Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
2010 г.
Определение потребности.
В этом году в кабинете «Технологии» сделали ремонт и мне захотелось сделать какое-нибудь изделие для украшения интерьера, а т.к. я учусь в 10 классе, и в следующим году заканчиваю школу, то хотелось бы оставить о себе память.
Краткая формулировка задачи
Разработать и изготовить изделие в лоскутной технике, хотелось, чтобы изделие было не только красивое, но функциональное.
Немного из истории лоскутного шитья
Книга «Домострой» протопопа Благовещенского кремлевского собора Сильвестра, в XVI в. собравшего разрозненные поучения и наставления по ведению домашнего хозяйства, предписывает в главе о рукоделии: «Если случится одежду какую кроить себе и жене или детям и работникам... так уж сам господин с госпожой смотрят и подбирают товар, остатки же и обрезки хранят. Остатки же и обрезки разные ко всему пригодятся в домашнем деле, заплату поставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить». Не с этих ли заплат и желания продлить жизнь вещей началось лоскутное шитьё в России?
Самые древние одежды, где появилась стёжка (квилт), найдены в странах Азии. Поначалу стежка имела чисто практические цели: соединить несколько слоев ткани, чтобы закрепить их между собой, продлить срок использования вещей, накладывая новую ткань на изношенную. Но впоследствии стали появляться декоративные стёжки ими украшали теплые изделия. Применялась стежка и в русской одежде. Согласно толковому словарю В. И. Даля, слово «подоплёка», «подоплечье» имеет значение «подкладка, подбой у крестьянской рубахи от плеч по спине и груди до полпояса». Нашивалась подоплёка с изнанки, защищая спину и грудь от переохлаждения. Для украшения ее простёгивали красными нитками и шестом (В. Вардугин «Русская одежда»).
А вот изделия из лоскутиков появились гораздо позже. Перечислить все, что можно сделать из вороха разных лоскутков, невозможно, но поверьте: что бы вы ни сделали своими руками (плед, подушку, покрывало, занавеску, фартук или простенькую прихватку), эта вещь обрадует, согреет, успокоит, утешит. Порой можно встретить совсем неожиданные для этого вида искусства вещи обложку для книги, карандашницу, тапочки или даже сапоги и т. д.
Лоскутное шитьё по праву можно отнести к искусству. Из прежде простого сшивания лоскутиков мастера перешли к более совершенным, изумительным по красоте, изысканным работам. Разработано и открыто множество новых способов и технологий обработки и сшивания текстиля. Мастериц, занимающихся лоскутной техникой, в народе называют лоскутницами.
Яркие разноцветные лоскутки, в сущности, представляют собой остатки ткани, кожи, фетра при шитье. Кроме того, кусочки ткани вырезались из поношенной и пришедшей в негодность одежды, из них стегались одеяла, шились салфетки, скатерти, занавески, жилетки, детские платьица и костюмчики, грелки на чайники и многое другое.
Лоскутное шитьё многие народы мира взяли на вооружение несколько веков назад. Из разноцветных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют различные художественные композиции мозаичные узоры. По этой причине в России лоскутное шитьё называют ситцевой мозаикой. Другим направлением лоскутного шитья является аппликация. Для ее изготовления мастерицы сначала выбирают фон, а затем по нему уже из лоскутков разной формы строят рисунок.
Наверное, раньше всего лоскутное шитьё появилось на Востоке. Археологи утверждают, что уже несколько тысячелетий назад население Египта, Китая, Междуречья путем стёжки соединяло несколько слоев ткани при шитье халатов и одеял. Самая древняя аппликация, датируемая 980 г. до н. э., была найдена в Египте. Фрагменты стёганых изделий археологи обнаружили на территории нашей страны при раскопках скифских курганов. При раскопках кургана Пазырык на Алтае в одном из захоронений богатой скифской женщины был найден нарядный нагрудник из беличьего меха, расшитый пёстрыми аппликациями. Он сохранился благодаря вечной мерзлоте и является редчайшей по значимости находкой. Этому предмету древнего искусства более 2 тыс. лет, и он свидетельствует о существовании техники лоскутного шитья у наших далеких предков.
