Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Культурнопросветительская деятельность.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Культурно-просветительская деятельность…………………………...5

Глава 2. Роль Франциска Скорины в формировании отечественной философско-этической и социально-политической мысли……………………….................................................................................12

Глава 3. Франциск Скорина и современность…………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………………...25

ВВЕДЕНИЕ

Франциск Скорина – выдающийся деятель белорусской культуры 16 века, основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветитель Франциск Скорина оказал значительное воздействие на развитие многих сфер белорусской культуры. Его книгоиздательская деятельность  отвечала требованиям времени и широких слоёв белорусского населения, выражала глубокое органическое единство всей восточнославянской культуры, которая была неотъемлемой частью духовной сокровищницы всех европейских народов [1, электронный ресурс].

Таким образом, цель исследования – анализ влияния деятельности Франциска Скорины на формирование белорусской культуры.

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- выявить достижения в культурно-просветительской деятельности;

- отметить роль Франциска Скорины в формировании отечественной философско-этической и социально-политической мысли;

-оценить значимость вклада Франциска Скорина в белорусскую культуру.

Изучение культурно-просветительской деятельности и творческого наследия мыслителя ведется на протяжении вот уже двух столетии. О Скорине существует обширная литература, созданная несколькими поколениями отечественных и зарубежных ученых. Особенно большой вклад в скориноведение внесли советские исследователи [2 , с. 7].

Старший научный сотрудник Института философии и права АН БССР, кандидат исторических наук Подокшин С. А. посвящает свою книги «Франциск Скорина»[2] и «Скорина и Будный: очерк философских взглядов» [14] жизни и творчеству белорусского просветителя. Мировоззрение мыслителя рассматривается на широком фоне социально-экономической, политической и культурной жизни Великого княжества Литовского XVI— XVII вв. Автор показывает тесную связь Франциска Скорины с развитием общественной мысли и философии в Центральной и Западной Европе.

Доктор исторических наук Немировский Е. Л., известен как автор монографий, посвященных славянскому книгопечатанию кирилловским шрифтом, в своем труде «Франциск Скорина: Жизнь и деятельность белорусского просветителя»[4] особое внимание уделяет литературоведческому и книговедческому анализу изданий Франциска Скорины.

В учебном пособии «Философская мысль Беларуси»[3], автор Козел А. А., говорится о мировоззрении Франциска Скорины.

Книга «Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве: [сб. статей]: Федоровские чтения» содержит информацию о жизни и деятельности Франциска Скорины, подробно описываются его издания [6]. Так как Скорина был выдающимся мыслителем своего времени, сведения о нем находятся в книгах Шахновича М.  И.  «Происхождение  философии  и атеизм»[11], Беленького М.  С.  «О  мифологии  и  философии  Библии» [12],  «Очерки истории философской и социологической мысли Белорусии (до 1917 г.)» [13].

Глава 1. Культурно-просветительская деятельность

Франциск Скорина (ок. 1490 - ок. 1541) родился в Полоцке, в православной купеческой семье. По крещении он получил имя Георгий. Что касается имени Франциск, то В.В. Агиевич, убедительно, на наш взгляд, доказал в своих публикациях, что оно является его литературным псевдонимом, которое Скорина получил при вступлении в гильдию печатников [3, с.65].

В 1504 г. имя Скорины (Franciscus Luse de Ploszko – Франциск Лукич из Полоцка) упоминается в списке студентов Краковского университета. В 1506 году он получает степень бакалавра, через несколько лет продолжает образование в Падуанском университете. 9.10.1512 С. успешно сдал замены на степень (доктора медицины). Впоследствии он называет себя «в лекарских науках доктор»[4, 677].

По-видимому,  еще  в  годы  учебы  у  Скорины созрел  замысел  «послужить  посполитому  люду» изданием  книг  на  родном  языке.  Из  Падуи Скорина,  вероятнее  всего,  без  какой-либо  задержки  вернулся  на  родину  и  попытался  заинтересовать  своими  планами  богатых белорусских горожан  Вильно,  и  в  частности  Богдана  Онькова.  Получив  финансовую  поддержку  со  стороны последнего,  Скорина  приезжает  в  чешскую  Прагу.  Можно  предположить,  что  в  течение  нескольких  лет  он  здесь  занимался  гуманистическими  «штудиями»  над  текстом  Священного писания,  организацией  типографии,  подготовкой  к  изданию  Библии.  Чем  обусловлен  выбор Праги  в  качестве  колыбели  восточнославянского  книгопечатания?  Исследователи,  пытаясь  ответить  на  данный  вопрос,  отмечают  ряд  обстоятельств.  Прежде  всего,  Прага  являлась одним  из  центров  развитого  книгопечатания. Большое  влияние  на  выбор  Скорины  оказала родственная  национально-культурная  среда.  Далее,  Прага  являлась  хранительницей  традиций чешского  национально-освободительного  движения  XV века,  в  свое  время  встретившего  горячий отклик  в  общественных  кругах  Великого  княжества  Литовского  

[5, с. 69].   

Образцом при  работе  над  текстом  «Библии  Русской»  Скорине  служила  «Чешская  Библия»,  изданная  в 1506  г.  в  Венеции.  В  то  же  время, как  полагают  исследователи,  Скорина  тщательно  изучал  и  использовал  библейские  книги  на церковнославянском, древнееврейском,  латинском  и  греческом  языках [2, с. 61].

6  августа  1517  г.  в  свет  выходит  первенец Скорины — Псалтырь. Псалтырь превосходно оформлена. Открывается она нарядным титульным листом, на лицевой и оборотной сторонах которого помещены хорошо исполненные гравюры. Одна из них изображает символическое «родословное древо», вторая — легендарного автора книги — царя Давида. Портрет последнего повторен и па спусковом листе, верхняя часть которого занята нарядной П-образной заставкой. Текст книги обильно насыщен гравированными на дереве инициалами. На 142 листах Псалтыри мы встречаем 164 буквицы, отпечатанные с 39 досок. Буквы заключены в прямоугольные, вытянутые по вертикали рамки. Пространство, оставляемое штрихами литеры, умело заполнено рисунком. Сюжет рисунков, как правило, не имеет никакого отношения к тексту книг. Чаще всего встречаются растительные мотивы [6, c. 12].  

Немировским подчеркивается просветительская направленность данного издания: «Псалтырь в ту пору использовали для обучения грамоте. Франциск Скорина специально подчеркнул в предисловии, что первое свое издание он адресует «детем малым як початок всякое доброе науки грамоты, еже добры чести и мовить учит». Этот просветительский характер издательской деятельности Скорины в полной мере проявился в дальнейшем» [6, c. 12].  

Обучающие предназначение имела и Библия: «Скорина видел в Библии не только памятник древней литературы, но и средство для «научения седми наук вызволенных достаточное». Он рекомендовал читать его переводы тем, кто хочет «умети Граматику или по рускы говорячи Грамоту, еже добре чести и мовити учит». Отдельные книги Библии помогут и тем, кто хочет «умети Аритметику», «науку Геометрию, по рускй сказуется Землемерие», кто хочет познакомиться с тайнами «Астрономии или Звездочети». Библию Франциск Скорина переводил постепенно и выпускал в свет отдельными книгами. Всего таких книг в настоящее время известно 19. Не исключено, что была переведена вся Библия»[6, 12].

