Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

любовь к мудрости

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Философия

  1.  Философия как мировоззрение и наука. Предмет философии как науки.

Философия – от гр. «любовь к мудрости». Возникает в 7-6 веках в Индии (буддизм), в Китае (даосизм) и в Греции.

3 гипотезы появления философии:

1. мифогенная – философия произошла от мифа. Сторонник А.Ф.Лосев. Миф и философия мыслят масштабно.

2.  гносеогенная – («гнос» – знание, познание) – усовершенствование самопознания. До философии нужно созреть. Предпосылки для этого:

  - абстрактность мышления;

  - интуиция (способность предвосхищения);

  - логика;

3. социогенная – упор на развитие общества:

  - городская жизнь постоянно требует выбора;

- город показывает человеку его индивидуальную значимость, человек-индивид;

Существует несколько точек зрения на соотношение философии и науки. Аристотель и Гегель («наука из наук») утверждали, что ф. – это система научных знаний. Другая точка зрения – что ф. субъективна, оперирует ненаучным языком, в нее входит также культура, следовательно ф. – это мировоззрение, модернизированный миф и она сродни религии (М. Шклик, Р. Карнап). Третья точка зрения – ф. и наука две самостоятельные системы знаний, которые неразрывно связаны между собой.

Критерии научности: объектиивность, рациональность, эссенциалистская направленность, системность знания, проверяемость. Эти критерии особенно применимы к таким частям фил. знания, как онтология (фил. природы), госеология (эпистемология) и методологии научного познания.

Аргументы, подтверждающие что ф. – это наука:

- ф. имеет единые с наукой принципы освоения действительности, важнейшими среди них являются объективность, системность, проблемность

- ф. как предельно общее  знание интегрирует и обобщает научное знание

- ф. выполняет единые с наукой функции: познавательную, прогностическую, методологическу, мировоззренческую, воспитательную и др.

- ф. имеет свои законы (диалектики, развития общества и др.) и свой категориальный аппарат (материя, сознание, бытие, время, общество, человек и т.д)

- если допустить, что ф. не явл. наукой, то тогда наукой также не явл. все обществознание – история, этика, эстетика, социология и т.п.

Сегодня можно утверждать, что ф. – это научное мировоззрение, т.е. мировоззрение, основывающееся на рациональном знании. Философия – это обобщение знаний о мире, и является не только мировоззрением, но и всеобщей методологией.Ф. интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь рационально-эмоциональным мировоззрением.

В вопросе о предмете философии она рассматривается прежде всего как наука. Она изучает наиболее общие законы бытия и мышления.

Философия как наука:

- изучает предельно общие законы природы, общества и мышления.

- является всеобщей методологией, предельно общим способом, путем познания и преобразования действительности.

 

Но если считать, что философия – предельно общее знание, то это – мировоззрение, а мировоззрение не является наукой.

Философия – это вид мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов, принципов и убеждений, определяющих действия человека и его отношения с другими людьми, система взглядов, связанных между собой. Убеждение – это то ,что человек вырабатывает сам. Любое мировоззрение прикреплено к реальной практике.

Мировоззрения: художественное, научное и т.д.

  1.  Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.

Онтология – раздел философии, учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования.

Бытие – самая общая философская категория. Она охватывает весь мир в целом. Содержание понятия «бытие» в каждой фил. системе свое.

Выделяют основные формы бытия:

- бытие вещей (тел) (бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком)

- бытие человека (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие)

- бытие духовного (идеального) (индивидуализированное духовное и объективированное духовное)

- бытие социального  (индивидуальное бытие и бытие в обществе)

Три уровня бытия:

- потенциальное бытие, существование в возможности

- актуальное бытие, реализовавшаяся возможность

- нисходящее бытие, идущее к гибели.

Категории «бытие» противостоит понятие «небытие». Это уходящие в прошлое фрагменты настоящего бытия (ретроспективное бытие), виртуальная реальность (нечто существующее, недоступное восприятию, например вакуум). Небытие разграничивает актуальное и потенциальное бытие, в таком случае потенциальное бытие близко к небытию.

Три аспекта проблемы бытия:

  1.  Мир есть, постоянно наличествует. Это противоречивое единство непреходящего бытия природы и переходящего бытия вещей (отдельные вещи исчезают, а мир в целом существует).
  2.  Вопрос о всеобщем, общем для всего. Бытие мира есть предпосылка его единства.
  3.  Мир как совокупная реальность (для сознания и действия каждого человека)

Проблема бытия – это вопрос о предельных основаниях многообразного мира.

Материя – объективная реальность (досутпная человеку а опр. сфере его деятельности и на опр. этапе ист. развития). Материальными признаются не только телесные предметы, но и их свойства и отношения. (Бытие же охватывает и объективную, и субъективную реальность). При этом философское осмысление мира обычно начинается с разграничения материального и идеального. (марксизм как и дальше)

Движение – философская категория для обозначения любого изменения, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Весь мир находится в состоянии непрерывного движения. Мир – совокупность процессов. Основа соц. формы движения –целесообразная деятельность людей.

Пространство – протяженность и порядок сосуществования материальных объектов. Время – длительность и последовательность событий и стостояний материальных объектов (Аристотель, Кар, Ньютон, Эйнштейн).

При этом, по Эйнштейну, время можно считать только локальным, а не всеобщим.

М. Хайдеггре опираясь на Августина, выделяет:

- «настоящее прошлого» (результаты прошлых событий, процессов и т.п в «объективной» и духовной сфере),

-  «настоящее настоящего» (критерии выделения его фрагментов: по сферам действительности; по степени осведомленности о процессах и событиях и отличию реальнх знаний о них от их внешней интерпретации; по характеру эмоционального отношения к «настоящему») и

- «настоящее будущего» (способность. Человека определять цели своей деятельности)

Существуют также:

Биологическое пространство – строение организмов.

Биологическое время, различное для различных организмов.

Социальное пространство – результат предшествующей деятельности людей.

Социальное время – движение от прошлого к будущему, настоящее не только отделяет прошлое и будущее, но и объединяет их.

  1.  Гносеологические проблемы философии. Проблема истинного познания, практика как критерий истинности.

Теория познания, или гносеология, – раздел филсоофии, в котором изучаются природа познания, его возможности и условия, отношение знания к реальности (греч. гносис – знание и логос – учение, т.е. «учение о знании»).

Познание – усвоение чувственного переживания того или иного положения вещей с целью нахождения истины.

Основные понятия гносеологии: истина; заблуждение; сознание; познание; чувственное и рациональное познание; интуиция; творчество и т.д.

В гносеологии отношения мира и человека трансформируются в отношения субъект-объект познавательной деятельности. (S > O)

Предмет познания – все, что интересует познающего субъекта в объекте.

Основные вопросы гносеологии:

- познаваемы ли окружающие человека предметы (вещи, отношения, процессы)

- как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру

- в состоянии ли наше мышление познавать действительность (можем ли мы получить абсолютное знание о миреили наши знания всегда относительны?)

Главная проблема познавательного отношения – возможность достоверного познания сущности (проблема истинного познания). Весь процесс познания мира движется в позициях  «реализм-агностицизм». 

Познавательно-реалистическая позиция мировоззрения – признает возможность достоверного познания сущности предметов. Агностицизм – учение, убеждение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Истина – категория познания и человеческая ценность. Адекватное познание действительности.

Истинность – гносеологическая характеристика отношения объективного содержания знания к объективной реальности. Объективность истины – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Истина может быть и асбсолютной (полное знание обо всем, вечные истины) и относительная (т.е. субъективность формы познания истины, неполнота научных теорий, приблизительность суждений «истинность-ложь», ограниченность области применения суждений).

Истина имеет объективную (конкретная, не зависящая от индивида) и субъективную (она субъектна, не существует помимо человека и человечства) стороны.

Практика – основа процесса познания, главный критерий (абсолютный – достоверный и относительный – не окончательный) истинности наших знаний. Это действие, предметно-преобразующая деятельность, опыт.

Практика первична по отношению к познанию:

- как источник информации, основа познания

- определяет содержание познания

- определяет цель познания

- создает условия познавательной деятельности

Знание выступает предпосылкой практики как: знание о свойствах объекта, знание цели деятельности, знание программы, которая ведет к цели.

4) Аксиологические проблемы филсоофии. Проблема ценности, ее субъективно-объективный характер.

Аксиология – наука о ценностях. 19-20 в. Один из основателей – Макс Шелер.

Ценность – это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном и личностном отношениях. То есть не сам предмет, а его значение для человека.

Ценности классифицируются: по содержанию деятельности (производств., бытовые, проф.), по широте их содержания (индивидуальные, групповые, общечеловеческие), по сферам общественной жизни (мат.-эконом., соц-политич. и духовные), по значимости для человека и человечества (высшие и низшие).

Совокупность ценностных ориентаций имеет фундаментальное значение в жизнедеятельности личности.

Ценности могут различаться в зависим. от типа цивил-й на вост., зап. и евразийские.

Ценности выражают важные функции в обществе, социализируют индивида. Это предметная форма существования социальных отношений.

Оценка – определение субъектом социальной значимости явлений для его жизни и деятельности (критерии – полезность, приятность…, то есть это эмоциональный акт) 

Проблема аксиологии – является ли ценность атрибутом некоторой вещи, то есть нечто объективное, или ценность – результат оценивания вещи, продиктованного потребностями личности (целиком субъективна). При этом ценности не сводятся ни к объективной реальности, ни к области произвольных субъективных определений.

Другой вопрос аксиологии – каковы основания оценки индивида. Система оценки вырастает из потребностей, ценностные ориентации личности изменчивы, как и потребности. В оценочных суждениях выражается культура человека, его способность адекватного понимания и эмоционального переживания.

Ценность совмещает в себе изменчивость и устойчивость, объективность и субъективность, абсолютность и относительность. Она не сущесвуте вне оценки.

Ценности относительны, так как могут меняться (напр. от изменения потребностей и интересов людей), но и абсолютны, устойчивы, сохраняют свое значение (жизнь, благо и т.п.).

