Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
51.Документальный метод интерпретации
В первом определении этнометодологии говорилось, что она направлена на исследование методов, с помощью которых человек конституирует реальность мира повседневности. Таким основным методом выступает документальный метод интерпретации. С помощью этого понятия Гарфинкель обозначает поиск образца, для которого феномен является типичным примером. Документальный метод интерпретации представляет собой «в сущности ретроспективно-перспективное истолкование в зависимости от современных событий». Ретроспективность означает поиск сходного опыта, который уплотнился до схемы ожиданий, а перспективность ожидание действия, которое наступит согласно логике наличных условий. Документальный метод интерпретации представляет собой основополагающий метод, с помощью которого мы конструируем социальную реальность и структурируем свои действия.
Для правильного понимания сути документального метода интерпретации необходимо помнить, что он является нашим повседневным методом социального конструирования реальности и в то же время методом, с помощью которого социология реконструирует действия людей в мире повседневности. На этом основании Гарфинкель проводит лишь количественное различие между повседневными действиями людей и социологами, которые изучают эти действия. Обе «стороны» применяют один и тот же метод упорядочения социальной реальности, ссылаясь на здравый смысл.
52.Понятие «индексности».
ИНДЕКСНОСТЬ Этнометодологи утверждают, что все действия и высказывания индивидов являются индексными, то есть их значение зависит от контекста, в котором они возникают. Это означает, что деятели обычно наделяют смыслом действия и высказывания других, обращаясь к соответствующему контексту. Такое осмысление требует определенной (пусть даже неосознаваемой) работы, ибо каждый контекст является уникальным.
53.Суть экспериментов Гарфинкеля.
Как считает Гарфинкель, по действиям в локальных контекстах можно проникнуть в суть фоновых ожиданий и тем самым действительно понять неосознаваемые стабильные культурные образцы взаимодействия людей.
Вместе с тем пользоваться подобными экспериментами нужно весьма осторожно, ибо разрушение повседневных моделей взаимодействия может вызывать психологические стрессы.
Социолог утверждает, что данный и ему подобные эксперименты проливают свет на то, как люди в повседневной жизни изнутри с помощью своей практической рациональности постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир. Он также доказывают, что социальный порядок весьма локален, хрупок, подвижен и не может быть однозначно выражен через какие- либо жесткие закономерности.
54. Творчество И.Гоффмана: подход к анализу социального взаимодействия, развитие теории социальных ролей, понятие «стигма»
В центре внимания Гофмана тезис, что сокрытие своей подлинной сущности подчинено социальному порядку. Иными словами, то, как человек скрывает свое подлинное лицо и демонстрирует лица неподлинные, является социальным фактом и обнаруживает смысл социального взаимодействия. И та, и другая личины - реальность. Язык служит в равной степени как обнаружению, так и сокрытию мыслей,, Театральность социального взаимодействия трактуется Гофманом как необходимое условие способности индивида разделять «Я» на множества частичных «Я» - совокупность персонализированных исполнений.
Стигма это всегда негативный атрибут, во-вторых, этот атрибут может быть видимым, доступным прямому и непосредственному наблюдению, а может быть скрытым.
Можно назвать три существенно различающихся типа стигмы. Во-первых, есть телесное уродство разного рода физические отклонения. Во-вторых, есть недостатки индивидуального характера такие, как слабая воля, неконтролируемые или неестественные страсти, подлые или косные убеждения, бесчестность. В-третьих, есть родовая стигма расы, национальности и религии, которая может передаваться по наследству и охватывать всех членов семьи.Однако во всех этих различных примерах стигмы, можно обнаружить одни и те же социологические черты: индивид, который мог бы легко участвовать в обычном социальном взаимодействии, обладает некой особенностью, которая навязчиво привлекает к себе внимание и отвращает от него собеседников, тем самым перекрывая путь и другим качествам этого индивида. У него есть стигма, нежелательное отличие от того, чего мы ожидали
55. Характеристика интеллектуального творчества Э.Фромма
Научно-философское направление, связанное с работами Эриха Фромма и некоторых других психоаналитиков, работавших в 30-70-е годы, называют "неофрейдизмом" или "культурным фрейдизмом". От психологии они двигались в сторону культурологии и этнологии. Эрих Фромм, в отличие от психоаналитиков-ревизионистов первой волны - В. Райха, К.Г. Юнга, А. Адлера - не вступал во имя ортодоксии в пререкания с Фрейдом и не имел в виду строить свою собственную версию психоанализа.
