У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Этика 1 Предмет и задачи курса Этика

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Вопросы к зачёту по курсу «Этика»

1.​ Предмет и задачи курса «Этика».

2.​ Определение «этика». Соотношение понятий этика, нравственность, мораль.

3.​ Структура этического знания.

4.​ Особенности развития этических идей в древневосточных обществах. Этические учения Древнего Китая.

5.​ Этика конфуцианства.

6.​ Этические идеи Древней Индии.

7.​ Становление античной этики. Этика Сократа и Платона.

8.​ Учение о добродетелях Аристотеля.

9.​ Этика Августина.

10.​  Этическая проблематика в философии Фомы Аквинского.

11.​  Развитие этической мысли в эпоху Нового времени.

12.​  Проблемы этики в немецкой классической философии.

13.​  Категорический императив и Канта и его основные формулировки.

14.​  Этика А. Шопенгауэра.

15.​  Типология морали в этике Ф. Ницше.

16.​  Европейские этические учения XIX-XX вв. Утилитаризм, эволюционная этика, прагматизм, феноменология.

17.​  Этика экзистенциализм.

18.​  Развитие этической мысли в России (XVIII-XIX)/

19.​  Этические проблемы в творчестве Л.Н. Толстого.

20.​  Этика «соборного добра» В.С. Соловьёва. Учение Н.А. Бердяева о добре и зле.

21.​  Проблема определение морали.

22.​  Структура морали: моральные нормы, моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность.

23.​  Функции морали (регулятивная, познавательная, воспитательная).

24.​  Добро и зло как основные этические категории.

25.​  Основные этические концепции добра и зла.

26.​  Благо как категория нравственного сознания. Определение «высшего блага».

27.​  Свобода и ответственность. Свобода действия и свобода воли.

28.​  Проблема нравственной свободы и нравственного выбора.

29.​  Совесть как категория нравственного сознания.

30.​  Честь и достоинство как категории нравственного сознания.

31.​  Долг как моральный принцип деятельности.

32.​  Этика счастья. Концепции счастья в истории этике.

33.​  Этические проблемы насилия и ненасилия. Принципы милосердия и заботы.

34.​  Взаимодействие морали с различными сферами общественной жизни (мораль и экономика, мораль и право, мораль и политика).

35.​  Этические ценности гражданского общества (плюрализм, автономия).

36.​  Ценностные ориентации личности (свобода, смысл жизни, счастье).

1. Предмет и задачи  курса этики

Предмет изучения этики — нравственность, т.е. особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленную мировоззрением. Совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений определяет поведение личности, делая его в высшей степени осмысленным.

Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек — существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность — один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.).

Также предметом этики является
мораль, т.е. совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках); универсальная форма отношений людей в обществе. Содержание общей теории морали (ее предмет): сущность нравственности; индивидуальная и общественная заданность нравственности; развитие ценностных ориентиров.

2.​ Определение «этика». Соотношение понятий этика, нравственность, мораль.

Термин «этика» (лат, ethica) восходит к греческому слову ethos, которое первоначально обозначало совместное жилище, местопребывание, а далее стало отождествляться с обычаем, характером, нравом.
Этот термин введен античным философом Аристотелем. Этика привлекала его внимание с точки зрения проблемы формирования гражданина государства. Этика –это наука, объектом изучения которой является мораль,  нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика произошла из морали.

Мораль – это совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются люди в своем поведении, исходя из их представления о добре и зле, справедливости, долга, чести и т.д. Мораль – социальный феномен, форма общественного сознания и детерминирована общественным бытием. Цель морали в регламентации поведения людей в обществе, их отношения друг к другу, к коллективу, обществу в целом.

Нравственность – это особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленную мировоззрением. Совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений определяет поведение личности, делая его в высшей степени осмысленным.

В своей деятельности индивид руководствуется моралью тогда, когда нормы и принципы нравственности становятся для него внутренним убеждением, императивом.

3. Структура этического знания

Структура этики: содержание этики, общая теория морали; теоретическое обоснование развития морали, этические учения. 

Содержание общей теории морали (ее предмет): сущность нравственности;

индивидуальная и общественная заданность нравственности; развитие ценностных ориентиров.

Элементами структуры этического знания являются совокупность моральных качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни. Эти элементы выражаются в таких понятиях, как: моральное сознание; моральная практика;  законы нравственности; категории этики.

