Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Физической основой восприятия цвета является длина волны светового излучения

Работа добавлена на сайт samzan.net:


 О природе цвета 

      Цвет объекта зависит от освещения и свойств поверхности, а кроме того, и от самого наблюдателя. Физической основой восприятия цвета является длина волны светового излучения. Световые волны разной длины, отражаемые или поглощаемые освещенным объектом, воспринимаются как различные цвета. Отсутствие света воспринимается как черный цвет; белый цвет, в свою очередь, содержит полный спектр в равных пропорциях.
      Принято разделять спектр на семь цветов. Фразу об “охотнике и фазанах” мы заучили с детства, но это деление, введенное Ньютоном, - чистая условность. Леонардо да Винчи считал, что основных цветов пять, Михайло Ломоносов положил начало трехкомпонентной теории цветового зрения. В соответствии с ней световые волны, длина которых соответствует красному, синему и зеленому цветам, составляют основу всех цветов в природе, поэтому красный, зеленый и синий - основные,
первичные цвета. При наложении попарно трех первичных цветов образуются вторичные: голубой, пурпурный, желтый. Желтый цвет получается наложением красного и зеленого; первичный синий в формировании желтого не участвует, поэтому синий и желтый являются взаимодополняющими, комплиментарными цветами. При освещении одуванчика синяя составляющая света поглощается цветком, а красная и зелёная отражаются, поэтому мы воспринимаем одуванчик жёлтым. При смешении всех первичных составляющих (красной, зеленой и синей) длины волн суммируются, и образуется белый цвет.
    Следует заметить, что цвет и краска понятия разные. Для изменения цвета на объект наносят краску? По сути, краска - это фильтр, который пропускает и отражает строго определенные лучи света, в результате чего и создаётся новый цвет объекта.

Гармоничность сочетания цветов

    Сочетания цветов играют важную роль в создании гармонических композиций, хотя и они, подобно цвету одежды, подвержены моде. Одни цвета прекрасно сочетаются друг с другом, другие просто “режут” глаз (например, оранжевый и бордовый). Дизайнеру следует позаботиться о согласовании цвета, гармонии колорита. Надо стремиться к созданию цветовых аккордов, гармонических созвучий, причем каждый цвет должен поддерживать соседние, контрастно увеличивая их насыщенность, светлость или затемненность. Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания позволяют добиться различных эффектов в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы цветовых пятен. Техника цвета - это высшая математика для художника; у каждого мастера свои методы решения задач, но без “арифметики”, то есть без знаний строгих закономерностей теории цвета, совершенства не достичь.

Круг естественных цветов по Гете 

     Для определения гармоничного сочетания различных цветов пользуются - цветовыми (колориметрическими) кругами. Рассмотрим широко используемый из них круг естественных цветов по Гете (рис. 3.1).
    Обозначение цветов и их название в цветовом круге:
К - красный; КО - красно-оранжевый; О - оранжевый; G - желтый; GZ - желто-зеленый; Z - зеленый; СZ - сине-зеленый; С - синий; СF - сине-фиолетовый; F - фиолетовый; КF - красно-фиолетовый.
    Все существующие в полиграфии краски (краски, а не цвета!) образуются путем смешения всевозможных количественных сочетаний трех основных красок - красной (пурпурной), синей (голубой) и желтой. Исходя из этого, в круге представлены: треугольником СКG - первичные (основные) цвета, перевернутым треугольником FОZ - смешанные цвета первого порядка, а точками на окружности СZ, СFG КF и т.д. - смешанные цвета второго порядка.
    Наличие такого цветового круга позволяет дать следующие рекомендации:

• контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг против друга (например, F и G). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друг друга, их сочетание гармонично;
• сочетание цветов, расположенных по углам основного либо перевернутого треугольника (например, С и G), менее гармонично;
• сочетание цветов, расположенных в круге под углом 90
0, целесообразно для подбора “цветных аккордов” в два, три и четыре цвета (например, СF и Z или GО и Z, или все вместе, или три из них).