Фромм начал свою научную деятельность в тот период, когда научное сообщество опиралось - даже в социо-гуманитарных науках - на парадигмы опытного естествознания. Писать в 20-30 годы о "душе человека", "искусстве любви", "бегстве от свободы" - мог только философ, не претендующий на строгую научность. В творчестве Фромма психоанализ представлен - наряду с марксизмом, экзистенциализмом, философской антропологией - как компонент общей науки о человеке, можно даже сказать, философской публицистики.
Почти десять лет (1930-1939) Фромм связан с Франкфуртским институтом социальных исследований, который возглавлял Макс Хоркхаймер. В духе Франкфуртской школы Фромм разрабатывает "критическую социологию" вместе с Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймером,. Суть антропологии Фромма состоит в том, что спонтанность и разумность как бы пересиливают инстинктивно-биологические черты человека и "пересотворяют" его в качестве вида. Отталкиваясь от натурализма и позитивизма, Фромм ищет опору в этике и религии, в которых он, однако всегда оставался антропоцентристом.
Публицистический пафос работ Фромма отражает мироощущение радикально-гуманистической молодежи и интеллигенции Запада 60-х годов. Он связан с критикой отчуждения - машинизации общества, потребительской и рыночной психологии. Однако в его творчестве мы находим и "вечные проблемы", идеи, относящиеся к положению человека в мире, смыслу истории, борьбе за свободу, справедливость, творческую самореализацию человека. Их психоаналитическое освещение составляет несомненную заслугу Фромма.
57.Влияние Фрейда и Маркса на творчество Фромма.
Выдающимся последователем Фрейда, помимо Юнга, был Эрих Фромм (19001980). Его учение это синтез фрейдистских, марксистских и экзистенциалистских идей. Свои взгляды Фромм характеризовал как «радикальный гуманизм», «диалектический гуманизм», «гуманистический психоанализ». Особая роль Фрейда и Маркса в формировании воззрений Фромма позволяет называть его учение фрейдомарксизмом.
Уже будучи доктором философии, Фромм в 30-х годах прошел курс обучения в Психоаналитическом институте в Берлине. Но, как впоследствии вспоминал сам Фромм, уважение к основателю психоанализа не помешало ему пересмотреть ряд фундаментальных положений в учении Фрейда и, в частности, его трактовку бессознательного. У Фрейда речь шла об индивидуальном бессознательном, у Юнга о коллективном бессознательном. В отличие от них, Фромм исходит в своем учении из социального бессознательного, которое не является уровнем или нишей человеческой психики. По мнению Фромма, бессознательное это состояние психики. Это идеи, настроения и переживания людей, которых общество лишило ясной осознанности посредством ряда «фильтров»: языка, логики, социальных табу. Так, к примеру, в годы III Рейха добропорядочные немцы искренне «не замечали» существования концлагерей.
Следующим нововведением Фромма стал «социальный характер», который он отличал от индивидуального характера человека. С помощью идеи «социального бессознательного» и «социального характера» Фромм пытался уточнить и углубить марксистское учение об экономическом базисе общества и его политико-идеологической надстройке. Впоследствии появляется работа с характерным названием «Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом».
В ней Фромм отмечает, что Маркс нигде и никогда не показывал, как базис переходит в надстройку. Он пишет: «Я считаю, что этот пробел в марксистской теории можно восполнить средствами психоанализа и что существует возможность познать механизмы, с помощью которых осуществляется связь между экономической базисной структурой и надстройкой».
58.Корневая связь Фромма с Франкфуртской интеллектуальной традицией.
Идеи Эриха Фромма, одного из основателей неофрейдизма, также значительно повлияли на проблематику Франкфуртской школы. Эрих Фромм, ставший членом новообразованного института, превратил фрейдизм из простого интеллектуального увлечения в одну из важнейших компонент философии Франкфуртской школы. Его сочинения 30-х годов вызывали постоянные споры среди франкфуртцев. Более того, основная цель Фромма в тот период, синтез фрейдизма и марксизма, постепенно превращается в одну из основных задач Франкфуртской школы. Вера Фромма в возможность объединения фрейдистского анализа индивидуальной психологии с марксистским пониманием общественных процессов становится общей верой всей школы. Еще одним вкладом Фромма в философию Франкфуртской школы была его оригинальная концепция «социальных характеров», впервые сформулированная в книге «Бегство от Свободы.