Книга «Памятники литературы Беларуси XXVIII веков» дает информацию о Франциске Скорине не только как о первопечатнике, но и отмечается его значительный вклад в белорусскую литературу путем перевода Библии: «Скорина — выдающийся белорусский филолог-библеист и переводчик. Он лично осуществил переводы книг Библии на старобелорусский язык, о чем прямо сообщал в «Предисловии Первой книге царств»: «О сих всех книгах, мною на русский язык ново выложенных и о именах их ширей, в предисловиах от мене на кожный роздельно положенных, выписано знойдеши». При этом он прекрасно ориентировался в библейской филологии, знал переводы Библии, сделанные его предшественниками» [7, с. 109].

Первой известной нам библейской книгой в переводе Скорины  является книга Иова, выпущенная в свет 10 сентября 1517 г. Это небольшая книжица (52 листа),- украшенная двумя гравюрами, отпечатанными с одной доски, одной виньеткой и 46 буквицами, отпечатанными с 34 досок. Многие из инициалов раньше встречались нам в Псалтыри. Книга Иова известна в двух вариантах. Первый из них характеризуется отсутствием предисловия и несколько иным набором первых страниц [6, c. 12].

Не прошло и месяца после выхода в свет книги Иова, как появилось новое издание Скорины. 6 октября 1517 г. вышли Притчи Соломона. И эта книга превосходно оформлена. В ней много гравированных инициалов. Одна из страниц обрамлена виньетками. 5 декабря 1517 г. выходит третье издание Скорины — перевод книги Иисуса сына Сирахова. Книга эта замечательна тем, что к ней впервые был приложен портрет переводчика и издателя. Художественное убранство книги представлено гравюрой, изображающей диспут средневековых ученых, одной большой заставкой, одной длинной виньеткой и 54 буквицами, отпечатанными с 36 досок.

В 1518 г. Франциск Скорина издал пять книг. Среди них своим нарядным видом выделяется Песнь песней. Выпущенные Скориной в Праге книги отпечатаны одной лишь черной краской. Исключение составляет Песнь песней, где щедро используется красный цвет. Обычно указывают, что в этой брошюре 11 листов. На самом деле книга представляет собой 12-листную тетрадь. На последнем листе воспроизведена лишь одна заставка. Этот лист сохранился всего только в двух экземплярах книги.

Самое большое из пражских изданий Скорины — книги Царств (242 листа). В ней 12 гравюр. Среди них интересная батальная композиция, изображающая взятие Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором. На последнем листе помещен портрет Скорины. В книге четыре заставки, одна концовка и большое количество гравированных буквиц.

Особенно плодотворным для Франциска Скорины был 1519 год — пражская типография белорусского первопечатника выпустила в свет 11 изданий. Среди них «Книга Бытия», открывавшаяся нарядным титульным листом ко всему изданию, которое Скорина именовал «Бивлия руска». Это первый случай употребления титульного листа в славянской книге кирилловского шрифта. За титулом следовало «Предисловие доктора Франциска Скорины с Полоцка во всю Бивлию русского языка», где белорусский издатель перечислил все книги, которые он предполагал выпустили в свет.

За книгой Бытия последовали книга Исход, книга Левит, книга Числа, книга Второзакония, книга Руфь, книга Иудифь и т. д. Всего в пражских изданиях Скорины помещено 38 иллюстраций, 22 большие заставки, отпечатанные с четырех досок, немало декоративных виньеток, окол 1000 инициалов, отпечатанных со 107 досок [6, с. 13].

На титульном листе Библии изображена, как считают исследователи, печать (герб) Скорины как доктора медицины. Основное содержание этого образа "Луна Солнечная" - получение знаний, физическое и духовное лечение человека. Образ месяца отображает профиль самого первопечатника. Рядом с гербом находится знак "весы", который образовывается буквой "Т", что означает "микрокосм, человек", и треугольником "дельта" (Δ), который символизирует ученого и вход в Царство знаний.

Уникальность первой белорусской Библии также в том, что издатель и комментатор поместил в книгах сложный по композиции и символическому смыслу свой портрет
По мнению некоторых исследователей в символических гравюрах зашифрована догадка о гелиоцентрической системе. Странного в этом ничего нет: у Скорины много общего с Николаем Коперником: примерно в одно и то же время они учились в Польше, находились в Италии, оба изучали медицину и вполне возможно, что и встречались. Но главное не в этом. Скорина и Коперник являются основоположниками нового времени, они оба были порождением одной и той же духовно-исторической среды, поэтому мнение исследователей об упомянутой гравюре имеет право на существование. Наличие этих нововведений - единственный случай за всю историю издания библии в Восточной Европе [8, электронный ресурс].

Существенным  вкладом в белорусскую культуру было распространение книгопечатания на территории Великого Княжества Литовского: «Около  1520  г.  Скорина  покидает  Прагу  и возвращается  на  родину.  Он  обосновывается  в Вильно  и  в  доме  «найстаршего  бурмистра» Якуба  Бабича  устраивает  типографию,  где  им были  «вытиснены»  «Малая  подорожная  книжица»  (1522)  и  «Апостол»  (1525).  Это  первые напечатанные  на  территории  нашей  страны  книги. «Малая  подорожная  книжица»  являлась популярным  религиозным  сочинением  и  предназначалась  для  мирян — ремесленников,  купцов,  и  т.  д.  Она  была  небольшой  по  размеру  и удобной  для  повседневного  пользования.  В  состав  «Малой  подорожной  книжицы»  входили «Псалтырь»,  «Часословец»,  «Акафисты»,  «Каноны»,  «Шестидневец»,  «Святцы»  и  «Пасхалия».  Однако  «Малая  подорожная  книжица» — это  не  только  «карманный  молитвенник».  В  ней содержались  также  определенные  научные  и практические  сведения.  Примечательны  в  этом отношении  две  последние  части  «Малой  подорожной  книжицы»,  в  которых  Скорина  выступает  как  ученый-астроном.  Так,  в  «Святцах» Скорина  вносит  некоторые  поправки  в  устаревший  юлианский  календарь.  По  мнению  Г.  Я.  Голенченко,  эти  поправки  «отвечали  уровню  астрономической  науки  первой  половины  XVI века» [2, с. 33]  

Своего  рода  сенсацией  явилась  находка  в  1957  г.  экземпляра  «Малой  подорожной книжицы»  с  хорошо  сохранившейся  «Пасхалией»,  которая  дала  возможность более  всесторонне  и  глубоко  оценить  астрономические  воззрения  белорусского  гуманиста. В  «Пасхалии»  Скориной  дана  первая  в  восточнославянской  астрономической  науке  сводка лунных  и  солнечных  затмений.  Причем  скорининские  прогнозы  затмений  в  целом  отличаются большой  степенью  точности  в  свете  данных  современной  астрономической  науки  [2,  34].