Доподлинно известно, что лоскутное шитьё было очень распространено в Британии и на юге Франции уже в Средневековье. Техника стежки появилась в Европе во времена крестовых походов, более 800 лет назад. Мастерицы украшали вещи яркой контрастной отделкой из лоскутков. В города Англии в XVI в. начали привозить из индийских колоний высококачественные хлопчатобумажные ткани различных расцветок и узоров. Только состоятельные английские семьи могли себе позволить обладать индийским одеялом, красиво украшенным вышивкой или набивным рисунком. В небогатых семьях стали подражать этому ремеслу, изготавливая одеяла и наволочки из простых дешевых тканей. Выпускали вещи, выполненные в технике лоскутного шитья, и английские мануфактуры. В 1712 г. правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Из экономии английские мастерицы стали нашивать дорогие кусочки индийского ситца, ставшего контрабандным товаром, на английское сукно и шерсть. Между лоскутками дорогого ситца прокладывали шнуры, тесьму, отделывали ткань декоративной стёжкой. Это называлось персидской вышивкой, а практически представляло собой искусство аппликации на ткани.
Именно английские переселенцы принесли это ремесло в Америку, где оно стало национальным видом декоративно-прикладного искусства, смешавшись с народными индейскими традициями. Индейские женщины тоже работали в технике лоскутного шитья, отделывая контрастными по цвету лоскутами ткани и кожи одежду и предметы быта, в том числе и вигвамы.
Жены североамериканских переселенцев из-за нехватки ткани овладели искусством практически из ничего создавать красивые и нужные стёганые одеяла, покрывала, наволочки. Существовал даже такой обычай: невеста должна была сшить себе в приданое 12 одеял, а тринадцатое ей шили подруги.
В Европе, а затем и в Америке лоскутное шитьё стало называться пэчворк и квилт. Слово «пэчворк» переводится дословно как «лоскутная работа» (от англ. patch «заплатка» и work «работа»). В основе этого ремесла лежит художественная штопка, для которой использовались лоскутки из старой одежды. Слово «квилт» имеет два значения: «стегать, подбивать ватой» и «сшивать».
В технике квилта выполняли чаще всего стёганые одеяла, и именно поэтому так в настоящее время называют любую стёганую вещь. Среди самых красивых ранних художественных квилтов (лоскутных изделий) выделяются так называемые альбомные квилты символы дружбы. Они традиционно приносились в дар друзьям или родственникам на память, особенно когда те переселялись из Европы на Дикий Запад, в Америку. Мастерицы старались изобразить на таких изделиях не просто орнамент, а дорогой для уезжающего друга сюжет пейзаж, церквушку, исторического персонажа. На подарочных изделиях из лоскутков изображались стилизованные цветы, листья, животные, крестьяне, занимающиеся полевыми работами, пастухи, ремесленники. Часто над такими подарочными изделиями работали несколько человек. Самые знаменитые альбомные квилты были созданы в штате Мэриленд в середине XIX в. Авторы традиционно использовали исключительно белый или бежевый фон, по которому выкладывали из лоскутков красного, зелёного и жёлтого цвета сложные узоры и рисунки.
В России лоскутное шитьё стало распространяться с XVIII в., когда, кроме русских, в продаже появились дорогие заморские ткани. В нашей стране почти все лоскутное шитьё это шитье из ситца, самой распространенной среди русского населения и представителей других народов, населяющих Россию, ткани. Великолепные образцы лоскутных изделий шили мастерицы Русского Севера и Сибири, куда они переселялись из Центральной России. Так, в некоторых селениях Русского Севера, где большинство переселенцев выходцы из Белоруссии, одной из традиционных женских одежд стала юбка-сукманка, сшитая из отдельных продольных полос ткани и являющаяся образцом лоскутного шитья.
