Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Мировая художественная культура Введение Каждая книга представляет собой одновременно произведение

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Художественно-техническое оформление и полиграфическое исполнение учебного издания «Мировая художественная культура»


Введение

Каждая книга представляет собой одновременно произведение человеческой мысли и продукт материального производства, несет в себе приметы и характерные черты своего времени. От того, насколько эффективно и профессионально выполнено художественное оформление, во многом зависит отношение читателя к книге. Формат издания, его внешний вид, привлекательность, удобство и комфортность восприятия составных частей и элементов в первую очередь способствуют интересу к произведению, содержание которого еще читателю неизвестно.

Актуальность дипломной работы определяется тем, учебная литература относится к беспроигрышным изданиям и книга будет востребована.

Цель исследования: оформить учебное издание и полиграфическое исполнение.

Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

1) Дать характеристику редакционно-техническому оформлению издания

2) Охарактеризовать художественное оформление издания

3) Обосновать допечатный и печатный процессы с учетом тиража, формата и других показателей издания

Объект исследования: книга «Мировая художественная культура».

Предмет исследования: процессы разработки издания.

Завершающая часть введения. Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую, заключение, список источников и литературы.

  1.  
    РЕДАКЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ

1.1. Оригиналы

Авторский оригинал должен быть предоставлен в печатном и электронном виде. Он должен включать следующие элементы:

•титульный лист издания (автор/авторы, название);

•основной текст издания с заголовками, таблицами, формулами, включая предисловие (если оно авторское), введение, а также аннотацию;

•указатели, комментарии, примечания, приложения (если есть в издании);

•библиографические списки и ссылки;

•иллюстрации и подрисуночные подписи;

•содержание.

Текстовой оригинал

Требования к печатному варианту:

•Текст должен быть отпечатан на одной стороне листа формата А4 шрифтом 12 кегля через двойной междустрочный интервал.

•Текст должен быть отпечатан строчными буквами. Прописными должны печататься заглавные буквы и аббревиатуры.

•Поля должны быть следующих размеров: верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее и левое – 20 мм.

•Все элементы авторского текстового оригинала должны иметь сплошную нумерацию.

•Ссылки должны быть перечислены в конце произведения, пронумерованы по порядку; кроме того, должны быть отмечены места в тексте, где они должны находиться.

•Заголовки отделяются от текста сверху и снизу двумя интервалами.

Требования к электронному варианту:

•Текст принимается в формате MS Word (*.doc); в формате RTF (*.rtf).

•Весь текст должен быть сохранен в одном формате.

•Текст должен быть набран без колонок.

•Не следует использовать принудительный перенос слов.

•Не следует использовать ручной перенос слов.

•Слова должны быть разделены одним пробелом.

•Не следует устанавливать отступ первой строки абзаца («красную строку») табуляцией или несколькими пробелами.

Изобразительный оригинал (чертежи, рисунки, графики, фотографии и т. д.)

Иллюстрации должны быть пронумерованы в последовательности, соответствующей упоминанию их в тексте, и номерами привязаны к подрисуночным подписям.

Обозначения, термины, позиции, размеры и др. на иллюстрациях должны соответствовать упоминаниям их в тексте и подрисуночных подписях.

Требования к печатному варианту:

•не допускается вклеивать иллюстрации в текст;

•не следует оставлять для иллюстраций пробелы;

•не следует впечатывать в оригинал подрисуночные подписи.

В случае предоставления иллюстраций в электронном виде следует:

•сохранять все иллюстрации в отдельных файлах;

•сохранять все иллюстрации в формате TIF, XLS или EPS (TIF и EPS должны быть сохранены с разрешением 300 dpi при 100 % величине);

•использовать 1 point или меньше (0,35 мм) линии в чертежах.

Предоставляемый пакет материалов

•Текст, иллюстрации, формулы и таблицы в распечатанном и электронном виде.

•В качестве носителя используйте стандартные диски и дискеты.

•Каждый диск должен быть подписан (дата, название произведения, автор).

Авторский оригинал должен быть законченным произведением. Он не может дорабатываться после того, как передан в издательство. Не допускаются смысловые поправки текста, вставки и изъятия текстовых фрагментов, таблиц, формул, иллюстраций после передачи материала в редакцию.

  1.  
    Работа над структурой издания

Учебное издание (учебник, учебное пособие) представляет собой сложный системный объект, обладающий определённой структурой. При подходе к его созданию как сложной и многофункциональной системе нужно учитывать, что структура учебного издания, наличие в ней конкретных структурных элементов определяются его конкретным содержанием, непосредственно связанного с его дидактическими функциями.

Необходимо, чтобы разработанная учебная литература позволила  реализовать следующие функции, полученные на основе анализа и систематизации дидактических функций учебной литературы:

− образовательную, позволяющую обучающемуся получить определённый набор знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине;

− развивающую, обеспечивающую формирование у студента навыков и приёмов работы с книгой, желания и умений самостоятельно приобретать, применять и преумножать знания посредством ориентировочной основы действий  третьего типа, нацеленной на дальнейшее его развитие, как в данной научной области, так и за её пределами;

− воспитывающую, ориентированную на стимулирование активной познавательной деятельности студентов, формирование у них нравственных установок и личностных качеств, необходимых в профессиональной и  повседневной деятельности.

Все эти функции должны быть реализованны в структуре современного учебного издания, которая в связи с этим становится весьма сложной.

Современная учебная литература объединяет в себе отличительные особенности собственно учебника (учебного пособия)  в  традиционном  смысле  этого  слова  (систематическая  реализация  информационной  и  трансформационной функций), рабочей книги, тетради (вопросы и задания, проблемно-исследовательские развивающие установки), сборника учебных материалов,  справочника (указатели, хронологические таблицы, словари, определители и пр.). Таким образом, авторы должны разрабатывать   учебное издание, имеющее сложно устроенную структуру вследствие влияния вс` усложняющейся системы воспитывающего обучения на основе реализации компетентностного подхода, индивидуализации обучения и обеспечения его творческого характера, и реализуемую в виде структурных компонентов.

Под  структурным компонентом  учебной книги понимают  необходимую  систему  элементов,  которая  находится в тесной взаимосвязи с другими компонентами, обладает определённой формой и осуществляет свои педагогические функции лишь ей присущими средствами. В теории учебной книги выделяют внутреннюю и внешнюю структуры книги.

