Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Ведение. Три стороны сознания мышления язык.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 4.6.2024

     Содержание.

     Ведение.

  1.  Три стороны сознания, мышления, язык.
  2.  Три стороны coзнания.
  3.  Сознание и мышление.
  4.  Сознание и язык.

Вывод.

Литература.

Ведение.

Глава l

  1.  Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многообразность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всего привлекало пристальное внимание философ, определения места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей деятельностью предлагает выяснения природы человеческого сознания. Для философии это проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности познания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, на все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализам сознания как специфический человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Это форма характеризуются, прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как на теме особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управления им.Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии но и специальных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско - мировоззренческого позицию в трактовке сознания.

   Сознания выступают как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способом общения которые возникают и развиваются на основе практически – преобразовательной деятельности оно не только отражает, но и творит мир. Сознания с самого начала является общественным продуктом. Оно возникают и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

1.1Три стороны сознания.

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознания мгновенно связывают, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознания как чудо из чудес мирознания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как «Я», устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости  и т. д. Можно выделить три стороны сознания: предметное сознания (сознания, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий ); самосознание ( сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себе как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой. В предметом сознании о котором говорилось в предыдущем разделе и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе ( помните об образе самого себя у каждого человека ? ).  В духе человека возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводит дома, посылать в космос ракеты. Что касается души делом. Душа, ее глубина и развитость делают человека живым. Познавать мир, развивать цивилизацию в принципе мог бы и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Душа – нечто более значительное и глубокое, чем дух. И предметное сознание, и самосознания ( дух ) укоронены в душе. Они словно листья и ветви дерева, а душа – его корни.

   В глубине человеческого сознания течет словно невидимая река, поток душевных переживании, который постоянно меняется, варьиируется, расширяется. Душевная жизнь подобна мелодии, которая все время меняется от, каждой новой присоединенной ноты. Каждое новое впечатление откладывается в нашей душе, изменяя весь его строй. Сознании никогда не возвращается в прошлые состояния, потому что тянет за собой все прошлое. Все, что ни случилось бы с человеком, откладывается в его понятия и попадая в точно такую же ситуацию ( каждый раз приходя в один и тот же класс, к тем же самым ученикам и учителям, на те же уроки ), человек каждый раз – уже другой, у него больше опыта, больше переживаний, больше впечатлений поток душевных переживаний имеет свое внутреннее пространство и время, лучше сказать - пространственные и временные горизонты, благодаря которым мы можем познавать пространство и время окружающего мира. Каждое переживание имеет будущий и прошлый временной горизонт, то есть каждое переживание как бы «оттеняет» себя, бросает тень в прошлое и будущее. Мы слушаем музыку, и в каждый данный момент мы считаем только одну ноту или аккорд но на самом-то деле мы слышим мелодию, тому что прозвучавшие звуки еще звучат каким-то образом слышенны, и потому все это связывается нами в единую мелодию.

     Точно также и с речью. Когда вы слушаете  учителя, вы в каждый настоящий момент слышите один произносимый слог, но вы слышите речь, потому что звучат еще сознание прошлое слово и когда учитель произносит первый слог, в уже, как правило, знаете, какое слово как сказать. Иначе произносимые звуки не сливались бы в осмысленную речь.

     Что касается пространственных горизонтов то это хорошо понятно на примере того, как мы видим что-либо. Например, мы видим дом. На самом деле мы не можем видеть дом, потому что нет такой точки, с которой мы бы видели весь дом – мы всегда видим только крышу и, может быть, одну из стен. А мы видим дом, потому что наше сознание автоматически достраивает не видимые нам пространственные горизонты любой вещи.

     Из этих механизмов психической работы нашего сознания вырастает понимание физического времени геометрического пространства и. т. д.

     Простом акте зрения на переднем плане сознания, в центре его стоит предмет нашего внимания, но периферия переднего плана и весь задний план занято игрой душевной жизни.

Различные образы, как и действительно воспринимаемые предметы, окружены роем воспоминаний грез, настроений и чувств. Погружаясь в этот поток оттенок, интонации, намеков, образов, страхов и восторгов, мы чувствуем, что живем, что это и есть подлинное жизнь.