Ценность – это единство объективного и субъективного.

Ценность объективна в том смысле, что объективны свойства предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти свойства зависят от самого прдмета или процесса.

Субъективность ценности – ценность существует лишь как процесс или результат оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Вне человека ценность лишена смысла, т.е. она субъективна. (Анисимов: т. воздуха 40 гр. – объективная хар-ка, «жарко» - субъективная оценка, а «тепло» - ценность).

  1.  Антропологические проблемы философии. Человек как предмет философии.

Антропология – система знаний о человеке (антропос – человек, логос – учение). Возникла в древности, совр. этап философской антропологии – 19-20 вв. (Шеллер) Изучает проблемы, касающиеся человека.

К антропологии относятся вопросы:

2.  происхождение и сущность человека, его предназначение

1. прогресс человека и его выражение (и общества в целом)

Также ставился вопрос, какое из начал доминирует в человеке – природное, нравственное или социальное.

Категории, определящие сущность человека:

-  «человек» как родовое понятие, выражающая общие черты, свойственные человеческому роду или людям определенной эпохи.

- «индивид», отдельный чел-к, представитель какого-то социального целого

- «индивидуальность», комплекс социально значимых качеств, целостность различных способностей, особенное, специфическое, разнообразное

- «личность» – социальный и психологический облик человека – самостоятельность, целенаправленность, проективность (социально-волевое начало), нравственные требования и пр.

Человек как предмет философии.

1. Сегодня признано, что природа человека биосоциальна, т.е. он является одновременно и биологическим, и социальным существом.

Существуют две концепции о соотношении биологич. и соц-го в человеке:

Биологизаторские концепции: мальтузианство, социал-дарвинизм, социобиология, расизм. Абсолютизация прородного (биологического).

Социологизаторские концепции: марксизм, фредизм, экзистенциализм.

Тем не менее считается, что человек и общество неразрывны. Развитие общества есть и развитие личности. Только в обществе человек реализуется. Сознание и мышление человека, его материальные и духовные потребности возникают как общественный продукт.

Проблема личности в ф. – вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем является и чем может стать. Как само общество производит человека, так и человек – общество. То есть личность – носитель субъектно-объектных отношений.

Факторы, влияющие на формирование личности:

- генетическая наследственность

- культурная среда

- обстоятельства жизни

Структура личности – это законы связи свойств личности и ее отношений

Свойства личности делятся на биологические, социальные (главные), психические, физиологические и т.д.

2. Две концепции происхождения человека:

- естественное происхождение (продукт ест. эволюции, опирается на теорию Ч. Дарвина; существует земная и космическая теория происхождения человека)

- человек возник из сверхприродного начала (рез-т творения Бога или классического разума)

Аспекты взаимосвязи природы и общества: генетический, структурный, функциональный.

(Генетический аспект: формирование трудового общения как высшей формы общности; затем возникновение первой, первобытно-общинной формации. Возникновение общества связано с первой фазой.)

  1.  Философия Древнего Востока. Основные проблемы  древнеиндийской и древнекитайской философии.

В восточной мысли религиозное и философское начала очень переплетены.На Востоке религиозные представления носят общий характер, что сближает их с философскими построениями. Восточная мысль скорее эмоционально-этична, чем рационально-логична. Тесная связь между природой и человеком. Мыслители В. выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.

Особенность вост. фил. – мировоззренческий синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (учения Будды, Конфуция, Веды, персидская книга «Авеста»), а также целостность видения человека.

Восточная религиозно-философская проза (книга «Лунь юй» Конфуция и его учеников, индийская «Махабхарата») дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и оказала влияние на историю всего человечества. При этом она не обретала статус навязываемой теоритической дисциплины, а была частью жизни.

Сегодня фил. Востока оказывает влияние и на дизайн, развивается инд. и кит. тематика, происходят заиствования (в одежде, средовых вещах, интерьерах и проч.)

Китайский тип философствования.

Др.кит. философия – антропологическая, объясняющая мир.

Начинается с мифологии (предфилософский этап до 18 в. до н.э.). Природные процессы часто объясняются человеческими поступками.

Затем возникают философские системы Конфуция, Лао-цзы (категория дао)и др. мыслителей. 

Концепция бытия в китайской философии (в целом; изложена в «Книге перемен»):

- мир целостен, един, бесконечый процесс становления

- антропологическая направленность ф. с акцентом на морально этические принципы (эта особенность наиболее полно проявилась в конфуцианстве)

- важны образность, метафоричность и интуитивность.

В 6 в. до н.э. появляется учение Кун Фуцзы (в Европе извесен как Конфуций)

Основные идеи изложены в книге «Лунб юй»

Центральная идея – «жэнь», или гуманность, человеколюбие. Это показатель истинно человеческого в человеке, естественное чувство, обогащенное культурой. Это не врожденное знание, а возникает на практике «ли» с помощью познания и культивирования «и».