В марте 1525 г. в Вильне вышла в свет первая точно датированная печатная книга на территории нашей страны — Апостол. Книга эта — церковная. Но, издавая ее, Скорина меньше всего думал о церкви. Рукописные Апостолы, как правило, книги большого формата. Апостол обычно печатали «в лист», предназначая книгу для публичного чтения в церкви. Скорина заботился о просвещении народа и адресует книгу широкому читателю. Поэтому и печатает он Апостол в восьмушку — в удобном карманном формате. В книге 344 листа. Кирилловская пагинация проставлена в правом верхнем углу каждого листа — в четыре счета (раздельно для четырех разделов книги). Проставлена с ошибками — пропущены листы 5—8 1-го счета и 1—4 2-го счета. Отсюда и общее количество листов в литературе обычно указывается ошибочно (351 л., или 702 с). Отпечатана она в две краски — титул, заголовки, некоторые тексты выделены киноварью. Скорина применяет общую для первопечатных славянских изданий технику двухпрокатной печати с одной формы. Иллюстраций в виленском Апостоле нет. Однако здесь обилие заставок, концовок и гравированных буквиц. Использующиеся в качестве заставок и концовок виньетки применены трех различных форматов (63 X 15, 63 X 10 и 63 X 5 мм). В трех форматах выполнены и буквицы. Всего в книге 280 оттисков виньеток и 427 оттисков буквиц.

Апостол 1525 г.— очень редок. В настоящее время известно 10 экземпляров [4, с. 16].

В  Праге  Скорина,  по  всей  вероятности,  выступил  в  качестве  переводчика  и  организатора книгопечатания.  Непосредственно  печатанием

книг  занимались  местные  мастера.  Так,  в  послесловии  к  книге  Есфири  читаем:  «Выложена працею  и  вытиснена  повелением  ученого  мужа Франциска  Скорины  из  славного  града  Полоцка,  в  науках  и  в  лекарстве  учителя»  [9,  109].  

В  Вильно  же  Скорине,  по-видимому,  пришлось совмещать  роли  организатора  издательского  дела  и  печатника.  В  частности,  в  послесловии  к «Апостолу»  он  пишет:  «Выложена  и  вытиснена працею  и  великою  пильностью  доктора  Франциска  Скорины  с  Полоцка»  [9,  152].

«Апостол»  был  последней  изданной  Скориной  книгой.  О  дальнейшей  его  жизни  и  деятельности  наряду  с  рядом достоверных  фактов существуют  гипотезы.  К  числу  гипотез  относится  предположение  некоторых  исследователей о  пребывании  Скорины  в  1525  г.  в  Виттенберге  и  о  его  встрече  с  Лютером,  а  также  версия  о  поездке  Скорины  в  конце  20-х — начале  30-х  годов  XVI  века в  Москву  и  попытке  наладить  там  книгопечатание  на  русском  языке  [2, c. 47].

Существуют сведения, что благодаря Франциску Скорине были введены новые традиции оформления книги: «…ломая традиции первотипографов, стремящихся сделать печатные книги похожими на рукописные, пошел своим путем художественно-технического оформления. Как подлинный новатор печатного дела Ф. Скорина впервые ввел в практику кирилловского книгопечатания титульный лист. Оформлялись его издания своеобразно. Вверху листа помещалась гравюра, сюжет которой соответствовал содержанию книги, а под ней печаталось заглавие самой книги. Заглавие оформлялось большими буквами с начальной украшенной буквицей-инициалом. После титульного листа Скорина помещал свои предисловия, которые обычно занимали несколько страниц печатного текста. Перед текстом книги он давал заставку, в одних случаях большую — с фигурами людей, а в других — малую, в виде линеек с белым рисунком цветов и листьев на черном фоне либо геометрических фигур. Подобными заставками богаты виленские издания Скорины 1522—1525 гг. Только в одной «Малой подорожной книжице» их насчитывается около 600. После заставки он повторно давал заглавие книги и только после этого уже сам ёе текст.

Перенимая традиции лучших венецианских изданий, Скорина украшал книги гравюрами, поясняющими содержание текста. Эту художественную функцию украшения книги несли и большие буквицы-инициалы, исключительно разнообразные. Одна и та же буквица встречается у него в нескольких графических вариантах. Каждый раз она сопровождается рисунками цветов, листьев, рыб, птиц, разных зверей и даже человеческих фигур. По своим художественным достоинствам и уровню исполнения инициалы скорининских книг превосходили многие европейски издания того времени.

Скорина  последовательно   проводил нумерацию печатных листов. Самостоятельные слова в текстах его книг четко выделялись синтаксически. Он употреблял большие буквы в географических названиях: собственных именах, проводил разбивку текста на главы и абзацы, конце каждой книги он, как правило, помещал специальные приписка (колофоны), в которых сообщал, где, когда, кем, а иногда даже и на чьи средства была издана данная книга» [6, 48].

Немировский в энциклопедии Иван Федоров и его эпоха отмечает, что деятельность Скорины оставила значительный след в истории отечественной культуры : «Влияние его типографической техники можно проследить главным образом на книгах, изданных на территории Белоруссии и Литвы. В Несвижской типографии графика шрифта была близка скорининской, однако техника набора совершенно другая. Влияние графики шрифта Скорины можно проследить и в Евангелии В. Н. Тяпинского (1570-е гг.). С досок Скорины отпечатаны заставки и буквицы в книгах, вышедших из виленской Братской типографии – в «Грамматике» Л. Зизания (1596), Псаломнице (1596), «Вертограде душевном» (1620) и др. Близкие копии орнаментики имеются в Псалтыри (Ивье, 1611)»[4, с. 678-679].

Не малую роль играет язык  скорининских  изданий в развитии белорусской культуры. Современные  белорусские  исследователи пришли к следующим выводам: «Сам  Скорина  считал  язык  своих  изданий «русским»  [2, c. 40].  

Подокшин С. А. утверждает следующее: «Впервые  основательное  изучение  языка  Скорины  было  проведено  П.  В.  Владимировым.  Он  считал,  что  скорннинские  издания  являются  памятниками  белорусской  речи начала  X V I  в.» .  В  то  же  время П.  В.  Владимиров  не  отрицал  наличия  в  языке скорининских  изданий  церковнославянского, чешского  и  польского  влияния [2, с. 36]

По мнению  А.  И.  Журавского:  «Язык Скорины — это  в  основном  синтез  белорусской и  церковнославянской  языковых  стихий,  синтез, в  котором  последняя  преобладает.  Скорининские  переводы  исследователь  трактует  как  белорусскую  редакцию  церковнославянского  языка.  В  то  же  время  он  подчеркивает,  что  данное обстоятельство  ни  в  коей  мере  не  снижает  историко-культурного  значения  изданий  Скорины, которые  сыграли  огромную  роль  в  формировании  белорусского  литературного  языка» [2, c. 37].

Подокшин отмечает: «К  подобного  рода  выводам  приходят и  другие  белорусские  ученые-языковеды,  в  частности  М.  Г.  Булахов, А.  М.  Булыка,А.  Е.Баханьков,  М.  Р.  Судник,  Л.  М.  Шакун» [2, c. 37].

Франциск Скорина положил начало белорусскому книгопечатанию, которое изначально вышло на европейский уровень. Ренессансные издания Скорины выделяются высоким качеством печати, характерными художественными, гравюрными и орнаментальными украшениями, шрифтом и другими компонентами издательской эстетики и мастерства. Перевод Библии на старобелорусский язык  - это значительный вклад в белорусскую литературу и образование. Книги Скорины оказали значительное влияние на духовную культуру Беларуси. Также культурно-просветительские традиции Франциска Скорины были продолжены Симоном Будным и Василием Тяпинским.

