Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ль ИСмирнов писал что в истории литры сущют первичные стили реализм и втричные романтизм

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.11.2024

8.Типология героя в романах И.С.Тургенева. Категории любви, жизни и смерти, счастья и долга, времени и вечности в построении романной сист персон.

Совр исслед-ль И.Смирнов писал, что в истории лит-ры сущ-ют  первичные стили (реализм) и втричные (романтизм). Первичные стили – предполагал, что позиция художника требует уподобить текст жизни. Художник должен, отказавшись от собственного я, стать посредником – чужое воспр как свое. Счит, что единств такой писатель  Тургенев. Для романтизма – сама реальность подчинена законам текста. Тургенев открыл в лит-ре: 1.по новому определил понятия «социальность» и «типология» - единство внешнего и внутреннего – особый базаровский тип.2. «сквозная тема» - внутренний конфликт человека с внешн миром – экзистенциальный – внутр бытие во внешн мире. Тург сам не верил в возм-ть счастья, для него основой трагического существования чел-ка в мире – герой, вокруг которого происходит уплотнение ценностей – герои высшего порядка. Обладают напряженным внутр сознанием, кот оказ воплощенным в сюжете и движет им. Конфликт – невозможность чел оказаться сопряженным с др.Н-р, Ася оказалась близко к герою – пугается близости. Дело не в том, что герои Т много размышл, дело в др. – Т пытается осмыслить границу внутреннего бытия человека. Человек, прикоснувшись к самому себе, ощущает эту неизбежность – природа бытия, сила сверхличная, запрограмированность прир в чел. Загадка – внутр встреча со своей природой – герой обнаруж, что есть нечто противостоящее этой природе. Н-р, Одинцова готова со временем полюбить др но не Базарова. Столкнувшись с ней, его природа оказалась раздавленной. Усугубляет – герои и сам автор атеисты, вера в бога затмевалась языческим ужасом перед смертью. Красота – временное обретение иллюзии перед смертью. Базаров обладает волей и энергией, но Т постигает ограниченность чел воли. Н-р, Базаров и Инсанов (на кануне) сближает не любовь к женщине, не свобода – сила внутр сопротивления усиливает давление судьбы. Участие в соц жизни не м стать смыслом жизни. Подвергнуты сомнению основы бытия чел-ка. Тург героини – особая типологич общность, тург девушка – героическая версия мужского характера. Сверхличная заданность – часть личной данности. Неважно как складывается судьба в соц плане, у жен хар-ра есть внутренний посыл саморегуляции. Турген набросок героического хар-ра, в кот нет личной заинтересованности. Н-р, Ел Стахова – смысл обрела вместе с любовью. Хаар-ры цельные, облад смыслом внутренним, ч/з кот внешн просвечивается. Сюжетное соединение с женщиной оказыв невозможным Н-р, Одинцова с кем-то доживет до любви но не с Базар, Лиза Калитина – важен собств внутр выбор, кот не учитывает герой. Герой ищет во вне – в победе над смертью и судьбой. Женск персонажи – жизнь, но не избавление от страха смерти. Эволюция русского мыслящего чел-ка – в рамках тв-ва Тург переходит в экзистенц план. Герою нет необходимости утверждать власть над

