Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему:
«Происхождение государства»
Нижний Новгород
2010
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1.1. Периодизация первобытного общества……………………………5
1.2. Структура, власть и органы управления в первобытном
обществе...............................................................................................8
2.1. Предпосылки возникновения государства…………………..……13
2.2. Трансформация власти вождей во власть государственную…….17
3.1. Причины многообразия теорий происхождения государства и
права....................................................................................................20
3.2. Теории происхождения государства……………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........……...……………………………………..35
3
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных.
Во первых, вопросы понятия, сущности и роли государства непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.
Во вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно политическое явление. Изучение процесса происхождения государства позволяет понять социальную природу государства, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития, точнее установить место и роль в жизни общества и политической системы.
Происхождение государства и права с древнейших времен является кардинальной проблемой, над которой долгое время размышляли величайшие люди различных эпох. Изначальный плюрализм мнений по этому вопросу был связан с тем, что с развитием человеческого общества и науки возникает все больше информации, гипотез, а также и неоспоримых фактов, формирующих у нас представление об истории и жизни людей на разных ее этапах. Однако долгое время в нашей стране доминировала марксистско-ленинская идеология, трактовка которой представлена в книге Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», основанной на вышедшем в 1877 г. исследовании Л.Моргана «Древнее общество»1. Отступление от этой идеологии воспрещалось, и разностность мнений исчезла. После того, как идеологические барьеры и запреты были сняты, плюрализм снова возрос. Некоторые ученые так и остались
4
приверженцами марксистско-ленинской идеологии, другие обратились к трудам, созданным задолго до этого, третьи выдвигали собственные теории и занимались данной проблемой. Несмотря на то, что данной проблемой люди задались уже несколько тысяч лет назад, за такой огромный промежуток времени было создано сравнительно мало теорий и научных объяснений происхождения государства.
Фролов С.Н. в своей диссертации отмечает: «что изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенность и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы»2.
Применяя такие методы научного познания как анализ, синтез, статистический и метод сравнительного правоведения, будут рассмотрены все известные на сегодняшний день теории происхождения государства, выдвинутые учеными и философами разных веков, а также как фундамент государства первобытное общество.
Целями и задачами данной работы является:
5
1. Первобытное (догосударственное) общество
Между учеными существует множество споров по поводу даты возникновения первобытного общества и, конечно же, эту дату можно указать лишь приблизительно. Но начнем сначала с появления человека.
Эволюцию человека и его становление можно разделить на 3 этапа:
Ученые называют различные даты возникновения древнейших людей (н-р: Т.В. Кашанина - более 2 млн. лет назад3; В.Б.Захаров - около 1 млн.4 и т.д.), но описание его примерно одинаково. Это были существа, походившие на человека и уже являвшиеся представителями рода человеческого. Их называют homo habilis - homo erectus (с лат. человек умелый - человек прямоходящий). Это были питекантропы, синантропы, гейдельбергские люди и ряд других форм. Люди современного типа, представителями которых мы и являемся, появились 200 тысяч лет назад (homo sapiens - с лат.: человек думающий или разумный). С появлением человека начал образовываться первобытный строй, ставший самым продолжительным по времени этапом исторической периодизации человека. Конец данной эпохи 5-7 тысяч лет назад (это произошло в разное время в разных частях Земли). Считается, что первые протогосударства и государства возникли на территории Азии и Африки (в Китае в V тысячелетии до н.э., в Африке в IV тысячелетии до н.э.), а в других регионах земного шара - еще позднее.
О первобытных людях мы знаем немного, но все общее впечатление и даже некоторую конкретику составить вполне реально. В вопросах периодизации первобытного общества взгляды В.П.Алексеева, А.И.Першица5, Т.В.Кашаниной6 и иных ученых схожи. Применяются разные
6
названия и термины, но все же все выделяют три эпохи ( периода): ранний (эпоха праобщины, стадия становления), средний (эпоха первобытной (родовой) общины, стадия зрелости) и поздний (эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества). В данном разделе дается краткая характеристика первых двух периодов, оставляя поздний период для более пристального и подробного рассмотрения далее.
Эпоха праобщины. В этот период основными источниками пропитания служили собирательство и охота. В ходе последней частыми явлениями были травмы, гибель людей. Люди жили малыми родственными группами в 20-30 человек. В этой эпохе происходило в процессе трудовой деятельности преодоление остатков животного состояния, упрочение социальных связей и завершение биологического развития человека.
Условия жизни (северные широты или местность с засушливым климатом и т.п.) диктовали так называемую специализацию племен в целом: в одних регионах это была охота, в других собирательство. Конечно же, первые шаги к специализации были бессознательными. Но все же охота сплачивала людей и способствовала совершенствованию языка. Жилищем людей того времени служили навесы, гроты, пещеры. По мнению некоторых ученых, люди первоначально жили на деревьях, но эти представления совершенно неверны, так как это невозможно вследствие анатомического строения человека того времени. Пещерный человек не знал одежды и использовал крайне примитивные орудия труда: острые и крепкие кости животных и рыб, рога большого оленя, остроконечные камни.
