Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Глава 5 КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ И ТЕОРИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
5.1. Онтология развития человека в пространстве образования.
5.2. Сопряженность ступеней развития и ступеней образования.
5.3. Понятие и строение возрастно-нормативной модели развития.
При изучении главы 5 студенты освоят следующие знания и обретут умения, овладеют способами действия. Студенты будут знать:
• основные категории, понятия и теории антрополого-ориентированной педагогической психологии, отражающие онтологию развития человека в пространстве образования;
• сущность подхода к проблеме сопряжения ступеней развития и ступеней образования и его значение для практики развивающего образования;
• понятие и строение возрастно-нормативной модели развития как средства проектирования и конструирования развивающего образования.
Студенты будут уметь:
• исследовать объяснительные возможности категорий и понятий антрополого-ориентированной педагогической психологии;
• обосновывать логику построения возрастно-нормативной модели развития.
Студенты будут владеть категориями и понятиями исследования и построения практики развивающего образования.
5.1. Онтология развития человека в пространстве образования
Соотношение категорий «развитие» и «образование». Категории и понятия психологии человека. Антропологическая теория развития человека.
150 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
5.1.1. Соотношение категорий «развитие» и «образование»
Антропологический подход в образовании, идеология развивающего образования требуют описания категорий, понятий и теорий, удерживающих сущность и полноту человеческой реальности, закономерности ее развития в онтогенезе, условий становления в образовательных процессах. Но в первую очередь необходимо подчеркнуть специфику антропологического подхода к проблеме соотношения категорий «развитие» и «образование», поставленную в главе 3.
Положение о том, что образование является всеобщей формой развития человека, для отечественной психологии и педагогики стало фактически аксиоматичным. Это положение выступало отправным моментом для всех исследований проблемы развивающего обучения, а впоследствии развивающего образования. Вместе с тем, данное положение в традиционной педагогической психологии редуцировалось до формулы «усвоение общественно-исторического опыта как всеобщий механизм психического развития»: образование сводилось к усвоению культурного опыта, а развитие человека к психическому развитию.
Социокультурный опыт понимался теоретиками педагогики и педагогической психологии как совокупность эталонов и норм общественно-исторического опыта, оформленных в образовании как система готовых знаний и умений. Культурно-исторический подход в его традиционном варианте это теория воспроизводства в образовательных процессах исторически зафиксированного опыта человечества. Ведущая роль во взаимодействии субъектов образования здесь отводится педагогу: он управляет, руководит воспроизводящей (игровой, учебной и т.п.) деятельностью детей, а они принимают задачи, следуют указаниям, исполняют предписания педагога. Так понимаемое и организуемое обучение (образование) не объясняет механизмов возникновения нового опыта, становления у подрастающих поколений творческих возможностей, практически не оставляет места для саморазвития, самоопределения личности, проявления ее автономии и самодетеминированной активности.
Напомним, что еще в 80-х гг. XX столетия выдающийся отечественный психолог В. В. Давыдов ключевую проблему тогда еще развивающего обучения видел в разрешении вопроса, что конкретно развивают данные виды обучения и соответствует ли фактическое развитие возрастным воз-
5.1. Онтология развития человека в пространстве образования 151
можностям ребенка? По мнению В. В. Давыдова, дальнейший анализ проблемы развивающего обучения предполагает конкретно содержательный ответ на следующие вопросы:
1) каковы главные психологические новообразования, которые возникают и формируются в данном возрасте; 2) какова ведущая деятельность данного возрастного периода, определяющая возникновение соответствующих новообразований;
3) каковы содержание и способы осуществления этой деятельности; 4) каковы ее взаимосвязи с другими видами деятельности; 5) с помощью какой системы методик можно определять уровни развития соответствующих новообразований; 6) каков характер связи этих уровней с особенностями организации ведущей деятельности и смежных с нею других видов деятельности. На наш взгляд, содержательный ответ на поставленные вопросы возможен только лишь в рамках антропологического подхода в образовании.
Диалектика соотношения двух фундаментальных категорий: «образование форма», «развитие содержание» продолжает оставаться непроясненной. В педагогической психологии соотношение этих двух категорий прочитывалось двояко. В зарубежной педагогической психологии развитие преимущественно понималось как естественный, спонтанный процесс, разворачивавшийся в онтогенезе по собственным законам. При таком подходе образование лишь частично использует потенциал процесса развития для решения своих социокультурных задач.
В отечественной педагогической психологии развитие понималось как продукт, заранее полагаемый результат усвоения дидактически переработанного общественно-исторического опыта. Педагогически переработанный общественно-исторический опыт и был содержанием образования. В данном случае образование полностью определяет процесс развития.
Продуктивно обсуждать проблему соотношения категорий «образование» и «развитие» стало возможным только с момента постановки вопроса о различении собственного содержания образования и собственного содержания развития.
В аспекте такого различения стало очевидно, что образование, понимаемое как абсолютная детерминанта процессов развития, и образование как более или менее успешный процесс окультуривания натуральных процессов созревания (как спонтанное развитие) имеют разные содержания, реа-
152 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
лизуемые в различных образовательных технологиях. В первом случае это технологии педагогически контролируемого процесса формирования знаний, умений, навыков и социально желательных качеств. Во ьтором тонкие технологии педагогического невмешательства в процесс развития детей.
