Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1 Философия ее предмет и функции

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.6.2024

Тесты для самоконтроля

Тема 1. Философия, ее предмет и функции.

1. Системно-рационализированное мировоззрение называют:

А) рефлексией; Б) философией; В) религией; Г) искусством.

2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется:

А) гипотезой; Б) парадигмой; В) картиной мира; Г) законом.

3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе:

А) повседневного опыта; Б) Священного писания; В) мифологических представлений; Г) философских идей.

4. Для научной картины мира характерно:

А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных; Б) отождествление веры и знания; В) уверенность в существовании Мирового разума;

Г) истинное знание причины.

5. Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже:

А) XIV - XV вв.; Б) XVI - XVII вв.; В) XII - XIII вв.; Г) XIX - XX вв.

6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью:

А) мифологии; Б) религии; В) науки; Г) философии.

7. Философия отличается от религии тем, что:

А) познавательная функция для неё является ведущей; Б) обладает большим гуманистическим потенциалом; В) она вырабатывает определенную систему ценностей; Г) она является формой мировоззрения.

8. Гносеология – это философское учение о:

А) познании; Б) природе; В) бытии; Г) человеке.

9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:

А) этика; Б) эргономика; В) эстетика; Г) экономика.

10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть:

А) культурология; Б) история философской мысли; В) эпистемология;

Г) онтология.

11. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на:

А) диалектиков и метафизиков; Б) материалистов и идеалистов;

В) сенсуалистов и рационалистов; Г) монистов и дуалистов.

12. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется:

А) дуализмом; Б) плюрализмом; В) идеализмом; Г) материализмом.

13. Философская позиция дуализма выражается в признании:

А) первичности материи; Б) тождества мышления и бытия; В) первичности идеального; Г) мышления и материи независимыми субстанциями.

14. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа - это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли:

А) дуалисты; Б) идеалисты; В) материалисты; Г) интуитивисты.

15. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:

А) метафизическим; Б) аксиоматическим; В) диалектическим; В) телеологическим

16. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется:

А) методологической; Б) критической; В) аксиологической; Г) прогностической.

17. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии.

А) гуманистическим; Б) практическим; В) методологическим; Г) культурно-воспитательным.

18. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов:

А) критической; Б) интегральной; В) аксиологической; Г) логической.

19. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется:

А) культурно-воспитательной; Б) критической; В) аксиологической;

Г) мировоззренческой.

20. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию.

А) практическую; Б) мировоззренческую; В) методологическую; Д) гносеологическую.

Тема 2. Этапы развития философии и ее основные направления и школы.

1. Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период:

А) II – I вв. до н.э.; Б) VIIVI вв. до н.э.; В) III – IV вв. н.э.; Г) I – II вв. н.э.

2. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризуют:

А) отказ от религиозных ценностей; Б) опора на научные теории;

В) отказ от мифологической картины мира; Г) практическая ориентированность.

3.Переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению можно проследить в китайском произведении:

А) Книга перемен; Б) Бхагавадгита; В) Махабхарата; Г) Лунь Юй.

4. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался:

А) ци; Б) дао; В) ян; Г) инь.

5. Основу философии Конфуция составляет (ют):

А) проблема бытия; Б) проблема развития общества; В) проблемы человека, семьи и государства; Г) проблема познания.

6. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в:

А) Китае; Б) Греции; В) Индии; Г) Вавилоне.

7. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы:

А) первоначала бытия; Б) смысла жизни; В) познания Космоса;

Г) существования Бога.

8. Античная философия включает в себя __________ философию

А) древнегреческую и древнеримскую; Б) древнюю европейскую и древнюю восточную; В) только древнегреческую; Г) только древнеримскую.

9. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ:

А) Ксенофан; Б) Зенон Элейский; В) Платон; Г) Фалес.

10. Заслуга софистов в том, что они:

А) выдвинули на первый план проблему человека; Б) открыли первый университет; В) выдвинули на первый план проблему материи;

Г) выдвинули на первый план проблему «физиса».