Моральное сознание человека неразрывно с его моральной практикой. Основной формой моральной практики являются моральные отношения.

Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступках), которые составляют нравственное поведение людей.

Важным элементом структуры этического знания являются законы морали. Они одновременно объективны ( универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни общества) и субъективны (осознанны и добровольны для каждого человека).

4. Особенности развития этических идей в древневосточных обществах. Этические учения Древнего Китая

В китайской философии этика имела не только социальный и антропологический, но также гносеологический и онтологический смысл. Основные виды знания различались по их моральной значимости, а фундаментальные параметры бытия трактовались в этических категориях, таких, как «добро» (шань), «благодать-добродетель» (дэ), «подлинность-искренность» (чэн), «гуманность» (жэнь) и пр. Поэтому некоторые современные исследователи и интерпретаторы конфуцианства видят его специфическую заслугу в выработке уникальной теории – «моральной метафизики».
Теоретическая аксиома первородного даосизма - равноценность жизни и смерти при онтологическом первенстве меонического небытия перед наличным бытием - на этом этапе его развития сменилась сотериологическим признанием высшей ценности жизни и ориентацией на различные виды соответствующей практики от диетики и гимнастики, фармацевтики и эротологии до психотехники и алхимии. В этой философско-религиозной форме проходила вся дальнейшая эволюция даосизма как особого, парадоксально-прагматического стиля жизни и мышления, оплодотворявшего своим влиянием науку и искусство в средневековом Китае и сопредельных странах.

5.​ Этика конфуцианства.


Создателем конфуцианства является легендарный учитель Конфуций. 
Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, его положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, «судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии.
В конфуцианстве существует тема Неба и Поднебесной. Небо – всемогущая и карающая сила, а Поднебесная- зона обитания людей. Небо видит все поступки Человека и наказывает за аморальное поведение и безнравственность.

6.​ Этические идеи Древней Индии.

В Древней Индии существовали следующие этические учения: легизм, ведизм, индуизм, буддизм.

Легизм («школа закона»)  представляет собой сформировавшееся в IV-III вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом.Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений.  В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти ( триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов ( тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель.
Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм, который содержал в себе идею о спасении – «нирвану». Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а неискать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний.

7.​ Становление античной этики. Этика Сократа и Платона.

Переход от изучения природы к изучению человека и его жизни связан с деятельностью софистов. Софистами первоначально называли мыслителей и мудрецов, позднее – учителей красноречия.  Классическая греческая философия представлена идеями Сократа(469–399 до н. э.), Платона(427–347 до н.э.), Аристотеля. 

Смысл человеческой счастливой жизни состоит в добродетельной, нравственной жизни. Быть счастливым – это значит быть моральным человеком. Сократ и Платон дали начало эвдемонистической (эвдемонизм от греч. – счастье, блаженство) традиции в рассмотрении морали, согласно которой счастье является высшей целью человеческой жизни. Эвдемонистическая установка Сократа и Платона основана на их представлении о самоценности морали.
Сократ и Платон связывали счастливую, правильную, моральную жизнь человека с необходимостью следовать добродетелям, которыми они считали мужество, справедливость, умеренность и др. Этика, с их точки зрения, должна учить человека становиться на путь добродетели, так как зло порождается недостатком знания, иначе говоря, «знание есть основа добродетели». 

8.​ Учение о добродетелях Аристотеля.

Аристотель, утверждая, что «добродетельная человеческая жизнь – это счастливая жизнь», «люди должны так жить, чтобы быть счастливыми». Для этого необходимо, чтобы человеческая деятельность была связана с совершеннейшими добродетелями. 

Добродетель – это середина двух пороков. Так, давая определение мужеству, он утверждал, что эта добродетель является серединой двух крайностей (пороков): трусости и безумной отваги. Справедливость отличается от других этических добродетелей тем, что она в большей мере направлена на других людей и состоит в том, чтобы приносить пользу другим людям либо обществу.
Аристотель впервые в истории этической мысли исследовал структуру человеческого поведения, выявляя в ней цель, средства и действия. Важной стороной его представлений о свободе воли человека (в выборе цели, средств и самого действия) является обоснование в этом процессе роли характера человека. Он утверждал, что люди формируют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, которую они ведут. Например, для мудреца благо – созерцательная деятельность, для необразованной толпы – грубые наслаждения и удовольствия, для деятельных и образованных людей – почести, получаемые от политической деятельности. 

