Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Введение
Обоснование актуальности проблемы: тема считается актуальной для студентов средних и высших профессиональных заведений, обучающихся искусству дирижирования
Объектом исследования в мануальной технике дирижера: «Ауфтакт в дирижировании»
Описание литературы по теме: Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. М., 1967; Мусин И.А. Техника дирижирования. Л.,1987; Ольхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Л.,1979.
Содержание работы: курсовая работа состоит из введения основной части, которая состоит из трех разделов; заключения; списка использованной литературы.
Основная часть:
Ⅰ.Определение понятия «ауфтакт»; основные функции ауфтакта;
Ⅱ.Классификация ауфтактов; основные разновидности начального ауфтакта; менее распространенные виды ауфтакта;
Ⅲ.Заключение. Значение ауфтакта как жеста, предваряющего намерения дирижера.
Задачи: Понятие термина «Ауфтакт», его значение как жеста, предваряющего намерения дирижера;
Цели: Доказать, что ауфтакт это необходимый жест, предворяющий момент исполнения.
Совершенство ансамбля, точность, совместность игры, полнота выполнения музыкально-художественных намерений дирижера всецело зависят от выразительности, четкости, определенности его жеста. Жест должен соответствующим образом подготовить исполнителя, настроить его на то или иное действие. Таким настраивающим, подготавливающим движением является ауфтакт. Он представляет собой жест, на какой-то момент предшествующий моменту исполнения, предваряя его и служа ему сигналом.
Поскольку ауфтакт жест, направленный на подготовку будущего звучания, тогда функция предвосхищения выступает в нем с особой остротой и концентрированностью. Естественно поэтому, что основой ауфтакта является ускоряющееся движение, отличающееся специфической побудительностью, импульсивностью, вследствие чего его удобно называть импульсом. Оно воспринимается исполнителями как приказ, как толчок к действию.
Импульсивность ускоряющемуся движению в ауфтакте придают два обстоятельства. Во-первых, оно имеет резкий характер за счет точек, его ограничивающих. Начальными точками такого движения могут быть «точка-отскок» или «точка-отрыв», которые определяют относительно внезапный уход руки от исходной плоскости. Конечными точками такого движения могут быть «точка-стоп» или также «точка-отскок», которые определяют столь же внезапной, акцентированный приход руки в конечную плоскость. Во-вторых, ускоряющееся движение в ауфтакте занимает минимально возможное время, что также заставляет исполнителей сконцентрировать внимание и сообщает движению особую побудительность.
За счет сжатия времени и акцентированных точек ускоряющееся движение приобретает характер активного устремления к «цели» и потому эффективно выполняет функцию предвосхищения. Таким образом, определение ауфтакта заключается в следующей формулировке: ауфтакт ( от лат. «тактус» - соприкосновение) это специфический дирижерский жест, предвосхищающий начало исполнения музыкального произведения или его части, информирующий исполнителей о музыкальных выразительных средствах, направленных на раскрытие музыкального содержания.
Для подачи ауфтакта рука, как правило, должна занять местоположение предшествующей доли. Руке должно быть обеспечено максимальное удобство выполнения ауфтакта и ее положение должно соотвествовать характеру и выразительности музыки.
Ауфтакт состоит из трех элементов: 1)замаха дыхания «дыхание к хору», замах показывает скорость, силу, глубину характера звучания исполняемого произведения; 2) стремления к точке; 3) отдачи, которая готовит начало следующей доли.
Ауфтакт как основополагающий жест мануальной техники дирижера.
В фунуции ауфтакта входит: а) определение начального момента исполнения и начала каждой доли в такте; б) определение темпа; в) определение динамики; в) определение динамики; г) определение характера атаки звука; д) определение образного содержания музыки.
Ауфтакты классифицируются на начальные и междольные. Начальный ауфтакт предворяет последующую долю, а междольный (внутритактовый) одновременно выполняет и функцию руководства текущей доли, то есть звучащей в момент движения ауфтакта.
Ауфтакт может быть полным и неполным. Полным показывается полные доли такта, неполным доли, начинающиеся с паузы или не содержащие полной длительности.
