Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
49\60
ЙОГА
ПУТЬ ТАНТРЫ
Все права закреплены за
Ananda Marga Publication
ISBN 971-8623-06-x
Переведено на русский с английского в 1999 г.
переводчик
ЙОГА. ПУТЬ ТАНТРЫ. Барнаул ________ 2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Необходимость медитации
2 Тантра и Ананда Марга Йога
3 Социальное равновесие и интеграция личности
4 Йогические позы - асаны
5 Диета и здоровье
6 Медитация и мантра
7 Гуру
8 Уроки медитации
9 Кундалини, чакры и разум
10 Существование и эволюция
11 Жизнь, смерть и освобождение
12 Янтра
13 Я и общество
НЕОБХОДИМОСТЬ МЕДИТАЦИИ
Ослабление стресса и напряжения.
Современный мир полон умственного стресса и напряжения. Люди постоянно куда-то мчатся, никогда не находя достаточно времени, чтобы осуществить все то, что они задумали. Скорость и сверхактивность современного мира губительно сказывается на нашем чувствительном разуме и нервной системе.
Чтобы эффективно противостоять стрессу и напряжению, вызванным жизнью в обществе, которое требует от человека все больше, люди должны научиться глубже понимать и контролировать человеческий разум. Разум - это вместилище всех наших мыслей и чувств, это часть человека, наиболее подверженная влиянию внешних условий. Научившись регулировать способ нашего взаимодействия с окружением, мы сможем свести к минимуму нежелательные побочные эффекты, которые могут вытекать из этого взаимодействия.
Жажда бесконечности.
Похоже, что все религии мира сосредоточены на раскрытии истины, на постижении Высшей Сущности, на достижении вечной жизни или нескончаемого счастья. Все они говорят о более высокой форме существования, хотя и называют ее по-разному: небом, раем, спасением, блаженством, сатори, нирваной, освобождением и т.п. Все религии произошли от желания человека выйти за пределы физического и ментального существования в сферу, которую мы называем духовностью. Это духовное стремление является фундаментальной характеристикой человека. Как сказал один духовный искатель: “ Жажда бесконечности есть в каждом живом существе ”.
В настоящее время многие запутались в том, что такое на самом деле духовность и многих постигло разочарование. Многие люди, особенно молодое поколение, утратили веру в ортодоксальные религиозные традиции, поскольку они не оправдали их надежд. Стали возникать вопросы: «Действительно ли религии представляют собой то, чему учили их основатели? Не забыто ли что? Не стали ли духовные практики пустыми ритуалами? Не превратилась ли вера в суеверие? И не стала ли реализация догмой?»
На руинах устаревших религий возникли новые волны религиозного и духовного возрождения, провозглашающие сутью своей миссии переживание и постижение Высшей Сущности. Среди этих возродившихся духовных движений, благодаря своему научному и практическому подходу, все большее и большее внимание людей Запада привлекает наука йоги и медитации, возникшая на Востоке.
В век развития науки и технологии современные молодые люди не желают принимать теорию или веру, если последние далеки от текущих научных открытий и не базируется на рациональности. Йога делает упор на практическом аспекте духовного пути. Ей не нужен внешний блеск, ритуальные движения, принятие каких-либо священных писаний. Напротив, человек может принадлежать любой вере (или вообще не принадлежать никакой), и все же заниматься йогой и медитацией. Между йогой и религиозной верой не должно быть противоречия. Регулярная практика медитации помогает человеку прийти к более ясному пониманию своей веры (или неверия), так как умственный горизонт постепенно расширяется, и человек приближается к трансцендентальному состоянию реализации.
Революция в сознании.
В нашем обычном состоянии неведения, живя только на низших планах существования, мы отождествляем себя с телом и неглубокими слоями своего разума. Мы чувствуем, что мы отличаемся и отделены от мира и себе подобных; и воздвигаем социальные барьеры, чтобы провести демаркационную линию нашего чувства психической отдельности - это стены веры, касты, пола, расы или национальности. Мы создаем вокруг себя узкий круг людей в соответствии с ограничивающими философиями, верованиями и предрассудками, которые нам близки. Например, мы можем сказать другому: "Убирайся! Ты не из нашей церкви". Это ложное чувство приверженности ограничивающим предрассудкам было причиной бесконечным конфликтам в истории Земли. На сознательном уровне люди отличаются и отделены друг от друга, но на уровне сверхсознательного разума и бесконечной “Души”, все едины.
Тот, кому удалось возвысить свой разум над нижними слоями существования, преодолевает все психические и социальные барьеры и обретает универсальное видение. Осознавая, что все являются частью Вселенского Разума и всего лишь волнами в этом океане Бесконечного Сознания, эти возвышенные существа рассматривают каждую сущность, как выражение Всевышнего. Они чувствуют, как из них льется нескончаемый поток любви и течет ко всем без исключения. Они воспринимают вселенную, как часть самих себя.
В настоящее время необходимо создать новое, здоровое человеческое общество, которое будет обеспечивать не только физические нужды людей, но и способствовать также психическому и духовному развитию. Им должны будут руководить те, кто развил универсальное видение, те, у кого каждая мысль направлена на всеобщее благополучие. Миру так необходимо утешающие прикосновение их любви.