9.​ Этика Августина.

Для средневекового философа Августина Аврелия (354-430) Бог является абсолютной творческой силой, высшим благом, блаженством, справедливостью, нравственным законом. Благо - это Бог, а высшее благо - воля Божья.

Августин не отрицал земных благ для человека, но считал их второстепенными. Зло как субстанция (сущность) не существует. Оно является отсутствием добра, отступлением от него.

Этика Августина содержит многочисленные противоречия, основным из которых является несовместимость морали с признанием божественной благодати. Например, наделяя человека свободой воли, автономностью в действиях, он одновременно дискредитирует моральную полноценность личности, негативно относится к активной жизненной позиции че. Человек не может быть хозяином своей судьбы, поскольку зависит от Творца, а не от своих сознательных усилий. Бог всемогущ, поэтому человек должен полностью довериться Богу.

10.​  Этическая проблематика в философии Фомы Аквинского.

Этика средневекового философа Фомы Аквинского основана на том, что  наивысшее счастье для человека проявляется в познании Бога, который создал мир совершенным. Зло в мире порождено не Богом, а человеком. Божественный закон направляет нас возлюбить Бога, а также в меньшей степени - нашего ближнего.

По вопросам греха Фома Аквинский продолжает взгляды Августина Блаженного. Совершая смертный грех, человек навеки лишает себя спокойствия после смерти и его ждет кара. Некрещенные люди не могут вступить на небеса.

Наивысшее значение имеют три христианские добродетели: вера, надежда, любовь и четыре добродетели древних: мудрость, мужество, справедливость, умеренность.

Человека Фома мыслил в составе общества. Наилучшей формой правления является монархия. Власть императора подобна власти Бога.
Главная задача правителя- обеспечить гражданам добродетельную жизнь, заботясь о сохранении мира, создавать условия для материальнеого благополучия.

11. Развитие этической мысли в эпоху Нового времени.

В эпоху Нового времени развитие капитализма вело к доминированию в этической теории таких нравственных принципов, как индивидуализм, рационализм и утилитаризм.

В этике рационалиста Рене Декарта (1596-1650) господствует принцип эффективности. Разум так регулирует аффекты (чувства радости, печали, гнева, удовольствия и т.д.), чтобы при минимуме затрат получить максимально полезный эффект. Даже любовь  хороша потому, что полезна для здоровья. Эмпирист Ф. Бэкон считал, что существуют идолы, которые навязывают нравственные установки и поведение людей.

Этическая концепция Томаса Гоббса (1588-1679) характеризуется тем, что она утверждает эгоизм, утилитаризм, холодный рационализм. Природа создала людей равными по физическим и умственным способностям, Гоббс показывает эгоистичного индивида, расчетливо ориентированного на власть и личную пользу. Нравственность является результатом целесообразного соглашения, договора между людьми.

12.​  Проблемы этики в немецкой классической философии.

Этика эпохи нового времени представлена в трудах И. Канта, Гегель, Л. Фейербаха. Несмотря на разнообразность, глубину и богатство идеологического потенциала, в ней еще не было представлено принципиально новых моделей разрешения моральных проблем, хотя и был достигнут высокий уровень их теоретического осознания.

Кант рассуждает о  нравственном  законе- категорическом императиве.

В учении о морали Гегеля, представляющем собой область лич–ностных убеждений, проанализированны следующие понятия: умысел и вина, добро и совесть, намерение и благо. Гегель поставил задачу обязательного осуществления внутренней моральной убежденности человека в действиях, так как «лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели».

У Фейербаха много интересных идей, касающихся отдельных этических проблем (рассуждение об эгоизме, об особенностях группового эгоизма, а также описание нравственного значения любви и т. п.).

13.​  Категорический императив и Канта и его основные формулировки.

Несмотря на глубокие рассуждения И. Канта о «вещи в себе», в его философии прослеживается этическая направленность.

Основная проблема этики И. Канта – проблема человеческой свободы. Кант рассуждает о  нравственном  законе- категорическом императиве: «Поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство». Нравственное поведение своеобразно тем, что оно согласно закону и его мотивацией является достоинство человека. Нравственный закон – это закон внеэмпирический, так как он не появляется в результате обобщения человеческого поведения.

Кант выдвинул «золотые правила нравственности», которые правильны в любую эпоху, для людей любых верований, национальностей и т.д. Это честность, порядочность, совестливость, доброта и т.д.

14.​  Этика А. Шопенгауэра.

Иррационалистический монизм Артура Шопенгауэра (1788-1860) проявляется в том, что в основе нравственности, по мнению мыслителя, лежит сострадание другому, т.е. чистый неэгоистический мотив. Эгоизм, разъединяет людей, так как человек дан себе непосредственно, а остальные люди - опосредованно. В существовании необъяснимого чувства сострадания, интегрирующего живых существ в одно целое, заключена тайна, указывающая на единую сущность объективного мира. Мыслитель называет эту сущность «волей к жизни».

Из сострадания выводятся  два основных нравственных принципа:

1) справедливость, т.е. непричинение страдания при реализации какого-либо эгоистичного интереса;

2) человеколюбие, бескорыстная помощь в преодолении страдания.

Нравственность - врожденное качество, характеризующее всех живых существ, не только людей, но и животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности - «не делай другим того, чего себе не желаешь».

15.​  Типология морали в этике Ф. Ницше.

Ницше  утверждал мораль через её критику и отрицание. Исторически сложившиеся и получившие господство в Европе формы морали стали основным препятствием на пути возвышения человека и установления между людьми искренних отношений.

Ницше предпринял попытку  осуществить переоценку всех ценностей. Обычная мораль всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представления о добре и зле. Подлинный человек должен строить свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находятся добро и зло господствующей морали. Ницше называет себя имморалистом. 

Сверхчеловек находится по ту сторону добра и зла. В историческом плане понятия добра и зла являются результатом восстания рабов в морали. Понятие зла оказывается первичным и как его антипод возникает понятие доброго. Первичность зла и вытекающая отсюда зависть, тайная мстительность, которые трансформируются в иллюзию добра, ассоциируемого со всем слабым и немощным, хитрый ум и разрушительная мощь зла, которым противостоят нищета духа и бездеятельность добра, настолько специфичны для рабской морали, что её преодоление равнозначно прорыву по ту сторону добра и зла.

16.​  Европейские этические учения XIX-XX вв. Утилитаризм, эволюционная этика, прагматизм, феноменология.

Этика утилитаризма доказывает, что целью человеческой жизни является обретение счастья, а средством достижения этой цели является создание такой системы жизни, при которой общая сумма удовольствий превышала бы сумму страданий. Согласно Миллю задача этики состоит в том, чтобы найти условия, при которых можно обеспечить максимальное счастье для наибольшего числа людей.

    Эволюционная этика (Г. Спенсер, Ч. Дарвин), что нравственные императивы направлены на обуздание человеком своей страстной натуры и одухотворение чувственности, т. е. своей «природы», и предполагают способность человека контролировать свои потребности, сознательно подчинять свои интересы интересам других людей, исходя как из общественных установлений, так и из высших духовных ценностей.

Прагматизм (Ч. Пирса) показывает, что ничто полезное или практичное не является обязательно истинным, так же как и то, что в какой-то краткий момент помогает организму выжить.

Феноменоло́гия (Э. Гуссерль) предполагает обращение к первичному опыту. Цель построения универсальной науки, которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила бы обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.

17.​  Этика экзистенциализма.

Этика экзистеннциализма ставит вопрос о смысле жизни человека. Все  экзистенциалистские  философы  заостряют  внимание на том,  что  мораль - не просто следование известным и общепринятым нормам, а специфический и живой опыт переживания особого состояния, которое знаменует внутреннее изменение человека и поднимает его на новую ступень жизни. Это состояние требует постоянного усилия, совпадающего по своему конечному смыслу с утверждением собственно человеческого существования.

В философии одного из главных представителей экзистенциализма Ж.-П. Сартра наиболее подробно рассматривается тема свободы. Свобода — это одно из основных определений человеческого бытия («человек осужден быть свободным») и в то же время основная цель существования (целью свободы может быть только свобода). Человек открыт для любых возможностей, у него «нет природы», он -«ничто» и должен сам сделать из себя нечто. Существование человека  всегда «не закончено», и все будет зависеть от его выбора.

18.​  Развитие этической мысли в России (XVIII-XIX)

Своеобразие русской этики выразилось, в ее глубинной мировоззренческой ориентированности. 