Глава 2. Роль Франциска Скорины в формировании отечественной философско-этической и социально-политической мысли

Перевод Библии – это не только вклад Скорины  в  развитие  белорусского  литературного  языка, но и значительное влияние на   формирование  отечественной  философской  и  общественно-политической  мысли: «Библия для Ф. Скорины — не только безусловный авторитет веры, но и глубокий источник нравственности, неоценимый объект познания, своеобразный кладезь естественнонаучных, историко-правовых, философских знаний. Но Библия — не абсолютный источник знаний. Они даются Богом «многими и различными путями» [10, с. 32].

Стремление  при  помощи  Библии  обосновать  некоторые,  главным  образом  этические идеи  эпохи  Возрождения  составляет  одну  из существенных  особенностей  философско-комментаторского  творчества  мыслителя.  Библейско-христианская  этика  синтезируется  мыслителем

с  этическими  идеями  античной  философии,  модернизируется  и  адаптируется  в  соответствии  с духовными  запросами  эпохи  Возрождения,  актуальными  социально-политическими  и  национально-культурными  задачами  белорусского, украинского  и  русского  народов — трех  братских  народов,  от  имени  которых  он  выступал.

Этика  Скорины  ориентирует  человека  преимущественно  на реальную,  практическую,  общественно  полезную жизнь,  служение  «пожитку  посполитому»,  овладение  знаниями,  постоянное  интеллектуально-нравственное  совершенствование,  «абы  научившися  мудрости»  люди  «добре  жили  на  свете». «Без  мудрости  и  без  добрых  обычаев,— утверждает  Скорина, — не  ест  мощно,  почстиве  жити людем  посполите  на  земли»,  т.  е. общественная  жизнь — таковой,  полагает  вслед за  Аристотелем  белорусский  мыслитель,  только и  может  быть  земная  жизнь  людей — невозможна  без  знания  и  совершенной  нравственности [2, c. 60].

Большой  интерес  представляют  рассуждения Скорины  о  смысле  жизни  и  высшем  благе.  Эти проблемы  рассматриваются  мыслителем  в  предисловиях  к  Притчам  Соломоновым,  Премудрости  Иисуса,  сына  Сирахова,  Екклезиасту  и  др.

В  Притчах  Соломоновых,  например,  высокое  признание  получают  разум,  мудрость, утверждается  ценность  реальной  земной  жизни и  т.  д.  Проповедь  земного  счастья  и  наслаждения  содержится  в  Екклезиасте.  В  частности, некоторые  идеи  Екклезиаста  сходны  с  этическими  воззрениями  античных  эпикурейцев  и стоиков  [11, с. 97]. В  книге  Премудрости  Иисуса,  сына  Сирахова  также  обнаруживается  отсутствие  веры  в  загробную  жизнь  и воскрешение  мертвых,  утверждается  самоценность  земного  бытия,  в  духе  философии  стоиков

обосновывается  мысль  о  тождестве  естественной  и  божественной  мудрости,  логоса  (разума, закона  природы)  и  бога  [12, c. 133-134]. 

Этика Скорины ориентирует человека преимущественно на реальную, практическую, общественно полезную жизнь, служение «пожитку посполитому», овладение знаниями, постоянное интеллектуально- нравственное совершенствование, «абы научившися мудрости» люди «добре жили на свете». «Без мудрости и без добрых обычаев,— утверждает Скорина, — не ест мощно, почстиве жити людем посполите на земли», т. е. общественная жизнь — таковой, полагает вслед  за Аристотелем белорусский мыслитель, только и может быть земная жизнь людей — невозможна без знания и совершенной нравственности[2, c. 98].

Ф. Скорина призывал к уважению человеческого достоинства, социальной гармонии и солидарности, сохранению чистоты во взаимоотношениях между людьми [7, с. 111].

Высшим принципом человеческого общения, по мнению Скорины, должна быть любовь человека к человеку. Человеколюбие лежит в основе всех прочих добродетелей. «Каждый хрестианин,— пишет он,—...наиболей любовь ко всим да облудаеть, еже ест совершена над все иные дарования,   без нея же ничто   проспешно ест».   Скорина   считал заповедь любви к ближнему   не   простой нормой повседневного поведения, а общим   принципом, законом жизни.    Любовь — высшее начало, обусловливающее единство человеческого бытия.   Это свидетельствовало о гуманистическом характере его этики [13, c. 44-45]. Принцип любви Скорина распространяет не только на представителей христианского вероисповедания, но и «ко иноверном» и «ко всякому человеку». Любовь является нравственным свойством, вытекающим из естественной природы человека. Гуманист Скорина учил, что в другом человеке необходимо видеть такого же человека, как ты сам, независимо от его   положения в обществе, вероисповедания,

национального   происхождения [14, c. 34-35].

Система ценностей белорусского просветителя охватывала сферу семейных отношений — между мужем и женой, между родителями и детьми; сферу социальных взаимоотношений — между вассалами и подданными, между властителями и рядовыми гражданами. Ф. Скорина рассуждал о таинстве брака и природе клятвы, призывал бережливо относиться к народным традициям, стремиться к гуманности во взаимоотношениях [2, c. 87].

Духовные и интеллектуальные искания привели великого полочанина к убеждению, что человек и его жизнь являются высшей ценностью. Каждый имеет определенную миссию на земле. Всякий человек должен использовать данный ему талант на учение общего добра и взаимной любви: «Каждый хрестиянин свое имея дарование, къ посполитого доброго размножению да уделаеть, найболей, любовь ко всим да блюдаеть» [7, с. 111].

Скорина ставит перед человеком задачу самопознания, постижения своего внутреннего мира. «Ест наивышшая мудрость,— пишет он,— розмышление смерти, и познание самого себе». Как известно, главным предметом теоретического исследования сделали человека софисты и Сократ, которые провозгласили этику основной отраслью философского знания  [14, с. 30].

В эпоху Скорины была глубоко гуманистическая по своей сущности мысль, утверждавшая природное равенство людей независимо от религии, приоритет общечеловеческих моральных принципов по сравнению с вероисповедническими различиями, единство античной и христианской культур. Основной постулат естественного нравственного закона, выводимого мыслителем из разума, формулируется следующим образом: поступай со всеми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой, и не поступай с другими, таким образом, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой. На этом рациональном, естественно­нравственном принципе, полагает Скорина, основаны все «писаные» моральные законы, в том числе и закон Ветхого и Нового заветов.  «Закон прирожеиый,— пишет мыслитель,— в  том наболей соблюдаем бываеть: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети. А на том, яко на уднении, вси законы писаный заложены суть». Этим естественным нравственным законом руководствовались и руководствуются люди на протяжении всей истории. «Тым же обычаем,— пишет Скорина, — и ныне единый кажный человек, имея розум, по знает ъ, иже непослушание, убийство, прелюбыдеание, ненависть, татба, несправедливость, злоимание, неволя, досаждение, гордость, злоречение, нелютость, клеветание, зависть и иная тым подобная злая бытн, понеже сам таковых речей от иных не хощеть терпети». Скорина, таким образом, стремится отыскать некий универсальный рационально-нравственный принцип, приемлемый для всех людей независимо от социального положения и религиозной принадлежности, на основе которого можно было бы регулировать общественную жизнь

[14, с. 36].

Источник нравственных понятий Скорина видит в самом человеке, его разуме, личном отношении к богу. Тем самым он подрывает этический онтологизм Августина и Фомы Аквинского, согласно которому добро обладает объективной природой, существует до человека и приобщение к нему возможно только при посредничестве церкви, дарующей человеку «божью благодать». Человек у Скорины «самовластен», ему не нужны никакие внешние подпорки для достижения нравственного идеала. Именно поэтому в своих комментариях мыслитель акцентирует внимание на морально-этической стороне Библии, игнорируя ее религиозно-догматическое содержание или отводя ему незначительное место. Скорина стремится постичь внутреннюю, преимущественно философско-этическую, сущность Библии, осмыслить некоторые аккумулированные христианством фундаментальные общечеловеческие моральные ценности. Учение Скорины о способности человека своими собственными усилиями достичь морального идеала давало православным ортодоксам все основания обвинить его в пелагианстве [13, с. 50].

Важнейшим моментом духовности человека является мудрость, понимаемая Скориною как неограниченный   полет   разума, стремление к познанию мира [14, с.38].

«Мудрость и добрые обычаи», согласно Скорине, достигаются не только «путем разума», но и «путем прикладу», т. е. в результате изучения Библии, подражания ее положительным героям, в результате следования ее этическим заповедям. Идеалом мудреца для Скорины является человек, соединяющий в себе библейскую мудрость и мудрость философскую, «духа святого и философии исполненный, еврейского языка и греческого досконале умелый». В данном высказывании опять-таки видна характерная для Скорины попытка синтеза культурно-философских традиций античности и христианства. О мудрости Скорина предпочитает говорить больше в научно-философском, чем в теологическом смысле. В его представлении «мудрость» — это главным образом знание. «Мудрость» и «наука» у Скорины постоянно соседствуют друг с другом: «Они же хотять имети добрые обычае и познати мудрость и науку»; «милосник наукы и мудрости». Вероятнее всего Скорина понимает мудрость в аристотелевском смысле, как знание сущего. Он является противником теологической концепции науки, созданной Фомой Аквинским. Как известно, согласно Фоме, подлинная мудрость — это стремление к богопознанию. Знание у него выступает в качестве служанки богословия. Скорина же весьма скептически относится к возможностям человеческого разума в этой области. В первую очередь мыслитель призывает своих соотечественников овладеть земной мудростью, реальными знаниями. С этой точки зрения, как уже отмечалось выше, он и рассматривает Библию. Скорининская трактовка мудрости родственна учению стоиков о том, что перед каждым человеком открыта возможность для достижения интеллектуально-нравственного совершенства посредством приобщения к знанию [2, c. 106-107].

 Образование, культура указывают человеку путь к индивидуальному и общественному благу, являются основой моральных добродетелей, земного счастья. Причем доступ к моральному идеалу открыт каждому человеку, поскольку добродетели можно научиться. Необходимо отметить, что, обращаясь к  внутреннему миру человека, проявляя заботу о  его интеллектуальных и нравственных добродетелях, Скорина тем самым утверждал один из прогрессивных ренессансно-гуманистических принципов, согласно которому истинное достоинство и благородство человека состоят не в происхождении, не в знатности, не в общественном положении и, наконец, не в религиозном рвении, а в таких качествах, как интеллект,  моральный облик, способности, благодаря которым он приносит реальную пользу обществу.

В центре внимания Скорины находится одна из важнейших философско-этических проблем — проблема соотношения индивидуального и общественного блага [2, c. 108].

Общественный интерес стоит у Скорины над личным, все свои способности и таланты человек должен   использовать в интересах общественного блага. Свою собственную деятельность Скорина также рассматривал, прежде всего, как выполнение  общественного долга, который состоит в служении своему народу, своей родине [14, стр.33].

При рассмотрении философских взглядов Скорины нельзя обойти вопроса о его  патриотизме. В период Возрождения большинство гуманистов Европы  чувствовали неразрывную связь со своим народом, стремились содействовать  развитию его культуры. Был кровно связан с Белоруссией и Скорина. В его предисловиях встречаются глубоко патриотичные высказывания. Они и сегодня волнуют читателя. В этом отношении особенно  показательно  предисловие к одной из них, Библии — «Юдифь», которая по Существу является  фантастическим романом, рассказывающим о войне древних ассирийцев и иудеев.

Ф. Скорина восхищается мужеством Юдифи, рекомендует читать эту книгу «Библии», чтобы «яко зеръцало, жену свою преславную пред очима имеюще, в добрых делех и в любви (отчины не толико жены, но и мужи наследовали и всяко тружания и скарбов для посполитого доброго и для отчины своея не лютовали».

Именно в этом предисловии написаны общеизвестные сегодня слова о любви к тому месту, где человек родился: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають своя; птици, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рибы плывающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы подобная боронять ульев своих,— тако ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую имеють». Так мог писать только великий патриот, который всю силу, разум, энергию и знания  отдал на благо народа.

Считая себя белорусом, Скорина всей деятельностью служил «посполитому доброму», «братии своей Руси»:  «Тако ж и мы бытия, не можем ли во великих послужити посполитому люду рускага языка, сие малые книжки праци нашее приносимо им».

Патриотизм Ф. Скорины был не созерцательным, а действенным. Он не только любил свою родину, но и стремился делать для нее как можно больше

[8, с.47-48].-очерки филос. и соц. Мысли.

Являясь  выразителем  идеологии  горожан,  Скорина  придавал  большое  значение  вопросам  правового  регулирования  общественной  жизни,  стремился  утвердить  авторитет  законности,  в  частности  он пытался  обосновать  концепцию  «естественного права».  Скорина  считал,  что  в  основе  правовых и  моральных  норм  лежит  «прироженый  закон», написанный  богом  «в  серци  единого  кажного человека»  и  зафиксированный  в  человеческом разуме.  Разум  дает  возможность  человеку  четко отличать  добро  от  зла,  справедливо  поступать

по  отношению  к  другим  людям  [9,  c. 93—94].

Мыслитель последовательно выступал за построение правового государства отстаивал необходимость регулирования писаными законами важнейших сфер общественной деятельности.

По его мнению, каждый закон должен быть справедливым, основанным на традициях народа, доступным для всех граждан, направленным на общую пользу: «Абы были права их, или закон почтивыи, справедливый, можныи, потребный, пожиточныи подле прирожения, подлуг обычаев земли, часу и месту пригожий, явный, не имея в собе закрытости, не к пожитку единого человека, но к посполитому доброму написании».

Особая роль в государстве, по его мнению, принадлежала общему, международному, государственному, военному, торговому, семейному и уголовному праву. Согласно определению Ф. Скорины, фундаментальное назначение, миссия законов состоит в том, чтобы гарантировать свободы порядочных людей и сдерживать неблагонадежных лиц от совершения преступных деяний: «И вчинены суть права или закон для людей злых, абы боячися казни, усмирили смелость свою, и моци не имели иным ушкодити; и абы добрый межи злыми в покои жити могли».

В «Предисловии к Первой книге царств» Ф. Скорина раскрыл истоки права и зарождение правовой мысли. Он назвал имена первых создателей гражданского права, среди которых — греческий царь Фараней, египтянин Меркурий Тримеист, афинянин Солон Философ, лакедеминянин Ликург, римлянин Нума Пампилий, которые оставили для своих стран и народов фундаментальные сборники законов [7, с. 112].

