Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема которая прошла тест Тьюринга

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

35. Определение искусственного интеллекта

ИИ  – область информатики, занимающаяся автоматизацией разумного поведения.

Также можно определить ИИ с помощью теста Тьюринга: ИИ это компьютерная система, которая прошла тест Тьюринга. Алан Тьюринг предложил тест, который выявляет разумность машины. Человека и машину, претендующую на «разумность», помещают в разные комнаты. Другой человек – «следователь» сообщается с ними с помощью текстового устройства (клавиатура и монитор). Следователь должен отличить компьютер от человека исключительно на основе их ответов на любые вопросы. Если же следователь не сможет различить, где машина, а где человек, то такую машину можно считать разумной. Следователь может задавать любые вопросы: попросить произвести сложный арифметический расчет, предполагая, что машина справится быстрее человека; попросить высказать суждение относительно произведения искусства.

«-»: только символьные задачи (не учитывает ощущения и движения); попытка втиснуть ИИ в человеческие рамки (скорость вычислений).

История ИИ: Термин ИИ был впервые применен в 1956 г. В СССР начало развития этого направления связывают с семинаром профессора А. А. Ляпунова в МГУв 1954 г.

Однако в истории науки и до середины ХХ века существовали направления, которые можно отнести к сфере искусственного интеллекта: 1) исследование законов человеческого мышления и их формализация; 2) представление знаний, абстрагирование формы представления от конкретного содержания; 3) практическая реализация автоматизации процессов мышления.

Первым ученым, работавшим над этими проблемами, вероятно, следует считать Аристотеля. В своем труде «Логика» Аристотель впервые исследовал законы человеческого мышления и создал правила построения новых утверждений из исходных посылок. Причем, если посылки истинны, то и заключения также истинны. Например, если известно, что «Все люди смертны» и «Сократ – человек», то можно сказать, что «Сократ – смертен» (правило modus ponens). Леонард Эйлер в начале XVIII века в своем анализе задачи о кенигсбергских мостах создал учение о представлениях, которые абстрактно отражают структуру взаимосвязей реального мира – теорию графов. В XVIII веке Готфрид Вильгельм Лейбниц выдвинул идею применения в логике математической символики, предложил использовать бинарную систему счисления для целей вычислительной математики. Лейбниц ввёл термин «модель», построил механическую машину, которая могла выполнять 4 арифметические операции.В XIX веке работу в этом направлении продолжил Джордж Буль, создал алгебру, в которой присутствовало только два числа – 0 и 1 («ложь» и «истина»), а основными операциями были И, ИЛИ, НЕ. Фреге формализовал многие вопросы, затронутые в аристотелевской «Логике», путем создания исчисления предикатов первого порядка. Английский математик Чарльз Бэббидж (1792-1871) в 1833 году спроектировал Аналитическую машину, которая стала прообразом современных компьютеров. Его помощница Ада Августа Лавлейс стала первым в мире программистом. В ее честь назван современный язык программирования Ada. В 40-е годы ХХ века были созданы первые ЭВМ. Стало возможным реализовывать формальные системы рассуждений на машине и проверять разумность компьютерных программ опытным путем. Сферы применения ИИ: математическая логика; нейронные сети; генетические алгоритмы; интеллектуальные агенты.

Рассмотрим основные сферы, где эти направления ИИ находят применение: 1) ведение игр; 2) автоматические рассуждения и доказательства теорем; 3) Экспертные системы; 4) понимание естественных языков; 5) робототехника и планирование.

36.императивное программирование является отражением архитектуры традиционных ЭВМ, которая была предложена фон Нейманом в 1940-х годах. Теоретической моделью процедурного программирования служит алгоритмическая система под названием Машина Тьюринга.

Выполнение программы сводится к последовательному выполнению операторов с целью преобразования исходного состояния памяти, то есть значений исходных данных, в заключительное, то есть в результаты. Таким образом, с точки зрения программиста имеются программа и память, причем первая последовательно обновляет содержимое последней.

Декларативный язык программирования - язык программирования высокого уровня, построенный:

- на описании данных; и

- на описании искомого результата.