Эпоха родовой общины. Эпоха родовой общины так называемое время зрелости. Возросла техническая вооруженность людей: человек достиг огромных успехов в выделке камня, освоил новые трудовые операции (шлифование, пиление, сверление и т.д.), он уже не искал случайного прибежища, а стал строить дома по их типу.
7
Эпоха получила свое название из-за того, что в это время образовываются постоянные хозяйственные коллективы: рода или родовые общины. Это были сложные социальные образования, основанные на кровнородственной связи, где каждый его член находился в уже довольно сложной системе взаимоотношений с другими сородичами, между которыми существовала не только биологическая (в зависимости от пола), но и производственная специализация. В ходе развития в данной эпохе постепенно человечество стало от присваивающей экономики переходить к экономике производящей. Именно этот факт в конечном итоге и привел к разложению первобытного строя. За этим моментом истории закрепилось название «неолитической революции» (этот термин был предложен английским ученым археологом Г. Чайдлом). Изменения претерпевали многие сферы жизни: и брачные, и распределительные.
Эпоха классобразования. Если эпоха праобщины время становления, а эпоха родовой общины время зрелости, то эпоха классобразования время распада первобытнообщинного строя. Это время повсюду знаменуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность общины активно вытесняется обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи уступают место общинно-соседским в их первобытной форме. Происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности.
8
1.2. Структура, власть и органы управления в первобытном обществе
Говоря об общественном устройстве, власти и управлении в первобытном оьществе, необходимо иметь в виду период зрелого первобытного обшества. Для которого характерны две основные формы объединения людей род и племя.
Род (родовая община) это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.7 Общины, в свою очередь, группировались в поселки, или фратрии. Поселки возникали либо вследствие искусственного объединения племен либо были исходными, разветвленными родами. С увеличением сообщества людей происходит объединение фратрий в племена. Это было выгодно всем: можно было успешнее противостоять силам природы, отражать нападение соседей и т.д.
Племя это союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды.
Племена объединялись в союзы племен, которые были невелики по сравнению с государствами современности, но все же их можно считать прообразами народности.
Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью таких средств как авторитет, воля, насилие и т.п. присуша пюбому обществу. Она возникает вместе с обществом и является его непременным атрибутом.
Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок.
Общественная власть это публичная власть, с ней тесно связано управление, являющееся способом осуществления власти, претворение ее в жизнь.
9
Признаки публичной власти родового строя8:
Природа власти. Она имеет биологическую природу (даже в стае волков всегда выделяется вожак, а у маралов (оленей-самцов) весной происходит битва, и победивший становится во главе стада). У людей в первобытном обществе тоже существовала некоторая организация, но, в отличие от животного сообщества, человеческое общество организовано сложнее (наряду с биологическими законами люди позднее начинают все больше и больше руководствоваться законами социальными).
Популяции имеют иерархическое построение (к этому относится и человеческая). Равенства, по утверждениям ученых-этологов, нет даже в стаде животных. Вследствие отсутствия равенства возникает доминирование, стремление к власти. Власть это проявление иерархических законов, возможность влиять в нужном направлении, подавлять, принуждать и т.п.
Органы управления. В первобытном обществе можно выделить шесть органов управления. Неправильно будет считать, что данные структуры просматривались во всех племенах и в одинаковой мере, ведь на разных этапах у одних племен были более сложные разветвленные органы управления, а у других более упрощенная система. Также эти органы не имели жесткого подчинения друг другу, и конкретный характер власти у первобытных племен мог принимать различные черты. С помощью теоретического анализа мы можем кратко охарактеризовать все органы управления.
10
1.Старейшины, совет старейшин.
Зрелый человек, обладающий огромным жизненным опытом, приобретенным с годами, волей и умением хоть немного предвидеть события мог стать так называемым мудрецом или старейшиной. Старейшина это предводитель, глава семьи или родов общин. Старейшину не избирали, а им человек становился фактически по общему признанию сородичей, которые признавали, что он выделяется среди них некими качествами, за которые его и уважали, и боялись, и почитали. Старейшины также участвовали и в общественном производстве, осуществляли руководство обыденной хозяйственной, а в некоторой степени даже идеологической и общественной сферами жизни коллектива.
На более поздней стадии развития первобытного общества, когда человеческая популяция разрослась, а роды объединились во фратрии, появились вопросы, затрагивающие жизнь всего поселка.
На принятие решений собирали глав всех семей (родов), каждый из которых по очереди высказывал свое мнение. Круг вопросов, обсуждаемых на данном собрании, заключался примерно в следующем: разрешение споров между родами, согласовывание совместных действий в проведении работ, а также решение санитарно-гигиенических вопросов. Последнее было связано с тем, что в то время опасность заболевания и всех возможных инфекций была очень велика, и человек пытался уменьшить для себя и соплеменников эпидемиологическую опасность.
2. Военные предводители, совет военных предводителей.
Люди, отличающиеся особой силой, «львиной» храбростью, ловкостью, смелостью и чрезвычайно сильной волей, полководческим талантом (таковым в то время его трудно назвать, но все же умением прогнозировать наступление или защиту от врага и организовывать её практически) могли стать военными предводителями (чаще всего это был глава семьи или рода). Объединение родов чаще всего имело место при
11
защите от нападения врагов или же наоборот атаке. В разных частях планеты предводитель (лидер) играл различную по значимости роль (например у жителей северных районов,занимавшихся в основном охотой и непрестанно кочующих с места на место, частыми были стычки, что усиливало роль лидера). Даже на стадии позднепервобытной общины главенство,как правило, еще не наследовалось, а лидер приобретал свой статус (как и старейшина) в большинстве случаев путем широкого признания сородичами. Для этого он много соперничал с претендентами, вербовал сторонников, привлекал к себе внимание и т.п. Впрочем, у ирокезов сахем избирался и предпосылки наследственного главенства уже складывались. Советы военных предводителей собирались лишь для решения военных вопросов: выработка тактики боя, продолжать наступление (или осаду) или же вернуться домой.
3.Собрание взрослых.
Собрание взрослых членов на разных территориях имело несколько разный характер. В Средиземноморье собирали именно всех взрослых (исходя из некоего варьируещегося возрастного ценза), а в северных племенах практиковали созыв всех воинов. На этом месте мнения ученых расходятся. Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» трактует данные собрания как идиллию, некий идеал управления, основанный на демократических началах и принципе народовластия. Такого же мнения придерживается и ряд его сторонников. Т.В. Кашанина с такой позицией не согласна и приводит следующие аргументы9: народное собрание как орган управления сушествовало далеко не во всех регионах и не у всех племен, и созывалось оно крайне редко.
А также, по утвердению В.П.Алексеева и А.И.Першица, «родоплеменная организация власти, как правило, жестко подчиняла поведение индивида
12
интересам коллектива, одновременно ставя вне закона все, что находилось за рамками высшего звена этой организации племени»10.
Вопросы, решаемые на собрании взрослых касались начала войны, заключения мира, перемещения с места стоянки, осуждение соплеменника за тот или иной проступок. И действительно, вожди нередко добивались одобрения лишь своих решений.
4.Жрецы.
К жрецам относились колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари люди, представляющие орган управления, занимавшийся, условно выражаясь, воспитанием и организацией сознания людей. Они занимались «вызыванием дождя», изгнанием духов, т.е. осуществляли связующую роль между богами и людьми. В тех племенах, где лидер племени был еще и его духовным лидером его власть была особенно крепка. Для раннепервобытной общины характерно наличие такого «универсального» главы, однако разделение власти на духовную, хозяйственную, военную и культовую, а также усложнение организации власти все же появляется на этапе позднепервобытной общины.
13
2. Возникновение государства
2.1 Предпосылки возникновения государства.
Для формирования государства послужило много факторов и причин.
1.Экономические предпосылки.
Первейшие государства на земле возникали в наиболее благоприятных земледельческих районах, в местах с мягким климатом (долины рек Евфрат, Нил, Янцзы, Тигр, Инд, на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу).
«Возникновение государств явилось закономерным следствием процесса перехода общества от присваивающего хозяйства, к хозяйству производящему скотоводству и плужному земледелию».11 По данным ученых археологов и этнографов, процесс этот начался задолго до образования первых государств и продолжался у разных народов несколько тысячелетий.
Производящая экономика все более и более прогрессивно развивалась. В ведении земледелия были освоены такие приемы как внесение удобрений в почву, усовершенствование пахотных орудий, подсечно-огневое земледелие… Выращивали в то время побу-эммер, пшеницу, ячмень, чечевицу, т.е. те растения, которые требовали дополнительной обработки и приготовления, прежде чем использовать их в пищу (сами навыки и способы их приготовления относятся к более раннему периоду, нежели их введение в культуру). Часть выращенного использовали для прокорма скота: овец и коз (одомашнивание осла, лошади, верблюда, ламы относятся к значительно более позднему периоду).
С развитием направлений общественной жизни возникает разделение труда. Первым обособленным родом занятий явилось кочевое и полукочевое скотоводство, а с открытием для использования металлов (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV-III тысячелетиях до н.э.12 ) и отделение ремесла
14
от других занятий. Третьим, по мнению Ф.Энгельса, общественное разделение труда это появление профессиональных торговцев, т.е. купцов.
