Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема 4 Философия средних веков
Таблица 1. Хронология истории философии
Этап(период) |
Страна |
Философские школы, течения |
Представители |
Основные идеи и особенности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7-15 в.в |
Арабская философия |
Школа мутакаллимов Школа мутазилитов («обособившиеся») Суфизм (от «суф»-шерсть, власяница Школы новой (европеизированной) Арабской философии |
Аль Кинди, Аль Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд Аль Кинди (800-879г.г.) Аль Фараби (870-950г.г.) Ибн Сина (Авиценна) (980-1037г.г.) Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198г.г.) Тертуллиан Карфагенский, Августин Блаженный, Боэций, Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абиляр, Николай из Отрекура Росцелин, Пьер Абеляр Аврелий Августин (Блаженный) (354-440г.г.) Фома Аквинский (1225-1274г.г.) |
Сторонники радикального ислама, философски обосновывали религиозные догмы ислама. -Сторонники ислама, ряд философских положений которых носил относительно материалистический характер (Якушев с.68) -Высшее благо для человека добровольное отрешение от мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистика. -Первопроходец европеизации арабской философии. Поклонник идей Аристотеля, привнес материалистические идеи древних греков, понятие категорий, логику, учение о познании. По примеру Аристотеля выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий): материи, форме, движении, пространстве, времени. -Революционная идея о познаваемости мира человеческим разумом. Только разум источник и эталон познания. -Систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. - Первым выдвинул идею об «эманации» и невсемогуществе Бога. -Главные труды: «Книга исцеления», «Книга знания». -Высмеивал косность и догматизм исламских теологов. -Пытался отделить философию от религии. -Видел в философии отдельную науку, призванную обобщить достижения человеческого разума. -Основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук. -Не отрицал наличие бога, но выступал против признания его всемогущества. -Считал, что многие явления происходят по естественным законам природы. -Причина возникновения мира «эманация» (истекание мира из Божества, но не по воле бога, а в силу естественной необходимости). -Выступал против идеи «первотолчка», которую заменял идеей о движении, неотъемлемом свойстве материи. -Все существующее материально (как Бог, так и мир). -Наделял душу особыми свойствами идеальностью и вечностью. -Считал вечными Бога и окружающий мир. -Жил и работал в Испании, представитель западноарабско-европейской философии. Противник католицизма и схоластики. Материалист (Аль Кинди + Авиценна + Аристотель). Антирелигиозен. -Отвергал идею творения (мир вечен, несотворим и неуничтожим). -Бог есть, но он не первичен по отношению к материи (Бог и окружающий материальный мир «совечны»). -У Бога ограниченные возможности, главная из них предать материи форму. -Отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение. -Движение самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой. -Идея жесткого детерминизма ( обусловленности и необходимости всего в природе). -Душа не бессмертна (смерть тела есть смерть души, но коллективный разум всего человечества бессмертен. -Идея о «двойственной истине»- философские и религиозные истины разделены. -Теоцентризм. -Космос, природа, окружающий мир почти не изучались, т.к. они творения Бога. -Господствовали догматы (истины не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом Себе в Библии). (Якушев с.48) -Сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом. -Подчеркивается божественная сущность человека. -Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения. -Идея о воскрешении человека из мертвых (душа и тело) при богоугодном поведении. -Догмат о спасении мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом на себя грехов всего человечества. -Мир познаваем через познание Бога, которое осуществляется только через веру в Бога. -Отличия теологической философии: замкнутость на самой себе, традиционность, повернутость в прошлое, оторванность от реального мира, воинственность, догматизм, назидательность. -Особое место проблема добра и зла, решаемая исходя из догмата творения. (Якушев с.49) -В отличие от античной, теологическая философия практически не противопоставляет материю и идею, но единую сущность - бытие теологи разделяют на экзистенцию (бытие, существование) и эссенцию (сущность, характеризующую вещь). Только в Боге сущность и существование совпадают. -Господствующий тип средневековой теологической философии, застывшая школьно университетская дисциплина, философски обосновывающая религиозное учение и догматы Церкви («Философия служанка богословия»). Библия жестко нормативный текст, абсолютная истина. -Знания есть двух видов: 1.сверхъестественное, даваемое в откровении, т.е. в Библии. 2.естественное, отыскиваемое человеческим разумом. -Направление схоластики, считающее подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие -универсалии (по смыслу реализм близок учению Платона о «чистых идеях»). -Направление схоластики, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимались как имена вещей. -По смыслу учение близко Аристотелю, отвергавшему «чистые идеи» и считавшему реально существующими индивидуумы материальные вещи. -Епископ г. Гиппона (Рим). Отец католицизма, главного направления христианства. Труд «О граде Божьем». -Ход истории, жизнь общества борьба двух противоположных царств Земного и Божественного. Земное царство, грешное языческое будет побеждено божественным. -Короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей и Папе Римскому. -Церковь единственная сила, способная объединить мир. -Высшее блаженство счастье это углубление в себя, ученость, понимание истины. -После смерти праведники получают от Бога в награду загробную жизнь. -В философии Августина особую роль играли размышления о Боге (Якушев с.52) -Доминиканский монах, систематизатор схоластики. -Труды «Сумма теологии», «Сумма философии», комментарии к Библии, комментарии к тр. Аристотеля. -5 собственных доказательств существования Бога (движение, причина, случайность и необходимость, в степени качеств, цель). -Проблема бытия не только Бога, но и всего сущего (все состоит из материи и формы; суть любой вещи единство формы и материи; форма определяющее начало, а материя лишь вместилище различных форм; форма одновременно есть цель возникновения вещи, форма любой вещи троична. -Проблема познания: вера и знание не одно и тоже; вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; они дают истинные знания; если разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; все в мире делится на то, что можно познать разумом, и то что разумом не познаваемо; философия и теология - разные науки; философия объясняет то, что познаваемо разумом; божественное откровение дает только теология. В1878г. учение Фомы Аквинского Папа Римский объявил официальной идеологией католицизма. Сейчас распространен неотомизм. |
5-16 в.в. |
Европа |
Аверроизм Средневековая теологическая философия Схоластика Реализм Номинализм (от лат. «имена») Ранняя схоластика, католицизм Томизм |
||