Пролог - programming in logic

Логическая программа – набор спецификаций в рамках формальной логики. Prologязык логич-го программир-я осн-ный. на исч предик и исп-ет мет резолюции. В отлич от исчисления высказ-й, где имеет место только узкий круг утверждений – высказ-й, в исчислении предикатов вместо высказ-й исп-ся предикаты – символьные выр-я, начинающ-ся со строчной буквы и указывающие на отношения м-у неск-ми объектами likes(masha,flowers). Аргументами предикатов м.б. и функции. Пролог созд в 1973 г. во Франции поддерж деклар стиль прогр-я, т.е. опис предм обл в виде фактов и правил. В отл от него  процед-й стиль предп-ет напис пр-мы в виде инструкц по вып-ю алг. В логическом прогр-и компьютеру сообщается, что есть истина, а не как это сделать.

Описание языка: Операц: коньюн (,) дезьюн (;) отриц (not) имплик (:-). Программы на прологе сост из предложений. Сущ-ет 2 типа предл-й - факты и правила: факты опис отн-я м/у обьект. likes(masha,flowers) – Маше нравятся цветы; и отражают св-ва green(tree) – дерево зеленое. Правила позв вывод 1 факт из друг-го. Для представл-я правил исп-ся Хорновские клозы- формулы вида АВ1^B2^…^Bn , где А и В это предикаты без отрицаний. А- заголовок, а конъюнкция – тело выражения. Любое логическое выр-е м-но привести к виду Хорн. Клоза. likes(masha,X):-green(X) – маша любит все зеленое; likes(sasha,X):-likes(masha,X)- Саша любит все то что любит маша.

Запросы и цели: дав прологу факты и правила можно задавать запрос или цель .   likes(masha,flowers)- нравятся ли маше цветы (yes); likes(sasha,X) – что любит Саша (X=flowers, X=tree)

Переменные: позволяют описывать факты и правила, относящ-ся к классам объектов, начинаются с заглавн буквы или подчеркивания. Константы запис-ся с маленькой буквы или исп-ся кавычки. Константы определ конкретн объекты (sasha,”Sasha”). Анонимные перем (обозн. знаком подчерк-я _) пр. parent(dima,kostya). parent (sasha,nina). Требуется узнать какие люди явл родител без инф о детях. Запрос: parent (X,_).

Осн. разделы: доменов (domains) – тип аргументов предикатов; предикатов (predicates) – объявл все использ предик (просто выписыв) и домены их аргументов. Предикаты задают факты и правила. Имя предикатаначин со строчн или заглавной буквы., м-т исп-ся цифры и знак подчеркивания; предложений (clauses) – располагаются все факты и правила; цели (goal) – описыв запрос. Пример: записать на прологе «все люди смертны, Сократ человек, следовательно Сократ смертен»

Domains – описание типа

X=symbol Х-переменная

Predicates-объяляются все испол-мые предикаты

person (X) человек

mortal(X)смертн

clauses раздел предложений

person (socrates). факт

mortal(X):-person(X). правило

goal раздел целей

mortal(socrates). Запрос смертен ли Сократ

37.Экспертные системы – это пр-ма, кот замен эксперта в конкр предм обл. Возможности:1)рассуждают эвристически,исп-уя для получ. реш-ия несоверш-ые знания.2)отслеживают свои процессы рассуж-ия,выводя промежуточные рез-ты и отвечая на вопросы о процессе решения.3)позв-ют модифицировать базу знаний.

Задачи реш-ые с пом ЭС: интерпретац данных (описан ситуац по инф-ии поступ от датчиков PROSPECTOR- рудоносность районов), диагностика (выявл причины неисправного функц-я систем MYCIN-диагн бакт инф), Мониторинг (сравнение рез-тов набл-я с ожидаемыми RECTOR-набл за ат реакт), проектирование ( XCON-выб оптимальной конфигур комп), прогноз (WILLARD –прогноз погоды), обучение (дигнос-ие и подсказ. прав. решение GUIDON-обуч студ медиков), поддержка принят-я реш (обесп лицо приним-ее реш необх инф). Структура ЭС (рис):

БЗ-база знаний, центральная часть ЭС, содерж правила, методы и знания для реш зад в даннн предм обл. часто делится на БЗ и БД, где хранятся факты.

МЛВ-маш лог вывода, позвол исп БЗ так, чтобы м было получ разумные заключ.

МО- модуль объяснен- сопров реш-е комментар.

МПЗ-мод приобр знаний, изменяет содерж БЗ и БД. Знания о предметной области обеспечивает эксперт. Наиб проблему при разработке ЭС предст проц получ знаний у эксперта. Больш часть знан ост личн собст эксп, т.к. нигде не докум, а эксп знает больше чем осознает. Поэтому сущ-ет проф-я – инженер по знаниям.

