Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
О НЕКОТОРЫХ МИФАХ И РЕАЛЬНОСТЯХ ТАДЖИКИСТАНА
Семен БАГДАСАРОВ
эксперт по проблемам Центральной Азии, полковник запаса.
В течение последних 4,5 лет таджикская тема не сходит как со страниц российских газет, так и арен политических баталий. За это время сформировался ряд мифов, связанных с Таджикистаном:
Миф первый: Душанбинское руководство во главе с Э. Рахмоновым контролирует всю страну.
События последних месяцев показали, что это далеко от истины. Горный Бадахшан (а это 44, 5 % территории страны) вот уже пятый год живет сам по себе, надеясь только на себя и на помощь мирового лидера исмаилитов Ага-хана IV. Гармская группа районов контролируется боевыми формированиями объединенной Таджикской оппозиции (ОТО). В бывшей Курган-Тюбинской хозяином положения является командир I бригады президентской гвардии, не подчиняющийся Э. Рахмонову. Как показали митинги в Ленинабадской области, там поддержкой пользуются оппоненты Э. Рахмонова.
Миф второй: В Таджикистане Э. Рахмонов, при поддержке России, противодействует исламскому фундаментализму.
Во-первых, это могут утверждать только люди, имеющиеся весьма примитивное представление, что такое Ислам вообще и, в частности, реальная ситуация с "исламским фактором" в Таджикистане, где в ближайшие годы маловероятно установление теократического режима, тем более, что на 44,5 % территории страны в труднодоступном Горном Бадахшане проживают исмаилиты, чей мировой лидер Ага-хан IV, является сторонником светского государства и представляет так называемый "модернистский" Ислам. Наконец, хотелось бы напомнить, что тот же шиитский Иран, где существует теократический режим, на сегодняшний день является страной, где готовы идти на самые тесные отношения с Россией и не только понимают, но и учитывают интересы России в своей политике в отличии от светской Турции, активно противодействующей политике России в регионах, где интересы двух стран сталкиваются. Ну и самое впечатляющее: пока боролись с угрозой "исламского фундаментализма" в Таджикистане, получили исламское государство на своей собственной территории в Чечне.
Миф третий: Нынешний душанбинский режим является пророссийским, а все его противники - антироссийски настроены.
"Пророссийский" режим Душанбе умудрился за 1996 год оттеснить Россию чуть ли не в конец списка своих основных экономических партнеров (по самым оптимистическим прогнозам за 1996 год на Россию приходится не более 5% внешнеторгового оборота Таджикистана), и это притом, что Таджикистан задолжал России несколько сот миллионов долларов (это только государственный долг, не считая военной помощи, а есть еще долги частным российским компаниям). На первый план внешней торговли Таджикистана выходят такие страны как Швейцария, Голландия, Турция и другие. Основные месторождения золота отданы англичанам и т.д.
Миф четвертый: С нынешним Таджикистаном Россия сможет создать эффективные совместные предприятия.
Однако, во-первых, значительные усилия Российского правительства по этому вопросу до недавнего времени, к сожалению, не давали нужного результата. Во-вторых, не ясно, с кем сейчас договариваться по совместному строительству, например Рогунской ГЭС: с отрядами ОТО, которые контролируют Гармскую группу районов, и где располагается Рогунская ГЭС, а может быть с печально прославившимся на весь мир Резвоном Содировым, чей отряд находился вблизи от Рогуна. А по алюминиевому заводу, по всей вероятности, - с Махмудом Худойбердиевым .
Миф пятый связан с южным соседом Таджикистана - Афганистаном, где, якобы, злостные исламисты - фундаменталисты движения "Талибан" хотят похоронить хорошеньких А. Дустума и А.Ш. Масуда.
Хочу разочаровать авторов этого мифа. "Талибан" по всем канонам Ислама не является фундаменталистским течением, как например Исламское общество Афганистана (ИОА), организация, во главе которой стоят Б. Раббани и А.Ш. Масуд. Это - ортодоксальное движение и выступает за восстановление в стране тех порядков, которые были в Афганистане до 1973 года, в том числе и в области Ислама. Нелишне напомнить, что до 1973 года, когда в Афганистане существовала монархия, эта страна поддерживала самые тесные политические, экономические и военно-технические отношения с СССР, правопреемницей которого является Россия.
Боевые формирования талибов не нападали на российских пограничников, а вот "славные воины" Ахмад Шаха Масуда делали это до недавнего времени с завидной регулярностью (пока талибы их не поприжали в Афганистане), участвовав, в том числе, в июле 1993 г. в нападении на 12-ю погранзаставу.
Да и вообще, причем тут Ислам, если в Афганистане пуштуны, в основном из племени дуррани, объединенные под крышей движения "Талибан" пытаются воссоздать единое афганское государство, а им в этом противодействуют сепаратисты, А. Ш. Масуд и А. Дустум и прочие. Что касается пропакистанской ориентации, то это и немудрено, ведь в Пакистане проживает свыше десяти миллионов пуштунов. Да, сегодня движение пропакистанское, а вот какое оно будет завтра - большой вопрос, ведь взаимоотношения единого Афганистана с момента его образования и до 1978 г. с Пакистаном, всегда, мягко говоря, были сложными. Да и пуштуны - не тот народ, кем долго можно управлять извне.
