Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
(Против ересей)
Перевод: прот. П. Преображенского
1. 2. 3 .4 .5 .6 . 7 .8 .9 .10 >>> ... главы 11-25 >>> ... главы 26-41 >>>
Предисловие
1. Посылая тебе, мой любезнейший друг, эту четвертую книгу сочинения под заглавием «обличение и опровержение ложного знания», я, согласно обещанию своему, подтвержу словами Господа то, что мною сказано, так чтобы и ты, как просил, получил от меня доводы со всех сторон к поражению всех еретиков, и тех, всячески пораженных, ты не допускал бы далее погружаться в глубину заблуждения, ни задыхаться в море неведения, но, обратив их в пристань истины, содействовал им получить спасение.
2. Тому же, кто желает обратить их, надлежит точно знать системы их учения. Ибо невозможно кому-либо лечить больных, когда он не знает болезни людей нездоровых. Поэтому, предшественники мои, и притом гораздо лучше меня, не могли однако удовлетворительно опровергнуть последователей Валентина, потому что не знали их учения, со всем тщанием мною переданного тебе в первой книге, в которой я также показал, что их учение есть сокращение всех еретиков. Поэтому же во второй книге мы как в зеркале видели полное их поражение. Ибо кто опровергает, как должно их, (валентиниан), тот опровергает всех лжеучителей, и кто поражает их, поражает всякую ересь.
3. Ибо их учение более всех богохульно, так как они говорят, что Творец и Создатель, Который, как я показал, есть единый Бог, произошел от недостатка или отпадения. Они также богохульствуют и против Господа нашего, отсекая и отделяя Иисуса от Христа, и Христа от Спасителя, и Спасителя опять от Слова, и Слово от Единородного. И как Творца они представляют происшедшим от недостатка, так и о Христе и Святом Духе учили, что они произведены по причине сего недостатка, и Спаситель есть порождение эонов, происшедших от недостатка, так что у них ничего нет без богохульства. В предшествующей книге было представлено обо всем этом учение Апостолов, и оказалось, что «бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк. 1.2) истины ничего такого не думали, но и заповедали нам избегать таких учений, провидя Духом тех, которые имели обольщать простых.
4. Как змей обольстил Еву, обещая ей то, чего сам не имел; так и эти (еретики), имеющие притязание на обладание высшим званием и неизреченными таинствами и обещая принятие, как они говорят, в Плирому, погружают в смерть верящих им, делая их отступниками от Создавшего их. И тогда ангел богоотступник, чрез змея произведший непослушание людей, думал, что останется неизвестным Господу; поэтому Бог дал ему тот же образ и наименование (змея). Теперь же, когда настали последние времена, зло распространяется между людьми, делает их не только богоотступниками; но и богохульниками против Создателя посредством многих ухищрений, т.е., чрез всех вышеупомянутых еретиков. Ибо все они, хотя выпили из различных мест и излагают различные учения, но сходятся в одном и том же богохульном намерении, причиняя смертельные раны тем, что учат богохульству против Бога Творца и Питателя нашего и подрывают спасение человека. Человек есть соединение души и плоти: он создан по подобию Божию и образовав Его руками, т.е., чрез Сына и Духа Святого, которым и сказал (Бог): «сотворим человека» (Быт. 1.26). Таково намерение завидующего нашей жизни, чтобы сделать людей неверующими в свое спасение и хульниками против Создателя. Бога. Ибо все, кто ни сказали все еретики с величайшею важностью, в конце концов сводится к тому, что они хулят Создателя и отвергают спасение создания Божия, которое есть между прочим плот, ради которой, как я многообразно показал, Сын Божий совершил все домостроительство, и раскрыл, что Писания никого иного не называют Богом, кроме Отца всего и Сына и тех, которые получили усыновление.
Глава I.
Господь признавал Одного только Бога и Отца.
1. Когда несомненно и верно то, что никакой другой Бог или Господь не был возвещаем Духом, кроме владычествующего над всем Бога с Его Словом и тех, которые принимают Духа усыновления, т.е., веруют во единого и истинного Бога и Иисуса Христа Сына Божия; а также Апостолы никого другого сами не называли Богом ж не именовали Господом, а тем более Господь наш, Который и заповедал нам никого не исповедывать Отцом, кроме Того, Который на небесах, и есть Единый Бог и Единый Отец; то ясно оказываются ложными учения этих обманщиков и самых превратных софистов, которые говорят, что по природе есть Бог и Отец тот, кого они изобрели, Творец не есть по природе ни Бог ни Отец, а только называется так на словах, потому что господствует над творением: так говорят превратные грамматики, выдумывающие на Бога, и оставляя учение Христово и сами сочиняя ложь восстают против всего домостроительства Божия. Ибо они говорят, что их эоны называются и богами, и отцами, и господами, и сверх того небесами вместе с их Материю, которую называют также землею и Иерусалимом и многими другими прозваниями.
2. Кому же не ясно, что если бы Господь знал многих отцов и богов, то не заповедал бы Своим ученикам знать единого Бога и Его только называть Отцом? Он напротив различал тех, которые только на словах боги, от Того, Кто есть истинно Бог, чтобы они не заблуждались относительно Его учения и ни принимали одного за другого. Если же Он заповедал нам называть Единого Отца и Бога, а сам между тем по временам исповедует в том же смысле других отцов и богов, то Он окажется иное заповедующим ученикам и иное делающим. А это не свойственно доброму учителю, но обманщику и завистнику. И Апостолы, по их словам, оказываются преступниками заповеди, когда они Творца исповедуют, как я показал, Богом, Господом и Отцом, тогда как не Он один есть Бог и Отец. Иисус же у них будет виновником и учителем такого преступления, потому что заповедал называть Единого Отца, возлагая на них необходимость исповедывать Творца Своим Отцом, как уже показано.