2.Поэтика сентим пов в тв-ве Карамзина «Бедная Лиза». Рассм в европ контексте, предромант направл, пробл подражания, представление о вкусе. Кар ратует за естеств вкус, связь с интуицией. Представл о возвышенном, единство красоты и добра – красиво то что несет добро. К несет только нравств наставление, иск-во образа автора. Надо быть самим добродетелем, чтобы нести добро людям, высокие треб к автору. Чувствит повесть – задача раскрыть чувства героя, составляющую души героя, также возбудить сочувствие, сострадание у чит – опред-й дидактизм. Сент в отл от класс обращ не к разуму, а к чувству. Образованный книжный читатель, важно – герой воспитыв на книгах. Чувств пов внушает чит  - счастье не во внешн блеске, а в разнообразии сердечных чувствований. К поставил в центре вним-я чел-ка во всей неповторимой духовной жизни и его психол пережив. Сент утвердили ценность чел личности внеположения, н-р, Лиза+герой, тк у нее прекрасная душа. Чел-к понимается абстрактно вне соц, врем-х признаков (речь Лизы). Идеал созданный автором. Сюжет чувств пов – рассказ о любви героини счастл/несчастл. Любовн сюж создает повод – провоцирует авт выразить полнее ч-ва и волнения. Держ ч-во статично, у сент колеблется (вся др лит не знает тему любви Повесть о Петре и Февронии). Герои ч.п. облад набором положит качеств в самой высокой степени, любой сюж созд традиц образцы. «Бедн Лиза» - сюжет освобожд от однолинейности, кот б в лит класс-ма. Сюж кольцевой – начин с грустн пейзажа и истор несчастн любви заканчив грустн тоном. Исповедальное начало – авт слышит из уст Эраста. Утвердила лит настроений, БЛ открыла дорогу романтизму. К внес живую жизнь – попыт показать реальн жизнь и реальн обст-ва (событ разворв деревне на фоне прир открытие Э самого себя). Пейзаж выст как действующее лицо (встреч в роще, на дубе увидел свое выцарапанное имя – ч-ва переж Э). Идиллический пейзаж (историки спорят)(Л если могла полюбить крестьянина, то встречала бы..) В эту идилич картину К приносит меланхолию. – Меланхолич пейзаж. К сумел отойти от схематиности в обрисовке героев – сделал их живыми (Л – добра, откровенна).Добродет героиня символична – абстракт героня – (абстраг тенденция в лит возвышает героя) Л 1я гер кот отдалась страсти, забыв о традиц, голоса рассудка – статич образ. Сила переж, глубина страдания созд для поражения чит-ля. Эр – динамичный, выставлен как чел своего времени, поколения, образов чел, живое воображ-е кот понадобится в нестанд сит. Поражает новизна – вдохновляет. Нов порожд ч-ва Эр имеет негативн черты, многогранен (влюблен-разочарован – страдающий) м/ этими сост-ми трагич судьба Л. Крест-я любовь – л матери к отцу – преданная простая земная – для К идеал. К стремится правдоподобной реалистичности – старался говорить о подлинной действит-ти. Автор явл ведущим повести, присут в каждой сцене, выраж свое отнош по пов кажд поступка (ч-ва любви Л достигли апогея – хочу бросить перо). 3действующих героя – Л,Э,автор. Авт выслушив, рассказыв, сам начинает и заканчив повествов-е.

миром, н-р, Базаров так подчинен, Инсанов – внутр истина. Трагич модальность, наряду с элегической, сост мир Тург, д б личностными. Ужас турген героев не м б заглушен ничем, ни внешн, ни близостью к народу 9новь). В худ мире Тург РЛ впервые обрела трагич концепцию мира и бытия в нем чел-ка.

Категория людей «прежнего времени» - от кот совр чек уже отрезан, н-р, Марфа Тимофеевна, Пестова, Анна Власьевна Базарова, старый слуга Лаврецкого Антон и бывший дядька Баз Тимофеич – несуетность и своеобр ч-во собств достоинства, самооц неразрывно связ с их соц положением, никогда не забыв что дворяне/крестьяне – нет соц полож, кот были бы для них унизит, потерю своих прав они воспринимают как наказание, ориент на обществ иерархии как обычаи.2. «новейшее поколение».

4.Техника «потока сознания» в зарубежной прозе 1й пол 19в- это техника, кот впервые стала употр в ранних модерн романах. Их м встретить в совр лит-ре – Набоков, Саша Соколов, В.Ерофеев. Но в модерн романе из ситуативного приема превращ в реальные стратегии. Цель – воспроизвести работу сознания в максимально адекватное. Когда герои думают, то оформл грамматически правильным текстом, как-будто внутри себя герои произносят текст. Д.Джойс ввел термин. Он стремился к эффекту внутр речи. Пруст пытается воспроизвести течение потока непрерывного движения. Использует синтаксич технику, расширяя предл вводн конструкциями. Избегает членение текста (абзацы редакторы добавили). Отл от модерн – сохр грам-ку и пунктуацию.