По этой причине нам совершенно необходим практический процесс, посредством которого мы могли бы возвысить себя до высочайшего уровня существования и постичь наше единство. Только тогда мы сможем разрушить все барьеры, вставшие между людьми стенами ненависти. Этот психо-духовный процесс станет краеугольным камнем в создании универсалистского общества, в котором люди будут жить в истинной гармонии друг с другом. Бесполезно пытаться реформировать наши политические, экономические и социальные системы, если не проводить реформы сознания; постоянное усилие, направленное на то, чтобы возвысить свой разум посредством медитации, является необходимым предварительным условием для изменения общества. Первая революция - это революция в сознании.
ТАНТРА И АНАНДА МАРГА ЙОГА.
Для того, чтобы понять, как медитация стала такой, какой она является сегодня, необходимо сделать небольшой экскурс в историю.
Медитация - это техника, развивавшаяся в течение многих тысячелетий, и первейший известный источник ее происхождения - практики "Тантры". Тантра была впервые введена в Индии около 7000 лет назад великим йогином Садашивой. Она была разработана для того, чтобы стать всесторонней наукой жизни, включающей в себя все аспекты личностного и общественного развития. Само слово "Тантра" значит: "то, что освобождает от грубости (невежества)", поэтому ее практики основывались на систематичном и научном методе вывода человека из состояния невежества и достижения состояния духовного просветления. Ее практики состояли не только из медитации и йоги, но распространялись также на сферы искусства, музыки, литературы, медицины, танца, поведения в обществе; в общем, это был "всесторонний" подход к жизни.
С течением лет у Тантры возникло много ветвей и направлений. Упрощенная схема этого показана в таблице. Из этой таблицы мы можем увидеть, насколько разнообразной стала Тантра, и отследить связь почти каждого существующего сегодня вида "Йоги" с его происхождением в учении Садашивы.
Разделение Тантры на различные специализированные сферы привело к тому, что она утратила свою эффективность и гармоничность, как цельная всесторонняя философия жизни. Это напоминает историю о пяти слепцах, которых царь попросил описать слона. Первый слепец, пощупав хвост, сказал, что слон - это длинное, тонкое, круглое животное. Второй, потрогав уши, описал слона широким, мягким, изогнутым животным. Каждый по очереди описывал слона - и каждый по-своему. Хотя все они были правы, описывая определенную часть тела, они потеряли образ слона, полную картину. То же произошло с Тантрой. Ее различные школы могут концентрироваться на определенном аспекте, но целостность мировоззрения утрачена.
Тантра - это наука, независящая от времени, и ее ценность для современного мира ни чуть не меньше той, которой она обладала в прошлом. Современные ученые, работающие в области естественных наук, медицины и психологии, только начинают понимать и подтверждать учение, изложенное в Тантре. Ее анализ человеческого разума открыл совершенно новую страницу в психологии. Многие врачи и специалисты в области здоровья осознали, что йоговские практики и позы, содержащиеся в Тантре, далеко превосходят уровень "ортодоксальной" медицины. Для современного мира со всеми его сложностями и неразберихой Тантра является научным ответом на проблемы, стоящие перед человечеством. Более того, она учит человека объективно смотреть на все в жизни и жить позитивно, делать всегда то, что способствует эволюции и продвижению к Высшему. Она дает указания, позволяющие отличить путь, ведущий человечество вверх от пути к хаосу, темноте и невежеству. Тантра это наука для всех людей во всех уголках мира, имеющая применение в повседневной жизни.
Около 100 лет до н.э. Патанджали разделил Тантру на восемь частей и назвал ее Аштанга Йога. "Аштанга" значит "восьмичленный", а "йога" значит единение. Единение индивидуальной тождественности, индивидуального сознания с Космическим Сознанием, с Душой. Эта система йоги представляет собой основу Ананда Марга Йоги.
Ниже кратко представлены эти восемь аспектов.
1&2. Правила общественного равновесия и личностной интеграции. (Яма и Нияма).
Без принципов нравственного поведения, как внутреннее, так и внешнее равновесие, которые составляют основу духовных усилий, могут быть всего лишь иллюзией. Дух следования Яме и Нияме пронизывает всю жизнь йога, потому что, если духовный искатель не следует этим принципам, он может причинить вред себе и другим.
3. Позы для гармонизации и очищения тела. (Асаны)
Духовный рост может быть внутренней, психической трансформацией, но параллельно ему должны производиться очищение и настройка тела. Крепкое здоровье, эмоциональное равновесие и умственная сила, полученные при помощи регулярной практики йогических поз (асан), являются незаменимым вспомогательным средством для медитации.