Глава II.
Доказательства из свидетельств Моисея и других пророков, коих слова суть слова Христовы, что Един Бог Творец мира, Которого Господь проповедовал и называл Своим Отцом.
1. Моисей, во Второзаконии, делая сокращенное повторение закона, полученного от Творца, так говорит: «внемли небо и я буду говорить; и да слышит земля слова из уст моих» (Вт. 32.1). Еще Давид, говоря, что помощь ему пришла от Господа, сказал: «помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123.8). И Исаия признается, что слова (его) произошли от Бога, сотворившего небо и землю и владычествующего над ними: «слушай небо - сказал он и внимай ушами земля, ибо Господь говорил» (Ис. 1.2), И еще: «так говорит Господь Бог сотворивший небо и утвердивший его, уставивший землю и то, что на ней, и дающий дыхание народу, живущему на ней и дух тем, которые ходят по ней» (Ис. 42.5).
2. Еще Господь наш Иисус Христос исповедует Того Самого Отцом Своим, когда говорит: «славлю Тебя Отче, Господь неба и земли» (Мф. 11.25). Какого Отца должно разуметь нам по мнению этих негоднейших софистов Пандоры? Глубину ли, ими выдуманную, или Мать их или Единородного? Того ли, кого измыслили маркиониты или другие (еретики), что он не Бог, это и показал уже подробно, или что истинно, Творца неба и земли, Которого и пророки проповедовали, и Христос исповедует Своим Отцом и Закон возвещает, говоря: «Слушай, Израиль: Господь Бог твой Един есть» (Вт. 6.4).
3. А что Писания Моисея суть слова Христа, Он Сам говорит к иудеям, как повествует Иоанн в Евангелии: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его Писаниям не верите, то не поверите и Моим словам» (Ин. 5.46,47), ясно показывая, что писания Моисея суть Его слова. Если так относительно Моисея, то и слова прочих пророков без сомнения суть Его слова, как я показал. И опять, Сам Господь представляет, что Авраам сказал богачу обо всех, доселе живших: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес и пришел к ним, не поверят ему» (Лк. 16.31).
4. Он, конечно, не сказание о бедном и богатом передал нам, но во-первых преподал урок, что никто не должен предаваться наслаждениям и, проводя жизнь в мирских удовольствиях и постоянных пиршествах, служить своим страстям и забывать Бога. «Был - говорится богач, который одевался в порфиру и виссон и услаждался блистательными пиршествами» (Лк. 16.19). О таковых и чрез Исаию сказал дух: «они пьют вино с цитрами, тимпанами и псалтирями и свирелями, на дела же Божии не взирают, и о делах рук Его не размышляют». Чтобы мы не подверглись вместе с сими людьми тому же наказанию, Господь открывает их конец и вместе показывает, что если бы они слушали Моисея и пророков, то уверовали бы в Того, Кого они проповедовали, в Сына Божия, воскресшего из мертвых и дарующего нам жизнь, и Он показывает, что все из одной сущности, т.е. Авраам, Моисей и пророки и Сам Господь, воскресший из мертвых, в Которого веруют многие и из обрезанных, слушающие Моисея и пророков, проповедавших пришествие Сына Божия. Те же, кто презирают (истину), говорят, что они другой сущности, и не знают первородного из мертвых, отдельно разумея Христа, как пребывшего чуждым страданию, и отдельно пострадавшего Иисуса.
5. Ибо они не получают от Отца познания о Сыне, ни Отца не познают от Сына, Который ясно и без притчей учит о Том, Кто есть истинно Бог: «Не клянись вовсе сказал Он ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» (Мф. 5.34,35). Эти слова очевидно сказаны относительно Творца, как и Исаия говорит: «Небо Мой престол, земля подножие ног Моих» (Ис. 66.1). И кроме сего нет другого Бога, иначе Господь не назвал бы Его ни Богом, ни Царем великим, ибо (существо) такого рода не допускает ни сравнений (с другим), ни превосходства (над собою). Ибо кто имеет кого-либо над собою выше и состоит под властью другого, тот не может называться ни Богом, ни Царем великим.
6. И нельзя сказать, чтобы эти слова были произнесены иронически, когда самые слова убеждают, что они сказаны поистине. Ибо говоривший был истина и истинно защищал Свой дом, выгоняя из него меновщиков, покупавших и продававших, говоря им: «написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21.13). И какое основание имел Он делать это и говорить, если бы Он возвещал другого Бога? Но (Он так поступил), чтобы обличить преступников закона своего Отца, ибо не произнес обвинения против дома, ни порицал закона, который пришел исполнит, но обличал тех, которые не хорошо пользовались домом и преступали закон. И, потому книжники, и фарисеи, от времен закона начавшие презирать Бога, не приняли Его Слова, т.е., не поверили Христу; о них то говорит Исаия: «твои князи непокорны, сообщники воров, любят подарки, гонятся за мздою, не судят сирых и не вникают в дела вдовиц» (Ис. 1.23). И Иеремия подобным образом говорит: «Начальствующие над Моим народом не знали Меня, они, бессмысленные и безрассудные сыны, мудры делать зло, а добро делать не разумеют» (Иер. 4.22).
7. Которые же боялись Бога и заботились о Законе Его, те прибегли ко Христу и все спаслись; ибо Он сказал ученикам Своим: «идите к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10.6). И самаряне, говорится, когда Господь пробыл у них два дня, «еще большее число уверовали по Его словам, и говорили женщине: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и знаем, что Он истинно Спаситель мира» (Ин. 4.41,42). И Павел говорит: «и таким образом весь Израиль спасется» (Рим. 11.26); но он также назвал закон «пестуном нашим» (Гал. 3.24) во Христа Иисуса. Итак, пусть они не приписывают Закону неверие некоторых; ибо закон не запрещал им веровать в Сына Божия, но даже увещевал их (веровать), говоря, что люди не могут спастись от древнего уязвления змея иначе, как чрез веру в Того, Кто, в подобии греховной плоти, на древе мученичества вознесся от земли и все привлекает Е Себе» (Ин. 12.32; 3.14) и оживотворяет мертвых.
Глава III.
Ответ на возражение гностиков по поводу изменяемости неба и земли.
1. Что касается их злонамеренного заключения, что если небо престол Божий, а земля подножие Его, а небо и земля, как сказано, прейдут, то будто с пришествием их должен прейти и Бог, восседающий на них, и посему Он не есть Бог всевышний, то во-первых, они не знают, что значит: небо-престол и земля-подножие. Ибо они не знают, что есть Бог, но думают, будто Он сидит по образу человека и содержится в чем-либо, а не содержит. И не понимают пришествия неба и земли; Павел же разумел это, когда говорит: «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7.31). Далее, Давид разрешает их вопрос, либо он говорит, что когда проходит образ мира сего, не только пребывает Бог, но и слуги Его, так выражаясь в 101-м псалме: «вначале ты, Господи, основал землю, и небеса суть дела рук Твоих. Они погибнут, Ты же пребудешь, и все как одежда обветшают и как покрывало Ты их изменишь, и они изменятся. Ты же все Тот же и лета Твои не оскудеют. Сыны слуг Твоих будут жить и семя их установится навсегда» (Пс. 101.25,28), и сим ясно показывает. что проходит, и кто пребывает всегда Бог с Своими слугами. Исаия подобным образом говорит: «возведите очи ваши на небо и посмотрите на землю вниз, ибо небо постановлено как дым, земля же, как одежда обветшает; и живущие на них, так же как они, умрут. Но спасение Мое будет вечно, и правда Моя не прейдет» (Пс. 51.6).
Глава IV.
Ответ на другое возражение, заимствованное от разрушения Иерусалима.
1. Далее об Иерусалиме и о Господе они осмеливаются говорить, что если он был «город великого Царя», то не был бы оставлен. Это похоже на то, если бы кто сказал, что если бы стебель был создание Божие, то никогда не был бы оставляем зернами, и виноградные ветви, если бы были созданы Богом, никогда не были бы обрезаемы и лишаемы кистей. Как эти (ветви) были первоначально созданы не ради себя, но ради растущего на них плода, по созревании и снятии Которого они оставляются и от них отнимается то, что уже бесполезно для оплодотворения; так (было) и с Иерусалимом, который носил в себе иго рабства, под которое был отдан человек, прежде не покорявшийся Богу, когда царствовала смерть, и быв укрощен, сделался годным для свободы, когда пришел плод свободы, возрос и созрел и положен в житницу, и из него (Иерусалима) взяты те, которые могут оплодотворить, и рассеяны во всем мире. Об этом говорит Исаия: «дети Иакова произрастут и Израиль процветет и плодом его наполнится вся земля» (Ис. 27.6). Когда плод рассеян по всей земле, то он (Иерусалим) по справедливости оставлен и, некогда хорошо плодоносивший, устранен; ибо из него как плод произошел по плоти Христос и Апостолы, теперь же он уже не годится для плодоношения.
2. Поелику Закон получил начало с Моисея, то по необходимости он окончился с Иоанном, когда пришел Христос, исполнение Его; и потому «закон и пророки были у них до Иоанна» (Лк. 16.16). Посему и Иерусалим, получивший начало от Давида, по исполнении своего времени, долженствовал иметь конец законодательства, когда явился Новый Завет; ибо Бог все делает мерою и в порядке, и ничего нет у Него неизмеримого, потому что ничего нет беспорядочного. И прекрасно некто сказал, что Сам неизмеримый Отец принял меру в Сыне, ибо мера Отца есть Сын, потому что Он объемлет Его. А что устроение их было временное, об этом говорит Исаия: «дочь Сиона будет оставлена как шалаш в винограднике и как сторожка в огороде с огурцами» (Ис.1.8). Когда же это будет оставлено? Не тогда ли, когда уберется плод и оставляется одни только листья, не могущие уже приносить плодов.
3. Но зачем мы говорили об Иерусалиме, когда и образ всего мира должен прейти, с наступлением времени его пришествия, дабы плод был собран в житницу, а оставленная солома была сожжена? «Ибо день Господний (придет) как горящая печь, и все грешники, делающие неправду, будут соломою, и сожжет их грядущий день» (Мл. 4.1). А кто этот Господь, наводящий такой день, Иоанн Креститель показывает, говоря о Христе: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата в руке Его для очищения Своего гумна, и Он соберет плод в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3.11). Итак, не иной тот, кто делает пшеницу, и тот, кто солому, но один и тот же, который и судит их, т.е., отделяет. Но пшеница и солома, как предметы неодушевленные и неразумные, сделались такими по природе. Человек же, одаренный разумом и в этом отношении подобный Богу, созданный свободным в выборе и самовластным, сам для себя есть причина того, что он делается иногда пшеницею, иногда соломою. Посему и справедливо он осудится, потому что, созданный разумным, он потерял истинный разум и, живя неразумно, противился правде Божией, предав себя всякому земному духу и служа всем страстям, как говорит пророк: «человек будучи в чести, не уразумел: он сравнялся с бессмысленными скотами и уподобился им» (Пс. 48.21).
Глава V.
Один Бог, возвещенный Законом и пророками, Которого Христос исповедует Своим Отцом, и Который открыл Себя в обоих заветах.
1. Итак Один и Тот же Бог, Который сгибает небо, как книгу, и обновляет лице земли, Который создал временные вещи для человека, чтобы, созревая среди них, производил плод бессмертия, и Который по Своей благости приводит вечные (блага), чтобы «явить грядущим векам несказанное богатство благости Своей» (Еф. 2.7), Который был возвещен законом и пророками, и Которого Христос исповедал Своим Отцом. Он же есть Творец, Он и Бог всевышний, как говорит Исаия: «Я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок Мой, Которого Я избрал, чтобы познали, уверовали и уразумели, что Я есмь. Прежде Меня не было другого Бога и после Меня не будет. Я Бог и помимо Меня нет спасающего. Я возвестил и спас» Ис. 43.10-12). И еще: «Я Бог первый и Я выше будущего» (Ис. 12.4). Он не двусмысленно, не надменно, не тщеславно говорит это; но поелику невозможно было без Бога познать Бога, то Он чрез Свое Слово научает людей знать Бога. А тем, которые не знают этого и потому думают открыть другого Отца, справедливо кто-либо скажет: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 17.29).
2. Ибо Господь наш и Учитель в ответе, данном саддукеям, которые отвергают воскресение и потому бесчестят Бога и унижают Закон, и показал воскресение и открыл Бога, говоря так: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ибо о воскресении мертвых сказал Он - не читали ли вы, что сказано Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака и Бог Иакова?» И прибавил: «Бог не есть (Бог) мертвых, но живых» (Мф. 12.29), потому для Него все живы. Сими словами Он ясно показал, что Тот, кто говорил к Моисею из купины и объявил Себя Богом отцов, есть Бог живых. Кто же Бог живых, как не Тот, Кто есть Бог, и выше Которого нет иного Бога? Его и Даниил пророк, когда Кир царь персидский сказал ему: «почему не покланяешься Богу?», возвестил, говоря: «потому что я чту не идолов рукотворенных, но живого Бога, уставившего небо и землю и владычествующего над всякою плотию»; и еще сказал: «буду покланяться Господу Богу моему, потому что Он ест живой Бог» (Дан. 14.3,4,24). Итак, Тот, Которому пророки покланялись, как живому Богу, есть Бог живых; и Его Слово и говорило к Моисею, и обличило саддукеев, и даровало воскресение, то и другое открывая слепотствующим, т.е., воскресение и Бога. Ибо если Бог не есть (Бог) мертвых, но живых, а Он назван Богом почивших отцов, то без сомнения они живы для Бога и не погибли, так как суть сыны воскресения. Господь же наш Сам есть воскресение, как Он говорит: «Я воскресение и жизнь» (Ин. 11.25). А отцы суть Его сыны; ибо сказано пророком: «вместо отцов Твоих стали Тебе сыны Твои» (Ис. 44.17). Итак Сам Христос с Отцом живых есть Бог, говоривший к Моисею и открывший Себя отцам.
3. И сему самому научая, Он говорил иудеям: «Авраам, отец ваш рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался» (Ин. 8.56). Почему же? «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4.3). Во-первых (он веровал), что Он есть Творец неба и земли, единый Бог, во-вторых, что Он сделает семя его, как звезды небесные. Это и высказывается Павлом (в словах): «как светила в мире» (Фил. 2.15). Посему справедливо, оставив свое земное родство, он последовал Слову Божию, странствуя с Словом Божиим, чтобы водвориться с Словом.
4. Справедливо и Апостолы, родом от Авраама, оставив корабль и отца, последовали Слову Божию. Справедливо и мы, имея ту же веру, как Авраам, взявши крест, как Исаак дрова, следуем Ему. Ибо в Аврааме человек наперед научился и навык следовать Слову Божию. Ибо Авраам по вере своей, последовав заповеди Слова Божия, с готовностью предал в жертву Богу единородного и возлюбленного сына своего, дабы и Бог благоволил за все семя его представить Своего Единородного и возлюбленного Сына в жертву для нашего искупления.
5. Когда таким образом Авраам был пророк, и в Духе видел день пришествия Господа и домостроительство страдания, чрез которое он и все подобно ему верующие Богу имели спастись, то он сильно возрадовался. Итак Аврааму не был неведом Господь, Коего день он желал видеть, ни Отец Господа, ибо он от Слова Господа узнал и уверовал в Него; почему и вменилось ему это от Господа в праведность. Ибо вера в Бога оправдывает человека, и посему он говорил: «простру руку мою к Богу Вышнему, создавшему небо и землю (Быт. 14.22). Но все это стараются ниспровергнуть те злонамеренные (учители) из-за одного изречения, которое ими понято неправильно.
Глава VI.
Изъяснение слов Христа: никто не знает Отца, кроме Сына.
1. Господь, открывая Себя ученикам, что Он есть Слово, сообщающее познание об Отце, и упрекая иудеев, воображавших, что они имеют (знание) о Боге, тогда как они отвергали Его Слово, чрез которое познается Бог, говорил: «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын восхочет открыть» (Мф. 11.27; Лк. 10.22). Так Матфей передал это место, а также Лука и Марк то же самое, Иоанн же опустил его. А они (еретики), желая быть сведущее Апостолов, излагают его так: «никто не знал Отца, кроме Сына, ни Сына кроме Отца и кому Сын восхочет открыть Его», и объясняют так, будто бы истинный Бог никем не был знаем до пришествия Господа нашего, и говорят, что возвещенный пророками Бог не есть Отец Христа.
2. Если бы даже Христос тогда (только) начал существовать, когда пришел (в мир). как человек, и если Отец (только) во времена Тиверия Кесаря вспомнил позаботиться о людях и Слово Его оказалось не всегда существовавшим с созданием; то и в таком случае не следовало возвещать иного Бога, а (скорее) исследовать причины такой беспечности и небрежения Его. Ибо не надобно, чтобы такое исследование возникало и доходило до того, чтобы и Бога изменять и уничтожать веру нашу в Творца, питающего нас посредством творения. Ибо как мы направляем нашу веру в Сына, так должны иметь твердую и неизменную любовь к Отцу. И хорошо Иустин говорит в сочинении против Маркиона: «я не поверил бы самому Господу, если бы Он возвещал другого Бога, кроме Создателя, Творца и Питателя нашего. Но поелику от Единого Бога, Который и сотворил сей мир и создал нас и все содержит и управляет, пришел к нам Единородный Сын (Его), восстановляя в Себе Свое создание, то тверда моя вера в Него и неизменна любовь к Отцу, потому что то и другое Бог нам дарует».
3. Ибо никто не может знать Отца, если Слово Божие, т. е. Сын не откроет Его, и Сына (никто не может знать), если Отец не благоволит. Благоволение же Отца исполняет Сын, ибо Отец посылает, а Сын посылается и приходит. И Отца невидимого и беспредельного, в отношении к нам, знает Его собственное Слово, и так как Он неизъясним, само изъясняет (Его) нам, и с другой стороны Слово Свое знает Один только Отец: и обе эти (истины) объявил Господь. И, поэтому, Сын открывает познание Отца чрез Свое откровение. Ибо откровение Сына есть познание Отца, потому что все открывается чрез Слово. И дабы мы знали, что пришедший Сын сообщает верующим в Него познание Отца, Он говорил ученикам: никто не знает Сына, хроме Отца, ни Отца (никто знает), кроме Сына и кому откроет Сын», показывая Себя Самого и Отца, как Он есть, чтобы мы не принимали другого Отца, кроме Того Который открывается Сыном.
4. Но этот (Отец) есть Творец неба и земли, как видно из Его слов, а не тот ложный отец, выдуманный Маркионом, или Валентином, или Василидом, или Карпократом, или Симоном, или другими ложно называемыми гностиками. Ибо никто из них не был Сыном Божиим, а (только) Христос Иисус Господь наш, вопреки Которому они выставляют свое учение, дерзая возвещать неведомого Бога. Но против себя они должны услышать: каким образом неведом Он, Который познается ими? Ибо Кто познается хотя немногими, Тот не неведом. И Господь не сказал, что Отец и Сын вовсе не могут быть познаны: иначе напрасно было бы Его пришествие. Ибо для чего Он пришел сюда? Для того ли, чтобы сказать нам: «не ищите Бога; Он неведом и Его не найдете, как лгут последователи Валентина, будто Христос (так) сказал их Эонам? Но это вздор. Ибо Господь научил нас, что никто не может знать Бога, если Бог не научит, т.е. что Бог не познается без Бога, но чтобы Бог был познан, это есть воля Отца. Ибо Его познают те, кому откроет Сын.
5. И для того Отец открыл Сына, чтобы посредством Него явить Себя всем и верующих в Него праведных принят в нетление и вечное успокоение, веровать же в Него значит исполнять Его волю, а не верующих и посему избегающих Его света по справедливости заключить в тьму, которую они сами по себе избрали. Потому Отец всем открыл Себя, делая видимым всем Свое слово; и наоборот, Слово всем показано Отца и Сына, сделавшись видимым всем, посему праведный суд Божий (будет) на всех, которые подобно (другим) видели, но не уверовали, подобно (другим).
6. Ибо чрез самое творение Слово открывает Бога Творца, и чрез мир-Создателя мира Господа и чрез образование (человека) Художника его образовавшего и чрез Сына Отца Его родившего; и все это все говорят одинаково, но не одинаково веруют. Чрез Закон и пророков Слово также возвещало и Себя и Отца, и весь народ одинаково слышал, но не все одинаково веровали. И чрез Самое Слово, сделавшееся видимым и осязаемым Отец являлся, хотя не все одинаково веровали, но все видели в Сыне Отца, ибо Отец есть невидимое Сына, а Сын есть видимое Отца, И посему все говорили со Христом во время присутствия Его (на земле) и называли Богом. И демоны, видя Сына, говорили: «знаем Тебя, Кто Ты, Святый Божий» Мк. 1.24). И диавол искуситель, видя Его, говорил: «если Ты Сын Божий» (Мф. 4.3; Лк. 4.3), и таким образом все видели и называли Сына и Отца, но не все веровали.
7. Ибо надлежало, чтобы истина получила свидетельство от всех и была средством суда во спасение верующих и в осуждение неверующих, дабы все были судимы справедливо, и вера в Отца и Сына всеми подтверждалась, от всех получая свидетельство и от своих, так как они не друзья, и от внешних, так как они не враги. Ибо то доказательство истинно и непререкаемо, которое и от самых противников представляет подробное удостоверение, когда они своим собственным видением убеждены относительно настоящего дела и свидетельствуют и удостоверяют о нем, а после впадают во вражду, клевещут и не желают, чтобы их свидетельство было (признаваемо) истинным. Посему не иной был познаваемый и иной говоривший: «никто не знает Отца», но Один и Тот же, как Сам Отец все покорил Ему, и от всех получает свидетельство, что Он есть истинно человек и истинно Бог, От отца, от Духа, от ангелов, от самого творения, от людей, от отпадших духов и демонов и от врага и после всего от самой смерти. Но Сын, все устроят для Отца, совершает от начала до конца, и без Него никто не может познать Бога. Ибо Сын есть познание Отца, а познание Сына есть в Отце и чрез Сына открыто, и посему Господь говорит: «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца (никто не знает) кроме Сына и кому, Сын откроет». Сказано «откроет» не относительно только будущего, как будто Слово тогда начало открывать Отца? когда родилось от Марии, но простирается вообще на все время. Ибо изначала, соприсутствуя своему созданию, Сын открывает Отца всем, кому хочет и когда хочет, и как Отец хочет, и поэтому во всем и чрез все Один Бог Отец и Одно Слово и Сын и Один Дух и одно спасение всем верующим в Него.
Глава VII.
Авраам по откровению Слова знал Отца и пришествие Сына Божия.
1. И Авраам, чрез Слово зная Отца, сотворившего небо и землю, исповедал Его Богом, и наученный откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей и чрез Его пришествие семя его будет как звезды небесные, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа; и, увидев его посредством Духа пророческого, он возрадовался. Посему и Симеон, один из его потомков, исполнил радостное чувство патриарха и сказал: «ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, с миром, ибо очи мои видели Спасение Твое, Которое Ты уготовил пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников и Славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2.29-33). И Ангелы также известили великую радость пастухам, стерегшим стадо ночью. И Мария сказала: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1.46,47). Ибо радость Авраама нисходит от него на его потомков, бодрствующих, видящих Христа и верующих Ему, и в свою очередь радость от его чад возвращается к Аврааму, желавшему также видеть день пришествия Христа. Итак хорошо Господь наш дал свидетельство ему, говоря: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался (Ин. 8.56)».
2. И это Он сказал не ради только Авраама, но и для того, чтобы показать, что все, от начала знавшие Бога и предсказывавшие пришествие Христа, получили откровение от Самого Сына, Который в последние времена сделался видимым и могущим страдать и говорил с человеческим родом, что Он может из камней воздвигнуть сынов Авраама и исполнить данное Ему Богом обещавшие и сделать семя его как звезды небесные, как говорит Иоанн Креститель: «Бог может из этих камней воздвигнуть чад Авраама» (Мф. 3.9). Это и сделал Иисус, отвращая нас от почитания камней и отвлекая от грубых и бесплодных помышлений и утверждая в нас веру подобную Авраамовой. Так и Павел свидетельствует, говоря, что мы дети Авраама по подобию веры и по обетованию наследия (Рим. 4.12).
3. Итак, Один и Тот же Бог, призвавший Авраама и давший ему обетование. Он есть и Творец, чрез Христа приготовляющий светила в мире - (именно) верующих из язычников. «Вы - сказано свет мира (Мф. 5.14), т.е., как звезды небесные. Посему о Нем справедливо говорим, что Его никто не знает, кроме Сына и того, кому Сын откроет. Сын же открывает Отца всем, кому Он хочет сделаться ведомым, и без благой воли Отца и без действия Сына никто не познает Бога. Поэтому-то Господь говорил ученикам: «Я есмь путь, истина и жизнь. И никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего, и отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 15.6,7). Из сих (слов) очевидно, что (Бог) познается чрез Сына, т.е., чрез Слово.
4. Посему иудеи отступили от Бога, не принимая Слова Его, а воображая, что они могут познать Отца самого по себе без Слова, т.е. Сына, не ведая Того Бога. Который в образе человеческом говорил с Авраамом и потом с Моисеем, говоря: «Я увидел угнетение народа моего в Египте и сошел избавить его» (Исх. 3.7,8). Ибо это изначала предустроял Сын, Который есть Слово Божие, не потому, чтобы у Отца не доставало ангелов, чтобы создать творение и образовать человека, для Которого и создано творение, и не потому, чтобы у Него не доставало служителей для создания сотворенных вещей и для устроения того, что относится к человеку; но Он имеет богатое и неизреченное множество служителей. Ибо Ему во всем служит Его порождение и Его подобие, т.е. Сын и Дух Святый, Слово и Премудрость, Которым служат и подчинены все ангелы. Итак, суетны те, которые на основании слов: «никто не знает Отца, кроме Сына», вводят другого неведомого Отца.
Глава VIII.
Христос спас не только Авраама, но и его потомком, исполняя, а не разрушая закон.
1. Суетен Маркион и его последователи, исключающие от наследия Авраама, которому Дух чрез многих и особенно чрез Павла дает свидетельство, что он «поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4.3); и Господь (дает ему свидетельство), во-первых, воздвигая из камней чад ему и делая семя его как звезды небесные и говоря: «что придут с востока и запада, с севера и юга и воссядут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8.11), и потом говоря иудеям: «когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царстве Небесном, а себя изгоняемыми вон» (Лк. 13.28). Посему ясно, что отвергающие спасение его и выдумывающие другого Бога кроме Того, Который дал обетование Аврааму, остаются вне царства Божия и чужды наследия нетления, потому что уничижают и хулят Бога, Который чрез Христа Иисуса вводит Авраама в царство небесное и семя его, т.е. Церковь, на которую и переходит усыновление и обещанное Аврааму наследие.
2. Ибо Господь освобождал семя его, разрешая от уз и призывая ко спасению, как Он сделал относительно исцеленной Им женщины, ясно говоря тем, которые не имели веры подобно Аврааму: «лицемеры! не отвязывает ли каждый из вас в день субботний вола своего или осла, и не ведет ли напоить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от сих уз в день субботний» (Лк. 13.15,16). Очевидно, что Он разрешил и оживил тех, которые, подобно Аврааму, веровали в него, и ничего не сделал против Закона, когда исцелил в день субботний. Ибо Закон не запрещал людям исцеляться в день субботний, напротив, он даже обрезывал их в этот день и повелевал священникам совершать для народа службы, даже не запрещал врачевания бессловесных животных. И при Силоамской купальне и часто (в других случаях) Он исцелял в день субботний, поэтому многие и прибегали к Нему в день субботний. Закон же повелевал им воздерживаться от всякого рабского дела, т.е., от любви к стяжанию, поддерживаемой торговлею и прочими земными делами, но внушал заниматься делами души, состоящими в размышлении и благих речах и вспомоществовании ближним. И поэтому Господь обличал тех, которые несправедливо упрекали Его за исцеления в день субботний. Ибо Он не разрушал, но исполнял Закон, совершая дела Первосвященника, умилостивляя Бога за людей и очищая прокаженных, исцеляя больных и Сам приняв смерть, дабы подвергшийся изгнанию человек вышел из осуждения и небоязненно возвратился в свое наследие.
3. И еще, Закон не запрещал в день субботний голодным принимать пищу из того, что есть под руками, но запрещал жать и собирать в житницу. И потому Господь тем, которые упрекали учеников Его за то, что срывали и ели колосья, сказал: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал, как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения и дал бывшим с ним, а их никому не должно было есть, кроме одних священников» (Лк. 3,4)? оправдывая учеников словами Закона и показывая, что священникам можно действовать свободно. Давид же был назначен у Бога священником, хотя и гнал его Саул. Ибо все праведники имеют священнический чин. И все Апостолы Господни суть священники, которые не владеют здесь ни полями, ни домами, но всегда служат алтарю и Богу. О таких и Моисей говорит во Второзаконии при благословении Левия: «кто говорит отцу своему и матери своей: не знаю тебя, и не признает своих братьев, и отказался от своих сыновей; тот соблюл Твои заповеди и сохранил завет Твой» (Вт. 33.9). А кто оставили отца и мать и отказались от всех близких своих ради Слова Божия и завета Его, как не ученики Господни? 0 таковых опять Моисей говорит: «наследства не будет им: ибо Сам Господь их наследство» (Чис. 18.20). И еще: «священники левиты не будут иметь части во всем колене Левиином, ни наследия с Израилем; их наследие приношения Господа, их они будут есть» (Вт. 18.1). Посему и Павел говорит: «не ищу даяния, но ищу плода» (Флп. 4.17). Ученики Господа, говорит он, имеющие левитское значение, могут в случае алчбы питаться семенами. Ибо «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10.10). И священники в храме нарушали субботу, но не были виновны. Почему же не были виновны? Потому что, находясь в храме, они совершали не мирские, но Господни службы, исполняя Законы, а не преступая Закон, как это сделал принесший сам по себе сухие дрова в стан Божий и справедливо был побит камнями (Чис. 15.32). «Ибо всякое дерево, не приносящее доброго плода, будет срублено и брошено в огонь» (Мф. 3.10); и «кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3.17).
Глава IX.
Один Виновник и одна цель Ветхого и Нового завета.
1. Итак все Одной и Той же Сущности, т.е., от Одного и Того же Бога, как и Господь говорит ученикам: «поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит от сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13.52). Он не учил, что один выносящий старое, а другой новое, но что это один и тот же. Ибо Господь есть хозяин, управляющий всем домом Отца: Он рабам и еще не обученным дает соответственный закон, а свободным и оправданным верою дает сообразные заповеди и сынам открывает Свое наследство. А книжниками и учителями Царства Небесного Он назвал Своих учеников, о которых и в другом месте говорит иудеям: «вот Я посылаю к вам мудрых и книжников и учителей, и вы иных из них убьете, а иных будете гнать из города в город» (Мф. 23.34). Под старым же и новым, выносимым из сокровищницы, Он без сомнения разумеет два завета: ветхий - это прежде бывшее законодательство, а новый представляет образ жизни по Евангелию, о котором Давид говорит: «воспойте Господу песнь новую» (Пс. 95.1); и Исаия: «воспойте Господу песнь новую. Господство Его и имя Его прославляются от концов земли; Его силы на островах возвещают» (Ис. 62.10,12). И Иеремия говорит: «вот устрою завет Новый, не такой, как Я устроил с отцами вашими», на горе Хорив (Иер. 31.31). Но тот и другой завет произвел один и тот же домохозяин-Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу и умножил происходящую от Него благодать.
2. Он сказал: «здесь Тот, Кто больше храма» Слова «больше» и «меньше» употребляются не о вещах, которые не имеют никакого общения между собою, противоположны по природе и противоборствуют друг против друга, но о тех, которые имеют одинаковую сущность и находятся во взаимном общении и различествуют только числом и величиною; так вода от воды, свет от света и благодать от благодати. Посему, закон данный в свободу, больше закона, данного в рабство; и потому распространен не на один (только) народ, но на весь мир. Единый и Тот же Господь, Который больше храма, и больше чем Соломон и больше чем иона, дарует людям, т.е. Свое присутствие и воскресение из мертвых, но не изменяет Бога и не проповедует другого Отца, но Того же Самого, Который всегда может уделит больше для Своих домашних и с возрастанием их любви к Богу сообщает больше и более великие дары, как и Господь говорил ученикам: «вы увидите больше, чем это» (Ин. 1.50). И Павел говорить: «не то, чтобы Я уже достиг или был оправдан или уже совершен; ибо отчасти знаем и отчасти пророчествуем, когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». Посему, как с наступлением совершенного мы увидим не другого Отца, но Того, Которого ныне желаем видеть, ибо «блаженны чистые сердцем, потому что узрят Бога» (Мф. 5.8), и будем ожидать не другого Христа и Сына Божия, но Того, Который родился от Девы Марии и пострадал, в Которого мы веруем и Которого любим, как говорит Исаия: «и скажут в тот день: вот Господь Бог наш, на Которого мы надеялись, и возрадовались о нашем спасении» (Ис. 25.9), и как Петр говорит в своем послании: «Которого не видев, любите и Которого доселе не видя, но, веруя, радуетесь радостью неизреченною» (1Пет. 1.8), и получим не иного Духа Святого, а Того, Который с нами и Который вопиет: «Авва Отче» (Рим. 8.15); и мы будем иметь приращение в том же самом (в чем ныне) и достигнем того, что уже не чрез тусклое стекло и загадки, но лицом к лицу будем наслаждаться дарами Божиими: так и ныне, получая больше, чем храм, и больше, чем Соломон, т.е., пришествие Сына Божия, мы узнали не другого Бога» кроме Творца и Создателя всего, изначала открытого нам, и не иного Христа Сына Божия, кроме Того, Который возвещен пророками.
3. Так как пророки знали Новый Завет и возвещали его, то и Он, Который имел устроит его согласно с волею Отца, был возвещаем и открываем людям, как было угодно Богу, дабы они, веруя в Него, всегда могли преуспевать и посредством (последовательных) Заветов постепенно достигать совершенного спасения. Ибо одно спасение и один Бог; а много заповедей, образующих человека, и не мало ступеней, приводящих его к Богу. Земному и временному царю, хотя он и человек, можно давать своим подданным по временам большие преимущества; а Богу, Который всегда Тот же и желает даровать роду человеческому все большую благодать, ужели не позволительно постоянно чествовать большими дарами тех, кто угодны Ему? Если же в том состоит преуспеяние, чтобы изобретать другого Отца, кроме Того, Который изначала был возвещен, и потом сверх того, Которого придумали на втором месте, изобретать еще третьего, тогда будет следовать переход от третьего к четвертому и от этого опять к другому и так далее, и таким образом такой ум, думая все двигаться вперед, никогда не остановится на едином Боге. Оттолкнувшись от Того, Который есть, и возвращаясь назад., он все будет искать, но никогда не найдет Бога, и всегда будет плавать в глубине непостижимости, если не обратится посредством покаяния и не возвратится туда, откуда низвергся, веруя и исповедуя Единого Бога Отца, Творца, возвещенного законом и пророками, засвидетельствованного Христом, как Сам Он говорит к обвинявшим Его учеников за несоблюдение предания старцев: «зачем вы преступаете заповедь Господа ради предания вашего? Ибо Бог сказал: почитай отца и мать, и злословящий отца или мат смертью Да умрет» (Мф. 15.3,4). И еще Он говорит им: «и вы устранили слово Божие ради предания вашего (Мф. 15.6) Здесь Христос весьма ясно исповедует Отцом и Богом Того, Кто заповедал в законе: «почитай отца и мать, да благо будет тебе» (Исх. 20.12). Ибо истинный Бог признал заповедь закона словом Божиим и никого другого не назвал Богом, кроме Своего Отца.
Глава X.
Ветхозаветные Писания возвещали о Сыне Божием, Его пришествии и страдании.
1. Посему и Иоанн справедливо приводит слова Господа к иудеям: «испытайте Писания, в которых вы думаете иметь вечную жизнь: они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5.39,40). Каким же образом они могли свидетельствовать о Нем, если бы они не были от Одного и Того же Отца, не предваряли о пришествии Сына Его и не предвозвещали спасение чрез Него? «Ибо, если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5.46): именно Сын Божий повсюду рассеян в его Писаниях, то как беседующий с Авраамом, когда имел вкушать у него пищу, то с Ноем, давая ему измерения (ковчега), то как ищущий Адама, то наводящий суд на содомлян, то как являющийся и показывающий Иакову путь, то говорит с Моисеем из купины. Даже невозможно перечислить случаи, в которых Моисей изображает Сына Божия. Он знал и день страдания Его и образно предсказал Его под именем пасхи, и в этот самый праздник, за столько времени предуказанный Моисеем, Господь пострадал, совершая пасху. И не только день указал (Моисей), но и место и предел времени и знамение заката солнечного, говоря: «не можешь заколоть пасхального агнца ни в каком другом из твоих городов, которые дает тебе Господь Бог, кроме места, которое Господь Бог твой изберет для призывания имени Своего, ты должен заклать агнца вечером на закате солнца» (Вт. 16.5,6).
2. Он также открыл Его пришествие, говоря: «не оскудеет князь во иуде, ни вождь от чресл его, пока не придет Тот, Кому это отложено, и Он есть чаяние народов; Он привяжет жеребенка Своего к виноградному дереву и юнца Своей ослицы к виноградной лозе. В вине омоет Свою одежду и в крови винограда Свою рубашку, Его глаза веселы от вина и зубы белы, как молоко» (Быт. 49.10-12). Пусть же те, которые по словам их, все исследуют. определят время, в которое оскудел князь и вождь во иуде, и кто чаяние народов, и кто виноград, кто жеребенок Его, что Его одежда, глаза, зубы, вино и каждое из приведенных слов, и найдут, что здесь возвещен не другой, как Господь наш Иисус Христос. Посему Моисей, упрекая народ в неблагодарности, говорит: «народ грубый и неразумный, это ли вы воздаете Господу» (Вт. 32.6)? Далее он дает разуметь, что Слово, изначала сотворившее их и создавшее, и в последние времена нас искупляющее и оживотворяющее, оказывается висящим на древе, и что не уверуют в Него. Ибо говорит: «будет жизнь твоя висеть пред глазами твоими и не будешь веровать твоей жизни» (Вт. 28.66). И еще: «не Сей ли Самый Отец твой стяжал тебя, и создал тебя и сотворил тебя» (Вт. 32.6)?
далее >>>