10.Пространство и время в худ мире Ф.М.Достоевского на примере романов. Особый статус героя – инвариантный человеческий тип – мыслящий, гордый, расколотый, находящийся в точке бытия, когда сознание переживает кризис. Герой мучается решением противоположных вопросов (идеал мадонны или красота садонская, тварь дрожащая или право имею). Герой обладает внутренней силой  и готовностью принести себя жертвой идее. Абсолют – поиск Бога, относительное – поиск самого себя. Герои, чье сознание расколото, восстанавливают миропорядок (как в мифе). Внутреннее «я» - сфера, пространство, через кот проходит линия восстановления пр-ва. Возможность обратить человека к Богу, но не насильственно. Герой проходит символическое возвращение/невозвращ-е. Герой, кот ищет сам себя, должен найти нечто наход-ее за пределами собственного «я» - абсолютные ценности. Типологически герой всегда оказывается вписан в определенный простр-врем континуум. Созерцанию читателя доступен герой, чье видение определяет статус временных и простр координат. Время и простр втягивают в пр-во Раскольникова, Мышкина, Алешу Карамзина. Н-р, Раскольников – мучавшая его мысль на закате усугубляется, Лужин – человек, лишенный выхода из своей ограниченности. Странность героя – поглощение своей идеей, мыслью – срастаясь с плотью, станов героиней романа. Важно как осущ связь человека с миром. Н-р, Сознание Раск не выдержит бремени греха – это дело. Возвращаясь домой, проходит через Сенную площадь, слышит разговор (приглашение Лизы к 7часам), упоминание о времени меняет Раск, ускоряет процесс. Узнав о Соне, Раск все больше поним свою избранность – свою мысль пытается воплотить, этот эксперимент не имеет практического смысла, метафизический смысл – Раск сам с собою, своим собственным претворением открывает путь для человека, обретает надежду. Роман о той цене, которую платят за свое преображение. Раск оказ несвободным на свободе, на каторге – перспектива свободы. Карасев: символический план оказывается метасюжетным – сюжет смерти и рождения. Раск надо было умереть, чтобы родиться. Чист белье, заклады – символич переждив чьего-то рождения. То что мыслит как дело – поворот к жизни. Герой не просто избавляется от кошмара, переносит нечто соотносимое с Христ страстями. Унизившаяся, по его мнению, Соня ближе к подлинному осознанию своего «я», чем он. Она единств, кто приносит себя в жертву, а не др. Раск на каторге повторяет жест, когда он целует ногу Сони – я не тебе поклоняюсь, а всему человечеству; на каторге – наоборот, пал к ее ногам, чтобы не была открыта. Смысл м б открыт, если опираться на живые действия.

  •  Религиозный идеал – образ Христа – концепция времени и пр-ва.
  •  Падение – возрождение – воскресение.

2т.зр.  – 1.время стремительное, лихорадочное, «на коротком приводе» (динамичное), вр отпадения от идеала, лишенное выбора. Это вр

20. русский роман 20-50х.Револ перевернула представл о основе чел жизни, судьбе чел-ка.  Классич лит-ра антропоцентрична – интерес к роману, поддерж интерес к судьбе чел-ка. Револ-я подменяет чел чел-м массовым, сила связ с мировым процессом. Главн героем в 20х становится пролетарий и коммунизм, чел-к выраж классовое и партийное. Приводит к необход-ти разраб нов подходов к изображению такого чел-ка. Одно из существ основ 20х – кризис и мутация, кот роизошла с классич литрой. Субъектом истории и к-ры станов массовый чел-к, кот безграмотен, носитель минимального читательского опыта. С одной стор – герой эпохи, с др – потребитель литры. Классовая прослойка кот имеет прирощение и к соц процессу. Жанровые пробл – устранены все конвенции старого мира, револ проблематич – обнаруж что у нового чит временя на чтение ограничено. Литрой до револ занимались от праздности – нужно делать новую литру. Создание жанра рассказа. Приоритет отдается малым формам – интерес к рассказам – Конармия роман из расск. Эксперименты со стабильными формами Главн враги сов лит 20х 1.психологизм. Соврем лит разрабат концепцию нового психологизма. Фрейд объяснил законы развития личности, с др стор у нашего академика Павлова – помогают понять чел по новому – социализация и биологизация чел – чел не индивид а класс + животное, уподобл, живет по животн законам. Развитие техники сказа – противореч, ткхника устн письм речи. Потребность в текстах чит-ля, кот никогда не читал Толстого, но имеет опыт погружения в яз стихию. Челк не мог выстроить продолжит правильн речь. Литра испытывает вину что она письменная – значит надо писать как говорим. Новелла 20х остросюжетна и одноэпизодна –единична, но видна револ пропогаеда. Учителями сов писат 20х оказыв пис зарубежные. Учатся у Дюма, Мопассана, лишь бы не у Толст и Дост, тк это дворянское и психол-е, а у заруб важна занимательность и остросюжетность. Бурно развив романы – диалог писателя с характерными утопиями (Платонов, Замятин) образы построение нового мира в пр-ве романа.Олеша – присутствие психоанализа, кот распр на метауровень.

  •  неблагополучное, кризисное, кидающее героев в трагедийную, фарсовую ситуацию. 2. вр уплотняется и растягивается (статичное), начинает двигаться, когда герои сливаются с мирозданием, постигают истину и красоту, «выключается» из сиюминутности существования (перед припадком кн Мышкина)
  •  Пространство – 1.герои живут в гробах, проходных комнатах, коморках, похожих на чуланы,
  •  снимают углы в кухонках или занимают чердаки. Во временных жидищах, у чужих людей. Скитальцы, безидеальное существование, опустошенное пр-во, располагает к греху.2.приближаются к идеалу в предельно открытом пространстве, распахнутом в мир. Идеал пр-во пронизывают солнечные лучи.