Скорина предъявляет   к законодательству самые серьезные требования.   Закон должен быть справедливым, пользоваться уважением и влиянием   в обществе,   быть необходимым для него, составляться в соответствии   с обычаями страны   и своего времени.   Он должен быть ясным и не содержать возможности для его неадекватного истолкования. Божественные и человеческие законы, полагает Скорина, «межи собою ся не сровнавають, понеже иные, а иные иным, а иным языком ся любять. Толико в том хотят ся згожати, абы были права их, или закон почтивыи, справедливый, можныи, потребный, пожиточныи подло прирожения, подлуг обычаев земли, часу и месту пригожий, явный,   не имея в собе закритости...». И главное, законы должны быть «ни к пожитку единого человека, но к посполитому  доброму   написаныи».   

Закон у Скорины выступает   как всеобщая   мера, на основе  которой должна   осуществляться социальная гармония,  строиться общество как единый    социальный    институт. Нарушение этой меры ведет к дисгармонии, к разрушению общества как гармонического целого.   Хотя в феодальном обществе право являлось выражением воли господствующего   класса — феодалов, утверждение «культа закона», поднятие его авторитета, несомненно, было также в интересах   и   «люду   посполитого» — трудового народа Белоруссии. Это   свидетельствовало о горячем   и искреннем   стремлении Скорины ограничить феодальный произвол, сделать законность и правопорядок нормой для общества. Скорина близко подходил к буржуазному пониманию справедливости как формально-правового равенства   всех людей перед законом. Выдвижение Скориною проблемы  права и законности говорит о том,   что он был связан с белорусской действительностью начала XVI в., осознавал и реально оценивал актуальные социально-политические задачи, стоявшие перед обществом и государством [14, c. 37].

Большое  значение  придавал  Скорина  совершенствованию  системы  судопроизводства,  в  основе  которого,  по  мнению  мыслителя,  также должен  лежать  принцип  справедливости.  Он полагал,  что  судьи  должны  судить  людей  не «яко  цари  или  властели  вышний,  силу  имеющс

над  ними,  но  яко  ровнии  и  товарищи,  раду  им даючи  и  справедливость  межи  ними  чинячи». «Судьи  и  справце...— пишет  Скорина,  ссылаясь

на  Второзаконие,— да  судять  людей  судом справедливым,  и  да  не  уклонятся  ни  на  жадную страну,  и  да  не  зрять  на  лица,  и  не  приимають даров,  понеже  дарове  ослепяють  очи  мудрых людей  и  зменяють  слова  справедливых.  Справедливе,  что  справедливаго  ест  чините,  абы  есте живи  были  и  владели  землею»  (там  же,  115). Характерно,  что  эта  же  мысль  обосновывается в  эпиграфе  к  Статуту  Великого  княжества  Литовского  1588  г.:  «А  справуйте  все  щире,  нет бо  пред  господем  богом  нашим  неправости ани  бракованья  особ,  ани  пожеданья  даров (2  Пар.  19).  Милуйте  справедливость,  которые судите  землю  (Прем.  1)»  [2, c. 86].  

Беззаконие  Скорина  трактовал  как  величайшее божье  наказание  людям  и,  напротив,  законность— как  великое  благо  [9,  c. 115— 116].

  Закон  у Скорины  выступает  как  основа  социальной  гармонии.  Нарушение  законности,  правосудия  ведет  к  разрушению  общественного  согласия  и единства.  Утверждение  «культа  закона»,  поднятие  его  авторитета  свидетельствовали  о  горячем  и  искреннем  стремлении  мыслителя  ограничить  феодальный  произвол,  сделать  законность и  правопорядок  нормой  для  общества  и,  несомненно,  находились  в  русле  интересов  «люду посполитого» — ремесленников  и  купцов  Великого  княжества  Литовского.  Постановка  Скориной  проблемы  совершенствования  законодательства  и  судопроизводства  говорит  также  о  том, что  он  был  связан  с  отечественной  действительностью  начала  XV I  в.,  осознавал  и  реально оценивал  актуальные  социально-политические

задачи,  стоявшие  перед  обществом.  Намерения Скорины  повлиять  на  государственную  политику  говорят  о  его  активной,  деятельной  натуре

гуманиста  и гражданина.

Политическим  идеалом  Скорины  являлась просвещенная,  гуманная  и  сильная  монархическая  власть.  Идеальными  государями  он  считал

древневосточных  монархов  Соломона  и  Птолемея  Филадельфа,  древнегреческих  и  римских царей  и  законодателей  Солона,  Ликурга,  Нуму Помпилия  и  др.  В  представлении  мыслителя, правитель  должен  быть  благочестивым,  мудрым, образованным,  добродетельным,  чутким  по  отношению  к  своим  подданным,  справедливым. Государь  обязан  управлять  страной  в  строгом соответствии  с  законами,  следить  за  правильным  исполнением  правосудия.  Вместе  с тем  правитель  должен  быть  сильным  и  грозным,  уметь в  случае  необходимости  защитить  свой  народ [9, c. 52].  Предпочтение  Скорина  отдавал «мирному  государю».  Так,  заслугой  царя  Соломона  он  считал,  что  «был  мир  и  покой  по  вся

времена царства его»  [9, c.  17].

Апелляция Скорины к правопорядку и законности свидетельствует об известной степени экономической и социально-политической развитости белорусского феодального общества, а также о том, что общественные   отношения в стране все больше принимают характер правоотношений. Все это отражало постепенное накопление и развитие буржуазных тенденций в экономической,   социальной, политической и культурной сферах жизни белорусского народа. Намерения Скорины повлиять на политику господствующего класса и   государства говорят о его активной, деятельной   натуре гуманиста и гражданина. Выходом   в свет трех изданий Статута Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588 гг.) и другими социально-правовыми  мероприятиями   этого времени история подтвердила  перспективность философской позиции Скорины и правильность его прогнозов общественного развития. Социально-правовые идеи Скорины получили дальнейшее развитие в творчестве М. Тышкевича, А. Волана, Л. Сапеги, С. Будного и других мыслителей Белоруссии XVI века. [14, с.54-57].

Философско-этические взгляды Франциска Скорины сыграли значительную роль в формировании самосознания и таких основных качеств белорусского народа, как толерантность, мудрость, патриотизм, миролюбие.

Социально-политические идеи говорят о прогрессивных гуманистических взглядах и о значительном вкладе, внесенном в правовую науку, особенно в теорию государства и права.

Глава 3. Франциск Скорина и современность

Белорусский народ свято хранит память о своём выдающемся земляке, одном из величайших исторических деятелей. Его имя носят университет в Гомеле, центральная библиотека, педагогическое училище, гимназия №1 в Полоцке, гимназия №1 в Минске, негосударственное общественное объединение "Общество белорусского языка" ("Таварыства беларускай мовы")[8, электронный ресурс] - белорусское общественное объединение, занимающееся культурно-просветельской деятельностью в сфере сохранения, возрождения и популяризации белорусского языка и белорусской национальной культуры [15, электронный ресурс], и другие организации и объекты. В 1980 г. Государственный банк СССР выпустил памятную монету достоинством в 1 рубль с его изображением Скорины по случаю 500-летия со дня его рождения. Именем Скорины названы улицы во многих городах Республики Беларусь и других стран.

В его честь названы высшие государственные награды Республики Беларусь - медаль (1989 г.). и орден 4 (1995 г.) [8, электронный ресурс].   Медалью Франциска Скорины награждаются работники науки, образования и культуры за отличные достижения в профессиональной деятельности, значительный личный вклад в развитие и приумножение духовного и интеллектуального потенциала, культурного наследия белорусского народа [16, электронный ресурс]. Памятники Скорине установлены в Минске (один - во дворе Белорусского государственного университета, а второй - рядом с Национальной библиотекой Республики Беларусь), ПолоцкеЛидеКалининграде,  Вильнюсе, Праге. Именем С. названа малая планета № 3283, открытая советским астрономом Н.И. Черных [8, электронный ресурс].

