У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ФИЛОСОФИЯ 3 кредита на 20122013 учебный год Зарождение философии- где Веды ~ это- 4 составные ч

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» (3 кредита)

на 2012-2013 учебный год

  1.  Зарождение философии: где
  2.  Веды – это:
  3.  4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады.
  4.  Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригведа
  5.  Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман
  6.  Брахман как начало бытия обозначает:
  7.  Атман как начало бытия обозначает:
  8.  Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии
  9.  Сущность неортодоксальных учений в  древнеиндийской философии
  10.  Астика в философии Древней Индии.
  11.  Какие учения относятся к Астике?
  12.  Настика в философии Древней Индии
  13.  Какие учения относятся к Астике?
  14.  Понятие сансары в древнеиндийской философии
  15.  Понятие кармы в древнеиндийской философии
  16.   Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизм в трактовке смысла жизни
  17.  Философия джайнизма. «Три драгоценности» джайнизма – правильная вера, правильное познание, правильное поведение.
  18.  Философия буддизма. «Типитака». 4 благородные истины буддизма. Суть человеческой жизни по буддизму  - страдание. «Средний путь» - главная идея буддизма.
  19.  Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.
  20.  Два направления в буддизме – хинаяна и махаяна
  21.  В чем состоит отличие буддизма от других мировых религий?
  22.  Философия конфуцианства - управление на традициях, ритуале и добродетели. «Лунь юй» («Беседы и суждения»).
  23.  Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо».
  24.  «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция
  25.  Какие древнекитайские учения считаются оппонентами конфуцианства?
  26.  Главная идея даосизма. Основоположник – Лао цзы
  27.  Что означают понятия «дао», «у-вэй» в даосизме?
  28.  Суть моизма и принципа «всеобщей любви и взаимной выгоды».
  29.  Легизм – философия сильной государственной власти. Основной принцип данного учения?
  30.   Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.
  31.   Представление о сущности человека характерное для античной философии.
  32.  Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы.
  33.  Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.
  34.  Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет»).
  35.   Проблема первоначала по Гераклиту.
  36.  Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число»
  37.   Элейская школа – родоначальники рационализма: Ксенофан, Парменид, Зенон.
  38.   Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет».
  39.   Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. «Каков человек – таков его Бог».
  40.  Апории Зенона.
  41.  Древнегреческий атомизм – вершина античного материализма, ее представители.
  42.  «Архэ» у Анаксагора
  43.  «Архэ» у Эмпедокла
  44.   Первые платные учителя философии, риторики, эристики в античной Греции, повернувшие философию от изучения физиса и космоса к проблеме человека?
  45.   Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина, своя правда».
  46.   Философия Протагора – видного представителя старших софистов. «Человек – есть мера всех вещей».
  47.   Этический рационализм Сократа (единство мудрости и нравственности) –  «Добродетель есть знание». «Познай самого себя», «Если хочешь делать добрые поступки, нужно знать, что такое добро вообще».
  48.   Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».
  49.   Философский метод Сократа – «майевтика». В чем состоит его суть?
  50.  Назовите малые сократические школы, продолжившие дело своего учителя Сократа
  51.  Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» - подлинное бытие и «мир чувственных вещей» - кажущееся бытие.
  52.  3 части души по Платону: какие и в зависимости от чего происходит данное разделение
  53.  Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.
  54.   Название философской школы Платона?
  55.  Философия Аристотеля – первого учителя человечества, энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики (силлогистики), считавший, что «Логика есть орудие научного познания».
  56.  Название философской школы Аристотеля.
  57.  Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное».
  58.  Философия асоциальной свободы (вне общества) киников
  59.  Философские идеи Диогена – представителя кинизма. «Ищу человека».
  60.  Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. Название философской школы Эпикура - «Сад».
  61.  Философия стоицизма. Идеал человека в понимании стоиков.
  62.  Воздержание от суждений («эпохе») о чем-либо - основная идея философии скептицизма.
  63.  Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, их суть.
  64.  Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».
  65.  Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии (бог – человек).  Рассмотрение человека в средневековой философии (человек есть образ и подобие Бога).
  66.  Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану – «Верую, ибо нелепо».
  67.  Два основных этапа (формы) христианской философии – патристика и схоластика
  68.  Как называется учение христианских «отцов церкви»?
  69.  Термин «схоластика» означает:
  70.  Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идею христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем».
  71.  Основные проблемы средневековой схоластической философии
  72.  Между какими направлениями происходит полемика об универсалиях (природе общих понятий) в схоластической средневековой философии?
  73.  Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога.
  74.  Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья.