Фактически герои Дост живут только в кризисном пр-ве. Идеальное время способно преображать пр-во. Сон «смешного чел-ка», вырванный из объективного врем действит жизни, образует вр утопического «золотого века» в пр-ве ласкового, лазурного моря и пышных фруктовых деревьев.

Петербург в “Петербургском тексте” оказывается городом-мифом, а не “обычным” пространством; кроме того, он — своеобразное зеркало, в котором Россия ищет себя, собственное отражение, и себя стремится постичь

3. Ода – в переводе на русс яз  с греч. «песнь», связана с античн традицией, прошла через западные традиции, русск ода – соединение, традиция ораторская средневековая – искусство церковного искусств красноречия (проповедь). Традиц основы похвалы, жития, но нельзя сказ что перешло – наблюд главн интенции. Русск ода воспитана на трад-х жития, похвалы. Классиф. Од: 1.философская (духовная) – стихи Кантемира, Державин.2. торжественная – заимств из средневекового пендаря (пендарическая) Ломоносов. 3. нравоучительная (гороцианская). 4.любовная (анакреотическая).

Ода в Рл жанр высокой торжественной поэзии – торжество общественных интересов над личными.

Ода не посвящ рядовому событию, а общественному, главн герой – гос лицо (в др/рус в летописи – князь, житие – святой).

Обращение к оде – не каждый мог обратиться – мерило гражданственности поэта, только гражданин с большой буквы мог взяться за о, поэт не говорит, а вещает правду и суд Промысла (дар божий). Поэт-одописец носитель общественного сознания – выразитель мыслей и чувств эпохи – носитель взгляда, возвыш ч-в. Гражд лирика класс-ма сохраняла хвалебную традицию произвед. (ораторской речи). О – ораторская речь в стихах. Орат речь должна донести мысли и у чит народа д вызвать эмоции, высокие ч-ва.

По своему настроение создает парение – композ прием. Определ т.зр. – птичьего полета, видение всей русской земли.

Требует строгой формы. Обязат Эл-ты: 1.похвала опред лицу/событию. 2.нравоучительные рассуждения.3.хар-ны предсказания. 4.мифологические/исторические персонажи. 5.обращение к природе, к музам, помогают автору выразить личные патриотич, возвыш ч-ва.6.обладала степенью доказательности, рационализм аместе с эмоц определяют поэтику.

Классич о делится на 3ч.:1.приступ – введение в тему.2.рассуждения.3.заключение. Сильная позиция начала и конца текста. Рассуждения – лирическая беспорядочность – в центр части строится на импровизац начале – просчитано, поэт предлагает как импровизацию, что придает стиху возвыш-ть, легкое начало. Высказ свою радость и благодарность, н-р, Елизавета подарила устав Акад наук, Лом пришел в восторг от этого подарка. В о есть нарратив – сюжет прагматич-й, Держ события провоцируют на высказ писателя, но самого события нет. Главн душевное волнение автора, “счастье”. Екатерина II переписывалась с философами, рассуждала о естественных правах человека, покровительствовала поэтам, художникам,

Лом «страсть возбуждается». Главн не события, ни лицо к кот обращ, гл – личность поэта с его обращениям к вопросам современности, окраш ч-вом гражд долга. О ср-во формир обществ мнения, ср-во воспитания.

Внешне о строилась как монолог героя мб сам поэт – лир герой, аллегорич фигура. Монолог выр не индивид-ть, а общее отношение к объекту воспевания. Коллект оценка события.

Лом – поэт одописец, видел свое назначение – служение державе своим словом. Стилистика Лом о – хар-на метафорика,

метонимия, олицетворение, уподобление.Обращ к живым существам, счастл наукам. Держ – метафора замен на сравнение  - заземленное, образное, живое сравнение. Если Лом хочет парить, возвыситься выше, Д гов о детали, стремление концентрировать оду снижает ее до бытописания. О Д – новая о. У Д поэзия становится проявлением индивид-ти. – индивид начало. Д смешивает жанры и стили, разрывает с Лом одой, отказывается от «небылиц» и украшения – мифол образы населенные Л Д-у скучны. Д нужна натура – истина – он пытается познать истину ч/з ч-ва. Появл жадность до красок – земные  - идет по земле и видит красоту, н-р, кристальны горы Л – наполнен кристаллами, у Д крист воды – чистые. Лом провозглашает, декларирует, Д выражает. Особый путь Держ оды – отказ от парения, вымысла, украшений, от слов кот только слышны, от одич-го восторжения, от пафосности. – изображ испытанного ч-ва ч/з чел-ка.Новаторством Д стало введение народной стихии. – анакреотич оду строит на русс мифологии – романтич тенденция. Непосредственное изображение мира, каким он видит м/у собой и миром большая дистанция, но важно изображ-е. Нет психологизма, связывает с природой чувств ч/з природу, пейзаж. На 1место вых подчинение слову, чувство через слово – богато, точно. Но особен ч-ва – его статичность, ч-ва не знает развития, разные стадии не восприним. Сходство Л и Д в форме  - 10тистиш, но у Д 1я строфа раздробл 5+5, 5я 6+4. «Фелица» - обратил «я» на самого себя, дал портрет своей эпохе, сатирич нравоучит ода – расширил диапозон русск оды.

