Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE  3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ивановский государственный университет

Биолого-химический факультет

Кафедра общей биологии и физиологии

РЕФЕРАТ ПО БИОЭТИКЕ

на тему

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. ШВЕЙЦЕРА

Выполнила

студентка 5 курса гр. 2/1

Груздева Н.С.

Преподаватель:                                         

к.б.н., доцент Кормилицына Н. К.

Иваново - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………......

3

ГЛАВА 1. МНОГОГРАННОСТЬ ТАЛАНТА АЛЬБЕРТА ШВЕЙЦЕРА….

4

1.1 Основные идеи философии Швейцера. (1875-1965) ……………...…….

4

1.2 Швейцер – музыковед и органист, врач и гуманист ………...………….

11

ГЛАВА 2. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭТИКА А. ШВЕЙЦЕРА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЖИВОТНЫМ …………………..…………………………………….

14

ВЫВОД ……………………………………………………………….……….

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..

19


Введение

Жизнь и ее сбережение всегда привлекали внимание мыслящих людей. Философы и ученые стремятся понять различные сферы жизни, особенно человеческой: ее физическую, духовную, социально-культурную и многие другие составляющие. Это породило ряд научных дисциплин, исследующих жизнь вообще: философию, биологию, психологию, социологию, политологию, культурологию и, конечно же, этику. В последние время в философии жизни и ее сбережения ставится задача переосмысления морально-правовых оснований науки, техники, технологии и особенно биомедицины. Это необходимо уже потому, что наука дает новые данные о взаимосвязи живых и неживых процессов, происходящих в мире и обществе.

Так, подлинную сенсацию в мировой науке вызвал успех исследователей из университета английского города Манчестер. Им впервые при обычных земных условиях удалось синтезировать из простейших и химических элементов молекулу РНК. Они получили в лаборатории живую материю из элементов неживой природы, повторив тем самым процесс ее естественного появления на Земле около 2,5 млрд лет назад. Ведь еще в 1871 г. Ч. Дарвин предположил, что биологическая жизнь на планете возникла из так называемого «бульона», когда в результате мощнейшего и моментального высвобождения энергии (разряда молнии) в мелководных и наполненных различными химическими элементами водоемах возникла жизнь. Для философского осмысления жизни и путей ее сохранения, а также сбережения здоровья людей разработаны новые морально-правовые принципы этики - этики «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер). Ее задачей становится распространение нравственных принципов традиционной этики на все отношения ко всему живому на Земле - становление биоэтики.

  

ГЛАВА 1. МНОГОГРАННОСТЬ ТАЛАНТА АЛЬБЕРТА ШВЕЙЦЕРА.

1.1 Основные идеи философии Швейцера. (1875-1965)

Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в Кайзберге. Немецко-французский мыслитель, философ, богослов, врач, музыковед и органист.

Образование получил в университетах Стротбурга, Берлина, Парижа. С 1889 года доктор философии /диссертация «Философия религии Канта» 1988 год/. С 1900 года доктор теологии, с 1913 года доктор медицины.

Швейцер всегда пытался реализовать свой принцип служения человеку. В студенческие годы принимал участие в попечении о беспризорных детях, позже устраивал жизнь бродяг и людей отбывавших тюремное заключение. Главная заповедь Швейцера «Не судите других».