В развитии светской культуры XVIII в. можно выделить три основных нравственно-философских течения: 1) «русское вольтерианство», на почве которого формируются идеи «этического радикализма», «нигилистического морализма», «морального скептицизма»; 2) религиозно-мистическое движение русского масонства, выступившее против деморализирующего влияния вольтерианства с нравоучительной проповедью личного совершенствования и деятельной любви; и 3) идеология русского гуманизма, опирающаяся на идею естественного права.

Становление этики в качестве самостоятельной философской науки может быть отнесено к середине XIX в., «переломной» эпохе в русской жизни, времени вступления на престол царя-реформатора Александра II. Верховным принципом морали, да и всего мировоззрения становится вера в личность. Идет переоценка моральных ценностей,, вершиной которой стала система нравственной философии В.С. Соловьева, синтезировавшая в себе радикальную идею «всеобщей организации нравственности» и метафизику автономного добра.

19.​  Этические проблемы в творчестве Л.Н. Толстого

«Этическое обращение» Толстого совершилось в середине 70-х годов, когда он пережил откровение нравственной истины непротивления злому, ставшей для него источником подлинной веры, творчества,жизни. Семь периодов творчества: 1) религиозно-нравственное обращение и критическое исследование Евангелия; 2) разработка основ учения; 3) философско-антропологическое обоснование идеи непротивления; 4) социальное обоснование идеи непротивлени; 5) начало систематизации учения о непротивлении злу; завершение философского обоснования идеи непротивления; 6) систематизация и популяризация философии непротивления; включение близких по духу идей из религиозных и философских источников; духовный синтез учения о непротивлении; 7) «догматизация» учения; обоснование идеи непротивления как всеобщего закона любви.

Главная религиозно-этическая сверхзадача, которую попытался решить Толстой, заключалась в том, чтобы обосновать заповедь непротивления злу не просто в качестве правила личного поведения, а в качестве общественного жизнепонимания, закона общественной жизни. 

20.​  Этика «соборного добра» В.С. Соловьёва. Учение Н.А. Бердяева о добре и зле.

Идея положительной философии возникла у В.С. Соловьева в связи с критикой «отвлеченных начал», которую он пытался основать на понятии того, что есть подлинно целое или всеединое. Положительная философия «всеединства» делится на три части: этическую, гносеологическую и эстетическую, выражающие соответственно нравственную деятельность, теоретическое познание и художественное творчество. Соловьеву удалось завершить только первую часть своей системы: за «оправданием добра» должны были последовать «оправдание истины» и «оправдание красоты»; однако эти части остались разработанными на уровне отдельных статей по «теоретической философии» и «положительной эстетике». Предметом нравственной философии является понятие добра в его взаимосвязи со смыслом жизни.

Н.А. Бердяев постоянно пытается показать моральный и нравственный кризис своего общества, упадок нравов, невоспитанность современных людей. Выход возможен только через религию, пронизывающую сердце. Человек - целостное духовное существо. Основополагающим этическим принципом должен быть признан принцип «максимума жизни» (лишенный всяческого биологизма). Долг - это самоосуществление, и исполнение долга может привести к злому финалу, к отвержению, в результате его реализации, исходных этических принципов, с ним связанных.

21.​  Проблема определение морали.

Аристотелевское определение добродетели как середины было продолжением и завершением укорененного в древнегреческом сознании требования меры. Средневеково-христианская этика была комментарием к евангельской морали. Исходным пунктом и существенным основанием этики Канта является убеждение морального сознания в том, что его закон обладает абсолютной необходимостью.

Ситуация существенно меняется с середины XIX века. По Марксу, мораль представляет иллюзорную, превращенную форму общественного сознания, призванную прикрыть аморализм действительной жизни, дать ложный выход социальному негодованию масс. Ницше видел в морали выражение рабской психологии - способ, благодаря которому низшим сословиям удается делать мину при плохой игре и свое поражение выдавать за победу.

Современное общество характеризуется тем, что совокупность профессионально-деловых качеств индивидов, определяющих их поведение в качестве социальных единиц, мало зависит от их личностных моральных добродетелей. Зоны личностного присутствия, где решающее значение имеет то, что можно назвать моральной воспитанностью и решимостью, становятся все менее значительными. Общественные нравы зависят уже не столько от этоса индивидов, сколько от системной (научной, рационально упорядоченной) организации общества в тех или иных аспектах его функционирования.