  75.  Монотеистическая религиозность – основа арабо-мусульманской философии. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм.
  76.  Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма.
  77.  Основные течения арабо-мусульманской философии – калам, фальсафа, суфизм.
  78.  Калам – мусульманская теология
  79.  Идеи школы мутакалимов в обсуждении догматов Корана
  80.   Идеи школы мутазилитов в обсуждении догматов Корана
  81.  Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма). Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма.
  82.  Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Какой город в философии аль-Фараби является идеалом общественного устройства? Правители добродетельного города по аль-Фараби.
  83.  Фальсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма.
  84.  Ибн Рушд (Аверроэс) - автор теории о «двойственной истине».
  85.  Суфизм – это: (определение). Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме.
  86.   Аль-Газали – представитель суфизма в арабо-мусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом  в трактате «Опровержение философов».
  87.  Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности.
  88.  Понимание человека, характерное для философии Ренессанса («человек – творец, художник»)
  89.  Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Сущность гуманизма Ренессанса – величие и могущество человека
  90.  Основные представители итальянского гуманизма.
  91.  Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».
  92.  Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе».
  93.   Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители.
  94.  Что такое пантеизм в трактовке натурфилософии Возрождения?
  95.  Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.
  96.  Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.
  97.   Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия».
  98.  Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца».
  99.  Основатель немецкого реформационного движения – Мартин Лютер, его основные идеи
  100.  Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.
  101.  Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание – сила».
  102.   Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.
  103.  Что такое «идолы» по Ф. Бэкону? Какие из них врожденные, какие приобретенные?
  104.  Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».
  105.   Суть «картезианского сомнения».
  106.  Метод познания по Р. Декарту – рационалистическая дедукция, его суть.
  107.  Кто в философии Нового времени развил идею о дуализме субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной)?
  108.  Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».
  109.   Сенсуализм Д. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах». Идея «tabula rasa» («чистая доска»).
  110.   Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница
  111.  Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.
  112.  Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.
  113.  Как называется историческая форма материализма XVIII в? Представители механистического материализма и натурфилософии XVIII в.:
  114.  Идеи деизма в философии Просвещения XVIII в.
  115.  Географический детерминизм Монтескье
  116.  Немецкая классическая философия. Представители идеалистического направления в немецкой классической философии. Представитель материализма в немецкой классической философии.
  117.  Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»
  118.  Агностицизм и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта
  119.  Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).
  120.  Этический закон И. Канта – «категорический императив». «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».
  121.  Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии. К какому направлению в философии относится система Гегеля?
  122.  Предмет философии по Гегелю – «Философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении»
  123.  Абсолютная идея –  основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля. «Мир есть развивающаяся абсолютная идея».
  124.  3 части философской системы Гегеля (логика, философия природы, философия духа).
  125.  Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис – антитезис – синтез.
  126.  Антропологический материализм Л. Фейербаха. «Философия будущего» есть учение о человеке. Позиция оптимистического гностицизма Л. Фейербаха.
  127.  Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви». «Человек человеку – Бог.
  128.  Философия марксизма. Основные направления марксистской философии – диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм – историческая форма материализма.
  129.  Материалистическое понимание истории. Общественное бытие определяет общественное сознание  - одно из основных положений исторического материализма.
  130.  Теоретические источники марксизма.
  131.  Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция  и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.
  132.  Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений».
  133.  Суть позитивизма
  134.  Три исторические формы позитивизма
  135.  О. Конт – основоположник позитивной философии.
  136.  Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть.
  137.  Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.
  138.  Сущность иррациональной философии (иррационализма).
  139.  Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра.
  140.  «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества.
  141.  Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль.
  142.  Понимание бытия в философских концепциях XX в.
  143.  Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма
  144.  Кто ввел понятие «пограничная ситуация» в философии экзистенциализма, в чем ее суть?
  145.  Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю
  146.  Философия психоанализа – исследование природы бессознательного. З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация
  147.  Понятие «архетип» (коллективное бессознательное) в «аналитической психологии» К.Г. Юнга
  148.  «Индивидуальная психология» А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности»
  149.  Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа
  150.  Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов
  151.  Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов
  152.  Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства.
  153.  Философия политики и права Ч. Валиханова
  154.  Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания»
  155.  Нравственно-этические проблемы как центральный вопрос философии Абая Кунанбаева. Главный принцип – «Будь человеком» («Адам бол»). Человек – хозяин и создатель своей судьбы.
  156.  И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека
  157.  Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть
  158.  Этимология термина «философия»
  159.  Определение философии как науки
  160.  Что такое функции философии. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии
  161.  Понятие мировоззрения
  162.  Исторические типы мировоззрения. Истоки философии.
  163.  Понятие религии
  164.  Мифология как тип мировоззрения – это:
  165.  Что их объединяет мифологию, религию, философию как типов мировоззрения?
  166.  Отличие философии от мифологии и религии
  167.  Понятие теоцентризма
  168.  Понятие деизма
  169.  Понятие пантеизма
  170.  Понятие монотеизма и политеизма
  171.  Основные разделы философии
  172.  Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии, определение 
  173.  Два вида понимания бытия: линия Парменида и линия Гераклита
  174.  Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая
  175.  Материализм как философское направление
  176.  Идеализм как философское направление
  177.  Основные формы материализма с точки зрения исторического развития
  178.  Две главные разновидности идеализма: объективный и субъективный, их суть (определение)
  179.  Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения
  180.  Материалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это  
  181.  Идеалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это  
  182.  Философское определение материи.
  183.  Атрибуты и формы бытия материи – движение, пространство, время  
  184.  «Время» как философская категория (определение)
  185.  Диалектика, ее изначальная форма
  186.  Диалектика как философская теория и метод
  187.  Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм, софистика
  188.  Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития
  189.  Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому.
  190.  Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью
  191.  Натурфилософия как умозрительная философия природы
  192.  Гносеология как философское учение
  193.  Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира
  194.  Рационализм как гносеологическая концепция
  195.  Эмпиризм как гносеологическая концепция
  196.  Сенсуализм как гносеологическая концепция
  197.  Основные формы познания: чувственное и рациональное
  198.  Формы чувственного познания
  199.  Формы рационального познания
  200.  Уровни научного познания: эмпирический и теоретический
  201.  Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии
  202.  Определение  понятия «общество»
  203.  Философская антропология как учение о человеке. Вопросы изучения философской антропологии
  204.  Логика как учение
  205.  Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло.
  206.  Эстетика как учение
  207.  Аксиология как учение
  208.  Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений
  209.  Понятие гедонизма
  210.  Эвдемонизм – это?
  211.  Понятие «архэ»
  212.  Сущность биологизаторского (натуралистического) подхода к определению сущности человека
  213.  Сущность социологизаторского подхода к определению сущности человека
  214.  Сущность теологического подхода к определению сущности человека
  215.  Человек, индивид, личность. Понятие личности
  216.  Процесс социализации личности
  217.  Понятие антропогенеза
  218.  Понятие антропосоциогенеза
  219.  Понятие антропоцентризма
  220.  Основные концепции смысла жизни: гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, прагматизм, суть каждой из этих концепций
  221.  Эсхатология как религиозное учение о конце света
  222.  Классификация исторических типов философии

Список рекомендуемой литературы при подготовке к итоговому экзамену по дисциплине «Философия»

  1.  Спиркин А.Г. Философия.учебник – М.: Гардарики, 2006.
  2.  Философия. Часть первая: История философии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2006.
  3.  Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2006.
  4.  УМКД по дисциплине «Философия» (глоссарий, тезисы лекций, материал при подготовке к семинарским занятиям, СРСП)




1. Виникнення науки и поняття логічного закону
2. ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ I
3. Яльчикская СОШ Руководитель ~ Левая В
4. на тему- Вашингтонська демонстрація 1963 року та її наслідки
5. Реферат- Развитие нервной системы
6. Симоненко До Олексія Щербаня До Василя Діденка До Миколи Сома До Анатолія Перепаді До Ми
7. тема- Восстановление головок блока цилиндров двигателя Зил 130
8. Результаты на уровнях миссии и духовности
9. Календарный фонд рабочего времени в т
10. WRITE и WRITELN У компьютера есть и другие устройства вводавывода ~ дисководы принтер и др