     Это очень трудно объяснить полумерно но можно попробовать сказать так: например, вы видите человека, которого любите, скажем свою бабушку. Вы видите не просто старого человека, знакомого вам самого раннего детства, - ваша бабушка состоит из ваших первых радостей и печалей: из всех героев сказок, которые она вам читала долгими зимними вечерами: из неведомого вам Бога, которому семье только бабушка что-то шепчет каждый вечер, ложась в кровать; из первых мыслей о смерти, связанных о бабушкиной старостью и.др.

      Душевная жизнь- это великая неизмеримая бездна, особая, своем роде бесконечная вселенная, находящаяся в каком-то совсем ином измерении бытия чем весь объективный пространственно – временной мир и мир идеальных предметностей. О мере души нельзя сказать ни где он находится, никогда и как долго совершаются процессы душевной жизни ибо душа везде и нигде, всегда и никогда, в том смысле, что любые мерки вообще к ней не применимы; наоборот, все мерки, все ориентиры, все стереотипы восприятия мира, мышления и поведения становится возможными благодаря этому внутреннему интимному слою нашей жизни. Это вечно волнующийся океан переживающий вечно текущий и постоянно изменяющийся поток, вечно звучащая мелодия нашей души и является тем внутренним Я, о котором мы говорили предшествующей главе. Только углубление себя, постоянное соприкосновение с внутренним Я дает ощущение силы и жизненности существования, сбрасывает автоматизм и оцепенелость повседневного бытия, открывает такие красоты мироздания, о которых «объективный» поверхностный наблюдатель даже и не подозревает.

      То, что называется человеком, есть нечто неизмеримо большее, чем незначительная часть или общества – это скованный внешними рамками мир великих, потенциально бесконечных, хаотических сил. Душевная жизнь уходит глубь до бесконечности, еще Гераклит говорил, что границе души не отыскать, столь глубока ее мера. Признать это – не значит обожествить человека, но значит до некоторой степени уяснить его богоподобие.  

      Все, тем человек когда-то был или может стать, то, тем более его предки или будут его потомки, - потенциально есть каждом миге душевной жизни. Она есть та потенциальная сверх временность, без которой не мыслимо сознание и знание.

                      2.2. Сознание и мышление

      Мышление – это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления могут выступить понятие- обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

     Прежде всего мышления является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

     Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности вещей, закономерных связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

     В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и так далее. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

      В процессе восприятия, например, дерева человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного отдельного конкретного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зеленой листвы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и др. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

     Таким образом, мысль о каким-либо предмете приводит одновременно к двум последствием: 1) к отражению этого явления в его сущности, т.е. в его взаимосвязях и взаимообусловленности с другими явлениями; 2) к мысли об этом явлении вообще, а не в какой-либо данной конкретной форме.

     Основные особенности мышления. Процесс мышления характеризуются следующими особенностями:

  1.  Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредованные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда сталкиваешься с результатом какого-то явления, по которому можно сделать заключение о причине явления. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях. Если бы этих представлений не было, мы не смогли бы установить причину данного явления.

Опосредованный характер мышление имеет и при прямом наблюдении связи явлений. Когда мы видим, как под воздействием солнечных лучей высыхают мокрые от дождя улицы, мы делаем заключение о причине этого явления только потому, что наблюдение его вызвало в нашей памяти обобщенное воспоминание подобных же случаев, наблюдавшихся ранее.

  1.  Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуются уже сложившимся на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. В указанном выше примере это будет мысль о том, что вода, как правило, испаряется под влиянием тепла. Само понятие причины и следствия могло возникнуть только опосредованно , путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаруживались, данные связи между явлениями. Но раз это понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.
  2.  Мышление исходит из « живого созерцания » но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим это – как имеющие общее значения для всех сходных явлений данного класса а не того для данного, конкретно наблюдаемого явления. Эти связи обнаруживаются лишь потому, что они присущи всем явлениям данного класса, являются общим для них законном существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, всегда идет « от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ».

Когда, например; мы думаем о связи между, засухой и жизнью растений, то всегда имеет при этом известные наглядные образы. Но эти образы играют лишь подсобную роль, облегчая в известной степени процесс мышления, их конкретные внешние особенности не имеют значения для акта мышления. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у разных людей при мысли об указанной выше связи конкретные образы вещей могут быть совершенно различными: один человек представит себе засохшую степь, покрытую трещинами, другой - поле ржи с высохшими колосьями, третий - опаленную листву молодых деревьев и так далее. Однако общим для всех будет то, что все они мыслят одну и ту же связь: отсутствие влаги и зной, иссушивших почву, являются причиной гибели растений.