22.​  Структура морали: моральные нормы, моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Моральное сознание – это ценностная ориентация, понятия о долге, императивность морали. Объектом оценки морального сознания могут быть факты общественной жизни, принципы справедливости — распределения добра и зла, прав и обязанностей, наказаний и поощрений.

Нравственные отношения - это особый вид общественных отношений, где отражаются системы нравственной связи людей, возникающие у них в процессе жизни и деятельности.
 Нравственная деятельность - это все поступки, действия (все виды побуждений, интересов, привычек, желаний, склонностей человека, мотивы поступков и желаний).


    

23.​  Функции морали (регулятивная, познавательная, воспитательная).

1) Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так  и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют  жизнь  других,  а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по  моральным  ценностям.

     

2) Познавательная. Моральное сознание видит мир  через  особую  призму  и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности.

3) Воспитательная. Мораль  делает  человека человеком. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил,  сколько  воспитывает   саму   способность   руководствоваться  идеальными  нормами  и «высшими»  соображениями.  

24.​  Добро и зло как основные этические категории.

Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. Все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом. А поскольку высшее благо - это совершенствование отношений в обществе и совершенствование самой личности, то есть развитие человека и человечества, то все, что в действиях индивида способствует этому, - добро; все, что препятствует, - зло.

Добро - это любовь, мудрость, талант, активность, гражданственность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом. Это вера и надежда, истина и красота. Иными словами, все, что придает смысл человеческому существованию.

Зло противоположно Добру. Соответственно, оно выражает, во-первых, наиболее обобщенные представления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали, во-вторых, общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств, в-третьих, оценку отрицательных поступков людей.

25.​  Основные этические концепции добра и зла.

 В первобытном обществе добро было связано с полезной деятельностью для коллектива, а зло – с вредными для него действиями. С возникновением классов мораль приобретает классовый характер, одни и те же поступки, события оценивались одними слоями общества как добро, другими – как зло. Последующее развитие общества способствовало более многосторонней моральной оценке социальной ценности явлений, их полезность.

 На протяжении истории в понятиях добра и зла закреплялось нечто общее, что позволяло отличать моральное от аморального. Нравственно (добро) есть то, что соответсвует интересам, потребностям, надеждам людей, безнравственно (зло) – то что приходит в противоречие с ними. Добро и зло должны быть связаны с объективными тенденциями социального прогресса. Добро - это такое поведение и деятельность которые соответствуют прогрессу общества и личности, которые ориентированы на сохранение и всестороннее развитие человека как высшей социальной ценности. Зло отождествляется с теми формами поведения и социальной деятельности, которые препятствуют индивидуальному и социальному прогрессу. 


26.​  Благо как категория нравственного сознания. Определение «высшего блага».

Благо — обобщенное понятие, указывающее лишь на один общий признак — способность тех или иных объектов, включенных в общественно-преобразовательную деятельность, служить людям, удовлетворять их потребности.

Как этическая категория, благо имеет два значения: а) отражение нравственной ценности внеморальных факторов человеческой жизнедеятельности (например, труда, познания, науки и культуры); б) предельно обобщенное обозначение совокупности собственно моральных ценностей. Обеспечение общественного блага составляет основу, главное условие личного блага.

Высшее благо–это высшая цель наших усилий, то ради чего мы существуем и без чего невозможна полнота человеческой жизни. «Благо по своей природе стремится к распространению» (Плотин). Творец мира в христианской мысли тоже нередко именуется Высшим благом. В настоящее время  высшее благо - это совершенствование отношений в обществе и совершенствование самой личности, т. е.  развитие человека и человечества, то все, что в действиях индивида способствует этому, - добро; все, что препятствует, - зло.

27.​  Свобода и ответственность. Свобода действия и свобода воли.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

 Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

 Виды ответственности: историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; индивидуальная (персональная), групповая, коллективная. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Свобода действий- это возможность  выбора человека в своих действиях и поступках. Свобо́да во́ли — это возможность человека делать выбор вне зависимости от определённых обстоятельств. Существуют две противоположные позиции о свободе воли: метафизический либертарианизм —свобода воли существует и возможна, и жёсткий детерминизм — свободы воли не существует.


28.​  Проблема нравственной свободы и нравственного выбора.

Существует проблема нравственной свободы, т. е. правильного внутреннего нравственного выбора, независимо от внешних обстоятельств. Например, герои романа «Война и мир» Пьер Безухов и Андрей Болконский долгие годы ищут свой путь в жизни. Эти и другие герои обретают внутреннюю свободу только тогда, когда делают свой жизненный выстраданный выбор.

В романе «Факультет ненужных вещей» археолог Георгий Николаевич Зыби во времена Сталина безвинно попадает в заключение. В тюрьме, кажется, человеку труднее всего размышлять. Но для некоторых, оказывается, наоборот. Лишившись внешней свободы, они обретают огромную внутреннюю, потому что жизнь перед ними предстает по-иному.

Проблема нравственного выбора проявляется в сложных жизненных ситуациях, когда человек не знает как правильно поступить: в соответствии с моралью или так, как подсказывает разум. Герой произведения М. Шолохова «Судьба человека» несмотря на трудности и испытания, выпавшие на его долю, всегда оставался верным самому себе и своей родине. Ничто не сломило в нём духовную силу и не искоренило в нём чувство долга.

У В. Высоцкого много стихов, в которых человек оказывается перед выбором и ему нужны мужество, воля, чтобы победить:


29.​  Совесть как категория нравственного сознания.

Совесть является нравственным сознанием человека, способностью различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра. Она предполагает осознание личностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. В сложной обстановке совесть заставляет человека вести себя так, чтобы не заслужить упрека со стороны близких людей, всего народа.

Когда говорят о свободе совести, имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В понятии совесть отражается тесная связь этики и психологии.

Слабое развитие совести у того человека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальный или моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда, недовольства собой и стремления поправить дело.

Главная функция совести -самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой.

30.​  Честь и достоинство как категории нравственного сознания

Достоинство - категория этики, обозначающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности; форма самосознания и самоконтроля. Это выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности; обязанность совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую

Честь - это авторитет, имидж, репутация, нравственный образ жизни. Честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, которому он принадлежит. Понятие чести предполагает уважительного отношения по заслугам.

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцировано (честь офицера, слврача и т.д.)

31.​  Долг как моральный принцип деятельности.

Долг - это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться более значимой воле, чем собственная.  Виды  долга: эмпирический и моральный. Эмпирический долг представлен множеством разновидностей: долг родительский и детский, братский и дружеский, долг перед родиной, профессиональный долг. Моральный долг - это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале - ко всем живым существам.

Заметим, что следует отличать при осмыслении категории долга производственных, политических, воинских, гражданских и иных обязанностей человека от морального долга, означающего безусловное уважение человеческого достоинства в каждом индивиде, утверждение гуманности общества.

Отношения между моральным долгом и конкретными обязанностями человека часто являются напряжёнными, конфликтными. Например, воинский долг требует убивать врагов, а моральный - говорит «не убий»; моральный долг говорит человеку: «не сотвори себе кумира», а окружающая жизнь заставляет поклониться «золотому тельцу» и т.д. В этой связи очень важны вопросы реализации морального долга.

32.​  Этика счастья. Концепции счастья в истории этике.

Счастье - это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности, личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности, равнодушия, инертности.

Для счастья необходимы следующие условия: оптимальное удовлетворение материальных потребностей; самореализация личности через профессиональную деятельность и бескорыстное общение. Некоторые особенности и «законы» счастья: счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности.

Философ Древней Греции Эпикур говорил, что счастье бывает двух родов «высочайшее, которое уже нельзя умножить», и другое, которое «допускает и прибавление, и убавление наслаждений». Аристотель рассуждал о соприкосновении счастья и добродетели. В Древнем Египте считалось, что счастье человека всецело зависит от воли бога, который наделяет его добродетелью – «ка», обеспечивающей ему счастливую жизнь.

В средние века счастье ассоциировали с Богом и с религией (Августин Блаженный). В Новое время о нем писали Гельвеций, Фейербах, Бентам, Милль.  К. Маркс утверждал, что счастье – это борьба. Шопенгауэр считал, что характерной чертой первой половины жизни является неутолимая жажда счастья; второй половины – боязнь несчастья.

33.​  Этические проблемы насилия и ненасилия. Принципы милосердия и заботы.

Насилие – это такое принуждение или такой ущерб, которые реализовываются вопреки воле того или тех, против кого они сориентированы. Насилие является узурпацией свободной воли. Оно также является посягательством на свободу человеческой воли.

