Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

х годов разрешенный либо рекомендованный либо навязываемый в разные периоды развития страны государстве

Работа добавлена на сайт samzan.net:


27. Социалистический реализм

Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, разрешенный, либо рекомендованный, либо навязываемый (в разные периоды развития страны) государственной цензурой, поэтому и тесно связанный с идеологией и пропагандой. Он был официально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Параллельно ему существовало неофициальное искусство СССР.

Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма(марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нем утверждались следующие принципы:

  •  описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».
  •  согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.

История возникновения и развития

В период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги».  В изобразительном искусстве 1920-х  выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Именно они стали основным костяком художников «соцреализма». Намного тяжелее пришлось менее традиционным мастерам, в частности, членам ОСТ (Общество станковистов), в котором объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз.

]Определение с точки зрения официальной идеологии

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 80-х годов.

Принципы соцреализма

  •  Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц[4].
  •  Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
  •  Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

Как гласило определение из советского учебника, метод подразумевал использование наследия мирового реалистического искусства, но не как простое подражание великим образцам, а с творческим подходом. «Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».

Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом».

Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.

Живопись и графика

  •  Антипова, Евгения Петровна
  •  Бродский, Исаак Израилевич
  •  Бучкин, Пётр Дмитриевич
  •  Васильев, Петр Константинович
  •  Владимирский, Борис Еремеевич
  •  Герасимов, Александр Михайлович
  •  Герасимов, Сергей Васильевич
  •  Горелов, Гавриил Никитич
  •  Дейнека, Александр Александрович
  •  Кончаловский, Пётр Петрович
  •  Маевский, Дмитрий Иванович
  •  Овчинников, Владимир Иванович
  •  Осипов, Сергей Иванович
  •  Позднеев, Николай Матвеевич
  •  Русов, Лев Александрович
  •  Самохвалов, Александр Николаевич
  •  Семенов, Арсений Никифорович
  •  Тимков, Николай Ефимович
  •  Фаворский, Владимир Андреевич
  •  Френц, Рудольф Рудольфович

Скульптура

  •  Мухина, Вера Игнатьевна
  •  Томский, Николай Васильевич
  •  Вучетич, Евгений Викторович
  •  Конёнков, Сергей Тимофеевич

Художественные традиции передвижников, из которых вышли многие художники АХРР,  пользовались особым почетом благодаря Луначарскому,  наркому   просвещения.  Поддерживаемые властями художники АХРР вели беспощадную  войну против  многочисленных  авангардистских течений. Так начинается царство нового искусства,  одна  из задач которого - показать привязанность  советского  народа  к  своим правителям.  Один  из самых крупных художников АХРР Исаак Бродский  уже в  1918  создал множество портретов Ленина. Его примеру вскоре последовали  А.  М.  Герасимов  (<Ленин на трибуне),  С. В. Малютин (портрет Фурманова), Н. А. Андреев (портрет Сталина), а  также  Б.  В.  Иогансон (<Допрос коммунистов) и Е. А. Кацман.

Другая важная тема - революционная эпопея и  победы  Красной армии.  В 1925 М.  Б.  Греков пишет свою знаменитую  картину  <Тачанка>;  в 1928 К. С. Петров-Водкин создает символический образ революции  - картину <Смерть комиссара>;  А. А. Дейнека воспевает революционный порыв (<Оборона Петрограда).

Используемая в  политических  целях советская живопись остается до 1955 эффективным инструментом пропаганды культа личности.  Произведения этой эпохи,   исполненные  с  тщательной разработкой деталей, все так же ограничены в темах. Преобладающие темы удивительно однообразны.  Счастливая деревня после коллективизации (С.  В.  Герасимов   -   <Колхозный праздник>,  1937), доблесть и сила армии  (С.  А.  Чуйков,  <На границе>,   1938 , портреты руководителей партии, среди которых ведущее место занимает  Сталин  (С.  В. Герасимов - портрет Сталина,  1935).

Война, пробудившая русский национализм,  оживила на полотнах  славное боевое  прошлое  ( П. Д. Корин – триптих Александр Невский, 1943, связывая  его  с  настоящим (А.  А.Дейнека  -  <Оборона  Севастополя, 1942, С. В. Герасимов - <Мать партизана>,  1943). 

После  1955  метод социалистического реализма стал более гибким и  свободным.  Теперь  в его  рамках возможны и поиски новых формальных  решений  (например,   в творчестве Г.  М.  Коржева,  П.  А.Смолина,  Д. Д. Жилинского). Однако доктрина социалистического реализма по-прежнему оставалась единственным официально разрешенным в СССР художественным методом.




1. Vолодые ветра 2001 Инопланетен 2003
2. тема предназначена для управления всеми частями весьма сложной архитектуры компьютера операционная систем
3. часа в день. У отдельных категорий населения еще больше
4. 1870 К Д Ушинский сын небогатого дворянина
5. При каких условиях линейное пространство сигналов L называется нормированным 4
6. Гамаль Абдель Насер
7. Тема Геометрические векторы
8. Целевые программы содействия занятости населения 2011 года
9. Подвиги и страдания святого апостола Андрея Первозванного
10. аналоговая информация дискретна а цифровая ~ непрерывна - аналоговая информация ~ звуковая информация а
11. Правы ли мы 1963 г1
12. ЗАТВЕРДЖУЮ Старший прокурор прокуратури Дніпровського району міста Херсон старший радник юстиції
13. Дойл Дьяволова нога Пополняя время от времени записи о моем
14. Тема- Закрепление изученного
15. 2014 учебного года студентов заочного отделения ФИЯ 2В 221522з
16. Льготные составы убийств
17. это электрическое соединение какойлибо точки электросети электроустановки или оборудования через заземл
18. в его подлинно коллективистских основах
19. тема оценки результатов обучения Таблица 1
20. Мир Книги наименование организации предприятия и т