Основной текст в данной структуре содержит дидактически и методически обработанный материал, излагаемый в строгом соответствии с программой изучения дисциплин и может типизироваться как теоретико-познавательный и инструментально-практический. Основная функция теоретико-познавательных текстов – это информационная функция. В свою очередь инструментально-практические тексты выполняют в качестве доминирующей трансформационную функцию.

Дополнительные тексты привлекаются автором в учебное издание для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки учебной программы дисциплины. Именно на основе таких текстов реализуется во многом воспитательная функция.

  1.  Верстка

Вёрстка в издательском деле и полиграфии – процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. Основная задача вёрстки – подготовка материалов издания к печати. То, как будет выглядеть текст на Ваших рекламных материалах, зависит даже от самых незначительных мелочей и нюансов. Размер шрифта, цветовая гамма, расположение изобразительных и текстовых элементов в печатном пространстве - любая удачная находка может сделать рекламу эффектной, а значит – эффективной. Вёрстка – один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От качества её выполнения прямо зависит качество готовой книги. Это также один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных технических правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы, каждого разворота как их содержанию, так и общему принципу оформления издания.


Программное обеспечение

  1.  Windows’XP.
  2.  Программное обеспечение для сканеров: LinoColor 6. Программа даёт возможность получать превосходные сканы, производить всю необходимую цветокоррекцию, причём как на этапе предварительного сканирования, так и с уже отсканированным изображением.
  3.  Adobe Photoshop. Профессиональный инструмент для обработки и ретуши фотографических изображений, создание оригинальных битовых иллюстраций, выполнение операции качественного цветоделения. Встроенный механизм многослойности позволяет делать коллажи и обработку изображения по цветовым каналам не прибегая к использованию дополнительных программных продуктов. Имеется возможность создавать и редактировать векторные обтравки. В комплект поставки включено большое количество фильтров для выполнения визуальных эффектов. Имеется возможность записывать последовательность действий оператора и проигрывать её для другого изображения. Для расширения возможностей в программе реализован механизм Plug-In.
  4.  Adobe InDesign. Программа выполнения компьютерной вёрстки и подготовки документов к печати. Используется в издательских системах для вёрстки газет, журналов и другой печатной продукции.

1.4. Корректура

Чтобы выпустить любое издание, предварительно необходимо решить, какой метод прохождения его в производстве будет использоваться.

Источник издания, который требуется воспроизвести с помощью набора, репродуцировать, а затем растиражировать на печатной машине и превратить в готовое издание, называется в издательском деле оригиналом.

Выбор технологического процесса всегда зависит от вида оригинала, степени его подготовки для набора и группы сложности, вида используемого оборудования.

Корректурные методы прохождения издания в производстве подразделяются на граночный, безграночный и метод издания по оригиналу-макету.

Граночный метод в настоящее время применяется довольно редко, в основном для создания наиболее сложных оригиналов. При этом методе первая корректура производится по оттискам с несверстанных полос текста и иллюстраций, а вторая корректура — по оттискам со сверстанных полос. Характерно, что все полиграфические процессы в данном случае контролируются издательством.

При безграночном методе контролируются только сверстанные полосы. Прохождение издания по этому методу менее продолжительно, в связи с отсутствием корректурных гранок.

Выпуск изданий по методу репродуцируемого оригинала-макета является наиболее современным. Он стал широко применяться с появлением настольных издательских систем.

Для издания учебника Г.И. Данилова «Мировая художественная культура используется этот метод допечатной подготовки издания.


Схема прохождения издания в производстве

Входной контроль текстовых оригиналов

Набор текста

Входной контроль изобразительных

оригиналов

Сканирование и обработка иллюстраций

цветопроба

Правка

Вёрстка полос

Получение копий с полос

Чтение I типографской корректуры

в полосах

Правка

Распечатка

Получение копий с полос

Чтение издательской корректуры в полосах и подпись в печать

Правка по итогам I издательской корректуры

Изготовление диапозитивов полос

Контроль качества диапозитивов

Монтаж диапозитивов

Контроль качества монтажа диапозитивов

Изготовление печатных форм

Контроль качества печатных форм

Передача печатных форм в печатный цех


2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ

2.1. Проект оформления издания

Проект оформления издания — перечень основных показателей оформления, определяемых содержанием и формой намеченных к публикации в издании произведений, видом издания, его социально-функциональным и читательским назначением.

Примерный состав этих показателей: формат издания и полосы набора; гарнитура и кегль шрифта, способ набора, система рубрикации, приемы выделения внутри текста, особенности набора и верстки таблиц, формул, цитат, примечаний, оглавления (содержания), колонцифр, колонтитулов, выпускных и предвыпускных данных; система иллюстрирования и убранства, техника исполнения иллюстраций и способ их воспроизведения; способ или способы печати издания, оформление, тип, способ репродуцирования и печати обложки и суперобложки; тип, оформление и способ печати или тиснения переплета, оформление и способ печати форзаца, особенности брошюровочно-переплетных и отделочных процессов; бумага и переплетные материалы.

На основе проекта оформления издания, показатели которого входят в план художественного оформления, заказывается оформление художникам и графикам, составляется смета расходов на оформление, планируется полиграфическая база и т. д.1

п/п

Показатели

Оформление

1

Вид издания

Учебное

2

Формат издания:

до обрезки, мм

после обрезки, мм

70x100/16

165 x 244

160 х 234

3

Формат полосы набора, кв.

130 x 198.

4

Поля, мм

14, 17, 19, 20 мм.

5

Внешнее оформление

интегральный переплет

6

Титульный лист:

- по структуре;

- заглавие;

- по исполнению;

- по красочности;

- композиция;

- выключка;

одинарный

гарнитура

«Ньютон»

симметричная

4 + 4

Комбинированная

Иллюстрация + текст

Центрированая

7

Концевые полосы:

- оформление

Без концевых

элементов

8

Основной текст:

- гарнитура;

- кегель;

- интерлиньяж

«Ньютон»

12 п.

Автомапический

9

Дополнительные тексты:

эпиграфы

- гарнитура;

- кегель;

- начертание;

- выключка;

- формат набора;

- место расположения;

Вопросы и ответы к параграфу

- гарнитура;

- кегель;

- начертание;

- выключка;

- формат набора;

- место расположения;

Подписи к иллюстрациям:

- гарнитура;

- кегель;

- начертание;

- выключка;

- формат набора;

- место расположения;

«Ньютон»

10 п.

светлый

с втяжкой вправо

75 мм

В спуске

Arial

10 п.

Светлая

По ширине

130 x 200

После

основного текста

«Ньютон»

10 п.

Курсив п/ж, курсив св.