“Фелица”. в оде он восторженно и темпераментно говорил именно об идеале. Богоподобная и скромная, трудолюбивая и человеколюбивая, мудрая и снисходительная, она достойна почти религиозного поклонения. Само имя Фелица произведено от латинского слова felicitas —

педагогам, артистам, музыкантам — и закрепощала украинских и белорусских крестьян, раздавала тысячи и десятки тысяч душ своим фаворитам; говорила об исправлении нравов — и насаждала циничный, неприкрытый разврат. В “Фелице” представлен идеализированный облик монархини, вобравший и гиперболизировавший все достоинства действительно незаурядной женщины. 

Добродетели Фелицы оттенены картинами распущенных нравов ее приближенных. Державин оду соединял ее с сатирой. Насмешки над обжорством, непомерной роскошью, грубостью нравов, развратным образом жизни — таков материал, внесенный поэтом в “Фелицу”, материал, никак не подобающий оде. Самые изысканные наслаждения в описании времяпрепровождения вельможи соединяются с самыми низменными. Гротеск доведен до того, что вельможа сообщает о себе и своей жене: То в свайку с нею веселюся, То ею в голове ищуся <...> Таким образом, Державин стал дерзко разрушать междужанровые перегородки. Поскольку жанры были неразрывно связаны со стилями, высокий слог его од переплетался со словами и выражениями среднего и даже низкого стиля. Не

выдерживался ритм, заданный четырехстопному ямбу Ломоносовым: у  Ломоносова почти каждый стих выделялся ударением на первой стопе, Державин часто от этого правила отступает. Из-за ослабления ударности первой стопы четырехстопного ямба, из-за снижения лексики, из-за изменений в синтаксисе (например, появляется значительное количество синтаксических переносов) державинская ода отходит от ораторской интонации, изначально присущей жанру. Интонационный строй осложняется разговорными оборотами. Разрушение эстетики классицизма идет по всем направлениям. Державин отказывается от точной рифмы и соединяет “клОХчут — хоХочут”, “согласье — сча-сТье”, “царЕВна — несравнЕНна”. 

   Даже проблему соотношения поэзии и власти Державин решает по-новому, очеловечивает ее.  Снисходишь ты на лирный лад; Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом вкусный лимонад.   На первый взгляд может показаться, что неожиданное сравнение поэзии с лимонадом ее страшно принижает. В действительности это был важный шаг на пути осознания того, что не государство, попирающее личность, а духовный мир частного человека — предмет поэзии.

2.Народно-смеховая к-ра – площадная, праздничная, разрушающая иерархии. После разрушения   - новое рождение, мир заново начинает существовать как мир иерархический. Хаар-на обрядовая природа, циклическое время, возобновляемое. В условиях города – чел-к, живя в офиц к-ре, настолько накапливает напряжение, что нужно чтобы все это разрядилось в праздненствах, время карнавальной свободы. Свобода – переворачивание в своей телесности, во временности своего существования на земле. Одним  из  обязательных   моментов народно-праздничного веселья было переодевание, то есть обновление одежд и своего социального образа. Смех предполагал преодоление страха. Не существует запретов и ограничений, созданных смехом. Народно-праздничный смех включает в себя момент победы не только над страхом перед потусторонними ужасами, перед священным, перед смертью, - но и над страхом перед всякой властью, перед земными царями, перед земным социальным верхом, перед всем, что угнетает и ограничивает. Площадное слово – двуликий Янус, переход от хвалы к брани нет границы. Брань – раскрывает истинное лицо бранимого, снимает убранство и маску – брань и побои развенчивают царя – новое рождение.

Боккаччо «Декамерон» - новелла 2дня  №5 о юноше Андреуччо. Андреуччо из Перуджии, прибыв в Неаполь для покупки лошадей, в одну ночь подвергается трем опасностям и избежав всех, возвращается домой владельцем рубина. (нужен пересказ). «Декамерон» - пародия на «Божественную комедию»Данте. 1.тема смерти и воскресения, ритуальное прикосновение к нечистотам (дерьмо). 2.колодец – речь об утробе матер-телесной жизни, связ с производит функцией (но и дерьмо связ с утробой). 3. гробница – А. не переходит в др стадию существования, он не приобретает никакого др знания. 4. Тема чумы противопост истории веселья юношей и девушек, в кот любовь победила смерть.