В свою очередь, интерпретация категории развития как всеобщего принципа существования действительного мира и человека, как реального процесса изменений и преобразований в них, как абсолютной ценности европейской культуры (развитие как саморазвитие) с той же очевидностью полагает разное и специфическое содержание данной категории.
Перспективное разрешение реального, живого противоречия формы и содержания образования и развития возможно лишь в рамках такой синтетической категории (И. Кант), как развивающее образование. Здесь возможно сразу же удержать и все смыслы процессов развития, и поставить им в соответствие представление о содержании процессов образования.
В проектировании и реализации развивающего образования сопряжение двух принципиально разных содержаний содержание образования и содержание развития возможно при ответе на два фундаментальных вопроса:
1) что развивается в образовании (если оно действительно развивающее и является всеобщей культурно-исторической формой развития человеческих способностей);
2) что образуется в развитии (если принцип развития является главной доминантой и смыслом современного российского образования) (В. И. Слободчиков).
Психологически обоснованный ответ на эти вопросы возможен: во-первых, при точном определении объекта развития, при указании субъекта образования, при описании логики, динамики, норм и периодизации развития, а более конкретно при конструировании представления о воз-растно-нормативных моделях развития на разных образовательных ступенях, о нормативных моделях образовательного процесса и профессиональной педагогической деятельности на этих ступенях.
Но мы предварим эти ответы описанием категорий и понятий психологии человека, так как образование выступает, всеобщей формой становления человека в пространстве культуры и времени истории, способом обретения человеком тех
5.1. Онтология развития человека в пространстве образования 153
способностей, которые позволяют ему быть человеком, а часто и отстаивать свою человечность. Ответ на вопрос о собственно человеческом в человеке, а следовательно, о цели образования человека, содержится в психологии человека.
5.1.2. Категории и понятия психологии человека
Главный вопрос психологии человека как в свете именно психологической теории возможен человек по сущности своей, которая не есть совокупность его отдельных проекций, сколь бы значимы и богаты они ни были? И в чем эта искомая психологическая сущность? Речь, таким образом, должна идти о сугубой предметности психологии человека, которая не сводится ни к содержанию психического (множеству его функций и свойств), ни к формам его организации (многообразию процессов и структур).
В нашем совместном с В. И. Слободчиковым учебном пособии «Психология человека» (1995) проведено развернутое обоснование такого специального предмета психологии человека, как человеческая субъективность. Именно субъективная реальность (внутренний мир, индивидуальность, самость и др.) является ключом в поиске оснований и условий становления собственно человеческого в человеке в пределах его индивидуальной жизни. Категория субъективности это та основа, которая позволяет развернуть и панораму, и перспективу наших представлений о человеке, становящемся и определяющемся в мире; о человеке, обретающем образ человеческий во времени не только личной биографии, но и мировой истории, в пространстве не только наличной цивилизации и сознания, но и универсального мира культуры во всех ее измерениях.
С самой общей точки зрения, источник возникновения субъективности связан с изменением механизмов жизнедеятельности живых существ, и самое главное с появлением у человека способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Появление этой способности есть фундаментальный поворот в живой природе, на котором свойство самоорганизации живых систем уступает место механизму самоконтроля. Здесь впервые возникает отношение к самому себе, позволяющее человеку быть субъектом собственной жизнедеятельности. Субъективность составляет родовую специфику человека, принципиально отличает собственно человеческий способ жизни.
154 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
Итак, субъективность есть первая предельная категория психолого-педагогической антропологии, позволяющей позитивно строить теоретические основы и задавать действительную предметность именно психологии человека. Следующий шаг это выявление и категориальное оформление специфики бытия человека. Прежде всего необходимо аксиоматически утвердить, что человек это существо сознательное, способное отдавать себе отчет о самом себе (т.е. рефлексивное), и деятельное (способное к осознанному преобразованию). С. Л. Рубинштейн одним из первых в психологии указал, что именно сознание и деятельность есть основополагающие характеристики человеческого существования, конституирующие саму его человечность. С появлением человека в мире сама Вселенная обретает осознанный и действительный характер.
Третье онтологическое основание, которое выражает человеческую природу как таковую, это общественность человеческого отношения к миру. Человек живет в системе реально-практических, социальных связей и отношений с людьми. Нигде и никогда мы не увидим человека до и вне его конкретных связей и отношений с другими он всегда существует и становится в общности и через сообщество.
Итак, общность, сознание и деятельность являются всеобщими способами бытия человека, основаниями его жизни, задающими и весь универсум собственно человеческих характеристик этого бытия. Важно подчеркнуть, что все три основания взаимно полагают друг друга, здесь все во всем; они одновременно являются и следствиями, и предпосылками друг друга, сохраняя при этом свою сугубую специфику.
Серьезные задачи психологии человека представление психологической организации человека, описание образов субъективной реальности. Вычленение и описание целостных обликов человека имеет не только теоретико-психологическое, но и учебно-дидактическое значение. Вопросы логики представления учебного материала, последовательности разделов и тем должны специально обосновываться в учебной литературе.
При изложении собственного понимания психологической организации человека мы исходили из установки на целостное представление человека. Традиционное описание психологии человека через процессы, состояния и свойства посредством выделения в его психике различных сфер и структур неприемлемо для психологии человека. Мы сле-
5.1. Онтология развития человека в пространстве образования 155
довали гуманитарной парадигме в науке, ориентированной на описание объекта познания в его целостности и дающей возможность учесть уникальность и неповторимость исследуемой реальности.