Набивными ситцевыми лоскутками сначала стали украшать девичьи и женские сарафаны, выстраивая из них своеобразный народный орнамент. Чаще всего это были полосы из простых геометрических фигур треугольников, квадратиков, прямоугольников, ромбов. Мужские рубахи украшались специальными подмышечными вставками ластовицами, выполнявшимися чаще всего из цветной ткани. Многие предметы одежды русские расшивали полосками ткани приблизительно так, как это делали древние скифы. Фартук (запон) часто полностью состоял из нашитых на ситцевую основу полосок разного цвета. Чаще всего для таких полосок использовалась красная ткань кумач. Специальный термин вошва обозначал в XIX в. лоскут или отрезок дорогой ткани, пришиваемый для украшения к основной одежде. Вошвы делались не только из другого материала, но и из ткани контрастного по отношению к основе цвета. Многие мастерицы расшивали вошвы бисером, жемчугом, а дорогие свадебные платья имели вошвы, расшитые драгоценными камнями.
Конечно, лоскутное шитьё было в первую очередь распространено среди простых людей, в деревнях, но часто и горожанки отделывали вещи яркими лоскутками. Жена Петра I Екатерина сшила в подарок супругу лоскутное одеяло; ее примеру последовали многие знатные дамы.
Одеяла и коврики русские мастерицы делали особым, неповторимым образом: каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывали в треугольник, а затем из этих треугольников выстраивали рисунки. Многие русские рукодельницы длинные жгуты из остатков ткани заплетали в косички, которые нашивали по кругу, образуя половики, одеяла, покрывала.
Лоскутное шитьё на Руси никогда не входило в круг развитых народных промыслов, и вскоре после революции это искусство почти исчезло. Осталось только рутинное применение обрезков ткани или кусочков, вырезанных из старых вещей. Из них бедные крестьянки шили и предметы быта, и одежду для своей семьи.
В начале 1970-х гг. модным становится фольклорный стиль, и многие мастерицы начинают практически заново осваивать лоскутное шитьё и как ремесло, и как искусство. Во многих музеях нашей страны в коллекциях народных предметов появились образцы лоскутного шитья. Заинтересовались техникой лоскутного шитья и профессиональные художники, а позднее и декораторы по интерьеру.
Первоначальные идеи
Увидев в Интернете такую фотографию мне захотелось сделать какой - нибудь предмет из этого набора.
Чтобы решить, что сделать, я провела опрос
Чехол для машинки |
Чехол для утюга |
Шкатулка для инструментов |
Короб для журналов по рукоделию |
|
Ученицы 9 класса |
+ |
|||
Ученицы 10 класса |
+ |
|||
Родители |
+ |
|||
Учитель технологии |
+ |
|||
я |
+ |
Вывод: я буду шить чехол для утюга.
Проработка лучшей идеи.
28 см.
Что нужно для работы
ножницы
иголки
нитки
линейка
булавки
мелок
наперсток
швейная машина
утюг
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ИГЛАМИ, БУЛАВКАМИ И НОЖНИЦАМИ
Иголки и булавки хранить в игольнице или подушечке.
Шить с наперстком.
Сломанную иглу не бросать, собрать осколки, завернуть в лист и выбросить в мусор.
Ножницы хранить в определенном месте - в столе или рабочей коробке.
Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая держать за сомкнутые лезвия.
Не оставляйте ножницы раскрытыми.
Используйте ножницы по назначению.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
Убрать волосы под косынку, застегнуть манжеты.
Проверить исправность машины.
Проверить детали изделия, не осталось ли в них булавок или иголок.
Во время работы нельзя тянуть или подталкивать ткань
Нельзя класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.
По окончании работы поднять иглу, поднять лапку, отвести ткань от себя левой рукой и обрезать нитки, оставляя концы длиной 10-15 см. Подложить кусочек ткани под лапку и опустить ее.
Поставить машину на холостой ход.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ УТЮГОМ
Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
Ставить утюг на подставку.
Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
По окончании работы утюг выключить.
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА
Рабочее место нужно организовывать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности.