Однако уже к концу 30-х пути Фромма и Франкфуртской школы расходятся. Переход Фромма на все более марксистские позиции совпал с окончательным уходом франкфуртцев от марксизма; его все более резкая критика Фрейда совпала с растущим влиянием последнего на Франкфуртскую школу. Отрицание Фроммом фрейдистского анализа бессознательного и его сексуальной основы придет в столкновение с тенденциями развития Франкфуртской школы растущим осознанием иррациональности человеческого поведения в предельно рационализированном современном мире и пониманием неизбежности их столкновения. Помимо этого, начиная с конца 30-х, Фромм начинает постулировать концепцию единства личности и ее «изначальной» гармонии, резко контрастирующую с мрачным видением человеческой личности франкфуртцами: в их книгах человек предстает в качестве разрываемого противоречиями, разъединенного, иррационального, легко манипулируемого даже на самых глубинных уровнях. Еще чуть позже фроммовское неприятие фрейдистского анализа бессознательного приведет к отрицанию неизбежности конфликта между индивидуумом и обществом, а затем к политическому оптимизму и утопизму. Все это было предельно чуждо франкфуртским философам с их растущим скепсисом и пессимизмом.
59. Развитие идей социального характера в работах Рисмена.
Создателем психоанализа был Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом, но его взгляды на человека, личность, поведение оказали влияние на некоторые социологические теории. Основное положение социального плана, присущее идеям Фрейда, состоит в следующем: главная проблема психоаналитической ориентации в социологии - наличие противоречия, конфликта между личностью и обществом, в основе которого социальный контроль, ограничивающий свободу личности.
Психосоциологические теории выстроили А. Адлер и К. Юнг. В основе концепции личности Э. Фромма лежит идея социальной обусловленности поведения человека и в целом процесса формирования личности. Фромм показал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и самому себе. В этом, несомненно, сказывается влияние идей Фрейда.
Логическим продолжением применения методов психоанализа в социологии является типология социального характера Дэвида Рисмена
Рисмен оказался одним из популярнейших авторов и основателей концепции социального характера (наряду с Фроммом).
Американский социолог говорит о трех типах характеров, соответствующих трем типам общества. Первый тип консервативный, конформный, ориентированный на традиции, устоявшиеся образцы поведения в клане, касте, сословии. Он присущ доиндустриальному обществу.
Второй тип характера был определен Рисменом как "изнутри ориентированная личность", свойственная периоду развития раннеиндустриального общества с ослабленными традициями, отсутствием или неразвитыми СМИ, слабым контролем со стороны первичных групп. Личность, являющаяся "носителем" этого типа характера, оказывается сильной, целеустремленной, предприимчивой, склонной к нововведениям и переменам. Вместе с тем здесь еще сохраняется роль традиционных норм и ценностей.
Третий тип характера рождается в условиях перехода к потребительскому, т.е. развитому индустриальному, обществу и получает название "извне ориентированная личность". Поведение личности с таким типом характера обусловлено влиянием бюрократии, СМИ, моды, господствующей системы связей и отношений, но, ни в коем случае не традициями и принципами, принятыми нормами и ценностями. У "извне ориентированной личности" отсутствует сильное самостоятельное Я, тем более сверх-Я. Это стандартизированная и обезличенная фигура, объект манипулирования и результат отчуждения. У личности такого тина есть стремление к подлинно человеческим проявлениям (любовь, страсть, правдивость, честность и т.д.), но вся система внешнего воздействия мешает ей в этом.
60.Концепция «извнеориентированной личности».
Действительная адаптация к антигуманному обществу возможна лишь путём глубокой трансформации личности, а также отказа от традиционных морально-нравственных норм. И в этом смысле тоталитарная личность в терминологии Д. Рисмена - это «извнеориентированная личность». Информационная невосприимчивость является ни чем иным, как ещё одной частной адаптивной стратегией личности, призванной оптимизировать взаимодействие последней с антигуманной средой. Информационная невосприимчивость выступает как: атрибутивное свойство тоталитарной личности, или внешнее проявление глубинных деформаций внутренних мировоззренческих, психологических морально- нравственных структур личности; следствие деятельности защитной стратегии социальной адаптации личности, сумевшей сохранить определённую степень внутренней свободы и избежавшей полного «растворения» в тоталитарном обществе; внешняя маскировка для свободной личности, ситуативно оказавшейся в условиях репрессивного информационного пространства тоталитаризма.