4. Контроль над жизненной энергией. (Пранаяма)
Жизнь это энергия внутри тела (Прана); эта энергия, или сила поддерживает функции тела, заставляя вибрировать клетки, нервы, органы и т.п. Эта вибрация создается благодаря постоянной пульсации праны (жизненной силы). Исходя из того, что прана заставляет вибрировать все клетки, включая самые тонкие клетки мозга, йог, если он желает направить свой ум в наиболее тонкие сферы интуиции, должен будет добиться совершенного покоя в своем теле посредством достижения контроля над пульсацией праны. Способность концентрироваться зависит от способности уменьшать уровень прановой пульсации. Например, во время тяжелых физических упражнений пульсация праны ускоряется, так как дыхание становится более интенсивным; возбуждение праны влечет за собой такое же возбуждение в разуме, делая концентрацию исключительно трудной. Если вы зададите трудный вопрос человеку, который только что бежал, он ответит: "Подождите, дайте мне перевести дыхание".
Дыхание сравнивают с маховиком прановой "машины" - замедление дыхания означает снижение прановой частоты и, следовательно, возможность концентрироваться. Чтобы постичь бесконечную, и не имеющую формы Душу, требуется полная концентрация; а для этого необходима полная остановка пульсации праны. Таким образом, йоги практикуют техники пранаямы ("яма" означает контроль) для того, чтобы контролировать поток праны. Из-за того, что эта техника связана с процессом систематического дыхания, слово пранаяма иногда переводится как "контроль над дыханием". В действительности, пранаяма это в основном внутренний психический процесс, физическая ее часть - вторична, поэтому термин "контроль над дыханием" является неправильным и вводящим в заблуждение. Играть со своим дыханием, пытаясь «словить кайф», или практиковать любую технику пранаямы без компетентного духовного руководства и достаточной умственной подготовки - опасно, и безрассудно. Когда духовный искатель будет достаточно готов(но не раньше), квалифицированный учитель обучит его пранаяме.
5. Отвлечение разума. (Пратьяхара).
Взаимодействие с внешним миром переполняет разум человека множеством отвлекающих вещей. Чтобы сосредоточиться на своей Внутренней Сути, разуму необходимо освободиться от всех раздражителей с помощью процесса отрешения. Этот процесс, пратьяхара, включает в себя отвлечение разума от чувственных раздражителей, от осознания тела и от непрерывного потока мыслей. Разум движется внутрь от "множества" к "единству". Учитель (ачарья) обучает начинающего медитировать процессу пратьяхары, давая ему вводную технику (инициацию), и затем постепенно даются более продвинутые техники.
6. Внутренняя концентрация разума (Дхарана).
Дополнением к освобождению ума от раздражителей является наполнение его влечением, притяжением к внутренней Сути. Для этого необходима внутренняя сосредоточенность, которая в йоге называется "дхарана". Медитирующий стремится сфокусировать свой разум в одной внутренней точке и сохранять такую внутреннюю концентрацию, которая не допускает ни отвлечения внимания, ни беспокойства. Пуская стрелу своего ума из лука медитации, вы прицеливаетесь в мишень “Внутренней Сути” с помощью дхараны. Эта Вечная Сущность живет в самом ядре вашего существования, и это ядро соответствует особой точке внутри системы "разум - тело". Но эта ядерная точка, этот центр "Души" не является одинаковым для всех людей; особый психический центр (чакра), подходящий для вашей дхараны, может отличаться от центра, подходящего для дхараны другого человека. Здесь необходимы индивидуальные консультации интуитивно подготовленного учителя (ачарьи). Ачарья может объяснить вам, как и где концентрироваться. Дхарана преподается на специальных продвинутых уроках. (См. главу о техниках медитации Ананда Марги).
7. Медитативный поток разума (Дхъяна).
Честно говоря, медитация случается тогда, когда духовный искатель удерживает свой разум непрерывно сфокусированным на внутреннем Высшем “Я”, когда в потоке его концентрации нет никаких нарушений. Эта дхъяна (созерцание или истинная медитация) является глубоким внутренним достижением и результатом огромных усилий в медитации. В дхъяне усилие становится незаметным, ум свободно и естественно течет внутрь. Это последний урок для каждого духовного искателя, поскольку за ним следует окончательное достижение (самадхи).
8. Остановка всяких проявлений разума в сознании (Самадхи).
Это последняя ступень Аштанга Йоги и в действительности она является не практикой, но скорее результатом. Когда человек достигает совершенства в дхъяне, разум больше не может сохранять свою индивидуальную тождественность, он сливается с Космическим Сознанием. Все чувства индивидуальности теряются в экстазе йоги (единения). Маленькая капля сливается с вечным морем Ананды, божественного блаженства.
СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ
И ЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.
"Садхана (духовная практика) с самого начала требует ментального равновесия. Этот вид ментальной гармонии также можно назвать нравственностью... Нравственность должна обеспечивать людей не только вдохновением двигаться по пути садханы, но также и способностью прогрессировать. Практическое применение нравственности зависит от усилия по поддержанию ментального равновесия в соответствии с изменениями времени, места и вовлеченных людей, по этой причине законы поведения могут различаться, но целью любой нравственности является достижение Высшего Блаженства, поэтому нельзя сказать, что нравственность относительна. Нельзя сказать, что конечная цель человеческой жизни заключается в том, чтобы не украсть; желательно, чтобы было уничтожено само желание воровать. Мы не можем сказать, что цель жизни в том, чтобы не лгать, важно, чтобы в разуме человека была стерта сама тенденция к эгоистической лжи".