В широком смысле под насилием понимают подавление человека во всех его видах и формах – как прямое, так и косвенное, как физическое, так и экономическое, психологическое, политическое и всякое другое. В узком смысле насилие чаще сводят к физическому и экономическому урону, который люди могут наносить друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, ограбления, убийство, поджоги и т. д

Ненасилие отличается от насилия пониманием того, как поделены добро и зло в обществе людей. Оно основывается на взаимной связанности всех людей в добре и зле. Одно из нередко повторяемых возражений против ненасилия как программы действий состоит в том, что оно будто бы способствует развитию слишком благостного и потому нереалистического представления о человеке.

Милосердие является принципом, согласно которому следует содействовать благополучию других и использовать активные средства, чтобы предотвратить или устранить опасные обстоятельства, когда мы можем делать это без существенного риска для нас самих.

Забота специфически человеческий вид активности, заключающийся в обеспечении выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создании и поддержании условий, благоприятствующих желательному развитию событий.

34.​  Взаимодействие морали с различными сферами общественной жизни (мораль и экономика, мораль и право, мораль и политика).

Общечеловеческие моральные ценности, принципы действуют и в сфере экономики. Так называемые «этика бизнеса», «хозяйственная этика», «экономическая этика», «этика успеха» являются специфическим проявлением единых фундаментальных и социально-базисных моральных ценностей в сфере хозяйственной деятельности.

Право и мораль имеют общие черты, т.к. они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Мораль и политика – это нормативные регуляторы жизнедеятельности индивидов. Упорядочение поведения людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм (общих правил, эталонов, образцов поведения), которые являются общеобязательными для всех людей.
Мораль и политика различаются механизмом воздействия на общество. Мораль является разновидностью индивидуального регулирования, утверждения социального в индивидуальном с помощью наиболее общих правил поведения. Политика же обращена к общественным или групповым интересам.

35.​  Этические ценности гражданского общества (плюрализм, автономия).

В современном обществе появляется много этических ценностей, среди которых присутствуют плюрализм и автономия.

Плюрали́зм  — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания форм бытия. Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. С точки зрения этики плюрализм предполагает уважение мнения собеседника, культурное поведение, нравственные ценности во время спора.

Автономия- право самостоятельного управления, решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закрепленное в общегосударственной конституции. Следовательно, определённую степень децентрализации, однако меньшую, чем в федеративном государстве. С точки зрения этики автономия  предполагает отсутствие насилия, уважительное отношение ко всем народам,  недопустимость безнравственного отношения к другим нациям.

36.​  Ценностные ориентации личности (свобода, смысл жизни, счастье).

Ценностные ориентации представляют собой единство компонентов: когнитивного (знания о предметах, явлениях, процессах, мировоззрение, представление о своей жизни), эмоционального (отношение к миру, своим связям, чувствам) и поведенческого (предрасположенность к тому или иному типу социального поведения).

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Смысл жи́зни – это  философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человека.Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл. Особенно остро проблема смысла жизни стоит в экзистенциализме.

Счастье - это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности, личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности, равнодушия, инертности.




1. О творчестве И.А.Бунин
2. на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику
3. Державний моніторинг навколишнього природного середовища
4. Тема 12. Організація інформаційного обслуговування на підприємстві готельного господарства
5.  Земские избирательные съезды
6. Прочитай мене Колись давно майже півтораста років тому коли й прабабусі твоєї не було ще на світі жила
7. пюре Состав 45 крупных луковиц ~1 кг мука 2 столовых ложки плавленый сливочный сыр 70100 г
8. А СНЕЖКО Снежко О
9. Детская школа искусств 13 Курортного района Борав
10. тематизувати знання учнів про називні речення формувати вміння відрізняти їх у тексті від інших речень та в
11. 30 декабря 20 13 г
12. Практичний внесок К.І.Рубинського в розвиток бібліотечної справи на Україні
13. МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ СРЕДСТВА И СИСТЕМЫ
14. Тема- Етика як галузь філософських знань План Предмет етики
15. Ван Гог и Гоген - взаимовлияние творчества.html
16. Система физического воспитания
17. Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федераци
18. Правовой режим земель, предоставленных для ведения крестьянского хозяйства в Республике Беларусь
19. Тема 1 Ситуационная задача 1
20. - избираются на должность Государственной Думой из кандидатов представленных Президентом РФ; - на