Целостное описание человека и его психологической организации, на наш взгляд, возможно посредством использования особых форм представления человеческой субъективности и способов ее исследования. Мы полагаем, что в психологии целостность такого сложного объекта познания, каким является человек, сохраняется, если рассматривать его через формы целостной (тотальной) организации, через его различные проекции (облики, модусы) как целого. В психологии утвердилось разведение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Данные понятия отражают целостные проекции человека.
Философско-религиозным основанием правомерности представления человека через указанные формы как образы его целостности является учение о трехсоставной природе человека телесной, душевной, духовной сторонах человеческой природы. При этом телесное бытие человека есть его характеристика как индивида. Душевная или собственно психологическая реальность соотносима с описанием человека как субъекта. Духовная суть человека раскрывается через личностные, индивидуальные и универсальные проявления человека. Дадим краткое определение основных проекций человека.
В качестве особой проекции человека в психологии выделяется его индивидность. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни и его психологии. Согласно А. Н. Леонтьеву, человек как индивид это человек как материальное, природное, телесное существо в его целостности и неделимости.
Целостная проекция человека это бытие человека как субъекта. Для С. Л. Рубинштейна субъект это субъект деятельности, активно, самостоятельно и творчески преобразующий окружающий мир и самого себя. Он утвердил такие сущностные определения субъекта, как его бытий-ность, самодетерминация, самоопределение, сознательно-преобразующее отношение к миру. Эти определения выступили в качестве исходных для всех последующих исследований в психологии субъекта и субъектное™.
Субъектность с точки зрения психолого-педагогической антропологии это предельная форма явленности челове-
156 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
ческой реальности другим. Она всегда связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, позволяющего человеку становиться субъектом собственной жизни.
Широко употребляемым в психологии понятием является понятие личности. Психологи единодушно утверждают общественную природу личности человека. Личность это человек как представитель общества, самостоятельно, свободно и ответственно определяющий свою гражданскую позицию среди других. В. В. Давыдов сущность личности видел в ее творчестве. «Для нас личность, пишет В. В. Давыдов, это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой продукт значит осуществить акт творчества. Поэтому понятия "личность" и "творчество" неотделимы друг от друга».
Индивидуальность представляет собой одну из проекций человека, она есть синтез свойств и знаменует собой целостность индивидуального развития человека. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», Б. Г. Ананьев отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность это его глубинное измерение. В проекции индивидуальности человек предстает как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.
Особой проекцией субъективной реальности человека, высшим этапом его развития в родовом качестве является универсализация. Универсум есть полнота человеческой реальности; человек как универсум эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности. В универсальности человек предстает как микрокосм, как индивидуальность, тождественная человеческому роду.
Образы субъективной реальности в психологии развития человека составляют онтогенетические ступени ее становления. Описание развития и образования человека реализуется через представление закономерностей и динамики становления и преобразования основных составляющих образов субъективной реальности. При этом мы разделяем активно разрабатываемое в современной психологии положение о центральном значении субъектной проекции человека. Человек как субъект реализует свои индивидные свойства, внутренний потенциал, активно преобразует мир, вырабатывает и отстаивает позицию во взаимоотношениях с другими, самосовершенствуется и становится самобытным,
5.1. Онтология развития человека в пространстве образования 157
стремится к предельному выражению своего родового назначения, к универсуму. Подчеркнем, что все это совершает человек в своем субъектном бытии, как субъект своей жизни.
5.1.3. Антропологическая теория развития человека
Антропологическая теория развития была обстоятельно представлена в нашем совместном с В. И. Слободчиковым учебном пособии «Психология развития человека» (2000). В основу построения теории общего хода развития человека как субъекта собственной жизни были положены две предельные категории: субъективная реальность и со-бытийная общность, одновременно удерживающие разные стороны этого развития. С генетической точки зрения, понять объект значит объяснить и показать ход его становления, ответить на главные вопросы: «Из чего и как это нечто становится?» Поиск ответов на эти вопросы определяет постановку центрального вопроса генетического анализа: «Что развивается? Что является объектом развития?»
Непосредственно с этим центральным вопросом связаны и другие, более конкретные: из чего развивается (предпосылки и условия), что преобразуется в развитии (структура объекта), как осуществляется развитие, (исходные противоречия, механизмы и движущие силы), куда и во что нечто развивается (направление, формы и результаты развития). Все перечисленные категории в совокупности и при соответствующем их содержательном раскрытии позволяют достаточно полно воспроизвести ход развития объекта, а значит познать (понять) его природу.
Первый шаг в поиске ответов на эти вопросы определение исходной ситуации развития, того источника, отправляясь от которого возможно выстроить и то, что развивается, и проследить, как осуществляется это развитие. Действительная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности (во всех ее измерениях), позволяющие человеку действительно «встать в практическое отношение» к своей жизнедеятельности, есть со-бытие.
Со-бытие и есть то, что развивается, а результатом развития оказывается та или иная форма субъективности. Соответственно, сам ход развития в таком случае состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности (со-бытия) другими формами более слож-
158 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
ными и более высокого уровня развития. В психолого-педагогической антропологии в качестве общей формы ситуации развития выступает детско- взрослая со-бытийная общность.