11. Утверждение существования двух видов бытия: «мира идей» и «мира вещей», принадлежит:

А) Протагору; Б) Пифагору; В) Аристотелю; Г) Платону.

12. Особенностью средневекового стиля мышления называется:

А) деизм; Б) антропоцентризм; В) теоцентризм; Г) космизм.

13. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о:

А) свободе воли человека; Б) соотношении бытия и небытия;

В) возможности построения идеального государства; Г) познании мира.

14. Под эсхатологией понимается:

А) учение о сознании; Б) учение о будущем социальном порядке;

В) христианское учение о конце истории; Г) философское учение о первоначалах мира.

15. «Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога» утверждает:

А) фатализм; Б) волюнтаризм; В) нигилизм; Г) провиденциализм.

16. IX-XIY вв. средневековой философии называются этапом:

А) схоластики; Б) софистики; В) апологетики; Г) патристики.

17. Вековой спор средневековых мыслителей об универсалиях, то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря:

А) монистов и дуалистов; Б) реалистов и номиналистов; В) эмпириков и рационалистов; Г) диалектиков и метафизиков.

18. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа:

А) «не следует умножать сущности сверх необходимого»; Б) «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»; В) «все сущее есть благо»;

Г) «возлюби ближнего своего, как самого себя».

19. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о):

А) Франции; Б) Германии; В) Англии; Г) Италии.

20. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется:

А) утилитаризмом; Б) космизмом; В) гуманизмом; Г) персонализмом.

21. Для эпохи Возрождения характерен:

А) антропоцентризм; Б) культуроцентризм; В) природоцентризм;

Г) теоцентризм.

22. В основе натурфилософии Возрождения лежит:

А) теизм; Б) деизм; В) пантеизм; Г) солипсизм.

23. Тезис Джордано Бруно «природа, есть не что иное, как Бог в вещах», выражает позицию:

А) атеизма; Б) деизма; В) панлогизма; Г) пантеизма.

24. В философии Нового времени утверждается разделение:

А) бытия и сознания; Б) бытия и небытия; В) механизма и организма;

Г) души и тела.

25. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется:

А) метафизикой; Б) натурфилософией; В) утопией; Г) социал-дарвинизмом.

26. Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии:

А) античности; Б) Нового времени; В) Возрождения; Г) Просвещения.

27. Естественное состояние по Т. Гоббсу, это:

А) равновесие любви и ненависти; Б) война всех против всех;

В) любовь к ближнему; Г) примирение с действительностью.

28. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как:

А) Сократ, Платон, Аристотель; Б) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах;

В) Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо; Г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

29. Философ, автор учения о множественности субстанций, это:

А) Дж. Бруно; Б) Г. Лейбниц; В) Ф. Аквинский; Г) Августин.

30. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в:

А) низком уровне развития культуры; Б) существовании частной собственности; В) божественном предопределении; Г) неразвитости науки и техники.

31. Центральная проблема философии И. Канта, это:

А) исследование предельных основ бытия; Б) исследование движущих сил развития истории; В) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей; Г) анализ саморазвития абсолютной идеи.

32. Согласно учению Канта, время – это:

А) атрибут материи; Б) растяжение души; В) ожидающе-удерживающая актуализация; Г) априорная форма чувственности.

33. Суждение, в котором выражен смысл категорического императива И. Канта:

А) человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей; Б) человек человеку бог; В) человек друг, товарищ и брат;

Г) человек человеку волк.

34. Гегелем разработаны основные законы:

А) механики; Б) диалектики; В) антропологии; Г) религии.

35. До середины XIX века царило общее убеждение, что философия:

А) царица наук; Б) служанка религии; В) бесполезная мудрость;

Г) универсальная наука.

36. Первым древнерусским философом был:

А) Филофей; Б) Илларион; В) Нил Сорский ; Г) Владимир Мономах.

37. Идеализация русских самобытных начал характерна для:

А) славянофилов; Б) западников; В) народников; Г) марксистов.

38. Представителем антропологического материализма в русской философии является:

А) В.С. Соловьев; Б) Н.Г. Чернышевский; В) П.А. Флоренский;

Г) М.В. Ломоносов.

39. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был:

А) Н. Федоров; Б) В. Соловьев; В) М. Бакунин; Г) А. Лосев

40. Центральным понятием в философии С. Л. Франка было:

А) ноосферы; Б) Софии; В) всеединства; Г) соборности.

41. Автором философии «общего дела» является:

А) Н.Ф. Федоров; Б) Л.Н. Толстой; В) К.Э. Циолковский; Г) М.В. Ломоносов.

42. Философ русского зарубежья, автор исследования « О сопротивлении злу силой»:

А) А.Ф. Лосев; Б) Н.О. Франк; В) П.А. Флоренский; Г) И.А. Ильин.

43. Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из:

А) Эроса и Танатоса; Б) Я и Не-Я; В) Сверх-Я, Я, Оно; Г) либидо, сублимации.

44. Бессознательное, по З. Фрейду, функционирует на основе:

А) импульсов, исходящих из области сознания; Б) интеллектуальной интуиции; В) архетипов; Г) первичных влечений с целью получения удовольствия.

45. Автором книги «Иметь или быть?» является:

А) Ф. Энгельс; Б) Э. Фромм; В) З. Фрейд; Г) Ф. Ницше.

46. Э. Гуссерль является создателем:

А) герменевтики; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) психоанализа.

47. В современной философии значительное внимание уделяется:

А) познанию Абсолютного духа; Б) познанию первоначал, первопричин бытия; В) анализу возможности построения коммунистического общества; Г) исследованию проблем языка.

48. «Философия науки» как направление философского знания появилась в(во):

А) философии марксизма; Б) эпоху Возрождения; В) второй половине XIX века в рамках неклассической философии; Г) средние века.

49. Научный метод, сформулированный К. Поппером, называется принципом:

А) верификации; Б) фальсификации; В) историзма;

Г) несоизмеримости.

50. «Цель оправдывает средства», считают представители:

А) гедонизма; Б) прагматизма; В) аскетизма; Г) провиденциализма.

51. «Философия должна спуститься «с небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», - считают представители:

А) позитивизма; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) прагматизма.

52. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется:

А) самим человеком; Б) культурными традициями; В) философскими учениями; Г) социальными нормами.

53. Характерной чертой философии постмодернизма является:

А) рационализм; Б) исследование предельных основ бытия; В) исторический оптимизм; Г) замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира.

Тема 3. Философское учение о бытии. Развитие мира и его законы.

1. Что такое материализм?

А) учение, считающее первичной материю; Б) учение, считающее первичным сознание; В) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

2. Что такое идеализм?

А) учение, считающее первичной материю; Б) учение, считающее первичным сознание; В) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

3. Что такое дуализм?

А) учение, считающее первичной материю; б) учение, считающее первичным сознание; в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

4. Что такое монизм?

А) учение, считающее, что существует только одна субстанция;

Б) учение, считающее, что существует две субстанции; В) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.

5. Что такое плюрализм ?

А) учение, считающее, что существует только одна субстанция;

Б) учение, считающее, что существует две субстанции; В) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.

6. Что такое субъективный идеализм?

А) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;

Б) учение, считающее первичной человеческую духовность;

В) учение, считающее первичным материальный мир.

7. Что такое объективный идеализм?

а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;

Б) учение, считающее первичной человеческую духовность;

В) учение, считающее первичным материальный мир.

8. Что такое агностицизм?

А) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ;

Б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания; в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения.

9. Что такое метафизика?

А) учение, познающее мир в его изменении; Б) учение, познающее мир помимо его изменения; в) философия, стоящая над физикой.

10. Что такое диалектика?

А) учение, познающее явления в их связи друг с другом; Б) учение, познающее явления вне их связи друг с другом; В) учение, считающее развитие мира целенаправленным.

11. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей?

А) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; Б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; В) форма развития спиралеобразна.

12. Что утверждает закон взаимопревращения количественных и качественных изменений?

А) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; Б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; В) форма развития спиралеобразна.

13. Что утверждает закон отрицания отрицания?

А) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; Б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; В) форма развития спиралеобразна.

14. Какое из следующих утверждений является материалистическим?

А) мир является продуктом действия духовных причин; Б) мир материален; В) мир - продукт совместного действия духовных и материальных причин.

15. Что обозначается категорией движения?

А) любое изменение; Б) пространственное перемещение; В) развитие.

Тема 4. Теория познания. Специфика научного познания.

1. Что такое сознание?

А) свойство материи воспроизводить признаки других предметов;

Б) оценка человеком себя как деятельного существа, отражение действительности в чувственных и умственных образах; В) все вышеперечисленное.

2. Что такое идеальное?

А) способ бытия объекта в психическом мире субъекта; Б) предмет, выступающий представителем другого предмета; В) способ передачи информации от предмета к предмету.

3. Что такое материальное?

А) реакции организма, проявляющиеся в виде удовольствия; Б) существующее до, вне и независимо от сознания человека; В) результат отражения одного предмета в другом.

4. Что такое отражение?

А) форма мышления, фиксирующая общие и отличительные признаки предметов и явлений; Б) свойство материи воспроизводить предметами признаков других предметов; В) приобретение человеком знаний о мире.

5. Что такое истина?

А) отрицание возможности познания мира; Б) человек как носитель познавательной активности; В) адекватное отражение субъектом объекта.

6. Что такое рациональное познание?

А) познание в виде живого созерцания предметов и явлений; Б) отражение содержания предметов в обобщенных абстрактных образах;

В) вывод из одних суждений других суждений.

7. Что такое представление?

А) результат непосредственного воздействия предмета на органы чувств; Б) образ отдельных чувственных признаков предмета;

В) чувственный образ непосредственно не данных предметов.

8. Что такое язык?

А) средство общения, мышления, объективации самосознания;

Б) знаковая система, созданная тем или иным народом в ходе многовековой общественной практики; В) знаковая система, созданная для решения специальных задач в области науки и техники.

9. Что такое интуиция?

А) создание представлений о невоспринимаемых предметах; Б) положение о чувственности как основе познания; В) прямое усмотрение истины без опоры на доказательство.

10. Что такое объективная истина?

А) неопровергаемое знание, полностью отражающее свой предмет;

Б) содержание знания, не зависящее от сознания субъекта; В) знание, которое частично сохранится и в будущем.

11. Что такое догматизм?

А) абсолютизация условности содержания познания; Б) ограничение или отрицание возможностей разума в познании; В) мышление, не учитывающее конкретной ситуации.

12. Что такое заблуждение?

А) знание, рассматривающее предмет в реальных условиях; Б) знание, абсолютизирующее отдельные стороны предмета; В) предметно-чувственная деятельность человека.

13. Что такое «практика как основа познания»?

А) деятельность, в которой возникает и развивается познание;

Б) деятельность как основа оценки истинности знаний; В) деятельность как сфера применения знаний.

14. Что такое метод познания?

А) система правил изучения закономерностей природы, общества или мышления человека; Б) способ получения знаний о любых явлениях действительности; В) прием получения знаний о явлениях определенного вида.

15. Что такое эмпирический уровень познания?

А) познание, опирающееся на теоретические конструкции и их же представляющее; Б) познание на основе непосредственного изучения предметов; В) познание на основе интуиции.

16. Что такое научный факт?

А) изучение предмета таким, каким он дан в восприятии; Б) реальное явление, выступающее основой теоретического обобщения; В) знание об объекте, воспроизводящем признаки другого объекта.

17. Что такое научная проблема?

А) предположение о чем-либо, достоверность чего должна быть установлена позднее; Б) исследование на основе замещения предмета его аналогом; В) система вопросов, решение которых важно для науки.

18. Что такое дедукция?

А) изучение предмета путем расчленения его на части; Б) знание, полученное путем обобщения исходных знаний; В) знание, полученное на основе вывода по законам логики.