Вместе с усложнением специализации видов трудовой деятельности и бытия происходит усложнение и трансформация институтов управления обществом. Земледелие, скотоводство и «купечество», как три крупных разделения труда, привело к росту производительности труда и прибавочного продукта, что вывело на передний план объективную «возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении общественно значимых функций, группы, которая сама непосредственно в материальном производстве не участвует».
2.Политические предпосылки.
Занимаясь своей деятельностью, человеку приходилось общаться, вступать в контакт со своими соплеменниками. И сейчас трудно предположить как, но к нему пришло осознание того, что выполнять свою работу гораздо проще и продуктивнее, когда кто-то другой заботится о твоей собственной безопасности и безопасности твоего труда. Институты управления первобытного общества уже не могли совладать с этой проблемой, что и дало «толчок» к формированию государственных органов специальной направленности, в том числе и тех, которые взяли на себя обеспечение безопасности людей внутри человеческого общества. Урегулированием спорных, конфликтных вопросов занимаются уже не старейшины, ведь старейшина не может быть актуальным и беспристрастным арбитром, а специально создающиеся, прототипы нынешных судов, судебные органы.
Помимо разрешения судебных дел появляется необходимость следить за соблюдением порядка в обществе, так как не все его члены признают сложившиеся в нем обычаи, нормы поведения и правила. Иными словами,
15
речь заходит о создании органа «легализованного принуждения», т.е. применении насилия во благо господствующей части общества.
Еще одним фактором, служащим становлению государства, были войны. В те времена в случаях необходимости урегулирования отношений между племенами использовалась в большинстве случаев лишь военная мощь. «Военные мероприятия способствовали объединению родственных племен в единый народ».13 Данная политика неоднократно использовалась на протяжении истории, служила способом объединения территорий и народов, укрепления власти для более эффективной борьбы с внешней угрозой. Исходя из этого, можно подвести итог, что войны действительно способствовали процессам становления государства.
3. Идеологические предпосылки.
Языческая религия (многобожие), господствовала в мире в те времена. Чуть позднее стала оформляться иерархия богов и выделение среди них главного. В Древней Греции богом виноделия служил Дионис, Афродита символ красоты, Арес покровитель войны и так далее, но все же главным среди этих богов признавался Зевс. В разных частях света их могли называть по-разному, но все же это были боги ветра, огня, солнца, земледелия…С развитием человечества в различное время у разных народов возникает единобожие. Множество ученых являются сторонниками теории о том, что религия способствовала консолидации многих древних обществ. Исходя из этого «справедливо предположить, что возникновение монорелигии у тех или иных народностей есть надежный показатель формирования у них государства» 14.
16
4. Психологические предпосылки.
На начальном этапе развития общества в определенный момент у людей возникает понимание общих интересов и их реализации. Особенно остро это проявлялось в рамках военного нашествия или необходимости защиты. Максимально эффективно эти общие интересы могут осуществить только централлизованная структура, направляющая различные стороны жизни общества.
Процедура перехода от первобытнообщинного строя к государству чрезвычайно сложна, и выше были перечислены причины, предпосылки перехода к государственности, но не стоит считать, что все они в равной степени влияли на данный процесс. Нет, у разных народов мира эти предпосылки приобретали свою роль и степень важности.
17
2.2 Трансформация власти вождей во власть государственную.
В своей диссертации « Теория государства....» Бабурин С.Н. пишет «власть это общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одного человека или группы лиц добиваться осуществления своей воли другими людьми, группами людей, целыми народами и государствами. Любая общность людей предполагает отношения власти подчинения, от семьи, дружечкой компании до этническай общности и межгосударственных объединений. В организованном обществе власть выступает как коллективная сила»15.
Прежде всего, стоит заметить, что люди, осуществляющие государственную власть, не производят материального продукта, но все же пользуются всеми благами, созданными другими людьми. Более того, в имущественном отношении наделенные властью люди живут даже лучше самих «производителей».
Обеспечение жизни таких людей и выполнение ими общественных функций возможно только при появлении избыточного, а затем и прибавочного продукта. Лишь после этого, как было упомянуто в предыдущем разделе, появляется возможность их содержания.
Далее будут изложены этапы постепенного превращения зачаточных органов управления, существовавших при вождествах, в специализированный бюрократический аппарат, но прежде хотелось бы дать краткое определение власти. По М.Веберу, «власть это любая возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем основана такая возможность»16. Данное определение является классическим.
18
Начнем с того момента, когда вождь фактически отходит от производства и сосредотачивает себя на исполнении нужд общества, обрастая помощниками. Полное оформление бюрократического аппарата можно разделить на несколько этапов:
1. Сначала помощников не так много и между ними не существует разделения труда. Далее в связи с усложнением и происходящими изменениями в хозяйственной жизни происходит рост количества лиц, осуществляющих власть.