Со-бытийная общность имеет два основания: ценностно-смысловое и целевое (деятельностное). Каждая человеческая общность строится на определенных ценностях и осуществляет определенную совместную деятельность, характеризуемую содержанием этой деятельности, ее предметом. Способ «совместного держания» (со-держание) этого предмета, т.е. характер распределения обязанностей, система взаимных ожиданий партнеров и определяет форму совместности, характерную для данной общности.
Существенным для понимания ситуации развития является утверждение В. В. Давыдова о том, что ситуация развития реализуется посредством ведущей для данного возраста деятельности, которая в образовательной практике выступает как совместно-распределенная деятельность со-участников со-бытийной общности. В соответствии с этим утверждением детско-взрослая общность, выступая объектом развития, оказывается одновременно подлинным субъектом ведущей деятельности игровой, учебной, проектной, исследовательской.
Структура любого человеческого объединения может быть описана через понятия связи и отношения. Понятие «отношение» возникает как результат соотнесения двух субъектов по выбранному (или заданному) единому для них основанию. В свою очередь, связь это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь это взаимозависимость явлений, неразличимых в пределах самой связи. В развивающихся социальных объединениях происходит постоянное преобразование связей и отношений, их взаимопревращение друг в друга.
Для понимания структуры ситуации развития принципиально важно, что она задается именно со-участниками, которые оказываются полюсами ее напряжения, конституирующими ее целостность. Ситуация развития это совокупность предпосылок и условий, преобразуемых в пространство связей и отношений между со-участниками со-бытийной общности, которые и создают динамизм, напряженность и внутреннюю противоречивость ситуации. Выявление в рамках одного возрастного этана последовательно-
5.2. Сопряженность ступеней развития и ступеней образования 159
сти ситуаций развития раскрывает и внутреннюю динамику возраста.
Движущую силу процесса развития субъективной реальности составляют процессы обособления отождествления. Обособление фиксирует процесс отделения ребенка от взрослого, при котором происходит преобразование связей в отношения, становление и развитие органов субъективности, внутреннего мира ребенка. В процессе отождествления происходит порождение новых связей, обеспечивающих новую форму единства ребенка и взрослого и тем самым приобщение его к общечеловеческим формам культуры.
Единство и противоположность обособления и отождествления и есть постоянно действующее, живое противоречие со-бытия, задающее и направляющее весь ход становления и развития человеческой субъективности, есть общий механизм этого развития. Выработка новых средств в одном процессе становится предпосылкой разворачивания другого, и наоборот; важно, что, пока свершается развитие, исходное противоречие не может разрешиться конечным образом.
Конкретными механизмами развития являются процессы подражания и рефлексии. Подражание обеспечивает связь, единство участников со-бытия в общем для ребенка и взрослого содержании. Посредством подражания ребенок осваивает культурные образцы и нормы поведения и деятельности. Посредством рефлексии ребенок превращает общее содержание в индивидуальную способность. Сопряженная работа двух механизмов приводит к тому, что результаты подражания как способа внешнего отношения к жизнедеятельности в целом (к со-бытию) рефлексией превращаются в отношения внутри индивидуальной жизни.
5.2. Сопряженность ступеней развития и ступеней образования
Проблема сопряжения ступеней развития и ступеней образования. Ступени развития культурогенез человеческих общностей. Ступени образования культурная форма онтогенеза.
5.2.1. Проблема сопряжения ступеней развития и ступеней образования
В общественном и профессиональном педагогическом сознании сложилось устойчивое представление о полном
160 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
соответствии и даже тождестве двух реалий: возрастных этапов или ступеней развития и ступеней образования. Действительно, с одной стороны ребенок, отрок, подросток, юноша, молодой человек и параллельно дошкольное, начальное, основное, общее (полное) среднее образование, профессиональное образование. Отечественные периодизации развития почти всегда полностью совпадали с существующими ступенями образования (педагогической периодизацией).
Казалось бы, а как же иначе? Ведь за таким представлением стоит многовековая история образования и почти вековая история психолого-педагогических исследований, которые вроде бы подтверждали неслучайность такого соответствия. Но так ли это на самом деле? Анализ современной социокультурной ситуации в образовании, фундаментальные разработки в психологии и педагогике показывают, что на самом деле такого однозначного соответствия нет.
Обосновывая в начале 70-х г. XX в. свою периодизацию психического развития в детском возрасте, Д. Б. Эльконин писал: «В настоящее время в нашей детской психологии используется периодизация, построенная на основе фактически сложившейся системы воспитания и обучения. Процессы психического развития теснейшим образом связаны с обучением и воспитанием ребенка, а само членение воспитательно-образовательной системы основано на громадном практическом опыте. Установленное на педагогическом основании членение детства относительно близко подходит к истинному, но не совпадает с ним, а главное, не связано с решением вопроса о движущих силах развития ребенка, о закономерностях переходов от одного периода к другому. Изменения, происходящие в системе воспитательно-образовательной работы, вскрывают то обстоятельство, что "педагогическая периодизация" не имеет должных теоретических оснований и не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов (например, когда надо начинать обучение в школе, в чем заключаются особенности воспитательно-образовательной работы при переходе к каждому новому периоду и т.д.). Назревает своеобразный кризис существующей периодизации». Добавим также, что в педагогических периодизациях сложно организованные возрастные нормативы развития подменялись суммарными (статистическими) нормами отдельных линий развития возрастной когорты детей.