Категории, раскрывающие «жэнь»:

- «сяо» – почтительное отношение к родителям

- «ди» – распространение такого отношения на родственников и окружающих

- «чжун» – преданность, цивилиз-е отношение к вышестоящим (императору, стране)

В смысл категории «жэнь» входят и поведенческие нормы:

- «ли» – ритуалы, обряды, церемонии, с помощью кот. люди выражают свои чувства

- «и» – долг – справедливость, практика выражения цивилизованных чувств в нужное время и в нужном месте.

Концептуальная категория в структуре «жэнь» – «цзюньцзы», благородный муж, воплощающий в себе совершенство воспитания чувств.

Цель учения К. – не только воспитание совершенной личности , но и совершенствование управления госудраством (совершенствование нравств. качеств управляющего). Политика делается объектом фил. размышлений, сближая этику с политикой.

По К., человеку необходимо придерживатсья правила «золотой середины», избегать и излишней осторожности и излишней несдержанности.

Человеколюбие, как составляющая «жэнь» – свойство не всех людей, а лишь «благородных». Благородный муж обладает высокими моральными качествами, он – человек долга и справедливости, думает, как бы не нарушить законы, требователен к себе, стойко переносит нужду, живут в согласии с людьми но не следуют за ними. Этому противопоставлены «низкие люди».

Низкий человек не может быть человеколюбивым, он не думает о долге и морали, а лишь о том, как лучше устроиться в жизни, извлечь выгоду из ситуации, требователен к людям, следует за другими людьми.

Человек, совершенствуя себя, может совершенстовать социальные отношения. Другие аспекты ф. К. не столь концептуальны.

Древнеиндийская философия.

Древнеиндийская предфилософия:

- 15-6 в. до н.э. – ведический период  (Веды – «видение», «знание» – священные книги, прямо или косвенно связанные с больш. ф. идей)

- 6-2 в. до н.э. – послеведический (эпический);

- 2 в. до н.э.-5 в.н.э. – период сутр, конкретных философ. воззрений

Религиозная философия.

Общая смысловая направленность индийской религиозно-философской мысли – целостная концепция личности,  стремящаяся помочь человеку в его волнениях и страданиях.

Главной целью инд. ф. является достижение весного блаженства как до, так и после смерти – освобождение от всякого зла.

Ф. представляет собой совокупность ф. теорий всех индийских мыслителей, отличается широтой кругозора, кот. свидетельствует о неуклонном стремлении к отысканию истины.

В Индии существовало множество различных школ, но каждая из них старалась изучить взгляды всех других, взвешивая их аргументы. Прежде чем сформулировать собственную теорию, философ должен установить точну зрения своего оппонента.

В итоге каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Школы: чарвака, санкхьи, йога, миманса, ньяйи, вайшешики.

Различные школы существовали параллельно, так как философия являлась частью жизни, философией жизни. Передавалась из поколения в поколение. Некоторые школы сохраняются и сегодня.

Школы можно разделить на ортодоксальные и неортодоксаальные.

Йога. Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Как ф. концепция и система медитационных техник возникает около 1 в. до н.э. и направлена на то, чтобы научить человека освобождаться от волнений жизни, страданий, оков телесно-материального, чтобы остановить потом перевоплощений. Это могут только «святые» – люди, достигшие нирваны, освободившиеся от всего земного. В состоянии нирваны нет времени, пространства, желаний – оно вечно, то есть это бессмертие, вечность, конец мира. Достигнуть ткого состояния могут те, кто тренирует веру, мужество, внимание, мудрость.

  1.  Основные вопросы античной философии. Диалектика древнегреческих мыслителей. Философия Платона и Аристотеля.

Зародилась в 4 в.до н.э.в Греции, до 6 в.н.э. Связана с рабовладельческой формацией (разделение на бездушную вещь и управляющего ей человека).

Взаимосвязь материи (потенции) и идеи (формообразующего принципа структуры). Большую роль играли категории душа и ум (как субъективно-человеческие, так и объективно-космические). Античная ф. чувстенно-материального космоса – как единство идеи и материи.

Античная проблематика: сводится к диалектике идеи и материи, разрабатываемой в виде чувственно-материального космоса (Абсолюта), движимого космической душой и управляемого косм. умом и создаваемого первоединством (судьбой).

Периоды: досократовская ф., ф. классического периода, эллинизм и римская ф.

Философские системы Платона и Аристотеля – вершина классического периода.

Платон создал целостную концепцию объективного идеализма – мир идей, понятий, мыслей первичен по отношению к миру вещей. 2 уровня мира – мир идей и мир вещей.

Материальное бытие создается Творцом-Демиургом из хаоса.

Теория познания Платона построена на том что человек имеет врожденные идеи, вспоминая которые, он открывает для себя мир. Познание есть созерцание разумом высших сущностей. Два этапа познания: до рождения – чистой душой; душа, вселившись в человека, сохраняет знания, которые надо вспомнить. П. советует обращаться к душе, минуя органы чувств.

Человек представляет собой единство тела и бессмертной души. П. делит души (и, соответственно, их обладателей) на три категории, в зависимости от того, какое начало в них преобладает:

- разумная душа «мудрецы», философы. Функция – управлять государством,

- страсть (воля) – стражники и воины, ф-я охранять государство

- вожделение – крестьяне, торговцы, ремесленники, стремтся к материальным, чувственным наслаждениям.