В левый край

20 – 50 мм

Внизу, слева, справа от иллюстрации

10

Справочно-вспомогательные тексты:

Выпускные данные

- гарнитура;

- кегель;

- начертание;

- выключка;

- формат набора;

- место расположения;

Колонцифра:

- гарнитура;

- кегель;

- начертание;

- выключка;

- формат набора;

- место расположения.

«Ньютон»

10 пт.

Прямое

По центру

5 см

Оборот титульного лист

«Ньютон»

14 п.

п/ж

четные – левый край,

нечетные – правый край

130 мм

во внешний угол издания

2.2. Внутреннее оформление издания

Особые страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики - шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а так же выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как и элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.

Титульный лист

Титульный лист - это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:

  •  имя авторов Г.П. Данилова гарнитура «Ньютон»
  •   название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена) «Мировая художественная культура» – 28 п., гарнитура «Ньютон», цвет – синий;
  •  Класс: кегль набора – 72 п., цвет – голубой
  •  Рекомендации по применению;
  •  Тематический рисунок,  цвет – 4 + 4;
  •  Количество изданий;
  •  Город, год, логотип.

На оборотной стороне титульного листа указываются:

На оборот титула перенесены следующие данные:

  •  надзаголовочные (имена составителя и художника-оформителя),
  •  макет аннотированной каталожной карточки, включающий в себя выходные данные (место выпуска книги, название издательства, год выпуска книги, количество страниц),
  •  индекс ББК и ISBN,
  •  авторский знак и аннотация.

1. Имена авторов (если количество авторов более трех).

2. Имена составителей, ответственных и научных редакторов (для хрестоматий, собраний сочинений).

3. Специальные библиотечные индексы для каталогизации.

4. Международный стандартный номер книги (ISBN).

5. Макет аннотированной каталожной карточки (часто выносится на одну из последних страниц книги).

6. Информация об авторских правах.

Это самые важные для читателя элементы выходных сведений, поэтому они присутствуют в начале книги.

Предвыпускные и выпускные данные размещаются на обороте титульного листа. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:

1. В российском издании не на русском языке - выходные сведения с титульного листа в переводе на русский язык.

2. Вид издания по социально-функциональному (целевому) назначению.

3. В моноиздании - псевдоним или полная форма имени автора.

4. Заглавие книги.

5. Должность (роль), инициалы и фамилии участников создания книги.

Выпускные данные - это часть выходных сведений, в которой дается производственно-техническая характеристика издания (формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ печати, тираж, объем издания в усл. п. л. и уч.-изд. л.), даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа издательства.

Дополнительно могут быть указаны и другие данные - от информации о льготах в налогообложении до электронных адресов издательства

Переплет. Обязательны на переплете по ГОСТ 7.4-95 выходные сведения. На  передней сторонки переплета приводятся те выходные сведения, которые обычно размещают на титульном листе.

На корешке обложки, переплета при толщине блока свыше 9 мм ГОСТ 7.4-95 требует указывать: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова (для многотомных справочных изданий). На практике ставят только цифру номера, что вполне достаточно читателю для поиска тома на полке по корешку.

Для переплета действительны те же положения, что и для обложки. Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок.

На спусковой полосе книги расположены

  •  заставка – полноцветная  иллюстрация, заверстанная открытым способом;
  •  название главы;
  •  эпиграф

На спусковой полосе разделов книги расположены

  •  номер главы;
  •  на подложке голубого цвета расположено название раздела;

На развороте спусковой полосы расположена тематическая иллюстрации.

Разделы набраны в подбор, книга с полными концевыми полосами;

Оглавление (содержание)

Оглавление (содержание) - указатель заголовков книги, содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и / или о разделах произведения (частях, главах).

Оглавление преследует три цели:

1. Справочно-поисковую - позволяет найти нужный фрагмент текста.

2. Информационно-пояснительную - дает читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (т.е. об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними).

3. Рекламную - привлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.

Оформление оглавления может быть достаточно произвольным. Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность оглавления для читателя. Оглавление может быть расположено как в начале, так и в конце книги.

Основные требования к оглавлению (содержанию):

1. Максимальная полнота оглавления. Необходимо стремится включать в оглавление как заголовки крупных разделов, так и меньших по объему разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на интересующую его узкую тему.

2. Порядок заголовков, отвечающий виду, содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что позволяет читателю увидеть структуру издания. В ином случае, когда оглавление выполняет в первую очередь справочно-поисковую роль (в справочниках, энциклопедиях и др.), порядок заголовков располагают так, чтобы любой из них найти было просто и быстро. Например, для заголовков-фамилий и заголовков-названий наиболее подходит алфавитный порядок.

3. Полнота состава заголовков. Многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Так же встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими подзаголовками, а слишком общие и образные заголовки дополнялись уточняющими словами или подзаголовками.

4. Соответствие заголовков в оглавлении тексту внутри книги. Например, если номер главы внутри текста оформлен прописью, то и в оглавлении он должен быть оформлен соответствующе.

В нашем издании оглавление располагается в конце книги и оформлено в стиле всего издания (выдержан стиль заголовка, стиль символа и оформления). Книга состоит из двух частей, все они отражены в оглавлении и располагаются в последовательности, в которой представлены в книге. После названия части следуют названия параграфу.

Вспомогательные разделы

К вспомогательным разделам относятся предисловие, послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и библиографические ссылки).

Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле книги, однако с учетом их служебной функции, обычно более скромно и лаконично. Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их оформлению и расположению в книге. Исходя из того, что в нашем издании отсутствуют данные разделы, мы далее опустим описание этих разделов и требований, к ним предъявляемым.

Основной текст

Страницы книги, на которых располагается ее основной текст, оформляются дизайнером произвольно, в соответствии с разработанным стилем издания, который зависит от цели издательства, вида произведения, его читательской направленности и т.д. При разработке стиля издания (дизайна) решаются такие задачи, как выбор кегля и гарнитуры шрифта, принцип оформления разворотов, применение иллюстраций, орнаментов и прочее. Каждый элемент оформления является обширной темой для изучения, поэтому мы рассмотрим их более детально в следующем разделе дипломного сочинения.

Следует сказать, что проектирование и художественное оформление издания неразрывно связаны с друг другом и порой трудно отделить показатели проектирования от показателей художественных (например, кегль шрифта выступает как показатель проектной части, но может применятся  в художественных целях).