Этапы разработки ЭС: 1. идент пр-мы - Уточняется задача, планируется ход разработки ЭС, происходит знакомство и обучение членов коллектива разработчиков, а также создание неформальной формулировки проблемы.  (эксп, инженер, польз-ль) 2. извл зн-й - получение инженером по знаниям наиболее полного представления о предметной области и способах принятия решений в ней (инж, экс) 3. структур-е зн. - разработка неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста, которое отражает основные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной области (инж) 4. формализ-я знаний - разработка базы знаний на языке представления знаний (продукционные модели, семантические сети, фреймы, объектно-ориентированные языки)  (инж, програмист) 5. реализация - разработка программного комплекса, демонстрирующего жизнеспособность подхода в целом (прогр-т) 6. тестиро-е - проверяется работа программ ЭС с целью приведения в соответствие с реальными запросами пользователей (э,польз,инж,прогр-т).

Средства разработки экспертных систем

Различают следующие типы средств разработки ЭС: 1) языки программирования; 2) языки представления знаний (языки инженерии знаний); 3) средства автоматизации разработки (проектирования); 4) оболочки ЭС.

При разработке реальных экспертных систем в большинстве случаев используются так называемые языки искусственного интеллекта типа Лисп и Пролог. Однако в последнее время наметился переход к использованию языков традиционного программирования (С, C++ и т.п.)

38. Нейронные сети. 

Нейронная сеть – раздел иск-го интеллекта, в к-м для обработки сигналов исп-ся явления, аналогичные происходящим в нейронах живых существ. История: 1943-Уильям Маккалок, У.Питтс предлож модель нейрона (нерв клеек мозга, 1949- Хебб. способы обуч нейр сети, 1969-М.Минский, С.Пейперт напис книгу «Персептроны», вней они похорон все перспект НС, нач 80х – новый рассвет НС.(нов мод нейтронов, нов структ НС, нов спос обуч). 

Биол основ. (рис нейрона:тело, аксон-выход, дендриты-входы, синапс.Из тела выходят 2 вида отростков:тонкие-дендриты,долее толстые аксон,входные сигнала поступают ч/з синапсы,наход-ся на дендритах или теле.Выходной сигнал передается аксону ч/з колатералы). Принцип действ: электрохим сигн попад в тело клетки ч/з синапсы на дендритах, измен велич его энегет потенц. Один и тот-же сигн прох ч/з разн синапсы м оказ разн дейсв-е на клетку (увел или уменьш потенциал) возбужд или тормозящ дейс-е. если накопл потенц клетки превыш некотор порогов зн-е, на вых (аксоне) появл сигн, перед другим клеткам. (tсраб=1-2 мс: Е=-70 мв...+3мв). Мн-во клеток работают параллельно - быстродействие. В мозге чела – 1011 нейронов, каждый связан еще с 1000-10000 других. Поэтому несмотря на на малое быстродействие нейронов, паралелльная обработка инф-ии множеством элементовведет к горомной скорости решения задач.Большое число нейронов и свзей м/у ними увелич. надежность нейронной сети.

Обобщенная модель:

W – вес нейтрона, f – фу-я активац, х0- сигн поляриз, определ-й порог срабат.

Входные сигналы хi суммир-ся в нейроне с учетом весовых коэф-тов Wij Сумма поступает на вход функционального блока f (U), вход к-го явл-ся выходным сигналом нейрона. Работа нейрона м.б. описана ф-лой:

. В зав-ти от вида ф-и активации f, различают неск моделей нейронов.

Модели: 1) персептрон f(u)={0,u<0; 1,u>=0. (пороговая ф-я активации). 2) сигмоидальный (ф-я актив-и непрерывная). М.б.униполярной f(u)=1/(1+e-u) и биполярной f(u)=tanh (u).

Преимущества – дифференцируемость, к-я исп-ся при обуч-и. 3) WTA-нейрон. Здесь реализ-ся простое суммирование с учетом весовых коэф-тов. На выходе группа конкурир-х нейронов имеет блок сравнения. У кого сумма больше, тот получает1, остальн – 0.

 

Отдельные нейроны объед-т в сети. Слой – это несколько несвяз м/у собой, нейронов, располож в одной плоск.

39 Генетические алгоритмы. Определение. Схема классического генетического алгоритма. Области применения классических генетических алгоритмов.

Г.А. – это методы поиска решений сложных задач, используя принципы биолог. эволюции (Изменчивость, отбор, наследственность).

