Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Гносеология теория познания, отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир?».
Аспекты гносеологии:
- гносеологический оптимизм: мир принципиально познаваем, человеку дано все для этого;
- агностицизм: сущность вещей не может быть познана, она трансцендентна и лежит за рамками познания;
- гносеологический скептицизм: абсолютизация сомнения, но это и есть способ познания: человек может постичь все, сомневаясь.
Структура философского знания:
- Онтология учение о бытии, о началах всего сущего.
- Гносеология учение о познании.
- Аксиология учение о ценностях, о ценностном отношении к миру.
- Логика учение о законах и формах человеческого мышления.
- Философская антропология учение о человеке, насколько человек свободен, в чем его нравственный выбор и где его место в системе ценностей.
- Этика. Учение о законах и принципах нравственности и морали.
- Эстетика.
Функции философии:
- Мировоззренческая дать максимально обобщенную картину мира.
- Методологическая. Философия позволяет выработать методы познания, отличные от научных.
- Критическая. Ставит под сомнения знания, которые получены от природы.
- Социальная функция. Осуществляет анализ и наблюдение.
- Прогностическая функция. Может дать прогноз на будущее в рамках футурологии науки об общих закономерностях бытия.
- Аксиологическая. Оформляет ценностное отношение к миру.
Основные исторические типы философии.
Античная философия.
Цель найти основы первосущего.
Милетская школа философии. Создание картины мира, отличной от мифологической. Фалес, 625 г. до н.э. Анаксимандр г. до н.э. Анаксимен. 585 г. до н.э.
Основная проблема противоборство свободы и необходимости.
Средневековая философия.
Зарождение христианства. Человек Средневековья подчинен необходимости ( «Человек пища для червей», тело вместилище души, все главные события произойдут после смерти). Аскетизм. Человек должен подавлять все природное не только в себе, но и в окружающем мире. Главная цель человека получить божественное откровение. К началу Нового времени Церковь стала самой могущественной организацией.
Общая характеристика средневековой философии:
- предельный теологизм
- теоцентризм («Бог мера всех вещей»)
- господство догматов.
Направления средневековой философии:
- Апологетика («Филососфия служанка теологии»)
- Патристика (учение отцов Церкви)
- Схоластика ( трактаты).
Эпоха Возрождения.
Основная мысль: Бог создает человека по своему образу и подобию, Бог творец, человек должен творить. Творчество основное предназначение человека. Телесность становится образцом, появляются стандарты красоты. Растет социальная роль женщин. Секуляризация человеческого сознания у человека появляется возможность реализовать себя не только в религии и служении церкви. Переход от теоцентризма к антропоцентризму (центр мира не Бог, а человек). Божественное откровение это достижение истины.
Направления философии Возрождения:
Философия Нового времени.
Обновляется представление о мире. По проблеме исторического познания европейская философия развивалась в двух направлениях:
- рационализм. Философское направление, согласно которому основой как бытия, так и сознания выступает разум.
- эмпиризм. В основе познания лежит опыт чувственного восприятия.
Рене Декарт ( 1596 ).
Метод дедукции. Метод Декарта исходит из:
- в качестве истинных допускаются только те положения, которые представляются умом ясно и отчетливо.
- необходимо расчленять каждую сложную проблему на составные части.
- методологически переходить от уже известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.
- не делать пропусков в логической цепочке.
Фрэнсис Бэкон.
Эмпирический метод. Человеку свойственно заблуждаться, так как существуют заблуждения-идолы (их необходимо преодолеть):
- идолы рода преломление человеческого сознания сквозь культуру и традиции.
- идолы пещеры предрассудки или сложившиеся стереотипы.
- идолы рынка искажение информации, неправильное или неточное употребление слов.
- идолы театра заблуждения, которые возникают из-за влияния существующей философии познания.
У мыслителя, как считает Бэкон, есть три пути:
- путь паука создавать истину из ничего (рационализм);
- путь муравья копить любую информацию.
- путь пчелы собирать информацию и переплавлять в качественно новую.
Немецкая классическая философия.
Воплощение французского Просвещения Французская революция распространила по всему миру идеалы свободы и востребования человеком своих неотчуждаемых прав. Германии как страны в то время не существовало, идеи свободы (не понятно было, от кого) сублимировались в сферу творчества романтизм.
Романтики бегут от мира, понимая, что он несовершенен: к природе (можно ощутить себя свободным, природа устроена рационально, а человек ее венец), в идеализацию прошлого и будущего (культ античности), а также в путешествия (модно путешествовать, культ Востока).
Характеристика немецкой классической философии:
- совмещение почти всех философских течений от субъективного идеализма до вульгарного материализма
- огромное количество персоналий, ярко окрашенных и противоречащих друг другу, но выросших на одной почве
- определила будущее всей европейской философии.
Иммануил Кант (1724 )
«Критика чистого разума» (гносеология Канта), «Критика практического разума» (этика Канта), «Критика способности суждения» (эстетика Канта)
Разум по Канту образует 3 идеи: о душе как о безусловной совокупности всех психических явлений, идея о мире как о совокупности всех явлений, идея о Боге как о безусловной причине всех обусловленных явлений.
Категорический императив Канта: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства.
Поведение по Канту может быть:
- безнравственным (нарушающим нормы общества)
- нравственным (человек испытывает страх перед порицанием или желание похвалы)
- моральное (внутренняя глубокая убежденность, основа того, чтобы человек ощутил себя свободным).
Эстетика Канта: понятие прекрасного основывается на том удовольствии, которое человек получает от прекрасного. Это чувственное представление (феномен), которое пробуждает в сознании человека некую нравственную идею (ноумен).
Фридрих Гегель (1770 )
Гегель родоначальник объективного идеализма. Все, включая исторический процесс, обусловлено понятием свободы. Гегель говорит о том, что у каждого народа есть свой национальный дух, который в определенный момент времени господствует в мире.
Исторический процесс по Гегелю:
- восточный мир. Свободы нет, свободен только тиран (шумеры, Египет).
- греческий и римский мир. Основа всей европейской цивилизации. Абсолютная свобода для одних и рабство для других. Рабство обусловило абсолютную свободу, так как без раба нет господина.
- германский мир. Полное воплощение свободы, которое стало возможным благодаря реформации и Французской революции.
Всемирная история воплощение свободы в реальной жизни народов.