19. Что такое формализация?

А) выявление отношений элементов системы и выражение их с помощью знаков; Б) использование средств математики в исследовании;

В) обобщенное выражение знаний о действительности.

20. Что такое системно-структурный анализ?

А) фиксация реальной последовательности состояний исследуемого объекта; Б) изучение предмета как состоящего из частей, связанных определенными отношениями; В) нацеленность на воспроизведение основных этапов развития предмета и способов их связи.

Тема 5. Социальная философия.

1. Что понимается под природой в социальной философии?

А) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;

Б) биосфера и ноосфера; В) часть материального мира, не созданная людьми, в рамках которой существует и с которой взаимодействует общество; Г) вся материальная действительность.

2. Что такое географическая среда?

А) совокупность предметов и явлений природы, вовлеченных в процесс общественного производства на том или ином историческом этапе; Б) совокупность людей, живущих в определенной стране, части света или на Земле в целом; В) сфера деятельности человека по созданию материальных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей; Г) биосфера Земли.

3. Согласие с каким суждением выражает позицию географического детерминизма?

А) природная среда – необходимое условие существования людей;

Б) географическая среда может ускорить или замедлить прогресс общества; В) географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль живущего в ней народа; Г) законы развития общества отличны от законов природы.

4. Что такое общественное бытие?

А) материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу; Б) противоположность общественному небытию; В) жизнь общества во всех его проявлениях; Г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

5. Какое из указанных явлений относится к общественному бытию?

А) мораль; Б) наука; В) культура; Г) государство.

6. Какое из указанных явлений относится к общественному сознанию?

А) политика; Б) наука; В) культура; Г) государство.

7. Что такое способ производства?

А) единство производительных сил и производственных отношений в их конкретно-исторической форме, на определенном этапе общественного развития, в основном определяющее качественную характеристику общества; Б) совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства;

В) деятельность человека по созданию чего-либо, необходимого для удовлетворения материальных или духовных потребностей;

Г) приемы и правила обработки различных природных материалов.

8. Укажите правильное положение:

А) производственные отношения объективны, но не материальны;

Б) производственные отношения зависят от сознания людей; В) производственные отношения материальны, так как складываются независимо от субъективных желаний людей; Г) производственные отношения, как и все человеческие отношения, нематериальны.

9. Укажите правильную формулировку соотношения производительных сил и производственных отношений:

А) производительные силы должны соответствовать производственным отношениям; Б) производственные отношения и производительные силы должны друг другу соответствовать; В) производительные силы могут не соответствовать производственным отношениям;

Г) производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.

10. Укажите диалектико - материалистическое определение практики:

А) практика – это деятельность человека, направленная на достижение поставленных целей; Б) практика – это чувственное восприятие мира; В) практика – это только производственная деятельность людей; Г) практика - это сознательная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем.

11. Какой вид деятельности не относится к практике?

А) политическая забастовка; Б) научный эксперимент; В) предвыборная агитация; Г) приготовление пищи.

12. Что такое общественный класс?

А) большая группа людей, различающаяся по месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам и размерам получаемой ими доли общественного богатства; Б) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; В) общественный организм; Г) объективно сложившееся в обществе исторически устойчивое объединение людей, характеризующееся спецификой образа жизни по сравнению с другими объединениями людей, особым местом и особой ролью в общественной жизни.

13. Что такое государство?

А) система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определенной цели; Б) исторически конкретная совокупность отношений, характеризующих данный этап развития общества, уровень развития основных его сфер, прежде всего экономической и политико-правовой; В) основной политический институт классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и организаций данного общества в целях защиты его экономической и социальной структур; Г) область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами

14. Что такое необходимость в общественном развитии?

А) общественные процессы, происходящие вне контроля человеческого разума; Б) проявление в жизни общества действия объективных законов; В) объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни, этапов ее развития; Г) характеристика условий существования людей как живых организмов.

15. В чьей философии центральное место занимает понятие “социальное действие”?