При выполнении ручных, работ рабочая коробка должна находиться на рабочем месте справа или спереди, а ткань или изготовляемое изделие - слева.
При выполнении машинных работ все необходимые инструменты и принадлежности должны лежать в ящике машины, а на платформе только ткань или изготовляемое изделие.
Подготовка ткани для изделия
В лоскутном шитье используются как новые, так и бывшие в употреблении ткани. Новые ткани необходимо декатировать. Старые ткани необходимо выстирать, накрахмалить и проутюжить. Все ткани необходимо разложить по цвету.
Декатировка это дополнительная влажно-тепловая обработка ткани с обильным увлажнением, которая производится для первичной усадки ткани. Декатировке подвергаются хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и ткани из натурального шелка. Во избежании окрашивания не рекомендуется декатировать ткани разного цвета совместно.
Некоторые виды тканей следует подкрахмалить для этого развести крахмал (1 ст.л.) в холодной воде (0,5 стакана) и наливать, помешивая в кипящую воду (1литр). Снять с огня, остудить. В таз с холодной водой (3 5 л) вылить остывший крахмал. Размешать. Держать ткань в растворе 20 мин, два раза перевернув её для равномерного насыщения крахмалом. Затем вынуть ткань, слегка отжать, не выкручивая. Повесить для просушки. Утюжить ткань следует полувлажной очень аккуратно.
Подбор ткани.
Для лоскутного шитья можно использовать практические все виды тканей. Но мне необходимо, чтобы ткань сочеталась с другими предметами интерьера кабинета. В этом году в кабинет шили занавески для примерочной, остались лоскутки я буду использовать их для изготовления изделия.
Требования к изделию
Выполнены из экологически
чистого материала
Безопасные в использовании
подходить к интерьеру кабинета
Аккуратный
экономичный
Конструирование
Выбор техники лоскутного шитья
«полоска»
«Треугольники»
Свободная техника
«спираль»
Я выбираю технику «полоска», т.к. она проще всего шьётся.
Планирование и изготовление
№ |
Последовательность изготовления |
Графическое изображение |
|
Выкраиваю из ткани полоски |
|
|
Соединяю их в прямоугольник, собираю с подкладкой и синтепоном. Стегаю в шов. |
|
|
Разрезаю прямоугольник, обтачиваю косой бейкой. |
|
|
Вшиваю молнию. |
|
|
Соединяю лицевую сторону с подкладкой, синтепоном и стегаю. |
|
|
Собираю чехол и обтачиваю косой бейкой. |
Экономические расчеты
Наименование материала |
Условная цена за единицу измерения, руб. |
Расход материала на изделие |
Затраты на материал в руб. |
Нитки швейные |
6 руб. за катушку |
1 катушка |
6 руб. |
Ткань |
0 |
0 |
0 |
Косая бейка |
5 руб. за 1 метр |
5 м |
25 руб. |
Синтепон |
50 руб. за 1 м. |
0,5 м |
25 руб. |
Подкладка |
0 |
0 |
0 |
|
|
ИТОГО |
56 руб. |
Самооценка
Изделие получилось аккуратное, подходит к интерьеру кабинета, экономичное, безопасное в использовании.
Литература
1.О.И.Нагель. Художественное лоскутное шитье. Москва .2004.
2.Р.П.Андреева. Лоскутное шитье. Санкт-Петербург 2004.
3. Мазурик т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. СПб.2000.
4. Сидоренко В.И. Техника лоскутного шитья и аппликация. Ростов-на-Дону. 2000.
5.Уцеховская Л.Э. Лоскутная практика. Москва.1989.
Результат моей работы
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
р.п. Тумботино Павловского района
Нижегородской области
Творческий проект
по технологии
Тема:
Изделие в лоскутной технике.
Выполнила:
ученица 10 класса
Ястребова Юлия.
Руководитель:
учитель технологии
Ундалова Е.М.
2007 год.
Тема «Изделие в лоскутной технике»
Чехол для утюга