5.2. Сопряженность ступеней развития и ступеней образования 161
Практическим следствием безосновательных педагогических периодизаций является то, что действительность развития в образовательном процессе перекрывается и заслоняется картиной обучения, технологически обеспечивающей лишь отдельные линии развития (преимущественно интеллектуальные). Процесс обучения оказывается центральным объектом педагогического внимания как хорошо управляемый процесс.
Образовательный процесс в этом случае имеет тенденцию выстраиваться в соответствии с формальной разверткой содержания учебной дисциплины, а не в соответствии с целями и задачами развития обучающегося. Действительность развития в такой учебной модели в своей самостоятельности проявляется и учитывается только в качестве «сопротивления материала» педагогическую деятельность необходимо было строить с учетом индивидуальных, возрастных, социокультурных и других особенностей детей.
Содержательное соотнесение ступени развития и ступени образования возможно лишь в рамках непротиворечивой теории развития человека в образовании. В соответствии с ключевым положением психолого-педагогической антропологии о том, что развитие человека осуществляется в образовании как всеобщей культурно-исторической форме качественно определенной ступени развития должна соответствовать специфически определенная ступень образования. Полнота реализации потенциала развития ребенка на определенном этапе определяется соответствием образовательной ступени психологическому содержанию этого этапа развития.
Поставленная выше проблема развивающего образования: что развивается в образовании и что образуется в развитии получает свою конкретизацию применительно к ступени развития и ступени образования. Рассмотрим ее.
5.2.2. Ступени развития культурогенез человеческих общностей
В схеме интегральной периодизации развития субъективной реальности, разработанной В. И. Слободчиковым, обозначены базисные общности или ступени развития человека как субъекта собственного развития. В соответствии с ее положениями в построении любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содер-
6 Педагогическая психология
162 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
жания общности сопровождается сменой партнера. Эта смена не обязательно означает, что новая общность строится с новым человеком (людьми). Это может быть тот же человек, но в новой жизненной позиции. Кратко охарактеризуем содержание базисных общностей и тип партнерства в них.
На первой ступени (от рождения до 1 года) ребенок вместе с родным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредствованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта уникальная в силу своей непосредственности общность, выстраиваемая в живой телесности партнеров общения, названа ступенью оживления.
Эпохальным культурным событием этой ступени развития субъектности является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение данной ступени это подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.
На второй ступени (от 1,5 до 6,5 лет) ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения и в плане совместных имитационно-предметных действий с реальным партнером и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития прямохождение и речь как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления. На этой ступени ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость, осознает себя субъектом собственных хотений и умений.
На третьей ступени (от 7,5 до 17 лет) партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурных позициях, как «учитель», «умелец», «наставник», позднее «эксперт», «консультант», «профессор» как подлинный профессионал в своем деле. Вместе с персонифицированным общественным взрослым отроки, подростки и юноши осваивают правила, понятия,
5.2. Сопряженность ступеней развития и ступеней образования 163
принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия в науке, искусстве, религии, морали, праве. Это ступень персонализаци, на которой человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.
На четвертой ступени (от 18 до 40 лет) партнером молодого человека становится (в пределе) человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Эта ступень названа ступенью индивидуализации. Индивидуализация общественного инвентаря ценностей по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений.
В названии и основных характеристиках последней, пятой, ступени (от 45 лет до старости) наблюдается редкое согласие между всеми психологами, допускающими существование высших уровней духовного развития, не имея «статистически надежных» свидетельств их существования. Универсализация, или выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности, есть одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Со-участником в построении и собеседником в осмыслении универсального Со-бытия той формы общности, в которой потенциальная эквивалентность человека миру становится актуальной, является Богочеловечество.
5.2.3. Ступени образования культурная форма онтогенеза
Ступень образования это характеристика образования, заданная необходимостью обеспечения поступательного развития человека; это пространство развития базовых способностей растущего человека конкретного возраста. Ступень образования это качественно специфический этап в непрерывном развивающем образовательном процессе.
В понятийной паре «ступень развития ступень образования» ведущая роль отводится ступени образования. Однако это не означает их полного соответствия или тождества. Ступень образования должна выполнять ведущую роль в развитии детей определенного возраста. Такую задачу ступень
104 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
образования может выполнить лишь в опоре на знание закономерностей и специфики развития детей на данном отрезке онтогенеза. Более того, педагоги должны владеть знаниями о предыстории развития детей, вступивших в данную стадию, и перспективах их развития за ее пределами.
Несовпадение ступени развития и ступени образования проявляется и в том, что современное образование как специально построенная совокупность образовательных процессов не в состоянии обеспечить развитие всех сторон субъективной реальности человека. В современном информационном обществе с его возможностями предоставления каждому индивиду информации и технологий ее поиска образование не выдерживает конкуренции со средствами массовой коммуникации, сетью Интернет.
Образование и общество в целом решают общие задачи приобщения подрастающих поколений к достижениям человеческой культуры, включения их в современную жизнь общества, развития у них собственно человеческих способностей. Однако в естественных процессах жизни в стихийной форме осуществляется относительно полное становление человека, часто помимо воли его сознания формируются необходимые для жизни физические, душевные и духовные способности.
Ступень образования это культурная форма онтогенеза. Она решает задачи развития детей определенного возраста в данной культуре, формирования способностей, отвечающих требованиям современной культуры. Именно поэтому неправомерно абсолютизировать как психологические, так и педагогические характеристики детей определенного возраста.
Непрерывное развивающее образование подрастающих поколений проектируется в опоре на знания закономерностей развития человека в образовании, на выделение в развивающем образовании качественно определенных ступеней, каждая из которых принимает эстафету от предшествующей и передает ее последующей. Выделение в развивающем образовании качественно определенных ступеней актуализирует проблему преемственности в образовании, разработку программ перехода с одной ступени на другую.
Разработка психолого-педагогических программ перехода, образующегося с одной ступени на другую, это «встречное движение» педагогов смежных ступеней по оптимальной и нормальной «передаче приему» детей па новый
5.3. Понятие и структура возрастно-нормативной модели развития 165
этап их развития. Такие программы должны носить «естественно-искусственный» характер: естественный для детей (отражать возрастную динамику их развития) и искусственный для педагогов (специально ими строиться и конструироваться).
Психолого-педагогическое обеспечение сопряжения ступеней развития и ступеней образования возможно при разработке возрастных норм и критериев нормального развития. Речь должна идти о построении специальных, точно ориентированных на соответствующую ступень образования возрастно-нормативных моделей развития. Имея подобные модели для разных возрастов, разных контингентов детей, педагог с большей уверенностью и ответственностью мог бы строить свою профессиональную деятельность, приуроченную к определенной ступени образования.
5.3. Понятие и структура возрастно-нормативной модели развития
Понятие возрастно-нормативной модели развития. Структура воз-растно-нормативной модели развития.
5.3.1. Понятие возрастно-нормативной модели развития
Понятия «норма развития» и «возрастно-нормативная модель развития^- еще не обрели понятийного статуса в психолого-педагогической науке. И это несмотря на то, что знание норм развития имеет исключительно важное значение в контексте развивающего образования при построении образовательного процесса на ступенях образования. Объяснить отсутствие обоснованных возрастных норм развития в психолого-педагогической науке и педагогической практике можно лишь ссылками на сложность самого предмета исследования и разработки.
Норма развития это не характеристика среднестатистического уровня развития детей на определенном этапе онтогенеза или ступени образования. Так понимаемая норма развития фиксирует лишь сложившиеся на данный момент представления о нормальности развития детей в конкретных социокультурных условиях.
Грамотная научная постановка вопроса о нормах развития начинается с вопроса о возрастных возможностях детей на определенном этапе онтогенеза. Именно с выявления воз-
166 Глава 5. Категории- психолого-педагогической антропологии
растных возможностей детей младшего школьного возраста в первую очередь возможностей развития у них основ теоретического мышления начинались исследования проблем развивающего обучения научным коллективом под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
В психологии развития понятие «норма развития» вводится для обозначения потенциальных возможностей детей определенного возраста. Норма развития это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях (В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман). Норма развития это указание на максимальные возможности развития детей на определенной ступени образования.
Почему именно возможностей развития, а не его достижений^ Ответ на этот вопрос содержится в психологических исследованиях закономерностей развития определенных способностей на этапе онтогенеза. Установлено, что новообразования развития (субъектные способности) всегда обнаруживают себя за пределами того возрастного периода, где они сложились (П. Г. Нежнов, К. Н. Поливанова, Д. Б. Эль-конин). Поэтому ориентироваться на оценку высших достижений именно в данном возрасте неправомерно они проявляют себя лишь на следующем этапе онтогенеза.
Построение возрастных нормативов развития актуальная задача психолого-педагогической науки, имеющая важное практическое значение. Отсутствие таких нормативов может привести к тому, что образовательные практики будут ориентироваться на максимальные достижения детей. Такие практики могут быть небезопасны для их здоровья.
Нормы развития необходимы и для оценки развивающего потенциала инновационных образовательных практик, новых образовательных и учебных программ. Нормативные модели развития детей определенного возраста на определенной ступени образования позволят выстраивать обоснованную систему педагогической деятельности и адекватную ей критериальную базу.
В этом же ряду находится рассмотренная нами выше проблема диагностики развития, связанная с практикой отбора детей в специализированные образовательные учреждения, с контролем за ходом и результатами развития детей на разных образовательных ступенях, с выявлением последствий различных видов групповой дифференциации детей в школах.
5.3. Понятие и структура возрастно-нормативной модели развития 167
Знание возрастных нормативов развития необходимо и управленцам в образовании для ориентации направлений развития современного педагогического профессионализма, развития образовательных учреждений и соответствующих региональных систем образования. В настоящее время такие ориентиры создаются методическими службами на самых разных основаниях, но только не на целостных возрастных моделях развития субъектности ребенка в образовании.
Понятие «возрастно-нормативная модель развита» это педагогическая интерпретация психологического понятия нормы развития. Нормативная модель развития должна включать представление об основных целях, содержании, методах, организационных формах образования, соответствующих задачам культурного развития человека на определенном этапе онтогенеза. Представление о модели культурного развития (нормативном развитии человека в данной культуре) необходимо для того, чтобы избежать вариантов «некультурного» развития индивида в границах той или иной образовательной ступени как забегания вперед, форсирования детского развития, так и его отставания, инфан-тилизации.