Рис. 3.1. Круг естественных цветов по Гете

К -красный
G - желтый
С - синий
О - оранжевый
Z - зеленый
КО - красно-оранжевый
GО - желто-оранжевый
GZ - желто-зеленый
СZ - сине-зеленый
СF - сине-фиолетовый
С, К, G - основные цвета
F, О, Z - смешанные цвета первого порядка
КО, СF, КF и т.д, - смешанные цвета второго порядка .

   Контрастные гармоничные сочетания дают цвета находящиеся друг напротив друга (F, G).
    Допустимые гармоничные сочетания составляют цвета, расположенные по углам треугольников (С, G).
    Гармоничные сочетания из двух, трех, четырех цветов - в круге под углом 96° (СF-Z, GО-Z-К)

Сочетания хроматических и ахроматических цветов 

     Ахроматические цвета (белый, черный и все оттенки серого) в цветовых кругах отсутствуют, но они играют важную роль. Белый цвет осветляет, делает “легче” любой другой; черный, наоборот, затемняет любой хроматический, делает его более мрачным, торжественным. Сочетание оттенков разной интенсивности, полученных путем добавления белого цвета к основному цветовому тону (например, от красного до розового, от синего до голубого), никогда не приводит к дисгармонии. “Цветовой аккорд” воспринимается воздушным, спокойным.
  
  Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.
    Цель дизайнера достичь гармоничного сочетания цветов при их совместном применении.
    Наиболее распространены слёдующие типы цветовых гармоний: двухцветная однотонная, двухцветная контрастная, трехцветная однотонная, трехцветная однотонно-контрастная и, как исключение, четырехцветная.
    В более многоцветных композициях случайные цвета зачастую вызывают пестроту, ощущение тревоги и нарушают единство композиции.

Цвет и психология 

    Восприятие цвета зависит от освещения, рассматриваемого объекта и самого индивидуума, в частности его психологического состояния. Существует и обратная связь. С древнейших времен известно специфическое воздействие цвета на человека. Цвет влияет на аппетит, работоспособность, внимание, кровяное давление и многое-многое другое. По утверждению психологов человек наделяет каждый цвет определенными свойствами, и это очень важно учитывать в дизайне.
    В комнате, освещенной лампой под красным абажуром, уютно и тепло; представьте теперь, что произойдет, если заменить лампу на синюю. Светлые стены классов и школьных коридоров дольше остаются чистыми, поскольку не “провоцируют” учеников пачкать. Привлекателен и вызывает положительные эмоции ярко-голубой, так как этот цвет устойчиво ассоциируется с летним небом.
    Цвет, обладает эмоциональной выразительностью, он может создавать впечатление легкости и тяжести, торжества и уныния, печали и радости. Восприятие размера и глубины пространства также зависит от цвета: одни краски “выступают вперед”, другие уходят назад”. Красный. оранжевый, жёлтый цвета и их оттенки человек ощущает как
теплые, синий и фиолетовый - как холодные. Зеленый цвет нейтральный, у него есть холодные и теплые оттенки. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение - их называют активными; холодные (пассивные), наоборот, успокаивают.
      Каждый цвет имеет, определенное психологическое и физическое воздействие на человека. Например:

красный цвет - тяжелый, насыщенный, горячий, активный и динамичный, тревожный. При его созерцании усиливается мышечное напряжение, учащается дыхание и повышается кровяное давление;
голубой - удаляющийся, лёгкий, прохладный, спокойный, свежий, чистый. Этот цвет снижаёт кровяное давление, успокаивает. В больших количествах вызывает ощущение прохлады;
желтый-теплый, радостный, подвижный. Зрительно увеличивает объем; стимулирует умственную деятельность. Серо-желтые и зеленовато-желтые оттенки вызывают неприятные ощущения;
оранжевый - легкий, теплый, яркий, динамичный, способствует легкому возбуждению, улучшению пищеварения, кровообращения и повышению половой активности;
фиолетовый - далекий, таинственный, холодный, выразительный. Он уменьшает объем, стимулирует деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость простудным заболеваниям. Требует тщательного подбора сочетаний с другими цветами.