Первоначально случайным образом генерируется популяция решений задачи. Далее в ходе решения наименее подходящие решения устраняются наиболее вероятные сохраняются скрещиваются, и дают потомство еще более подходящие решения. И так до тех пор пока не будет достигнуто оптимальное или близкое к нему решение.

Рассмотрим схему Г.А.:

1 – инициализация

2 – оценка

3 – отбор

4 – скрещивание

5 - мутация

Каждый этап имеет множество вариантов реализации. Рассмотрим классический Г.А.

Пример: Дана функция . . Наитии максимум. Для эффективной работы Г.А. возможные решение кодируется двоичными строками – хромосомами, а каждый их отдельный бит – ген. Теперь мы ищем оптимальное решение не во множестве {0,1,2…15}, а во множестве {0000, 0001, 0010…1111}.

  1.  Инициализация. Сл. образом формируется нач. популяция решений. Пример: пусть количество особей в популяции m=b. {0010, 0101, 0111, 1001, 1100, 1110} {2, 5, 7, 9, 12, 14}.
  2.  Оценка. Для каждой особи текущей популяции вычисляется ее приспособляемость (как она справляется с решением задач). Для этого используется функция приспособляемости (оценки). Для примера фун. б/т . Чем больше функция те более приспосабливаются особи. Для примера 0010 (2) - 4, 0101 (5) - 25, 0111 (7) - 49, 1001 (9) - 81, 1100 (12) - 144, 1110 (14) – 196.
  3.  Отбор. Из текущей ситуации выбирают наиболее приспосабливаемые особи. Обычно для этого используется метод рулетки. Ставим в соответствие каждой особи сектор рулетки так, чтобы его ширина была проп-на приспос-ти особи. Запускаем рулетку m раз. Тем самым выбираем m особей для участия в созд-ии следующей популяции. При этом некоторые особи могут выбраны несколько раз: пр: {0111, 1001, 1100, 1100, 1110, 1110}.
  4.  Скрещивание. Отбор особи происходит путем произольного разбиения на пары, и далее скрещиваются. Для двух особей выбирается точка скрещивания и особи обмениваются правыми частями. Пр.0000|00000011

1111|11111100 При этом не все пары подвергаются скрещиванию. Это происходит с некоторой вероятностью 0,6≤ρ≤1. Если особи скрещиваются, то в следующую популяцию переходят их потомки, иначе переходят сами особи.

  1.  Мутация. После скрещивания особи могут мутировать. Для каждой особи просматриваются ее виды и инвертируются с вероятностью 0≤ρмут≤0,001. И т.д. процесс повторяется пока не будет достигнуто условие завершения алгоритма:
  2.  Достигнуто мах кол-во поколений (максимальное время работы алгоритма)
  3.  Популяция прекращает улучшаться (все особи становятся примерно одинаковыми).

Применение:

  1.  Задачи оптимизации (транспортная задача)
    1.  Для составления расписаний
    2.  Создание дизайна
    3.  Создание компьютерных программ (генетическое програмирование)

Обучение нейронных сетей.




1. Б классу Куп`янської ЗОШ 6 Памятник влюбленным был открыт 1 сентября 2002 года на Харьковской площади С
2. ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Приятного чтения Джеймс Х Чейз Ловушка мертве
3. Понятие о синтаксисе пунктуации из истории
4. Міста Австралії та Океанії
5. Виховання наполегливості молодших школярів у процесі позакласної ігрової діяльності
6. ldquo;Евгений Онегинrdquo; подготавливался поэмой ldquo;Руслан и Людмилаrdquo; первым опытом Пушкина в э
7. Будущее экологического образования некоторые предположения
8. пособие подготовлено и составлено в соответствии с учебной программой по медицине катастроф по специальност
9. і М~ны~ арысы Батысты~ берісі Ресейді~ озы~ м~дениеті мен ~ылымынан кенже келе жат~ан ~аза~ ~о~амына игі ы
10. 1 Основные группы промышленных зданий Промышленное строительство это область строительства занимающаяс
11. Античная философия, ее особенности Гармония мира, человека и разума
12. основопол. Принцип котор
13. Система та структура органів прокуратури України
14. Я человека называется мировоззрением.
15. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук.3
16. Деформирующая остеодистрофия
17. Строение ядра атома Ядро представляет собой центральную часть атома
18. Почва и ее плодородие
19. ть это разность му реальной и номинальной харками найденная при заданном значении x
20. Проблемы правового регулирования суррогатного материнств