Сохраняя историко-культурное наследие, и тем самым, пополняя туристско-экскурсионный потенциал, на родине просветителя был открыт музей белорусского книгопечатания им. Франциска Скорины, который является одним из одиннадцати музеев Национального Полоцкого музея-заповедника и посвящен истории книги – от первых рукописей до современного издания. 
Здесь можно увидеть старинные письменные приборы, печатный станок, бумажный пресс, инструменты для письма.
Экспозиция размещается в 15 залах на двух этажах и содержит около 2500 тысяч экспонатов. Некоторые из них, например, «Евангелие учительное», датируется 1595 годом.
Чтобы почувствовать дух времени и представить, как выглядел процесс книгопечатания, в музее воссоздана мастерская – скрипторий, где сидит монах с гусиным пером в руках. А в реконструированной типографии XVII – XVIII веков над созданием книги трудятся наборщик и печатник. Невольно начинаешь думать о том, как далеко шагнули современные технологии. А ведь все начиналось с примитивных устройств, и времени на создание одного печатного экземпляра требовалось куда больше, чем в наши дни

[17, электронный ресурс]. 

В Бресте находится Набережная Франциска Скорины: «…расположена в юго-восточной части города (бывшая деревня Шпановичи). Протяженность 500 м - по правому берегу реки Мухавец от бульвара Шевченко до улицы Краснознаменной. Прежние названия - Надречная (до 1921 г.), Надбжежна (1921-1939 гг.). Набережная (1939-1990 гг.). Набережная Ф. Скорины (с 1990 года по настоящее время). Окончательно сформировалась в 1960-1970-е годы [18, электронный ресурс]. 

Также личность Франциска Скорины заинтересовала белорусских писателей и поэтов: «В белорусской литературе уже накоплена известная традиция художественного воплощения образа великого просветителя Франциска Скорины.

Художественную скориниану составляют произведения разных жанров: от стихотворений до романов. В основе их лежат исторические мотивы, по трактовке которых эти произведепия условно могут быть разделены на исторические и лирические. Внимание писателей образ Скорини привлек около семидесяти лет назад, когда М. Богданович (1891—1917)- создал стихотворение «Безнадежность». От Богдановича и идет линия, связанная с эмоционально-экспрессивным изображением образа великого белорусского деятеля в поэтическом освещении.

Франциску Скорине посвящено три больших полотна белорусских писателей. Их анализ приводит к выводам об определенных тенденциях в трактовке этого образа [6, c. 48]

Проводятся важные мероприятия и разрабатываются программы по возрождению и сохранению наследия Франциска Скорины: «В 2003 г.  по инициативе немецкого слависта Ганса Ротэ сотрудники Национальной Академии наук (НАН) Беларуси и Боннского университета (Германия) подготовили факсимильное издание "Библии" "Апостола" с комментариями на немецком и английском языках. Издание было профинансировано федеральным правительством Германии в рамках комплексной программы "Библия". Первую часть книги подготовили ученые НАН Беларуси. В ней помещены комментарии наиболее значимых аспектов деятельности С., этапы его жизни и творчества, развернутые статьи профессора Лондонского университета Арнольда МакМиллина и лингвистические комментарии к "Апостолу" профессора Боннского университета Ганса Роте. Вторую часть издания составляют факсимильные тексты "Апостола", изданного в Вильно в 1525 году (1055 страниц и более 50 иллюстраций) [8, электронный ресурс].

Пражская Псалтырь Скорины – очень редкое издание. Сохранились только 2 экземпляра книги. 1-й экземпляр найден московским библиофилом А. И. Хлудовым на Нижегородской ярмарке. Книгу ввел в научный оборот

А. Е. Викторов. В 18 веке этот экземпляр принадлежал крестьянину Пошехонского уезда Ухтомской волости Логину Матвееву, который оставил запись на обороте последнего листа (книга находится в ГИМ). Судьба книги свидетельствует, что грамотность на Руси в крестьянской среде в 18 веке была распространена шире, чем это обычно считается. 2-й экземпляр в 1904 году приобретен Императорской Публицистической библиотекой (продавец не известен); сохранился титульный лист с небольшой гравюрой, изображающей царя Давида (хранится в РНБ)[4, 677].

В Беларуси разрабатывается программа по выпуску факсимильного издания полного собрания книг Франциска Скорины. Проект, рассчитанный пять лет, приурочен к 500-летию книгопечатания, которое отметят в 2017 году. Накануне в Национальной библиотеке Беларуси заместитель директора библиотеки по научной работе и издательской деятельности Александр Суша и председатель правления ОАО «Банк БелВЭБ» Павел Каллаур подписали в печать первый том полного собрания книг Франциска Скорины.

Эта церемония ознаменовала начало общенационального проекта по подготовке и выпуску первого факсимильного издания полного собрания книг белорусского и восточноевропейского первопечатника. Проект приурочен к 500-летию издания Франциском Скориной первой книги для восточных славян, которое будет отмечаться 6 августа 2017 года. Инициаторами и основными исполнителями проекта стали ОАО «Банк БелВЭБ» и Национальная библиотека Беларуси, которая является главным научным учреждением в области хранения, изучения и популяризации книжного наследия страны.

Все работы по проекту выполняются в рамках реализации государственной программы «Культура Беларуси» на 2011-2015 годы. Программа направлена на возвращение книжного наследия белорусского и восточноевропейского первопечатника в научный и общественный оборот Беларуси; позиционирование Беларуси как государства с богатой и древней культурой, тесными историческими связями со странами Европы и Россией. Также программа направлена на научное исследование феномена белорусского Возрождения и творчества наиболее яркого его представителя — Франциска Скорины. Еще одна цель программы — пополнение электронной национальной библиотеки качественными копиями ценнейших книжных памятников Беларуси; актуализацию наследия Франциска Скорины в отечественной системе образования и воспитания.

Реализация проекта рассчитана на пять лет, с 2013 по 2017 годы, исходя из объема работ по получению цифровых копий оригинальных изданий Франциска Скорины, подготовке и печати факсимильных изданий, научному сопровождению. За этот период предполагается выпустить факсимильное издание 25 книг в 20 томах, напечатанных Франциском Скориной в Праге и Вильнюсе. Основу составят электронные копии сохранившихся книг первопечатника, которые находятся в библиотеках и музеях Беларуси, России, Украины, Германии и других стран. Факсимильное издание с максимальной полнотой восстановит книги Франциска Скорины. В них будут сохранены структура, содержание, особенности шрифтов и гравюр оригинальных изданий, переданы все штрихи, приобретенные на протяжении 500-летнего существования [19, электронный ресурс].

Белорусский просветитель почитается не только у себя на родине, но и зарубежом: «В столице Чехии Праге проходят мероприятия, посвященные нашему знаменитому земляку Франциску Скорине, который жил и работал в этом городе, и где он издал свою первую книгу.

В «Днях Франциска Скорины в Праге-2012» приняли участие белорусские дипломаты, представители белорусской диаспоры и артисты, в числе которых была полочанка, органистка концертного зала Софийского собора, Почетный гражданин города Полоцка Ксения Погорелая»

[20, электронный ресурс].