2. Происходит дифференциация политической элиты по уровням и разграничивается компетенция между её уровнями. Это связано с тем, что ранее схожесть функций на всех уровнях иерархии делала такую систему власти нестабильной. Теперь же иерархическая пирамида стала стабильнее.
3. Начинает просматриваться функциональная дифференциация власти в пределах каждого уровня управления. Зарождение ее произошло еще при вождестве, но окончательное оформление она получила при переходе общества к государству. Теперь каждый член публичной власти отвечал только за свой участок работы и ежедневно занимался только им.
4. Власть приобретает институализированный характер, т.е. осуществляется не с помощью отдельных лиц, а с использованием отдельных органов, учреждений (приказы, казначейство, канцелярии).
5. В качестве самостоятельных выделяются органы принуждения. Возможность легально применять принуждение полностью монополизируется государством. Если раньше принуждение в вождествах осуществлялось непосредственно его главой, то теперь создаются специализированные органы: суды, полиция, войско, дружина и т.д.
6. С появлением единобожия роль жрецов значительно усиливается. Появляется храмово-жреческий комплекс, т.е. духовенство. Жрецы пользовались дарами, приносимыми богам, молились за благополучие
19
народа, а в особенности государя, считавшегося посланником Бога на земле. Все это способствовало обожествлению власти, тем самым оправдывая любые её поступки, выдавая их за «волю Господню»; освещению передачи власти по наследству.
7. Расширяется сфера деятельности публичной власти, её компетенция. Наряду с прежними функциями власти появляются такие, как информационная, организация строительных работ, управление землевладением, водопользованием, ирригационными сооружениями.
8. Власть концентрируется в городах.
Суть управленческой деятельности заключалась в организации жизни людей, в разрешении проблем, общих для всех проживающих на данной территории, в регулировании и реализации общественных потребностей. К такой деятельности справедливо применяется термин «публичная власть».
20
3. Теории возникновения государства.
3.1 Причины многообразия теорий происхождения государства и права
На вопрос о возникновении государства существует огромное количество точек зрения. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:
21
Создатели теорий о происхождении государства выдающиеся мыслители разных эпох. В следующем разделе будут рассмотрены все известные на сегодняшний день труды.
Уяснение этого вопроса необходимо в связи с тем, что в юриспруденции не существуетединообразных взглядов на происхождение государства и права. Мыслители прошлых времен и современные исследователи по разному определяют момент возникновения государства и права, по разному объясняют причины их возникновения. Существует множество теорий происхрждения государства и права. Рассмотрим некоторые из них.
Эту теорию выдвинул К. Леви-Стросс современный французский этнограф и социолог. Он обосновал идею о том, что особенности воспроизводства рода человеческого (введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения), а не изменение в материальном производстве, совершенствование орудий труда явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к образованию государства. Это табу создало условия для системы постоянных связей с соседней группой (обмен женщинами, дарами, пищей и т.д.). Поддержание запрета вызвало необходимость наличия отдельной группы людей, занимающихся надзором за соблюдением запрета и наказанием за его нарушение. Позже эти люди стали выполнять и другие общественные функции. Таким образом происходило формирование государственной структуры.
Говоря об этой теории, следует отметить, что в основе ее лежит непреложный факт. Сам переход человечества к экзогамии стал важнейшим рубежом истории, к тому же важно и то, что сам этот запрет не исполнялся всеми членами общества добровольно и приходилось применять
22
принуждение. Запрет инцеста перевел отношения между различными группами людей на качественно новую ступень от деструктивных военных конфликтов к контактам мирным и созидательным. Однако необходимо отметить факт, что прогресс человечества не строиться только на особенностях воспроизводства человеческого рода, и именно это положение сторонники инцестной теории упускают из виду. Да и сам запрет инцеста вряд ли был сознательным в плане глубокого понимания негативного, губящего действия кровосмешения. Таким образом, инцестная теория не может дать полное представление о причинах возникновения государства.
Основоположниками данной теории считаются древнегреческие мыслители III II в.в. до н.э. Платон (философ идеалист) и Аристотель (философ и ученый). В XVII в. патриархальную теорию развили Филерман (английский ученый) и Михайловский в XIX в.
Ориентирована теория на Древнюю Грецию. Согласно патриархальной теории, государство это продукт разросшейся семьи. Являясь первичной ячейкой организованного общения, семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но учитывая то, что человек испытывает потребность в общении, а также под влиянием экономических условий и общем происхождении, семьи объединяются в племена, союзы племен, народности. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государственную, власть монарха, т.е. по патриархальному пути.