Альберт Швейцер всю свою жизнь посвятил милосердию и служению людям. Необходимо отметить, что это было в эпоху мировых войн и революций, расизма, нацизма и других тоталитарных режимов. Нужно было обладать большим мужеством, чтобы поехать в тропическую Африку, в Габон, и на деле доказать миру, что, несмотря на бесчеловечность современного общества, «свет христианской любви» существует. Несмотря на то что Швейцер после окончания Страсбургского университета защитил диссертации на соискание степеней по философии и теологии и сам считал себя христианином и исповедником Евангелия, Парижское миссионерское общество отправило его в Африку врачом, а не пастором. Поэтому важно отметить, что вкладывается в понятие «христианство» и «христианин» и то, как понимал это Швейцер, что он писал об этом в своих трудах, в частности в книге «Упадок и возрождение культуры». В Евангелии от Матфея написано, что «Сын Человеческий, Господь и Судия, благословляет тех, кто накормил голодного, приютил бездомного, одел нищего, посетил больного и заключенного в темнице. Господь говорит о том, что так как вы сделали это одному из братьев моих меньших, то сделали Мне». Можно сказать о том, что А. Швейцер стал на деле практическим христианином и исполнил одну из главных заповедей Евангелия, самоотверженно работая и леча своих темнокожих братьев в Африке, в Ламбарене. Как писал Швейцер, «отныне мне предстояло не говорить о евангелии любви, но претворить его в жизнь». В настоящее время о Ламбарене в Центральной Африке знает весь цивилизованный мир, но тогда это было совершенно забытое Богом место. Также необходимо отметить, что это место за счет своих климатических особенностей, нахождения в зоне влажных лесов, относилось к экстремальным регионам в мире. Для того чтобы стать врачом, Швейцер закончил медицинский факультет и в последующем получил еще степень доктора медицины. Здесь необходимо отметить, что взгляды Швейцера в отношении христианства и этики жизни сформировались под влиянием немецкой либеральной теологии XIX века. Этот радикальный протестантизм в своей основе имел учение И. Канта, а его «чистый разум» не может проникнуть в самую суть вещей.

В своей работе «Христианство и мировые религии» при рассмотрении истории мировых религий и философских направлений Швейцер высказывает интересную мысль о тщетности усилий в некоторых философских системах осмыслить и оправдать жизнь. Он находит в них тенденцию к бегству от жизни, «уходу в мир отвлеченного или потустороннего». Многие из современников Альберта Швейцера упрекали его самого в «бегстве от жизни в Африку», но это не было «бегством от жизни», наоборот, это был бег к жизни, к людям для их лечения и спасения.

Швейцер писал о том, что его жизнь омрачают два основных переживания: осознание того, что мир представляет собой необъяснимую загадку и полон страдания, и тот факт, что он родился в «период духовного упадка человечества». Справиться с ними ему удалось «путем размышлений, которые привели к миро- и жизнеутверждению благоговения перед жизнью». В этом случае человек, по его мнению, находит в жизни твердую опору и ясное направление, становится менее поверхностным и морально более сильным. Это побуждает человека мыслить. Этика благоговения перед жизнью — это этика любви. Человек, этичный по-настоящему, считает любую жизнь священной, включая и ту, которая с человеческой точки зрения должна была бы находиться в нижней части шкалы ценности. При этом всякая духовная жизнь встречается только в пределах естественной жизни. Следовательно, «благоговение перед жизнью» относится к естественной жизни так же, как и к духовной. Чем сильнее благоговение перед естественной жизнью, тем в большей степени человек будет его испытывать перед жизнью духовной.

В своей работе «Из моей жизни и мыслей. Автобиография» Швейцер писал о том, что его «знание пессимистично, но воля и надежда оптимистичны». Пессимизм, по его мнению, заключается в том, что, живя в мире, невозможно не ощущать всех тех страданий, которые есть вокруг, существованию зла в мире никогда не может быть найдено никакое объяснение. Здесь необходимо выделить важную мысль Швейцера о том, что каждый человек должен что-то сделать для того, чтобы какая-то часть несчастья прекратилась, и каждый должен идти своим собственным путем, но путем человека, который намерен помогать в деле избавления от несчастий. Человек «должен бороться со злом, а не сидеть, сложив руки, ожидая божественного вмешательства». Эти слова, по сути, явились символом его жизни и деятельности.

Необходимо отметить важное заключение, к которому пришел Швейцер в своей концепции благоговения перед жизнью: «Мировоззрение благоговения перед жизнью по своему характеру является религиозным мировоззрением, а тот, кто его разделяет и действует в соответствии с ним, — это религиозный человек в прямом смысле этого слова». Но мировоззрение благоговения перед жизнью должно основываться и зарождаться в логическом мышлении. Если воля к жизни у человека начинает думать о себе самой и о мире — в этом положении человек оказывается в состоянии испытать жизнь мира и посвятить свою волю к жизни «служению бесконечной воле к жизни». Но это служение должно выражаться в действиях, которые человек совершает, и его воля к жизни должна обнаруживать себя как воля к созиданию и как воля к любви. Этот вопрос является очень актуальным в настоящее время.