Начальный полный ауфтакт это ауфтакт выполняется к полной доли, выполняется за счет предыдущей доли по ее направлению и занимает столько времени , сколько стоит счетная доля. Его также называют приготовленным, и отдельно двухфазным, сотоящий их замаза дыхания и стремления.
Двухфазныыыый ауфтакт встречается наиболее часто. Он готовит решение какой-либо исполнительной задачи, приходящийся на начало счетной доли, и сам занимает время предыдущей счетной доли. Он отличается от обычного двухфазного жеста наличием двух ускоряющихся движений. В обычном жесте в первую фазу входит, как правило, замедляющееся движение, а ускоряющееся возникает только во второй фазе («падение» руки вниз). В ауфтакте же ускоряющиеся движения присутствуют и в первой, и во второй фазе, причем они являются импульсами, то есть имеют соответствующие точки и приходятся на один удар каждое. Формула такого ауфтакта 1:1 или2:2. Двухфазный ауфтакт, занимая по длительности одну счетную долю, передает исполнителям ощущение темпа. Одновременно две фазы этого жеста сообщают о внутридолевой пульсации по восьмым. Импульс в первой фазе обеспечивает взятие дыхания, а импульс во второй обеспечивает совместное вступление. Одновременно пластика жеста и мимика сообщают о динамическом оттенку. Ауфтакт завершается в тот момент, когда начинается звучание, им подготовленное. Поэтому следующий жест, приходящийся на первую долю такта, выполняет функцию фиксации. Он отражает достигнутый темп и характер звучания. В жесте, занимающем первую долю, нет ускоряющихся движений. Однако в очередном жесте, приходящемся на вторую долю, необходимо предвосхитить «снятие звука», приходящееся на начало третьей доли. Следовательно, этот жест окажется двухфазным ауфтактом, где импульсы будут готовить снятие.
Неполный ауфтакт приходится на неполную долю такта. Особенности его выполнения: он выполняется к доли, на часть которую происходит вступление. Рука легким прикосновением отмечает неполную долю, на часть которой происходит вступление. При выполнении этого ауфтакта слегка «взводить» кисть, чтобы добиться кистевой точки. Его также иногда называют «неприготовленным, дробленным»; Ольхов Константин Абрамович называет его « однофазным», указывая, что в данном моменте действует стремление.
Однофазный ауфтакт принадлежит неполному жесту, выполняющий фкнкцию предвосхищения и включающий важнейший признак ауфтакта импульс. Среди однофазных ауфтактов следует различать те, в которых «работает» только первая фаза» (движение руки вверх), и те, в которых «работает» только вторая фаза («падение» руки). Однофазные ауфтакты, в которых действует первая фаза, применяются для того, чтобы обеспечить действие исполнителей после начала данной счетной доли. В этом случае первая фаза жеста получает некоторую самомтоятельность.
Однофазным ауфтактом, в котором «работает» вторая фаза, пользуются для показа снятий или для обеспечения действия на начало счетной доли. В этом случае имульс начинается,как правило, т 2отрыва»и направляется книзу или в сторону. Вторая фаза в качестве ауфтака используется реже, поскольку действие на начало счетной доли лучше обеспечивается двухфазным ауфтактом. Такой ауфтакт применяется прежде всего в процессе исполнения для показа штрихов, снятий фермат, акцентов, но не применяется для показа первоначальных вступлений, поскольку не успевает подготовить взятие дыхания.
Однофазный ауфтакт дирижеру показать труднее, чем двухфазный: на него падает меньше времени, чем на полный жест. Поскольку однофазный ауфтакт отстоит от подготовляемого действия не на всю счетную долю, а лишь на ее чать. К тому же однофазный ауфтакт располагает лишь одним импульсом, за время которого требуется передать всю предвосхищающую информацию. Тем не менее однофазные ауфтакты весьма действенное средство управления, широко применяемое в дирижерской практике.
Следует различать простые и сложные ауфтакты. Простыми будем называть ауфтакты, в которых все фазы простые, то есть содержат только импульсы. Сложными называются ауфтакты, в которых есть хотя бы одна сложная фаза, то есть, в которой импульс занимает только часть отводимого этой фазе времени. Остальное время отводится фиксирующим движениям (равномерным, замедляющимся и остановкам движения).