2.3. Внешнее оформление издания

Обложка/переплет книги

Обложка или переплет книгипрочное покрытие издания, содержащее ряд его выходных сведений, которое выполняет две функции: защитную и информационно-рекламную. Во-первых, обложка предохраняет тонкие страницы книги от повреждений. Во-вторых, обложка / переплет должна проинформировать читателя о том, что за книгу он держит руках. Рекламная функция возлагается уже на дизайнера: он должен заинтересовать читателя, выделить книгу среди других.

В коммерческом отношении обложка / переплет - наиболее значимый элемент книги, так как является «лицом» издания, соответственно, поэтому чем привлекательнее и гармоничнее выполнено оформление обложки, тем выше шансы повлиять на выбор покупателя.

Характер художественного оформления обложки или переплета определяется в первую очередь содержанием произведения, отчасти жанром издания (монопроизведение, сборник и пр.), назначением для той или иной группы читателей. По характеру оформления могут быть шрифтовыми, орнаментальными, эмблематическими, сюжетно-тематическими и т.д.

На концепцию изобразительного решения влияют: внутренний дизайн книги (в частности, система оформления рубрик) и иллюстрации. Внутреннее оформление должно найти свое отражение в общей композиционной схеме обложки или переплета: в цвете, рисунке шрифта, в построении строк и т.д. Иллюстрационный материал оказывает большое влияние на выбор темы для изображения на обложке или переплете.

Конечно, всегда желательно, чтобы способ печати, виды дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани - можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования, материалов возникают из-за тиража, а также соображений экономичности издания и возможности материальной базы предприятия.

Для оформления обложек / переплетов используются, помимо многоцветной печати, дополнительные виды отделки:

  •  печать металлизированными красками (для создания эффекта «золотых» и «серебряных» надписей);
  •  тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок;
  •  выборочное лакирование;
  •  печать трафаретными красками (для создания эффекта более объемного изображения);
  •  аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений, путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);
  •  инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);
  •  оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);
  •  украшение обрезов книжного блока (раскраска обреза книжного блока - нанесение на обрез книжного блока специальной краски на основе латекса; металлизирование обреза книжного блока - покрытие обреза книжного блока слоем металла (сусальное золото);
  •  термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);
  •  припрессовка пленки (ламинирование).

В нашем издании используется интегральный переплет, состоящий из четырех склеиваемых деталей (две картонные сторонки, покровный материал и отстав - полоска картона, наклеиваемая между картонными сторонками на покровный материал изнутри) в качестве покровного материала используется бумага, покрытая матовой пленкой. Для художественного оформления переплета выбран рисунок, выполненный дизайнером, отражающий тематику и атмосферу произведения. Основные цвета для рисунка выбраны березовый, синий, белый.

Форзац

Форзац - элемент внешнего оформления изданий, предназначенный для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац является большим «плацдармом» для творчества при оформлении издания, он дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя на нужное его восприятие. На форзаце помимо художественной информации, может содержаться справочная информация, например, таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.

По характеру оформления форзацы подразделяют на простые (одноцветные) и тематически-изобразительные.

Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения - помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом, или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.

Форзацы тематически-изобразительного характера делятся на: орнаментальные, эмблематические, сюжетно-иллюстративные, иллюстративно-символические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы. Форзацы с изображением в виде иллюстрации, которая носит характер символа, принадлежность, главным образом, художественной литературы в изданиях для взрослых, юношества и детей старшего возраста. Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяются в основном для художественной и научно-популярной литературы для детей.

Таким образом, существует зависимость между видом оформления форзаца и содержанием книги, видом литературы, к которому относится произведение, назначением книги и возрастными особенностями читателя.

Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.

На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Влияние это не прямое, а косвенное, оно проявляется в зависимости от материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство. На оформление форзацев оказывает влияние и формат издания. Большие форматы значительно больше ограничивают возможности оформления, чем маленькие. Например, для издания в формате 84Ч108/16 из бумажного листа можно получить 8 форзацев (на 4 книги), а для издания в формате 84Ч108/64 из того же бумажного листа получится 32 форзаца (на 16 книг). Соответственно уменьшается и число краскопрогонов в машине.

В художественном отношении оформление форзаца сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности, с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.

В нашем издании, применен форзац бумага – форзацная белого цвета.


3. ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ИЗДАНИЯ

3.1. Печатные процессы

В настоящее время существует три основных вида печати: высокая, глубокая и офсетная.

По определению, способ глубокой печати — это технология печати, при которой передача изображения и текста на запечатываемый материал проводится с печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным элементам. Все пробельные элементы находятся на одном уровне, связаны между собой и образуют неразрывную сетчатую поверхность. Как следует из определения, различная тональность изображения на оттиске обеспечивается разной толщиной слоя краски. В традиционном способе глубокой печати, в темных участках изображения глубина печатающих элементов наибольшая, а в светлых — наименьшая. Хотя все участки текста, штрихов и тонов изображений на печатной форме при способе традиционной глубокой растровой печати, изготовленной пигментным способом (растровая технология), расчленены на растровые элементы, имеющие одинаковые размеры и в большинстве случаев квадратную форму, на оттиске растровые элементы различимы  только в светах и полутонах изображений. В глубоких тенях из-за утолщенного слоя краски, перешедшей с печатной формы на запечатываемый материал, они соединяются между собой в сплошные линии и пятна. По этой же причине они незаметны на штрихах текста и изображений, однако, края штрихов получаются пилообразными.

Способ высокой печати – это технология печати, при которой передача изображения и текста на запечатываемый материал проводится с печатной формы, на которой печатающие элементы находятся выше пробельных. Для того чтобы получить высококачественные оттиски в высокой печати, нужно обеспечить плотный контакт между печатающими элементами формы и воспринимающей поверхностью запечатываемого материала. Это может быть достигнуто за счет упругих деформаций элементов формы или давящей поверхности. Для твердых печатных форм классического способа высокой печати упругое сжатие практически отсутствует даже при повышенном давлении. А упругое сжатие необходимо, чтобы компенсировать недостатки печатной формы, поверхности запечатываемого материала и давящей поверхности. Основной недостаток — это неровности касающихся поверхностей, между которыми создается давление, необходимое для переноса краски с печатающих элементов формы на запечатываемую поверхность. Поэтому для получения качественного оттиска между давящей и воспринимающей поверхностью помещают упругую прокладку — декель. Этими же соображениями вызвана и необходимость в использовании приправки. Однако применение сравнительно больших удельных давлений при печатании (порядка 30—50 кг/см2) приводит к повышенному износу печатных форм. При печати больших тиражей вместо одного комплекта печатных форм приходится изготавливать несколько одинаковых. Изнашивание печатной формы (в высокой печати выступающие печатающие элементы стираются и меняют свой размер как по площади, так и по высоте) сказывается и на качестве печати.

Офсетная печать – это вид печати, при котором пробельные и печатные элементы находятся на одном уровне. В основе принципа офсетной печати лежит тот факт, что вода и масло не смешиваются. Чтобы возможно было осуществить печать, форма должна иметь зажиренные печатные элементы, которые воспринимают краску и отталкивают воду (олеофильные), а также пробельные элементы, не содержащие изображения, обладающие противоположными свойствами. Печатные формы, изготовленные негативным копированием, обычно используют для печати текста тиражом до 100000 экземпляров.

Для печати своего тиража я выбрала способ офсетной печати, т.к.:

  1.  Формы офсетной печати обладают высокой тиражестойкостью.
  2.  Офсет наиболее современный и продуктивный вид печати, который в значительной степени вытеснил другие способы печати.
  3.  Офсет позволяет высококачественно воспроизводить многоцветные изображения и тексты.
  4.  офсетные печатные машины обладают высокой скоростью и продуктивностью.

3.2. Брошюровочно-переплетные процессы

Брошюровочными процессами  называют совокупность операций по изготовлению из отдельных отпечатанных листов и других элементов единицы тиража издания, заключенного в обложки, или изготовлению блоков для книг, выпускаемых в переплетных крышках. К этим процессам относятся:

  •  изготовление тетрадей (обработка отпечатанных листов: разрезка на части, фальцовка, приклейка дополнительных элементов);
  •  комплектовку из отдельных тетрадей книжно-журнальных блоков или всего издания из тетрадей и обложки;
  •  соединение блоков с обложкой и их трехсторонняя обрезка.

Переплетными процессами называется совокупность операций по обработке изготовленных книжных блоков (их обрезка, изменение формы корешка и приклеивания к нему необходимых элементов), изготовлению переплетных крышек и их отделку, а так же соединения крышек с блоками, окончательную отделку книг.

Поскольку конечной продукцией технологического процесса являются книги, брошюры, журналы, необходимо уточнить данные понятия с точки зрения их конструкции и полиграфического изготовления.

Брошюрой называется издание, в котором имеются два основных элемента: блок и бумажная обложка.

Книгой в твердом переплете называется издание, в котором имеется три основных элемента: блок, прошедший специальную обработку; переплетная крышка, в которую вставляется блок; форзац, соединяющий блок с переплетной крышкой.

Брошюры и журналы форзаца не имеют, так как бумажная обложка либо приклеивается непосредственно к корешку блока, либо прошивается вместе с блоком. Журнал имеет такой же технологический процесс изготовления, как и брошюра.

Издания, не имеющие форзаца, в зависимости от их объема могут быть двух видов: тонкие — объемом не более 64 страниц и толстые — имеющие объем более 64 страниц.

Издания малого объема (до 80 страниц) и большого объема (свыше 80 страниц) имеют разный технологический процесс изготовления.

Термины «интегральный переплет» и «интегральная обложка» не прижились еще даже среди специалистов. Существуют другие варианты названий: голландский переплет, гибкая или псевдотвердая обложка и т. п. В технической литературе и даже во всезнающем интернете упоминаний об этом практически нет. В то же время зарубежные эксперты считают интегральный переплет одним из важных технологических открытий последнего времени и пророчат ему блестящее будущее. По крайней мере, рост его доли на рынке и вытеснение альтернативных способов изготовления книг заметны уже сейчас.

Для начала выясним, каковы предпосылки его появления. Казалось бы, стандартные обложка и переплет полностью удовлетворяют как издателей, так и читателей. Переплет презентабелен, прочен и долговечен, а обложка технологична и дешева в изготовлении. Но, конечно, их преимущества хотелось бы совместить. Это возможно благодаря появлению интегрального книжного переплета. Новые книги объединили презентабельность, прочность скрепления блока и твердость переплета с технологичностью, легкостью и низкой себестоимостью обложки.

Внешне книги в интегральном переплете почти неотличимы от классических изданий в стандартном переплете, а внутреннее устройство их значительно проще. Как известно, стандартная переплетная крышка 7БЦ (рис. 1) состоит из тяжелых картонных сторонок и отстава, обклеенного тонким переплетным материалом (бумвинилом, или ламинированной предварительно запечатанной бумагой).

Ее изготовление состоит из следующих этапов:

  •  раскрой картона и переплетного материала,
  •  нанесение клея на покровный материал,
  •  загибка кантов крышек,
  •  сборка крышек,
  •  прессование крышек (каландрирование),
  •  отделка крышек (тиснение или другое),
  •  кругление корешка крышки.

Рис. 1. Конструкция стандартной переплетной крышки:
1, 2 - картонные сторонки;
3 - картонный отстав;
4 - покровный материал

Рис. 2. Конструкция интегральной переплетной крышки:
5 - запечатанный с лицевой стороны тонкий картон. Пунктиром показаны линии бигов

Каждый из них выполняется на отдельных полуавтоматических либо ручных машинах и требует своего оператора. Некоторые можно автоматизировать полностью, но в любом случае производительность составляет 100–500 крышек/ч.

Интегральная же переплетная крышка (рис. 2) в этом отношении устроена значительно проще. Она состоит из цельной картонной заготовки (предварительно запечатанной и ламинированной) с загнутыми и приклеенными кромками и бигами по линиям корешка. Выбирая картон разной плотности (от 200 до 500 г/м2) и ламинат, можно придать ей необходимую жесткость.

Технологическая цепочка при изготовлении интегрального переплета состоит из вырубки, загибки и приклейки кромок. Все эти операции выполняются на одной – двух машинах в автоматическом режиме с высокой производительностью, до 10 тыс. крышек/ч. Для работы достаточно одного–двух операторов.

Все остальные процессы изготовления книг (печать блока и обложки, фальцовка, подборка шитье блока, вставка блока в переплетную крышку) при изготовлении книг в стандартном и интегральном переплетах одинаковы.

Преимущества и область применения

С точки зрения долговечности интегральный переплет занимает промежуточное положение между «твердым» и «мягким». Сохраняя практически все преимущества «твердого», интегральный переплет лишен его недостатков. Заготовка из картона достаточно легка, за счет чего масса книги может быть снижена на 15–20%.

Будучи прочной, интегральная обложка сохраняет гибкость и, так же как переплет, может подвергаться любым видам отделки, включая наиболее популярные в книжном производстве ламинирование и тиснение фольгой. Причем ламинировать можно не только прозрачной, но и металлизированной пленкой, по которой сверху выполняют цветную печать.

Рис. 3. Форма вырубки интегрального переплета

На интегральной обложке можно выполнять конгревное тиснение фольгой или блинтом и другие виды отделки.

На сегодняшний день интегральные обложки получают наибольшее распространение там, где важно сохранить престиж и в то же время снизить массу книги и ее стоимость. Это школьные учебники, учебная и методическая литература, всевозможные путеводители и справочники, технические инструкции, книги по кулинарии и т. п.

От обложки интегральный переплет отличается более солидным видом и практичностью. В то же время он сохранил и большинство достоинств обложки: технологичность изготовления, низкую себестоимость, легкость, компактность используемого оборудования, минимум персонала и рабочих площадей, необходимых для его изготовления.

Технология изготовления и необходимое оборудование

Для изготовления интегральных обложек используют специализированное оборудование. Собственно процесс состоит из следующих этапов:

  •  вырубка заготовки,
  •  биговка мест будущих сгибов,
  •  фальцовка и склейка.

Обычно все эти операции производятся на двух машинах: штанцевальном (вырубном) аппарате и фальцевально-склеивающей (или биговально-фальцевально-склеивающей) линии.

Рис. 4. Фальцевально-склеивающая линия Fidia Combi-Unica

На универсальной биговально-фальцевально-склеивающей линии осуществляется предварительная биговка парами дисковых ножей. После биговки на клапаны наносят клей двумя клеевыми аппликаторами. Далее заготовку фальцуют, опрессовывают, и она поступает в приемку. На других машинах биговку осуществляют на предварительном этапе в процессе вырубки картонных заготовок, а остальные процессы производят на фальцевально-склеивающей линии. Профессиональные линии (рис. 4) делают достаточно длинными, чтобы каждая заготовка могла быть предварительно согнута, спрессована, разогнута по бигам, затем ее клапаны промазаны клеем, согнуты вновь и прижаты к основной крышке. Производительность таких машин достигает 10 тыс. л/ч.

Обычно интегральную крышку изготавливают в два прогона: сначала заклеивают два клапана по одной стороне, затем по другой. Но, если фальцевально-склеивающую машину оснастить дополнительным перпендикулярным модулем (например, Fidia Dokki), можно изготавливать интегральные крышки в один прогон.

Следует заметить, что на подобной машине можно производить не только интегральные крышки, но и разные виды конвертов, коробок и папок. На рис. 5 показаны образцы продукции, которую можно получить на фальцевально-склеивающей линии Fidia Combi-Unica.

Остальные операции для производства книг в интегральном переплете (и соответствующее оборудование) такое же, как и в производстве традиционных книг.

Рис. 5. Виды продукции, которую можно получить на Fidia Combi-Unica

Рис. 6. Схема переплетной крышки для интегрального переплета

3.4. Полиграфические материалы

1. Бумага для печати текста:

- бумага офсетная №1 марки А, машинной гладкости, масса –  70 г/м2; ГОСТ 9094, ТУ 5451-005-02250250-2000 производитель – предприятие – Краснокамская фабрика «Гознак», толщина – 87 мкм; плотность – 0,75–0,85 г/см3; гладкость – 30-80 с.,                                 проклейка – 1,25-1,75 мм.

2. Бумага для печати обложек:

- бумага офсетная №1 марки А, каландрированная, масса – 120 г/м2; ГОСТ 9094, ТУ 5451-005-02250250-2000; предприятие – производитель – Краснокамская фабрика «Гознак»; толщина – 150 мкм; плотность – 0,75-0,85 г/см3; гладкость – 30-80 с., проклейка – не нормируется.

3. Бумага для форзацев:

- бумага форзацная марки А, ГОСТ 6742, масса – 120 г/м2, толщина – 150 мкм, плотность – 0,75 – 0,85 г/см2, гладкость – 30 – 80 с.

Краска. Подразделение Akzo Nobel InKS является частью одного из ведущих европейских производителей печатных красок компании Akzo Nobel. Ассортимент товаров производимых компанией покрывает все возможные потребности для всех видов печати. Это означает возможность получать все необходимые для работы  материалы из одного источника.

Ультрафиолетовые офсетные краски серии UVOLITH (Уволит) предназначены для печати на бумагах и картоне. Обладают хорошими литографскими свойствами, и пригодны для ротационных и листовых офсетных машин.

Для печати текста:

- офсетная краска с УФ закреплением (триадная) – UH 7100 – артикль, наименование Uvolith.

Для печати обложек:

- офсетные краски с УФ закреплением (триадная) – артикль VH 0100 – 2100 – 3100 – 7100, наименование Uvolith.

4. Картон для изготовления переплетных крышек:

Переплетный склеенный, ОАО «Полиграфкартон», марки ПКС (ТУ 5442-001-00279284-2001).

5. Материал для скрепления тетрадей в книжном блоке:

Нитки капроновые, марка 50К (64/3) линейной плотности 50г/км разрывное усилие ниток – 1,5 кгс (ТУ 17 РФ 5999-73).

6. Клей для склеивания тетрадей:

Для потетрадного склеивания при шитье блоков, на основе ПВАД + понивиниловый спирт и NaKMц.

7. Клей при вставке блоков в переплетные крышки:  

NaKMц+10-25% дисперсии ДПМ 50-35 В, сополимерной Дисперсии СВЭД 10Н, ПАВ.

8. Картон для упаковки готовых книг:

Коробочный картон, Алексинский КК (ЗАО «АКИД»), марки Г (ГОСТ 7933), 0,6мм – 400 г/м2.

9. Материал  для обвязки пачек  с книгами:

Полипропиленовая лента (ТУ 38-1021), 250 г/км.


5. Охрана труда

1.1. Требования инструкций обязательны для всех работников издательств.

1.2. Работники издательства должны знать расположение основных служб, ремонтных и дежурных служб, уметь ориентироваться на предприятии; соблюдать установленные правила поведения с учетом применяемых  транспортных средств.

1.3. Основные и вспомогательные  процессы  должны выполнять  с  соблюдением «Правил по охране труда для издательства».

1.4. Работники должны соблюдать следующие правила:

  •   материалы, полуфабрикаты и готовую продукцию  следует  укладывать аккуратно  при высоте складирования не более 1,6 м от уровня пола (включая высоту тары);
  •  рулонная бумага  и бочки («внакат») укладываются не больше чем в три яруса, при этом  каждый рулон (бочка) нижнего ряда должен быть расклинен с двух  сторон (не допускается место клиньев использовать случайные предметы: кирпичи, пробки от рулонов и д.р.) стеллажи  (поддоны) переносятся, укладываются и разбираются  из стопы только двум работниками. Не разрешается оставлять их на торце.

При постоянной работе с подъемом и перемещением тяжестей или при подъеме тяжестей на высоту допустимая масса груза должна быть: для мужчин – не более 35 кг; для женщин – не более 7 кг.

Требования к обслуживающему персоналу

2.1. Все вновь поступающие работники, независимо от предыдущего стажа и вида работ, допускаются к самостоятельной работе только после прохождения вводного инструктажа, первичного инструктажа по безопасности труда на рабочем месте и проверке знаний с оформлением в журнале  регистрации.

В дальнейшем на рабочих местах проводится повторный инструктаж по безопасности труда с периодичностью не реже одного раза в 6 месяцев, а на объектах и оборудовании повышенной опасности  - не реже  одного раза  в квартал.

2.2. Все принятые вновь на работу должны пройти обучение по охране труда в соответствии  с ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения». В дальнейшем  обучение по охране труда проводится не реже одного раза в три года и заканчивается проведением проверки знаний с регистрацией в протоколе экзамена и выдачей удостоверения установленной формы.

2.3. При переводу на новую работу, с временной на постоянную работу, с одной операции на другую, с изменением технологического оборудования, процесса оргоснастики, с заменой материалов и п.т.  работники должны пройти новый инструктаж по безопасности  труда на рабочем месте с оформлением в журнале регистрации.

2.4. Работники, принимаемые на работу с вредными условиями  труда на высоте, связанную с обслуживанием электроустановок, транспортных средств и сосудов, работающих  под давлением, должны пройти предварительные при поступлении  и периодические в процессе трудовой деятельности медицинские осмотры.

2.5. Работники, облаживающие объекты (газовое хозяйство, сосуды, работающие под давлением, паровые и водогрейные котлы, грузоподъемные механизмы, энергохозяйство) повышенной опасности или привлекаемые для выполнения специальных работ (газоэлектросварочных и др.), допускаются к выполнению  своих обязанностей  после  обучения по охране труда и прохождения инструктажа по безопасности труда при наличии соответствующего удостоверения  на право обслуживания этих объектов или выполнения этих работ.  В дальнейшем аттестация этих работников может выполняться в издательствах.

2.6. Каждый работник обязан:

  •  соблюдать требования технических регламентов и инструкций, трудовую и производственную дисциплину, правила технической эксплуатации оборудования, требования инструкций по охране труда на производственные процессы, правила  личной гигиены, требования электробезопасности и пожарной безопасности  и предупреждать своих сотрудников о недопустимости нарушения этих правил и инструкций;
  •  выполнять только порученную работу;
  •  при получении новой работы требовать от руководителя работ дополнительной инструктаж по безопасности труда;
  •  содержать в порядке и частоте рабочее место;
  •  во время работы быть внимательным, сосредоточенным, не отвлекаться посторонними делами и не отвлекать посторонними делами  и не отвлекать других;
  •  соблюдать правила внутреннего распорядка;
  •  проверять перед работой действие блокировок  и наличие на местах ограждений;
  •  не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношение к работе;
  •  знать и соблюдать знаки производственной безопасности по ГОСТ 12.4.026-76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»;
  •  пользоваться установленной  нормами спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
  •  проверять перед использованием пригодность средств индивидуальной защиты;
  •  пролитые на пол смывочные и смазочные вещества, краски, олифы, растворы и т.п. немедленно вытирать;
  •  укладывать и хранить сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию только в отведенных для этих целей местах и с соблюдением правил складирования;
  •  хранить приспособления и инструмент в специально отведенных местах  (в ящиках) или шкафчиках  (тумбочках);
  •  при получение травмы сообщить о случившемся руководителю работ;
  •  иметь оказать первую помощь работнику, получившему травму, и немедленно сообщить о случившемся руководителю работ. При необходимости доставить  пострадавшего в медпункт или вызвать скорую  помощь;
  •  о замеченных недостатках и неисправностях на рабочем месте немедленно сообщить руководителю работ и до устранения неполадок  и разрешения к работе не приступать.

2.7. Работник обязан отключить оборудование от электросети, прекратить работу уведомить об этом руководителя работ в случае:

  •  отсутствия ограждения опасных зон, защитных кожухов машин, аппаратов, устройств, механизмов и др.;
  •  неисправность оборудования, вентиляции, предохранительных, оградительных блокировочных, пусковых, включающих, тормозных  и сигнализационных устройств, а также при обрыве электропроводки и заземляющих проводов;
  •  прекращения подачи электроэнергии, появления запаха гари, дыма или огня из двигателя, электрошкафов или пускорегулирующей аппаратуры, при нагревании электропроводов, электродвигателей, понижении числа оборотов вала электродвигателя, искрения в электрооборудовании, проявления вибраций;
  •  вспышка и задымления;
  •  подтекания растворов растворителей и химреактивов;
  •  при аварии.

2.8. Работник обслуживающий оборудование (объекты) повышенной опасности, должен ежедневно по окончание работы делать запись в журнале технического состояния оборудования о всех неполадках и состоянии этого  оборудования.

2.9. Каждый работник в соответствии с действующим законодательством несет ответственность (уголовную, материальную, административную и моральную) за несоблюдение требований настоящей инструкции, производственный травматизм и аварии, которые  произошли по его вине.

2.10. Запрещается:

  •  оставлять включенным оборудования и транспортные средства или передавать его другим лицам без разрешения руководителя работ;
  •  включать и выключать (кроме аварийных случаев) оборудование, транспортные и грузоподъемные механизмы, работа на которых не поручена;
  •  подходить к действующим станкам, установкам, машинам, механизмам, аппаратам, на которых работают другие рабочие, и отвлекать их посторонними разговорами;
  •  заходить за ограждения опасных зон;
  •  опираться на оборудование и разрешать это делать другим;
  •  проходить под не огражденными подвесными транспортерами или стоять под поднятым и транспортируемым грузом, а также проходить в неустановленных местах через транпортеры-конвейеры и рольганги, садиться или подлезать под них, а также перебегать путь перед движущимся транспортом;
  •  работать около не огражденных токоведущих частей, прикасаться к неизолированным частям электрооборудования, клеммам, электропроводам, арматуре общего освещения, открывать дверцы электрошкафов, ограждения рубильников, щитов и пультов управления, допускать попадания в них смывочных и смазочных веществ, красок, олиф, растворов, воды и т.п. Загромождать проходы, проезды и рабочие места сырьем, материалами, транспортными устройствами, тарой, готовой продукцией;
  •  раздеваться и вешать одежду, головные уборы, сумки, портфели и т.п. на оборудование;
  •  выполнять работу в состоянии наркотического и алкогольного опьянения;
  •  курить и пользоваться открытым огнем на территории издательства, в отделении, на участке, складе;
  •  работать одному работнику на объектах и оборудовании повышенной опасности;
  •  пользоваться в рабочих помещениях электроплитками и электронагревательными приборами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качественное проектирование и художественное оформление книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. Выбор формата, полосы набора, а соответственно, гарнитуры и кегля шрифта, элементов дизайна и иллюстрирования в целом, напрямую влияют на себестоимость издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях конкуренции.