А) К. Маркса; Б) М. Вебера; В) О. Шпенглера; Г) В. Вернадского.

16. Что означает понятие “народ”?

А) классы и слои общества, которые создают материальные ценности;

Б) все население данной страны; В) исторически изменяющаяся общность людей, характеризующаяся общей исторической судьбой и общей идеей, способная по своему объективному положению решать основные проблемы данного конкретного общества; Г) классы и слои общества, которые в данных конкретно-исторических условиях содействуют прогрессу общества.

17. Если допустить, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих личностей, то какой вывод будет логически вытекать из этого допущения?

А) исторический процесс совершается закономерно; Б) развитие общества невозможно; В) ход истории заранее предопределен и неизбежен; Г) общественная жизнь не имеет никаких объективных законов.

18. Что такое общественно-экономическая формация?

А) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; Б) совокупность материальных и духовных  ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению, мера человеческого в человеке; В) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;

Г) общественный организм.

19. Какое явление относится к базису в структуре общественно-экономической формации?

А) семья; Б) культура; В) государство; Г) экономика.

20. Какое явление относится к надстройке в структуре общественно-экономической формации?

А) семья; Б) культура; В) государство; Г) экономика.

21. Что такое цивилизация?

А) совокупность материальных и духовных  ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению, мера человеческого в человеке; Б) собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью охватываемых ею индивидов и социальных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства; В) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей; Г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

22. Что обозначается категорией прогресса?

А) любое изменение; Б) переход от простого к сложному, от низшего к высшему; В) развитие; Г) эволюция.

23. Что обозначается категорией регресса?

А) упрощение, упадок, деградация; Б) любое изменение; В) переход от простого к сложному, от низшего к высшему; Г) развитие.

24. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во):

А) конце XIX в.; Б) XVIII в.; В) второй половине XX в.; Г) начале XX в.

25. Необходимым и предварительным условием решения всех глобальных проблем является:

А) регулирование темпов роста народонаселения; Б) преодоление дисбаланса в экономическом развитии отдельных стран; В) освоение ресурсов мирового океана; Г) предотвращение III-й мировой войны.

26. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии:

А) «информатизация»; Б) «технологизация»; В) «идеологизация»; Г) «глобализация».

27. В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во):

А) росте экономической самостоятельности государств; Б) взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами; В) формировании социально-ориентированной экономики; Г) выходе экономики за национальные рамки.

28. Типичным образованием глобального коммуникационного поля является:

А) субкультура; Б) поп-культура;  В) национальная культура; Г) маргинальная культура.

29. Для того чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо прежде всего:

А) активизировать исследование космоса; Б) разработать международный экологический кодекс; В) изменить потребительское отношение человечества к природе; Г) снизить темпы научно-технического прогресса.

30. Спецификой глобального характера современного общества не является (-ются):

А) высокие темпы развития техники; Б) массовый характер современного производства; В) ускоренное развитие средств массовой коммуникации; Г) постоянная смена философских концепций.

31. Проблема голода и нищеты в отсталых странах

А) Относится к экологическим проблемам; Б) Вообще не является глобальной проблемой; В) Относится к проблеме международного терроризма; Г) Относится к группе проблем межгосударственного характера.

32. Что из перечисленного не входит в интерсоциальные глобальные проблемы?

А) вопросы войны и мира; Б) рост наркомании; В) установление справедливого экономического порядка; Г) все вышеперечисленное.

33. Какая из перечисленных проблем является глобальной?

А) проблема вымирания коренных народов севера Тюменской области; Б) конфликт “белого” и “чернокожего” населения США; В) межэтнические взаимоотношения; Г) все вышеперечисленное.

34. Международная общественная организация, созданная в 1968 году для анализа наиболее острых проблем современности, получила название:

А) Парижский клуб; Б) Гейдельбергский клуб; В) Римский клуб; Г) Венский клуб.

Тема 6. Философская антропология.

1. Как называется раздел философии, в котором изучается проблема человека?

А) аксиология; Б) онтология; В) философская антропология; Г) этика.

2. Что изучает философская антропология?