     Интенсивные цвета, действующие в течение длительного времени, утомляют человека, раздражают глаза и надоедают. Скажем, если человеку приходится иметь дело с желтыми предметами, а стены помещения окрашены в тот же цвет, то зрение ослабевает.
     В настоящее время ученые многих стран, анализируя воздействие цвета на психику, дают рекомендации практического его использования во всех, областях человеческой деятельности. В производственной сфере, к примеру, это прекрасное средство оптимизации производства - для повышения производительности труда, снижения усталости; в медицине (психотерапии) - “успокоительное лекарство”, создающее оптимистическое настроение и способствующее выздоровлению. При оформлении зон отдыха, интерьеров жилых помещений и офисов необходимая атмосфера создается именно с помощью цвета: для динамичного, активного времяпрепровождения используют контрастные, яркие сочетания, а для тихого, спокойного отдыха мягкие, пастельные тона.
     Исследования показывают, что из всего спектрального разнообразия больше всего утомляет сетчатку глаза фиолетово-синий, чуть меньше красный и меньше всего - зеленый цвет.
     Цвет комнат для детей младшего возраста должен быть теплым, предпочтительно оранжево-желтых тонов; для детей 10-14 лет - различных оттенков зеленого цвета, а для старшеклассников - голубой или нейтральный светло-серый.
     Оранжево-желтый, желтый, зеленовато-голубой, голубой, а также белый уменьшают зрительное и цветовое утомление и относятся к группе оптимальных цветов. Красный, синий, фиолетовый как бы подчинены первой группе и называются субоптимальнылш цветами. Третью группу так называемых предохранительных цветов составляют максимально насыщенные. Они используются при окраске транспортных средств, станков, инструментов - иными словами, предметов, которые могут представлять опасность для человека.

Некоторые свойства цветов 

    Соседние цвета влияют друг на друга и воспринимаются нашим зрением в зависимости от цветового окружения. Восприятие цвета вследствие его сочетания с другими цветами называется одновременным цветовым контрастом.
    Приведем наиболее яркие примеры.

1. Светлый цвет по соседству с темным кажется еще светлее, а темный рядом со светлым - темнее (световой контраст).
2. Красный цвет рядом с зеленым смотрится насыщеннее
(хроматический контраст).

    Немаловажное значение имеет фон композиции, о чем свидетельствуют следующие примеры:

• серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне;
• на красном фоне серый цвет кажется зеленоватым, на желтом - синеватым, на зеленом - чуть розоватым, на синем - желтоватым. Если на цветном фоне нужен все-таки серый цвет, этого можно добиться с помощью хроматического контраста. Например, на синем фоне серый цвет пожелтеет, поэтому к нему следует добавить немного синевы тогда синий цвет и желтый оттенок, вызванный действием контраста, смешавшись, дадут чистый серый ахроматический цвет.
• при отделке поверхностей двумя цветами нижнюю часть следует делать темной, а верхнюю - светлой, что придаст объекту большую устойчивость. В случае, необходимости применения темного цвета сверху например, при отделке стен), темную часть стремитесь сделать меньше нижней;
• как правило, теплые тона обладают свойством “приближаться”, а холодные - “удаляться”. Если красные и серые кружки диаметром около 1 см, лежащие на черном фоне, рассматривать с расстояния 1 м, нам наверняка покажется, что они расположены в двух разных плоскостях красные ближе, а серые дальше;
• среди ахроматических светлые цвета воспринимаются приближающимися, а темные - удаляющимися. При отделке интерьера путем подбора соответствующей краски можно достичь оптического уменьшения или увеличения помещения.

Цветовой охват и модели цвета 

     Число цветов, вообще говоря, безгранично. Одни устройства могут воспринимать цвета — это глаза человека и некоторых животных, фотопленка, сканер. Другие воспроизводят цвета — офсетная машина, монитор, фотобумага.
    При каждом из этих процессов число цветов хоть и велико, но меньше всего диапазона. Так, глаз не воспринимает цвета ультрафиолета и инфракрасного излучения. Фотоаппарат бессилен перед очень темными оттенками. Традиционная офсетная печать не передает очень светлые и яркие тона. Диапазон цветов, который может быть воспроизведен, зафиксирован или описан каким-либо способом, называется
цветовым охватом. Следовательно, цветовой охват монитора, офсетной машины и глаза разный, причем у глаза он наибольший. Часть из того, что воспринимает глаз, может передать монитор (на экране нельзя точно передать, например, чистые голубой или желтый цвета). Часть из того, что передает монитор, можно напечатать (например, при полиграфическом исполнении совсем не передаются цвета, составляющие которых имеют очень низкую плотность). Разность цветовых охватов устройств вывода и человеческого глаза представлена схемой, приведенной на рис. 3.2. Каждый из охватов может быть выражен моделью цвета. 

1 - Человеческий глаз
2 - Монитор(RGB)
3 - Офсетный печатный станок (CMYK)

Рис. 3.2.Цветовой охват человеческого глаза и разных устройств

    Для математического описания цвета было предложено несколько цветовых моделей. Почему несколько? Да потому, что ни одна из моделей не была идеальна. Устройство моделей одинаково: в каждой из них принято несколько базовых компонентов, и каждый базовый компонент вносит вклад в создание конкретного цвета. Базовые компоненты модели называются каналами. Цвета, которые можно описать, используя данную модель, входят в ее цветовой охват. По-другому говорят, что эти цвета образуют цветовое пространство модели. Все модели имеют различный цветовой охват.

Перечислим самые известные цветовые модели (ниже каждая из них рассмотрена более подробно).

* Модель RGB (Red (Красный), Green (Зеленый), Blue (Синий)) описывает излучаемые цвета. Базовыми компонентами модели являются три цвета лучей - красный, зеленый, синий. При восприятии цвета человеком именно они непосредственно воспринимаются глазом. Остальные цвета представляют собой смешение трех базовых в разных соотношениях. При сложении (смешении) двух лучей основных цветов результат оказывается светлее, чем отдельные составляющие. Цвета этого типа называются аддитивными (рис. 3.3). RGB - трехканальная цветовая модель. В модели RGB изображение кодируется сканером и отображается на экране монитора.


Рис. 3.3.Аддитивные цвета

* Модель CMY описывает отраженные цвета (краски). Они образуются в результате вычитания части спектра падающего света и называются субтрактивными.(Рис. 3.4.) При смешении двух цветов результат темнее обоих исходных, поскольку каждый из цветов поглощает часть спектра. Каналы CMY - это результат вычитания основных RGB-компонентов из белого цвета (то есть полного спектра). При этом получаются следующие цвета: Cyan (голубой - белый минус красный), Magenta (пурпурный - белый минус зеленый) и Yellow (желтый - белый минус синий).

* Развитием модели CMY является CMYK. Она описывает реальный процесс цветной печати на офсетной машине и цветном принтере. Пурпурная, голубая и желтая краски (полиграфическая триада) последовательно наносятся на бумагу в различных пропорциях, и таким способом может быть репродуцирована значительная часть видимого спектра. В области черного и темных цветов наносятся не цветные, а черная краска. Это четвертый базовый компонент, он введен для описания реального процесса печати. Черный компонент сокращается до буквы К (BlacK или, по другой версии, Key). CMYK - четырехканальная цветовая модель.


Рис.3.4.Субтрактивные цвета.