Прежде всего следует осветить тот факт, что теория была создана в III в до н.э., когда знания об окружающей жизни были невелики. Есть у патриархальной теории ряд положительных черт: она способствует
23
установлению воли отца в обществе, показывает этап концентрации власти в руках вождей, однако она отнюдь не лишена и негативных сторон. Сейчас нам известно, что общество развивалось многовекторно, поэтому объяснить возникновение государства во всех частях света теория не в состоянии. Также непонятен факт свершения революций, войн, существование несправедливых законов. Существует мнение, что патриархальная теория оправдывает монархическую власть и тем самым ограничивает инициативу народа в управлении делами общества.
Основателями теории считаются Ж.Гобино (французский социолог и писатель, один из основоположников расизма) и Ф.Ницше (немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма). Теория базируется на постулате о том, что человеческие расы не равны в физическом, психологическом, умственном и других отношениях, разделяясь на высших и низших. Государство, по теории, необходимо для обеспечения постоянной власти высшей расы над низшей, господствуя и навязывая свою волю. Особенно представители теории выделяли то, что в становлении цивилизации огромный вклад внесла именно белая раса, и ее вклад вообще нельзя переоценить. Ницше делил всех на три категории: 1.гениальные люди (немногие); 2.исполнители идей гениев, правая рука и лучшие ученики (царь, воины, судьи и др.); 3.прочая масса посредственных людей. Стоит оговориться, что Ницше под расой понимал прежде всего социально-политическую, а не национально-этническую характеристику. Всю историю он характеризует как борьбу двух волей власти воли сильных (господ) и воли слабых (толпа, стадо, масса, рабы).
Расовая теория приобрела большую популярность в XX веке, в период появления фашизма. Сейчас она не входит в разряд государственных ни в одной стране.
24
Является одной из самых ранних теорий. Зародилась в глубокой древности, наибольшее развитие получила а период средневековья.
Самым известным ее представителем считается ученый богослов Фома Аквинский (XIII в.), представителями данной теории являются и некоторые идеологи ислама, современной католической и православной церквей.
Суть теории: - она не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Государство и право возникают одновременно и являются творениями божественного разума. Все , что существует на Земле, создано по воле Бога. Государство и право вечны, как и сам Бог.
Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как «божий помазаник». Люди должны бесприкословно подчиняться государю, ибо его воля является вопдощением божественной воли. Поэтому выступление против государя и государства великий грех, так как это выступление против Бога.
Православный богослов Иоанн Златоуст писал, что надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии». Наследование власти, по его мнению, также осуществляется «по благоволению Христа» и что с уничтожением властей исчезнет всякий порядок. Сама личность монарха приобретает особое значение (недаром, наверное, на Руси говорили «царь-батюшка») и несет три обязанности: наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье и создавать условия для благочестивой жизни людей.
Возникла в XIX веке в двух направлениях: теория внешнего и теория внутреннего насилия.
25
Теория внешнего насилия.
Основоположниками считаются К.Каутский (немецкий философ) и Л.Гумплович (австрийский ученый). По их мнению государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим племенем (народом). Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после, для того, чтобы окончательно подчинить побежденных, заставить работать на себя, платить дань. Возникновение государства представляется как реализация принципа: слабый подчиняется сильному. Но, живя в постоянной вражде, оно вряд ли будет устойчивым. На это Каутский и его сподвижники пытаются доказать,что при дальнейшем развитии государство формируется в инструмент всеобщей гармонии.
В процессе создания оно проходит следующие фазы: покорение одного народа другим;возникновение классов; постепенное смягчение их неравенства;замена военного господства господством права; все люди получают права и обязанности; соединение людей в однородный народ; рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации.
Теория внутреннего насилия.
Основоположником этой теории является немецкий философ Е.Дюринг. Он считал, что основой общественного развития являются формы политических, а не экономических отношений. Без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. Объяснял он это так. Если представить, что общество состоит из двух человек: они равны между собой, а значит никакого рабства возникнуть не может. Однако, они вполне могут спорить друг с другом. Дюринг предполагал, что для разрешения такого спора необходимо привлечение третьего лица, чтобы решить его большинством голосов. Отсюда, по его мнению, собственность, классы и государство возникает как результат насилия одной части общества над другой.
26
Автор теории Ортега-И.-Гасет испанский философ и публицист. Возникновение государства автор напрямую связывает с происхождением игр,физических упражнений, спорта в целом. У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения).Он использовался при приеме в род или племя, перехода из одной возрастной группы в другую. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались метать копье, бегать, бороться, т.к. инициации предполагали проверку физической подготовки. К инициациям молодежь готовили специально выделенные старшие члены рода, имевшие большую физическую силу и опыт. Так создавалась организация (общество), в которую входили: люди, имеющие опыт проведения посвящений, люди, обучающие молодежь, а также люди, следившие за правильностью подготовки и проведения. Появившаяся специальная организация со своей структурой, где каждый ее член имел свои функции, в последующем расширила свою компетенцию и явилась прообразом государства. Это один из примеров, когда спорт занимает главенствующее место в становлении государственности. Постепенно рядовые члены рода все больше отстраняются от участия в общественной жизни, а общество дифференцируется на управляющих и управляемых.