Вот уже без малого двадцать лет традиционно весной и летом в Афганистане начинается сезон интенсивных боев между различными военно-политическими группировками. Однако весна - лето 1997 года, могут войти в историю Афганистана особо. Движение "Талибан", медленно, но уверенно продолжает теснить своих оппонентов и имеет реальные шансы выхода к афгано-таджикской границе в течение 2-3 месяцев. В этой ситуации возникает вопрос, - если талибы выйдут к таджико-афганской границе, произойдет ли столкновение между ними и российскими пограничниками, а возможно и с Коллективными миротворческими силами СНГ, основу которых составляют российские войска?
Исходя из опыта существования туркмено-афганской границы, в охране которой принимают участие и российские пограничники, можно сказать - нет. Однако следует учесть, что в отличие от Туркменистана, где сохраняется внутренняя стабильность, и руководство которого старается поддерживать нормальные отношения со всеми военно-политическими группировками, ситуация в Таджикистане прямо противоположная.
В Таджикистане сохраняется лишь видимость внутренней стабильности, которая в любой момент может быть нарушена. Для этого есть весьма веские причины. Это, во-первых, срыв межтаджикских переговоров, а, во-вторых, отстранение от мирного урегулирования лидеров ряда крупных региональных сил.
Кроме того, руководство Таджикистана, особо не скрывает своих симпатий к антиталибской коалиции и в первую очередь - к группировке Бурхануддина Раббани - Ахмад Шаха Масуда, а по некоторым данным, даже позволило развернуть на своей территории военную инфраструктуру Масуда.
В этой ситуации нельзя исключить, что руководство движения "Талибан" примет решение - в рамках преследования воинства Ахмад Шаха Масуда нанести удар по территории Таджикистана. Таким образом, российские войска могут быть вовлечены в серьезный межгосударственный конфликт. В данной ситуации вероятно, необходимо принятие ряда срочных мер, чтобы защитить интересы России в центральноазиатском регионе, в частности:
Совет глав государств СНГ (вариант Совет обороны страны СНГ или Совет министров стран СНГ) должен принять решении о создание компетентной комиссии для проверки факта размещения сил одной из группировок антиталибской коалиции на территории Таджикистана. В случае подтверждения этого факта, потребовать от руководства Таджикистана ликвидации данной военной инфраструктуры.
Заинтересованным странам СНГ зезамедлительно начать диалог со всеми противоборствующими силами в Афганистане и в том числе с движением "Талибан" - о невмешательстве во внутренние дела друг друга.
Россия, страны Центральной Азии должны объявить запрет на поставку оружия в Афганистан, потребовав через ООН принятия подобного решения Пакистаном, Саудовской Аравией и другими странам.
Активизировать межтаджикские переговоры. При этом правительство Таджи-кистана, наряду с объявлением амнистии, должно объявить о прекращении каких-либо преследований сторонников оппозиции, подозреваемых правительством в совершении тех или иных противоправных акций. В противном случае межтаджикские переговоры могут быть окончательно сорваны, а в стране начнется новый виток гражданской войны. Как известно, любые мирные переговоры во внутренних конфликтах начинаются с взаимопрощения, в противном случае мира не будет.
Только принятие перечисленных мер может дать возможность избежать вовлечения России и некоторых центральноазиатских стран в кровопролитную бойню.
Миф шестой: Конфликт в Таджикистане это конфликт между нынешним режимом и Объединенной Таджикской Оппозиции (ОТО). Конфликт в Таджикистане - это конфликт между регионами. Поэтому без компромисса между всеми регионами установление мира в Таджикистане нереально.
Реальности
Реальность первая: Россия сегодня имеет дело с экономически и военно-политически дезинтегрированной страной, где с каждым днем появляется все больше региональных и внутрирегиональных князьков, и уже непонятно, с кем и как договариваться.
Реальность вторая: Таджикистан - это та "черная дыра", куда на содержание российских войск и оказания различного рода помощи уходят огромные деньги российских налогоплательщиков. Россия практически в одиночестве несет огромную нагрузку сдерживания сильнейшего взрыва в Таджикистане и не имеет при этом не одного более или менее серьезного союзника. Соседние же центральноазиатские страны, такие как Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан весьма символически участвуют в охране афгано-таджикской границы, мало того, периодически представители этих стран заявляют о возможности ухода их подразделений вообще из Таджикистана. Вот и получается, что Россия, находящаяся за тысячи километров от Таджикистана, обеспокоена положением дел больше, чем соседи Таджикистана. Выходит, если обвалится таджикско-афганская граница, то оружие и наркотики прямиком хлынут в Москву, минуя Ташкент, Алма-Ату, Бишкек. Но такое, понятно, невозможно. Соседи Таджикистана, и не верят в это.
Реальность третья: Происходит постепенное слияние двух региональных конфликтов - межафганского и межтаджикского, и оно может приобрести масштаб глобального этнического конфликта в Центральной Азии, с реальной угрозой вовлечения в конфликт России.
Реальность четвертая (главная): Проводимая на сегодняшний день политика России на южном направлении (следует рассматривать именно в комплексе центральноазиатский регион и Кавказ и все что южнее этих регионов) нуждается в серьезной корректировке. Теснимая с запада НАТО, Россия может быть втянута в конфликт с мусульманским миром, тратя при этом из своих скудных нынешних ресурсов огромные средства, окончательно подрывая свою экономику и ведя страну к полной дезинтеграции. Может быть, пора пересмотреть подобную политику и поискать себе новых союзников, как и мусульманском мире, так и вне его, которые также недовольны военно-политической экспансией Запада.
После поражения в Чечне Россия исчерпала свой лимит "ошибок". Во главу угла своей политики следует ставить свои интересы, а не интересы местных клановых вождей.