12.Функция худ. детали у Чехова

«Скрипка Ротшильда». Яков Иванов по прозвищу Бронза – персонаж саркастич, футлярный, поскольку погружен в «вещное» бытие. Вся его жизнь устремлена к смерти – он соображал, что от смерти одна только польза». Жена в жизни Бронзы была не больше чем предмет. Проф гробовщика позволяет автору донести ролевую узость кругозора своего героя до предела бесчеловечности. Неожиданная музыкальность Якова позволяет разглядеть внутреннее, личностное «я». Драматизм рождается в точке этого антагонизма между внешним и внутр в чел жизни, псевдоличным и личным аспектами бытия. Только через отношение к скрипке выявляется «избыток» сокровенного духовного, личностного, так и нереализов-гося к жене и «младенцу» и только ч/з отнош к скрипке рождается духовное завещание, рождение новой песни. «Мастерство» изготовления гробов и игра на скрипке сталкиваются автором и взаимоискл др др. Внешн аспект существования – железный аршин, которым он измерял покойников, внутр – самоактуализация личностного «я» в музыке. Сфера внутр бытия чужда готовности и определенности (заиграл, сам не зная что). Личность – это импровизация чел-го «я». Неутраченная способность к жизнетворческой импровизации в конечном счете избавляет героя от авторского сарказма, ввергая его в драматическое противоречие с самим собой.

«Архиерей». Перед нами словно 2чел-ка, соединивш-ся в одном – преосвещенный Петр и Павел – сын деревенского дьячка Павлушка. – несмыкаемость внешне-ролевого и внутренне-личного происходит извне, навязана др – никто не поговорил с ним искренне. Непреодолимое раболепие окруж-х перед саном властно формирует функцион-й хар-р героя, его неадекватное «я-для-других» - с просителями выходил из себя, но не рещался говорить плохо о людях в проповедях. Вопреки офиц-ти высокого сана, его искания в области веры не завершены, процесс духовного самоопределения актуален пока есть детская утремленность в будущее. Для самореализации чех личн-ть нуждается не во внешних самовыражениях, а в др личн, в чужом «ты», которому бы она могла открыться. Но «личная тайна» не м б реализов в безличной толпе других – начало расск с безличн толпы молящихся, и последнее богослуж Павла – людей не было видно. М/у одинокой личн и др стена – сквозь стену доносились голоса, за стеной похрапывал Сисой, за стеной неугомонная Катя, за ст простая мать. Мочание – та же стена разобщения, монастырская стена вырастает в грозный символ безлюдья, безличности жизни. Монастырь – невольное пристанище героя, поедает его личность – перед смертью мать его назыв личным именем. Момент невстречи, нереализованности внутр «я» во внешней данности его жизни заключается и в том, что после назначения нового архиерия о прежнем совсем забыли. Одним из ведущих лейтмотивов рассказа явл мотив радости, веселости, праздничности – мать глядела на него весело на служении, по полю он идет весело, сам герой узнав о приезде мамы рассмеялся, 4-ы автор говорит о нем рассмеялся, засмеялся. – мощный импульс

духовной самореализации личности. Светлый мотив радостного звона доминирует в воспомин героя о детстве. Общая радостная картина весеннего воскресения жизни распадается на внутр радость, воскрешающего в своей смерти «я», и внешн, продолж радости др. Сисой олицетвор безликую силу конформизма, кот мучает героя. Он натирает его водкой с уксусом – еванг мотив, Христу перед смертью давали пить уксус. Катя сост личностный центр рассказа – своей непосредственностью – объединяет арх и Катю непонимание смерти. У матери умирающего героя «было 9 душ детей и около сорока внуков», что актуализирует в ней не только просительницу за всех членов своего материнского рода, но и символическую фигуру носительницы живой памяти об усопших.Возраст пока еще принадлежащей детству Кати – 8 лет, а будучи сам ребенком, герой жил в восьми верстах от церкви с чудотворной иконой (мотив чуда).Внешне одинокое «я» оказывается внутри себя «соборном» средоточии др жизней. – драм конфликт, личность, внешне отъединенная и страдающая от одиночества, внутри себя несет межличностное единение людей.