Автор теории К.Виттфогель современный немецкий ученый. В Древнем Египте и Передней Азии климат был таков, что необходимы были огромные ирригационные сооружения. Работа над ними была сложной и трудоемкой, а также требовавшей особой организации. Сначала ее осуществляли специально поставленные на то люди. Сторонники этой теории считают, что впоследствии, расширив свою компетенцию, они стали государственными служащими. Кроме того,всегда необходимо следить за порядком и сохранностью гигантских ирригационных сооружений. Подсилу
27
это было только людям специально предназначенным для этого и не участвовавшим в производственном процессе непосредственно. Таким образом в создании государства доминирующим оказался ирригационный фактор.
Автором теории является французский ученый Галлер. Представители этой теории считают, что государство произошло из поземельной собственности. Издавна между племенами велась война за территорию, т.к. она являлась основным фактором жизни и во время присваивающей экономики, и во время производящей. В первобытном обществе земля принадлежала общине, всем людям в целом (коллективная собственность). Затем происходит концентрация власти в руках вождя, а значит и управление, распоряжение землей. Постепенно власть переходит во власть государственную, и собственником земли объявляется государь. Именно из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Органы управления формировались из частных слуг государя, а военная служба основывалась на договорном найме. Такова суть теории.
Создал теорию английский философ и социолог Г.Спенсер. Он рассматривал общество как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции: «эволюция есть переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной однородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи». Появление государства рузультат такой эволюции. В государстве все части специализируются на выполнении определенных задач: правительство выполняет функцию мозга (регулирующая система в общественном организме);низшие классы реализуют внутренние функции, обеспечивают жизнедеятельность (система органов пищеварения);господствующие классы
28
внешние функции (оборона). Кровеносной системой организма служат торговля, транспорт, средства коммуникации. Первоначальной задачей государств являлась защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних.Затем функции расширяются и задачей государственной власти становится обеспечение благополучия всего общества, служение ему (никак не наоборот).
Авторами признаются Платон и Сен-Симон (французский мыслитель, социалист-утопист). Согласно этой теории государство это результат исторического прогресса; человечество движется по восходящей линии и именно изменения в экономике приводят к образованию государства. Человеческий прогресс есть прогресс в средствах производства. В конце поступательного развития общества установится такой государственный строй, который сделает «жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей». Если на первой стадии развития общества господство принадлежало старейшинам и вождям, на второй духовенству и феодалам и т.д., то в итоге должно перейти к промышленникам и,наконец, ученым. Признавая определенную важность государственных и политических сил в развитии общества, Сен-Симон все же считал, что поступательное движение истории обеспечивается экономическими продвижениями общества.
11. Классовая (Марксистская) теория.
Возникла в XIX веке. Её основоположниками являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Эту теорию полностью разделял В.И.Ленин. Одним из основных положений марксизма является учение о социально-экономической формации, т.е. историческом типе общества, основывающемся на определенном способе производства. Способ производства материальной
29
жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни людей, а также государство зависит от экономической структуры общества. Согласно марксистской концепции государство возникло в силу общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем и раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Ф.Энгельс подчеркивал, что государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов и, оценивая государство как «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса», полагая, что оно не будет существовать вечно. «Мы приближаемся..к ступени развития производства, на которой существование..классов..становится прямой помехой производству. Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов неизбежно исчезнет и государство».
12. Диффузионная теория.
Автор теории Гребнер. Слово «диффузия» (с лат. diffusio19) означает распространение, растекание, рассеяние. Государство возникает в результате процесса передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим. Распространение и усвоение опыта управления большими социальными образованиями с помощью государства это лишь одна из сторон сближения народов и их взаимообогащения. Важной особенностью является то, что сторонники диффузионной теории, в отличие от последователей расовой теории, отвергают любые основания для деления народов на высшие и низшие. По их мнению, разность потенциалов народов результат отличия природной среды и нет ничего зазорного в том, чтобы перенять опыт. А значит, от диффузионного процесса выиграют все.
13. Психологическая теория.
Представителями являются французский социолог Г.Тард и русский юрист Л.И.Петражицкий. Суть теории состоит в утверждении, что у человека
30
существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия.Представители теории считают, что общество и государство есть следствие реализации психических закономерностей развития человека.Однако люди не равны по своим психическим качествам и различаются на сильных и слабых.Одна группа людей склонны подчинять свои поступки авторитету, подражать и зависеть от него.У других выделяется явное желание повелевать и подчинять своей воле остальных. Они являются лидерами в обществе, а позже и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.
14. Договорная теория.
Ее авторами считают голландского юриста Г.Гроция, английского философа Т.Гоббс, английского философа-материалиста Дж.Локка, французского писателя и философа Ж.-Ж.Руссо и французского философа-материалиста П.Гольбах. Некоторые зачатки этой теории развивались еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. Основой теории является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека. Однако о характере человеческих взаимоотношений авторы теории судили по-разному. Т.Гоббс считал, что людям присуще соперничество, недоверие, любовь к славе. Именно эти страсти делают людей врагами. Дж.Локк говорил, что все равны и свободны, а естественное состояние это состояние мира и доброжелательности, жизнь по законам природы. Однако любой закон нуждается в гарантиях, иначе он не будет исполняться и станет бесполезным. Отсюда необходимость создания институтов государственного принуждения. Ж.-Ж.Руссо представлял прошлое человечества как «золотой век». По его мнению, первоначально люди жили как звери, и не имели ничего общественного, были равны перед собой. Затем складывались общественные связи. Период выхода из состояния дикости-«самая счастливая эпоха», а дальнейшее развитие цивилизации шаг назад, т.к.
31
усугублялось социальное неравенство. По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми, чтобы установить мир, введя запрет на действия, вредящие жизни людей. Они передали часть своих прав государству, которое имело право издавать общеобязательные законы, обеспеченные санкциями. Существовал и договор правящих с подвластными. А.Н. Радищев (как и Ж.-Ж.Руссо) поддерживал право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. Таким образом, государство, согласно договорной теории, является порождением разумной воли народа, поэтому если условия общественного договора окажутся нарушенными, то люди могут этот договор пересмотреть.
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опираясь на специальную литературу, в этой работе была изложена проблема происхождения государства. Для ее изучения детально рассмотрено первобытное (догосударственное) общество: этапы развития, структура и власть в нем, а также путем анализа социальной, экономической, политической и других сторон жизни догосударственного общества, выявлены основные предпосылки возникновения государственности и формирования государственного аппарата. В завершении работы приведены теории происхождения государства.
Далее изложены итоги работы согласно рассмотренным вопросам:
33
Необходимо отметить, что в нынешнее время мы располагаем гораздо большим объемом информации, добытой учеными разных областей науки (этнография, антропология, философия, история, политология и т.п.), нежели наши предшественники. Кроме того, появились новые методики изучения и прогрессивные научные технологии. Однако при всем этом не стоит пренебрежительно относиться к ранее накопленным знаниям, напротив, стоит обратиться к ним, и с особой тщательностью провести сортировку того, что выдержало испытание временем. С высоты веков существования человечества трудно себе представить, чего стоила людям закладка фундамента, на котором мы с вами стоим20, однако насмешки и брезгливость
34
к людям и целым поколениям, существовавшим задолго до нас, недопустимы, ведь мы являемся их последователями и наследниками.
В качестве вывода приведем высказывание Судорчиной С.И.: «С позиции юриспруденции: Государство это не просто любая организация власти определенного народа на определенной территории.
Государство это основанная на праве организация власти у определенного народа на определенной территории. Основанная на праве означает, что власть находится в рамках компетенции, которая в свою очередь не может быть произвольной, а состоит из той части свободы людей, которую они как бы передали государству для решения общих вопросов»21.
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
36
1 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. 2-е изд., изм. И доп, 2000. С.35
2 Фролов С.Н. Диссертация. Связь концепций происхождения права и типов правопонимания. - М. 2007 г.
3 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.,Высшая школа.,2004 , С. 7
4 Общая биология: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. ,2002. С. 475
5 История первобытного общества.В.П.Алексеев, А.И.Першиц, 2004, С. 6
6 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.,Высшая школа.,2004 С. 8
7 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: под ред.профессора В.Г. Стрекозова. М., 2000, С. 34
8 Сырых В.М. Теория государства и права: , 2002. 572 с.
9 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.,Высшая школа.,2004 , С. 21
10 История первобытного общества.В.П.Алексеев, А.И.Першиц, 2004, С. 238
11 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.,Высшая школа.,2004 С. 29
12 Загладин Н.В. Всемирная история М., 2005 С. 43
13 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.,Высшая школа.,2004 С.33
14 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.,Высшая школа.,2004 С.33
15 Бабурин С.Н. Диссертация. Теория государства, правовые и геополитические проблемы. - М. 1998 г.
16 Думанов Х.М., Першиц А.И. К уточнению понятия «обычное право». // Государство и право. Юридическая антропология. 2005 г. С. 78
17 Латинский язык:В.Н.Ярхо, В.И. Лободы.. М.:., 2005. С. 329
18 Теория государства и права: Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько, 2001. С. 29.
19 Латинский язык:В.Н.Ярхо, В.И. Лободы.. М.:., 2005. С. 345
20 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.,Высшая школа.,2004 С.325
21 Судорчина И.Н. Диссертация. «Государство, власть, личность в государственно правовой концепции Н.Н.Алексеева». - Саратов. 2009 г.