В Праге открыт первый и единственный за пределами Беларуси памятник выдающемуся ученому и просветителю Франциску Скорине, празднование 510-летия со дня рождения которого прошло в ноябре 2000 года [21, электронный ресурс].

В Падуе установлена вывеска в честь Франциска Скорины.

Она была установлена в 1992 году. Размещена вывеска во Дворце дель-Бо, где и теперь находится Падуанский университет Италии.

Также имя Франциска Скорины и его портрет находятся в зале 40 наиболее выдающихся выпускников этого высшего учебного заведения

[22, электронный ресурс]. 

За выдающуюся деятельность, память о Франциске Скорине пронесена сквозь века, а его достижения  стали культурным наследием белорусов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из поставленных задач, в результате проведённого исследования, следует сделать следующие выводы:

Скорина — основоположник  книгопечатания на белорусских землях.

Издания Скорины выделяются высоким качеством печати, характерными художественными, гравюрными и орнаментальными украшениями, шрифтом и другими компонентами издательской эстетики и мастерства.

Скорина — первый  восточнославянский  переводчик  Библии  на  близкий  к  народному язык,  ее  комментатор  и  издатель.  Перевод Библии на старобелорусский язык  - это значительный вклад в белорусскую литературу и образование. Книги первопечатника оказали значительное влияние на духовную культуру Беларуси. Также культурно-просветительские традиции Франциска Скорины были продолжены Симоном Будным и Василием Тяпинским.

Скорина — выдающийся  восточнославянский мыслитель-гуманист  эпохи  Возрождения. Он явился основоположником ренессансно-гуманистического направления в отечественной философской и общественно-политической мысли, национальной традиции в истории белорусской культуры.  Он обращается  к  проблемам  человека  и общества  и  пытается  дать  их  решение. В  мировоззрении  белорусского  гуманиста  доминирует  этический  момент. Огромную  роль  сыграла  скорининская  Библия  в  становлении  и  развитии  общественного сознания  и  самосознания  восточнославянских народов. Издание Библии на языке народа само по себе становилось мощным фактором раскрепощения  сознания и демократизации общественной жизни.

Социально-политические идеи говорят о прогрессивных гуманистических взглядах и о значительном вкладе, внесенном в правовую науку, особенно в теорию государства и права.

Франциск Скорина стал самым ярким представителем гуманистического и демократического направления в отечественной общественной мысли. Его литературное наследие и по сей день является важным историко-культурным достоянием Республики Беларусь. Память о Франциске Скорине чтится не только в Беларуси, но и зарубежом.

 

Список использованной литературы

  1.  Электронный ресурс. Режим доступа: http://cepreu.disna.blog.tut.by/2011/03/14/frantsisk-skorina-i-ego-vremya. Дата доступа: 14. 03. 2014.
  2.  Подокшин, С. А. Франциск Скорина / C. А. Подокшин. – Москва: Мысль, 1981 – 215 с. – (Мыслители прошлого).
  3.  Козел, А.А. Философская мысль Беларуси: Учебн. пособие /

А. А. Козел. - Мн.: Амалфея, 2004. - 352 с.

  1.  Немировский, Е. Л. Иван Федоров и его эпоха: энциклопедия / Е. Л. Немировский. – Москва: Энциклопедия, 2007. – 910 с.
  2.  Падокшын  С.  А.  Гусізм  і  грамадскі  рух  Беларусі  і  Літвы  XV —X V II  ст. — 450  год  беларускага кнігадрукавання / С. А. Падокшын. – Мн.: 1969.
  3.  Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве: [сб. статей]: Федоровские чтения, 1977 / редкол.: А. А. Сидоров. – Москва: Наука, 1979 – 279 с.
  4.  Памятники литературы Беларуси XXVIII веков / сост., лит. обраб. текста, пер. на рус. яз. И. В. Саверченко. – Мн.: Беларус. Энцыкл. Iмя     

        П. Броўкi, 2013. – 462 с.

  1.  Шандриков А. С. Скорина Франциск. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russika.ru/t.php?t=4196. Дата доступа: 11. 09. 2010.
  2.  Коршунаў, А.Ф. Літаратурна-публіцыстычная (спадчына Францыска Скарыны // Францыск Скарына: Прадмовы і пасляслоўі // А. Ф. Коршунаў. - Мінск, 1969. -

С. 182–197.

  1.   Лабынцаў, Ю. Скарынаўскі каляндар. Эклезіяст, або саборнік у перакладзе і выданнi Францыса Скарыны / Ю. Лабынцаў. - Мінск. 1990. - с. 195.
  2.   Шахнович,  М.  И.  Происхождение  философии  и атеизм / М. И. Шахнович. - Л.,  1973. -  250 с.
  3.  Беленький  М.  С.  О  мифологии  и  философии  Библии / М. С. Беленький. -  М.: Наука.  1977. -  285 с.
  4.  Очерки истории философской и социологической мысли Белорусии (до 1917 г.) / [редколлегия: К. П. Буслов [и др.]]. – Минск: Наука и техника, 1973 – 557 с.
  5.   Подокшин, С. А. Скорина и Будный: очерк филос. взглядов / C. А.  Подокшин; науч. ред. А. С. Махрович. – Минск: Наука и техника, 1974 – 175 с.
  6.   Электронный ресурс. Режим доступа: http://blackterror.org. Дата доступа: 17. 04. 2009.
  7.   Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.belarus.by. Дата доступа: 10. 09. 2009.
  8.  Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rutraveller.ru. Дата доступа: 09. 06. 2010.
  9.   Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.brest-sv.com. Дата доступа: 02. 04. 2012
  10.   Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.prof-press.by/belarus/news/culture/16018.html. Дата доступа: 27. 12. 2013.
  11.   Елена Каленик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pvestnik.by. Дата доступа: 27. 09. 2012.
  12.   Электронный ресурс. Режим доступа: http://czech.mfa.gov.by. Дата доступа: 16. 05.2012.
  13.  Электронный ресурс: Режим доступа: http://euroradio.fm. Дата доступа: 10. 12. 2012




1. Таз Его соединения
2. Сумерки Пролог Нет Это наверное какаято ошибка раздался у самого края воды умоляющий
3. Лабораторная работа 1 Исследование аккумуляторной батареи Студент- Группа-
4. Тонко раскатать тесто
5. Механизм денежно-кредитной политики Франции
6. Русская интеллигенция как отводок европейской культуры
7. Взаимодействия двух радикально пульсирующих пузырьков газа в жидкости
8. Великий инквизитор
9. рефератов по курсу ldquo;Экологияrdquo;
10. Теоретична механіка теоретична механіка РОЗДІЛИ ДИНАМІКА системи Елемент
11.  Создайте простой круг используя Ellipticl Mrquee Tool
12.  Общая часть темы 115
13. Ru 31р Начало формы Конец формы Дейл Карнеги
14. Тема 1. Сущность цели и задачи финансового менеджмента на предприятии Место финансового менеджмента в у
15. Социально-политическое учение Конфуция
16. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека так ка
17. Свежий ветер Введение Веревочный курс это серия специально подготовленных упражнений для малых гр.html
18. . PF флаг четности
19. детоводитель Понятие педагог подразумевает профессию социальную роль вид деятельности и ее направле
20. Исковое заявление О выселении