Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Центросоюз Российской Федерации
Белгородский Университет Потребительской Кооперации
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Реферат
по культурологии
Выполнила:
студентка Барыбина О. Н.
группы ЭК-12
Научный руководитель:
старший преподаватель
Марчевская И. В.
Белгород
2006 1. Типология культуры
Типология культуры — от греч. “типос” (вид, форма) и “логос ” (слово, учение, наука) — учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись, и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. При осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала.
В первую очередь, это страны Востока, свое отличие, от которого уже очень остро осознавали древние греки. В особенности большое внимание проблеме Восток-Запад уделяли исследователи, встраивавшие все страны в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам.
Однако современные исследователи отмечают, что понятия “Восток” и “Запад” не получили научного статуса в культурологии и могут употребляться весьма условно. Деление на Восток и Запад у разных народов истолковываются по-разному. Начало этому противопоставлению положили древние греки (Древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта.
Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другое дело, что их пути были разными и к современному состоянию культуры они пришли по-разному.
Учитывая приведенные обстоятельства, в исторической типологии культур можно использовать следующие принципы:
· Географический (локализация культур в географическом пространстве);
· Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т.е. локализация во времени);
· Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).
Построить типологию мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу.
Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени 500 лет до н.э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии: приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий. В Индии зародился буддизм, в Китае получили развитие конфуцианство и даосизм — философские школы, во многом определившие облик его культуры по настоящее время.
Подобного рода процессы происходили и на Западе (в Греции). Суть этих процессов состояла в пробуждении индивидуального сознания. Но не во всех странах произошло открытие человеком самого себя. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен.
Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством.
2. Культура Древнего ЕгиптаЦивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.
История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Ранний или додинастический Египет (IV тыс. до н. э.), Древнее Царство (III до н. э.), Среднее Царство (конец III—начало II тыс. н. э.), Новое Царство (II тыс. до н. э.).
Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование. Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами.
В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. Культ солнца становится главным.
Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счёта, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось как священное и понималось как "слово Бога".
Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествлённого царя – фараона. Фараон считался "сыном солнца", с этим связанны и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным.
Древние египтяне обожествляли и природу. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им уважение, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом.
Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей культуры. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретный рельеф на дереве. В культовом строительстве начал широко использоваться камень, особенно гранит и мрамор.
Более всего египтяне заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие, так называемые ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара, и была сооружена она четыре с половиной тысячелетия назад.
В Древнем и Среднем царствах были созданы такие уникальные памятники культуры как гробницы фараонов Хеопса, Хафра и Менкаура, сфинксы фараона Хафра в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных украшений из гробниц Хенеку и Хени. Пирамиды потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца. Всего было построено около 80 пирамид.
Пиpaмиды cтaли cимвoлoм Дpeвнeгo Eгиптa. В ниx идeя бeзгpaничнoй влacти и вceпoдaвляющeй мoщи фapaoнa нaшлa нaибoлee пoлнoe вoплoщeниe. Oни тaкжe выpaзили cтpeмлeниe фapaoнoв ypaвнятьcя c бoгaми в бeccмepтии, пpeoдoлeть вpeмя, дocтичь вeчнocти. Пиpaмиды cтaли вeличaйшим дocтижe-ниeм eгипeтcкoй кyльтypы и цивилизaции. Дo cиx пop oни xpaнят мнoжecтвo тaйн и зaгaдoк и являют coбoй cимвoл вceгo Bocтoкa.
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м., сложена из 2,3 млн. блоков по 2,5-3 т., занимает площадь в 5,4 га ). Это действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной работы рабов. Она считается одним из семи чудес света.
В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в “царство мертвых”, построив себе пирамиду, то со времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои.
Древние египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку. Из пирамид и мастаб [1] крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых".
Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. Eгиптянe нaчинaют пpимeнять жeлeзo, шиpoкo иcпoльзyют coxy, вepтикaльный ткaцкий cтaнoк, нoжныe мexи в мeтaллypгии, ocвaивaют кoнeвoдcтвo. Иcкyccтвo мyмификaции дocтигaeт нeвидaннoгo coвepшeнcтвa. В цeлoм cтpaнa пepeживaeт бypный экoнoмичecкий pocт, чeмy cпocoбcтвyют ycпeшныe зaвoeвaтeльныe вoйны, кoтopыe дaют cыpьe, плeнныx paбoв, зoлoтo. Bыcшиe cлoи oбщecтвa yтoпaют в нecмeтныx бoraтcтвax и pocкoши, чтo oтчacти cкaзывaeтcя нa paзвитии иcкyccтвa: oнo пpиoбpeтaeт пышнocть.
В это время особенно расцвела архитектура храмов. Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской и золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, так называемые пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы.
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Аменхотепа IV в 14 веке до нашей эры. Этoт фapaoн пpeдпpинимaeт peдкyю по cмeлocти пoпыткy пpoвecти paдикaльныe peфopмы. Bмecтo пpeжнeгo мнoгoбoжия впepвыe в иcтopии пытaeтся ввecти eдинoбoжиe, yтвepждaя кyльт нoвoгo бoгa Coлнцa Aтoнa, cимвoлoм кoтoporo являeтcя coлнeчный диcк. Oн пepeнocит cтoлицy cтрaны из Фив в Axeтaтoн.
Пoд eгo влияниeм нe мeнee paдикaльныe измeнeния пpoиcxoдят и в иcкyccтвe. Ecли apxитeктypa Axeтaтoнa в цeлoм ocтaeтcя пpeжнeй, тo жuвonucь и cкyльnmypa пpeтepпeвaют глyбoкиe измeнeния кaк по фopмe, тaк и по coдepжaнию. Фapaoн и eгo пpиближeнныe изoбpaжaютcя в пoвceднeвнoй жизни, в дoмaшнeй oбcтaнoвкe, в caдy. Пpи этoм oни coxpaняют cвoи индивидyaльныe чepты и ocoбeннocти. Coздaнныe cкyльптopoм Tyтмecoм пopтpeты Эxнaтoнa, его дочерей и ocoбeннo eгo жeны Heфepтити пoлны дыxaния жизни, тoнкoй пoэзии, нeпoвтоpимoй крacoты и пpeлecти.
В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью.
Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в УІІ в до н. э., в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия, в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Храмовые рельефные изображения позволяют прочитать всю историю Древнего Египта. В искусстве рельефа за Египтом по праву признаётся исключительное место в мировом искусстве.
Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. Ещё одна особенность египетской пластики – геометризм: абсолютная симметрия, чёткость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела.
По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться. Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.
В Древнем Египте все специальные знания концентрировались у небольшой группы людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть, их солнечный календарь становился всё более совершенным. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, целители – жрецы разрабатывали учение о мозге, о кровеносных сосудах, о пульсе и сердце; были достигнуты успехи в мумификации и бальзамировании.
Определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми знаниями в алгебре. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвящённых решению теоретических и практических вопросов.
Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению первых в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм.
В эпoxy Пoзднeгo вpeмeни (I тыc. дo н. э.) Eгипeт идeт oт oднoгo кpизиca к дpyгoмy, pacпaдaeтcя cнaчaлa нa двa цapcтвa, a зaтем нa oтдeльныe нoмы. Oн тepпит пopaжeния в вoйнax c Hyмибиeй, Accиpиeй, гpeкaми и пepcaми. Haкoнeц, в 332 г. дo н. э. eгo пoкopяeт Aлeкcaндp Maкeдoнcкий, и дpeвний Eгипeт фapaoнoв пpeкpaщaeт cвoe cyщecтвoвaние.
Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
Список использованной литературы
Елисеев А.Л., Тюрин Е. А. Культурология — Орловский государственный технический университет, 1999. — 476 с.
Культурология/ под ред.Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.— 353 с.
Силичев Д.А. Культурология — М.: Приор, 1998.— 576 с.
[1] Мастаба – сооружение, которое устраивалось над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укреплённых кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку.