высокие таможенные пошлины. Производство подобных кинолент привело к возникновению такого явления как видеопиратство. Известно, что официальный тираж кассет ограничен, причём их продажа разрешена, только через 6 дней после премьеры фильма. Этим и пользуются те, кто выпускают более дешёвые кассеты для черного рынка.

Вслед за киноискусством формируются новые виды творчества на основе телевидения, компьютерной графики и анимации. Однако кино остаётся лидером среди искусств.

Театр. Особая роль в современном миропонимании принадлежит, несомненно, театру. Различные философские течения, которыми увлекалось западное общество, были идейной основой театра модернизма. Так. Теории Освальда Шпенглера, Зигмунда Фрейда, Жана Поля Сартра использовались для создания своеобразных пьес. Которые до сих пор вызывают споры. Ужасы войны, её страшная реальность проявились в немецком театре экспрессионизма, названного «драматургией крика». Идеи сюрреализма также воплотились в театральных постановках, сутью которых становится борьба против логики в искусстве, проникновение в подсознание человека и стремление показать это на сцене. Режиссёры – модернисты Англии, Германии, Франции на протяжении ХХ столетия выдвигали идеи радикального преобразования сценического искусства.

Идея «трагедийного театра», принадлежащая английскому режиссёру – реформатору Гордону Крэгу (1872 – 1966), связанному с общеевропейским движением символизма, обрела форму всеохватывающей концепции театра. Крэг считал, что современный ему реалистический театр «задушен» литературой и литературщиной», а некогда великое искусство ввергнуто в реалистический хаос. Крэг впервые в Англии  выделил декоративное оформление в самостоятельный художественный элемент спектакля, причём в своих новаторских исканиях он ставил декоративную сторону выше актёрской, считая, что она в большей степени несёт идейную нагрузку, чем живой актёр. Крэг полагал, что режиссёр обязан материализовать в сценическом пространстве своё видение не конкретного произведения драматурга, а всего его творчества. Эта идея была подхвачена практически всеми режиссёрами-модернистами ХХ в. «Трагедийный театр»

Резче всего в модернистском искусстве идее Гордона Крэга противопоставлен театральный манифест немецкого драматурга и режиссёра Бертольда Брехта (1898 – 1956) – основателя «эпического театра». В своих пьесах он запечатлел германию времён 30-летней войны – Мамаша Кураж и её дети» 1938, образы испанских республиканцев – Ружья Тересы Каррар, 1937, мужество учёного – «Жизнь Галилея», 1939, судьбы людей, находящихся под властью фашизма – «Страх и отчаяние в Третьей империи»  1938. Однако не только тематика придавала эпический размах его творчеству. Порывая со всякой традицией, Брехт создаёт систему новых взаимоотношений, основанную на весёлой относительности и нравоучительной безнравственности, на циничной свободе общения актёра с образом. Если у Крэга актёр – всего лишь человек, он благоговеет перед героем, то у Брехта актёр – человек с большой буквы, он обращается с героем без церемоний. Цель Брехта – театр, истолковывающий уроки истории.

«Философии жизни» Фридриха Ницше, Анри Бергсона и Освальда Шпенглера обязано рождение идеи «театр жестокости», разработанной режиссёром и теоретиком сценического искусства Антонетом Арто. О современной культуре Арто готовит как о культуре «уставшей», закатанной, утерявшей свежесть впечатлений. Вслед за Ницше Арто мечтает о возрождении «дионисийского» искусства, которое отличалось бы не только синтетической, но и «магической» силой воздействия. Иначе говоря, он хотел бы вернуть театр к той его древней форме, которая была ещё нераздельно связана с ритуалом.

Параллельно с «театром жестокости» развивался и «театр абсурда» – одно из самых противоречивых и ярких явлений театральной культуры ХХ в. С его трактовкой сцены, как конкретного автономного физического пространства, где нет ни действия, ни сюжета, ни персонажей, ни языка. Число книг и статей, посвящённых этому театру, во много раз превзошло число его постановок.

С точки зрения абсурдистов, человек, оторванный от своих метафизических и религиозных корней, обречён. Он превращается в антигероя, лишённого каких бы то ни было норм, в противоборстве с которыми тот мог бы самоутвердиться. «Театр абсурда», созданный французскими драматургами Эженом Ионеско, Артюром Адамовым, Жанам Жене и ирландцем Сэ́мюэлам Беккетам, требует новых актёров и новых режиссёров. Он издевается над связями человека с обществом. Единственно, что берётся в расчёт, – это космический порядок. Абсурдисты твёрдо убеждены в том, что привилегия искусства,  его способность дотянуться до Смысла – реализуется лишь посредством игры, то есть возможностью невозможного. Драматургии «театра абсурда» присущи особые черты: 1) безликое время и место событий; 2) нарушение логики в диалогах (нелепое сочетание слов, предложений); 3) идеи о смерти, бессмысленности существования, самоубийстве; 4) герои часто уродливы, они не имеют имени, индивидуальности, они не способны сопротивляться злу.

Основатели этого направления отмечены рядом наград: в 1969 г. присуждена Нобелевская премия Сэ́мюэл Беккет, а Эжен Ионеско был избран членом Французской АН. Они отмечали, что их театр – это проецирование на сцену внутреннего мира: в своих снах, в своих тревогах, смутных желаниях режиссёр черпает материал для творчества. Это могла увидеть публика в спектаклях «Король умирает» (1962), «Убийца без вознаграждения» (1957). В пьесах Ионеско «Лысая певица», 1950; «Носорог», 1959; «Небесный Пешеход», 1962 – присутствует ощущение кошмара, бессмысленности жизни. Сэ́мюэл Беккет в пьесах «В ожидании Годо», 1952; «Конец игры», 1957 – развивает традиции литературы «потока сознания».

Театральная молодёжь организовала свои театры: «Фриндж» в Англии, «Театр улиц» во Франции и т.п. Они использовали авангардные приёмы, хепенинг, сценические обозрения, манифестации, пересматривали театральный язык, порывали с традициями. Однако реальность их существования привела к тому, что многие театры распадались, переходили в систему коммерческого искусства.

Сохранял театр и свои реалистические традиции, появились новые национальные театры, «интеллектуальная драма». Выдающийся английский драматург конца ХIХ – начала ХХ в Бернард Шоу (1856 – 1950) отмечал, что драма отстаивает право современного театра быть «Храмом человеческого Восхождения». Прожив без малого сто лет, Шоу всегда был в центре общественно – политической жизни. Пьесы Шоу – панорама идей, отражающая развитие мира в эпоху катаклизмов, мировых войн и революций. Шоу – создатель драмы – дискуссии, в центре которой лежит столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем.  Основой творческого метода Шоу является парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости. Наиболее известные его работы это «Тележка с яблоками», 1929г, «Андрокл и лев», 1913г ; «Пигмалион»,1913.

В первой половине 1920-х гг. появилась идея создания «политического театра». Эрвин Пискатор (1893 – 1966) – немецкий режиссёр – организовал такой театр в Берлине (Театр Пискатора, 1927 – 1932). В 1929 г. он написал книгу «Политический театр», в которой изложил особую программу этого театра. Его целями и задачами стал серьёзный анализ политических событий.

Во многих странах появились народные, децентрализованные репертуарные театры. В них видели одну из форм практической, политической деятельности. В 1930-е гг. ведущим становится новое течение, на этот раз неомифологизм. Это – обращение к мифам, уход от конкретной жизни в особый мир аллегорий и символов.

Тема войны в конце 1940-х гг. становится основной в европейской театральной культуре. Появляются пьесы, которые ставят в ведущих театрах: «национальном народном» в Париже, «Пикколо театра» в Милане. Театры абсурда отразили своё видение войны: апокалипсис, отчаяние, обречённость, страх и ужас. В Англии появилась драматургия «рассерженных молодых людей», которая отразила крах надежд целого поколения. «Документальная» драма в ФРГ позволила дать анализ природы фашизма, прошлого Германии.

Можно назвать ещё и такое политическое событие, как молодёжное движение 1960-х гг., которое стало предметом обсуждения в обществе и политизировало театральную культуру Запада. Расширению международного обмена между театрами способствовали международные договоры о мире.

Театр Запада очень многообразен по жанрам, стилям, которые порой сложно классифицировать. Особенно это проявляется в национальных театрах, таких как «интеллектуальная драма» во Франции, неореализм в Италии, «документальная драма» в Германии, социологический театр в Швейцарии. Многие драматурги работают в своеобразных жанрах: Джон Осборн пишет сатирические драмы, Бре́ндан Биэ́н – фольклорные пьесы, Дарио Фо – политические по своему содержанию произведения. В театральный культуре существует разделение на «элитарный» театр и «массовый», однако они своеобразно дополняют друг друга и имеют сходные цели.

В западных театрах в 1980 – 90-е гг. утверждается стиль «ретро», в котором отчётливо проявляется ностальгия о «золотом» веке Европы. Часто драматурги, не жалея уходить в прошлое, проводят серьёзный анализ современности. Это писатели Эдвард Бонд, Дэвид Стори, Грег Гранберг, которые изучают природу человека и социальных явлений. Своё место здесь находит и классика драматургии, где даже пьесы античных авторов, Шекспира очень своеобразно отражают день сегодняшний. И в то же время театр продолжает выполнять свою вечную роль: быть «школой для взрослых». Эти особенности проявились в национальной культуре каждой страны. Проследить развитие национальных театров можно на примере Англии и Германии.

Театры Англии знамениты постановками пьес Уильям Шекспира, для которых создавались стационарные «шекспировские» театры, центральным из них был «Олд Вик», который действовал до 1962 г. и считался самым знаменитым негосударственным театром. Наиболее известным провинциальным театром до второй мировой в Англии называют театр в Стратфорде.

Ко второй группе относятся национальные театры, за создание которых боролись театральные деятели. Национальный театр в Англии был открыт в 1925 г.

Третий тип театров – это народные, непрофессиональные. Популярным среди них был театр Юнити, который имел много стационарных и передвижных филиалов. В довоенный период актёры пользовались популярностью современных кинозвёзд: актёр Гилгуд впервые в истории английского театра сыграл роль Гамлета в 25 лет; Пи Оливье, выступавший на сцене с 15 лет. Мировой известностью пользуются драматурги Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Джон Пристли, создавшие пьесы, до сих пор идущие в театрах: «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион», «Золотая коробка», «Джунгли», «Сокровище».

В начале ХХ в. театр в Германии испытал влияние различных течений модернизма. Множество экспериментов проводилось в области изменений театрального языка, использовались различные типы построения пьес: телеграфный стиль, стиль лозунгов, стиль высокопарной речи, бредовые идеи. Результатом этой работы стали пьесы Георг Кайзера «Газ – 1», «Газ – 2»; Тим Талера «Человек – масса», «Перевоплощение» и др. В довоенный период были созданы театральные тресты, введена система «звёзд». Театральный режиссёр Леопольд Йесснер создал философский театр, руководил Берлинским театром.

 Музыкальная культура. Музыкальная культура Европы испытала влияние многих направлений модернизма. Фовисты в музыке предлагали претворить природу в звуки средствами «оркестровых цветов». Фольклор они рассматривали как грубый варварский материал, способный изменить музыку ХХ века. Он сочетался с использованием динамики, ритма.

Представители футуризма в музыке – Франческо Балилла Прателла, Антонио Руссоло – считали задачей музыки «выражение души толпы, складов, автомобилей и т.п.» Франческо Прателла (Италия) написал в 1911 г. Манифест, в котором предложил использовать в музыке элементы самых невероятных звуков. Была разработана нотная грамота звуков, она ломала слуховые привычки, тональности. Изучая физику звука и цвета, они пытались создать «цветовую музыку». В период с 1928 по 1938 гг. было написано 30 крупных музыкальных произведений.  «Металлический демонизм» Джордж Антейлю исполнялся с применением 16 ролей, пилы, наковальни, пропеллера. Арнольд Шенберга для своей пьесы «Свидание автомобиля и аэроплана» изобрёл специальный инструмент «шумогармонику».

Одним из самых характерных явлений в музыке начала ХХ в. был экспрессионизм, подготовленный творчеством австрийского композитора и дирижёра Густава Малера (опера «Соломея», Электра»), и получивший наиболее полное выражение в творчестве главы т.н. «новой венской школы», основоположника атольной музыки Арнольда Шенберга и его последователей: Эрнста Кшенека, Альбано Берга.

Главным в музыке экспрессионисты считали мистику, патологию, гротеск. Всё это особенно остро ощущалось в оперной и вокальной музыке. Экспрессионизм тяготел к сюжетам, в которых натурализм передачи мрачных сторон жизни сочетался с изощрённым психологизмом, с попытками воплотить в музыке мир подсознательного – монодрама Арнольд Шенберга «Счастливая рука», опера «Воццек» Алекса Берга. Музыка экспрессионистов была лишена напевной мелодии. Естественное пение Шенберг в своих вокальных сочинениях заменил особым приёмом «шпрехштимме» – нотированным говором, стоящим между обычной речью и музыкальным речитативом (цикл «Лунный Пьеро»), а мелодию объявил «первобытным» средством музыкальной выразительности.

Многие произведения экспрессионистов воспринимались как порождение больной психики. Однако именно экспрессионизм качественно изменил музыкальный язык. Отказавшись от исторически сложившейся ладовой системы, Шенберг выдвинул уморительный принцип додекафонии (т.е. равноправия всех 12 ступеней хроматической гаммы без разделения их на устойчивые и неустойчивые звуки), что на практике создавало бесконечный звукоряд, но и приводило к полному распаду естественных закономерностей музыкального языка. Его особенности были теоретически осмыслены немецким философом, музыковедом и композитором Теодором Адорно в книге «Философия новой музыки»: «В наше время,– считал Адорно, – истинной является такая музыка, которая передает чувство растерянности индивидуума в окружающем мире и полностью отгораживается от каких бы то ни было социальных задач».

Менее ярко в музыке проявилось другое модернистское направление – конструктивизм, с его отрицанием ведущего значения мелодии, главной задачей которого становится комбинирование различных музыкальных звуков. Он сказался в интересе композиторов к формальным проблемам композиции, например, к сочетанию нескольких независимых мелодических линий то есть линеаризм, наиболее типичным представителем которого был немецкий композитор Пауль Хиндемит.

Во всех европейских странах авангард использовал сходные теории и музыкальную технику. Он предлагал реформу звуков, заимствовал открытия в области математики, психологии, физики, стремились ошеломить публику необычными музыкальными образами. Появились другие направления:  «серийная техника», «конкретная музыка», «пуантализм».

«Конкретная музыка» создаёт звуковые композиции с помощью записи на магнитную ленту различных природных или искусственных звучаний. Всё это затем смешивается и монтируется. Изобретателем «конкретной музыки» является французский инженер-акустик и композитор Пьер Шеффер. Пуантализм излагает музыкальную мысль не в виде тем или мелодий, а с помощью отрывистых звуков, мотивов. Сюда же могут присоединяться сливающиеся с ним разнотембровые звуки-точки ударных и другие шумовые эффекты. Наиболее известный представитель пуантализма – австрийский композитор и дирижёр Антон Веберн, один из основателей «нововенской школы» в музыке.

Алеаторика провозглашает принцип случайности главным формирующим началом в процессе искусства и творчества. Представители этого направления вносят в музыку элемент случайности разнообразными методами. Так, музыкальная композиция может строиться с помощью жребия. На основе ходов шахматной партии, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей и пр. В результате возникает некая запись, предлагаемая исполнителям. Алеаторика появилась в Западной Германии и во Франции в 1957 г. Среди её сторонников – самые влиятельные представители современного музыкального авангарда: немецкий композитор, пианист и дирижёр Карлхайнц Штокгаузен и французский композитор Пьер Булез.

Разнообразны были приёмы проведения концертов. Даже в этом модернисты стремились к оригинальности. Они использовали комментарии к авторской музыке, упрощение музыкального содержания до чёрного юмора (Кагель «речитатив»). Вводились своеобразные концерты: круглосуточные, пленеры с факельными шествиями, многодневные хэппенинги со звуком, цветом, ароматизацией.

Из поставангардных течений, возникших в 1970-е гг. из авангарда и вошедших в музыкальный обиход, выделяют электронную музыку, созданную с помощью электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. Объектом работы композитора в электронной музыке становится не только звуковая система и композиция, но и сами звуки, которые «сочиняются» путём складывания в музыкальные тона и шумы синусоидных чистых тонов. Первенство изобретения здесь принадлежит немецким композиторам Херберту Эймерту, Карлхайнцу Штокгаузену и Вильгельм Майер-Эпперу. Экспериментировали над электронной музыкой также Рольф Либерман, Паула Модерзон Беккер и др. В Италии и Франции с помощью такой музыки создавались «электронные мессы», «апокалиптические сонаты», вводящие слушателей в религиозно-мистический экстаз.

Помимо авангарда в ХХ в. в музыке развивались различные стили: реализм – Эдвард Бенджамин Бриттен, импрессионизм – Клод Дебюсси Оливье Мессион, классицизм – Бенвенуто Ферруччо Бузони, романтизм – Вернер Хенце. Они взаимодействовали между собой, в результате чего появились их новые разновидности. Но тем не менее лидерство принадлежит популярной музыке. Первой формой которой является шлягер. Его популярность в 1910-20-х гг. была спланирована и организована. С этой целью были созданы специальные танцевально-развлекательные заведения в Австрии, Германии и других странах, которые получили название «рай для буржуа». Затем в подобного типа заведения, только для народа, стали превращать бары и закусочные. Началось производство пластинок, появились музыкальные фильмы.

Особым явлением в музыке стал джаз, который из США распространился по всему миру. В 1920 – 30-е гг. появляется «импровизационный джаз», создавший музыку на темы популярных мелодий. Позднее появился «коммерческий джаз». он вошёл в систему популярной музыки. В его распространении в Европе видели опасность уничтожения национальной музыкальной культуры.

В начале 1960-х гг. возникает особый стиль – рок-музыка, который отразил социальные проблемы современности. Она стала музыкой протеста. Но со временем её ввели в систему коммерческой музыки, в которой использовались различные приёмы: громкость звука, вызывающее поведение, особый имидж и т.д. Всё это способствовало превращению рока из музыки социальных проблем в развлекательное шоу.

Возникновение «новой» поп-музыки относят к середине 1950-х гг. Основу её составили стили: джаз, ритм – энд, блюз, кантри, рок-н-ролл. В ней утвердился английский язык. Она ориентировалась на танцевальную основу. Новая аппаратура, усиливающая громкость музыки, позволила ей завоевать огромные пространства стадионов, парков. Создаются различные эффекты звукозаписи, аранжировка. С 1967 г. ансамбли, в первую очередь «Битлз», свою деятельность переносят в студии, где записывают музыкальные альбомы.

Популярную музыку исследователи называют «триумфом обыденности». Причины её распространения очень разнообразны: 1) усложнение серьёзной музыки, неподготовленность аудитории, слабая реклама и организация концертной деятельности; 2) легкая музыка отличается множеством тем, жанров, фикций. Она связана с различными видами искусства, воскрешает ретро-жанры; 3) она дифференцирована по возрасту, вкусам и т.п.

В 1960-е гг. появилась система циркуляции поп – музыки, которую разрабатывали различные концерны. В неё вошли радио, телевидение, концертные организации, пресса, гастрольные бюро, фестивали, клубы, фанаты, магазины и т.п. Между музыкантами и слушателями сложились особые звенья – это «делающие» музыку люди: организаторы концертов, создатели имиджа музыкантов. Общества поддержки и пр. Благодаря средствам массовой информации поп – музыка становится постоянным фоном жизни людей.

В 1970-е гг. формируется диско-культура. Её основой стала так называемая «подпольная» музыка (андеграунд), поскольку она использовалась первоначально в подвалах, переоборудованных под дискоклубы. Эта музыка собирала своих особых слушателей, так как носила «эзотерический характер», понятный лишь «посвящённым». Затем, с целью её популяризации, в неё была внесена мелодичность, использована реклама, создана теория дискотек, определившая их как «место открытия клапана после серьезной работы». Разрабатывалась также система пропаганды диско-культуры максимальная – громкость, «нон-стоп», светоэффекты, игры, призы и т.п.

В ХХ в. создают свою музыку композиторы, имена которых вошли в мировую культуру. Они представляют свою национальную музыку, традиции народов европейских стран. В Германии – это Рихард Штраус. Он не только пишет разнообразную музыку: симфонические поэмы «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», опера «Электра», «Соломея». Занимался Штраус и концертной деятельностью, писал книги о музыке, руководил оперными театрами. Известны произведения Па́уль Хи́ндемит «Камерная музыка» и др. Музыка Германии после второй мировой войны развивала многие направления и стала центром музыкального авангарда.

Под влиянием немецкой музыки формируется и австрийская культура. Здесь появились особые школы, в частности «Новая Венская». С ней связана деятельность, как указывалось выше, Арнольд Шёнберг. Австрия известна своим театром Венской оперы, оркестрами, фестивалями.

Знаменитыми композиторами Франции стали Клод Дебюси, Жозе́ф Мори́с Раве́ль, Эри́к Сати, Дарию́с Мийо́. Об их творчестве написана обширная литература.

В музыкальной жизни Европы Бельгия представлена такими исполнителями, дирижёрами, как Дезире Дефо, Дарию́с Мийо́, Дюмортье и др.

Италия и ХХ в. сохранила свою славу центра классической музыки. Ее певцов знает весь мир – Энрико Карузо, Ренат Тибальди, Марио дель Монако. Выступать в итальянской «Ла Скала» считается для певцов очень престижным. В XIX в.начали своё творчество композиторы, ставшие в ХХ в. легендарными: Джа́комо Пуччини, Марио Зафред. В то же время в Италии проводились также фестивали Международного общества современной музыки, которое возникло после второй мировой войны. На них звучали произведения музыкального авангарда.

Одной из особенностей испанской музыки исследователи считают её увлечение итальянским искусством. Тем не менее, в ХХ в. самобытность испанской музыки проявилась в творчестве Мануэль Де Фалья, Энрике Грандоса.

Музыка ХХ в. активно развивается благодаря концертной деятельности. С созданием особой техники музыка вышла из концертных залов на площади городов. Достаточно вспомнить концерты ведущих итальянских певцов Плачедо Доминго, Лючиано Паворотти. Эти концерты соединяют лучшие исполнения современной и классической музыки, часто носят благотворительный характер. Можно отметить творческую деятельность Монсерат Кабалье и Фреди Меркури.

Литература. Первая мировая война явилась переломным моментом для деятелей литературы и искусства. Рушились традиционные представления о гуманизме, справедливости и добре, заставляя писателей пересмотреть все прежние критерии и ценности. Многие из них, осознавая невозможность изменить мир, впадали в отчаяние. Не случайно, поэтому не передний план выдвинулись наиболее крайние, авангардистские течения, порождённые хаосом и беспорядочной «неустроенностью» жизни, обнажившей глубочайшие противоречия эпохи.

Авангардизм в литературе этого периода был представлен творчеством француза Анри Жида, ирландца Джеймса Джойса, англичан Дэвида Герберта Лоуренса и Томаса Стернз Элиота, немца Альфреда Деблина, итальянцев Луиджи Пиранделло и Габриэ́ле д’Анну́нцио, а также австрийца Франца Кафки. названного «Отцом новой, т.е. модернистской литературы» ХХ в. используя свои собственные методы, авангардисты стремились отразить в литературе отчаяние, безысходность, беспомощность человека в существующем мире. Таковы, герои романов Франца Кафки «Америка», «Процесс», «Замок», предвосхитившие появление экспрессионизма и экзистенциализма в литературе. Авангардистские направления создавали художественную литературу, по – своему отражавшую новые явления современности оставившую заметный след в приёмах и технике последующего реалистического искусства. Таким направлением был, например, экспрессионизм, провозгласивший единственной реальностью субъективный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. В литературе он проявился в идеях трагизма и пессимизма, анализе духовного мира личности. В разрушении художественных приёмов литературы, поиске новых форм таких как гротеск, гипербола. Типичными экспрессионистами были писатели Георг Кайзер, Вальтер Газенклевер в Германии, Францу Верфелю в Австрии. Как и в других видах искусства. В литературе экспрессионизма наметилось два напрвления: правое и левое.

Ощущениями безысходности, безнадёжности, страхом пронизаны и работы экзистенциалистов. Экзистенциализм в прозе приобрёл совершенство во Франции до и после второй мировой войны в произведениях Жана Поля Сартра и Альбера Камю. Он также дал литературе Андре Мальро и Симо́на де Бовуа́ра, Габриэля Марселя и Жана Ануя, испанца Мигеля де Унамуно, англичанина Уильяма Голдинга и др. Человек должен осознавать, утверждали экзистенциалисты, что он живёт только сегодня и никакого завтра у него нет. Все разговоры о «прекрасном будущем» – это химера, поэтому жить надо в настоящем и настоящем.

Дадаисты в литературе свои идеи воплощали в анархическом бунте, абсолютном отрицании всех проявлений цивилизации. Дадаизм утверждал алогизм как основу творческого процесса – «мысль формируется во рту», провозглашал полную самостоятельность слова, призывал к разрушению искусства как формы отражения действительности. Футуристы объявили  человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра – «слабостями», провозглашая критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу», «мотор – лучший из поэтов». Наибольшего расцвета футуризма достиг в Италии и Франции. Все эти группы модернистской «бури и натиска» дали культуре ряд больших мастеров, таких как Гийом Аполлинер, Поль Элюар, Луи Арагон, Иоганн Иоахим Бехер и др.

В 20-е гг. формируется сюрреалистическая литература, которая применяет методы «разговорной мысли», «монолога подсознания» и др. Появляется и особая литература «потока сознания», получившая признание в Западной Европе. Уильям Джемс Джеймс ещё в 80-е гг. ХIХ в. писал: «Сознание никогда не рисуется самому себе раздробленным на куски… В нём нет ничего, что могло бы связываться, – оно течет. Поэтому метафоры «река» либо «поток» всего лучше рисуют сознание. В современном литературоведении «поток сознания» называют крайнюю форму внутреннего монолога.

Вокруг идеи «потока сознания» объединилась целая школа, составившая литературу этого направления – Валентин Луи Марсель Пруст, Гертруда Стайн, Вита́лий Я́ковлевич Вульф, Джеймс Джойс. С выходом романа Дж. Джойса «Улисс» (1922) «поток сознания» был провозглашён многими модернистами Валери Лабро, Итало Свево, и др. единственно современным методом. 15 томов «В поисках утраченного времени» Пруста отразили поток воспоминаний, ощущения и настроения главного героя. Дж. Джойс пытался показать самые тёмные инстинкты психики, описывал натуралистические подробности происходящих событий в романе «Политики по Финнегану». Творчеству этих писателей продолжают подражать и по сей день.

Реализм ХХ в. опирался на выдающиеся художественные достижения писателей, получивших международное признание Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Джон  Голсуорси, Ромен Ролан, Стефан Цвейг и др. Начиная с 20-х гг. он вступил в полосу нового подъёма в связи с возросшим вниманием художников к проблеме общественной жизни. Некоторым писателям стали близки революционные идеи Анри Барбюс, Джон Рид, Людвиг Ренн, Александр Шарер.

В конце 20-х гг. появляются работы, написанные в стиле критического реализма. В историю литературы их авторы вошли как «потерянное поколение». Они ненавидели войну, презирали болтовню политиканов, действительность представлялась им бессмысленным диким хаосом. Их герой – человек, оставивший на войне все свои иллюзии, превратившийся в скептика, и все же сохранивший живое и деятельное человеколюбие в самых уродливых и бесчеловечных условиях войны. Впервые термин « потерянное поколение» прозвучал в эпиграфе к роману Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце» (1926). Очень скоро он стал применяться к целой группе писателей разных стран, объединенных общим умонастроением и близостью художественного восприятия мира. Представителями литературы «потерянного поколения» стали немец Эрих Мария Ремарк автор «На Западном фронте без перемен», 1929; «Возвращение», 1931; «Три товарища», 1938 и англичанин Ричард Олдингтон автор «Смерть героя», 1929; «Все люди – враги», 1933; «Сущий рай», 1937.

Своё видение мира показывали представители реалистического направления, которые работали во всех европейских странах: в Германии – это Томас Манн, Генрих Манн, Людвиг Фейхтвангер. Бертольд Брехт и др.; во Франции – Роже Мартен дю Гара, Франсуа Мориак Мориак, Ипполит-Жан Жироду, Анри Барбюс, Поль Вайян-Кутюрье, Луи́ Араго́н, Жан Фревиль. Народную героику в искусство принёс один из самых выдающихся писателей ХХ в. Ромен Роллан. Идейными и художественными исканиями отмечены его повесть «Пьер и Люс», роман «Клерамбо», пьеса «Лилюли». В них писатель изображает войну как безумную кровавую бойню. К пафосу революционности Роллан пришёл в произведениях, созданных в конце 20-х и 30-е гг., – в сборниках публицистических статей.

В 1930-е гг. Символом времени становиться объединение писателей Европы против фашизма, создание международных объединений, проведение форумов, конгрессов против войны и фашизма – Амстердам, 1934; Париж, 1935; Испания, 1937. В борьбе с испанским фашизмом погибли многие писатели Федерико Гарсиа Лорка, Родни Фокс, Джон Конфорд и др.

В 40-е гг. эта борьба приобретает новые оттенки и смысл, многие представители литературы эмигрируют или работают в подполье. Особое направление составила литература французского сопротивления Поль Элюар.

После войны в литературе возрождаются идеи периода 20-х гг. писатели Альбер Камю, Жан Поль Сартр создают новый символ времени – героя, не уверенного в себе, одинокого, вечно недовольного окружающим интеллигента.

Во Франции 50-х гг. появилась литературная школа «неоромана или «антиромана», была разработана особая теория, которая исходит из отрицания классической формы Ален Роб-Грийе и Натали Сарот.

В неоавангарде 50 – 60-х гг. возникают произведения, в которых её авторы стремятся деидеолигизировать литературу, создавать систему образов и языка, которая стала несколько не понятна публике, что привела к снижению интереса к ней.

В качестве антипода элитарной культуры выступает массовая культура, к созданию которой привело стремление буржуа видеть в сфере духовной деятельности товар, а также мощное развитие средств массовой информации. Многие творческие организации сегодня тесно связана с банковским и промышленным капиталом, что программирует их выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. И как следствие – широкое распространение таких жанров, как детектив, фантастика, исторический роман и т.п. Исследователи массовой культуры отмечают, что четвёртая часть западной литературы посвящена преступлениям. Анализу этого явления посвятил свои работы литературовед Джулиан Саймонс.

С  изменением общества ХХ в. меняется и главный герой детектива. Он становится агрессивным, циничным. В английской литературе утверждается идея «показа образа жизни общества через образы смерти». Формируются различные направления детективного жанра: классическое Агата Кристи, разоблачительное Жорж Жозеф Кристиан Сименон, реакционное Никола Жак Конте.

В 50-е гг. появились триллеры (с анг. «дрожь», «трепет»), в которых подражали персонажам американских героев – Нику Хаммеру, Джеймсу Бонду. Они породили множество последователей в литературе Запада.

Жанр научной фантастики также имеет свою историю. Если 20 лет назад он считался элитарным. Его книги выпускались небольшими тиражами, то в настоящее время он обрёл массовую аудиторию. Существует даже особая теоретическая литература, которая разрабатывает модели фантастических романов.

Несмотря на разнообразие новых жанров, и стилей литературы, постоянное развитие получил реализм. В 50-70-е гг. появились произведения философско-аналитического направления Норман Льюис, Грэм Грин, Уильям Эш. Ведущими темами в литературе становятся антиколониализм, потребительство, мещанство. Происходит тематическое и идейное сближение реалистических направлений. Но одновременно литература переживает период споров и борьбы, дискуссий по вопросам реализма, его методов, поскольку его сторонники и их произведения часто оказывались в центре политической, идейной борьбы в своих странах. Были созданы романы «Бунтари» Жан-ПьерШаброля, «Семена» Дэвид ГербертЛоренса и др.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1




1. Доклад- Введение в маркетинг
2. Планировочная часть Назначение участка Участок по централизованному ремонту детали класса ldquo;
3. вступила на путь буржуазного развития рост капитализма наблюдался во всех областях экономики
4. нибудь еще Ф е д о н
5. Put his hed to the window; round ge nine while wlking dthrough the countryside he sw tree filled with ngels
6. Сравнительный анализ деятельности КПРФ
7. это парциальный моносубмодальный психический образ отражающий отдельные свойства среды при непосредстве
8. Уютный Дом 1Организационно правовая форма Общество с ограниченной ответственностью Из дисциплины На
9. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Київ 1999.html
10. Культурноисторическое значение православия на Руси
11. Латимерия кистеперая рыб
12. Критерии работоспособности и расчета Основными критериями работоспособности ременных передач являются-
13. 13001303 E03 Замятие бумаги При отсутствии застрявшей бума
14. XV ~асырда ~аза~ жерін мекен еткен тілі салтд~ст~рі орта~ тайпаларды~ этникалы~ саяситарихи бірігуі негі
15. За пределами данного диапазона нормальное протекание жизненных процессов организмов невозможно
16. Обломов и «лишние люди»
17. Аналіз іпотечного кредиту в різних банках м Єкатеринбурга
18.  Личная продажа это инструмент маркетинговых коммуникаций который используется для осуществления прод
19. Клетка как архитектурное чудо
20. 1915 год и Армения