9.Композиция романа Гончарова «Обломов» Соотнош образов Обл и Штольца. Роман неоднороден в композ отношении. 1ч романа внутренне связана с 4ч, те сопост-ми оказыв Обломовка и Выборгская сторона. 4ч романа соответствуют четырем временам года. Роман начин весной, 1 мая. Начало р выдержано немного в гоголевском духе: изобр «галерея типов», все эти герои приходят один за другим к О. У них в осн «говорящие» фамилии. У О на все, что он слышит от них, однотипная реакция: их стремления кажутся ему «суетой», они все — «несчастными». Затем описыв полож героя на момент повеств: взаимоотнош с Захаром, дается экспозиция, воссоздающая более ранние этапы жизни О, помогающая понять психол истоки его теперешнего состояния. «Сон О», опублик отдельно до заверш всего романа, обладает композиц самост-ю и законченностью мысли. Содерж сна можно отнести и к нему лично, и ко всей старой дворянской России, символом кот явл Обломовка.

История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композ вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Г замыкает композ романа в кольцо.

Заканчив 1ч появлением Ш— это появление производит впечатл завязки. Подобные композиц приемы вообще хар-ны для «О»: конец очередной части или начало следующей ознаменованы появлением какого-л персонажа, по видимости меняющим всю картину. Однако в действит-ти после этого ничего не меняется, развития действия не происходит. Такая композ, полная «ложных ходов», соотв-т содерж-ю романа: О пост говорит и думает о том, как начать новую жизнь, и даже делает попытки в этом направлении, но они ни к чему не приводят. Любовная коллизия «О — Ольга» вкл несколько важных моментов, кот можно лишь условно назвать кульминац: н-р, письмо О и последующее объяснение с Ольгой (конец второй части), за кот следует еще несколько встреч и объяснений. Это своего рода растянутая кульминация, кот трудно даже назвать кульминацией - жизнь героев проходит в ожидании перемен, они считают себя женихом и невестой, в то время как уже произошла встреча О с вдовой Пшеницыной и у него постепенно меняется настроение. Все еще думая, что хочет жениться на Ольге, О чувств, что инерция жизни побеждает, ему не хочется делать усилия, кот от него требует Ольга, да и тот образ жизни, кот представляется ей идеалом, совсем не то, о чем мечталось самому О («Все вспомнил, и тогдашний трепет счастья, руку Ольги, ее страстный поцелуй... и обмер: «Поблекло, отошло!» — раздалось внутри его»). Посещение О Ольгой в VII главе выглядит как своего рода кульминационное объяснение, когда О клянется в любви и в твердых намерениях быть вечно с Ольгой и начать новую жизнь («Пойдем отсюда! Вон! Вон! Я не могу ни минуты оставаться здесь; мне душно, гадко!.. Теперь я ожил, воскрес» и т. д.). Однако это лишь очередной «обманный ход»; сама Ольга уже не слишком верит в то, что этот разговор может оказаться переломным в их отношениях и действительно начнется новая жизнь.

Наконец, очередная встреча с Ольгой в конце 3ч(глава XI) неожиданно

оказыв развязкой их любовного конфликта: становится ясно, что они расстаются, но эта развязка как бы медленно подготовлена всем ходом обломовской жизни. Развязка эта, как и кульминация, выглядит рыхлой, растянутой. Обломов рассказывает Ольге о том, как «устроились» дела в имении (при помощи Тарантьева), и Ольга, все поняв, падает в обморок. Ее надежды на «новую жизнь» рушатся, и через полчаса ничего не подозревающий О, уже повеселевший и полный новых «маниловских» планов переустройства дел, выслушивает ее «приговор»: «Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер».

Начало 4ч выглядит как эпилог по отношению к завершившемуся на глазах чит-ля любовн сюжету: «Год прошел со времени болезни ИИ». Однако оказыв, что именно теперь наступает настоящее, поворотное изменение в жизни героя — сближение с вдовой Пшеницыной. Композ-но выглядит как новый сюжет, но начин он незаметно для самого героя. Две любовные истории перекрываются, накладываются одна на другую. Существенно, что любовная линия «О — Пшеницына» рисуется совсем иными средствами, чем линия «О — Ольга». Столь важные события в жизни героя, как союз с Агафьей Матвеевной, и даже рождение сына — не описываются так подробно и последовательно, как встречи и разговоры с Ольгой, — обо всех этих переменах читатель узнает уже постфактум. - можно проследить развитие этой истории как отдельного сюжета. Авторское описание жизни в доме Пшеницыной в IX главе четвертой части можно считать экспозицией. Получается, что после большого сюжета (где была юность, учеба, служба, петербургская жизнь, Ольга и все прочее) О теперь участвует в некоем новом, малом, сюжете, который единственно подходит для него. Именно это (в противоположность утопическим планам брака с Ольгой) становится началом его новой жизни, которая одновременно является продолжением жизни в Обломовке. Приезд Ш и последнее объяснение его с Обломовым кажется кульминационным событием в этом сюжете. После этой встречи становится понятно, что больше изменений и событий в жизни героя не последует, просто жизнь его идет к закату. В романе есть и побочные сюжетные линии: линия Ш, отношения его с Обломовым и любовная интрига Ш и Ольги (отдельно можно рассматривать также интригу с Тарантьевым и Мухояровым, которая не влияет на исход главных событий). В какой-то момент автор оставляет О и обращается к этим героям. Ольга и Ш, несомненно, занимают в системе персонажей место типов, призванных оттенить образ главного героя путем антитезы.

