Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

христианства Манихейство зарождается в Персии где зороастризм и популярен

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Речь идёт о двух еретических учениях, которые представляли собой философствующее христианство. Это манихейство и гностицизм.

Манихейство.

Почему мы говорим о манихействе? Для всего христианства, для всех средних веков манихейство является большой страшилкой. Это то, во что все христиане боятся впасть. И это то, в чём обвиняют всех еретиков.

Манихейство это сплав трёх вещей: неоплатонизма, религии зороастризма и элементов иудео-христианства.

Манихейство зарождается в Персии (где зороастризм и популярен). Возникает некий пророк Монес, которые начинает проповедовать, что он и есть тот самый утешитель, которого обещал прислать Христос, когда возвышался на небеса. Он есть воплощение святого духа по его словам. Он говорит, что ученики Христа, иудеи извратили учение Христа. И последний прислал его, чтобы дать людям истинное учение.

Согласно Монесу есть два мира: мир злого бога и доброго бога. На самом деле богов два.

Добрый бог по имени Ахура-Мазда имеет греческое Армузд и злой по-гречески – Ариман.

Между царствами этих богов идёт война. В конечном итоге Ариману удаётся отнять у Армузда частицу света (один из пяти элементов доброго бога). И чтобы этот свет спрятать, он смешал свет со своей грязью (с пятью нечистыми элементами). И появился мир. Бог-творец мира т.о. – это злодей. Поэтому иудеи, которые покланяются творцу мира в виде Иеговы – на самом деле сатанисты, они поклоняются злому божеству. Грязь – это материя. Свет – это разум человеческого бога, который был в эту материю внедрён. Первое деторождение – первый грех, т.к. свет т.о. раздробляется и его труднее собрать обратно. Для того, чтобы этот мир просветить, Армузд посылает Христа.

Почему манихейство является постоянным соблазном для христиан и постоянной страшилкой? Ведь манихейство было очень популярно (даже Августин в течение 8 лет был манихеем до того, как стал христианином). Да потому, что оно отвечает на вопрос о происхождении зла с помощью неких платоновских моментов. Целый ряд вопросов, на который христианство должно ответить (оно даже создаёт для этого особого науку – теодицею), манихейство отвечает достаточно ясно. Зло не обладает сущностью по христианству.

Гностицизм.

Гностицизм – это не какое-то единое течение, не какая-то оформленная философская религиозная система. Он представляет собой совокупность отдельных философских сект. Объединяет эту совокупность, невнятно связанную, слово гносис, что обозначает «знание». Гностики называют себя так и их так называют, т.к. основная идея всех этих сект – достижение познания Бога и спасение через это познание (т.е. спасение через познание). Во всём остальном гностики очень сильно отличаются друг от друга.

Ради примера, рассмотрим одно из направлений гностиков, более других повлиявшее на неоплатонизм.

Система Валентина (Валентинианство).

Валентин примечателен тем, что он – предшественник неоплатонизма.

До нас дошло всё из книги «Против всех ересей».

Гностицизм роднит с манихейством отрицательное отношение, во-первых, к материи. В истории богословия это называется докетизмом (учение о том, что материя представляет собой зло).

В отличие от христианства, которое трактует тело всегда очень внимательно, тело важно для христианства. В гностицизме человек спасается, достигает спасение с помощью знания, поэтому тело как таковое не важно. Поэтому валентиане славились своим аскетизмом. С другой стороны Карпократ славился развратным образом жизни, т.к. тело не важно, а, поэтому, с ним можно делать всё, что угодно.