     Описанные цветовые модели являются аппаратно-зависимыми. При выводе одного и того же изображения на различных устройствах (например, на двух разных мониторах) вы, скорее всего, получите разный результат. То есть цвет зависит как от значений базовых составляющих, так и от параметров устройств: качества и марки данной печатной краски, свойств использованной бумаги, свойств люминофора и других параметров конкретного монитора, принтера или печатного пресса. Кроме того, существование разных моделей описания для излучаемых и отраженных цветов весьма неудобно при компьютерной подготовке цветных изображений. В полиграфический процесс входят системы, работающие как в модели RGB (сканер, монитор), так и в модели CMYK (фотонабор и печатная машина). В процессе работы приходится преобразовывать цвет из одной модели в другую. Поскольку эти модели имеют разный цветовой охват, преобразование часто сопряжено с потерей части оттенков. Поэтому одной из основных задач при работе с цветными изображениями становится достижение предсказуемого цвета. Для этого создана система цветокоррекции (Color Management System, CMS). Это программная система, цель которой, во-первых, достичь одинаковых цветов для всех этапов полиграфического процесса, от сканера до печатного станка, а во-вторых - обеспечить стабильное воспроизведение цвета на всех выводных устройствах (например, на любом мониторе).
    Для правильного отображения цвета удобно определить стандартную модель, к которой бы приводились цвета на всех этапах процесса.
    Успешной попыткой создания аппаратно-независимой модели цвета, основанной на человеческом восприятии цвета, является Lab. Любой цвет в Lab определяется
светлотой(яркостью) (Lightness) и двумя хроматическими компонентами: параметром а, который изменяется в диапазоне от зеленого до красного, и параметром, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого. Яркость в модели Lab полностью отделена от цвета. Это делает модель удобной для регулировки контраста, резкости и других тоновых характеристик изображения. Модель Lab является трехканальной. Ее цветовой охват чрезвычайно широк и соответствует видимому цветовому охвату для стандартного наблюдателя. Охват Lab включает охваты всех других цветовых моделей, используемых в полиграфическом процессе.
    Наконец, многие художники пользуются цветовой моделью HSB. Эта математическая модель очень удобна для подбора оттенков и цветов. Модель HSB основана на модели RGB, но имеет другую систему координат. Любой цвет в модели HSB определяется своим цветовым тоном (собственно цветом), насыщенностью(то есть процентом добавленной к цвету белой краски) и яркостью (процентом добавленной черной краски). Эта трехканальная модель получила название по первым буквам английских слов Hue (Тон), Saturation (Насыщенность) и Brightness (Яркость).

Типы растровых изображений 

Photoshop поддерживает описание изображений в различных цветовых моделях. В рамках программы существует также понятие типа изображения. В Photoshop существуют следующие типы изображений:

Монохромные изображения. В таком изображении есть только два цвета — черный и белый;
Полутоновые изображения. Они состоят из 256 оттенков серого цвета;
Полноцветные изображения. Это цветные изображения, использующие цветовые модели RGB, CMYK.  Они состоят из нескольких цветовых каналов. Каждый канал представляет собой полутоновое изображение, содержащее 256 оттенков;
Индексированные изображения. Это одноканальные цветовые изображения, содержащие содержащее до 256 точно определенных цветов. Они применяются в Web-дизайне, поскольку размеры индексированных изображений гораздо меньше, чем аналогичных полноцветных.
Многоканальные изображения. К этому типу относятся изображения, содержащие произвольное число цветовых каналов. Они применяются для специальных целей, например для печати дуплексов.

Система управления цветом 

    Система управления цветом - Color Management System (CMS) - учитывает, во-первых, принципиальное различие воспроизведения и восприятия цветов различными устройствами, а во-вторых, конкретные характеристики оборудования (сканера, монитора, фотонабора, принтера). Полностью устранить различия не удается, однако в результате действия системы цвета одного и того же изображения в представлении разных устройств оказываются очень похожи на оригинал.

Принцип работы 

     В компьютерах Macintosh управление цветом уже давно поддерживается на системном уровне. На платформе PC управление цветом включено в операционную систему в Windows 98/2000. Система управления цветом ColorSync, используемая на Macintosh, и ICM 2.0, реализованная в последних версиях Windows, с точки зрения Photoshop ничем не отличаются. Системы управления цветом работают только с калиброванными устройствами. Под калибровкой понимается математическое описание цветопередачи устройства. Такое описание в терминах управления цветом называется цветовым профилем или просто профилем устройства. Профиль устройства представляет собой таблицу, по которой цвета, зарегистрированные устройством ввода (сканеры, цифровые камеры, видеоплаты и т. п.) или отображаемые устройством вывода (монитор, принтер), преобразуются в одну цветовую модель. Эта аппаратнонеза-висимая модель представления цветов, Profile Connection Space (PCS), является ядром любой системы управления цветом. Название метко выражает сущность этого понятия — PCS служит тем цветовым пространством, которое вмещает цветовые пространства всех устройств, являясь их “общим знаменателем”. В системе управления цветом используется международный аппаратно-независимый стандарт измерения цветов CIE L*a*b (Comission Internationale L’Enclairage). Система обеспечивает однозначное представление цветов независимо от конкретного устройства, используемого для создания или вывода изображения.
     Таким образом, систему управления цветом формируют:

     Аппаратно-независимая цветовая модель, PCS (Profile Connection Space), no отношению к которой строятся профили конкретных устройств;
     Профили устройств, в которых указаны все характеристики представления цвета конкретными устройствами. Различают профили устройств ввода (сканера, цифровой камеры), профили монитора и профили выводных устройств — принтера, фотонаборного автомата, печатной машины. Каждое устройство имеет собственный профиль. Кроме того, профили могут относиться к различным типам файлов, а также программам и операционным системам;
     Модули управления цветом, Color Management Modules (CMM), которые интерпретируют данные о цвете и информацию профилей и формируют инструкции по коррекции для каждого из устройств.
     Управление цветом можно выразить простой схемой (рис. 2:21). Система получает данные из устройства ввода в Модели RGB. С помощью CMM данные преобразуются в аппаратно-независимый формат в модели Lab с учетом поправок, получаемых из профиля устройства ввода. При выводе па монитор СММ преобразует данные из независимого формата снова в RGB с учетом профиля монитора. Вывод на принтер предполагает преобразование в CMYK с учетом профиля принтера.

Рис. 2.21.Управление цветом

     Профиль устройства описывает то, как оно представляет цвета. Цветопередача вовсе не одинакова для всех устройств каждого типа. Она зависит не только от конкретной модели устройства, но различается даже для отдельных экземпляров одной и той же модели. По этой причине, строго говоря, следует строить индивидуальный цветовой профиль для каждого отдельного устройства, задействованного в технологической цепочке. Более того, цветовые параметры каждого экземпляра меняются со временем: стареет люмнно4юр электронно-лучевой трубки, меняется спектральный состав источника света в сканерах. Поэтому профиль нельзя построить “раз и навсегда”, его необходимо периодически обновлять.
    Построение индивидуальных профилей требует специальной измерительной аппаратуры (спектрофотометров, денситометров и колориметров) и специального программного обеспечения. Эти приборы используются для измерения цветов, отображаемых монитором и получаемых на печати. Программное обеспечение (обычно прилагаемое к аппаратуре) на основе данных измерении осуществляет построение цветовых профилей. К наиболее популярным из таких систем можно отнести:

Heidelberg ScanOpen, ViewOpen и PrintOpen;
Agfa ColorTune;
Kodak ColorMatch;
Candela ColorSynergy.

    Перечисленные программы могут строить цветовые профили всех типов при наличии необходимой аппаратуры.
    Профиль сохраняется в файле с расширением КМ, который затем следует установить в систему управления цветом. Например, чтобы установить цветовой профиль в Microsoft Windows 98, достаточно щелкнуть на его файле правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выбрать команду Install. Файл профиля будет установлен и размещен в папке Color, находящейся в системной папке Windows.

PAGE  8




1.  Розділ теорії механізмів і машин 1
2. На тему- Креативный менеджмент
3. черными стенами сосен по руслу замерзшей реки Шаста
4. ТЕМА- Оператори та стандартні функції і процедури мови МЕТА- Ознайомитись структурою програми на мові Pscl ме
5. Шведская литература
6. на тему- Политические взгляды Огюста Конта
7. Анализ состояния нефтяной промышленности
8. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ СТАТИСТИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Контрольная
9. История пропавшего в 2012 году и найденного год спустя самолета Ан2ldquo; а также таинственные сигналы с него
10. Я хотел бы выразить свое восхищение и благодарность великолепному учителю
11. 6 Введение
12. Переносимость тока хорошая
13. Архитектурная семиотика
14. Что явлся абсолютно универсальным для социальн
15. Присоединение России к Всемирной торговой организации и развитие консалтинговых услуг
16. Бухгалтерский баланс и модели его построения
17. Применение метода проектов в элективном курсе предпрофильной подготовки
18. Меры профилактики ИППП
19. Происхождение, основные этапы развития и современные определения термина библиография
20. ПОСОБИЕ ПО ТРУДУ В современной России подавляющая часть экономически активного населения выступает в рол