К сожалению, во времена СССР Швейцер не был оценен по достоинству, он не имел авторитета ввиду отсутствия у него восхищения советской моделью построения общества и социализма. В Ламбарене никогда не было советских врачей, его работы практически не были переведены на русский и в особенности на украинский языки. Это было большим упущением не только ввиду отсутствия возможности ознакомления с трудами А. Швейцера, в которых он выступал как философ и мыслитель, но и с его медицинскими работами и опытом, в которых он выступал уже как врач. Однако в настоящее время в Украине отмечается повышенный интерес к личности А. Швейцера. Это диктует современная жизнь, а его идеи очень актуальны, особенно учитывая сравнительно небольшой отрезок времени с момента провозглашения Украиной независимости.

В «Благоговении перед жизнью» важной является мысль о том, что развитию духовной жизни будут больше содействовать «взаимосвязь и взаимодействие между христианством и мышлением». В этом случае, благодаря этике любви, которая религиозна по своему характеру, и за счет своей духовной направленности, мировоззрение благоговения перед жизнью становится связанным с христианским мировоззрением.

Швейцер пришел к выводу, что «единственно возможный выход из хаоса — это вновь обрести мировоззрение, уходящее своими корнями в культуру, и вновь подчиниться заключенным в нем идеалам истинной культуры, а катастрофа культуры — следствие катастрофы мировоззрения».

Важным является то, что Швейцер вкладывал в понятие культуры. По его мнению, культура — это духовный и материальный прогресс во всех областях, которому сопутствует нравственное развитие человека и человечества. В условиях упадка культуры и возникла война. В этой связи следует отметить большое исследование Швейцера в отношении этического содержания различных философских учений — от древности до современности.

Свою работу Швейцер начал с исследования учений индийских мыслителей, которые считали, что единственно разумное поведение человека — это уход в себя, вследствие чего человек «с помощью разных способов отрицания жизни низводит свою земную жизнь до уровня ожидания небытия». Далее Швейцер перешел к учениям философов Античности и Средневековья, затем рассмотрел теории китайских философов и закончил свое исследование анализом философии Шопенгауэра. У древнегреческих мыслителей Швейцер обнаружил попытки выработать жизнеутверждающее отношение к миру, которое, однако, всякий раз переходило в смирение (в этическом смысле). В эпоху Средневековья мировоззрение, наоборот, возводилось в принцип отрицания жизни. В период Средних веков любые проявления жизнеутверждающего начала были связаны с кодексом деятельной этики, заключенным в проповеди Христа. В этом трудно было обнаружить какую-либо творческую устремленность к прогрессу (в нравственном аспекте жизнеутверждения). Только эпоха Возрождения сделала жизнеутверждение своим принципом и отвергло мировоззрение Средневековья, основанное на отрицании жизни и мира. Альберт Швейцер считал, что современному европейскому мировоззрению, основанному на этическом жизнеутверждающем начале, родственны учения Заратустры и китайских мыслителей.

Одним из величайших парадоксов современности и того времени, когда жил Швейцер, является значительное проявление жестокости и антигуманизма на фоне того колоссального духовного и гуманистического потенциала, который накоплен человечеством на протяжении тысячелетий. Всегда существовала и существует борьба добра и зла. Отвечая на вопрос о том, почему «современное мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное», Швейцер писал: «Это можно объяснить только тем, что мировоззрение это не имело подлинных корней в теоретической мысли. Идеи, породившие его, были благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали факт связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько интуитивно улавливали его». Швейцер хотел выковать «сломанный меч идеализма».

В своей работе «Культура и этика» Швейцер пришел к выводу о том, что причиной кризиса культуры является более сильное развитие ее материальной стороны, чем духовной. Возникает состояние, когда культура, развивающая лишь материальную сторону без духовной, подобна «кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и мчится навстречу катастрофе». В то же время «результат плавания зависит не от того, быстрее или медленнее движется корабль, а от того, будет ли правильным его курс и исправным его рулевое управление». Следовательно, материальные достижения — это еще не культура. Необходимо их поставить на службу идее совершенствования человека и общества.

Жизнь и творчество Альберта Швейцера стали служением идеалу слияния идеи с практической деятельностью. Здесь необходимо отметить то колоссальное внутреннее напряжение, которое испытывал Швейцер ввиду того, что произведенный им анализ философских учений о состоянии культуры не указывал никакого способа приостановить ее упадок: «Я словно блуждал в густом лесу и не находил тропинки. Я толкал железную дверь, но она не поддавалась. Даже моя повседневная работа в больнице не снимала накала». И вот наконец Швейцер пришел к концепции «благоговения перед жизнью» как основополагающего принципа духовного обновления. Самый «естественный факт в сознании человека» он сформулировал следующим образом: «Я — жизнь, которая хочет жить среди других жизней, которые хотят жить». Вытекающее отсюда «жизнеутверждение есть духовный акт», в процессе которого человек «перестает жить как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность». На основании этой концепции Швейцер писал: «В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей, поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом — уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный принцип этики».

В своей автобиографии Швейцер приводит интересный пример с маленьким орленком, которого он купил у туземца, чтобы спасти его «от жестоких рук». Он оказался перед выбором: или позволить орленку умереть с голоду, или убивать каждый день несколько рыбешек, чтобы кормить его. Швейцер решил в пользу второго варианта, но каждый день сознавал свою ответственность за «принесение одной жизни в жертву другой». Он пришел к важному выводу о том, что если этика благоговения перед жизнью затронула человека, то он наносит вред жизни лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда из-за недомыслия. Необходимо использовать любую возможность, чтобы «испытать блаженство: оказаться в состоянии помочь жизни и отвратить от нее страдание и разрушение».

Швейцер пришел к следующему заключению: «Этика благоговения перед жизнью включает все, что можно назвать любовью, преданностью, сопереживанием в горе и в радости и сопричастностью». Прийти к благоговению перед жизнью Швейцер призывал через мышление, так как «отказ от мышления — это провозглашение духовного банкротства, а только живой является истина, которая порождена мышлением». Здесь также важно отметить, что не менее сильным, чем стремление к истине, должно быть и стремление к искренности, поскольку «искренность — это фундамент духовной жизни». Также поэтому его умом завладевали мысли о мире. Его глубоко потрясли такие большие катастрофы XX века, как Первая и Вторая мировые войны. Появление атомной и водородной бомб создало сильную угрозу для человечества. Швейцер собрал всю необходимую информацию об атомной и водородной бомбах и подписал обращение против применения ядерного оружия. Он писал о том, что «когда одной-единственной бомбой убивают сто тысяч человек, моя обязанность доказать миру, насколько ценна даже одна-единственная человеческая жизнь».

В 1953 году Альберту Швейцеру присудили Нобелевскую премию мира за 1952 год, хотя получил он ее в 1954 году, когда отправился в Европу.

Следует отметить лекцию Швейцера «Проблемы мира», прочитанную им в Осло. В этой лекции он выразил убежденность, что человечество должно отказаться от войн по этическим причинам, поскольку «война делает нас виновными в преступлении бесчеловечности». По его мнению, лишь тогда, «когда идеал мира укоренится в людском сознании, можно будет ожидать эффективной работы учреждений, призванных оберегать мир».

Швейцер в очередной раз совершил такой гуманистический поступок, который на деле отразил смысл его концепции: премия в размере 220 тысяч марок позволила ему рядом с больницей в Ламбарене построить деревушку для прокаженных. В ней разместились 150 прокаженных, а некоторые из них даже с семьями.

В своих работах и выступлениях Швейцер выступал против угрозы атомной войны, призывал народы жить в мире и согласии.

Находясь на африканском континенте, Швейцер не один раз выступал в защиту африканцев, борющихся за свою национальную независимость. Например, в своей статье «Отношения белой и цветной рас» он настаивал на предоставлении африканцам права на проживание, права свободного передвижения по стране, на передаче права на землю местным жителям — ее законным владельцам. В статье указывалось и на необходимость осуществления права на свободный выбор труда. Очень важно отметить, что Швейцер глубоко осознавал бесчеловечность гитлеровского режима, никогда не верил в победу фашизма и предвидел его гибель.

С этим также связано главное в философии Швейцера — учение о «благоговении перед жизнью». Необходимо уважать универсальную волю к жизни, которая присуща всему живому. Поэтому одним из основных принципов его этики был принцип «человек человеку». Каждое человеческое существование, как писал Швейцер, должно быть тесно связано с другими. Поэтому человек не может быть чужим для другого человека. Необходимо не только «думать о других людях, всякий раз взвешивать, есть ли у меня право срывать все плоды, до которых может дотянуться рука».

Также необходимо, чтобы человек ощущал себя и активной частью целого — общества. По мнению Швейцера, выбор способа действия и поступка должен быть направлен на служение людям, на совершенствование общества, а цель настоящей, активной морали — «улучшить состояние мира». 

1.2 Швейцер – музыковед и органист, врач и гуманист

Каждый человек, считал Швейцер, может выполнить свой человеческий долг – протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается. Эта мысль была для него жизненно важной.

Швейцер отказался от судьбы процветающего европейца, блестящей судьбы ученого, педагога, музыканта и посвятил себя лечению негров. В 1913 году, оставив родину, вместе с женой, медицинской сестрой, Элен Бреслау уезжает в Африку. Там он на собственные средства открывает больницу в Ламбарене (Габон), которая стала для Швейцера главным делом жизни.

В 1928 году Швейцеру присуждена Франкфуртская премия Гете. В 1952 году Нобелевская премия мира, на средства от которой Швейцер построил лепрозорий в  Ламбарене.

Нельзя не отметить отметить выдающийся вклад Альберта Швейцера в музыку и медицину. Этот удивительный человек достиг в музыке столь высоких результатов, что был признан одним из лучших исполнителей органных произведений И.С. Баха в Европе. Изучая органостроение, Швейцер внес ряд ценных предложений по усовершенствованию органа и написал серьезный труд по рационализации его устройства. Специалисты оценили этот труд как классический. Его книга на эту тему, которая вышла в 1906 году, спасла множество органов от неоправданной модернизации. Также необходимо выделить его книгу о И.С. Бахе, которая является одной из лучших работ в мире об этом композиторе. В предисловии к ней Швейцер писал, что «эта книга задумана в плане не исторического, а эстетического и одновременно практического пособия. Моя задача — побудить тех, кто любит музыку, к самостоятельному размышлению о сущности и духе баховских творений и о том, как лучше исполнять их. Я старался писать просто и понятно, чтобы и любителей музыки приобщить к Баху». Швейцер рассматривал Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст с «истинными поэмами природы». Швейцер писал: «Что для меня Бах? Утешитель. Он вселяет в меня веру, что настоящая истина не может остаться нераспознанной или попранной, что ей не нужна помощь со стороны, что она побеждает сама по себе, как только настанет ее час. Вера в это необходима нам, чтобы жить».

У Альберта Швейцера была эта вера. В своей автобиографии он писал, что «собравшись ехать в Африку, я приготовился принести 3 жертвы: бросить орган, отказаться от преподавательской работы, к которой был привязан всем сердцем, и потерять свою финансовую независимость». Врачебная деятельность Швейцера в Ламбарене начиналась в тяжелых условиях: нищета, отсталость, высокая заболеваемость различными заболеваниями, в том числе тропическими, отсутствие строительных материалов для постройки больницы. Но Швейцер не сдался. При этом он выступал в качестве не только врача, но и строителя, архитектора, садовника и т.д. Постоянно необходимо было добывать деньги для приобретения различных лекарств, оборудования, продуктов питания и многого другого.

Необходимо отметить разнообразие той патологии, которая встречалась у больных: терапевтический, хирургический, гинекологический профиль; инфекционные и паразитарные болезни, в особенности сонная болезнь, малярия, желтая лихорадка, глистные инвазии; нервные и психические расстройства; болезни уха, горла, носа и глаз; травмы, нанесенные дикими животными, укусы змей и насекомых; болезни от недостатка и нарушения питания (в частности, нехватка белковой пищи). Также необходимо было уметь оказывать и акушерскую помощь. Потом Швейцер в своей автобиографии писал: «Я набрался мужества и остался. Нищета, которую я видел, давала мне силу для этого, а вера в людей поддерживала мою решимость». Швейцер никогда не сожалел о своем выборе. В результате были созданы больница и лепрозорий. Один из посетителей Ламбарене особенно отметил его руки «с огромными чуткими пальцами, которые одинаково ловко зашивали рану, чинили крышу, играли Баха на органе, записывали слова о значении Гете для цивилизации в период упадка». Деньги, заработанные от литературной и концертной деятельности, вкладывались Швейцером в строительство и обустройство больницы. Лечение было бесплатным. Можно сказать, что было создано место, где этика благоговения перед жизнью претворилась в жизнь. Обязательными для всех в больнице правилами были: забота о больном, соблюдение чистоты и дисциплины. Важными моментами были изучение быта и нрава местных жителей, проблема языкового общения и доверия, проблема питания больных и много других. Однако Швейцер и его помощники успешно и достойно с этим справились. Его дело продолжается и сейчас.

Таким был Альберт Швейцер. Трудно охватить все многообразие внутренней, духовной и внешней жизни этого талантливого и мужественного человека. Его жизнь и труды должны глубоко изучаться, особенно философами и врачами, музыкантами и этнографами, а также историками, теологами и литераторами.

Наследие Швейцера нуждается в глубоком изучении и популяризации. Альберт Швейцер прожил насыщенную, счастливую и долгую жизнь, потому что с благоговением относился к другим жизням.

Альберт Швейцер был одним из величайших людей своей эпохи. За долгую плодотворную жизнь он сделал немало как для науки и всего мира в целом, так и для простых людей. Самой характерной чертой являлось его самоотверженность и подвижничество. Современники знали его как благородного человека и величайшего гуманиста.

Альберт Швейцер умер в 1965 году.

В 1985 году благодарные потомки воздвигли ему памятник в Гюнсбахе, также был открыт мемориальный музей в Кайзберге.

ГЛАВА 2. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭТИКА А. ШВЕЙЦЕРА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЖИВОТНЫМ.

Швейцер дал обоснование необходимости этичного отношения к животным. Он построил стройную этико-философскую систему - универсальную этику, согласно которой этичное отношение к животным довершало долг человека перед окружающим миром. Швейцер говорил: "Ошибкой всех существующих этик было мнение о том, что надо рассматривать отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает".

Но жить по справедливости среди людей было еще не все для А. Швейцера. Он видел вокруг себя огромный мир животных, которому не было места в этических системах человека. С ранних лет А. Швейцер испытывал сострадание ко всем живым и страдающим существам. Он рассказывал, что две встречи в детстве определили его дальнейшую жизнь, его мироощущение. Первая встреча - со стариком-евреем, над которым издевались на улицах; вторая встреча - сцена истязания ослика. Он запомнил эти картины, эти две жертвы стали для него символом страдания, несправедливости в мире, и на всю жизнь он сохранил отвращение к шовинизму и к жестокому обращению с животными.

Альберт Швейцер был необыкновенным ребенком. Он пишет: "Насколько я могу себя помнить, я всегда мучился из-за тех страданий, которые я наблюдал в окружающем мире... . Особенно я мучился из-за бедных животных, на долю которых приходится столько боли и лишений." "Мне было совершенно непонятно,. .. почему я должен был в своих вечерних молитвах молиться только за людей. Поэтому... я безмолвно добавлял свою молитву, которую я придумал, за всех живых существ. Она звучала так: Боже милостивый, защити и благослови всех живых существ. Сохрани их от зла и дай им спать в покое".

"Дважды в компании с другими мальчиками я ходил удить рыбу удочкой. Но мой ужас - когда я увидел жестокое обращение с червем и разорванные рты рыб, когда их поймали, - не позволил мне продолжать".

А. Швейцер рассказывает, как его в детстве позвал товарищ стрелять из рогаток птиц: он не хотел идти, но боялся насмешек. Однако в тот момент, когда он прицелился в птицу, раздался звон церковного колокола. Мальчик воспринял это как глас с небес. Он бросил рогатку и убежал. Вспоминая описанный случай позднее, Швейцер стал считать это событие поворотным в своей жизни.

Животные вызывали у А. Швейцера глубокую любовь и восхищение. "Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу", - говорил он полу в шутку, полу всерьез. На его столе обычно стояла чашка со сладкой водой, к которой приходили лакомиться муравьи.

Однажды, когда Швейцер медленно плыл по реке на закате и наблюдал величественную картину купания гиппопотамов в реке, ему представилась стройная система этики, где животные имели свое место, как и люди. Он отразил эти мысли в главе своего труда "Культура и этика", называвшейся "Благоговение перед жизнью". В этой главе он утверждал, что этика, которая не рассматривает взаимоотношения человека и других живых существ, неполноценна: "Он (человек) станет этичным только тогда, когда жизнь как таковая, жизнь животных и растений будет для него так же священна, как жизнь человека, и тогда он посвятит себя жизни, находящейся в бедствии. Только универсальная этика переживаний, ответственность которой перед всем живым неограничена, дает возможность обосновывать себя в мышлении."

В его книге "Культура и этика" А. Швейцер критикует мироощущение западного человека. Он считает, что философия начинает заниматься все больше и больше обсуждением проблем чисто академического характера, т. е. вопросов второстепенного значения. Она потеряла связь с такими простыми, основными вопросами, которые касаются жизни и мира и которые человек призван ставить и решать. По мнению Швейцера, следует развивать этическое мышление, которое утверждает жизнь как проявление духовной, внутренней связи с миром. Человек должен почувствовать, как считает Швейцер, свою близость с любой формой жизни, с которой он входит в соприкосновение. "Как мне подсказывает опыт, - говорит Швейцер, - этика является внутренним побуждением проявлять ко всему живому такое же уважение, которое я испытываю по отношению к самому себе". Добро заключается в том, чтобы поддерживать жизнь, сохранять ее, и зло в том, чтобы разрушать жизнь и препятствовать ей.

Говоря о современных ему философских течениях, которые игнорировали отношение к животным, Швейцер приводил такое сравнение:

"Как домохозяйка, которая выскребла полы и следит, чтобы дверь была закрыта и не вошла собака с грязными лапами, и не испортила всю ее работу, так же религиозные мыслители и философы старались, чтобы в их этической системе не появилось никаких животных, присутствие которых могло бы опрокинуть ее."

А. Швейцер, имея медицинское образование, знал, что такое жестокое обращение с животными во время экспериментов; он говорил:

"Те люди, которые проводят эксперименты над животными, связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным болезни, чтобы использовать затем полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль, насколько это возможно. Как часто еще кощунствуют в научно-исследовательских институтах, не применяя наркоза, чтобы избавить себя от лишних хлопот и сэкономить время! как много делаем мы еще зла, когда подвергаем животных ужасным мукам, чтобы продемонстрировать студентам и без того хорошо известные явления!"

Принцип уважения к жизни, разработанный Швейцером, характеризуется тремя моментами: во-первых, этот принцип всеобъемлющ. Швейцер не считает благоговение перед жизнью одним из принципов, пусть даже одним из наиболее важных. Он считает, что это единственный принцип, лежащий в основе нравтвенности. Швейцер считает, что даже любовь и сострадание, хотя это чрезвычайно важные понятия, - лишь составная часть понятия благоговения перед жизнью. Сострадание, которое представляет собой интерес к страданиям живого существа, - слишком узкое понятие для того, чтобы представлять всю суть этики. Этика благоговения перед жизнью рассматривает также и чувства живых существ, условия их существования, радости живого существа, его стремление жить и стремление к самосовершенствованию.

Во-вторых, этот принцип является универсальным. Швейцер считает, что принцип благоговения перед жизнью относится ко всем формам жизни: к людям, к зверям, к насекомым, к растениям. Этичный человек не спрашивает, в какой степени то или иное существо заслуживает сочувствия или является ценным, или в какой степени оно способно чувствовать. "Жизнь как таковая священна для него", - утверждает Швейцер. Этичный человек не отрывает листка с дерева, не срывает цветка и стремится не наступать на насекомых. Летом, работая при свете, он предпочитает держать окна закрытыми и дышать душным воздухом, но не смотреть, как одно насекомое за другим падает с опаленными крылышками ему на стол. Если он гуляет по дороге после сильного дождя и видит, как вылезают из недр дождевые черви, то он испытывает беспокойство, что они слишком сильно высохнут на солнце и погибнут, прежде чем успеют снова зарыться в землю. И он поднимает их и кладет на траву. Если он видит насекомое, попавшее в лужу, то он останавливается и достает его листком или травинкой для того, чтобы спасти его. И он не боится, что над ним будут смеяться из-за того, что он сентиментален. Швейцер говорит: "Это судьба любой истины - быть предметом насмешек до тех пор, пока эта истина не будет общепризнанной. "

Третий принцип - безграничность. Швейцер не вступает ни в какие дискуссии относительно того, как широко распространяется этика, на кого она распространяется. Он говорит: "Этика это безграничная ответственность перед всем, что живет".

ВЫВОД:

Универсальная этика А. Швейцера является обоснованием принципа самостоятельной ценности животного. По мнению А. Швейцера, любая жизнь драгоценна в своей неповторимости, а это равняет в их ценности все живые существа. Поэтому жизнь - это явление, внушающее уважение, благоговение. Отсюда проистекает принцип универсальной этики Швейцера - "благоговения перед жизнью".

"Как мне подсказывает опыт,- говорит А. Швейцер, - этика является внутренним побуждением проявлять ко всему живому такое же уважение, которое я испытываю по отношению к самому себе".

Исходный принцип мировоззрения Швейцера - факт жизни. Швейцер утверждал – что первую половину жизни человек должен посвятить себе, своему счастью, а вторую половину отдать нравственному подвижничеству (служить людям). Возражая Декартовскому « Я мыслю, следовательно, существую», Швейцер предлагает формулу « Я - жизнь, которая хочет жить среди жизни». Отсюда Швейцер выводил основной принцип: «благоговение перед жизнью», требующий сохранения и совершенствования жизни. Поэтому нравственность по Швейцеру не только  закон, но и коренное условие существования и развития жизни. «Благоговение перед жизнью» должно, по мысли Швейцера, стать основой этического обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики.

.                                   


Список литературы

  1.  http://www.mif-ua.com/archive/article/1498
  2.  http://vmede.org/sait/?page=5&id=Biojetika_xrustalev_2012&menu=Biojetika_xrustalev_2012
  3.  http://права-животных.рф/node/905
  4.  Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером.— Москва,1967.—С.99,136.
  5.  Носик Б. Доктор из джунглей//Новый мир, 1983. — №10.—С.262-264.
  6.  Швейцер А. Культура и этика. — Москва: Прогресс. — 340с.




1. Іпотека сільськогосподарських земель
2. Хищные растения
3. Формирование дизайнерских навыков при отделочных работах керамической плиткой в средней общеобразовательной школе
4. Процессы выполняемые в режиме мультипрограммирования можно рассматривать как набор последовательных с
5. 1 Экологические проблемы и современное состояние окружающей среды в Российской Федерации Современное сос
6. Государство и право США в новое время
7. кольцо Вальдейера Пирогов
8. тема йому набридла що він уже втратив до неї інтерес; це глибока внутрішня переконаність
9. Административная ответственность
10. тематизувати знання про країни Європи; 2
11. De doctrin Christin считаются основополагающими в христианской герменевтике его правила интерпретации стали кла
12. менеджмент- Способы эффективного использования рабочего времени
13. Национальное как фактор художественности произведения и национальная идентификация произведени
14. на тему ldquo;Правова регламентація організації та діяльності судових органів Україниrdquo;
15. Производственный травматизм
16. Управление общественными расходами- направление и эффективность
17. на тему- ldquo;Бюджетный дефицит- причины возникновения и выбор способов финансирования rdquo;
18. Культурная инициатива
19. ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ практика по профилю специальности ПМ 01 Реализация лекарственных
20. Российский государственный профессиональнопедагогический университет Институт социологии и права Ка