Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематизация исторических трудов по предмету изучения позволяет объединить разные теории исторического про

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

Основные концепции (интерпретации) исторического процесса.

Систематизация исторических трудов (по предмету изучения) позволяет объединить разные теории исторического процесса в три:

  •  религиозно – историческая;
  •  локально – историческая;
  •  всемирно – историческая.
  •  Предметом изучения религиозной теории является духовная составляющая человека (душа), связь человека с высшим разумом, Творцом – Богом (движение человека к Богу). Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального – тела человека и Вечности души. В рамках религиозных воззрений формировались основные проблемы и идеи исторической науки:
  1.  Вопрос о смысле и содержании человеческой («земной») истории.
  2.  Вопрос о начале и конце истории (от Адама и Евы – грехопадения; противоречие с первобытностью). Конец истории (2-ое пришествие Христа, сроки которого были скрыты).
  3.  Вопрос о внутренней структуре исторического процесса, закономерно проходящего определенные ступени.
  •  Предметом изучения всемирно – исторической теории является общемировое развитие, прогресс человечества (этой теории присущ (европоцентризм).
  1.  Историко – материалистическое направление. Оно уделает главное внимание изучению развития общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. И представляется как смена общественно – экономической формаций. Вершина развития общества – коммунистическая формация. В основе смены формаций – противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Движущая сила развития общества – классовая борьба.
  2.  Историко – либеральное направление отдает приоритет изучению истории человека (личности), обеспечения его индивидуальных свобод. Личность – отправная точка для либерального изучения истории. В истории всегда есть выбор развития, он зависит от сильной личности (вождя). Европейский образ жизни – соблюдение прав и свобод человека. Азиатский образ жизни – деспотия, произвол властей по отношению к личности.
  3.  Историко – технологическое направление считает основным в изучении истории человечества технологическое развитие и сопутствующее ему изменение в обществе (научные открытия). Техническое развитие (фундаментальные открытия – определяют прогресс и судьбу человечества, не зависят от политики.
  •  Предметом изучения локально – исторической теории являются локальные цивилизации (единство человечества и территории). Здесь история народов рассматривается как история отдельных культурно – территориальных образований. Локальная цивилизация самобытна, проходит в своем развитии 5 стадий: рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. «Евразийство» (ХХв. направление) – Россия – самобытная страна (цивилизация), у нее «особый» путь развития. Евразийцы делали упор на русскую духовность. Сторонники локально – исторической теории смысл жизни человека видят в сохранении его здоровья, продлении жизни, единстве человека и среды обитания. [Государственно – патриотическая идея (является составной частью 3-х теорий) – патриотическая идеология].

Российские исторические школы и их представители.

 Летописи (ПВЛ). Мировоззрение летописцев 1-х историков, было религиозным. В летописях истории государства тесно переплетена с религией – христианством. С этих позиций история общества рассматривается как история государства, основой которого является христианство – православие (расширение государства – распространение христианства). Со времен летописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на «наших» – православных и «не наших» иноверцев.

  •  Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, была сформирована старцем Елеазарова монастыря Филофестом – это было учение «Москва – Третий Рим» - мессианская роль России, оплот христианства. Локальное рассмотрение  истории России.
  •  В ХVIIIв. российские историки под влиянием западных историков перешли на позиции всемирно – исторической теории исторического процесса, рассматривает российскую историю как часть мировой. Мысль об особом развитии России продолжала существовать – «теория официальной народности», 30-г ХIХ министр народного просвещения России граф Уваров. Суть ее: общественная жизнь в России, в отличие от Западной Европы базируется на 3-хосновопалагающих принципах: «самодержавие, православие, народность». 1863г. «Телескоп» – «философское письмо» П. Я. Чаадаева. Запад – хранитель католического, христианского мира, Россия стоит вне мировой истории. Спасение России он видел в скорейшем приобщении к религиозно – католическим началом западного мира. В 30-40 г. ХIХ в. – появление «западников» – сторонников всемирно-исторической теории и « славянофилов» – сторонников локально – исторической теории (господствует во 2/2 ХIХв.).
  •  С распространением на рубеже ХIХ – ХХ вв. В России Маркс. Всемирно – историческая теории – материалистическая - стала официальной. Особняком стоят «Евразийзы» (П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, Г. В. Вернадский). Основные идеи:
  1.  Идея об особой миссии России (русская наука – 3 компонента).
  2.  Идея  о российской культуре как культуре «срединной, евразийской». История Евразии – история многих государств, их преобразование в единое, большое евразийское государство с единой государственной идеологией.
  •  На рубеже ХХ – ХХIвв. в России начинает распространяться историко – технологическое направление всемирно – исторической теории, которое получило наиболее полное отражение в исследованиях Ф. Броделя, учебниках С. А. Нефедова. Согласно этому направлению история представляет динамичную картину распространения фундаментальных открытий в виде культурно – технологических кругов расходящихся по всему миру. [примеры таких открытий].

Таким образом на протяжении тысячелетий идет процесс постоянного осмысления и переосмысления человеком истории России, но  во все века исторические факты группировались мыслями в русле 3-хтеорий: религиозно – историческая; всемирно – историческая; локально – историческая.

Теории исторического процесса о причинах возвышения Москвы.

  1.  Религиозно – историческая. Союз московских князей с митрополичьей Кафедрой. В 1326г. митрополит Феогност переехал из Владимира в Москву. Именно Превращение Москвы в центр русского православия определило ее историческую судьбу.
  2.  Всемирно – историческая.
  •  Материалистическое. Выгодное экономическо – географическое положение, важнейший узел торговых путей. Процесс возвышения Москвы связывается с  социально – экономическим фактором: ростом феодального земледелия, развитие крепостничества, обострение классовой борьбы.
  •  Либеральное. Назначение Золотой Ордой Калиты генеральным откупщиком по сбору дани со всей Руси. При ослаблении центральной власти в Орде носильный захват Москвой соседних территорий (собирание земель, считает Г. П. Федотов – совершалось восточными методами, местная элита уводилась в Москву, заменяясь пришлыми, при этом выкорчевывались местные обычаи).
  •  Технологическое. Перенимание Москвой государственных традиций могущественных восточных империй. Московское княжество унаследовало от татарских ханов сильную княжескую власть, крепкую административную организацию, четкую систему сбора налогов, дисциплинированный государственный аппарат (военные органы, одежда, слова, язык).

3.  Локально – историческая.  «Пассионарный потенциал Москвы возобладал над богатством Новгорода, силой Твери, династическими претензиями Суздаля». Тверь ориентировалась на Литву, а Москва заключила прочный союз с татарами. (Л. Н. Гумилев.)




1. В наши дни такие достижения излагаются хотя и редко в их первоначальной форме учебниками элементарными и
2. Теории местного самоуправления
3. Свободный выбор сделанный по велению сердца оставляет в душе длительное невыразимое ощущение победы полн
4. докладу по выпускной квалификационной работе Для доклада по дипломной работе проекту оформляется иллю
5. Археологія ~ наука що вивчає історію за матеріальними залишками життя й діяльності людей ~ речовими архе
6. Варіант 1 1.1Охарактеризуйте особливості становища людини в світі та необхідність її самовизначення
7. а где F сила взаимодействия двух точечных зарядов и направленная вдоль прямой соединяющей их центры; r
8. Настольный теннис
9. Тема 31 Общие положения о юридическом лице Тема 3
10. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук1
11. ТЕМА- Формирование и развитие коммуникативной компетенции у курсантов и слушателей образовательных учрежд
12. тема дидактических игр Фридриха Фребеля Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф
13.  Место исполнительного производства в системе права Российской Федерации
14. Конфликты в профессиональной деятельности юриста
15. государство в политологии обычно употребляется в двух значениях- в широком смысле как страна общество нар.html
16. Пути и средства социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей
17. темах и мотивах творчества А
18. Лабораторная работа 4 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВЕЩЕННОСТИ Цель занятия- изучить методы исследования ест
19. Эволюция системы образования
20. Вопросы к зачету по дисциплине Безопасность вождения поездов