Шри Шри Анандамурти
ЯМА (СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ).
Следующие пять принципов ямы направлены в основном на то, чтобы помочь нам достичь позитивного чувства равновесия во взаимодействии с обществом.
1. Непричинение вреда (Ахимса) - Это действие, совершаемое без намерения навредить кому-либо или чему-либо мыслью, словом или делом. До тех пор, пока у человека есть желание навредить или эксплуатировать кого-либо, прогресс в направлении мира и понимания будет затруднен. Но динамика жизни такова, что иногда нам приходится применять силу. Например, каждый раз, когда мы вдыхаем воздух, мы убиваем тысячи микроорганизмов. Наше намерение, однако, состоит не в том, чтобы убить бактерий, а просто в том, чтобы дышать. Иногда также бывает необходимо применить силу, чтобы сохранить человеческие жизни и свободу, и если такое действие не мотивируется ненавистью или гневом, оно не противоречит ахимсе.
В прошлом многие ошибочно отождествляли ахимсу с принципом ненасилия, который не позволял даже защищать себя или других. Если на вас или на кого-то другого нападают, преследуют или ущемляют в правах, вашим нравственным долгом является сделать все возможное, чтобы предотвратить эксплуатацию или нападение. В этом смысле иногда необходимо применять силу.
2. Благожелательная правдивость. (Сатья) - Состоит в том, что за каждой мыслью, словом или действием должно стоять желание благополучия для всех.
Сатья может быть истолкована как относительная правда. Многие наши бульварные газеты говорят правду, но в ней нет чувства благожелательности. Люди - рациональные существа, и поэтому нашими мыслями и поступками должно руководить желание благополучия для всех. Порой для того, чтобы предотвратить нечто более плохое бывает необходимым некоторое искажение фактов.
Представьте, что вы сидите за обеденным столом со своей престарелой матерью (у нее слабое сердце). Вдруг звонит телефон, и вам сообщают о смерти одного из членов семьи. Скажете ли вы об этом матери сразу, рискуя вызвать шок или сердечный приступ, или вы сообщите об этом постепенно и осторожно? Это одна из ситуаций, когда необходимо использование сатьи.
3. Не красть (Астея) -
Ни физически, ни умственно не брать того, что по праву принадлежит другому. В стремлении к истинному равновесию в наших взаимоотношениях с другими людьми, мысль о воровстве так же порочна, как и физическая кража. Различают четыре типа воровства:
1. Физическая кража материального объекта.
2. Планирование кражи без ее совершения.
3. Без непосредственного акта кражи лишение других того, что им принадлежит.
4. Планирование лишить кого-либо того, что ему принадлежит.
Когда человек ворует, в нем развивается инстинкт пагубный для его духовного роста, даже всего лишь мысль о том, чтобы украсть, усиливает в человеке жадность. Скрытые желания также могут относиться к разновидностям воровства, так как они возникают из зависти. Вы должны быть удовлетворены тем, что имеете.
Будьте абсолютно достойны доверия. Мы не можем построить здоровое человеческое общество, если поток любви блокируют стены недоверия. Материальные вещи никогда не будут тем, что приносит истинное счастье, настоящее счастье дает лишь радость единства с Высшим Сознанием оно растет вместе с бескорыстной любовью, тогда как жадность и мирские желания делают его недоступным. Помогайте другим быть нравственными в этом отношении, работая для того, чтобы у каждого был необходимый минимум для поддержания жизни.
4. Не потакать своим слабостям (Апариграха) - Не пользоваться благами жизни сверх того, что необходимо для самосохранения. Это экологический принцип - сводить к минимуму потребление ресурсов. Но это также и психологический принцип. Когда мы цепляемся за что-то, что нам на самом деле не нужно, мы вскармливаем наклонность разума, которая идет против течения наших духовных практик. Также правда и то, что чрезмерное наслаждение физическим комфортом ведет к отупению ума и делает духовные усилия затруднительными.
5. Видеть (Узнавать) во всем выражение Высшего и быть приверженным Ему. (Брахмачарья) - Это состояние ума, в котором мы видим во всех и во всем, выражение Высшего. Для того чтобы практиковать брахмачарью, необходимо открыть свой разум постижению скрытых глубин мироздания и увидеть, что все формы творения пронизывает единая энергия и единое сознание. У человека, который полностью утвердился в брахмачарье, никогда не возникнет желания причинить вред, солгать, украсть или использовать других ради потакания своим желаниям. Этой Яме следовать трудно, но если мы будем продолжать делать усилие в медитации и стараться применять в жизни другие принципы Ямы и Ниямы, постепенно мы обнаружим, что мы принимаем такой угол зрения все чаще и чаще. Брахмачарья значит быть постоянно связанным с Брахмой (Космическим Сознанием). Если человек смотрит на каждый объект как на грубую ограниченную форму, материальные предметы настолько завладевают его разумом, что его сознание становится грубым. Истинный дух практики брахмачарьи - это относится ко всем объектам, с которыми приходиться сталкиваться, как к различным выражениям Высшего, а не как к грубым формам. Посредством этого, даже если разум блуждает от одного предмета к другому, он не теряет своей связи с Высшим, потому что к каждому объекту применено Космическое чувство.