Грамотный выбор материалов для изготовления издания является одним из важнейших этапов его создания, залогом качества и долговечности издания. Выбор зависит от способа печати, назначения издания и его «ценности», тиража и объема и должен соответствовать тем критериям оформления, которые требуют от материалов определенных качеств. Основные из этих критерий - иллюстрации, внутреннее и внешнее оформление издания.

При изготовлении издания все производственные процессы тесно взаимосвязаны. Художественное оформление как эстетическая сторона производства и технология изготовления издания как сторона техническая, несмотря на различность по своей «природе», оказывают друг на друга непосредственное влияние. Так, например, выбор формата издания напрямую влияет на расход бумаги, а плотность бумаги влияет на толщину блока и, соответственно, его внешний вид и гармоничность пропорций готовой книги.

Таким образом, прежде чем приступить к разработке проекта издания, необходимо определится с результатом, который хотелось бы получить, и в соответствии с этим ставить перед собой определенные задачи. Например, при проектировании иллюстрированного издания в переплете со всевозможной дополнительной отделкой, не стоит удивляться, если себестоимость издания будет значительно выше средней стоимости на книжном рынке. Здесь всегда нужно искать компромисс между затратами и дизайном, ориентируясь, в первую очередь, на читательский адрес издания, его тираж и объем, на литературный вид издания и, непосредственно, возможности типографии (издательства).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамов, Е.Б. Художественное конструирование и оформление книги / Е.Б. Адамов, И.Ф. Бельчиков, В.Я. Быков [и др.] - М.: ЭТ ВНИИ полиграфии, 1971. - 248 с.

2. Антонова, С.Г. Редакторская подготовка издания: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.] - М.: Логос, 2004. - 486 с.

3. Березин, Б.И. Полиграфическое материаловедение. - М.: Книга, 1984. - 288 с.

4. Буковецкая, О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. - 2-е изд. - М.: ДМК Пресс, 2000. - 304 с.

5. Буковецкая, О.А. Основы допечатной подготовки. - М.: NT Press, 2005. - 159 с.

6. Водчиц, С.С. Эстетика пропорций в дизайне: Система книжных пропорций: учеб. пособие / С.С. Водчиц. - М.: Техносфера, 2005. - 240 с.

7. Воробьев, Д.В. Технология послепечатных процессов. - М.: МГУП, 2000. - 240 с.

8. Гельмут, К. Энциклопедия по печатным средствам информации. Технологии и способы производства / Киппхан Гельмут / Пер. с нем. - М.: МГУП, 2003. - 1280 с.

9. Гиленсон, П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. - М.: Книга, 1988. - 526 с.

10. Завгородний, В.Г. Видеосамоучитель Adobe InDesign CS2 (+CD). - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.

11. Козлова, М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий. - Ульяновск: УлГТУ, 2000. - 52 с.

12. Майсурадзе, Ю.Ф. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Н.П. Маковеев [и др.] - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 640 с.

13. Мильчин, А.Э. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания / А.Э Мильчин, Л.К. Чельцова. - М.: Олимп, 1999. - 688 с.

14. Никанчикова, Е.А. Технология офсетного производства / Е.А. Никанчикова, А.Л. Попова. - М.: Книга, 1980. - 280 с.

15. Пахомов, В.В. Книжное искусство: Замысел оформления. - М.: искусство, 1961. - 424 с.

16. Пикок, Дж. Издательское дело: Книга от замысла до упаковки / Пер. с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЭКОМ, 2000. - 421 с.

17. Полянский, Н.Н. Основы полиграфического производства. - М.: Книга, 1991. - 352 с.

18. Раскин, А.Н. Технология печатных процессов / А.Н. Раскин, И.В. Ромейков, Н.Д. Бирюкова [и др.] - М.: Книга, 1989. - 432 с.

19. Трубникова, Г.Г. Технология брошюровочно-перплетных процессов. Издательское дело. - М.: ЭКОМ, 1998. - 500 с.

20. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Пер. с англ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 496 с.

21. Хведчин, Ю.И. Послепечатное оборудование. - М.: МГУП, 2003. - 466 с.

22. Чихольд, Я. Облик книги: Избр. ст. о кн. оформл. / Пер. с нем. - М.: Книга, 1980. - 239 с.

23. Шеберстов, В.И. Технология изготовления печатных форм. - М.: Книга, 1990. - 224 с.

Размещено на Allbest.ru


1 Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

PAGE  15




1. Гісторыя беларускага мовазнаўства
2. Основы теории вероятности
3. Ценности христианства
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступенякандидата сільськогосподарських наук
5. Документация базы данных список владельцев гаражного кооператива
6. Реферат- Научное наведение порчи с использованием техник Эриксоновского гипноза и суггестивной лингвистики
7. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ мероприятия проводятся в рамках соглашения о предоставлении субсидии из бюджет
8. Курсовая работа- Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга
9. Контрольная работа- Правила составления документов.html
10. Тема- Собственность- права и формыЧастная индивидуальная собственность не предполагает
11. Реферат- Защита от манипуляции
12. Опыты со смесью Армстронга
13. Сырье для производства и требования к качеству сырья.html
14. і. На протязі періоду практики Златова Н
15. Организация производства столярных изделий и мебели из натурального дерева
16. тематическая статистика ldquo; Для МПIII гр
17. а до исследования конечных продуктов метаболизма в крови моче поте и других биологических жидкостях
18. Всесторонний Доход englis
19. Информатика для специальностей- Машиностроение Кривой Рог 2007 Методические указания по выпол
20. тематичної індукції Якщо Рn є істиним при n то і для будьякого n є N істинності твердження Pn випливає йо