Возрастно-нормативные модели развития должны позволить выстроить возрастно -ориентированную педагогическую деятельность, выявить благоприятные и неблагоприятные условия нормального развития, а впоследствии адекватным образом работать с этими условиями: благоприятные поддерживать и создавать, неблагоприятные блокировать.
Мы полагаем, что содержательное наполнение данных понятий возможно лишь в рамках антропологического подхода в образовании. Основой для построения нормального образовательного пространства, в котором возможно становление субъекта собственной жизнедеятельности, должна стать интегральная периодизация общего психического развития в онтогенезе. Именно на основе такой схемы периодизации возможно вполне определенно решать задачи непрерывности между разными ступенями образования (и самообразования) в течение всей жизни.
В психологической антропологии понятие «норма развития» является культурно- и личностно обусловленным, следовательно, является понятием аксеологическим (ценностным), где уже саморазвитие полагается как норма, а не собственно научным. Поэтому схема периодизации, как уже отмечалось, описывает только тот вектор развития, который
168 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
направлен на саморазвитие человека, т.е. на становление субъекта, хозяина и автора собственной биографии.
Имеющиеся прецеденты разработки обобщенных представлений о развитии, как правило, отражают логику развития субъективной реальности либо по сущности природы (как созревание), либо по сущности социума (как формирование формование). Логика развития по сущности человека логика саморазвития как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни и деятельности в таких обобщениях практически отсутствует.
Для того чтобы иметь действительную картину возможностей возраста, того или иного содержания образования, грамотных педагогических действий, необходимо видеть данную ступень образования и данный период развития в рамках целостной психологической и педагогической периодизации. Каждый возраст раскрывается в целостном ансамбле других возрастов. Возможности конкретного возраста определяются уровнем решения задач развития предшествующего возраста (откуда ребенок вышел) и масштабом предстоящих задач развития в последующем возрастном интервале (куда ребенку предстоит войти впоследствии).
Возрастно-нормативная модель развития носит прежде всего регулятивный характер, она должна отвечать на вопрос, как и зачем строится тот или иной образовательный процесс на данной ступени образования. В точном соответствии с понятием модели возрастно-нормативная модель развития должна представлять собой отображение в общей и наглядно выраженной форме сущность определенной действительности, в данном случае возрастного развития.
5.3.2. Структура возрастно-нормативной модели развития
Отдельный вопрос это вопрос о составе и строении возрастно-нормативной модели развития. Такая модель психолого-педагогическая модель, ориентирующая педагога по специфике развития детей на этапе онтогенеза по целям, содержанию, формам ступени образования. В самом общем виде данная структура включает три базовых компонента:
• главные линии развития;
• ситуации развития;
• новообразования развития.
Главные линии развития. В соответствии с антропологическим принципом процессы развития есть не простое само-
5.3. Понятие и структура возрастно-нормативной модели развития 169
раскрытие объекта развития, актуализация уже заложенных в нем потенций, а качественная смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих способов функционирования. Практически все выявленные научной психологией свойства, процессы, структуры находятся в потоке изменений разной скорости и разного масштаба. При этом в течение одного и того же периода развития некоторые системы и структуры только становятся, другие совершенствуются, третьи регрессируют. Именно поэтому так трудно, но важно выделить инвариант развития, т.е. те линии, которые являют и удерживают сущность становления и развития субъективной реальности в онтогенезе.
При выделении главных линий развития человека в первую очередь необходимо различить образующие и составляющие линии развития. Образующие линии являются сквозными для всех периодов онтогенеза и остаются ими, пока существует развитие. Образующие линии это все то, что продолжает становиться и развиваться, не имеет окончательного завершения, находится в абсолютном движении становления; меняется лишь доминация линий в ходе развития. Составляющие линии это все то, что имеет относительно завершенный характер, функционирует как некая способность, обладающая возможностью совершенствования и оптимизации; они специфичны в пределах определенного этапа онтогенеза. Про них можно сказать, что они имеют свою историю происхождения, но не имеют своей истории развития. Образующие всегда являются основой, базой, на которой возникают, развиваются и формируются (оформляются), а затем обслуживают некоторый уровень жизнедеятельности многообразные способности как составляющие как результаты развития на определенном этапе.
В описании линий и результатов развития как состава и структуры возрастно-нормативной модели развития человека в образовании необходимо исходить из понимания предельной онтологии человека. Как уже говорилось, общность, сознание, деятельность в своем единстве составляют онтологические основания человеческого способа бытия в мире.
Уровень, масштаб, тип практикования той или иной формы бытия человека задают уровень, масштаб и тип его субъектности: субъектности в сознании (самосознание), в общности (самобытность), в деятельности (самодеятель-
170 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
ность). Становление субьектности в сознании, в общности, в деятельности образует главные линии развития человека как субъекта собственной жизни, субъекта развития и саморазвития в образовании. Данные главные линии являются образующими линиями развития.
Ситуация развития выступает в функции «несущей конструкции» в возрастно-нормативной модели развития. Ситуация развития ~ это определение исходной ситуации, пространства развития, того источника, отправляясь от которого возможно выстроить и то, что развивается, и проследить, как осуществляется это развитие. Содержание ситуации развития это определенный потенциал развития и саморазвития ребенка, обеспечивающий завершение предшествующих возможностей развития и создание предпосылок и условий освоения в будущем новых видов деятельности.