НИЯМА (ЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ)
Принципы Ниямы, изложенные ниже, связаны больше с личностной интеграцией, нежели чем с отношением человека к обществу. Как Яма, так и Нияма очень важна, и легко заметить, что эти две вещи дополняют друг друга
1. Чистота (Шаоча). Это культивирование чистоты тела и разума. Чистое тело и окружение оказывают очень хорошее влияние на разум, но также необходимо поддерживать внутреннюю чистоту. Анандамурти подчеркивает, что очень важным является развитие сильного, здорового и спокойного тела посредством физических упражнений, асан, или йогических поз, и соблюдения чистой, сбалансированной диеты. Многие люди обнаруживают, что вегетарианская диета помогает им поддерживать ясность и спокойствие в разуме. Для соблюдения шаочи необходимо постоянно уделять внимание тому, чтобы чистота ума не нарушалась такими вещами, как ненависть, сомнение, страх, стыд, ревность, страсть, гордыня и т.п.
Чувство самоотверженности, чувство универсализма, является основным средством против загрязнения разума. Тот, кто испытывает искушение или очарован каким-либо объектом, может постепенно избавиться от умственного загрязнения, возникающего из корыстных мотивов, посредством принятия прямо противоположного курса, то есть, если вы, например, испытываете жадность, вырабатывайте в себе привычку отдавать, не требуя ничего взамен.
2. Дух удовлетворенности (Сантоша) - Это состояние комфорта и спокойствия в разуме. Чтобы достичь Сантоши мы можем в течение дня напоминать себе, что помимо беспокойства и напряженности, у нас есть большой запас творчества и энергии, который мы можем использовать для разрешения наших проблем.
Часто в течение дня бывают моменты, когда разум не полностью задействован тем, что мы делаем; например, когда мы ожидаем врача, или едем в автобусе, или прогуливаемся, в такие моменты очень полезно повторять про себя мантру. (см. главу о медитации и мантре). Это состояние "полумедитации" очень способствует развитию Сантоши.
Невозможно достичь удовлетворенности, если постоянно гоняться за благами жизни, потому что все эти блага преходящи. Надо стремиться быть довольным тем, что у нас есть, а не гоняться за материальными приобретениями. Однако это вовсе не означает, что мы должны позволять другим эксплуатировать себя, т.е. если возникает ситуация, в которой вас или кого-то другого эксплуатируют, вы обязаны попытаться как-то воспрепятствовать этому, и совершенно определенно то, что закрывать глаза на эту проблему ради "покоя" не является Сантошей.
3. Жертвенность (Тапах)
- Принесение в жертву мелких личных удовольствий во имя большей радости служения другим. Это является по настоящему необходимой частью достижения истинной личностной интеграции. Мы живем не в одиночестве, и как сказал один хасидский святой: "Тот, кто идет в рай один, никогда не достигнет рая". В каждом живом существе живет желание Бесконечности, и по мере того, как мы расширяем свой разум в медитации, мы начинаем ощущать остроту этого общего желания. Естественным в этот момент будет стремление поделиться с другими возможностью осуществления этого желания, помогая им физически, интеллектуально и духовно. Видя эту общую для всех нас характеристику, мы сочувствуем другим и, своим личным примером, показываем им путь. Говорят, что истинной мерой духовного прогресса является не то, сколько ты знаешь, а то, насколько ты любишь все живое и все творение. Поскольку главная идея духовной практики заключается в том, чтобы достичь единства со всем сущим, мы не можем думать о ком-либо или о чем-либо как о чем-то отдельном. Если думать только о личном благополучии и пренебрегать нуждами других, это неизбежно приведет к увеличению чувства обособленности. Существует много форм служения - служение другим людям, другим существам и растениям; фактически, на пути к бесконечной цели мы должны пытаться помогать всем формам жизни.
4. Изучение священного писания (Свадхьяя).
- Изучение священных писаний и других хороших книг и понимание их значения. Мы должны делать усилие подняться над догмой и ритуализмом и прикоснуться к истине, стоящей за словами великих святых и провидцев. Отсутствие Свадхьяйи привело к упадку многих религий и к многочисленным заблуждениям у большого числа людей. Мы не должны слепо принимать чьи-либо слова без глубокого личного проникновения в их смысл.
5. Обретение Приюта в Высшем. (Ишвара Пранидхана).