Валентин пытается создать всеобъемлющую модель мироздания. Началом божественного процесса, началом этой модели является разделение двух сфер. У Валентина нет двух богов, но есть две сферы: плерома (полнота) и кенома (пустота, небытие, ничто, то, чего нет). Мы можем трактовать плерому как бога. Плерома и есть по сути дело божество на первом этапе. Следующий этап – внутренне развитие плеромы. Она рождает то, что Валентин называет эон. Эон – это вечносущее, то, что существует вечно. Таких эонов, вечных существ, плерома рождает 30. Первым эоном является первоначало. Затем из него рождается ум, истина и пр. 29м эоном плеромы является софия (мудрость), 30м – вожделенный. Эоны – это одновременно некое существо, которое трактуется Валентином совершенно мифологическим образом, и некое абстрактное понятие. Здесь есть некое саморазвитие, диалектика (порождение идей внутри плеромы: рождение один эонов из других). Процесс рождения эонов можно представить как процесс мышления бога. Это мысли бога. 29й эон плеромы, софия, нарушая все законы логики и построения божественного ума, вместо того, чтобы вступить в законный брак с 30м эоном, устремляется напрямую к первоначалу, первому иону. София в стремлении познать всё и вся, переходит границу дозволенного и пытается познать само первоначало, которое дало ей рождение. В результате нарушается порядок плеромы (бог сходит с ума). Для того, чтобы остановить Софию, плерома рождает Христа. Он совершает такую хирургическую операцию над Софией: он находит в ней греховное вожделение (эпитемию). Он забирает эту самую эпитемию и выбрасывает её (сумасшедшую часть) в кеному. София, лишённая греховного вожделения, соединяется с 30м эоном и в уме бога воцаряется тишь и благодать. С этой точки начинается процесс развития уже в кеноме. В Ничто появляется нечто – греховное вожделение. Оно там различными способами обретает личность. Это вторая софия. Чтобы отличить её от первой, Валентин называет её Ахамот (тоже премудрость, только по-еврейски). Эта софия-Ахамот и рождает весь мир. Из неё происходит Демиург, который и творит весь мир. При этом эта софия сама не обладает знанием о боге, а есть всего лишь греховное вожделение, страсть, выброшенная в мир. София, Демиург не полноценны – они сами не знают ничего о божестве, о плероме. Поэтому и мир создают соответствующий. У гностиков мир создан не злым богом, но несовершенным богом, поэтому и мир несовершенен.

В дальнейшем приходит второй Христос, которые даёт Софии знание о плероме. С тех пор София стремится вернуться в плерому, но уже создан мир, уже созданы люди в кеноме. Наконец, софия посылает третьего Христа, который даёт истинное знание о плероме.  

Материя – это то, что останется, если мы уберём из вещи идею (Вещь – отпечаток идеи на материи). Материя – чистая возможности оформления, это ещё не сущее, это сущее в возможности. И в этом смысле материя есть ничто. Т.о. Христос никакого тела принять не мог, не мог воплотиться. Поэтому скорее всего казнили не его. Христос – это дух ,который пришёл дать знать.

Все люди по гностика делятся на три рода: соматики (люди телесные, живущие только телесными страстями), психики (люди душевные) и пневматики (духовные люди, обладающие знанием). Все соматики вместе вместе с миром в конце творения будет уничтожены огнём. Психики колеблятся и в конечном итоге станут соматиками или пневматиками. К психикам относится и сам демиург, поскольку не обладает знанием. Пневматики, люди обладающие знанием, будут спасены. Спасение есть объединение с плеромой. Т.о. суть мирового процесса на этом этапе в том, чтобы вернуть плероме хорошее, а содержание кеномы уничтожить гнём. Результат мирового процесса – окончательное разъединение плеромы и кеномы. В нашем мире они же смешаны просто потому, что в кеноме есть что-то от плеромы (есть что-то от полноты, от бытия).

Гностицизм и манихейство интересно тоем, что это своеобразная попытка навести мост между язычеством и христианством (мост со стороны язычества), как и попытка навести мост со стороны апологетов.




1. Реферат- Международная торговля и ее роль
2. Ролекс за десять баксов и пару Ливайсов но уже чуть подороже долларов за двенадцать
3. Учебники учебные пособия
4. Лабораторная работа 32
5. ТЕМА 13 Основы радиационной химической и биологической защиты и инженерного обеспечения
6. Одноканальное устройство контроля температуры
7. Наука Синхронного Порядка в синтезе Учений в программе Спирали Познания
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук Київ2006
9. механизмов хранения и передачи генетической информации от родительских форм к дочерним; 2 механизма реализ1
10. Аудит достоверности финансового состояния (на примере СПК Мирный Приволжского района Самарской области)
11. Ассимиляция наукой древних знаний личное бессмертие
12. .pl Запад оказался скомпрометирован и молниеносно побеждён конкретными быстрыми и решительными действиями
13. Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2
14. Стратегические альянсы
15. деньской вокруг звенел его голос чистый
16. Форма государства
17. і Бюджетсалы~ саясаты ~аржы ж~йесіні~ м~ні
18. Здорова Он ~ Я Варвара Петровна хотел с вами поговорить для того и приехал
19. молодые капиталистические государства ~ Соединенные Штаты Америки Германия и Япония в короткий срок догн
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Донецьк 2005 Д