Возрастно-нормативные модели развития задаются через последовательную совокупность ситуаций развития, точно приуроченных к определенной ступени образования. На определенном возрастном этапе выделяются три типичные ситуации развития. Целесообразность выделения на каждом возрастном этапе трех ситуаций развития основана на положении Л. С. Выготского о наличии на каждом возрасте трех стадий. В соответствии с ритмикой развития ребенка в определенном возрасте в нем выделяются три типичные ситуации развития, связанные с вхождением в данный возраст, максимальной реализацией потенциальных возможностей данного возраста, оформлением новообразований возраста как предпосылки перехода к новому периоду развития.
Новообразования развития это то новое, что впервые появляется на данном этапе развития. Внутри детско-взрос-лой общности, реализующей определенную совместную деятельность, могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых формируются основные новообразования возраста.
В соответствии с проведенным различением образующих и составляющих линий развития новообразования представляют собой составляющие линии развития. Именно они имеют относительно завершенный характер и функционируют как определенные способности, специфичные в пределах данного этапа онтогенеза.
5.3. Понятие и структура возрастно-нормативной модели развития 171
Схематически возрастно-нормативную модель развития представим в виде табл. 1. Центральное место в модели занимает описание ситуаций развития, типичных для данного возраста. Содержание возрастно-нормативной модели составляет описание главных линий развития, приуроченных к ситуациям развития. Описание ситуаций развития по главных линиям проводится по следующим критериям.
По линии субъектности в деятельности ситуации развития представляются через формы проявления инициативы и самостоятельности в совместной деятельности, освоения ее отдельных компонентов и целостной структуры становления субъектом собственной деятельности.
По линии субъектности в общности ситуации развития раскрываются через характеристику предмета и способа общения ребенка, подростка, юноши с взрослым, восприятие и понимание позиции взрослого, общения со сверстниками через его позицию и способы общения с другими в совместной деятельности.
По линии субъектности в сознании ситуации развития раскрываются через становление в образовании форм рефлексивного сознания как генеральной способности человека, как специфического и фундаментального механизма собственно человеческого способа жизни.
В «Психологии человека» мы выделили и описали пять форм рефлексивного сознания, отражающих этапы становления самосознания человека в целом. Это полагающая, сравнивающая, определяющая, синтезирующая, трансцендирию-щая формы рефлексии. Генезис форм рефлексивного сознания представлен в модели через описание этапов и особенностей
Таблица 1 Возрастно-нормативная модель развития*
Главные линии развития |
Типы ситуаций развития |
Интегральные новообразования |
||
Субъектность в деятельности |
||||
Субъектность в общности |
||||
Субъектность в сознании |
' Пустые клетки заполняются соответствующей информацией.
172 Глава 5. Категории... психолого-педагогической антропологии
осознания детьми, подростками, юношами предметного содержания и структурных компонентов ведущей деятельности, процессов коммуникации и кооперации в со-бытийной общности с другими, форм самосознания и самоотношения.
В правой части модели представлены интегральные новообразования главных линий развития на данном возрастном этапе. Это новообразования возраста, или возрастные новообразования.
Возрастно-нормативные модели развития составляют основу построения возрастно-ориентированной педагогической деятельности и возрастно-сообразных образовательных процессов. Их описание представлено в разделе III «Ступени образования как модели культурного (возрастно-нор-мативного) развития человека».
Методологическая рефлексия
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем состоит внутренняя связь развития и образования? Как вы понимаете словосочетание «развивающее образование»?
2. В чем суть проблемы развивающего образования на современном этапе развития общества? Почему вопросы, поставленные В. В. Давыдовым на эту тему, не потеряли своей актуальности?
3. Дайте свое истолкование различий традиционной и антропологической психологии. Соотнесите понятия «психика» и «субъективная реальность».
4. Почему базовыми понятиями антропологической психологии выступают понятия «субъектность» и «со-бытийная общность»?
5. Обоснуйте предельные категории бытия человека. В чем состоит смысл их определения для психологии развития и образования человека?
6. В чем причина устойчивости натуралистических и социоло-гизаторских интерпретаций в психологии развития?
7. В чем достоинство полного набора описания категорий развития в психологии?
8. Что такое норма развития? Каков смысл понятия в психологии развития?
9. Поясните понятие «возрастно-нормативная модель развития». Соотнесите это понятие с понятием «норма развития».
10. Поясните схему возрастно-нормативной модели развития.
Темы рефератов, курсовых и дипломных работ
1. Образование как всеобщая и необходимая форма развития человека.
Методологическая рефлексия 173
2. Современное состояние проблемы развивающего образования.
3. Антропологический подход к проблеме развивающего образования.
4. Онтология развития человека в пространстве образования.
5. Интегральная периодизация развития в психологии и ее педагогическое значение.
6. Понятие «возрастно-нормативная модель развития» в психологии.
Список литературы
Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. М.; Воронеж, 1996.
Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.,1996.
Леонтъев, А. Н. Избранные психологические произведения :
в 2 т. Т. 1 / А. Н. Леонтьев. - М., 1983.
Мониторинг учебно-предметных компетенции в начальной школе / под ред. П. Г. Нежнова, Б. И. Хасана, Д. Б. Эльконина. М., 2007.
Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. М., 2000.
Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М., 1999.
Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В. И. Слободчиков. М. ; Екатеринбург, 2009.
Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 2000.
Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 1995.
Элъконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эль-копии. - М., 1989.