А) конкретные характеристики человека; Б) антропное воздействие на окружающую среду;

В) природу и сущность человека;Г) особенности функционирования высшей нервной системы.

3. Почему проблема человека требует своего разрешения?

А) без ясного ответа на эту проблему человек не может существовать;

Б) потому что без решения этой проблемы человек не может научно мыслить; В) в зависимости от того, как мы себя понимаем, тем и становимся, к тому и стремимся, так и живем; Г) все вышеперечисленное.

4. Могут ли разрешить проблему человека частные науки и почему?

А) нет, потому что частные науки не исследуют проблемы, имеющие отношение к человеку; Б) да, потому что частные науки исследуют проблемы, имеющие отношение к человеку; В) нет, потому что частные науки дают фактический материал, требующий правильной интерпретации, оценки; Г) да, потому что частные науки дают фактический материал, требующий правильной интерпретации, оценки.

5. Почему ряд философов утверждают, что человек не есть нечто, заданное исключительно природным, социальным или духовным мирами?

А) внутренний, духовный мир человека абсолютно субъективен;

Б) роль человеческой индивидуальности в наши дни неуклонно возрастает; В) человек при определенных условиях не порождается природой, а оказывается в ситуации постоянного «зановорождения»;

Г) все вышеперечисленное.

6. Чем объясняют мноообразие самопонимания человека в различных культурах философы, придерживающиеся экзистенциалистской позиции?

А) относительной свободой человека; Б) различными условиями жизни индивидов; В) социально-биологической детерминацией природы человека; Г) социальными причинами.

7. Философская антропология, это философское учение о:

А) природе; Б) цивилизации; В) обществе; Г) человеке.

8. Понимание человека как микрокосма характерно для философии:

А) Нового времени; Б) современной; В) средневековой; Г) античной.

9. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется:

А) гуманистической; Б) социологизаторской; В) рационалистической; Г) натурализаторской.

10. Вера в безграничные возможности человека характерна для философии:

А) Нового времени; Б) ХХ века; В) средневековья; Г) античной.

11. Учение, согласно которому сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений, есть:

А) неокантианство; Б) неопозитивизм; В) марксизм; Г) экзистенциализм.

12. Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть:

А) индивид; Б) особь; В) личность; Г) гражданин.

13. Духовно–телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть:

А) особь; Б) индивид; В) герой; Г) личность.

7. Личность понимается как:

А) поведенческо-генетическая характеристика человека; Б) субъект общественных отношений; В) природная характеристика человека; Г) продукт общественных отношений; Д) неповторимые своеобразные качества человека.

14. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется:

А) поведением; Б) проектированием; В) трудом; Г) активностью.

9. Взгляд личности на что-либо есть:

А) убеждение; Б) понятие; В) мнение; Г) интроспекция.

15. Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является:

А) Америка; Б) Азия; В) Африка; Г) Австралия.

16. Личное спасение является смыслом жизни в:

А) экзегетике; Б) антропологии; В) религии; Г) гедонизме.

17. Христианское понимание смысла жизни заключается в:

А) материальном обогащении; Б) преобразовании мира; В) накоплении знаний; Г) спасении.

18. В бунте против абсурда видел смысл жизни человека:

А) А. Камю; Б) З. Фрейд; В) К. Маркс; Г) М. Хайдеггер.

19. Этическая позиция, связывающая смысл жизни с наслаждением, характерна для:

А) альтруизма; Б) гедонизма; В) эвдемонизма; Г) стоицизма.

20. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека:

А) эвдемонизм; Б) утилитаризм; В) гедонизм; Г) аскетизм.

Темы 7 - 9. Этика как раздел философского знания. Эстетика как раздел философского знания. Философия культуры.

1. Как называется учение о ценностях?

А) аксиология; Б) андрагогика; В) антропология; Г) гносеология.

2. Как называется подход, при котором ценности выводятся из эмпирической (социальной или природной) реальности или считаются обусловленными ею?

А) аксиологический; Б) антропологический; В) натуралистический;

Г) трансцендентный.