Гармоничное общество по П. – осознание и исполнение каждым из слоев и граждан своего предназначения.

Аристотель. Бытие воспринимается с помощью ощущений. Предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена. Материя есть всеобщая причина, без нее нет бытия. Форма играет роль признака, это сумма свойств предмета является сущностью как предмета, так и бытия в целом. В отличие от Платона, у А. сущность и вещь неразрывны.

Душа человека, как и его сущность и форма тела, дает направленность жизни. Форма господствует над материей, душа над телом, разум над чувствами. Три вида души: растительная, чувственная (животные), разумная (человек, познает и думает).

Теория познания А. строится с позиций эмпиризма – суть вещей познается с помощью ощущений, они дают знания единичного. Знание общего дает наука. Над наукой – философия, совпадающая во многом с логикой Логика – это методология познания, помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Знание логики А. сопостовляет с мудростью. Метод выявления общего – индукция. Метод доказательства из силлогизмов (общих выводов) – дедукция.

  1.  Философия Средних веков. Единство и различие веры и знания.

Христианская философия. Главная задача – в разработке и обосновании христианских догматов – положений веры.

Делится на 2 периода: патристика (2-8 вв.); схоластика (8-14 вв.)

Путь патристики (по Августину, 4-5 вв.) – объединение христианства с платонизмом. Бог первичен. Проблема теодицеи – оправдание Бога за существующее зло (искажение материе божественного образа, уменьшение добра в вещах). Моральная доктрина – безграничная любовь к Богу.Неравенство людей – необходимое явление. Воля Бога распространяется и на историю общества. Все в мире определяется борьбой царства Божьего и царства земного.

Схоластика – изложение и доказательство истины откровения посредством разума, т.е. философии.

Самый крупный представитель – Фома Аквинский (13 в.). Его учение – томизм, становится оф. доктриной церкви. Он рассматривал отношение веры и знания. Признает достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные (откровение, благая весть и пр.) содержатся только в вере. Этим занимается Богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христ. Истина стоит выше разума, но не противоречит ему. Любая истина происходит от Бога. Философия – орудие теологии. Ф. должна служить вере тем, что:

- толкует религиозные истины в категориях разума

- опровергает аргументы простив веры

Итак, характерные черты средневековой философии:

- в средневек ф. изменилась картина мира по сравнению с античным эпосом. Космоцентризм поменялся на теоцентризм. В центр мира был поставлен Бог.

- ср. ф. – новый этап в развитии гуманизма. Характерная для Античности проблема космоса, места в нем человека, отношения к природному миру отходит на второй план. Человек начинает осознавать сво специфичность и персонифицирует ее в асбсолютной личности, в Боге.

- ср. ф. – религиозная философия, монотеизм. Ее основой было толкование (герменевтика) Библии – священной книги христианства.

- делится на патристику (Аврелий Августин) и схоластику (Фома Аквинский)

- влияние античной ф. выражается в двух формах – в платонизме (до 12 в.) и аристотелизме (с 13 в.)

- основные проблемы:

- вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно или он сотворен Богом

- соотношение веры и знания, теологии и науки (философии)

- спор номинализма и реализма. Вопрос о соотношении единичного и общего

- доказательство сущетвования Бога, теодицея.

9) Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения.

Возрождение – точка выбора в историческом процессе, ищутся новые пути интеллектуального и цивилизационного развития. Мыслители с одной стороны возвращаются к классическому античному наследию в более полном объеме, чем в средневековье, с другой стороны – открывают новый мир человека и природу.

Поддерживается изменениями в обществе: развитием промышленности, военного дела, связями с другими континентами.

1. Философия В. антропоцентрична. Основной объект – человек, его место в мироздании. Объект – индивид в его эстетическом, анатомическом, чувственном, математическом выражении (это выражается в науке и искусстве).

Человек эпохи В. должен преодолевать теоцентрическую культуру. Но ф. не была атеистической. Ее задача – сузить сферу действия религии и найти место новым ценностям, утвердить роль человека.

2. Гуманизм. История трактуется с антропологической ориентацией. История разделена гуманистами на 3 периода: древний (античность, самоценность мудрости, различение истины и мнения), средневековый (внимание к моральным ценностям через соотношение с абсолютом-богом) и новый (В.). Каждый из них вносит вклад в становление человека.

В В. человек – самостоятельная и высшая ценность. Человек сам утверждает себя в жизни, сфере реальной практики (в ср. – в теоретической области).

Формируется светская мысль, не связанная напрямую с религиозной проблематикой. Происходит расширение интеллектуального мира личности, его интересов, возвышение человека, который начинает проявлять интерес не только к Богу, но и к себе и к природе.

3. Культ творческой деятельности. Концепция творчества как создание нового, социально-значимого для общества.

Иждеи гуманизма находят отражение в живописи и поэзии (Вазари, да Винчи – через постижение человека пытался постичь бытие, Данте, Петрарка воспевают человека).

4. Понимание значимости не только духовной жизни чел-ка, но и телесно-чувственной.

