Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Явление женской прозы - яркая страница в истории национальной литературы, оно позволяет понять специфику литературного процесса в Великобритании, в первую очередь осмыслить причину столь раннего становления английского классического реализма.
Наиболее соответствовал художественному идеалу английской женской прозы просветительский реалистический роман, хотя и он на рубеже XVIII XIX вв. лишился свойственного ему в эпоху расцвета широкого охвата английской действительности и глубины философско-этической проблематики
Просветительские традиции оказались тесны для женской прозы того времени. Писательницы уже должны были познать и отобразить новые явления общественной и духовной жизни и создать многомерный, реалистически убедительный образ человека в его причинно-следственной связи с общественной средой.
При внешней скромности «картин семейной жизни», которые выходили из-под пера представительниц женской прозы того времени, социальный смысл их сатиры, их разоблачений был ясен современникам. Помещики, священники чаще всего предстают снобами и себялюбцами.
Женской прозе доступны сложные в своей противоречивости, тончайшие психологические нюансы, которые тем не менее, как она весьма убедительно показывает, зависят от денежных отношений и моральных законов, существующих в обществе. Такое глубоко новаторское понимание природы характера позволило женской прозе создать реалистически убедительный образ положительных героинь.
Писательницы того времени стремится к объективному изображению жизни; рассказу о людях предпочитают показ. Поэтому они максимально драматизирует эпическую форму. И с этой точки зрения многие романы можно сопоставить с пьесами.
Среди известных английских писателей не последнее место занимают сестры Бронте. Они заложили основу критического реализма в английской литературе и показали, что женские романы это не просто развлечение для скучающих девушек, как считалось в то время.
Писательское мастерство Шарлотты Бронте, как и ее знаменитых современников Диккенса и Теккерея, развивалось в годы острейшей классовой борьбы в Англии, в годы чартизма, всколыхнувшего самые широкие слои английского народа.
Англ. жен.: Э. Л. Войнич, сестры Бронте, Гаскелл, Дж.Элиот, Дж. Остин. В творч-ве Шарлотты Бронте (1816- 1855) своеобразно переплетаются романтич. и реалистич. тенденции, обусловленные в англ. соц. романе сер. века революциями в Евр. и чартистским движением в Анг.. ШБ не обращается непосредственно к изображению чартизма, но «скрытая» социальность ее лучшего романа «Джейн Эйр» (1847) проявляется в создании нов. для англ. реалистич. романа героя - женщины, восстающей против деспотизма буржуазно-аристократич. морали, борющейся за свою гражданск. и дух. свободу.
Тематика романов ШБ тесно связана с жизнен. впечатлениями писательницы. Больш. часть жизни она проводит в местечке Хауорт (Йоркшир) в доме отца-священника, ч-ка сурового, деспотич. нрава. Семейн. обстоятель-ва заставили дочерей пастора Бронте с ран. детства готовить себя к тяж. труд. жизни. Чтобы получить образование, они поступают в школу для детей сельск. священников, где от туберкулеза умирают сестры Шарлотты Мария и Элизабет, а затем - в пансион Роухед, где, закончив курс обучения, Шарлотта работает учительницей. Задумав открыть собств. школу, Шарлотта с сестрой Эмилией проводит около года в Брюсселе, изучая фр. язык в пансионе супругов Эгер.
1ые лит. опыты сестер Бронте вошли в сборник «Стихотворения Керрера, Эллиса и Эктона Беллов» (псевдонимы Шарлотты, Эмилии и Анны Бронте). Позднее появл-ся их 1ые прозаич. произведения - роман Э.Б. «Грозовой перевал» (1848), роман Анны Б. «Эгнес Грей» (1848) и роман Ш.Б. «Джейн Эйр». Общ-во сразу почувствовало «взрывн. силу» романа. В «Джейн Эйр» смелым вызовом сложившимся в Анг. 40-х гг. общественно-политич. отношениям был образ героини романа. Полн. противоположность буржуазно-викторианск. идеалу «кроткого ангела», Джейн стремится к рав-ву с мужчиной в любви и браке, она смело и успешно борется за справедливость, за свое чел. достоинство. Это социально-психологич. роман воспитания. Последовательно раскрывая духовн. эволюцию героини, повествуя о формировании цельн., горд. и сильн. хар-ра Джейн, о ее стремлении жить независ. труд. жизнью, автор сталкивает ее с представителями различ. соц. слоев Англ. нач. века. Роль романтич. традиций особенно велика в изображении центр. эпизода романа - любви Джейн Эйр и Рочестера. Сам демонический облик хозяина Торнфилда - «черн. густ. брови... массивный лоб в рамке черн. волос», а также завеса тайны, окружающая его прошл. жизнь, полную бурн. страстей и заблуждений, заставляли вспоминать «байронических» героев Анг. А образ мрачн. торнфилдского замка, в коридорах к-ого по ночам слышны таинств. душераздирающ. хохот и стоны, говорили об интересе Бронте к романам В. Скотта и готическ. роману А. Радклиф. Романтич. начало проявляется и в приемах композиции романа «Джейн Эйр» - в неожид. поворотах сюжета, в недосказанности, таинственности мотивировок событий. Так, тайна прошлого Рочестера (он женат, и жена его безумна) выясняется только в церкви, когда Джейн уже готова соединить его судьбу со своей судьбой. Романтич. начало проявляется и тогда, когда Джейн, уже согласившись принять доводы Сент-Джона и выйти за него замуж, слышит за многие мили призывный голос Рочестера и спешит к нему, ослепшему и изувеченному пожаром с тем чтобы навсегда остаться с ним.В большей степени с просветительским, чем с романтич. романом, связан финал «Джейн Эйр», где героиня не только обретает родственников в лице брата и сестер Риверсов, но и получает наследство, обеспечивающее ей независимость. Эмилия Бронте (1818-1848) по праву разделяет славу со своей старш. сестрой Шарл. - ее другом и учителем. Трагически оборвалась жизнь писательницы. Ухаживая за братом, больным туберкулезом, она заразилась и сама. Творч-во Э. Б. разнообразно. Она оставила многочисл. стих-ия, неск. поэм и прославивший ее имя роман «Грозовой перевал».Сестры Бронте вступили в лит-ру в 1846 г., издав небольш. сборник стихов. Лучшими в сборнике, были стихи Эмилии, посвященные природе.Природа привлекает поэтессу не в состоянии покоя, умиротворенности, а в движении.