явно недостает внешних событий, особое значение приобретает художественная деталь. Сам Г называл себя «рисовальщиком». В романе много быта, большое количество интерьеров, портретов и других описаний, которые нередко преобладают над повествованием, задерживают ход событий. Композиция сюжета выглядит растянутой, нединамичной, осложнена и нагружена

параллельными сюжетными линиями,деталями. Образ немца Ш был первоначально задуман как цельный характер, противопоставленный О, и даже как образ положительного героя, с которого следовало бы брать пример - некая идеализация. Но к концу романа получается, что все же с ним не пришло спасение России. Возможно, нужен некий синтез обломовского и штольцевского начал, — сюжетный ход, имеющий символическое значение: Ш берет на воспитание сына Обломова, Андрея, названного в честь него.

Ш непременно нужно, чтобы О жил как он сам, как все, а О живёт по-своему и это право оберегает. Так, может быть, он более индивидуален, “личностен”, чем Ш? Конфликт О с этим миром неизбывен, мир не переменится в соответствии с идеалом И И. А сам он никогда не сможет и не согласится соответствовать этому миру.

Обломов — Штольц

Показывается активность Ш, присущая ему культура деятельности, культура разума. На его фоне вновь рельефно выступает патриархальная пассивность О, что в образе Ш видна авторская попытка воплотить идеал гармоничной личности: соединение русского духовного (материнского) начала и немецкого рационального деятельного (отцовского), поиск “равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа (он присущ и самому герою — Ш).

Обнаруживается ограниченность Ш, неясность самой сути его деятельности, её цели. Отмечается некоторое сходство Ш с другими “гостями”, его зависимость от суетности. О предстаёт как человек, который страстно ищет, хотя и не находит, норму жизни. Отмечается использование исповеди как способа раскрытия души героя.

Идеал оказывается не воплощённым ни в одном из до сих пор рассмотренных героев.

Мышление О по природе своей не аналитическое, а образное, поэтическое, поэтому мечта так явственно оживает в его разговоре со Ш, так легко рождаются у него ассоциации, сравнения, образные ходы. Основа штольцевского — рациональность, последовательность, система. Смысл сопоставления двух типов сознания, двух миров не получает окончательного прояснения и к концу романа. «Спор» как бы продолжается, хотя И И уже нет. в зоне ИИ оказываются и Захар, и Алексеев, и Агафья Матвеевна. А смысловое поле Ш становится «своим» для Ольги, после того как она приняла его жизненные установки. Насколько беспомощен О в своем планировании, настолько он свободен, раскован в своей мечте; В сущности ИИ хочет вернуться не в реальную Обломовку, а в Обл-ку своей мечты. Если О хочет «выпасть» из потока времени, чтобы не чувст-ть завис-ти от него, то Ш стремится «совпасть» с этим потоком, отдаться ему, двигаться со скоростью времени. Для Ш обл мечта — «скука» еще и потому, что жизнь О строится на основе цикличного «замкнутого» времени, а цель Ш — направленное и равномерное движение. Но и у Шт, как у ИИ, сохр ч-ва несвободы, зависимости от времени как от внешней и даже враждебной силы.




1. ВОЗЗРЕНИЯ МЕРКАНТИЛИСТО
2. Лабораторная работа ’9 Определение скорости звука в воздухе в зависимости от температуры
3. Методи і засоби забезпечення інформаційної безпеки
4. Безпека життєдіяльності та цивільний захист населення Біологічна дія іонізуючих випромінювань
5. 040106 ldquo;Екологія охорона навколишнього середовища та збалансоване природокористуванняrdquo; Антропченко
6. Пояснительная записка Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного с
7. Западносибирский район
8. Оценка влияния температурного режима на предельно допустимую высоту и максимально допустимую скорость пол
9. Контрольная работа- Особенности работы с таблицами Excel
10. Задание по Индивидуальному Проекту
11. принцепссенатус
12. Отбор проб кормов для химико-токсикологического исследования
13. Реферат- Гистология.html
14. Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека группы или коллект
15. Курсовая работа- Кільцева піч
16. АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ Поскольку оценочная деятельность чаще всего
17. Фізкультура і здоровий спосіб життя
18. НА ТЕМУ- ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СРЕДНЕЙ Выполнил студент Кириллов М
19. По теме- Создание приложения с использованием операторов разветвления Выполнил-
20. Орхидея