Интерес к науке, в частн. к анатомии. В науке нашла выражение социально значимая вера в человека. Ядро познания природы – эксперимент и наблюдение (Ньютон, Галилей).

Новая философия опирается на идеи самоценности разума и осознание важности веленаправленного экспериментально-опытного изучения мира.

Но при этом для ученых, создавших основы современной науки (Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона) наука и религия не исключали друг друга. Многие пытались соединить науку, метафизику, теологию, магию, астрологию. В этом непоследовательность.

Философы В. – Николай Кузанский, Томмазо Кампанелла.

Изменилось направление развития мысли от схоластики к реальности, философ. мысль обратилась к человеку и природе, придав философии и науке практическую направленность. Уже не Бог, а человек привлекает внимание философии и культуры.

10) Философия Нового времени.Рационалистический метод познания Рене Декарта («Рассуждение о методе»).

В философии Нового времени (16-17 вв.) познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений.

Этот период  в  развитии  философии получил название гносеоцентристского.

Одно из таких направлений рационализм - выдвигает на первый план логические основания науки.  Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли  и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями.

Другая концепция – философский эмпиризм (Ф. Бэкон). Все знания возникают из опыта и наблюдений.

Декарт (основоположник рационализма) обращался не к опыту, а к разуму. Стремился разработать универсальный метод для всех наук. Основная черта его философии – дуализм, двойственность (субстанций – мышления и материи, души и тела; идеалистической метафизики и материалистической физики; дуализм метафизики и диалектики как теории развития; дуализм рационализма и религиозной веры)

Главной задачей Декарта становится обоснование объективности разума и независимости науки от религии. Этой проблеме он посвящает свой труд "Рассуждение о методе".

В работе выдвигаются 4 главных правила, дабы достичь объективности, отличить ложное от истинного, постичь истину:

1.Правило очевидности: «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен… включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению». 

2. Правило простоты: «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения».

3. Правило перехода от простого к сложному: «… Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, до познания наиболее сложных…».

4.Правило контроля предполагает постоянный надзор со стороны мысли за ходом исследовательского процесса на всех его этапах.

Декарт говорит о безграничных возможностях разума в познании истины, считает, что поиск истины – главная ценность и ничто не может сравниться с ним по красоте.

Решая задачу создания достоверной системы знания, Декарт обосновывает философию сомнения как основу методологии научного исследования.

Декарт же ставит задачу преодоления скептицизма путем выявления того исходного положения, которое не вызывает никаких сомнений. Для этого необходимо последовательное проведение скептической точки зрения, превращение сомнения в подлинный инструмент познания. Он призывает сомневаться всегда и во всем. Наличие сомнения, по Декарту, - признак ложного знания.

Субъект, разум, сознание выступают у него высшими критериями истинности знания. «Я мыслю, следовательно, существую». В свою очередь, сомнение есть деятельность мысли, а значит, и наличие мысли не вызывает сомнения. Мыслящая субстанция - мысль в действии, а мысль в действии - мыслящая реальность. Так Декарт приходит к выводу о наличии самостоятельной мыслящей субстанции, абсолютно независимой от тела - души. Сущностью души, ее главным свойством является мышление, сознание.

11) Философия И.Канта. Трактовка прекрасного в работе И.Канта «Критика способности суждения».

 Иммануил Кант (1724—1804) все главные, занимавшие философские вопросы, свёл к единому вопросу о человеке (антропологический аспект). Что есть человек и к чему он предназначен - таков проблемный стержень всей кантовской философии. Его ф. – вершина всей ф. до 20 в.

Философское развитие Канта делят на два периода:

- первый – до начала 70-х гг.-называют «докритическим»,

- второй – с начала 70-х гг. «критический», поскольку именно тогда были написаны главные произведения, доставившие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья — эстетику и учение о целесообразности в природе.

 Проблемы теории познания стоят в центре философской системы Канта. В предисловии к «Критике чистого разума» Кант пишет: «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере». Исходя из этой главной для него задачи, философ разработал очень сложную гносеологическую концепцию.

Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени: чувственное познание, рассудочное познание, разумное познание. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предметы внешнего мира, или, как их называет Кант, вещи в себе. Он определяет, что вещи в себе существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания, хотя и остаются непознаваемыми. Ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувственность, по мнению Канта, ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат только к субъективным свойствам чувственности, являются ее модификациями и не дают знания об объекте. Вывод Канта о том, что познание вещей самих по себе не возможно, есть агностицизм.

Хотя наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Знание, по Канту, имеет сложный состав и складывается из двух частей:  

- Первую часть философ называет «материей» знания. Это поток ощущений, или знание эмпирическое, даваемое путем опыта.

- Вторая часть – форма - дается до опыта, а priori и должна целиком готовой находиться в душе, в субъекте. Таким образом, наряду с агностицизмом характерной чертой теории познания Канта является априоризм. Если «материя» знания носит, по Канту, опытный, апостериорный характер, то форма чувственного познания внеопытна, априорна.

В работе Канта «Критика способности суждения» рассматриваются категории эстетики:

Прекрасное – это то, что с необходимостью нравится всем, без утилитарного интереса. То есть не заинтереснованное удовольствие.

Хорошее – сознаваемое с помощью разума.

Прекрасное, в отличие от хорошего, может постигнуть только человек

Красота может быть свободной и обусловленной (имеющей цель).

Возвышенное не всегда является прекрасным, может иметь и уродливую форму (например, война).

12) Философская система и диалектика Г. Гегеля.

Продолжал диалектические идеи Какнта, Фихте, Шеллинга. При этом противник кантовского агностицизма и априоризма. То есть вопреки Канту познание сути возможно.

Философия Гегеля – максимально рационализированный и логизированный идеализм.

Особенности: пантеизм (божественная мысль пронизывает весь мир, составляя сущность каждой вещи); панлогизм (объективное божественное начало строго логично) и диалектика.

Познание носит рационально-понятийный характер (расхождение с Шеллингом).

В качестве субъекта знания выступает субстанция – субъект.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Все действительное разумно, а все разумное действительно.

Ф. система Гегеля делится на 3 части:

- логика

- ф. природы

- ф. духа (к ней примыкают ф. права, ф. истории, эстетика, ф. религии, история ф.)

1. Логика – закономерное движение понятий (категорий), выражающий содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. Это система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом.

Логика – абсолютный дух, как он существует «в себе», или «идея в себе».

Логические категории взаимосвязаны и переходят друг в друга.

Например, тождество бытия и мышления представляют собой субстанциональное единство мира. Мышление и бытие подчиняются одним и тем же законам.

Разум, мышление – первооснова мира. В основе своей мир логичен, существует по законам, присущим мышлению.

Абсолютная идея – объективное абсолютное мышление, движущая сила всего сущего. А.и. – это Тождество мирового разума с многообразным миром явлений, содержащий в себе и многообразие действительности.

Действительность по Гегелю – развертывание абсолютной идеи в категориях.

Логику Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности и понятии. Бытие и ничто переходят друг в друга, создавая третью категорию – становление. В этом процессе три основных момента бытия, его триада: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез). Это диалектическая триада, движение понятий подчиняется законам диалектики.

2. Ф. природы (натурфилософия Гегеля) – природа, это дух в своем «инобытии», как он является чем-то внешним для себя.

3. Ф. духа – дух, достигший «себя в себе т для себя» и завершивший свое необходимое развитие.

Высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» –человечество, человеческая истори.

Система Гегеля – это движение абсолютной идеи к самопознанию, метод – диалектика, т.е. рассмотрение мира как развивающегося через единство и борьбу противоположностей.

Гегель возвращает ф. в ее первоначальный, греческий смысл, считая ф. учением об основах всего сущего.

13) Основные проблемы экзистенциализма.

Экзистенциализм – философия существования, одно из главных направлений в ф. 20 в. Предшественники – Кьеркегор, Ницше, Достоевский.

Экзистенц. делится на религиозный (Ясперс, Марсель) и атеистический (Хайдеггер, Сартр).

Предмет – человек, его существование, бытие. В центре внимания человек, не познающий и преображающий мир, а страдающий, одинокий, несчастный и в то же время стремящийся к свободе и отвечающий за свои поступки.

Основная проблема – проблема существования человек, постижение сущности. Существование предшествует сущности.

Противопоставление индивида и общества.

Центральная категория – «экзистенция», существование – переживание субъектом своего бытия в мире. Бытие направлено в ничто и осознает свою конечность. По словам Ясперса, «субъект творит свой мир таким, каким хочет его видеть».

Выделяются неподлинное бытие – стандартное, слияние с массой

и подлинное бытие – не дано изначально, переход к нему происходит через кризисные ситуации, через страх слияния с общей массой.

Способ познания – интуиция.

Самый важный пункт экз. – концепция свободы и «пограничной ситуации».

Жизнь бессмысленна, абсурдна, человек испытывает страх и отвращение и поэтому стремится к небытию, к смерти как к высшей свободе. Ответить на основной вопрос философии – это судить о том, стоит жизнь того, чтобы жить, или нет.

На пути к смерти человек попадает в «пограничную ситуацию», «когда смерть проносится рядом». Человек понимает, что его бытие конечно. Это ведет к самопостижению. Цель – найти уникальность, свой путь, выделиться из общей массы, достигается через пограничные ситуации.

Пограничные ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. С ней связана проблема выбора и ответсвенности за этот выбор, человек ответственнен за мир и за самого себя.

Сартр (1905-1980, в 60-е – лидер студенческих движений, общ. деятель). Главная категория – свобода, всегда есть выбор из наличных возможностей. Самоценность человека требует от него выбора и ответсвенности за этот выбор. Тотальная свобода подразумевает тотальную ответственность.

«Человек – это авантюра, которая имеет наибольший шанс закончиться плохо».

Жизнь – борьба. Над человеком давлеет материальное, предметы. Люди живут должествованиями других. Как противовес может выступать творчество.

Бытие в себе – фактическая данность сознательной жизни.

Бытие для себя – выбор своего способа существования, развитие себя в мире.

По Сартру, ход вещей кажется фатально необратимым лишь тому, кто капитулировал перед объективными обстоятельствами и предал свои убеждения. В жизни нет случайности. Все что происходит с человеком, того он заслуживает или сам выбрал.

14) Особенности русской философии. Философия всеединства В.Соловьева.

Русская философия стала оформляться в 18-19 века.

Черты:

- поиск самобытного пути России

- с одной стороны – ученичество у Запада (Шеллинг), с другой стороны – связь с религиозной мыслью

- всегда откликается на общественную жизнь, возникают философско-социальные теории.

- литературность, связана с художественной литературой

- р.ф. всегда подвергалась гонениям, цензуре

- приобщали массы к философии, публиковались в журналах

- уход в естественные науки – космисты (Чижов, Сеченев), в историю, метафизику (20 в.)

В 40-50-хх гг. 19 в. велись споры о путях развития россии. Возникло разделение философов на западников и славянофилов.

Западники (Чаадаев, Герцен, Грановский) – оринетироавались на европейские модели развития без войн, революций. Суть – Россия будет обладать статусом.

Славянофилы (Киреевский, Чижов, Беляев, Астахов)– выступали за самобытность России, за возвращение к корням, религии, к крестьянской общине.

Два исследовательских направления славянофильства: естественно-научное и религиозное (Киреевский, Бердяев, Булгаков, бр. Трубецие).

Возникает русский космизм – духовно-теоретический феномен, возникший в конце 19 - нач.20 веков, обладающий комплексом идей о Космосе и человеке как части космического единства. Идея всеединства, идея незавершенности развития мира и человека, возможность для дальнейшего совершенствования, идея преобразования мира как смысла человеческой деятельности.

Идея духовного, космического, человеческого и нравственного всеединства в концепции В.Соловьева была связана с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения. Всеединство в философии Соловьева выступает в различных аспектах: 1) гносеологический – как единство трех видов знаний: науки, философии и религии; 2) аксиологический – как единство Истины, Красоты и Добра; 3) практический – как единство общества, государства и церкви; 4) онтологический – единство Бога,  человека и Космоса.

В представлении Соловьева мир иерархичен, в нем низшее и высшее органически взаимосвязаны. Он пронизан высшим Божественным началом и предстает на деле как творенье Божье, единство истины, добра и красоты. Бог-это некий космический разум, организующая сила мира. Однако, мир не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе активное внутреннее начало, или мировую душу. Эта  душа представляет собой особого рода творящую энергию, она является носителем идей и принципа всеединства.

На человеке лежит задача создания духовно-человеческого царства, без сознательного стремления человечества к этой цели она не может быть достигнута. Человек – необходимая частица мировой гармонии. Он вносит свой вклад в достижение всеединства. И основное его средство достижения этой цели – это утверждение красоты в собственной душе и во взаимоотношениях с другими людьми.

15) Актуальные философские проблемы дизайна.

Предмет философии в дизайне – воздействие дизайна на мир человека, дизайн как модель совершенствования мира.

То есть по сущности основания дизайн сродни философии.

Дизайн – моделирование и развитие человека через предметный мир.

В теории дизайна основное философское понятие – форма, композиция, прекрасное, красота (эстетические понятия философии).

Дизайн является творческой деятельностью. Творчество – создание социально значимого нового. Дизайнеры воздействуют на человека, вовлекают его в творческий процесс.

Анализ деятельности. Деятельность по законам художественного мира – по законам предметного мира.

Особенность дизайна – в воздействии на мир человека, дизайн воздействует постоянно. Покупая красивую вещь, человек покупает статус, какое-то ощущение, социальную значимость.




1. Тема- Анализ линейной электрической цепи постоянного тока с помощью основных методов теории цепей Назнач
2. учение наука о политике
3. Блага глобализации всем а не избранным
4. Форс-мажорные обстоятельства- никто от них не застрахован
5. Характеристика кінетотерапії
6. Тема 3. Грошовий оборот і грошова маса
7. Радиоэлектронные системы защиты объектов и информации для студентов дневной формы обучения направл
8. з курсу Соціологія масових комунікацій для студентів ІІІ курсу факультету іноземної філології на 18
9. Сучасний стан та тенденції розвитку українських екологічних організацій
10. Методы оценки кредитоспособности заемщика на примере АК Сбербанка России
11. Коэффициенты ряда вычисляются по формуле- 2где произвольный контур принадлежащий кольцу и охватыва
12. который особенно внимательно прочел и прокомментировал книгу на трех различных этапах ее подготовки намног
13. Тема дисципліни- Технологія створення редагування та форматування електронних таблиць і діаграм у середо
14. Секретная семерка устраивает фейерверк Секретная семерка ~ 11 Аннотация Маленькая сестр
15. Види первісного народного лікування Виникають перші уявлення про причини хвороб
16. ДОКЛАД ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСМИССИИ АТП В эпоху современного технологического прогр
17. Метрология расчет типовых соединений
18. Таблица интегралов ~ независимая переменная или любая дифференцируемая функция ~ произвольная постоя
19. Реферат- Державне управління у сфері регулювання відносин, що виникають у звязку із надзвичайними екологічними ситуаціями
20. Графическое решение уравнений