- Это последний принцип Ниямы и он является ключом ко всем остальным. Ишвара Пранидхана подразумевает "медитацию". Этот принцип означает осознание того, что единство с Высшим, или с Космическим Сознанием, является целью жизни и движение с возрастающей скоростью к достижению этой цели. Ишвара значит "контролер вселенной", Пранидхана - " ясное понимание чего-либо" или "обретение приюта". Отсюда Ишвара Пранидхана предполагает утверждение в космической идее, принятие Ишвары, как единственного идеала жизни. Это всецело является ментальным усилием, и состоит в том, чтобы с помощью медитации ускоренно двигаться к высшему убежищу. Базовая техника Ишвара Пранидханы, которой учат в Ананда Марге, это медитация на индивидуальную мантру. Мы позволяем своему разуму концентрироваться на мантре, на ее вибрации и значении. Это происходит главным образом во время медитации, и особенно во время групповой медитации, когда создается мощная коллективная духовная волна. Но этот процесс с большей или меньшей интенсивностью протекает и все другое время. Чем больше мы утверждаемся в Ишвара Пранидхане, тем больше наше движение согласовывается с другими принципами Ниямы.
ЙОГИЧЕСКИЕ ПОЗЫ - АСАНЫ.
Асаны, или "удобные позы", - это научная система упражнений, разработанная йогами тысячелетия назад. Они не только поддерживают телесное здоровье, стимулируя кровообращение, разминая суставы, тонизируя мускулы и массажируя внутренние органы, но и помогают успокаивать и контролировать ум.
Асаны йоги в корне отличаются от резких и напряженных упражнений: в асанах медленные спокойные движения, сопровождаемые глубоким дыханием, чередуются периодами полной неподвижности, это приводит к полному расслаблению мускулов и нервов. Во время асан жизненная энергия скорее возрастает, нежели растрачивается; и поэтому, посредством регулярной практики йог накапливает огромные количества внутренней энергии, которая необходима разуму для достижения более высоких состояний сознания. Учась успокаивать нервы и на долгое время приводить тело в состояние полной неподвижности, человек приобретает контроль над мускульной и нервной системами и достигает физического равновесия, необходимого для длительной медитации.
Но самым важным эффектом асан является их воздействие на эндокринную систему. Эндокринные железы сильно влияют на наши эмоции и состояние нашего сознания. Мягкое давление асан на различные эндокринные железы воздействует на гормональную секрецию, создает эмоциональное равновесие и спокойствие в разуме.
Эти железы также известны, как непроточные железы, потому что продукты их деятельности поступают непосредственно в кровеносные сосуды, а не в выделительные каналы. К эндокринным железам относятся поджелудочная железа, щитовидная, паращитовидная, надпочечники, яичники, вилочковая железа и гипофиз.
Было замечено, что эмоции, такие как страх, печаль, гнев, ревность, ненависть, любовь и радость, в соответствии со степенью своей силы влияют на наше тело и, особенно, на эндокринную систему. Сильное горе или страх могут послужить даже причиной смерти. Эти эмоции похожи на шоковые волны, поражающие нервную систему и ведущие к разрушению эндокринных желез. Эндокринная система контролируется симпатическими и блуждающими (парасимпатическими?) нервами. Поэтому лечебное воздействие асан на эндокринную систему наряду с ее расслабляющим воздействием является жизненно важным.
Это умение оставаться в состоянии расслабленного равновесия оказывает важное психологическое воздействие. Йоги, посредством физической тренировки, постепенно приобретают способность поддерживать свое психологическое равновесие, сохранять совершенное спокойствие при любых обстоятельствах.
Нет необходимости проделывать долгие и сложные комплексы асан. В зависимости от нужд нашего тела, вполне достаточным будет выполнение лишь нескольких упражнений каждый день. Поскольку у каждого из нас разные нарушения и разные потребности, каждому необходим свой собственный комплекс асан. Выполнение определенных поз может оказывать хорошее воздействие на одних и вредить другим, и наоборот.
Асаны, как и другие упражнения йоги, являются частью целостной гармоничной психофизической тренировки, шагом на длинном пути, по которому нужно идти под руководством истинного духовного учителя. В Ананда Марга индивидуальный комплекс асан предписывается ачарьями (учителями).
Есть, однако, несколько простых асан, которые показаны всем без исключения. Их можно использовать, как начальный комплекс упражнений.
Ардхакурмакасана или Диргха пранама
Опуститесь на колени, сядьте на пятки и поднимите руки, соединив ладони вытянутых рук над головой. Руки тесно прижаты к ушам. Затем наклонитесь вперед и коснитесь пола носом и лбом, руки вытянуты вперед по полу. Ягодицы не должны отрываться от пяток. Во время наклона сделайте полный выдох. Коснувшись пола, задержите дыхание на восемь секунд. Поднимаясь, сделайте вдох. Повторите упражнение восемь раз.
Йогасана или Йогамудра
Йогасана или йогамудра (поза йога): Сядьте в позу со скрещенными ногами, руки за спиной. Правой рукой обхватите левое запястье, затем, выдыхая, постепенно наклоняйтесь вперед, пока лбом и носом не коснетесь пола. Выдержите это положение восемь секунд и, вдыхая, поднимитесь. Упражнение выполняется восемь раз.
Бхуджангасана
Лягте на живот. Опираясь на ладони, поднимайте грудную клетку, голову запрокиньте назад. Взгляд направлен на потолок. Поднимаясь, делайте вдох и, поднявшись, задержите дыхание на восемь секунд. На выдохе вернитесь в исходное положение. Выполняйте восемь раз.
Правила для выполнения асан.
Асаны, как и другие практики, требуют выполнения определенных базовых принципов и рекомендаций. Чтобы получить максимальную пользу от практик и избежать нежелательных побочных эффектов, необходимо соблюдать основные правила:
1. Самым лучшим будет, если перед выполнением асан, вы примите ванну, завершив ее холодным душем. Но если у вас нет времени, можно просто охладить водой разгоряченные части тела (стопы ног, голени, руки до локтей, лицо, шею, макушку головы). Для этого была разработана специальная процедура, получившая название "полуванна".
2. Лучше не практиковать асаны на открытом воздухе. Потому что тело во время выполнения асан очень чувствительно и любой сквозняк может привести к простуде. Практикуя асаны в помещении необходимо позаботиться о том, чтобы воздух был свежим, лучше всего открыть окно. В комнате не должно быть никакого дыма.
3. Чтобы предохранить органы, нужно надевать плотно облегающее нижнее белье. Мужчинам рекомендуется специальное белье под названием "лангота".
4. Практикуйте асаны на коврике или мате. Не делайте асаны на голом полу, вы можете простудиться или нарушить деятельность органов внутренней секреции.
5. Воздух должен свободно поступать через левую ноздрю или через обе ноздри. Если левая ноздря не работает, асаны лучше не делать. (Когда мы дышим, одна из ноздрей обычно более активна, то есть, через нее проходит больше воздуха, периодически происходит «смена» ноздрей. Это связано с течениями тонкой и грубой энергии в теле. Асаны необходимо выполнять, когда происходит течение тонкой энергии, то есть когда более активна левая ноздря). Для того, чтобы активизировать левую ноздрю, нужно лечь на правый бок, поместив голову на локоть, и в течение нескольких минут размеренно дышать.
6. Ешьте саттвическую пищу (см. главу о диете и здоровье). Придерживайтесь вегетарианской диеты.
7. Асаны не следует делать на полный желудок, а только через 2,5 - 3 часа после принятия пищи.
8. После окончания асан следует сделать массаж всего тела.
9. После массажа как минимум две минуты оставайтесь в "позе трупа"; лягте на пол и, чтобы не простыть, укройтесь одеялом. Полностью расслабьтесь, раскинув руки и ноги. Представьте, что ваше тело стало абсолютно неподвижным словно труп. Оставайтесь в таком положении несколько минут.
10. После выполнения позы трупа в течение десяти минут не пейте воды, и полчаса ничего не ешьте.
11. Если вам сразу же после асан необходимо идти на улицу, а температура тела не успела нормализоваться или, если на улице холоднее, чем в помещении, оденьтесь. Если возможно, сделайте вдох в помещении и выдохните на улице. В таком случае вы не простынете.
12. Сразу после асан не рекомендуется выполнять какие-либо физические упражнения, бегать или играть в спортивные игры.
13. Следующие асаны могут выполняться при любой диете, и вне зависимости от того, какая из ноздрей активна: поза лотоса, поза сиддха, поза полусиддха, поза со скрещенными ногами, поза "героя", поза "долгого приветствия", йогамудра и поза кобры.
14. Женщины не должны делать асан во время менструации, беременности и в течение месяца после родов, исключение составляют позы для медитации.
ДИЕТА И ЗДОРОВЬЕ.
Физическое тело не является чем-то отдельным или отличным от разума, скорее, оно представляет собой самый внешний его слой. По мере того, как с помощью медитации разум становится все тоньше и тоньше, тело тоже должно утончаться, в противном случае параллелизм между физическим и психическим слоем будет утрачен и прогресс приостановится. Поэтому йоги всегда подчеркивали, что следовать вегетарианской диете для сохранения чистоты клеток тела так же важно, как и практиковать медитацию для очищения разума.
Согласно йогическим принципам питания, каждый пищевой продукт, в зависимости от его воздействия на тело и разум, попадает в одну из трех категорий:
Тонкая или чистая пища. Она полезна как для тела, так и для ума, и поэтому способствует нашему духовному развитию. Мы должны всегда отдавать предпочтение тонкой пище. В эту категорию входят: все фрукты, овощи (кроме лука, чеснока и грибов), злаки, бобовые, молоко и молочные продукты (кроме сыров с плесенью), орехи, сахар, мёд, растительные масла, травы и неострые специи.
Динамическая пища это пища, полезная телу, и имеющая либо положительное, либо нейтральное воздействие на разум. От употребления умеренных количеств такой пищи, особенно в холодном климате, где требуется дополнительное тепло, духовный прогресс сильно не страдает. В эту категорию входят: кофе, чай, шоколад, какао, газированные напитки, острые специи в небольшом количестве.
Статичная пища - это пища, вредная для разума, и оказывающая на тело либо положительное, либо отрицательное воздействие. Статичная пища способствует усилению таких вещей, как лень, отупение, сонливость, жадность, болезненность и застой разума. Она создает множество препятствий на духовном пути, и поэтому следует избегать ее употребления (за исключением тех случаев, когда она предписана врачом). В категорию статичной пищи входят: мясо, рыба, яйца, чеснок, лук, грибы (кроме дрожжей), острые специи в больших количествах, алкоголь, табак и наркотики.
