Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ПАСТУХ И ПАСТУШКА Чуть больше полвека что минули после Великой Отечественной войны не ослабили интер

Работа добавлена на сайт samzan.net:


РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. П. АСТАФЬЕВА «ПАСТУХ И ПАСТУШКА»

Чуть больше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы. И наряду с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова в нашу жизнь входят «не терпящие полуправды» романы В. Астафьева «Пастух и пастушка», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева.

«Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остается война — самое безнравственное деяние из всех, какие породил человек». И потому не умолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых парнях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы, и написал он одну из лучших, по-моему, одну из самых «трудных и больнее доставшихся ему вещей» — повесть «Пастух и пастушка». В этой повести воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, не подавленных.

«Современная пастораль» — такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой есть любовь, есть счастье — эти главные приметы традиционной пасторали.

Но недаром писатель рядом со словом «пастораль» поставил слово «современная», как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным порывам души.

Есть в повести очень важное противопоставление — детское воспоминание главного героя, лейтенанта Бориса Костае-ва, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и «не стыдившихся этой любви, и не боявшихся за нее, резко, кричаще контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне поразительно глубоко и эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной сцены об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, «обнявшихся преданно в смертный час».

«Залп артподготовки прижал стариков за баней — чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку...» Короткая эта сцена, символика которой особенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, пожалуй, центральная в произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность. И мы теперь не можем воспринимать дальнейшее повествование, следить за короткой, как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами других персонажей иначе как через призму этой сцены.

Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую самою жизнь, — главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев в повести.

Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством, ожесточением, страданием, кровью. Вот картина ночного боя: «Началась рукопашная. Оголо-далые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя». Эта сцена призвана подвести читателя к основной мысли повести: о противоестественности, заставляющей людей убивать друг друга.

Вне этой главной мысли нельзя понять трагедии повести лейтенанта Бориса Костаева, умершего в санитарной больнице, которому война подарила любовь и тут же отняла ее. «Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было и все минуло».

В повести «Пастух и пастушка», произведении большого философского смысла, наряду с людьми высокого духа и сильных чувств, писатель создает образ старшины Мохнакова, способного к насилию, готового переступить черту человечности, пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева становится еще яснее, если пристальнее вглядеться в один из центральных образов — старшину Мохнакова, не случайно проходящего рядом с главным героем.

Однажды в разговоре с Люсей Борис произнесет очень важные слова о том, что страшно привыкнуть к смерти, примириться с ней. И с Борисом и с Мохнаковым, находившимся на передовой, постоянно видевшими смерть во всех ее проявлениях, случается то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти.

Повесть В. Астафьева предостерегает: «Люди! Это не должно повториться!»




1. ] бугорокКлетки поверхностного слоя растягиваются
2. тема взглядов на мир и место человека в мире выраженная в понятийной форме; б система взглядов на
3. Гипноз1
4. методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебног
5. субсидии относя к нему любое государственное вмешательство приводящее к снижению цен по сравнению с уровн.
6. Введение Одним из важнейших направлений деятельности социального работника в условиях общеобразовательно
7. тема учета и отчетности
8. тех ~нім ~~ ~к3б~
9. На тему- Туризм в Норвегии Выполнила- Проверил- Оглавление
10. В состав молекулы хлорофилла в качестве металла ~ комплексообразователя входит-
11. тема исторически сложилась в результате влияния континентальной романогерманской правовой системы где
12. Иванов Вячеслав Иванович
13. Город ждет перемен 1
14. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 ввод вывод в VISUL BSIC ЦЕЛЬ РАБОТЫ- Изучение способов ввода-вывода информац
15. на тему- Управление проектами Выполнил-ст
16. Модуль 8 ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА 1
17. Организация и технология строительства
18. У 2004 році поширеність хронічного пієлонефриту серед дітей віком до 17 років становила 658 випадків на 10 000 діте
19. Г ЗЕВЕЛЕВА Италия на пути глубоких перемен 1993 год был для Италии годом глубоких перемен которые должны п1
20. Физиологические основы зрительных иллюзий восприятия размера