  1.  Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся неразрывном единстве. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на органическую связь языка и мышления: « язык есть непосредственная действительность мысли», « ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства… они – только проявление действительной жизни: благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и общения, так как слова по своей природе является совершенно особыми раздражительными сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. « Всякое слово ( речь ) уже обобщает ».

Значения слова для процесса мышления исключительно велико. В связи с тем что мышление выражаются в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Мышление позволяет нам проникнуть в далекое прошлое, представить процессы возникновения и развития на земле жизни и так далее. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлениям мы можем отразить законы существования как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов. Оно необходимо в любой практической деятельности, поскольку помогает предвидеть ее результаты.

  1.  Мышление человека органически связано практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое « созерцание » внешнего мира, а такое его отражение, законное отвечает задачам, возникающим перед человеком процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира: существеннитшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменения природы человеком, а не одна природа как таковая и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменить природу.

2.3 Сознание и язык.

     Мимика – жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что – то сказать друг другу. Потребность создала орган – соответствующие строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи – условно – рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, cочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой f – ции: служить средством общения и орудиям мышления. Язык – это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство, в своем существовании они предполагают свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли сознания. Он участвует как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя оделить друг от друга, не разрешая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Речь представляет деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т. п, осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудия мышления, средство выражения и формирование мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и по этому выразить. И усвоить мысль, значит, облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей f – ции обеспечивается тем, что слово – это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака – представителя целого класса сходных предметов, т. е. в роме знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развитие сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому стать и становятся достоянием других людей.

В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и, благодаря этому, имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознания едины. В этом единстве определяющий стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно « лепит » формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознания и практику структура языка; в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единства языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятии как значения слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак – средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим Логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу – национален.

 Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно или и то же словесное выражения люди из различном жизненным опытом выкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. В существенные языки – главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Эстетственные языки – главное и решающее средство общение между людьми, средство организации нашего мышления. В свисте с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они, так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т. д. Больше того, формируются искусственные языки – язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.

Язык и сознания образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившийся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной.

Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью. Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

Вывод:

Формирования сознания человека предшествовал длительный период умственного развития животных. В истолковании этого развития животных. В истолковании этого развития диалектический материализм отвергает как гилозоизм так и признание психики привилегией только человека. Он исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне от организации матери и связано с образованием нервной системы. Элементарный формой отражения, свойственной всем в сем живым организмам, являются раздражимость, законная на более высоком уровне эволюции переходит в чувствительность т. е. Способность  отражать отдаваемые свойства вещей в виде ощущений. У позвоночных животных возникают элементарные формы психики – способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия – целостного образа ситуации. Обычно у животных различают два основных типа поведения: инстинктивное, врожденное и опирающейся на индивидуально приобретенные навыки.

В жизни каждого индивидуума мышление не существуют как чисто интеллектуальной процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т. е, не существует,  изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремился оторвать мышление от материи ( человеческого мозга, языка, практической деятельности общества ), а если и признавал токую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от незаконных духовных начал, стоящих над материи и сознаниям отдельных людей ( например: Гегель ). Современная буржуазная философия в лице не позитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего – то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, не позитивизм объявляет мышления наряду с материи ( в отличии от языка, законный всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт ), фикцией. Неопозитивизм игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга законные характеризуются как мышление.

Литература:

                                         

 

      

  




1. Успішний або неуспіх хід діяльності завжди так чи інакше змінює психологічні умови її протікання
2. Матросская Тишина г
3.  Вступ
4. тема. Объект предмет
5. реферату- Поняття влади
6. Тема лекции- Региональные финансы и региональная финансовая политика План- 1.1
7. тематика Программирование Теория принятия решений и так далее
8. Реферат- Роль центрального банка в реформировании экономики
9. На тему- Малый бизнес как составная часть рыночной экономики Выполнил- Воробьева А
10. Архитектура Руси
11. Стресс-убийца
12. Техногенное развитие и техносферизация планеты
13. Влияние физкультуры на развитие личности.html
14. Основные фонды
15. После смерти они попадают в Страну затерянных душ своего рода чистилище находящееся между раем и адом
16. Аэрофлот как перевозчика
17. на тему Разработка программы выдачи дерева системных объектов ОС Windows Проверил- Флоренсов
18. на тему- Курдская проблема- локальный и региональный аспекты Выполнил- Копылов С.
19. тематического института Клэя в миллион долларов США
20. разгрузочных операций