Наше физическое тело и мозг являются важной частью структуры, данной нам для достижения совершенства. Чтобы поддерживать чистоту и здоровье тела и ясность ума следует всегда отдавать предпочтение наиболее чистой и питательной пище. Совершенно очевидно, что то, что мы едим, оказывает определенное воздействие на наш разум и тело, особенно в отношении духовной практики. И неудивительно также, что имеет место обратная связь, а именно, что выполняемые нами духовные практики, в свою очередь влияют на то, как пища усваивается и насколько эффективно она используется. Особенно позитивное воздействие на работу пищеварительной системы и вообще на состояние всех органов оказывает практика асан. Чистые и здоровые внутренние органы позволяют нам усваивать пищу наилучшим образом. Как мы едим имеет такое же важное значение, как, и что мы едим. Ниже приведены советы, которые обычно даются на этот счет:
1. Ешьте только тогда, когда голодны. Переедание - причина многих проблем и заболеваний.
2. Ешьте медленно, тщательно пережевывайте пищу. Принятие пищи в спешке, и сопутствующее этому нервное напряжение являются предпосылками к несварению.
3. Сырые продукты, благодаря их свежести и содержащимся в них витаминам и минеральным веществам, которые могут разрушиться в процессе приготовления пищи, дают телу больше здоровья и энергии.
4. Ешьте только тогда, когда вы спокойны и расслаблены. Физическое тело подвержено воздействию эмоций, и такие состояния как стресс, раздраженность и т.п. оказывают крайне негативное воздействие на пищеварение. Один из способов избавиться от стресса и успокоить разум перед едой это провести несколько минут в размышлении о Бесконечном.
5. Между приемами пищи должны быть достаточные интервалы. Переваривание пищи - сложный процесс, и поскольку каждый вид пищи более легко усваивается в определенной химической среде, поступление новой пищи, относящейся к другому виду, может расстроить или остановить пищеварительный процесс.
6. Пейте много воды. Достаточное количество воды способствует своевременному выводу из организма вредных веществ, помогает регулировать температуру тела и улучшает пищеварение. Однако лучше не пить больших количеств воды в течение получаса до и после еды, так как это приводит к разбавлению желудочного сока, и неполному перевариванию и усвоению пищи.
7. Пытайтесь видеть лишь выражение Единого. Пища - это энергия, проявление Космического Сознания. Она поддерживает тело, которое необходимо для выполнения духовных практик.
ВОПРОС ВЕГЕТАРИАНСТВА.
ЧТО ПЛОХОГО В ТОМ, ЧТОБЫ ЕСТЬ МЯСО?
В вопросе о питании вегетарианство является, пожалуй, центральной темой. Ниже мы приводим некоторые из многочисленных аргументов в пользу вегетарианства.
1. Естественно ли для человека есть мясо?
Пищеварительная система человека, зубы и строение челюсти, природные инстинкты и функции тела совершенно не такие, как у хищных животных. Хищники имеют некоторые особые характеристики, отличающие их от остальных представителей животного мира: очень короткий кишечник (составляющий три длины тела), необходимый для быстрого удаления гнилостных бактерий разлагающегося мяса; наличие в желудке в десять раз большего количества соляной кислоты (в сравнении с животными-вегетарианцами) для переваривания волокон и костей; челюсти, способные двигаться лишь вверх и вниз; заостренные продолговатые морды; отсутствие молочных зубов.
Совершенно ясно что, по природе человек не плотояден, его анатомия и пищеварительная система показывают, что в течение многих миллионов лет он развивался, питаясь фруктами, орехами, злаками и овощами. Как и кишечник человекообразных обезьян, человеческий кишечник составляет более чем 12 длин тела, и приспособлен для медленного переваривания овощей и фруктов, которые разлагаются гораздо дольше, чем невегетарианские продукты.
2. Есть ли какая-либо опасность в употреблении в пищу мяса?
Отравление, во время забоя, тщетно борющееся за свою жизнь животное испытывает неимоверный страх, и в биохимии его агонизирующего организма происходят колоссальные изменения. В его кровь в огромных количествах выбрасываются токсины и адреналин, отравляя тем самым все тело. Согласно энциклопедии Британика, в крови и тканях содержится множество различных ядовитых продуктов жизнедеятельности, включая мочевину и другие токсичные выделения:
".. можно сказать, что протеин, содержащийся в орехах, бобовых (чечевице, горохе и т.п.), злаках и молочных продуктах, относительно чист по сравнению с говядиной, в которой 56% содержащейся в ней жидкости загрязнено.
Животные жиры, такие как холестерин, оседают на стенках кровеносных сосудов, и по мере того, как человек стареет, стенки кровеносных сосудов становятся все уже и уже. Увеличивается нагрузка на сердце. Отсюда сердечная недостаточность, высокое кровяное давление, приступы. В нашем обществе (где самый высокий уровень потребления мяса в мире