3. Как называется подход, при котором ценности рассматриваются существующими как бы независимо от реальности и данными человеку непосредственно в его опыте?

А) аксиологический; Б) антропологический; В) натуралистический;

Г) трансцендентный.

4. Что такое ценность?

А) материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета (свойства, отношения) и используемый для обработки информации; Б) обобщенное, устойчивое представление о чем-то предпочитаемом как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, целям человека или другого социального субъекта; В) образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы; Г) специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта.

5. Что такое идеал?

А) материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета (свойства, отношения) и используемый для обработки информации; Б) обобщенное, устойчивое представление о чем-то предпочитаемом как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, целям человека или другого социального субъекта; В) образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы; Г) специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта.

6. В чем состоит задача этики как философской дисциплины?

А) изучение сущности и существования человека; Б) изучение того, как люди поступают в той или иной культуре; В) исследование того, как люди должны поступать; Г) исследование того, что люди считают добром и злом.

7. Как называется принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми на основе представлений о должном, о сущности человека и его правах?

А) гуманизм; Б) мораль; В) справедливость; Г) право.

8. Как называется учение о способах поведения и взаимоотношений между людьми?

А) мораль; Б) нравственность; В) право; Г) этика.

9. Что такое свобода совести?

А) осознанная необходимость; Б) право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения; В) право человека не считаться с убеждениями своей совести; Г) способность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями.

10. Как называется вид любви, который обязательно предполагает свободный выбор?

А) дружба; Б) милосердие; В) привязанность; Г) эрос.

11. Как называется вид любви, который обязательно предполагает бескорыстное желание добра другому?

А) дружба; Б) милосердие; В) привязанность; Г) эрос.

12. Что такое культура?

А) весь образ жизни, определяемый социальным окружением и приобретенный индивидом как членом данного общества; Б) процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств; мера человеческого в человеке; В) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей; Г) поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символических действий, слов или подражания.

13. Укажите правильное положение:

А) культура – это надстройка общества; Б) культура – это самостоятельный элемент общества, находящийся вне базиса и надстройки;

В) культура – это явление, существующее только в рамках цивилизации; Г) культура – это явление, характеризующее структуру общественно-экономических формаций и цивилизаций.

14. Слово культура в переводе с _____языка означает возделывание, обработка земли:

А) греческого; Б) английского; В) латинского; Г) немецкого.

15. Противопоставление культуры и цивилизации характерно для:

А) философии античности; Б) философии средних веков; В) философия эпохи Возрождения; Г) неклассической философии XIX - XX вв.

16. Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется:

А) адаптационной; Б) коммуникативной; В) познавательной; Г) аксиологической.

17. Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется:

А) маргинальной; Б) массовой; В) элитарной; Г) информационной.




1. Организация учета товарных операций в розничной торговле»
2. . Понятие и содержание функции государства
3. Игровые технологии в системе образования студента.html
4. Укажите структуру нехарактерную для бактериальной клетки- амитохондрии в плазмиды
5. Гранада (Grnd)
6. Капитал К. Маркса его основные идеи и противоречия
7. Грабеж и его вид
8. РОБОЧИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ З ДИСЦИПЛІНИ «МЕНЕДЖМЕНТ»
9. 1Век грандиозных технических изменений научно технических революций качественного повышения уровня матер
10. Реферат- Искусство Древней Греции и Древнего Рима
11. БИЗНЕСА В РОССИИ В 60х годах в США возникли идеи создания децентрализованной компьютерной сети которая бы
12. Инфекционные болезни хронический вирусный гепатит
13. И возможно не первый раз.
14. ИСТОРИЯ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Время проведения- 2декабря 10 декабря 2013 г
15. Френсис Бэко
16. Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут бытьсведены к следующему
17. Защита трудовых прав
18. 1] Предисловие. [1] ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА [2] ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА [3]
19. Реферат- Банковский кредит
20. 2007г КАФЕДРА ФИНАНСОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СТАТИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЭК.